Национальная и индивидуально-авторская концептуализация понятия «город» в русской языковой картине мира 10. 02. 01 Русский язык icon

Национальная и индивидуально-авторская концептуализация понятия «город» в русской языковой картине мира 10. 02. 01 Русский язык



Смотрите также:
Репрезентация концепта «дом» в русской языковой картине мира 10. 02. 01 «Русский язык»...
Бюллетень новых поступлений литературы в Научную библиотеку Кубгу июнь 2009 г...
Внутренний человек в русской языковой картине мира: образно-ассоциативный и прагмастилистический...
Синонимические средства выражения концептосферы «деятельность» в русской и английской языковой...
Анализ ситуации в сфере образования...
Ли Ли
Слово как ключевая единица в русской языковой картине мира...
Субстанциальность и метафоричность концепта «сердце» «ГУ» в языковой картине мира (на материале...
Фитонимическое пространство в языковой картине мира: словообразовательный и мотивационный...
Концептосфера «человек телесный» в русской и немецкой паремиологической картине мира...
Мальцевой Людмилы Валерьевны «Эмотивно-событийный концепт «горе, беда...
Концепт «война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале английского...



скачать
На правах рукописи


Воднева Марина Геннадьевна


НАЦИОНАЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГОРОД»

В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА


10.02.01 – Русский язык


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Краснодар

2011

Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО

«Кубанский государственный университет»


Научный руководитель: доктор филологических наук профессор

Исаева Лидия Алексеевна


^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор

Елина Евгения Аркадьевна


доктор филологических наук профессор

Сомова Елена Георгиевна


^ Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»


Защита диссертации состоится « 13 » декабря 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.08 при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, аудитория 333.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, аудитория 333.

Автореферат разослан «____» ноября 2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор филологических наук,

доцент Ю.В. Баклагова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Центральными понятиями современной лингвистики являются понятия антропоцентрической парадигмы, ставшей ключевой для гуманитарного знания. Основные направления в лингвистике, формирующиеся в рамках данной научной парадигмы, – когнитивная лингвистика и лингвокультурология, фундаментальными категориями которых являются «концепт», «концептуализация», «картина мира» (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, Е.В. Фрумкина, Н.В. Уфимцева и др.).

Актуальность настоящего исследования обусловлена обращением к проблемам концептуализации мира и определяется разработкой таких проблем современной лингвистики, как приобретение понятиями приращенных смыслов, изучение особенностей реализации индивидуально-авторской картины мира в языковом творчестве художников слова и др. Актуальность работы определяется также выбором в качестве объекта изучения концептуализированного понятия «город», которое как один из базовых концептов в русской языковой картине мира входит в ядро языкового сознания русского народа и имеет большое значение в русской ментальности [Караулов 2000, Уфимцева 2000], однако не получил своего целостного описания в языковом и культурологическом планах.

Предметом рассмотрения являются способы и особенности репрезентации концептуализированного понятия «город» на национально-культурном (лексическая и фразеологическая системы, тексты народных песен и песен бардов) и индивидуально-авторском (рассказы и повести Ю.В. Трифонова и В.С. Маканина, романы Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова) уровнях.

Материалом исследования послужили 770 фразеологических контекстов (70 фразеологизмов, 700 паремий), извлеченных из «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией И.В. Федосова, из «Словаря русских пословиц и поговорок» В.П. Жукова, сборника В.И. Даля «Пословицы русского народа»; 250 художественных контекстов (ХК) русских народных песен, 75 ХК песен бардов, 185 ХК Ю.В. Трифонова, 159 ХК В.С. Маканина, 174 ХК Е. Гришковца, 197 ХК А. Кабакова, 192 ХК Ю. Полякова. Выбор материала обусловлен определением широкого круга контекстов, содержащих различные средства выражения концепта «город». Также использовались данные толковых словарей [Даль 2001; Ожегов, Шведова 1999; Ушаков 2000; Ефремова 2000], материалы Русского ассоциативного словаря [Караулов 2002, Черкасова 2008], словообразовательного словаря [Тихонов 1985] и этимологических словарей [Преображенский 1949; Фасмер 1996; Черных 1994; Крылов 2005; Цыганенко 1989], словарей синонимов [Александрова 2001; Абрамов 1994].

Цель диссертационной работы – исследование, реконструкция, структурирование и описание фрагмента русской языковой картины мира, связанного с пространством города, а также моделирование реконструируемого с опорой на полевую структуру концепта «город» в национально-культурной и индивидуально-авторской языковых картинах мира, сопоставление особенностей реализации исследуемого концепта в творчестве авторов в синхроническом и диахроническом аспектах, выявление динамики и путей соотношения коллективного и индивидуального в авторском концепте.

Поставленная цель подразумевает решение следующих конкретных задач:

  1. обобщить опыт историографических, социологических, культурологических, философских и филологических исследований, связанных с осмыслением города в рамках научного гуманитарного знания (научной картины мира);

  2. выделить по данным лексикографических источников концептуальные признаки понятия «город»;

  3. выявить набор концептуальных признаков, репрезентируемых в русских фольклорных текстах (идиомы, паремии, песни);

  4. определить концептуальные признаки, которые репрезентируются в текстах песен бардов;

  5. смоделировать концептуальное поле «город», описать его структуру и особенности организации на материале лексикографических источников, текстов идиом, паремий, народных песен и песен бардов;

  6. смоделировать концептуальное поле «город», описать его структуру и особенности организации в индивидуально-авторских картинах мира Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова на материале художественных текстов;

  7. сопоставить смоделированные фрагменты индивидуальных картин мира авторов исследуемых художественных текстов, выделить в них общее и индивидуальное, коллективное и авторское.

Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что особенности национальных ментальных представлений об анализируемом фрагменте действительности лежат в основе индивидуально-авторского видения, имея сходные ядро и приядерную зону полевой структуры концепта «город», причем между национально-культурной и индивидуально-авторской концептуализациями границы диффузны.

^ Научная новизна настоящего исследования обусловлена его целью, поставленными задачами и заключается в следующем:

1) концептуализированное понятие «город» впервые изучено как фрагмент общеязыковой и индивидуальных картин мира авторов исследуемых художественных текстов, выявлена специфика его репрезентации на различных уровнях языковой системы (лексическом, фразеологическом, словообразовательном);

2) диссертационная работа представляет собой первый опыт комплексного лингвистического анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования языковых средств, репрезентирующих концепт «город» в лексической системе русского языка, фразеологии (идиомах и паремиях), текстах народных песен и песен бардов, а также произведений Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова в синхроническом и диахроническом аспектах;

3) осуществлено моделирование полевой структуры концепта «город» общеязыковой и индивидуальных картин мира авторов исследуемых художественных текстов;

4) произведено сопоставление фрагментов национально-культурной и индивидуально-авторской картин мира.

В работе применены следующие методы и исследовательские приемы: синхронический и диахронический анализ, описательный метод, метод интроспекции, метод компонентного анализа и интерпретации, а также сопоставительный метод. Ведущим методом исследования является метод концептологического анализа, реализующийся с помощью приёмов компонентного анализа лексических единиц, описания их парадигматических и синтагматических связей, семантического анализа словарных дефиниций и контекстуального анализа. В работе также применен метод моделирования, предполагающий представление содержания концептуализированного понятия «город» в виде полевой структуры.

^ Теоретическая значимость работы сопряжена с возможностью использования выводов и результатов диссертационного исследования в теоретических лингвистических учениях о национально-культурной и индивидуально-авторской специфике языковой картины мира для уточнения особенностей языковых единиц, вербализующих концепт «город» в лексикографических источниках, фольклорных и художественных текстах; для уточнения полевой структуры концепта; а также для развития методики сопоставления индивидуально-авторских и национально-культурных концептуализаций.

^ Практическая ценность данной работы определяется возможностью применения её материалов в теоретическом и практическом курсе русской лексикологии, лингвистического анализа художественного текста, теории текста, спецкурсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, а также в процессе обучения русскому языку как иностранному. На результаты исследования можно опираться при анализе других концептов, составляющих суперконцепт «пространство», при изучении языка фольклора, бардовских песен, а также художественных картин мира Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова.

^ На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Концептуализированное понятие «город» – сложный многоуровневый конструкт, в котором находят отражение исторические, социологические, культурологические, мифологические, философские представления об объектах реальной действительности и который включает в себя отражение фольклорного представления, прямой, ассоциативный и метафорический уровни мировидения. Основными лексическими репрезентантами концептуализированного понятия «город» являются слова город, столица и астионимы. Город как более объемное семантическое образование является именем концепта.

2. Концептуализированное понятие «город» как многослойное образование имеет центрическое строение с ядерной и приядерной зонами, ближней и дальней перифериями. Ядро реконструируемого поля концепта «город» в национальной картине мира составляет 24 %, приядерная зона – 22%, ближняя периферия – 16%, дальняя периферия – 38%. В индивидуально-авторских картинах мира Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова реконструируемое поле имеет сходное процентное соотношение ХК ядра и приядерной зоны (ядро – 25-30%; приядерная зона – 11-17%), различное процентное соотношение ХК периферий (ближняя периферия – от 15% до 36%, дальняя периферия – от 28% до 43%).

3. Основу национально-культурной специфики представления концептуализированного понятия «город» составляют лексическая и фразеологическая репрезентации, словообразовательные возможности, особенности функционирования в фольклоре. Бардовские песни как синтез авторского творчества и народных представлений о жизни занимают промежуточное положение между репрезентациями национально-культурной и индивидуально-авторской картин мира. Являясь неотъемлемой частью общенациональной культуры, коллективным наследием, продолжающим традиции русской классической поэзии и русских народных песен, бардовские песни передают национально-культурную специфику концепта «город».

4. Анализ художественного текста позволяет определить объем концепта на индивидуально-авторском языковом уровне. Специфика индивидуально-авторских концептов «город» Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова заключается не только в уникальных смысловых приращениях (город – рай; город – любовь; город – бренд; город – власть; город – карьера и т.д.), но и в наличии в их смысловой структуре национально-культурных (универсальных, коллективных) черт: город – крупный населенный пункт; город – жители такого населенного пункта; город – столица; город – разрушающееся и строящееся пространство; город – живое существо и т.д.

5. В художественных картинах мира авторов исследуемых текстов наблюдаются как общие индивидуально-авторские концептуализации, так и репрезентированные в ИАКМ одного автора: город – власть; город – карьера (В.С. Маканин, А. Кабаков, Ю. Поляков), город – смерть (Ю.В. Трифонов, В.С. Маканин, А. Кабаков), город – бренд; город – праздник/мечта (Е. Гришковец, А. Кабаков), город-склад; город – джунгли (Ю. Поляков), город-лабиринт (Е. Гришковец), город – механизм; город – пустыня; город – пещера (В.С. Маканин).

^ Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре современного русского языка Кубанского государственного университета, научных конференциях разного уровня: «Континуальность и дискретность в языке и речи» (Краснодар, 2009, 2011), «Исследовательские парадигмы в современной лингвистике» (Краснодар, 2010), «Новые направления в изучении русского языка конца ХХ – начала ХХI века» (Харьков, 2011), «Языковое образование сегодня – векторы развития» (Екатеринбург, 2011), «Актуальные проблемы развития социального, экономического и гуманитарного знания» (Краснодар, 2011), «Новое в современной филологии» (Москва, 2011).

Основные положения и выводы отражены в 8 публикациях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ для опубликования результатов кандидатских диссертаций.

Объективность и достоверность полученных выводов обеспечивается большим объемом проанализированного материала, применением комплексной методики его анализа, использованием последних достижений лингвистики и смежных с ней дисциплин, исследованием фактического языкового материала из словарей и других авторитетных источников.

^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Основной текст диссертации сопровождается 23 таблицами и 26 рисунками.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность и научная новизна темы исследования, теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, материал исследования, формулируются цель и основные задачи работы, перечисляются используемые методы анализа, излагаются основные положения, выносимые на защиту, и сведения об апробации работы.

Первая глава «Научно-теоретические основы исследования концепта “город”» содержит обзор основных подходов к пониманию терминов «концепт», «концептуализация» и «картина мира», сложившихся в современной лингвистике; включает обобщение различных подходов к изучению понятия «город» как элемента научной картины мира гуманитарного знания (историографии, социологии, культурологии, философии и филологии).

Термин концепт трактуется нами и как многомерное образование, включающее образные, понятийные и ценностные измерения, и как культурно отмеченный вербализованный смысл, выраженный целым рядом своих языковых реализаций. Концептуализация рассматривается как процесс осмысления поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, и вместе с тем как результат этого процесса, выражающийся в приобретении определенными понятиями и разноуровневыми языковыми единицами, номинирующими эти понятия, регулярных или разовых приращенных значений.

Категория пространства является одной из важнейших категорий, которые отражают картину мира той или иной культуры [Лотман 1996, с. 205]. «Пространство» относится к основным, первичным концептам культуры, на которые опирается вся концептуальная система, из которых развиваются все остальные концепты [Степанов 1996, с. 105]. Концепт «город» является важнейшей составляющей суперконцепта «пространство», одним из базовых концептов русской ментальности [Караулов 2000]. Город – это сложный, многоуровневый феномен, предмет изучения различных наук. Город как центральное понятие ряда гуманитарных наук находит отражение в научной картине мира и является предметом изучения историографии, социологии, культурологии, философии и филологии.

Изучение города в зарубежной историографии включает в себя три этапа и сопряжено с поиском путей решения вопроса о культурно-исторической самоидентификации цивилизации, выявлением закономерности взаимодействия городского пространства с социокультурным и историческим, рассмотрением путей и форм урбанизации. Отечественная историческая наука в разные периоды своего развития была направлена на изучение истории основания и развития городов, аспектов жизнедеятельности городских образований, проблем высоких темпов урбанизации больших городов.

Основными тенденциями в изучении города в современной историографии являются исследование происхождения и формирования городов как начала урбанизации и рассмотрение истории городов как носителей урбанистических традиций. При этом современная историческая наука обращается к опыту изучения города другими гуманитарными науками, используя междисциплинарный подход.

Отечественная историческая наука выделяет четыре формы древнерусских городов: город-двор зверолова-бортника, город-село с земледельческим населением, город-застава с военным населением, город-посад с торгово-промышленным населением. Позднейшая форма – город-посад – соединила в себе все формы предшествующие, город развивался, постепенно осложняясь и вбирая в себя предшествующие формы, успевшие установиться, села и деревни возникали в результате выделения из городов, причем переходной формой данного процесса были слободы [Ключевский 1992].

В рамках социологического изучения города актуальными являются проблемы исследования роли городов в развитии общества, соотношения городской и сельской форм жизни, социального контроля и развития личности в городе, процессов адаптации людей, влияния городской среды на развитие личности, специфического городского образа жизни, проявления урбанизации в различных регионах, а также соотношения города и деревни в процессе урбанизации. Технократический подход к пониманию города в социологии рассматривает город как некую конструкцию, которую можно спроектировать и воплотить в жизнь, органический – как социокультурный организм, саморазвивающееся целое. Особое значение в социологических исследованиях города имеет изучение взаимовлияния городской среды и человеческого сообщества, при котором город выступает в образах базара, джунглей, организма и машины.

В центре внимания современной культурологии находится город, рассматриваемый как зеркало, отражающее и фокусирующее все основные культурные процессы, происходящие в обществе. Исследования современных культурологов направлены на изучение феномена индустриальной культуры и города, мегаполиса как проблемного поля, «социокультурного пространства» и категории «пространство», локальных (региональных) форм социокультурной организации городского пространства, культурно-образовательного пространства, а также культурно-образовательного потенциала и креативных практик.

Город понимается как Место, имеющее реальную и воспринимаемую компоненту, и находит отражение в современных категориях «образ Места» и «душа города»: город, являясь реально существующим пространственно-физическим объектом, становится феноменом духовной культуры, бытующим в сознании его жителей и гостей.

В рамках современной городской культуры можно выделить четыре наиболее крупных типа, которые соответствуют основным этапам общественного развития: традиционная городская культура доиндустриального общества, городская культура индустриального типа, урбанистическая культура и культура постурбанистического общества. Культура села является составной частью культуры города, а оппозиция городской и сельской культуры, города и деревни может быть рассмотрена в контексте соотнесения столицы и провинции, города большого и малого, центра и периферии.

Город, архитектура которого уже является философией, при всей материальности и вещественности существует как некая идея, художественный образ, философский миф. Природа города многомерна. Это крепость и военный лагерь одновременно, город делит людей на своих и чужих, одним неся защиту, другим – угрозу. Город концентрического типа, являясь посредником между землей и небом, расположен на горе и противопоставлен городу эксцентрическому, созданному вопреки природе и обреченному на разрушение. Образ любого города может быть соотнесен с образом «города-девы» или «города-блудницы»: быть сосредоточием разврата и губить душу человеческую или замещать утраченный рай. Однако иногда «городу-блуднице» как символу городской цивилизации противопоставляется не «город-дева», а провинция, деревня. В рамках мифологической картины мира город – это место жительства людей, противопоставленное лесу, а также городу мертвых как потустороннему миру. Город – это антропологически оформленное бытие, отделяющее космос от хаоса, культуры от варварства, своего и чужого, жизни и смерти, бытия и небытия. В мифах и фольклоре наиболее устойчивыми оказываются такие образы, как город-гора, город-пещера, город-рай и город-ад, город-призрак, город-лабиринт, город-ловушка, город-пустыня, город-пустота.

Филологический подход к пониманию и изучению феномена города сопряжен прежде всего с двумя составляющими: лингвокультурологической и литературоведческой.

Концепт «город» входит в состав суперконцепта «пространство», подробный анализ которого как текстовой категории и как одного из базовых концептов находится в центре внимания целого ряда лингвистических исследовательских работ [Бабенко 2004; Бахтин 1975; Борисенко 2004; Гак 1974; Гальперин 1981; Горина 2009; Коваленко 2002; Лукин 2006; Маслова 2004; Новиков 1997; Топоров 1982, Тугаева 2002, Шишко 2006 и др.].

Ю.Степанов включает «город» в группу «пространство, мироздание, стихии, время» наряду с «мир – пространство», «стихии», «координатами мира», «здесь VS там», «дом, уют», «пространство речи», «время» [Степанов 1997, с. 776-777].

Концепт «город» как один из важнейших концептов в русской языковой картине мира рассматривают В.А. Маслова, Ю.Н. Караулов, Н.В. Уфимцева и др. Так, например, Ю.Н. Караулов и Н.В. Уфимцева включают представления о городе в ядро языкового сознания русских (60 и 56 место в рейтинге соответственно). Оба исследователя отмечают, что концепт «город» входит в семантическое поле (гештальт) «Жизнь» [Караулов 2000; Уфимцева 2000].

Концепт «город» изучается как самостоятельный концепт, входящий в важнейшие бытийные парадигмы [Загороднева 2006; Мегирьянц 2002; Чайка 2003 и др.], также объектом исследования являются концепты «Москва», «Петербург», «Оренбург», «Лондон» [Авдонина 2009; Кириченко 2005; Корчевская 2002; Соснин 2007; Юдина 2009 и др.].

Поскольку литературоведение представляет собой не только «совокупность знаний, высказываний и текстов о художественной литературе», но и «идеологию понимания произведений» в целом, многие работы литературоведов, посвященные феномену города, городу как тексту, носят общефилологическую и даже лингвистическую направленность [Литературоведение: от А до Я, 2001, с. 176]. В отечественном литературоведении изучение города – это изучение вопросов особенностей видения большого города (Петербурга и Москвы) авторами произведений. Все исследовательские работы в данном направлении XIX и начала XX века посвящены проблеме Петербург-литература: в произведениях художников слова рассматривается образ Петербурга, анализируются индивидуально-авторские особенности восприятия и отображения северной столицы. В средине и второй половине XX века тема города в литературе – тема не только и не столько Петербурга (Ленинграда), сколько Москвы. Советскими литературоведами Москва и Петербург (Ленинград) воспринимались прежде всего как фон произведений. Согласно идее города-текста, представленной структурно-семиотической школой, в ХХ веке позиция «петербургского текста» как первого и ведущего сверхтекста литературы была занята «московским текстом».

Таким образом, представленные гуманитарные науки, предметом изучения которых является город, исследуют определенный тип или образ города.

Таблица 1. Типы/образы города в историографии, социологии, культурологии, философии и филологии.

Наука

Историография

Социология

Культурология

Философия

Филология

Тип/образ города

город-двор;

город-село;

город-застава;

город-посад

город-базар;

город-джунгли;

город-организм;

город-машина


город традиционной доиндустриальной культуры;

город культуры индустриального типа;

город урбанистической культуры;

город постурбанистической культуры

город-дева;

город-блудница;

город-гора;

город-пещера;

город-рай;

город-ад;

город-призрак;

город-лабиринт;

город-ловушка; город-пустыня; город-пустота

город-текст:

«петербургский текст»;

«московский текст»;

«периферийный текст»


Вторая глава «Особенности становления концепта “город” в русской национальной картине мира» посвящена синхроническому и диахроническому анализу семантических особенностей концептуализации понятия «город», особенностей функционирования и сочетаемости лексических средств репрезентации концепта «город» в лексико-фразеологической системе русского языка, а также в русских народных песнях и песнях бардов.

Концепт «город» в русской языковой картине мира прежде всего представлен лексемой-полисемантом город. По корню и значению слово город праславянского происхождения и имеет соответствия в других индоевропейских языках. Слово широко известно в древнерусском языке с XI в.: городъ (с дописьменного периода) – это «ограда», «забор», «укрепление», «крепость». Город первоначально означал «ограду, забор». Впоследствии слово город стало означать «огороженное место», а затем приобрело современное значение. Анализ словарных дефиниций, представленных в различных лексикографических источниках, ключевого слова город позволил выявить пять современных значений лексемы, устаревшими являются значения, связанные с понятием город-крепость, город-ограда. Словообразовательное гнездо лексемы город включает дериваты, которые носят преимущественно нейтральный характер, выполняя номинативную функцию: горожанин, загородный, междугородний и др., но также присутствуют дериваты, содержащие оценочный компонент: городище, городишко.

Репрезентантами концепта «город» являются также лексемы град как устаревший и поэтический синоним лексемы город, столица как воплощение главного города, крепость как укрепленный пункт, место как определенное пространство, пункт и житель как обитатель (в т.ч. города), а также различные астионимы.

При анализе фразеологического фонда русского языка были выявлены не только особенности концептуализации словарных значений понятия «город» (крупный населенный пункт; жители такого населенного пункта; городская местность в отличие от сельской, деревенской), но и новые, возникшие в контексте ФЕ значения (Город – живое существо; Город блудница; Город – главный город, столица; Город – разрушающееся и строящееся пространство; Город – жестокое/опасное пространство; Город – рукотворное и противопоставленное природе пространство). Лексема город во фразеологических контекстах приобретает преимущественно отрицательные коннотации чужое, опасное, жестокое, разрушающееся, полное соблазнов место.

Анализ 700 отобранных паремиологических единиц показал, что паремии как единицы лексико-фразеологической системы фиксируют представления русского народа о городе как о пространстве, противопоставленном сельской местности; глобальном; чужом; недолговечном/разрушающемся; строящемся; богатом; отличающемся дороговизной; жестоком/опасном; средоточии православия.

Москва как главный, столичный город являет собой воплощение городского начала и в пословично-поговорочном фонде наделяется особыми концептуальными признаками. Часть концептуальных приращений обладает положительной коннотацией (являющаяся центром, точкой отсчета; богатая/ обладающая всем лучшим/ сытая; всем мать, сердце страны; православная), часть – отрицательной (являющаяся чужим пространством; отличающаяся дороговизной; жестокая / безжалостная; опасная/ губящая/ обманчивая).

Смысловые приращения, выявленные в идиомах и пословично-поговорочном фонде, можно считать универсальными для национальной КМ, характерными и для современной языковой КМ. Для национальной картины мира XIX века актуальными являлись концептуализации, репрезентированные в паремиях и не зафиксированные во фразеологическом фонде: средоточие православия; богатое / дорогое пространство; древнее укрепленное стеной поселение; город – праздник.

Особенности концептуализации понятия «город» в национальной КМ также сопряжены с репрезентацией данного концепта в русских народных песнях, поскольку именно в них как в продукте коллективного устного творчества наиболее полно и ярко отражаются характер народа, его нравы и обычаи. В исторических песнях концепт «город» приобретает набор смысловых универсальных приращений (взятый штурмом, разоренный; подаренный/пожалованный; обороняющийся; освобожденный; основанный; строящийся; являющийся местом исторических событий; богатый), а также специфических концептуальных признаков Москвы (православная; царская; матушка; праздничная; являющаяся центральным местом, где происходят главные события, суд и казни; дающая наименование всему государству).

Понятие «город», концептуализированное в крестьянских песнях и песнях рабочих, приобретает следующие смысловые приращения: чужое пространство; огороженное пространство; враждебный; разлучающий; немилостивый/нежалостливый; связанный с царем и государством; казенный; являющийся местом событий; богатый; являющийся местом, где расположены темницы и полиция; географическое место; место заточения; связанный с тяжелой работой; населенный жителями, занимающимися не земледелием, а ремеслом; полный соблазнов / разорительный; противопоставленный деревне по богатству и относительной легкости работы.

Таким образом, город во всех русских народных песнях концептуализируется как крупный населенный пункт; жители такого населенного пункта; главный город, столица; богатое / дорогое пространство; пространство, связанное с царем, государством; казенное. Также в песнях концептуализируются устаревшие лексикографические значения города: древнее укрепленное стеной поселение; стена, окружающая такое поселение. Противопоставление город – деревня актуализируется в песнях крестьян и рабочих. При этом ряд концептуализаций – Москва – матушка; Город – средоточие православия; Город – разрушающееся и строящееся пространство – характерен только для исторических песен.

Понятие «город» концептуализируется в бардовских песнях, продолжающих традиции русской классической поэзии, а также русских народных песен, отражая как индивидуально-авторскую, так и национально-культурную картины мира. Часть концептуализаций, репрезентированных в творчестве Б. Окуджавы, Ю. Визбора, О. Митяева, совпадает с лексикографическими (крупный населенный пункт; жители такого населенного пункта), часть – с концептуализациями в паремиях и фразеологическом фонде (живое существо; главный город, столица; разрушающееся и строящееся пространство; средоточие православия; свое пространство). Концептуализации, актуализирующиеся только в творчестве Б. Окуджавы, Ю. Визбора, О. Митяева, отражают особенности представления о данном пространственном образовании в сознании современных носителей русского языка: Город – дом; Город – друг; Город – пространство, имеющее постоянные атрибуты (транспорт, асфальт); Город – собеседник; Город – любовь; Город – Родина; Город – прошлое (детство, юность); Город – одиночество; Города – вся Земля; Город – страна; Город – любимое пространство; Город – противопоставленное даче пространство. С отрицательной коннотацией отмечены две концептуализации: Город – разрушающееся и строящееся пространство; Город – одиночество.

Выявленные концептуализации составляют основу национальной концептуализации понятия «город». Не все современные лексикографические концептуализации лексемы город репрезентируются в идиомах, паремиях, народных песнях и песнях бардов, однако отмечается наличие устаревших лексикографических концептуализаций в идиомах, паремиях и народных песнях при полном их отсутствии в современном творчестве бардов. Город воспринимается носителями языка XX – XXI века как населенный пункт, тесно связанный с его жителями. Оппозиция город – деревня, актуальная для русского фольклора, отсутствует в бардововских песнях, которым присуща преимущественно положительная коннотация понятия «город». В представлении современных носителей языка город – свое, любимое пространство, не опасное, а защищающее, не жестокое, а справедливое; являющееся «почвой» и источником силы для своих горожан. Город воспринимается домом, Родиной и даже всей Землей, концептуализируясь не только как способ организации пространства, но и как образ существования человека.

Реконструируемое поле концепта «город» в национальной картине мира имеет ядро (24 %), приядерную зону (22%), ближнюю (16%) и дальнюю (38%) периферии.

Ядро анализируемого поля концепта «город» составляют лексемы город, столица, астионимы (Москва, Петербург, Киев, Ярослаль, Новгород, Париж и т.д.). Приядерную зону – контексты с дериватами основных репрезентантов, их синонимами и словами, содержащими сему «город». К ближней периферии относятся ХК с имплицитным выражением понятия «город», имеющие высокую семантическую связь с основным смысловым компонентом концепта. Дальнюю периферию составляют контексты, находящиеся в смысловых отношениях со всеми типами репрезентантов, однако обнаруживающие низкую семантическую связь с основным смысловым компонентом концепта.

В третьей главе «Динамика индивидуально-авторской концептуализации понятия “город”» изложены результаты исследования фрагментов индивидуально-авторских картин мира Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова. Описано содержание авторских концептов «город», установлены средства их языковой репрезентации в художественных произведениях, выявлены их синтагматические, парадигматические и ассоциативные связи, семантический объем, смысловые приращения и оппозиции, смоделированы полевые структуры концепта «город» авторов исследуемых художественных текстов, предпринята попытка сопоставления полевых структур с учетом динамики и с привлечением сведений о национально-культурном концепте «город».

Индивидуально-авторская картина мира (КМ) является частью общеязыковой КМ в той мере, «в какой творческое сознание является частью общенародного сознания» [Бутакова 2000, с. 94], причем особенно важна фиксация индивидуально-авторских концептов, составляющих концептуальную систему крупнейших художников слова: «особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям» [Лихачев 1997, с. 283].

Художественный мир Ю.В. Трифонова является идейно-эстетической основой городской прозы, самым последовательным продолжателем традиций Ю.В. Трифонова, по мнению литературоведов, является В.С. Маканин, ядро индивидуально-авторской КМ которого составляет концепт «город». Ядро ИАКМ Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова  – ярких представителей «литературы мегаполиса» (термин М.В. Селеменевой) – также составляет концепт «город».

Общеязыковые концептуализации, выделенные в результате анализа контекстов, входящих в концептуальное поле «город», особым образом переосмысливаются в произведениях Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова, приобретая индивидуально-авторские «приращения» и отражая особенности представления о городе, ставшие значимыми для отдельной языковой личности.

Как показало исследование, реконструируемое поле концепта «город» в ИАКМ писателей имеет ядро, приядерную зону, ближнюю и дальнюю периферии.

Отобразим процентное соотношение художественных контекстов внутри реконструируемого поля в таблице 2.

Таблица 2. Полевая структура концепта «город»





^ Процентное соотношение




Ядро

Приядерная зона

Ближняя периферия

Дальняя периферия

Сумма

Ю.В. Трифонов

30%

17%

15%

37%

100%

В.С. Маканин

26%

16%

15%

43%

100%

Е. Гришковец

26%

13%

24%

38%

100%

А. Кабаков

25%

11%

36%

28%

100%

Ю. Поляков

27%

11%

34%

28%

100%


В ИАКМ писателей реконструируемое поле имеет сходное процентное соотношение художественных контекстов (ХК) ядра и приядерной зоны (ядро – 25-30%; приядерная зона – 11-17%), различное процентное соотношение ХК периферий (ближняя периферия – от 15% до 36%, дальняя периферия – от 28% до 43%), что связано со спецификой жанров (рассказ, повесть, роман), а также с индивидуальным мировоззрением и особенностями стилей писателей.

Индивидуально-авторская концептуализация понятия «город» во всех анализируемых произведениях основывается на национально-культурной специфике представлений об исследуемом пространстве. Город является местом проживания людей, конкретным населенным пунктом с указанием астионима, представлен коренными жителями или приезжими, противопоставлен провинциальному городку, деревне или даче. Город является своим или чужим пространством, пространством опасным и даже мертвым, а также концептуализируется как дом и живое существо.

К особенностям авторского видения города в контекстах Ю.В. Трифонова можно отнести концептуалазации как отмеченные в «городских» рассказах (город – неназываемое пространство; город – противопоставленное провинциальному / южному городу пространство; город – давящее пространство), так и репрезентированные только в московских повестях: город – пространство, населенное людьми, «умеющими жить»; город – пространство, связанное со смертью; город – красивое пространство; город – неискреннее / обманное пространство.

Понятие «город», концептуализированное в повестях В.С. Маканина, написанных в разные временные периоды, приобретает общие для всех повестей и свойственные определенному произведению концептуальные приращения, что позволяет выявить особенности индивидуально-авторского видения города: город – механизм; город – карьера; город – улей; город – пространство, единственно возможное для существования горожанина; город – обманное пространство; город – пещера; город – пустыня; город – смерть.

Выявленные в романе Е. Гришковца «Рубашка» смысловые приращения понятия «город» характеризуют данное пространственное образование как столичное, противопоставленное провинциальному и ставшее своим, дающее возможность самореализации, но забирающее время и жизненные силы. Это шумный город-праздник, в котором человек ощущает себя безмерно одиноким, но даже здесь, где всё «суррогат и ерунда», способно родиться истинное чувство. К индивидуально-авторским концептуализациям Е. Гришковца можно отнести следующие: город – бренд; город – предел; город – праздник; город – лабиринт; город – не-город.

В сборнике «Московские сказки» А. Кабакова находят отражение образы конкретных европейских городов, противопоставленные всему пространству России как третьему Риму. Город А. Кабакова – это прежде всего город греха, несущий смерть, концептуализирующийся как город – бренд; город – развлечение; город – мечта; город – место со своим «лицом», особенностями; Москва – государство в государстве; Москва – третий Рим.

В романе Ю. Полякова «Грибной царь» актуализируются индивидуально-авторские концептуализации город – склад; город – джунгли; город – повышение; город – правительство; город – образование; город – средоточие зла.

Таким образом, общими в актуализации концепта «город» в русской национальной КМ и индивидуально-авторской КМ писателей являются концептуализации: город – крупный населенный пункт; город – жители такого населенного пункта. Представление о городе как о населенном пункте и о жителях такого пункта является базовым и находит отражение как в национально-культурной, так и во всех исследуемых индивидуально-авторских картинах мира.

Во фразеологическом фонде, фольклоре, песнях бардов, в ИАКМ Ю.В. Трифонова, В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова город концептуализируется как город – главный город, столица; город – разрушающееся и строящееся пространство; город – живое существо. В анализируемом материале концептуализированное понятие «город» приобретает общее для всех источников смысловое приращение: столичное, изменяющееся (разрушающееся и строящееся), олицетворенное пространство.

В каждой исследуемой ИАКМ писателей присутствуют концептуализации: город – городская местность в отличие от сельской, деревенской; город – чужое пространство; город – пространство, населенное жителями, занимающимися ремеслом (имеющими городские профессии); город – богатое / дорогое пространство; город – свое пространство; город – дом; город – прошлое (детство, юность); город – пространство, имеющее постоянные атрибуты (транспорт, асфальт); город – одиночество; город – противопоставленное даче пространство.

В ИАКМ В.С. Маканина, Е. Гришковца, А. Кабакова, Ю. Полякова город концептуализируется как город – жестокое / опасное пространство; город блудница. Такие концептуализации отсутствуют в ИАКМ Ю.В. Трифонова, что связанно не только с особенностями авторского восприятия, но и с динамикой концепта.

Концептуализации город – рай; город – любовь отмечены в ИАКМ В.С. Маканина, Е. Гришковца, Ю. Полякова.

Концептуализация город – центральная часть поселения – представлена в ИАКМ Ю.В. Трифонова и А. Кабакова.

В ИАКМ Ю. Полякова репрезентированы концептуализации, присутствующие в фольклоре и песнях бардов, но не отмеченные в исследуемых ИАКМ писателей: город – средоточие православия; город – часть самого человека. Только в ИАКМ Ю.В. Трифонова актуализируется концептуализация город – почва.

^ Город концептуализируется в произведениях А. Кабакова, Ю. Полякова как Родина: на рубеже XXI века Россия – исторически аграрная страна – уже воспринимается и осмысливается как урбанистическое пространство.

Во всех анализируемых ИАКМ отсутствуют концептуализации: город – пространство, связанное с тяжелой работой; город – пространство, связанное с царем; Москва – матушка; город – стена, окружающая такое поселение; город – древнее укрепленное стеной поселение. Данные концептуализации связаны с устаревшими представлениями о городе, зафиксированными в лексикографических источниках с соответствующей пометой, а также в русском фольклоре XIX века, и в ИАКМ писателей XX – начала XXI вв. не являются актуальными.

Представим особенности национальной и индивидуально-авторской концептуализации понятия «город» в русской языковой картине мира в таблице 3.

Таблица 3. Национальные и индивидуально-авторские концептуализации понятия «город»


№ п\п

Концептуализации понятия «город» в русской ЯКМ

Присутствие / отсутствие концептуализации в НКМ

Присутствие / отсутствие концептуализации в ИАКМ

В лексикографических источниках

В идиомах

В паремиях

В текстах русских

народных песен

В текстах песен

бардов

ИАКМ Ю.В. Трифонова

ИАКМ В.С. Маканина

ИАКМ Е. Гришковца

ИАКМ А. Кабакова


ИАКМ Ю. Полякова




Город – крупный населенный пункт

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Город – жители такого населенного пункта

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Город – городская местность в отличие от сельской, деревенской

+

+

+

+



+

+

+

+

+



Город – древнее укрепленное стеной поселение

+



+

+















Город – центральная часть такого поселения

+



+





+





+





Город – стена, окружающая такое поселение

+





+















Город – живое существо



+

+

+

+

+

+

+

+

+



Город-блудница



+



+





+

+

+

+



Город – главный город, столица



+

+

+

+

+

+

+

+

+



Город – разрушающееся и строящееся пространство



+

+

+

+

+

+

+

+

+



Город – богатое/дорогое пространство





+

+



+

+

+

+

+



Город – чужое пространство



+

+

+



+

+

+

+

+



Город – свое пространство





+

+

+

+

+

+

+

+



Город – жестокое/ опасное пространство



+

+

+





+

+

+

+



Город – средоточие православия





+

+

+









+



Москва – матушка





+

+

+













Город – пространство, связанное с царем, государством, казенное





+

+















Город – пространство, связанное с тяжелой работой







+















Город – пространство, населенное жителями, занимающимися ремеслом



+

+

+



+

+

+

+

+



Город – дом









+

+

+

+

+

+



Город – любовь









+



+

+



+



Город – Родина









+







+

+



Город – прошлое (детство, юность)









+

+

+

+

+

+



Город – часть самого человека









+









+



Город – почва









+

+











Город – рай









+



+

+



+



Город – пространство, имеющее постоянные атрибуты (транспорт, асфальт)









+

+

+

+

+

+



Город – море









+













Город – одиночество









+

+

+

+

+

+



Город – противопоставленное даче пространство









+

+

+

+

+

+



Город – склад



















+



Город – пещера













+









Город – джунгли



















+



Город – лабиринт















+







Город – пустыня













+









Город – бренд















+

+





Город – карьера













+



+

+



Город – власть













+



+

+



Город – смерть











+

+



+





Город – механизм













+









Город – улей











+

+









Город – праздник / мечта





+

+







+

+




Концептуализации понятия «город» в научной гуманитарной КМ находят отражение как в национальной, так и в индивидуально-авторской КМ. Наиболее широко в НКМ и ИАКМ представлены философские и социологические научные концептуализации понятия «город»: город – организм, город – село, город – гора, город – джунгли, город – машина, город – блудница.

Сопоставление концептуализаций понятия «город» в научной гуманитарной, национальной и индивидуально-авторской картинах мира можно представить в таблице 4.

Таблица 4. Сравнительная характеристика научной, национальной и индивидуально-авторской концептуализаций понятия «город»


Научная картина мира

Национально-культурная

картина мира

Индивидуально-авторская

картина мира

Концептуализации в научной картине мира

Лексикографические источники

Идиомы

Паремии

Тексты русских

народных песен

Тексты песен

бардов

ИАКМ

Ю.В. Трифонова

ИАКМ

В.С. Маканина

ИАКМ

Е. Гришковца

ИАКМ

А. Кабакова


ИАКМ

Ю. Полякова


Историография

город-двор









+

+

+

+

+

+

город-село

+

+

+

+



+

+

+

+

+

город-застава

+



+

+













город-посад

+



+





+





+



Социология

город-базар



+

+

+



+

+

+

+

+

город-джунгли



+

+

+/–



+

+

+

+

+

город-организм



+

+

+

+

+

+

+

+

+

город-машина





+





+

+

+

+

+

Культурология

город традиционной доиндустриальной культуры



+

+

+













город культуры индустриального типа



+

+

+













город урбанистической культуры









+

+

+







город постурбанистической культуры













+

+

+

+

Философия

город-дева





+

+

+









+

город-блудница



+



+





+

+

+

+

город-гора



+

+

+

+

+

+

+

+

+

город-пещера













+







город-рай









+











город-ад













+



+



город-призрак













+



+



город-лабиринт















+





город-ловушка













+



+



город-пустыня













+







город-пустота













+



+



Филология

город-текст: «петербургский текст»







+













«московский текст»







+

+

+

+

+

+

+

«периферийный текст»







+














В Заключении обобщаются результаты работы и намечаются возможные пути дальнейшей исследовательской деятельности при изучении концепта «город», связанные с расширением текстового материала, а также с сопоставлением представлений о городе в разных языковых культурах в синхроническом или диахроническом аспектах.


^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Воднева, М.Г. Концептуализация понятия «город» в национальной и индивидуально-авторской картинах мира Ю.В. Трифонова (на материале городских рассказов и московских повестей Ю.В. Трифонова) [Текст] / М.Г. Воднева // Вестник АГУ. – Майкоп: АГУ, 2011. – Вып. 2. – С. 68-71. – [Статья. – (0,3 п.л.)]. (Издание из перечня ВАК РФ).

2. Воднева, М.Г. Соотношение континуальности и дискретности применительно к понятию концепта [Текст] / М.Г. Воднева // Континуальность и дискретность в языке и речи: Материалы II Междунар. науч. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – С. 13-14. – [Статья. – (0,2 п.л.)].

3. Воднева, М.Г. Концептуализация понятия «город» в «городских» рассказах Ю.В. Трифонова [Текст] / М.Г. Воднева // Исследовательские парадигмы в современной лингвистике: Материалы Всероссийской научной конференции с элементами школы для молодёжи. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. – С. 55-60. – [Статья. – (0,35 п.л.)].

4. Воднева, М.Г. Концептуализация понятия «город» в русской национально-культурной картине мира (на материале пословично-поговорочного фонда русского языка) [Текст] / М.Г. Воднева // Русская филология. Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. – Харьков: ХНПУ, 2011. – Вып. 1-2. – С. 20-23. – [Статья. – (0,2 п.л.)].

5. Воднева, М.Г. Особенности концептуализации понятия «город» в бардовской песне: национальное и индивидуально-авторское [Текст] / М.Г. Воднева // Континуальность и дискретность в языке и речи: Материалы III Междунар. науч. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. – С. 147-149. – [Статья. – (0,2 п.л.)].

6. Воднева, М.Г. Особенности концептуализации понятия «город» в художественной картине мира Е. Гришковца [Текст] / М.Г. Воднева // Новое в современной филологии: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Издательство «Спутник», 2011. – С. 25–28. – [Статья. – (0,2 п.л.)].

7. Воднева, М.Г. Концептуализация понятия «город» в лексической системе русского языка [Текст] / М.Г. Воднева // Языковое образование сегодня – векторы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции-форума (Екатеринбург, 24-25 апреля 2011 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: УрГПУ, 2011. – Ч.II. – С. 116-125. – [Статья. – (0,35 п.л.)].

8. Воднева, М.Г. Особенности концептуализации понятия «город» в русской национально-культурной картине мира (на материале русских народных песен) [Текст] / М.Г. Воднева // Актуальные проблемы развития социального, экономического и гуманитарного знания: сб.ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Филиал РГУПС, 2011 – С. 4-14. – [Статья. – (0,5 п.л.)].




Скачать 413,21 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер413,21 Kb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх