Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Социология и политология Автор-разработчик icon

Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Социология и политология Автор-разработчик


Смотрите также:
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Стилистика Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Философия Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Делопроизводство Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Общее языкознание Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Введение в языкознание Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Теория перевода Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Введение в когнитивную лингвистику...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Фразеология русского языка Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Методы лингвистического анализа...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Основы психолингвистики и социолингвистики...
Курс Учебно методические материалы по дисциплине Древние языки и культура Автор-разработчик...
Курс Учебно-методические материалы по дисциплине Методологические основы лингвистического...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»


Социально-гуманитарный факультет

Кафедра русской филологии


Направление 031100. 62 – Лингвистика (бакалавриат)

2 курс


Учебно-методические материалы

по дисциплине


Социология и политология


Автор-разработчик:

ст.преподаватель Кулик О.И.


Хабаровск


Тексты лекций


Лекция № 1.

Социология как наука. Предмет и функции социологии.

План

  1. Понятие социального.

  2. Объект и предмет социологии.

  3. Функции социологии.


1. Социальные отношения, обусловленные взаимодействием людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей в пище, одежде, жилье, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т.д.

Действие осознанно и целенаправленно, люди совершенствуют способы производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений. Социальные отношения возникают по поводу комплекса интересов и потребностей. Социальные отношения это отношения связанные с формированием и развитием самих субъектов общественных отношений. В них человек не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности.

2. Социология (от лат. societas – общество и гр. Logos – знание, понятие, учение) – наука об обществе и обществознание. В ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со своим отличным от других наук предметом.

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет социологической науки. Объектом социологической науки является все общество в его целостности и системности.

Предметом социологической науки является социальная сфера (социальная жизнь) общества.

Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные инструменты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение и т.д.

При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы.

Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет – это то, на что направлено конкретное социологическое исследование.

3. Функция – исполнение, назначение, осуществление.

К основным функциям социологии относятся:

1) познавательная функция – определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;

2) прогностическая функция – выработка научно – обоснованных прогнозов о перспективах развития общества;

3) управленческая функция – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

4) инструментальная функция – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

Возникнув как наука, исследующая, прежде всего социальную сферу общества, социология в ходе своего развития расширяет зону научного поиска. Социология как общественная наука, связанная с естественными, техническими, математическими науками.


Лекция № 2.

Становление и развитие социологической мысли. Классические социологические теории.

План

  1. Возникновение социологии как науки.

  2. Классическая социология конца XIX – начала XX века.

  3. Социология в России.


1. В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые социальные институты, изменялась социальная структура общества. Чтобы объяснить сущность происходящих перемен, требовались новые теоретические и методологические подходы.

Французский философ Огюст Конт 1798 – 1857) разработал социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать, конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Первоначально О. Конт назвал свою науку «социальной физикой», а впоследствии социологий.

«Позитивная» социология получила дальнейшее развитие в трудах английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903). Он является одним из основоположников биологического направления в социологии. Г. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, каждый «орган» (социальный инструмент) которого выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества.

К. Маркс внес значительный вклад в становление и развитие социологической науки. Им была всесторонне проанализирована социальная структура современного ему капиталистического общества, выявлена роль экономических факторов в развитии социально политических отношений, дано определение таким – понятиям, как «класс», «социальный слой», «классовая борьба», и др.

2.Классический этап развития социологии связан с именами таких известных ученых – социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Г. Моска, В. Парето и др. Так, французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) считал, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо наличие особого предмета и соответствующего метода. Таким предметом (по Дюркгейму) является особая «реальность» основу, которой составляют социальные факторы.

По мнению Дюркгейма, социология занимает центральное место среди общественных наук. Другой яркий представитель классической социологии – выдающийся немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864 – 1920). Он является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. М. Вебер уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей. Он считал, что деятельность отдельных личностей и групп не предопределена социальными отношениями и социальной структурой, а является осмысленной и, в значительной мере, самостоятельной.

Задачей социологии (по М. Веберу) является исследование осмысленного взаимодействия людей через призму общепринятых образцов. В этом и заключается суть и смысл понимающей социологии.

3. Социология в России.

Под влиянием западной социологии в России во второй половине XIX в. постоянно формировалась своя социологическая школа. В значительной мере этому способствовали такие российские ученые как Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, П.Л. Лавров, А.И. Стронин и д.р.

В конце XIX – начале XX века социология в России сформировалась как самостоятельная наука, которая не только отражала теории западных ученых, но и исследовала реальные проблемы российского общества. Всеобщий вклад в развитие социологии в этот период внесли такие российские ученые, как М.М. Ковалевский, П.А. Кропоткин, Г.В. Плеханов, П.А. Сорокин (1889 – 1968) был создателем в 1919г. первого в России факультета социологии Петроградского университета.

Развитие российской социологической науки было прервано в начале 20 - х г. XX века. После Октябрьской революции 1917г. и гражданской войны, не нужна была наука, говорившая правду о состоянии и перспективах российского общества. Запреты и понятия на социологию продолжались почти сорок лет.

Только с середины 60 – х годов XX в. социология начинает постепенно возрождаться. Появляются отдельные публикации, проводятся исследования. Однако социологам той поры приходилось действовать весьма осторожно и осмотрительно, так как данные социологических исследований и их теоретические обобщения нередко вступали в противоречие с господствующей тогда идеологией и реальной политикой государства. И только в конце 80 – х г. были сняты все запреты и ограничения на развитие социологии в России.


Лекция № 3

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

План

  1. Определение понятия «общество». Основные признаки общества.

  2. Типология общества.

  3. Социальные институты.

  4. Происхождение и сущность глобальных проблем.




  1. Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле.

Общество – это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Это системное образование, представляющее собой целостный саморазвивающийся социальный организм. Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

  1. Территория – это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория оказывает существенное влияние на общественные отношения.

  2. Социальная структура – взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность – большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе.

Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые нормы правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии.

  1. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления.

Самостоятельность – способность общества к саморегуляции, т.е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер.

  1. Социокультурное единство. Основными факторами социокультурного

единства общества являются: общность основных социальных институтов, общность языка, единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

2. В научной литературе существуют различные подходы к типологизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие – на первобытные и современные, третьи – на варварские и цивилизованные и т.д.

1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX века. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно – экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе (коммунистическую). Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве.

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен социологом Даниелем Беллом. Он делил историю развития общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждый из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

3. Социальный институт относительно устойчивый комплекс норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической сфере и т.д. Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей.

Основными социальными институтами в обществе являются:

- институты семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

- политические институты (государство, партии), потребности в безопасности, порядке и управлении;

- экономические институты (производство, собственность и др.) – потребности в добывании средств существования;

- институты образования – потребности в социализации, подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

- институт культуры – потребности в воспроизводстве социальной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

- институт религии – потребность в решении духовных проблем;

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты.

4. В отношении настоящего времени все большое количество социологов склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Ученые считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.


Лекция № 4

Социальная стратификация обществ. Понятие социального статуса.

План

  1. Социальная стратификация обществ.

  2. Социальные статусы и социальные роли личности.

  3. Социализация личности.

  4. Самореализация личности.


1. Теория социальной стратификации дает более реальное представление о социальной структуре современного общества, нежели марксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социальная стратификация – это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархическом ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. Stratum – слой, пласт) – социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

Социально- классовую структуру современного общества принято делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социальным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции.

2. Социальный статус – это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время использовать свои функции и роли в надлежащем образе.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т.д.

Статусы бывают предписанными – приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т.д.) приобретенными или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других – семейным положением, для третьих – с общественной деятельностью и т.д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности.

Социальная роль – это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям:

  1. функциональной целесообразности;

  2. соответствовать социокультурным ожиданиям людей;

Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других – оба считаются равнозначными.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно - неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной оценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других – считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других – исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

3. Социализация – это процесс освоения индивидом на протяжении жизни социальных норм, культурных ценностей и образов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей. Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.) Метод и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.) создает относительно устойчивую систему социализации.

4. Личность – это объект и субъект социального взаимодействия. Поэтому в процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, её предрасположенность к определенным видам деятельности, общая направленность поведения. Активный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых результатов, нежили индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств. Самореализация личности это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей. Стратегическая цель это ориентация личности на длительную перспективу. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. Стратегия жизненного благополучия – стремление создать благоприятные условия жизни;

  2. Стратегия жизненного успеха – стремление получить очередную должность, очередное звание, заработать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т.п.;

  3. Стратегия жизненной самореализации – стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Каждая личность в той или иной мере сочетает в себе все виды жизненных стратегий. Но у разных индивидов, в зависимости от обстоятельств и личностных качеств, проявляются эти стратегии по – разному.


Лекция № 5

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

План

  1. Социальное действие.

  2. Социальное взаимодействие.

  3. Социальные отношения.


1. Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

    1. целерациональное действие – осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

    2. ценностно-рациональное действие – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);

    3. традиционное действие – действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают какие – либо трудности в передвижении.

    4. аффективное действие – действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т.е. не подлежащее социологическому анализу.

2. Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта:

  1. реакция субъекта на актуальную ситуацию, на те или иные сменяющие друг друга события;

  2. привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;

  3. целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субъектом более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и обустройство семьи и др.);

  4. реализация стратегических жизненных целей.

3. В социологии социальные отношения трактуются в широком и узком смысле. В широком смысле это общественные отношения между субъектами (классами, социальными группами и общественностями и т.д.) во всех сферах общественной жизни. В узком смысле они означают срез, синтез социальных сторон всех видов общественных отношений, которые непосредственно сказываются на положении человека (группы, слоя) в обществе. Это отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, групп, слоев, классов в обществе, реализации принципа социальной справедливости.

Социальные отношения могут быть односторонними и взаимными, негативными, враждебными, приводящими к конфликтам, отношениями сотрудничества, понимания, гуманитарными и т.д. Особо выделяют социальные отношения зависимости от власти, которые в той или иной степени пронизывают все другие отношения.


Лекция № 6

Социология культуры.

План

  1. Определение понятия «культура».

  2. Структура культуры.

  3. Типология культуры.


1. Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этноса, нациям, народам).

Первоначально термин «культура» означал возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становиться весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом, человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человека, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.

Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты), такие, как средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т.д.

Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения, действительности. По сути культура и начинается с оценки, что хорошо, а что плохо.

2. Существуют различные взгляды относительно того, какие социальные элементы включает культура как целостная система. Наиболее распространено представление о культуре как о диалектическом единстве двух составляющих: материальной и духовной.

В первой половине XX в. Возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры – это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры – это взаимоотношение людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры – это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.

Сознание. Это основное, что отличает человека от других видов животного мира.

Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира.

Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением.

Деятельность – осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы».

3. Культура многофункциональна и разнообразна. Принято деление культуры на народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления, как субкультура и контркультура.

Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Народная культура включает: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т.д. Она является основной для возникновения и формирования всех других видов культуры.

Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты как культура для избранных натур. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т.д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие высокой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

Массовая культура получает свое распространение с развитием массовых коммуникаций. Суть массовой культуры – массовое производство культурных образцов и массовое их потребление. Оно осуществляется с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.

Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.

3. Субкультура – часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.

Субкультура – это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Она является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.

Контркультура - социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е гг. XX в. в молодежной среде западных стран. Контркультура – это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких, как индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др.


Лекция № 1

Объект, предмет и метод политической науки.

План

  1. Понятие политологии.

  2. Объект и предмет исследования.


1. Политология – это наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политической власти, политическом сознании, культуре и т.д.

Существует много определений понятия «политология» Например, некоторые исследования рассматривают политологию в широком смысле как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разно уровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду совокупность политических наук: политической философии, политической экономики, политического права и т.д. Такому подходу политологии наилучшим образом соответствует понятие «политические науки». Мы рассматриваем политологию в узком смысле как науку, призванную исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

  1. Объектом исследования политологии является политическая сфера общества и ее отдельные подсистемы. Объект – некая объективная реальность, не зависимая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками.

Предмет исследования – это то, на что направлено конкретное исследование, определенный аспект (грань) реального объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования.

Объект и предмет во многом зависит от направления исследования. Можно выделить три основных направления политического исследования:

1) исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно – политические движения и другие политические институты.

2) исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также обработку различных политических технологий для их практического применения:

3) исследование политического сознания, политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.


Лекция № 2

История политических учений.

План

1. Основные этапы и направления развития политической мысли.

2. Развитие русской политической мысли.


1. Развитие политической мысли – длительный исторический процесс, имеющий свои этапы и периоды. Обычно в политической литературе выделяются несколько основных этапов применительно к истории человечества. В древности преобладали мифологические представления о месте человека в мире: земные порядки рассматривались как неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих общественное происхождение

Политическая мысль Средневековья, Возрождения пришла к выводу о божественном происхождении власти, об основных критериях общественного процесса. Мыслители Нового времени (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф.М. Вольтер) разрабатывали концепции «общественного договора» и «естественного права», «гражданского общества» и «правового государства» и др. Ф.М. Вольтер отстаивал равенство граждан перед законом, свободу слова.

Ведущим направлением 1-й половины XIX века стал либерализм, который исходил из неразрывности свободы индивида и его социальной ответственности, что соответствует идее правового государства. В середине XIX века возникло новое направление политической мысли марксизм. В трудах К. Маркса и Ф Энгельса впервые сформулированы положения о зависимости политики государства и права от материальных условий, экономического базиса.

На рубеже XIX – XX в.в. произошло становление политологии как науки. В это время созданы основные теории и концепции: теория «элит», типология политических систем, концепции политических партий и партийных систем, теория политической культуры и др.

Наука развивается и претерпевает некоторые изменения в соответствии с новыми реалиями. Но важнейшие выводы и теоретические положения составляющие основу политологии не устарели.

2. Невозможно представить политическую науку без русской политической мысли. В русской политической мысли существовали, взаимодействовали и нередко боролись различные взгляды, теории, течения и концепции: консервативная и либеральная; социал-демократическая и революционно-демократическая.

Русская политическая мысль, как оригинальное образование мировой политической мысли возникает с принятием христианства. Политическая мысль представляет собой определенную систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы государственного устройства.

До XVIII в. русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме, с XVIII в. в ней преобладают светские и просветительские тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, политические учения Ф. Прокоповича, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого и др. Известны политические труды Н.Г. Чернышевского, П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др.


Лекция № 3

Гражданское общество, его происхождение и особенности.

План

1. Определение гражданского общества, его происхождение.

2. Основные признаки гражданского общества.


1. Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства.

Во взаимодействии общество – государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пересекаются.

2. Основные признаки гражданского общества:

  • разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

  • демократия и плюрализм в политической сфере;

  • рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

  • экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

  • социальную основу гражданского общества составляет средний класс – это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

  • приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

  • идеологический и религиозный плюрализм;

  • свобода слова и средств массовой информации.

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.


Лекция № 4

Политические системы и политические режимы.

Политические партии.

План

  1. Понятие и структура политической системы.

  2. Понятия политического режима Форма политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

  3. Политическая партия: понятие, сущность.


1. Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно-идеологической, правовой и др. Политическая система осуществляет политическую власть в обществе и в связи с этим она доминирует над всеми иными подсистемами.

Политическая система – это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно-правовую и функционально-коммуникативную.

  1. Институциональная подсистема включает всю совокупность политических институтов как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации. Формализованные институты по сути создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функционально-ролевой определенностью. К неформализованным относятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодически) по мере необходимости.

  2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института. В современном обществе основу нормативно-правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

  3. Функционально-коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима важна не столько структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического уровня.

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намеченные политические цели, способы и методы их достижения.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества.

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от других форм государственного насилия - деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть, влияние; auctor – зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерны: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати.

Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно – фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не влияют на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями.

Демократия (от лат. demos – народ и kratos – власть) - власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т.д.) Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

3. Слово «партия» происходит от лат. (partis) – часть, группа. Действительно, политическую партию можно представить как часть (группу) какого – либо класса (классов), социального слоя (слоев) или общественного движения. Эта часть (группа) наиболее организованная и способная выражать и защищать интересы тех классов и слоев общества, которые она представляет. В отличие от общественно-политического движения, партия имеет достаточно стабильную и устойчивую структуру и четкую программу.

Политическая партия – устойчивая политическая организация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами, представляющая определенные классы и социальные слои.

Основная деятельность партий направлена на борьбу за власть или участие во власти.

Политическая партия представляет собой общественный институт с четкой организацией, рассчитанной на долговременный характер, и своей внутренней структурой. Она обладает собственной идеологией и программой, которая декларирует цели деятельности партии и способы их достижения; имеет свой устав, закрепляющий принципы строительства партии.


Лекция № 5

Мировая политика и международные отношения.

Особенности мирового политического процесса.

План

1. Понятие международных политических отношений.

2. Структура международных политических отношений.

3. Особенности мирового политического процесса.


1. Международные политические отношения представляют собой совокупность связей и взаимодействия между субъектами международной политики по поводу интересов и способов их достижения, а также по поводу возникающих проблем и способов их решения.

Главной объективной основой формирования и развития международных отношений являются интересы. Прежде всего интересы делают государство союзниками, соперниками или врагами. Однако чтобы реализовать те или иные интересы, субъектам необходимо учитывать ряд дополнительных факторов, которые также влияют на формирование международных отношений. К числу этих факторов относятся:

  • принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН и в других международных документах;

  • двусторонние и многосторонние договорные обязательства;

  • расстановка военно-стратегических сил в мире;

  • чрезвычайные события в отдельных странах и регионах;

  • состояние природной среды, сырьевых и природных ресурсов;

  • взаимозависимость международных акторов;

  • угроза международного терроризма;

  • угроза глобальных мировых катастроф и т.д.

Важнейшим элементом международных отношений является международная власть. Эта сила, опирающаяся на военный, экономический и иной потенциал объединившихся государств, способная влиять на поведение участников международного политического процесса. Так, решение Совета Безопасности ООН обязательны для исполнения всеми государствами. В противном случае к нарушителю могут быть применены различные санкции, вплоть до принуждения силой.

2. В политической науке нет единого представления о структуре международных политических отношений. С нашей точки зрения, такая структура может быть представлена в виде трех составляющих:

  1. субъекты международных политических отношений;

  2. объекты международных политических отношений;

  3. нормативно-правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами.

Субъектами международных политических отношений являются: государство и группы государств; международные политические и общественные организации, создаваемые государствами (ООН, НАТО, ЮНЕСКО и др.); объединения, сообщества, союзы, ассоциации и пр., создаваемые внегосударственными (в том числе и террористическими) организациями, движениями и т.д.

Под объектами международных политических отношений подразумеваются различные международные интересы.

Нормативная правовая база международных политических отношений представляет собой все многообразие двухсторонних, многосторонних и иных договорных обязательств, которые заключаются на основе принципов международного права.

3. Совокупная деятельность государств на международной арене называется мировой политикой. Мировой политический процесс трактуется как динамичный аспект мировой политики. По существу, он и есть эта политика, но представленная в разрезе становления, функционирования и развития.

Современные международные отношения мировой политический процесс отличается рядом особенностей и основных тенденций.

Во-первых, осуществляется переход от биполярного мира, когда две супердержавы СССР и США решали все международные проблемы, к монополярному к единовластию США после распада СССР и прекращения действия Варшавского договора.

Во-вторых, стремление народов к установлению нового мирового порядка.

В-третьих, возрастает роль национального фактора – усиливается стремление ранее угнетаемых народов к независимости, суверенитету, самостоятельности, что нередко порождает целую систему межнациональных конфликтов и войн.

В-четвертых, нарастают глобальные кризисные явления во всех областях человеческой деятельности – от экономики и политики до культуры и религии. Итак, международные отношения – сложный и противоречивый процесс, требующий политической мудрости и благоразумия.


^ Вопросы к практическим занятиям


Практическое занятие № 1

Объект, предмет и метод политической науки.

Вопросы для практического занятия:

  1. Дайте определение понятия «политология».

  2. Что является объектом исследования политологии?

  3. Каковы основные направления политических исследований?



Практическое занятие № 2

История политических учений.

Вопросы для практического занятия:

  1. Каковы основные этапы и направления развития политической мысли?

  2. Какие положения сформулированы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса?

  3. Какие взгляды, концепции существовали в русской политической мысли?

  4. Как развивалась политическая мысль в России?



Практическое занятие № 3

Гражданское общество, его происхождение и особенности.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что такое гражданское общество?

  2. Как взаимодействуют между собой общество и государство?

  3. Каковы основные признаки гражданского общества?

  4. Когда возникает гражданское общество?



Практическое занятие № 4

Политические системы и политические режимы.

Политические партии.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что такое политическая система?

  2. На какие основные подсистемы можно разделить политическую систему?

  3. Что такое политический режим?

  4. Какие основные формы политических режимов выделяются?

  5. Что такое тоталитаризм?

  6. Что такое авторитаризм?

  7. Что такое демократия?

  8. Что такое политическая партия?


Практическое занятие № 5

Мировая политика и международные отношения.

Особенности мирового политического процесса.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что такое международные политические отношения?

  2. Какие факторы влияют на формирование международных отношений?

  3. Какова структура международных политических отношений?

  4. Каковы основные особенности мирового политического процесса?



Практическое занятие № 1

Социология как наука. Предмет и функции социологии.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что изучает наука социология?

  2. Что является объектом социологической науки?

  3. Что является предметом изучения социологии?

  4. Каковы функции социологии?



Практическое занятие № 2

Становление и развитие социологической мысли.

Классические социологические теории.

Вопросы для практического занятия:

  1. Почему социология как самостоятельная наука возникла только в середине XIX века?

  2. Почему О. Конт называл социологию «позитивной» наукой?

  3. Назовите наиболее известных социологов конца XIX - начала XX века?

  4. Каковы особенности развития социологии в России?



Практическое занятие № 3

Общество и социальные институты.

Мировая система и процессы глобализации.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что такое общество в широком и в узком смысле?

  2. Каковы основные признаки общества?

  3. В чем различие между цивилизационным и формационным подходам к типологизации общества?

  4. Что такое социальный институт и какова его роль в обществе?



Практическое занятие № 4

Социальная стратификация обществ.

Понятие социального статуса.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что такое социальная стратификация?

  2. Дайте определений понятий «социальный статус» и «социальная роль».

  3. Что такое социализация личности?

  4. Что такое самореализация личности?

  5. Каковы основные типы жизненных стратегий?



Практическое занятие № 5

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

Вопросы для практического занятия:

  1. Что представляет собой социальное действие?

  2. Дайте определение понятия «социальное взаимодействие».

  3. Что такое социальные отношения?

  4. Какими могут быть социальные отношения?



Практическое занятие № 6

Социология культуры.

Вопросы для практического занятия:

  1. Дайте определение понятия «культура».

  2. В чем особенности социологического понятия культуры?

  3. Каковы основные типы культуры?

  4. В чем сходство и в чем различие между понятиями «субкультура» и «контркультура»?



Список использованных источников

  1. Гаджиев К.С. Политология – М.: Логос, 2003.

  2. Кравченко А.И. Политология - М.: Проспект, 2005.

  3. Панарин А.С. Политология - М.: Проспект, 2004.

  4. Полунина Г.В. Политология - М.: Акалис, 1998.

  5. Волков Ю.Г. Социология – М.: Гардарики, 2006.

  6. Добреньков В.И. Социология – М.: Инфра – м, 2002.

  7. Кравченко А.И. Социология – М.: Гардарики, 2006.

  8. Фролов С.С. Социология – М.: Гардарики, 2007.




Скачать 377,28 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер377,28 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх