«историю души человеческой» icon

«историю души человеческой»


Загрузка...
скачать




Система работы по роману Лермонтова «Герой нашего времени».


Главная задача автора: раскрыть «историю души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. (Запись глав – сюжет). Зачем? Автору важны не внешние действия, а внутренние поступки героя, ведь он создаёт социально-психологический роман. Ту же роль играет и смена субъекта повествования: Максим Максимыч (в дальнейшем - М.М.), повествователь, странствующий офицер, сам герой. Поэтому образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия.

Композиция состоит из 6 новелл, фрагментарна, запутана, разорвана, т.к. жизнь человека невозможно чётко передать в слове, поэтому в романе переданы фрагменты этой жизни. (Композиционная инверсия). Портрет героя соткан «из пороков своего поколения». 30-е г. – эпоха безвременья. В Печорине отражено то переходное состояние, в котором всё старое разрушено, а нового ещё нет.


^ Тема: «Странный человек

(анализ главы «Бэла»).


Ход урока.

- Какие вопросы можно спроецировать для этой главы?

- Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста М.М? Какова роль пейзажа в повести? С кем сравнивает рассказчик Бэлу и Карагёза? Нарисовать систему персонажей с точки зрения их зависимости друг от друга. Какие качества Печорина раскрываются в повести? Как в описании внешнего облика и манер раскрывается его натура? Почему герой решился на похищение Бэлы? Почему герой не чувствует себя счастливым, добившись любви черкешенки? Виновен ли Печорин в том, что случилось с Казбичем и Азаматом? Чувствует ли он себя виноватым? Жертва или виновник смерти?


Рассказ в рассказе. Рассказчик передаёт слово встреченному им в дороге штабс-капитану М.М., для которого встреча с Григорием Александровичем Печориным стала главным событием в жизни. Система персонажей:

Бэла

(серна)

Казбич - Карагёз - Азамат


Печорин


М.М.


Тема любви. Любовный треугольник.

- О чём говорит смуглый цвет лица М.М. и хорошие знание нравов горцев? Давно служит на Кавказе (10 лет пробыл в Чечне) но так и не сумел полюбить кавказского народа: «жалкие люди», «преглупый народ», «рожи самые разбойничьи» (Казбич), «головорезы», а в Чечне «чуть зазевался – либо аркан на шее, либо пуля в затылке».

- Как появляется в рассказе Печорин (в дальнейшем – П.)? Переведён из России, и ему велено оставаться в крепости (не по своей воле прибыл). Тоненький, беленький Печорин уже часто грустит и наводит на мысль о странности своего поведения. М.М.: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

- Чего же необыкновенного сумел совершить Печорин в крепости?

- Похитил красавицу-черкешенку, которой был пленён при первой же встрече на чужой свадьбе. Найти описание.

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». (Вос-хищён – по-хищена – хищник? Печорин пленён, Бэла – в плену).

- Кто ему помог?

- Брат Бэлы Азамат сам привёз ему сестру в обмен на чужого коня. Дивной прелести лошадь: «вороная как смоль, ноги – струнки, а глаза не хуже, чем у Белы» и тоже похожая на «резвую, красивую серну». Происходит сравнение девушки с конём, после которого обмен их становится равноценен.

Расскажите, как Карагёз спас жизнь своему хозяину, и почему тот не согласился продать его Азамату за табун в тысячу голов. (Песня: «золото купит 4 жены, конь же чужой не имеет цены»).

- Какова реакция Казбича на потерю коня?

- «Повалился на землю и зарыдал как ребёнок. И как мёртвый пролежал всю ночь». (Потом чувство перерастёт в поступок: ребёнок – дьявол). Казбич – Казбек- «дитя гор».

- В свете этой трагедии как можно охарактеризовать поступок П.?

- Он использует людей для достижения собственных целей, чтобы рассеять скуку, угодить своим прихотям. П.- «дитя цивилизации», ему свойственны отчуждённость, демонизм. «Дикие» нравы горцев нарушила личная воля цивилизации.

- Как он пытается завладеть вниманием Бэлы?

- Привязанности милой дикарки П. добивается пёстрыми тряпицами, притворяется несчастным, пускает в ход всё своё обаяние, играет роль отчаянного страдальца, отправляющегося на войну, а когда 16-летняя прелестница отвечает на его чувства, грустит и плачет в его отсутствие, Печорин начинает скучать. Он не замечает, что заставляет Бэлу страдать, и не видит в своих поступках ничего предосудительного: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Эта ошибка стоила Бэле жизни. Преследуя Бэлу на коне, Печорин выстрелил, тогда Казбич зарезал Бэлу. Бэла-ангел погибает от руки убийцы-дьявола. До этого Казбич ударом кинжала убил отца Бэлы, выскочив, будто кошка, из-за куста. Разрушена жизнь Казбича и Азамата, ставшими пешками в печоринской игре со скукой. Эгоизм его граничит с демонизмом и жестокостью.

Присущая Печорину противоречивость, отражена в его внешности и манерах. М.М. отмечает, что его подчинённый был «немножко странен»: в нём сочетались выносливость и изнеженность, отчаянная смелость (один ходил на кабана) и некоторая нервность натуры; молодость, здоровье, удачливость и недовольство жизнью. «У меня несчастный характер…В молодости я наслаждался бешено всеми удовольствиями, удовольствия за деньги опротивели; влюблялся в светских красавиц.., сердце оставалось пусто; большой свет надоел; стал читать, учиться – науки надоели… Во мне душа испорчена светом.». В своём монологе Печорин словно приоткрывает свою внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Е.Онегина. Но лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог». Он даже готов умереть где-нибудь в дороге.

Рассказчик повести – «поседевший» на кавказской войне штабс-капитан. Человек добрый и честный, он далёк от той среды, которая сформировала Печорина, поэтому он его не понимает. Их разделяет пропасть – и возрастная, и интеллектуальная, и мировоззренческая. «А всё, чай, французы ввели моду скучать», - говорит он бесхитростно. Печорин для него загадка: это скучающий эгоист или человек, испытывающий жизнь и ищущий её смысл? Экзотическая жизнь «диких», нецивилизованных горцев, оборачивается для героя разочарованием.

- Как называются гора и долина при переезде через перевал?

- «Крестовая гора» и «Черто\вая долина». Эти пространственные координаты при своём пересечении образуют крест, на котором и будут распяты герой и его жертвы. Цивилизованный человек в чужом пространстве, в мире «естественных» людей.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.

Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. Первый пейзаж яркий, цветной, победный – с золотой бахромой снегов и серебряной речкой. Позже «хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне», «снега горели румяным блеском весело и ярко». На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчёркивает, усиливает мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.

Итак, Лермонтов использует целый ряд приёмов для обрисовки образа героя:

* характеристика П. рассказчиком;

* действия и поступки П.;

* автохарактеристика героя;

* сопоставление П. с другими персонажами повести;

* пейзаж.

Автор соблюдает тайный, сокровенный принцип представления героя – через чужой рассказ, через показ, и, наконец, через исповедь…

ВЫВОД. В первой повести характер П. остаётся загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Печорин – сильная личность, в нём громадное обаяние, ум, воля, но все эти духовные ценности остаются без применения, и герой страдает не менее других. «Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…»


^ Домашнее задание: 1. Описать встречу П. и М.М. в повести «М.М.». Почему П. вызывает у нас осуждение? Можно ли оправдать печоринскую холодность и равнодушие? Как в портрете героя отражены его характер и судьба? Что изменилось в П. за 5 лет? Почему сцена встречи П. с М.М. заставляет сочувствовать и П. тоже?


^ «ОБ ЧЁМ БЫЛО НАМ ГОВОРИТЬ?»

(Анализ повести «Максим Максимыч»)


Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или М.М? Хотел ли П. обидеть М.М.? Какой по вашему мнению должна быть встреча двух приятелей через пять лет? Можно ли оправдать печоринскую холодность и равнодушие?


1. День, предшествующий приезду П., «был сырой и холодный».

Когда-то М.М. принял горячее участие в важных для П. событиях, испытал поистине отцовские чувства к Бэле, поэтому слух о приезде П. вызвал живой эмоциональный отклик в его душе. Ему кажется, что П. с радостью проведёт с ним вечер за фазаном и бутылкой кахети\нского. Прочесть описание встречи. «М.М. бежал что было мочи… Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его..., колени дрожали. Он хотел кинуться на шею П., но тот довольно холодно протянул ему руку». Печорин ведёт себя подчёркнуто холодно, сухо, отчуждённо. Он наносит М.М душевную рану, не пожелав хотя бы внешне выказать радушие. Будем же объективными.

- Подумайте, почему П. «чуть-чуть побледнел и отвернулся?»

- Слова «вы были страстный охотник стрелять» обожгли. Ведь П. «подстрелил» Бэлу (его погоня и выстрел подтолкнули Казбича выхватить нож). П. этого себе простить не сможет, а уж вспоминать об этом за фазаном… «Добрая душа, золотое сердце» М.М. вдруг становится злым и с презрением бросает тетради и дневники П., которые хранил столько лет, на землю. Готов выставить на всеобщее обозрение его боль и страдания. Может быть, ему не достаёт мудрости и чуткости, человеческой тонкости?

Поговорим о том, почему встреча с М.М. могла быть неприятна Печорину.

- М.М. – невольное напоминание герою о случившемся когда-то несчастье, молчаливый укор его неблаговидному поступку.

- Печорин отталкивает не столько глубоко преданного человека, он отталкивает себя, своё прошлое, память. Она в тех бумагах, от которых он отрекается.

- Он одинок, озлоблен несчастьями, которые приносит людям, и хочет одного, чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, и вдруг встречается человек, который по доброте души его терзает.

- Отказ П. от дневника - знак его духовной смерти.

- Мы сочувствуем М.М., но вряд ли он прав. И как ему понять странного молодого человека, который сам себя не понимает.


2. Новый шаг в раскрытии характера героя – психологический портрет.

Чтение и анализ портретной характеристики Печорина.

Вес облик построен на противоречиях, совмещении крайностей.

«Стройный, тонкий стан и широкие плечи доказывали крепкое сложение», но у него были маленькие аристократические руки с тонкими, бледными пальцами и нервическая слабость. И аристократ и человек, способный переносить тяготы жизни. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера». «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали благородный лоб, на котором видны были морщины, пересекавшие одна другую». «Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были чёрные, - признак породы в человеке». «У него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…, которые не смеялись, когда он смеялся. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…, то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный». Глаза тёплого карего цвета, но холодные. П. кажется «равнодушно спокойным», но в глубине души скрыты жар эмоций и знание людей, отчего взгляд становится «проницательным и тяжёлым».

Портрет П. подтверждает его внутреннюю раздвоенность, приоткрывает душу, раздираемую противоречиями. Становится понятно, что к П. нельзя подходить с обычной меркой – слишком уж он неоднозначен и необычен. Кстати, на фоне чего дан портрет (время)?

- На фоне «свежего, прекрасного утра». Яркое начало жизни, но в этой главе мы слышим, что П. уезжает в Персию, а в следующей главе «Журнал Печорина», которая является «предисловием» к роману, мы узнаём, что он умер, «возвращаясь из Персии».


^ Дом.\ задание: 1. Как нарастает сюжетное напряжение в повести? Какие детали рождают ощущение таинственности, присущее повести? Как ведёт себя П. перед лицом опасности? Чем определяется его поведение? Как описаны в повести «мирные контрабандисты»? Какую роль в раскрытии характера П. играют их образы? Какие традиционные романтические мотивы звучат в повести?


Тема: ^ ЗАГАДКИ «ТАМАНИ».


Письменный опрос.

1. В чём своеобразие композиции романа?

2. При помощи каких приёмов Лермонтов рисует образ главного героя?

3. Назовите основные свойства характера Печорина. В чём сила и слабость героя?

^ ХОД УРОКА.

- В чём отличие этой повести от предыдущей?

- «Тамань» открывает журнал Печорина. Мы видели героя со стороны, теперь узнаём о происшедшем от него самого, узнаём о его думах и чувствах.

Герой сам анализирует тёмные стороны своей души: журнал – это дневник, исповедь.

- Какие детали рождают это ощущение таинственности? Как передано возрастающее напряжение в сюжете?

«Тамань – самый скверный городишко», куда Печорин прибывает поздно ночью. «Веди меня хоть к чёрту, только к месту!» - кричит П. десятнику.

- Что в обстановке хаты, а также в поведении её хозяев показалось Печорину странным, загадочным?

«Фатера, где нечисто» не имела ни одного образа – дурной знак! Разбитое окно. Дом над обрывом. Полнолуние. У слепого мальчика белые глаза, но который «не так уж слеп». Красавица-ундина. Напряжение передаётся через пейзаж: «беспокойное море», «полный месяц» одевается тучами, поднимается ветер, начинается буря.

- Как ведёт себя П. перед лицом явной опасности?

- П., не задумываясь, идёт навстречу опасности, ввязывается в сомнительное приключение. Вначале он идёт за тенью (это оказался слепой) над обрывом, «с трудом пробираясь по крутизне», в то время как слепой движется легко и просто. На берегу он видит ещё одну белую фигуру – лунный призрак. Странности мы видим уже не в П., а в самой атмосфере чуждой ему социальной среды. Из появившейся лодки они вынесут огромный узел («контрабандисты»). Тамань окутана дымкой мутного, недосказанного. У героев «Тамани» нет имён, лишь одно звонкое, словно тающее, ускользающее, как эхо, Ян-ко разрывает безымянность Тамани, подчёркивает полноту её тьмы. Все герои «слепы» и «глухи». Слепота становится как бы символом душевной непроницаемости. Мальчик наделён огромной внутренней чуткостью. «Ты бредишь, слепой?» - говорит Ундина, но он слышит всплеск воды под веслом и верит в отвагу Янко.

- Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами. Как описаны они глазами самого героя?

- П. восхищают отвага и мужество этих людей. В какой-то мере это сродни его собственному характеру. В образе Янко подчёркивается, что он волен как птица. Его жизнь необычна, беспокойна, полна тревоги и опасности. Столь же сильна и самоотверженна натура Ундины. Молодая, гибкая русалка – дитя моря, природы. Обворожительная Ундина - своеобразный романтический двойник П.- ловит Печорина в коварную ловушку («чудно нежный взгляд»), боясь доноса, соблазняет П. поцелуем на морскую прогулку на лодке и пытается утопить. Печорин не умеет плавать, но смертельная опасность не мешает ему оставаться любопытным, ироничным, сохранять самообладание.

- Как Печорин отнесётся к трагедии жизни контрабандистов?

- «Узел», «мешок» - единственные связи слепого с Янко – символ бескорыстной преданности и жестокости. Деньги – критерий их дружбы, и только одну медную монетку получит слепой на пряники. «А старухе скажи, что пора умирать, зажилась, - скажет уезжая Янко. Мальчик упал на землю и заплакал. Печорин сочувствует горю ребёнка, обречённого на умирание, но ничем не может помочь, тем более, что тот уже украл у него самые ценные вещи.

- В чём пленительность мира «Тамани»?

- Романтическая приподнятость новеллы: море, парус, вольная песня; жажда опасности и бури. Печорин полон сил и любви к жизни. «Его неудержимо влечёт…». Молодой, энергичный, он проявляет живейший интерес к окружающему, восхищается смелостью контрабандистов. Свободная морская стихия сродни мятежной печоринской натуре. При этом романтический максимализм соединён с трезвой аналитической работой мысли.

Каждый раз, увлёкшись игрой, П.переступает черту, отделяющую добро от зла, невинный романтический риск от бездумного попрания чужих судеб. Контраст между представлениями П. и тем, что есть на самом деле, усиливается авторской иронией: пока главный герой "наслаждается" романтическими приключениями, слепой мальчик ворует у него его дорогие вещи (шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал). Печорин хочет великого и высокого, а на самом деле, "как камень, брошенный в гладкий источник", тревожит спокойствие людей.

^ Дом.\ работа: 1. Каким предстаёт в повести дворянское общество. 2. Охарактеризовать Грушницкого, сравнить его с Печориным.


Тема: «За что они все меня ненавидят?»


Проблема. Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

^ ХОД УРОКА.

Повесть «Княжна Мери» - дневник, состоящий из 16 записей. События, происходящие в повести, укладываются в месячный срок, с 11 мая по 16 июня.

- Зачем Печорин ведёт дневник?

- Для П. при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Это его душевная память: в нём он неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой.

В предыдущих повестях Печорин показан в кругу людей, далёких от светского общества: это «дикие, нецивилизованные» горцы, «мирные контрабандисты». Теперь Печорин изображён в типичной для него дворянской среде.


Дворянское общество в изображении Печорина.

1. Представители каких дворянских слоёв показаны в повести? Род их занятий.

2.Охарактеризуйте их внутренний мир, их интересы.

3. Найдите в журнале П. высказывания в адрес отдельных персонажей или света в целом.

4. Что в образе жизни и нравах дворянства вызывает иронию или неприятие героя и автора.

5. Дуэль.


На Кавказе нет «аристократических гостиных», но нравы «водяного общества» роднят его со столичным, являясь отражением его пороков в сниженном и неприглядном виде. Уже в начале повести задан контраст между красотой природы («Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»; «солнце ярко, небо синё») и несовершенством человека. При описании «водяного общества» появляются насмешливые и даже горькие интонации. Печорин презирает это общество за праздность, мелочность, отсутствие глубоких раздумий, серьёзных занятий. Сплетни, карточные игры, интриги – вот чем заполнена жизнь дворянства, как «столичных франтов», так и провинциальных «степных помещиков». Отношение к людям для них определяется лишь знатностью, чином, деньгами. Пустое, ничтожное, лицемерное – так предстаёт дворянское общество в дневнике Печорина. «Они пьют – однако не воду… Дамы милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности». «Княгиня Лиговская любит соблазнительные анекдоты». (В обрисовке «водяного общества» Лермонтов использует портретную и речевую характеристику, эмоционально окрашенные ремарки и комментарии).

Отчуждённость объясняется не высокомерием, а безусловным превосходством над этим обществом Печорина. Он наделён внутренней силой, умением читать человеческие сердца, полон энергии, но он «не угадал своего назначения» и поэтому переходит от одного пустого действия к другому, управляет столкновением чужих интриг, сам становясь жертвой интриги. Душа его «испорчена светом»; его презрение к врагам выливается во враждебное отношение к людям, отсюда его одиночество.

2. Сюжет повести строится на развитии отношений в любовном треугольнике: Печорин – княжна Мери – Грушницкий. Именно нарастание конфликта с Грушницким приводит к кульминационному событию – дуэли. Печорин был знаком с Грушницким до приезда в Пятигорск, при встрече они обнялись. Однако приятельские отношения переходят в противостояние, которое заканчивается трагедией.


В чём причина трагедии? Как складываются взаимоотношения героев? Как характеризуют Грушницкого его поступки? За что презирает его Печорин? Каково композиционное значение образа Грушницкого?


С самого начала два героя показаны как антиподы (блондин Печорин, не по своей воле странствующий по Кавказу, брюнет Грушницкий (в дальнейшем – Г.), юнкер в солдатской шинели, приехавший на Кавказ вследствие «романтического фанатизма»), хотя автор и выделяет стремление Г. Походить на Печорина.

Главное в Г. – стремление казаться не тем, кто он есть на самом деле, страсть «производить эффект», позёрство, подражание другим. В действительности же он «занимался целую жизнь одним собою». Недаром автор много внимания уделяет умению героя держать себя, позе, подмечает отсутствие вкуса в одежде, вычурность и надуманность высказываний, избитые фразы, трафаретно-театральную манеру речи и штампы. (Любит произносить «пышные фразы», «драпироваться в необыкновенные чувства», «исключительные страдания»; «просто прекрасное его не трогает», «в нём нет ни на грош поэзии»).

Желание казаться особенным человеком, маска разочарованного романтика Г. подчёркивает глубину действительного разочарования Печорина. В образе Печорина есть романтические черты (максимализм в требованиях к жизни, презрение к опасности, устремлённость к высокому, одиночество и отчуждённость, крайний индивидуализм), но он не «драпируется» в трагическую мантию, напротив его «скрытность» говорит о стремлении пережить наедине с собой выпавшие на его долю страдания. То, что в Печорине искренне и трагично, в Г. Фальшиво и смешно. На фоне Г. ярче обнажаются трагизм и одиночество Печорина. В этом композиционное значение образа Г. «Я его не люблю и чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге»,- говорит П. Значит не любовная интрига свела их на вершине скалы.


Дуэль (16 июня).

1. В чём суть внутреннего монолога Печорина перед дуэлью? Роль пейзажных зарисовок в сцене дуэли. Что чувствует герой под дулом пистолета Грушницкого? Как воспринимает Печорин итог поединка?


Нарастание конфликта с Грушницким, пародийным антиподом Печорина, сопровождается и отрывом героя от всех персонажей повести, его одиночеством.

Однажды во время прогулки Печорин подслушал разговор штабных офицеров о том, что его хотят сделать посмешищем для дураков, вызвать на дуэль и испытать его храбрость (пистолеты без пуль). На другой день Г. рассказывал сплетню о ночном свидании П. и Мери, но это была неправда, и П. вызвал его на дуэль. Г. теперь способен кольнуть и Мери, в которую недавно был столь страстно влюблён. Он даже приобрёл серебряное кольцо с чернью, на котором было выгравировано её имя. Не только мелкая, пустая интрига свела его «на узкую дорожку», и, в общем, к тупику.

Чрезвычайно важен внутренний монолог героя перед дуэлью. П. пытается найти ответы на вопросы о смысле жизни. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно было мне назначение высокое, Потому что я чувствую в душе силы необъятные… Но сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

- Что читает П. перед дуэлью?

- Читает роман «Шотландские пуритане» В.Скотта (трагическая борьба народа против короля).

- Опишите время накануне дуэли.

- Дуэль происходит прекрасным июльским утром. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье…Кусты при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём… Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградника и отражавшую миллионы радужных лучей!» Въезжая в ущелье, где состоится поединок, П. замечает в природе ту гармонию, которой давно не знает его душа. Перед лицом смертельной опасности его восприятие чрезвычайно обострено, нерастраченная любовь к миру овладевает им. По контрасту с прекрасной и вечной природой ощущает герой хрупкость жизни, непоправимость происходящего. Всё, что он видит по дороге к месту дуэли, радует, веселит, живит его, он жадно наслаждается жизнью. Вот как видится ему утренний пейзаж в ту роковую минуту, когда опасность упасть со скалы так велика. Напрасно его взор старался проникнуть в «дымную даль» ущелья. Эта даль стала «непроницаемой стеной». Природа подсказывает безысходность его положения.

Во время дуэли П., зная о том, что его пистолет не заряжен, до конца не выдаёт себя, проверяя соперника. За внешним равнодушием к смерти скрывается целая буря чувств. Стоя под дулом пистолета, П. переживает сильнейшие эмоции: «неизъяснимое бешенство», досаду оскорблённого самолюбия, презрение, злобу, сочувствие к противнику и негодование на него.

- Как выглядела площадка для дуэли?

- «Площадка на верху скалы представляла вид почти правильного треугольника». Противники встали на края площадки на расстоянии 6 шагов, чтобы даже лёгкая рана могла столкнуть противника в пропасть. «Внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи». «зубцы» напоминают зубы какого-то чудовища. Так увидеть ущелье может человек внутренне напряжённый, ждущий трагедии. Драгунский капитан, который был пьян на балу, зарядил только один пистолет и подал его Г. , жребий тоже указал на него. «Он целил мне прямо в лоб». Но «вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнел, как полотно». Ему стало стыдно убить безоружного человека «Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено». И тогда П.просит своего секунданта доктора Вернера зарядить его пистолет: «эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет».

- Сразу же за этим последовал выстрел П.?

- Нет. П. просит его отказаться от клеветы и будет прощён. «Ведь мы были когда-то друзьями». Г. нужно было по-человечески ответить на этот «жест». Но «лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали», проснулось что-то демоническое: «Стреляйте!.. Я вас ненавижу». Трагичен финал дуэли-комедии. «Только прах лёгким столбом ещё вился на краю обрыва». Всё, что осталось от Г.; метивший попасть в герои, он очутился в пропасти. Под маской Г. так и остаётся пустота.

- Почему П. в этот вечер записал: «Я заснул сном Наполеона после Ватерлоо».

- Почувствовал себя проигравшим, что-то утерявшим. "У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели".

- Почему он произносит: «Фенита ля комедия!» ?

- Дуэль была разыграна, как в пьесе, где П. и Г. постоянно менялись ролями и которая "провалилась".

- Оцените поведение Вернера до дуэли, в момент дуэли и после.

- До дуэли он посвящён в тайну незаряженного оружия, во время дуэли он просит П. признаться, сам же ничего не предпринимает даже тогда, когда Г. стреляет в безоружного, и, как врач, должен был остановить убийство, а после дуэли тихонько вынимает пулю и самоустраняется да ещё и осуждает П.: «Вы можете спать спокойно, если можете. Прощайте». Формальные обязательства он выполнил, а от моральных ушёл, оставив П. одного перед судом совести. Утром у Вернера был нахмуренный лоб, и он не протянул другу руки. П. понимает, что «начальство догадывается», что сейчас небезопасно оказаться замешанным в эту историю даже в качестве секунданта. Может быть поэтому Вернер изображён автором в виде безобразного Мефистофеля. И П. окончательно разочаровывается в людях: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»

- Кем оказался для П. доктор Вернер с его умом "скептика и матерьялиста", независимостью и благородством?

- Оказался как все, спасовал перед общественным мнением. Он уже не может являться нравственным идеалом для П.

Композиционное значение эпизода значительно: раскрываются черты характера П., подвергнутые мощному самоанализу, перед лицом опасности поставлены важнейшие философские вопросы.

После гибели Г. и отъезда Веры П. больше не мог вести дневник. Он продолжил его лишь через полтора месяца. Этот факт свидетельствует о том, что П. не безнадёжный эгоист и чёрствый человек.

Вывод. Итак, Печорин изображён в типичной для него дворянской среде. С самого начала видно противостояние П. и «водяного общества». П. наделён внутренней силой, умением читать человеческие сердца, но он «не угадал своего назначения» и потому переходит от одного пустого действия к другому, сам становясь жертвой интриги. Душа его «испорчена светом»; он враждебен к людям и потому одинок.


Сочинение.


Дуэль. Что же за ней стоит? Это поединок чести и человеческих отношений или сведение счётов, подчас мелких и эгоистичных, месть?

На дуэли погибли Пушкин и Лермонтов. На дуэли стрелялся Грибоедов, как секундант, из-за балерины Истоминой и был ранен в палец. Он носил эту отметину до того рокового дня, когда она явилась опознавательным знаком его изуродованного тела. Тургенев и Толстой желали стреляться… Что это? Высокая аристократическая гордость, игра страстей или человеческих слабостей? Как же ведут себя на дуэли их герои? Что тревожит их совесть, ранит самолюбие? Серьёзны ли те причины, из-за которых гибнут люди?

Пустейшая причина ревности лежит в основе гибели Ленского. Умный Онегин мог бы извинится за игру, затеянную шутки ради… но «шёпот, хохотня глупцов». «Боясь общественного мненья, Онегин превращается в раба светской условности и стреляет первым. «Лёд» Онегина загасил «пламя» юной свечи Ленского, из которого могло вспыхнуть высокое поэтическое дарование. Ленский умирает:


Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая

Спадает глыба снеговая.


В повести «Выстрел» Пушкин показывает нам две дуэли. Первая дуэль, осиянная «весенним утренним солнцем», завершилась одним выстрелом графа. Уязвлённое самолюбие бедного, но гордого Сильвио было раззадорено чрезвычайно. Красавец граф стоял под пулями поедая сочные черешни. Сильвио опустил пистолет, но выстрел остался за ним. Он ждал ровно шесть лет. Вторая дуэль состоялась вечером в тёмной зале. И Сильвио вновь проявил благородство. Он выстрелил вторым в уже простреленную картину, перечеркнув пулей пулю и восстановив гармонию человеческих отношений. Косточки черешни могли стать семенами зла, но взошли плодами благородства.

В романе Толстого «Война и мир» и «Отцах и детях» Тургенева дуэльные поединки носят комический оттенок. «Он мне прямо в нос целит», - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник!» Это ли не забавно? Место дуэли он называет «местом побоища» И «соблаговоляя» выбрать пистолет, Базаров говорит Павлу Петровичу о том, что их поединок «необычаен до смешного» уже потому, что он не знает его причины.

В «Войне и мире» Пьер стреляется с Долоховым за семейную честь, хотя его жена действительно из «подлой курагинской породы». Совсем смешно то, что Пьер никогда не держал в руках пистолета, он не знает «куда ходить и стрелять куда». Обе дуэли заканчиваются ранением заносчивых противников. «Славное, свежее утро», окрашенное румяной зарёй, в романе Тургенева оттеняет «фарсовость» ситуации и примиряет противников после дуэли.

Обратное происходит в романе «Герой нашего времени» Лермонтова. Хотя здесь тоже изображён фарс, «комедия» на фоне «голубого, свежего утра». Поссорившись с Печориным из-за Мери, Грушницкий забывает о чести и порядочности - он готов стрелять в безоружного человека. Слабохарактерный и бесчестный, он умирает на дне ущелья, в котором было «темно и холодно, как в гробе» и которое ждало своей жертвы, разинув хищную пасть.

Человеческие судьбы писателей и их героев подчас перекрещиваются, предрекая трагический исход. Но дуэль как выход из запутанных жизненных ситуаций помогает увидеть характеры противников в истинном свете.


Тема: «Неужели зло так привлекательно?»


Проблема. Отчего любят П., если он приносит страдания?


^ ХОД УРОКА.

1. В погоне за Верой.

Чем объясняется порыв отчаяния и горя П. после отъезда Веры? Каким открывается характер героя в сцене погони за Верой?

2. Последний разговор с княжной Мери.

Как ведёт себя и что чувствует П. во время последнего разговора с Мери? Герой достоин осуждения или оправдания? Как авторские ремарки раскрывают внутреннее состояние героя?


П. выходит победителем из поединка с Г., но теряет друга (Вернера) и возлюбленную. Именно от них он получает два послания после дуэли. Чувство потери, опустошённости, одиночества выливается в целую бурю чувств, когда он читает письмо Веры, ведь это единственный человек на свете, который «понимал его совершенно» и принимал со всеми его «слабостями, дурными страстями».

- Расскажите немного об этой женщине.

- Её первой заметил на водах доктор Вернер (хромой Мефистофель, ходит всегда в чёрном и надменно некрасив). Он увидел очень красивую, но болезненного вида женщину с родинкой на щеке. Знаковая отметина ведьмы. Они всегда либо красавицы, либо безобразны. Лицо человека – часть Божьего замысла. П. вздрогнул: это «единственная женщина в мире», которую он по-настоящему любит и которую он «не в силах был бы обмануть», но Вера – чужая жена. Они вновь тайно встречаются («давно забытый трепет вновь пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса»), хотя днём П. продолжает ухаживать за Мери.

Возникает ещё один любовный треугольник. Вера связывает его с тем временем, когда душа его жаждала жизни и любви. С Верой в роман входит тема страдания от любви. В прощальном письме Вера пишет о тех чертах характера, на которые он сам указывает: «Ни в ком зло не бывает столь привлекательно", "Ты любил меня как собственность, как источник радостей, без которых жизнь скучна и однообразна".

"Я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды". "Ты был несчастлив, и я пожертвовала собою"; "моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла".

В погоне за Верой П. был готов умереть: "Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... ничто не выразит моего отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" Но в погоне за Верой (имя-символ) П. лишь загнал лошадь (судьба благоволила ему, он всегда был на коне). Теперь он "упал на мокрую траву и заплакал как ребёнок". До сих пор П. сам нередко становился причиной чужих слёз: плакали Казбич, Бэла, Мери, слепой мальчик. Теперь мы видим, что душа П. умеет страдать и чувствовать, говоря словами Белинского, его душа "не каменистая почва".

П. вновь осознаёт себя одновременно "топором в руках судьбы" и её жертвой.


^ Тема: Отношения с княжной Мери.


В силах ли П. остаться самим собой в окружении Лиговских? Будет ли он верен своему "я" или "водяное общество" сумеет его приручить?

^ Ход урока.

Мери прехорошенькая: у неё бархатные глазки, длинные ресницы, белоснежные зубки (Грушницкий: "Вы говорите о ней, как об английской лошади"). Она была модно одета, читала Байрона по-английски и знала алгебру.

П. поставил цель перебить отношения Мери с Г. и уверенно повёл свою партию. Он даже перекупил ковёр, понравившийся княжне, а на другой день, накрыв им лошадь, не спеша провёл мимо её окон. Остаток дня осмысливал "впечатление", которое произвёл. И на эти пустяки уходят дни, месяцы.

Из дневника: "В продолжение двух дней мои дела ужасно подвинулись. Княжна меня решительно ненавидит… Я употребляю все свои силы на то, чтобы отвлекать её обожателей…

Все эти дни я ни разу не отступил от своей системы. Княжне начинает нравится мой разговор…

У него (Г.) появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы… мелкими буквами имя Мери было вырезано на той стороне… Я утаил своё открытие».

- Какие слова выделяются из общего лексического фона?

- ^ Дела, планы, система, открытия. Слова гражданского пафоса, но П. использует их по пустякам. Мы понимаем, что отношения с Мери для него – игра. Но на балу он искренно защитил её достоинство, когда её пригласил на танец «драгунский капитан». Сам с удовольствием вальсирует с ней: «Её свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей…» Наконец, сообщает ей «запутанной фразой», что она ему давно нравится. Во время прогулки верхом – нежный поцелуй в щёчку (На середине быстрой речки, проехав скалу Кольцо, своеобразные ворота природы). Мери ждёт признания, но слышит: «Я не люблю вас!»

Во время ночного свидания с Верой, Печорин видит в окне неподвижную Мери с головой, упавшею на грудь, а в последней главе – «с глазами, полными неизъяснимой грусти», «бледную, как мрамор». Из светской куклы княжна превратилась в глубоко чувствующего человека. А П. отметил про себя: «Есть минуты, когда понимаю Вампира…» Яркая индивидуальность П. в соседстве с низкими представителями «водяных» бездельников начинает преломляться, являя то благородные, то низменные стороны своего характера. Главное противоречие между высокими возможностями и мелкими делами.

«Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится». В этом иносказательном образе передано мироощущение поколения, вступившего в жизнь в пору реакции. «Выброшенное на берег», оно ощущает себя в пустоте, надеясь на чудо, подобное появлению корабля на необитаемом острове.


^ Тема: ЗАГАДКИ «ФАТАЛИСТА».

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?»


- К кому из героев относится название последней новеллы?

- Почему, испытывая судьбу, Вулич проиграл, а П. выиграл?

^ ХОД УРОКА.

Лексическая работа.

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, рока, Божьей воли.

Рок – несчастная судьба.

Фатум – планида – жребий.


Учитель. Эта новелла носит философский, обобщённый характер. Близость границы между жизнью и смертью выливается в спор о том, что решает участь человека: его судьба, предопределение или воля. Все персонажи делятся на верящих в судьбу или противящихся ей.


Сообщение о Вуличе.

1. Почему П. называет Вулича «существом особенным»?

2. Почему Вулич никому не поверял своих душевных и семейных тайн?

3. Отчего карточная игра так увлекает Вулича?

4. Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари?


Прочесть по ролям диалог Вулича и Печорина, завершающего диалог пари.


Вопросы к классу.

1.Что же странно П. в поведении Вулича?

После «победы» над судьбой Вулич репликой П. вновь возвращён к сомнению в своём счастливом жребии. Мгновенный переход от самодовольства к смущению и резкой сердитости выдаёт его неуверенность в себе.

2. Убедил ли этот случай П. в том, что человек подчинён предопределению? В чём суть размышлений П. о вере предков, «людей премудрых»?

Размышления П. под открытым небом, в котором как бы спорят меж собой месяц и сияющие звёзды, указывают на то, что герой поверил в существование фатума после испытаний Вулича. О том, что «своей судьбы не минуешь», говорит и старый есаул, уговаривая казака не противиться року и сдаться властям. Но во всём сомневающийся П. желает испытать судьбу.


^ Слово учителя.

Обратимся к началу повести. Уже на первой странице обозначена её тема: существует ли судьба, «написана» ли наша «жизнь на небесах», и «если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?..» Печорин размышляет о главном вопросе бытия – о назначении человека в вере.

Тема судьбы возникала в повести неоднократно. Максим Максимыч: «Есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны происходить необыкновенные вещи». Печорин: «И зачем судьбе нужно было бросить меня в круг мирных контрабандистов?» «Хорошо, что судьба послала мне для развлечения Грушницкого». «Моя судьба – разыгрывать жалкую роль палача или предателя».

Н.Д.Тамарченко утверждает: «И Печорин, и Вулич не «носители» той или иной идеи, из которой их жизненное поведение проистекало бы как простое следствие, но вполне сознательные экспериментаторы, для которых истина проблематична».

- Не кажется ли вам, что эти герои похожи?

- Во-первых, внешне. В портрете Вулича особое значение имеет улыбка. Вся «наружность» его, а особенно «чёрные проницательные глаза» и «печальная, холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, - всё это будто согласовалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного». «Холодная» улыбка Вулича напоминает холодный блеск глаз Печорина. А оттенок печали в его улыбке подобен «глубокой постоянной грусти в Печорине. (Утром, перед дуэлью, П. посмотрелся в зеркало: «тусклая бледность покрывала лицо его». «Тусклая бледность покрывала щёки» Грушницкого перед дуэлью).

Таких героев, обычно, называют двойниками.

Учитель. Хочется отметить, что с темой судьбы здесь связана тема карт, карточной игры. Как убедительно показал Ю.Лотман, карточная игра в русском обществе была естественной моделью двух областей жизни – служебной, когда ещё при Екатерине 2, в условиях женского правления, политическая жизнь выглядела как цепь случайностей, и денежной. Мир азартной карточной игры оказывается образом хаотической реальной жизни, в которой торжествовали случайности.

Вулич играл не ради денег. Для него игра была «формой борьбы с неизвестностью», «с иррациональной силой», и чем сильнее был риск, тем большее наслаждение он испытывал. Поэтому его предложение «спробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью», является началом новой игры, когда на карту ставится сама жизнь. Он попадает в червонный туз, когда тот касается стола. «Вы счастливы в игре!» - произнёс Печорин, называя игрой эксперимент Вулича.

Такую же опасную игру-борьбу ведёт Печорин во время дуэли с Грушницким, когда решается бросить жребий. Но Вулич ведёт поединок только со своей жизнью.

Но если бы Вулич был «истинным фаталистом», не сомневающимся в том, что «человек выполняет в своей жизни божественные предначертания», то в нём не было бы «признаков тайного страха».

Когда Вулич глухим голосом предложил пари, «его бледные губы улыбнулись», но Печорину показалось, что он прочёл «печать смерти на бледном лице его». На это замечание Вулич «вспыхнул и смутился». Состояние духа, в котором Вулич принял решение стрелять себе в голову, называют состоянием затмения. В этом – и страх перед будущей смертью, и любопытство, и спасение от скуки-тоски, и наслаждение «на краю обрыва».

Итак, первый выстрел – осечка, второй – пробил фуражку.

- Что в пейзаже указывает на будущую трагедию?

- «Месяц полный и красный, как зарево пожара» «на тёмно-голубом своде».

Ночью Вулич возвращается к себе домой и натыкается в темноте на пьяного казака с шашкой в руке. Пройди он мимо… Но Вулич спрашивает: «Кого ты, братец, ищешь?» «Тебя!», - крикнул казак и разрубил его от плеча до сердца. Слепая игра случая. Казак, напившийся чихирю, зарубил его так же, как и попавшуюся на дороге свинью. Вулич стал второй «несчастной жертвой его неистовой храбрости» и погибает так же нелепо, как и свинья». Может быть, это возмездие судьбы за игру в жизнь, за подмену подлинной жизни игрою в неё.

- Почему Печорин идёт на такой риск в истории с пьяным казаком Ефимычем?

- Печорин тоже «вздумал испытать судьбу». Он приказал есаулу отвлечь убийцу возле двери, а сам прыгнул в окно. Пуля сорвала эполет, но не ранила. Ефимыч был арестован.

- Что это: дерзкий вызов судьбе, отчаянная смелость или точный расчёт?

- Что помогло П. совершить этот поступок?

- Во-первых, в романе погибают сначала оба эмоциональных двойника Печорина – Грушницкий и Вулич. Погибает та половина, которая живёт чувствами и страстями, а выживает та, которая наблюдает, мыслит, анализирует. Во-вторых, сострадание к матери казака: П. «бросилось в глаза значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние. Её губы по временам шевелились: молитву они шептали или проклятие?»

- Почему П. не может погибнуть в этом поединке с судьбой?

- Благодаря путаной композиции, мы знаем, что П. погибнет в дороге, а не от пули.

Эта повесть учит тому, что в любом случае нужно действовать, бороться, а не слепо полагаться на судьбу.

^ ЭВОЛЮЦИЯ ГЕРОЯ.


В отличие от романа Пушкина эта эволюция идёт по нисходящей. Онегина воскресила любовь.

1. «Тамань». П. полон красок жизни, энергии, интереса.

2. «Княжна Мери». П. активен в любви и в поступках как эгоистичных, так и благородных.

3. «Бэла». Ищет спасения в любви, но губит многих из-за своего эгоизма.

4. «Фаталист». Смел, решителен и отважен.

5. «Максим Максимыч». Опустошён и одинок, не способен на человеческое участие.

6. «Дневник П.». «…умер по дороге из Персии».


И Онегин и Печорин – «страдающие эгоисты», «эгоисты поневоле». Но если Онегин скучает, Печорин глубоко страдает.


СОЧИНЕНИЕ.

^ Печорин – «лишний человек».


Огонь кипит, душа исходит вселенским рыданием, жалобой на «потерянное» поколение. У кого? У всех, кто мечтает отыскать «предназначение высокое, ибо чувствует в душе силы необъятные».

И кто не вопрошал из нас: «Для какой цели я родился?» А кто не жаждал душу распахнуть навстречу утру «свежему и чистому, как поцелуй ребёнка». И друга обрести преданного, а не так, чтобы «один раб другого». И чтобы любовь не обидеть, не надломить бутона едва распустившейся души. Но разве способен на это эгоист, «нравственный калека»?

Искренняя дневниковая исповедь помогает понять «мелкие слабости и дурные страсти» нашего героя. Он способен чувствовать тончайшие движения человеческого сердца, любить и страдать. И зарыдать способен простодушно, и блеску росы на рассвете обрадоваться. А ещё готов Печорин к благородным поступкам: отстаивает честь Мери, даёт Грушницкому шанс перед выстрелом и в общении с ним не грубит, а ухмыляется: «Где нам, дуракам, чай пить?» В повести «Фаталист» смело бросается под пули обезумевшего казака, спасая других. А как вести себя с тем, кто ведёт себя низко и подло, напоминая клоуна с амурными эполетами? Вот и вынужден Печорин вступить в дуэльный поединок с незаряженным пистолетом как в игру с судьбой.

Кому ещё так не чуждо просто прекрасное? Ведь «лишний» не означает «бездушный». Окружающий мир и люди интересуют Печорина, он учится любить и дружить, хотя из этого ничего не получается. А хорош ли тот мир, в котором Печорин ищет идеала? Могут ли «водяные» бездельники, пьяные казаки, воры-контрабандисты, абреки с «разбойничьими рожами» представлять благородную среду, в которой ещё только пытается прорасти столь странная индивидуальность? Не они ли являются причиной трагических метаний, изломов его души?

«Я молился, проклинал, плакал, смеялся», - кричит нам Печорин со страниц своего дневника. Способны ли мы услышать в его мучительных воплях не только злость, но и боль измученного сердца. Чаще всего мы видим лишь холодную маску эгоиста, забывая, что эгоистами можно быть и страдающими. И уже не может он распахнуть створки души для добрейшего Максима Максимыча; глаза его стали почти зеркальны, «они не смеялись, когда смеялся он сам». Он интересуется миром, но мир не интересуется им – тогда он демонстративно начинает интересоваться лишь самим собой. Так бесплодно тают «силы необъятные», а индивидуализм формирует из таких людей «потерянное поколение». Индивидуализм – закономерность, к которой приходит герой первого русского психологического романа, портрет героя в котором «составлен из пороков всего нашего поколения».


ТЕСТ.


1. Как звали коня Печорина? (Черкес).

2. Какое название имели ворота в горах? (Кольцо).

3. Из чего было сделано кольцо Грушницкого с надписью «Мери»? (Из серебра с чернью).

4. Какого цвета была луна в рассказе «Фаталист»? (Красная).

5. Как звали пьяного казака-убийцу? (Ефимыч).

6. Как звали коня Казбича? (Карагёз – «черноглазый»).

7. Национальность Бэлы? (Черкешенка).

8. Кто в романе сравнивается с серной? (Бэла, Карагёз).

9. В какую страну отправляется Печорин в конце жизненного пути? (В Персию).

10. Кто в романе читал Байрона по-английски? (Мери).

11. Чей роман читал Печорин перед дуэлью? (В.Скотта).

12. Кто в романе похож на Мефистофеля (одна нога короче другой)? (Вернер).

13. Кто «рядится в возвышенные страсти и исключительные страдания»?

а) Печорин б) Грушницкий* в) драгунский капитан

14. Кто «изучал все живые струны сердца человеческого»?

а) Печорин б) Вернер* в) Максим Максимыч

15. Кто мечтал «сорвать цветок и, надышавшись им досыта, бросить на дороге».

а) Грушницкий б) Печорин* в) странствующий офицер

16. Кто говорил, что «в дружбе всегда один раб другого».

а) Грушницкий б) Печорин* в) Вернер

17. У кого на балу «эполеты неимоверной величины были загнуты кверху, в виде крылышек амура»? а) драгунский капитан б) Грушницкий* в) Печорин

18. «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял, и я выучился ненавидеть».

а) Печорин* б) Вернер в) муж Веры.

19. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина: Печорин, М.М., Вулич, Груш-й, Вас. Петрович.

*Грушницкий – юнкер;

*Печорин – прапорщик;

* Вулич – поручик;

* Максим Максимыч – штабс-капитан;

* Василий Петрович С* («Фаталист») – майор.

20.Найдите фактическую ошибку: а) Как княжна Мери обращалась к М.М.? (Они не были знакомы); б) На каком языке разговаривали между собой Казбич и Печорин? (Они ни разу не разговаривали, да Казбич и не говорил по-русски).


КОМПОЗИЦИЯ (хронологическая последовательность – фабула):

1. «Тамань»: 1830г. Печорин едет из Петербурга на Кавказ и по дороге останавливается в Тамани (новелла).

2. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832г.; П. приезжает отдохнуть на воды в Пятигорск, но за дуэль его ссылают в крепость (светская повесть).

3. «Фаталист»: декабрь 1832г.; П. на 2 недели приезжает из крепости в казачью станицу (фантаст. новелла).

4. «Бэла»: весна 1833г. История в крепости (путевой очерк).

5. «М.М.»: осень 1837г. – встреча с М.М. по дороге в Персию (путевой очерк).

6. «Журнал Печорина» - смерть Печорина.




Скачать 330,99 Kb.
оставить комментарий
Дата24.11.2011
Размер330,99 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх