Лекция профессора Станислава Грофа icon

Лекция профессора Станислава Грофа


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Сборник статей к 70-летию Станислава Грофа...
-
Договор
Договор
Договор
Лекция: Содержание, задачи и методы патологической анатомии. История предмета...
Е развитие разных регионов России ХІХ начала ХХ века...
Лекция организована в рамках междисциплинарного семинара "Образы прошлого в пространстве...
Такие всемирного масштаба катастрофы, как Голодомор в Украине 1932-1933 годов...
Лекция Дэвида Харви «Неолиберальная урбанизация»...
Доклад профессора Васина А. А., аспирантов Николаева П. В., Уразова А. С...
Лекция "Введение в востоковедение" профессора А. А. Маслова...



Загрузка...
скачать


Станислав Гроф - Новая парадигма в науке

Лекция профессора Станислава Грофа
17 Всемирный Трансперсональный Конгресс
Москва, 25 июня 2010 года

Слушать лекцию в mp3:
http://ariom.ru/forum/p1230907.html#1230907


Здравствуйте, извините за то, что всё начитается чуть позже – я задержался на предыдущей лекции – там задавали слишком много вопросов. Сейчас мы будем разговаривать по очень важной теме, это взаимоотношения между транс-психологией и наукой мейнстрим. Изначально я бы хотел поговорить в историческом контексте. Я хотел бы рассказать об истории возникновения транс-психологии, а так же о тех сложностях, о которых мы сталкивались поначалу. Всё началось с того что я встретился с Абрахамом Маслоу и Тони Сьюди. Это два человека, которые начали новое направление в психологии – так называемая гуманистическая психология.

Это направление произошло от неудовлетворённости уже существующими двумя направлениями в психологии: бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды и психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, хорошо представленный Фрейдом. Основным персонажем по обращению внимаю на неудовлетворённость только лишь двумя текущими направлениями в психологии, был Абрахам Маслоу, которого вы можете знать по тому изобретённому им термину Пиковый Опыт. Он проводил много интерспектических исследований с людьми, которые прошли определённого вида мистический опыт в своей жизни. Ранее же очень часто мистический опыт или психические заболевания смешивали между собой, называя их общим термином «патология». Что касается бихевиоризма, то Маслоу обратил своё внимание на то, что не делалось акцента внимания на интерспекцию, только обсервация поведения.

Таким образом Абрахам Маслоу подверг уже существующие направления в психологии жестокой критике. В трансперсональных кругах существует шутка по отношению к бихевиоризму: там описывается пара бихевиориcтов , занимающихся любовью, где после того как это произошло он говорит ей: «Это было так фантастически для тебя, каково это было для меня?!!» Они делали свои выводы в психологии, основываясь на опытах и инстинктах поведения животных: крыс, голубей и кроликов. И Маслоу на это заметил, что делать выводы по-поводу совпадающих инстинктивных реакций организма на этих животных можно, но это не релевантно к гуманистическому аспекту психологии. Его критика психоанализа базировалась на том что выводы о психологи делались, базируясь на эмоциональных патологиях, которые изучались на человеке. И он сделал вывод что мы должны изучать так же и здоровое население, в особенности которое подрастает. И если рассматривать народ как дерево, то верхушку этого растения. То есть их высший слой. Так же он заметил что психология должна помогать обществу, то бишь не только играть роль стороннего наблюдателя, но и реально помогать. Таким образом они создали гуманистическую психологию как третью силу. Получилось что бихевиоризм — это первая сила, психоанализ — вторая, а гуманистическая — третья.

Гуманитарная психология стала очень популярна в Америке как среди обывателей, так и среди профессионалов. Под зонтиком гуманитарной психологии получили своё развитие множество новообразовавшихся терапий. Их называли терапиями опытов. Они были основаны не просто на теоретизированиях и разговорах о своих переживаниях, но и на действиях, посвящённых освобождению от психологических зажимов. Это был золотой век новых терапий. Калифорнийский Университет как раз и был Меккой для их роста и возникновения. Но отцы-основатели этого направления через примерно 10 лет, почувствовали и здесь приток неудовлетворения текущим процессом развития своего собственно детища. Они вдруг поняли что оставили в стороне очень важную плоскость и это была духовность.

Я приехал в Соединённые Штаты в 1967 году и работал в Центре, Медицинских Исследований, расположенном на Восточном Побережье, но и достаточно часто приезжал и в Калифорнию, для проведения круглых столов и создания рабочих групп, а так же я проводил там семинар по психоделике, который я уже когда-то начинал делать в Праге. И там присутствовал один очень интересный человек Пол Хабборт, который тщательно записывал все эти семинары и практически сохранял их для истории. Там я говорил не только о биографической картографии, но и перинатальной и трансперсональной. Я как раз там обсуждал мистические переживания в рамках конденсированной психоделики. И Пол мне вдруг сказал, что всё о чём я говорю, затрагивает в своих исследованиях и Маслоу. К тому времени я только приехал в США и о Маслоу ничего не слышал. Я думаю вам всем не нужно объяснять как сложно было получать информацию Западе, когда сам живёшь за железным занавесом. И пол мне порекомендовал отправить свои материалы напрямую к Маслоу. На тот момент у меня был манускрипт своей книги, в которой я подытожил все тогдашние исследования в Праге. Позже этот манускрипт превратился в 5 различных книг. Я отправил это Маслоу в Бостон, где он на тот момент жил и получил от него в ответ письмо, полное энтузиазма, в котором он приглашал меня к себе в гости для беседы.

Я откликнулся на его приглашение и тут же поехал в Бостон. Подошёл к его двери. Нажал на звонок. Дверь открыла его супруга Берта. У меня тут же возникло впечатление, что меня здесь не ждут, поскольку эта женщина буквально преградила собой вход в дом. Я ничего не понял, потому что впервые прибыл в этот дом и не мог даже представить себе чем именно мог вызвать такого рода отношение к себе! В итоге меня всё таки впустили в этот дом и за обедом Берта мне, наконец призналась: «Я знаю что ты чувствовал себя когда приехал нежданным госте, но это случилось всего лишь потому, что я испугалась за своего мужа: он только-только начал восстанавливаться после своего инфаркта, как я увидела что он получил твой манускрипт и читал его с таким нескрываемым возбуждением, что я испугалась за то, у него случится новый приступ!»

По её мнению наша встреча была крайне опасна для его здоровья — поэтому она и была так неприветлива на пороге. Сам Маслоу сказал мне, что его взволновали параллели между пиковыми мистическими переживаниями, что он описывал и моими исследованиями на психоделическую тему. Таким образом он пригласил меня к участию в группе по изучению нового направления в третьей силе психологии, которое они открыли совсем недавно. К тому времени он получил в Калифорнии очень крупный гранд и таким образом он мог позволить себе посвятить почти всё своё время исследованиям. Ну вы же знаете, что это заветная мечта любого учёного!

Я стал приезжать в Калифорнию ещё чаще обычного, чтобы встретиться этой маленькой группой и проводить вместе с ней мозговые штурмы в направлении освоения этого нового пути психологии, который мы сами выбрали. Я пока вам ещё не рассказал вам об Тони Сьюкич очень экстра-неординарном человеке. Он был экстремально поразительной личностью и будучи почти полностью парализованным и проводя большую часть своего времени либо на кровати, либо на кресле-каталке, владея при этом свободно только всего лишь тремя пальцами, он умудрялся участвовать почти во всех наших мозговых штурмах. И то как он с ними легко коммуницировал, было потрясающим! Абрахам и Тони хотели назвать эту новую психологию транс-гуманистической, я когда в разговоре мельком упомянул нашу группу, как трансперсональную, то они оба в один голос сказали: «Вот, это то что нужно нам в качестве ключевого термина, так мы это всё и назовём!»

Из этих встреч действительно родилось то самое новое направление психологии, которое вдохновило нас. Потому что оно прежде всего выражало уважение к духовным ценностям и ритуальным путям развития человечества. Отличительная черта этого направления была та, что из пророков, святых и шаманов и основателей религий, оно не делало шизофреников. Так же эта психология включила в себя наблюдения исследований сознания, включая и мистические переживания, не приписывая их при этом к патологиям. И после такого длинного введения, я, наконец, подхожу к сути нашей встречи: мы тогда подумали, что эта психология может быть применима во всех странах, во все периоды, во все времена, поскольку не обладает этими двумя предубеждениями, о которых говорил Майкл Харнер. Он является антропологом, с очень хорошей академической позицией. Майкл при этом пережил шаманскую инициацию, когда работал с одним индейским племенем у реки Амазонки.

В своей книге «Путь Шамана» он сказал (базируясь на своём дуальном опыте с одной стороны академического учёного, а с другой, человека, который прошёл через шаманскую инициацию), что западная психология обладает двумя основными предубеждениями: во-первых она этноцентрична (это означает что она была разработана группой представителей индустриального общества, которые рассматривали свою перспективу как единственно-превосходную, а значит рассматривает свои убеждения как единственно верные, в любое время и в любом месте — основываясь именно на научном понимании психологии), и второе предубеждение, которое он назвал было когни-центрично, или прагмато-центрично, то бишь, оно основывалось на наблюдениях, которые делались только в нормальном состоянии ума и конечно же скидывало с счетов всё то, что происходило вне стандартных состояний. Фактически оно патологизировало их. То есть в их арсенале отсутствовало различие терминов между мистическим и психическим переживаниями, рассматриваясь оба как патологии.

И тогда пришло время задать вопрос, какова же будет психология, которая не будет обладать всеми вышеперечисленными предубеждениями. И мы пришли к выводу что трансперсональная психология, как раз соответствует некоторым из этих критериев. Но мы столкнулись так же и с тем что пока не могли выработать базовых принципов новой психологии, соответствующих критериям текущей точки зрения современной науки, которая была монистическая и материалистическая. Таким образом трансперсональная психология была на своём первом этапе развития очень уязвима. Её могли себе позволить назвать антинаучной, иррациональной и шаткой. То есть фактически её поначалу называли наукой, открытой людьми, которые ничего не знают о науке. И на самом деле вначале за этой наукой двинулись люди, не обладающие достаточными кондициалами, они просто поняли что современная точка зрения науки не достаточна для них, не оправдывая при этом их ожиданий на выбранных ими направлениях. В этот миг для меня произошло нечто важное. Вы наверное слышали о Френсисе Уорне и Роджере Родшильде — пионерах трансперсональной психологии? У них было пати, которое происходило под Сан-Франциско, недалеко от того места где пребывали мы сами. Это пати было организовано в честь презентации и публикации очередной книги Фритьофа Капры.

Он известен миру своим «Дао Физики» - для тех кто не помнит это имя на слух. Там он практически продемонстрировал то каким образом физика развивалась в ХХ веке: обнаружение радиоактивности и рентгеновского излучения. Она выработала систему мышления: теорию относительности, квантовую физику и т. д. На обложки его книжки был изображён танцующий Шива, а так же фотографии с о сталкивающимися атомными частицами, как при ядерном взрыве. Таким образом были проведены две великолепные параллели между современными достижениями физики, тем как учёные видят мир и Шивой Магараджи, представляющего собой элемент восточной философии. И я увидел внезапно, что то параллели, которые мы выдвинули: картезианско- ньютоновской парадигма в сочетании с комбинацией с монистического материализма. И это было не то место, где в принципе находились физики.

В XХ веке физика предвосхитила и превзошла любое из направлений картезианско- ньютоновской парадигмы мышления, но другие дисциплины, основанные на этом же направлении мышления: биология, медицина, психология, психиатрия — фактически застряли на уровне XVII века. И это было понятно! Потому что вы можете изучить базовые принципы ньютоновской физики в полдень после обеда, но для того чтобы изучить теорию относительности и квантовую физику — то это совсем другой вопрос времени. Поскольку ньютоновская физика достаточно проста, она предоставляет базовые параметры, которые мы можем легко усвоить своим пешеходным мышлением. Мы представляем себя как ньютоновы объекты, мы живём в мире, который состоит из ньютоновых объектов, время — линейно, пространство — трёхмерно, всё имеет причину и следствие.

Мы с Фрити друзьями почти мгновенно. И прямо с того времени стали проводить совместные семинары, которые мы называли «Путешествие сквозь время и пространство». Фритьоф брал себе утро, и пояснял каким образом физики видят на сегодняшний день мир. Ко времени обеда умы слушателей были почти близки к состоянию взрыва: «Понимаете ли, но материя, она в принципе-то и не существует — чем глубже в неё ты погружаешься, тем меньше её ты обнаруживаешь. То есть фактически материя есть пустота — она пуста. На субатомном уровне ты уже сталкиваешься с уравнениями вероятностей.

Люди получали Нобелевские Премии за то что открывали что частица движется вперёд по антишкале времени, отрицательная же частица движется назад — непосредственно по шкале времени. И всё это происходит одновременно. К тому же равно друг другу. Пятьдесят миллиардов лет назад вообще-то была сингулярная реальность — беспространственная точка. И во время большого взрыва вдруг из этой сингулярности произошло и время, и пространство. А заодно и вся эта материя, из которой состоят миллиарды галактик. По большому счёту не имеет смысла использовать имена существительные: потому что реальных объектов в мире-то нет! Вся вселенная это всего лишь вибрация и движение.»

Таким образом нам не надо говорить слово «микрофон», когда мы хотим его упомянуть, а лучше использовать цело понятие «микрофония», а вместо Стэна Грофа «стенграфиния», вместо Москвы - «москванирование» и т. д. Это была концепция Дэвида Бонса. Что подтверждено индусами, которые говорили что то что нас окружает — призрачно и является Маей, то бишь иллюзией. Фритьоф Капра продолжал рассуждать о том что твёрдых предметов не существует и это нам всё кажется, о чёрных и белых дырах и тому подобном, чтобы окончательно добить публику. Поэтому когда после обеда, ошарашенные всем этим новоузнанным, люди возвращались в свои аудитории, то то что говорил я, звучало настолько приземлённым и реалистичным, что они начинали видеть в этом во всём этом реальный смысл, по сравнению со всем тем, что говорил до этого Фритьоф.

А то о чём говорил я, это было об изменённых различных внутренних состояниях. Фритьоф же рассуждал в свою очередь об «обычном» мире, в котором мы все пребывали: со всеми присущими ему обычными материальными предметами в виде стульев и столов. В связи с этим, работа Фритьофа была экстремально важной для трансперсональной психологии. Потому что она демонстрировала то, насколько трансперсональная психология не может быть сопоставима картезианско-ньютоновской теорией ХVII века! И мы себя обнаруживаем в том положении, что на сегодняшний день эти точки зрения из ХVII века - ставятся под большой вопрос. Это было всего лишь начало.

Я хочу сказать ещё несколько слов о Фритьофе Капре: после того как он написал свою книгу «Дао Физики», он написал ещё одну книгу «Точка Возврата». И для написания этой книги он привлёк 10 консультантов. Потому что данная книга была междисциплинарной. В связи с этим, он пригласил меня в качестве консультанта по психологии и психиатрии. Он обучал меня современной физике, я его обучал психиатрии и психологии.

И он поставил передо мной задачу: изучить работы Фрейда и найти параллели между фрейдистским и ньютоновским мышлением, а затем посмотреть на квантово-релятивистскую физику и найти параллели между ней и трансперсональной психологией. И я обнаружил там нечто интересное. Это то, что учитель Фрейда Эрнст Брюке, был основателем общества Геймгольц в Германии, и целью этого общества было привнести ньютоновское мышление во все остальные науки, чтобы сделать их действительно научными. То есть фактически, когда Фрейд формулировал свои теории, он в частности отображал Ньютона. К примеру, когда он говорил об эго и суперэго, они обладали свойствами ньютоновских объектов. Они находились в столкновении и противостоянии друг с другом и где находилось одно, никак не могло находиться другое. Его описание либидо, несло собой некие гидравлические свойства: оно было текучим, обтекаемым. И когда я искал эти параллели, то между ньютоновским и фрейдовским направлениями, я нашёл их четыре: если вы посмотрите на квантово-релятивистскую физику, то вы увидите что вселенная там очень сильно отличается от привычной ньютоновской: вселенная там представлена как колеблющаяся и вибрирующая система и ничто в этом мире не относится конфликтно к чему-либо другому. Там реально нет конфликтов.

Вот например, мы сидим здесь, а через нас проходят различные передачи коротковолновых радиостанций и различные телевизионные программы транслируются со спутников. Ни одна из них не конфликтует с другой. Фактически вы выбираете необходимую частоту и слушаете или смотрите то, что хотите именно вы. Следующее что есть в этом волнующемся и вибрирующем мире, это голографический эффект. Голографический принцип явился ещё одним шагом в построении моста в транс-персональной психологией и наукой. Венгерский учёный, Денис Габор, который жил в Лондоне, пытался улучшить разрешение электронного микроскопа, и разработал математическую модель, которая впоследствии стала основой голографии. На тот момент оптическая голография была невозможна по той причине, что отсутствовали лазеры, которые были необходимы для её реализации. Но в последствии, когда в Калифорнии в Малибу был создан первый лазер, наконец создали голограмму, которая произвела сенсацию в трансперсональных кругах. Нейрохирург Карл Фибрам написал книгу «Языки Мозга», где он описал феномен, который называется «голографическая модель мозга».

Есть две функции в мозге, одна из которых работает как компьютер, где есть нейроны и синапсы, где происходят решения как «да» и «нет», но затем он описал нечто, что называется «параллельные вычислительная система», где масса мозга использует этот так называемый голографический принцип. И в то же самое время великолепный физик Девид Бом выработал голографическую модель вселенной, где он сказал что всё то, что мы воспринимаем в нашей повседневной жизни, является всего лишь одним аспектом реальности. Он назвал это эксплицитный или развёрнутым порядком, креативная часть которого находится в той части, которую мы не можем воспринимать. И он назвал это имплицитным, то есть свёрнутым порядком.

Почему же это голографическое мышление было настолько потрясающим?! Мистики говорят очень странные вещи. Например, говорят что каждый из нас является маленькой и незначительной частью вселенной, но опять же при этом каждый из нас является сам по себе целой вселенной. Имеют ли они хоть какое-нибудь понятие об аристотелевской логике? То есть вы не можете быть целым и частью одновременно. Жаль что сейчас я не могу вам продемонстрировать этого эффекта, но это очень впечатляет. Голограмма обладает распределённой памятью. Иными словами объект существует в любой из малейших частей голограммы. То есть если мы разрежем голограмму на множество мельчайших кусочков, в каждом из них мы увидим объект целым.

То же самое мы можем обнаружить в целом ряде эзотерических систем, где человеческое существо является микрокосмом, который в себе содержит макрокосм. Как вверху — так и внизу, как внутри — так и снаружи. Это звучит абсурдным, но не в голографическом мире! Итак, в чём же здесь проблема? Дело в том, что ещё со времён Галилея, традиционная наука концентрируется на всём том, что можно взвесить или измерить. Я могу встать на весы — взвесить себя, взять сантиметр и измерить себя, а затем посмотреть на какие либо астрономические измерения и увидеть что я являюсь одновременно лишь незначительной пылинкой, пребывая в этом же объёме. Но когда мы говорим о себе как о частице, содержащуюся в целом и как о частице, содержащей в себе вселенную или любую её часть, то мы говорим об этом как об информации, а не о веществе. Поэтому это и явилось столь поразительно для мира и для трансперсональной психологии в частности.

Это как в психоделических сессиях вы можете ощутить себя слоном. И если я ощущаю себя слоном, то это совсем не значит, если вы меня поставите во время этого состояния на весы, они потом сломаются или покажут 3 тонны. Но я могу себе позволить пережить состояние как это «быть слоном» - абсолютно другой тип мышления. Это и была следующая ступенька, которая позволила построить мост между трансперсональной психологией и наукой. И стала великолепным связующим звеном. Затем возникла ещё одна потрясающая вещь: эта была работа Роберта Челдрей, биолога, в которой он заметил что современная наука никогда не обращалась к проблеме откуда происходит форма и откуда происходит содержание. Вселенная это гораздо больше чем просто частицы. Да, у на есть различные элементы, и мы можем выразить из каких протонов и электронов они состоят.

Мы можем сказать что столько протонов составит йод, а столько протонов — составит золото, но это нам не говорит нам ничего о том, каким образом возникает свойство этих элементов. И это очень сложно для человека, который пытается вглядеться в суть вселенной не увидеть в ней работу искусного мастера. Если вы посмотрите на наш шарик, на котором мы живём: на Гималаи, на Арктику, ничто из этого нельзя пояснить простой физикой. К примеру, в мире нет цвета. Наука лишь описывает электромагнитные колебания различных частот — цвет это что-то, что добавляется сознанием. Таким образом, Роберт Челдрей обозначил, что наука даже близка не подобралась к тому, чтобы объяснить возникновение такого рода разнообразия различных форм и существ, в том числе и растений. И он стал говорить о морфогенетических полях, которые неизмеримы и находятся в пространствах недоступных нам, но тем не менее являющихся формирующей основой для этого мира. К примеру, если мы посмотрим на ДНК - она состоит из четырёх базовых компонентов, которые создают эту уникальную спираль. И мы верим что секрет жизни заключён в ДНК. И отсюда возникло новое направление — генетический инженерия, где они разрезают существующие и создают новые формы ДНК.

Роберт Челдрей поставил под вопрос что мы можем описать эту самую форму ДНК. Тем более что существованием ДНК мы не можем описать почему из одной семечки возникает орхидея, а из другой — рождается кит. И этих форм существует огромное количество и не только ныне, но у ранее текущих времен. Таким образом, как он заметил, различие разных форм и их создание вполне возможно с помощью формы генетического поля, но одного ДНК здесь не достаточно. У нас есть москиты, у нас есть попугаи — у нас есть киты, и ДНК определяет не только их конечную форму, но и так же определяет путь развития от оплодотворённого семени до конечной формы. Но этого, по его словам, слишком много, чтобы мы могли ожидать от простой материи в полной мере. И Роберт Челдрей явился очень важным фактором в этой развивающейся парадигме науки. Теория систем стала так же очень значимой: например, Илья Пригожин - основатель диссипативных структур формирующих порядок. Из последних работ — Эрвин Ласло, это мой новый персональный герой. Он описал такое явление как психополе и начал недавно использовать термин «поле Акаши». Я вижу что некоторые из вас знакомы с его работами, но остальным я очень рекомендую его прочесть. Концепция психополя или субквантового поля состоит в том, что там записано всё что когда либо происходило голографическим образом, можно сказать - космические голливудские архивы. И это то, что всегда восхищало нас и в психоделических переживаниях и в холотропных переживаниях, а так же в переживаниях, которые мы называем духовные — то есть переживания людей, которые спонтанно ощущали холотропные состояния.

И в этих состояниях вы можете перенестись в другое время и в другой век, в другую страну. Вы внезапно можете оказаться в древнем Египте или во времена французской революции или стать частью коллективного бессознательного, или чувством персональной памяти и это становится частью вашей памяти о предыдущей жизни. Ничего кроме вот этого самого «поля Акаши», не давало такого глубокого описания на столь высоком уровне. И новым аспектом такого рода переживаний является то, что люди которые переживали подобного рода ощущения, рассказывали потом вещи, о которых они никогда не слышали и тем более никогда не видели с абсолютной детальной точностью даже о тех вещах, которые даже нигде в исторических документах до этого не были описаны. То есть это нельзя отнести к той памяти, которую люди могли получить, читая какую-то книгу или просмотрев какое-то кино. Фактически они побывали в определённый исторический период, в конкретно взятой стране. Есть у Ласло как книга, которая очень сложна в чтении, под названием «Интерзависимая Вселенная», предлагающая математическую и физическую модель, так и книги, написанные им и на более популярном уровне. Например, одна из них - «Креативный Космос» или, например «Гипотеза когнитивности», а так же ещё одна, которая мне знакомая, под названием «Наука о поле Акаши».

Итак, что же произошло с момента возникновения трансперсональной психологии? Она была настолько подвержена обвинениям в нерациональности, в ненаучности в своё время, что после этого чтобы не возникало в науке революционного, нового и интересного, очень легко принималось в трансперсональных кругах и служило к посрамлению традиционной науки. Или по крайней обращала внимание на себя тем, что выбирала на вооружение себе более сложную для восприятия версию. Поэтому, если мы посмотрим на это с другой стороны, вызовы, которые бросает трансперсональная психология, очень фундаментальны: они затрагивают и расшатывают не только первоосновы традиционной психологии или психиатрии, но и все философские индустриальные парадигмы. Ведь когда мы говорим о брошенном вызове западу, мы подразумеваем всю западную науку, которая поддерживается технологической или индустриальной частью сообщества.

Самый же фундаментальный из вызовов это взаимоотношения меду материей и сознанием. С традиционной точки зрения сознание это результат сложных процессов, происходящих в мозгу. Но на сегодняшний день существует огромное количество зафиксированных свидетельств, которые наглядно показывают, что это не так. И сознание может демонстрировать такие вещи, которые мозг сам по себе никогда не смог бы произвести самостоятельно. Или по крайней мере мозг, каким он понимается современной наукой. Я не хочу углубляться в детали большого количества своих книг, но во многих типах трансперсональных опытов, вы получаете новую информацию, которой вы прежде не обладали, и которая не могла прежде поступить через органы чувств в вашей жизни, или через ряд каких-то других переживаний, которые могли бы вам предоставить эту информацию, включая других людей, различных животных или ботанические объекты, исторические периоды и события, или любую другую мифологию из ранее существовавших культур. Думаю, что подобным тезисом можно и завершить сегодняшний доклад. Извините за потраченное вами на меня время.

(восхищённый смех, аплодисменты)


Ответы на вопросы:

- Хотелось бы узнать что-либо относительно энергетики - новая парадигма и новые основ, как это всё устроено? Поговорите о них, пожалуйста: Герман Хаген, Илья Пригожин. Об этом бы очень хотелось услышать ещё.

- Это была одна из потрясающих работ, скажем Григорий Бейцен, его концепция теории системы, его книга «Ум и природа». Затем Эрик Бьянч - «Самоорганизованная вселенная». Вот это действительно одно из направлений, которое было позитивно воспринято в трансперсональных кругах.

- Скажите пожалуйста, вот сейчас вышла очень нашумевшая книга на русском языке, представляющая так называемое направление — эпигенетику: «Биология веры». Это чуть напоминает собой такие же взаимодействия, как были и у трансперсональной психологии с обыкновенной психологией, но только - с традиционной генетикой. Там они утверждают что мембрана клетки является приёмником внешних мистических сигналов из нематериального мира — об этом интересно услышать Ваше мнение. И есть ли у Вас точки соприкосновения с отто-психологией Менгеле?

- Я знаком с некоторыми работами, которые были осуществлены в Новосибирске, и для последних исследований там использовалось воздействие светом для оказания влияния на клеточную структуру. Но ответом на ваш вопрос я посчитал бы то, при определённом погружении в трансперсональное состояние, можно ощутить на себе клеточное сознание. Как если бы клетки сами по себе могли думать. Очень часто в сессиях происходит ассоциация самого себя со сперматозоидом, яйцеклеткой или процессом зачатия. Я работал с пациентом, который в какой-то момент чувствовал, что его притягивает какими-то химическими сигналами, и у него было ощущения этакого спорадического движения вперёд, он делал этакие пульсирующие движения рывками куда-то.

В какой-то момент он не понимал что с ним происходит. Но как выяснилось, сперма продвигается с помощью таких же спонтанных импульсов, как происходит при сокращении сердечной мышцы. Потом он понял, что рядом с ним мчатся на перегонки такие же объекты как и он сам. В какой-то момент ему показалось даже что здесь участвуют какие-то астрологические силы, заинтересованные в определённом результате. В какой-то момент он пережил на себе само проникновение в яйцеклетку. И там были даже интересные и наводящие на улыбку последствия. Потому что он говорил: «Я понял, что я только что вошёл в инкарнацию и выиграл в такой гонке, в которой Олимпийские Игры выглядят абсолютно ничем.» Что впоследствии очень повлияло на его самовосприятие, где он вдруг стал ощущать, что он преуспел в своей жизни априори, вне зависимости от того, что с ним в ней происходит.

Если бы у человека, которого бы я лечил было традиционное медицинское образование, он бы воспринял бы это как нечто, из ряда вон выходящее. Но вселенная является таковой, каковой она является и нам нужно научиться её воспринимать таковой, какая она есть, нежели пытаясь подгонять под уже существующую точку зрения.

В моей книге, которая называется «Когда невозможное возможно», я описал свои взаимоотношения с Карлом Саганом, знаменитым астрономом, который написал книгу «Мир, гонимый демонами». Он посвятил борьбе со всем ненаучным: о всех этих делюзиях, неправильных концепциях и предрассудках. Когда же он услышал о трансперсональной психологии, это его тоже, разумеется, очень разозлило. И я был одним из «выживших» с самого начала, в связи с чем он потребовал от меня конфронтации, то есть по сути вызвал меня на научную дуэль.

Он сказал: «Если вы обладаете всеми академическими титулами, то вы не имеете права распространять все эти делюзии. С одной стороны существует наука и математика, а то что делаете вы — подделка и непрофессионализм! Как и в случае с окаменелой гигантской ступнёй.» На что я его прервал и сказал ему в ответ: «Карл, мы вообще-то не об этом говорим!» Он удивился и спросил: «А о чём тогда?» Я ответил: «Мы говорим о трансперсональных переживаниях. Можно ли их отнести к патологиям мозга или к просто фантазиям? Или же они онтологически реальны и это является пространством реальности.» «Дайте мне пример», - потребовал он. Я привёл ему ряд примеров, где люди получили подобного рода информацию. Он среагировал: «А, эти американцы, они по шесть часов в день телевизор смотрят! А мозг естественно всё это записывает и потом всё это перемешивается, впоследствии выплескиваясь таким образом.» Потому что, как сказал один британский эмпирик: «Нет в мире такой информации, которая ни была бы воспринята сенсуальной чувствительностью!»»

Не зная что сказать ему в ответ, я обратился к танатологии, где сознание отделившись от тела, переживает своего рода путешествия на тот свет. Я привёл ему в пример наблюдения одного известного кардиохирурга Майкла Сеймона, который записывал за своими пациентами их видения, когда они оказывались в состояниях, близким к смерти. На что он ответил, что вряд ли это происходило на самом деле. На что я возмутился и заявил, что этого не могло происходить, поскольку Майкл Сеймон солидный и известный человек и ему не зачем врать. Он оперировал и опрашивал этих людей лично.

Я попросил Карла обосновать суть его позиции. На что он ответил что в мире слишком много кардиохирургов и наверное этого бы никто так не узнал, если бы он не сделал сам себе такую рекламу, чтобы отличиться от остальных хоть чем-то. На что я возразил, что подобное невозможно, поскольку в профессиональном мире кардиохирургии такого рода истории не проходят и даже наоборот, способны вызвать насмешку, если пытаться себя продвигать только так. В этот момент я подумал, что это и есть исход нашей беседы, настолько уверенно он себя чувствовал в своей позиции, что был готов поставить под сомнения профессиональные способности другого человека, нежели пересмотреть заново восприятие собственного мира. Истинного учёного этого бы напротив, только заинтересовало бы, как что-то им ещё не изученное и не освоенное. Потому что наука продвигается вперёд только потому, что кто-то начинает задаваться вопросом о ранее неизведанном и начинает продвигаться в ту сторону, где текущая парадигма ещё не способна дать ответ. Он начинает углубляться и внимательно исследовать это направление, порождая тем самым новые открытия в науке.

- Вы не хотели бы предложить Карлу Сагану пройти сеанс холотропного дыхания, чтобы он воочию убедиться в ошибочности собственного мышления?

- Это был бы самый лёгкий путь! Но я могу точно заметить, что вне зависимости от вашего образования, истории вашей страны и религиозных взглядов, если вы прошли сеанс такого рода, то ваша жизнь и точка зрения на неё меняется безвозвратно.

- Основываясь на вашей новой парадигме, каким именно Вы видите будущее на планете земля?

- Я не одинок и многие люди в трансперсональных кругах, когда мы смотрим на текущий мировой кризис и на текущие симптомы, думают так же. Мы понимаем что это очень важное время для эволюции человеческого сознания. Проблемы планеты ничем не отличаются от проблем людей. И если бы наши тела или мозги находились бы совсем в других местах, а не на этой планете, совсем не значит, что нам было бы легче решить свои проблемы. Очень легко рассуждать о решении глобальных вопросов, но решать их реально и по-настоящему — совсем другое дело.

Вот, например, реакцией на случившееся 11 сентября в Америке, был результат в виде создания «манхетенновского проекта». Первый же подобного рода проект создал что? Атомную бомбу! То есть мы могли вложить лучшие умы лучших представителей интеллектуальной элиты, чтобы разработать новые знания в направлении энергетики, чтобы, скажем, быть более независимыми от Ближнего востока, но предпочли иной путь. Будущее же что вижу я — идеально: это примерно кое мировое сообщество, о котором в своё время говорил Михаил Горбачёв, чьей основной заботой была бы прежде всего защита жизни, защита среды, в которой мы живём. И как у биологических существ более высоких приоритетов у нас быть не может — защита от того, от чего мы напрямую зависим: чистый воздух, чистая вода, чистая почва. Никаких идеологий, религий или других подобных приоритетов — это не должно доминировать над основной целью. Получение возобновляемых источников энергии, не создавание чего-то, что не могло бы быть повторно использовано, чего бы Земля не могла бы принять обратно, и не использование при этом нефтепродуктов, которые сжигаются и портят природу, нарушая её естественный баланс.

Так что наше решение вполне просто и общедоступно, но силы которые противостоят реализации этого, эти силы очень огромны. И естественно, когда я говорю об этом, то говорю предвзято, благодаря своей профессии и виду деятельности. Но для того чтобы туда двигаться на самом деле, необходимо начать с внутренней трансформации. Каждый из нас может начать решать мировые проблемы, начав с себя, и научившись решать при этом собственные. И если психодуховная трансформация произошла бы на более высоком уровне, то и шанс для выживания человечества был бы более реальным. Как и перемещение от религиозности к истинной духовности произошёл бы сам собой. Религия на сегодняшний день человечеству не помогает, потому что они объединяют определённые группы людей, и противопоставляют эти группы другим группам: мы христиане — вы нехристи, мы мусульмане — вы неверные, мы евреи — вы гои и т. д. Даже в рамках одной религи мы умудряемся делиться: вы протестанты — а мы католики и ортодоксы. Ведь суть религии — в объединении, она должна объединять, а духовность это то что мы все находим в мистических областях. Духовность может быть всеохватывающей — универсальной. Так что это мой рецепт на развитие дальнейших событий именно этой планете таков, но как туда попасть на самом деле — совсем другая история.

(бурные и продолжительные аплодисменты)

Записывала Анна Абазиева





Скачать 231,76 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер231,76 Kb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх