Рабочая программа по музыке на 2009 -2010 учебный год icon

Рабочая программа по музыке на 2009 -2010 учебный год



Смотрите также:
Приказ №36 от «1» сентября 2010 г...
Рабочая программа по курсу «Информационные технологии в математике» для студентов III курса...
Рабочая программа по курсу «Информационные технологии в математике» для студентов III курса...
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год...
Приказ № от сентября 2009 г. Рабочая программа по математике на 2009 / 2010 учебный год...
Рабочая программа по геометрии для 7 класса на 2009-2010 учебный год...
Рабочая учебная программа предмета «Русский язык» во 2 классе на 2009 2010 учебный год...
Годовой отчет работы за 2009/2010 учебный год. Москва, 2010 г...
Рабочая учебная программа по музыке (2010-2011 учебный год)...
План работы шмо учителей естественно-гуманитарного цикла на 2010-2011 учебный год...
Моу сош №28 города Новороссийска в 2009-2010 учебном году...
Итоги мониторинга степени обученности и качества знаний за 2009-2010 учебный год...



скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя школа»






«Утверждаю»

Директор школы

_______________________ Т.С.Семенчук

от «___»_________ 200 года










Рабочая программа

по музыке

на 2009 -2010 учебный год


Составитель:

Л.И.Бобылева

учитель начальных классов

первой квалификационной категории


С.Алексеевка


^ 2009 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для начальной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- примерной программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

(Издательство «Просвещение», год издания: 2005)

^ Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры

    Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      Содержание программы. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

^ Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

      Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

      Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
      Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
      В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
      Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ


(гос. стандарт 2004 г.)

В результате изучения музыки ученик должен


знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;

  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  • названия изученных жанров и форм музыки;

  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

  • названия изученных произведений и их авторов;

  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров; уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др



4 КЛАСС (32 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

^ Музыкальный материал

      Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
      «Вокализ». С. Рахманинов.
      «Блоха», русская народная песня.
      «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
      Русские народные песни: «Полечка» в обраб. А. Лядова,, «Солдатушки, бравы ребятушки», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
      «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

^ Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

^ Музыкальный материал

      «Земле Русская», стихира.
      «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
      Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
      «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
      Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
      «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
      Тропарь праздника Пасхи.
      «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.
      «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
      «Не шум шумит», русская народная песня.
      «Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.


^ Раздел 3. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал

      «В деревне». М. Мусоргский.
      «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
      «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
      «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
      «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
      Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.


^ Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

^ Музыкальный материал

      Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
      «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
      «Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
      «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
      «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
      «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.
      «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
      «Светит месяц», русская народная песня-пляска.
      «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      Троицкие песни.

^ Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

^ Музыкальный материал

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.
      Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
      «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
      «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
      Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
      «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
      Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
      «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
      «Джаз». ЯДубравин, слова В. Суслова.
      «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

^ Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

^ Музыкальный материал

      «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
      «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
      «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
      «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
      «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
      «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
      Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
      «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
      «Арагонская хота». М. Глинка.
      «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

^ Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

^ Музыкальный материал

      Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
      Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
      Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.
      Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.
      «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
      «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
      «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
      «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
      «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.
       «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.


^ В течение года:

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.


^ Календарно-тематическое планирование



^ ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (8ч)

Раздел 1. «Россия – Родина моя» 5 ч

Содержание:

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Задачи:

  • знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,

  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие

  • воспитание патриотизма.








Тема урока Используемый муз. материал.

Работа с понятиями

1

Мелодия. Ты запой мне эту песню.

^ Песни изученные в 3 классе

Мелодия. Песня. Куплетная форма.

2

Чего не выразишь словами. Как сложили песню

^ Рахманинов. Вокализ. В исполнении Козловского, оркестра.

Декламация, речитатив. Вокализ. Куплетная форма.

3

Ты откуда, русская, зародилась музыка

^ Фрагменты русских народных песен разных жанров.

Разучивание песни «Блоха»


Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая, солдатская, плясовая.

4

Патриотическая тема в русской песне. ^ Прокофьев. Из кантаты «Александр Невский».

Разучивание песни «Весёлые путешественники»

Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.

5

Патриотическая тема в русской классике.

^ С.Прокофьев. Из кантаты «Александр Невский». Вставайте, люди русские! Мёртвое поле. Ледовое побоище.

Кантата

^ Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» 3 ч

Содержание:

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви – Пасха.

Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Задачи:

  • знакомство детей с духовными традициями России,

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие.

6

Святые земли Русской: князь Владимир, княгиня Ольга. Стихира. Величание. ^ Земле русская. Стихира русским святым. Глинка Славься. Разучивание песни «Полечка»

Стихира. Величание.


7

Святые земли Русской: Илья Муромец. Былина.

^ А.Бородин. Симфония №2.(«Богатырская») Былина об Илье Муромце. Мусоргский «Картинки с выставик». Богатырские ворота.

Симфония. Былина.

8

Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Гимн.

^ Гимн Кириллу и Мефодию.

Разучивание песни «Калинка»

Гимн. Величание.

II четверть 7часов

^ Раздел 3. «День, полный событий» 7 ч

Содержание:

«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С. Пушкиным.

Музыкально-поэтические образы.

Задачи:

  • Расширение представлений детей о выразительности и изобразительности в музыке,

  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие




9

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

^ Г.Свиридов. Осень. Пастораль. П.Чайковский. Времена года. Осенняя песнь.

Повторение изученных песен


Пастораль. Лирика в поэзии и музыке.

10

Один день с А.С.Пушкиным. Зимнее утро

^ П.Чайковский. Зимнее утро. В.Шебалин. Зимняя дорога.

П.Чайковский. Времена года. У камелька.

Разучивание песни «Дракоша»

Выразительность. Изобразительность. Музыкальное прочтение стихотворения.

11

Зимний вечер. «Что за прелесть эти сказки!»

Зимний вечер. В исп. Лемешева, Покровского.

^ Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Повторение изученной песни


Музыкальная живопись.

12

Приют, сияньем муз одетый

^ Признанье. Я вас любил. Я помню чудное мгновенье.

Разучивание песни «Зима»

Музыкальная живопись. Регистры. Тембры. Романс.

13

Музыка ярмарочных гуляний. Народные песни, наигрыши. Обработки народной музыки.

^ П.Чайковский. Хор из оперы «Евгений Онегин». Девицы, красавицы. Уж как по мосту, мосточку.

Повторение изученной песни


Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни.

14

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских музыкальных инструментов

^ Фрагменты звучания инструментов. Уж как по лугу. Уральская плясовая.

Разучивание Новогодних песен

Балалайка, бубен, арфа, гусли, колокольчик, колокол.

15

От Рождества до Крещения^ Христос родился. Щедрик. Колядки. «Хожу я гуляю» святочная песня.

Повторение Новогодних песен




^ ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (10ч)

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5 ч

Содержание:

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.

Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания,

сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр

русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке.

Праздники русского народа – Троицын день.

Задачи:

  • знакомить детей с особенностями русского фольклора,

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие,

  • воспитание бережного отношения к истории Родины.

16

Народная песня – летопись жизни народа, её интонационная выразительность.

^ П.Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Г.Свиридов. Ты воспой, жавороночек.

Разучивание песни «Здравствуй гостья зима»


Народные песни. Музыка в народном стиле.

17

Народная песня – летопись жизни народа, её интонационная выразительность.

^ Русские народные наигрыши. Русская народная песня.

Светит месяц.

П.Чайковский. Камаринская. Мужик на гармонике играет.

Н.Римский-Корсаков. Пляска скоморохов.

Балалайка. Гармонь. Баян. Оркестр русских народных инструментов.

18

Мифы, легенды и предания, сказки о музыке и музыкантах.

Разучивание песни «Котёнок и щенок»




19

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Форма вариаций.

^ Русские народные наигрыши. Русская народная песня.

Светит месяц.

П.Чайковский. Камаринская. Мужик на гармонике играет.

Н.Римский-Корсаков. Пляска скоморохов.

^ Повторение изученной песни»

Вариации.

20

Праздники русского народа: Троицын день. «Троица» А.Рублёва.

^ П.Чайковский. Симфония №4.

Разучивание песни «Мальчишки»

Народный праздник. Обычаи. Обряды. Вторая жизнь народной песни.

^ Раздел 5. «В концертном зале» 3ч

Содержание:

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты.

Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Задачи:

  • расширять представления учащихся о жанрах: симфоническая сюита, симфония, песня, романс, вокализ, полонез, мазурка, вальс.

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие, воспитание внимательного слушателя.




21

.Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.

^ А.Бородин. Ноктюрн. Из струнного квартета №1.

П.Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.

М.Мусоргский. Старый замок.

Повторение изученной песни


Струнный квартет. Ноктюрн. Музыкальная форма: вариации. Штрихи: легато, стаккато, акценты. Сюита. Старинная музыка. Симфонический оркестр. Дирижер.

22

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

^ С. Рахманинов. Сирень.

Ф.Шопен. Полонез №3. Вальс №10. Мазурка ля минор. Мазурка фа мажор. Мазурка си-бемоль мажор.

Разучивание песни «Самая хорошая»



Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ, полонез, мазурка, вальс. Сопрано. Формы музыки: трёхчастная, куплетная.

23

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

^ .Бетховен. Соната №8. «Патетическая». П.Чайковский. Времена года. Баркарола.

М.Глинка. Арагонская хота.

Повторение изученной песни

Музыкальный жанр: соната. Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра.

Раздел 6. «В музыкальном театре» 5 ч

Содержание:

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальные

характеристики действующих лиц. Вариационность. Восточные мотивы в

творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры «лёгкой» музыки. Оперетта. Мюзикл.

Задачи:

  • расширять представления учащихся об опере, мюзикле, оперетте.

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие,

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.

24

Драматургическое развитие в опере и балете.

^ М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Полонез. Краковяк. Вальс. Мазурка.



Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка. Музыкальная драматургия. Контраст.

25

Драматургическое развитие в опере и балете.

^ М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена Сусанина с поляками.



Ария. Речитатив.

26

Драматургическое развитие в опере и балете.

^ М.Мусоргский. Из оперы «Хованщина». Песня Марфы.

И.Стравинский. Балет «Петрушка». Ярмарка.



Песня-ария. Куплетно-вариационная форма. Вариантность интонаций. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

^ ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (7ч)

27

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

М.Мусоргский. Из оперы «Хованщина». Пляска персидок. М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Персидский хор. А.Хачатурян. Балет «Гаяне». Колыбельная. Танец с саблями.


Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Контрастные образы.

28

Оперетта. Мюзикл.

^ И.Штраус. Оперетта «Летучая мышь». Вальс.

Ф. Лоу. Мюзикл «Моя прекрасная леди». Я танцевать могу. С.Рахманинов. Прелюдия для ф-но.

Разучивание песни «



Оперетта. Мюзикл.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 4ч

Содержание:

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.

Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчастная,

сонатная). Авторская песня. «Восток» в творчестве русских композиторов.

Задачи:

  • учить детей анализировать творчество разных композиторов,

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

  • эстетическое развитие,

  • воспитание внимательного слушателя.




29

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.

Ф.Шопен. Прелюдия №7 для ф-но.

Прелюдия для ф-но № 20.

^ Закрепление изученной песни



Музыкальный жанр: прелюдия. Форма музыки: трёхчастная. Развитие музыкального образа.

30

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.

^ Ф.Шопен. Этюд №12 «Революционный».

И.С.Бах. Шутка.

В.А.Моцарт. Симф. соль минор.

Л.Бетховен. Патет. соната.

Э.Григ. Утро.

Разучивание песни «Мама, чао»



Музыкальный жанр: этюд.

31

Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.

^ Вариации на тему русской народной песни. Тонкая рябина. Г.Кулешев-Безбородко. Что ты клонишь над водами.

И.-С.Бах. Чакона.

Дж. Рейнхардт. Джазовая импровизация. К Жако.

Закрепление изученной песни


Многообразие жанров музыки. Композитор. Исполнитель. Слушатель. Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс.

32

Повторение изученных песен

Многообразие жанров музыки. Композитор. Исполнитель. Слушатель. Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская



^

Учебно-методический комплект:


  1. Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебник для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000.

  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

  4. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл. М.,2002

  5. Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.

  6. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001.

Оборудование, используемое на уроках:

  1. Компьютер

  2. Музыкальный центр




Скачать 227,49 Kb.
оставить комментарий
Дата20.11.2011
Размер227,49 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх