Мировая история”, или “история человечества” icon

Мировая история”, или “история человечества”


Смотрите также:
Татьяна Сергеевна Сорокина...
Неизвестная история человечества...
Неизвестная история человечества...
Неизвестная история человечества...
Нашего исследования: Имена героїв...
«Мировая история: человек, культура, общество»...
Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды история самой...
«История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории...
Рабочая программа дисциплины «история востоковедения в россии»...
«Навечно в памяти народной»...
Воскресенская Нина Олеговна Степень, звание...
Эйлер против ньютона или триумф российской оптики (век XVIII)...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать

1.Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также истории политических и правовых теорий.История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. В ней правовая мысль прошлого освещается в виде тех теоретических, концепций права и законодательства, в которых раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни для характеристики правового и политического состояния общества в целом. Принцип историзма---исследование места и значения полит прав теорий в системе знаний определенной эпохи,соотношение с другими элементами той эпохи,Своеобразие предмета истории политических и правовых учений состоит в том, что здесь предметом изучения являются не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Мировая история”, или “история человечества” предполагает рассмотрение всех основных составляющих общественной жизни – экономики, политики, культуры, религии, идеологии – всех стран и народов на переднем плане мировой истории находятся люди, олицетворяющие политическую власть, – цари, высшие государственные деятели, полководцы и другие руководители.


2.Периодизация- Существует несколько подходов к периодизации истории человечества.^ Первый подход исторический – был предложен французскими историками XVII-XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир – с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 году н.э., Средневековье с V до XV вв., Возрождение – XV–XVI вв., Новое время – XVII–XIX вв. Возрождение нередко трактовалось и трактуется сейчас не как самостоятельная эпоха, а как либо поздний этап Средневековья, либо как ранний подготовительный этап Нового времени. XX век получил название новейшего времени, или современности.Второй подходформационный – был предложен марксизмом в середине XIX в. Положив в основу классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности, К. Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой: от первобытнообщинной (доклассовой) формации – к рабовладельческой, от нее – к феодальной, от нее – к капиталистической, или буржуазной формации, и от буржуазной – к бесклассовой коммунистической формации, первой фазой которой является социализм.Третий подходтехнологический – предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает технологический способ производства. В соответствии с этим подходом в истории можно различить три эпохи и, следовательно, три общества – доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное, информационное и прочее), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX века.Четвертый подходцивилизационный. Он исходит из того, что история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий, а также акцентирует внимание на том, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации.


3.^ Политическая и правовая мысль Древнего Египта. Свидетельств о политической и правовой культуре стран Древнего Востока относятся к Египту..Среди памятников истории и культуры Древнего Египта, испытавших наибольшее влияние религии и составивших первую группу, наиболее значительными являются Гимн Атону и Книга мертвых. В них политическая и правовая мысль органически вплетена в систему теологических и мифологических воззрений на происхождение Вселенной, жизни на Земле, на потусторонний мир. Вторая группа памятников политической и правовой культуры Древнего Египта представлена документами, имевшими служебное назначение: указами фараона, должностными инструкциями визиру. Указы и инструкции детально регламентировали назначение и деятельность чиновников, в том числе и судей. Цель регламентации – стремление таким образом обеспечить эффективное управление Египтом, «чтобы процветала жизнь находящихся в нем».В актах фараона закреплены важнейшие принципы судопроизводства и государственного управления, выработанные правовой и политической мыслью Древнего Египта: справедливость, законность, централизм, надзор и контроль К третьей группе может быть отнесен мирный договор между фараоном Рамсесом II и Хеттским царем Хаттусили, датируемый XIII в. до н. э. В этом первом, дошедшем до наших дней, мирном договоре закреплены выработанные правовой и политической мыслью народов Древнего Востока принципы добрососедства, невмешательства государств в дела друг друга, взаимопомощи, экстрадиции преступников и беглецов. В Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) наиболее могущественными государствами во втором тысячелетии до н. э. были Вавилонское и Ассирийское царства, а также Древнехеттская держава Самым известным и содержательным среди них, выделяясь не только объемом, но и богатством идей, являются законы царя Хаммурапи, древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья.Законы царя Хаммурапи появились в период наивысшего могущества Древнего Вавилона, объединившего в XVIII в. до н. э., в том числе и силой, народы Междуречья. Все предшественники Хаммурапи в созданных ими памятниках права заявляли о стремлении восстановить справедливость, защитить обездоленных: бедных, сирот, вдов. стремился с помощью справедливых законов обеспечить стабильность общества, не допустить социальных конфликтов, тем более смуты, восстаний.

^ 4.Политическая и правовая мысль Древней Индии. Первые зачатки философско-правового мышления в Индии появились в глубокой древности – примерно в 2500–2000 гг. до н. э. Они содержатся уже в религиозных текстах, в Ведах, где наряду с гимнами в честь индийских богов появляются сутры – выраженные в мифопоэтической форме идеи бытия, времени, пространства, первовещества, причины и т. п., касающиеся в основном проблем осмысления традиционной индийской религии – брахманизма. В течение длительного периода складывались религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады, где находили отражение многие проблемы находящейся в становлении индийской философии, историю развития которой принято условно делить на три основных периода: первый – ведийский период: 2500-500 гг. до н. э.;второй – классический (брахмано-буддийский) период: 500 г. до н. э. – 1000 г. н. э.;третий – послеклассический период: 1000 г. – Новое время.С некоторого времени также сложилась традиция делить все философско-правовые школы Индии на так называемые ортодоксальные, т. е. признающие авторитет Вед и Упанишад, и неортодоксальные, т. е. не признающие их авторитетными источниками познания истины. К первым принято относить шесть основных философских школ: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса и Веданта. Ко вторым – Локаята (Чарвака) и Адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений: буддизма и джайнизма Политическую и правовую мысль Древней Индии отличали не только форма выражения, но и более углубленная, чем в Египте и Месопотамии, разработка традиционных для Востока проблем и, в первую очередь, таких, как природа, существо и характер власти монарха.Наряду с традиционными проблемами в Древней Индии активно разрабатывались новые, в частности проблема верховенства общества над государством, религии, морали, традиции над правом, закона, установленного Всевышним, над указом царя. До появления государства регуляторами общественных отношений выступали религия, мораль, традиции, знатоками и хранителями которых являлись жрецы-брахманы. Жрецы занимали особое положение в обществе, представляли высшее сословие – варну. Система политических воззрений брахманов – защитников традиционных устоев общества была выражена в дхармашастрах – сборниках религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм), а их оппонентов – в архашастрах – трактатах о политике и праве.

^ 5.Политическая и правовая мысль Древнего Китая. В Китае зарождение политико-правовой мысли также связано с оппозиционными настроениями в отношении традиционной религии и нравственности. Так же как и в Индии – в VI–V вв. до н. э., – китайские аскеты-мудрецы стали собирать вокруг себя первых учеников. Особенно выдающимися из них были всемирно известные впоследствии Кун-цзы (Конфуций) и Лао-цзы, сформировавшие наиболее целостные и глубокие учения – конфуцианство и даосизм. Причем конфуцианство смогло добиться статуса государственной идеологии, удерживая его с небольшими перерывами в течение почти двух тысячелетий, вплоть до начала XX в. Сегодня в Китае мирно сосуществуют сразу три основных религиозно-философских учения: конфуцианство, даосизм, буддизм. Фундаментальной для трех основных учений является идея Дао, а также этика и отстаивание этических норм как основы социальных отношений даже для буддизма. В отличие от других стран Древнего Востока, в Китае определяющее значение имели философия и этика, а не религия, хотя последняя все-таки играла определенную роль. Катализатором политических идей в Древнем Китае являлась борьба двух тенденций в развитии общества и государства, продолжавшаяся в течение длительного периода – с середины I тысячелетия и вплоть до III в. н. э.Обе эти тенденции были теоретически осмыслены противоборствующими философскими школами – конфуцианством и легизмом. Первая из названных выше тенденций в развитии Древнего Китая косвенно отстаивалась в учении Конфуция, политические воззрения которого по ряду вопросов были близки или даже совпадали со взглядами брахманов.Конфуций (VI в. до н. э.), так же как и брахманы, основное внимание уделял эффективности государственного управления, способам легитимации монархической власти, ее ответственности.Согласно учению Конфуция, мораль и этика, в формировании которых активно участвовали крестьянская семья, сельская община, а не законы, установленные правителем, способны обеспечить подлинную гармонию между людьми, обществом и государством. Вторая тенденция в развитии древнекитайского общества и государства отстаивалась легистами Гуань Чжунем, Хань Фэем, Сыма Цянем. Их учение приобрело законченную форму во многом благодаря концепции управления государством и народом, разработанной Шан Яном (IV в. до н. э.). Концепция Шан Яна предусматривала не гармонию государства и общества, а безраздельное господство первого над вторым: «Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет, либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, независимо от того, будь он первым советником царя, полководцем, сановником (в ранге) да фу или простолюдином».

^ 9.Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.) - крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел от дел. Его перу принадлежат сочинения: "Тускуланские беседы , О судьбе" "О природе богов", "О законах" и др., в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее.Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля,Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности.Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi).Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе.Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формыВ зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осущестимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».

6.Сократ ( 469-399 гг. до н. э.) - одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Так как Сократ не написал ни строчки за всю свою жизнь, сведениям о его биографии и политико-правовым взглядам мы обязаны его ученикам. Политико-правовые взгляды Сократа..Сократ развивает принцип верховенства законов над всеми сферами государственной и общественной жизни.
^ 4. Тождество законного и справедливого ('Что справедливо, то и законно').
5. Мораль и истина тождественны. Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека.6. Истина (мораль) - это знание. Зло люди совершают по незнанию.
7. Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию (правление 'знающих', интеллектуальной элиты общества).8. Отрицательно относился к крайней демократии (т.к. люди склонны к стяжательству, демократическое правление он считал не компетентным). Худшей формой правления Сократ считал тиранию.
9 Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель – это знание, в политико-правовой сфере формулируется следующим образом: "Править должны знающие". Это требование резюмирует философские представления Сократа о разумных и справедливых началах государства и права и критически адресуется им ко всем формам политического устройства. "Цари и правители, - подчеркивает он, не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править". Эта сократовская версия "философа на троне" - неизбежное следствие того интеллектуального аристократизма в политической сфере, которым пронизана вся его моральная философия.


10.Римская школа. К началу классического периода относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как бы связывающих республиканскую юриспруденцию с классическим периодом, как Лабеон и Капитон. В классическом праве были знамениты две юридические школы. Первую школу основал в начале I в.н.э. Марк Антистий Лабеон, автор более чем 400 книг, умер где-то между 10 и 22 г. н.э. В свое время он отказался от предложенной ему Августом политической карьеры, предпочитая находясь в оппозиции, заниматься чистой наукой, известен своим реформаторским подходом к праву. Сторонники учения Лабеона по имени его ученика Прокула стали называться прокульянцами.

Основателем второй школы считается Гней Атей Капитон, юрист, сделавший прекрасную политическую карьеру при Августе (был консулом, понтификом), придерживался консервативных, традиционных взглядов. Его сторонники также по имени его ученика Сабина стали называться сабиньянцами.

Каждая из названных школ ориентировалась на разные философские учения (Аристотеля и стоиков), и потому одна придавала большее значение формальным категориям, а другая -- «материальным», то есть сущностным отношениям. Являясь приверженцами монархии, сторонники прокульянцев допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабиньянцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву.

Сколько--нибудь полных данных, достаточных для того, чтобы судить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь их расхождения по отдельным частным вопросам, например, по вопросу о спецификации, т.е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользу собственника материалов, а прокульянцы -- в пользу их переработчика (спецификанта).

^

К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.





7.Платон-ученик сократа Платон (427-347 гг до н.э.). родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет.
Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали ^ Сократ и Пифагор.

 Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные.  Политико-правовые взгляды Платона:
1. Лучшая форма правления - аристократия.2. Худшая - тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).3. Стремление к сохранению полиса.4. Отрицание завоевательных войн.5. Верховенство интересов государства над интересами личности.6. Отрицание частной собственности.7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге "Государство". В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.1. Совещательное - правители (философы). Это интеллектуальная элита общества. Защитное - воины (стражи). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Деловое - производители (ремесленники, земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие). К позднему творчеству Платона относится диалог "Законы". В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом. Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было, люди третьего сословия были свободными.
2. Различия в системе органов государственного управления.
3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.


^ 11.Политико-правовые взгляды АвгустинаАврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства -- IV - X в. Он - один из отцов церкви. Наследие его - часть патристики, т.е. трудов церкви. Как мы уже говорили в первом вопросе, в период IV-V в. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу. В возрасте 33 лет, принял христианство и всю оставшуюся жизнь посвятил разработке и пропаганде основополагающих идей католицизма, а также непреклонной борьбы с ересью. Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: " Исповеди" ("Confessions") в 30 книгах; " О троице "(De trinitate" 400 - 410 гг.), где систематизированы теологические воззрения, и " О граде божьем "("De sivitate d ei" 412 - 426 гг.). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды. он развивает идею о двух града. Разработанной античной философией диалектический подход был воспринят Августином Блаженным и применен к мистическому объяснению исторического процесса как "борьбы двух градов". В качестве "града земного" и "града божьего" у него выступает два противоположных вида человеческих общностей, их отличие в направленности любви. В основе возникновения государства особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств : - одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.- другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных. Цель государства состоит в: служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному; насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником зла является свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности.Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы . Несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия  - власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается правоПри этом церковная власть  - высшая , потому что духовная сфера выше мирской

8.Аристотель- (384-322 гг. до н. э.)Политико-правовая тематика в работах-«Политика,Афинскаяполития,»Этика».Предпринял попытку разработки науки о политике.Обьектом полит науки становится прекрасное и справедливое,Этика представляется как начало политики.Государство-продукт естественного развития.Человек по своей сущности существо политическое.Он критикует платоновское попытку сделать гос.единым. Аристотель выделял 6 видов государственного устройства: правильные - монархия, аристократия и полития, и неправильные - тирания, олигархия и демократия. Государственный идеал Аристотеля - полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии). Рабство этически оправдано. Ведь рабу не свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.Плитическое правеление—правление закона,а не людей.ЗАКОН-уравновешанный разум.а правители подвержены чувствам и аффктам.


^ 12.Фома Аквинский (1225 -1274 гг.). Жил в эпоху, когда Западная Европа была разбита на множество мелких феодальных княжеств, и католическая церковь была единственной силой, объединяющий западноевропейский мир. Появляются университеты как очаги, в которых развивалась философия. В 1158 году в Болонье был открыт первый университет (в переводе совокупность наук). Как показывает название, они охватили все ответвления науки, в которых ведущую роль играла христианская теология. Его главное произведений " Сумма теологий ", одна из ее частей специально посвящена законам (1266 - 1273 гг.). Политические взгляды Фомы изложены в работе " О правлении государей " (1265 - 1266 гг.) и в комментариях к " Политике " и " Этике " Аристотеля. В отличие от Августина Блаженного, говорившего, что государство это наказание за первородный грех, Фома Аквинский говорит, что человек по своей природе есть "животное общественное и политическое". В людях изначально заложены стремление объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникают политические общности (государства). То есть Фома Аквинский утверждает, что государство - это природная необходимость человека жить в обществе, и тем самым выступает продолжателем Аристотеля. Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от ничего. Человеческий закон  - позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей (созданий, по природе несовершенных) избегать зла и достигать благодетелей. Существует еще и божественный закон . Он представляет собой часть вечного закона , который передается с помощью Откровений. Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых. По вопросу о формах государства Фома почти во всем следует за Аристотелем. Он говорит о трех чистых, правильных формах (монархия, аристократия, полития ) и трех извращенных (тирания, олигархия , демократия ). Философ уделяет внимание и искусству правления. Правителю необходимы глубокие знания, истинная вера и владение политической наукой (он называет ее "деятельной наукой"). Только в этом случае будет достигнуто согласие сословий и осуществится "общее благо", которое и является целью государства.


^ 13.Марсилий Падуанский (1280 - 1243 гг.) итальянский ученый, политик, врач и богослов. Получив хорошее образование в Падуе и Париже, он занимался наукой и преподаванием. Был некоторое время ректором Парижского университета.ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА И ПОДЧИНЕНА СВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.Государство возникает в результате эволюции человеческого общества. Поначалу  семья во имя общего блага и общего согласия объединяется в роды , роды в племена , племена в города , завершающая стадия - появление государства, которое базируется на общем согласии всех составляющих его лиц и служит общему благу. Первым в средние века Марсилий увидел в государстве разновидность "общественного договора" с целью достижения "общего блага".Марселий Падуанский различает два вида законов по их содержанию, цели и способу обеспечения. Божественный закон  - печется о духовной жизни человека, определяет его отношение к богу, пути к вечному блаженству. Цель человеческого закона  -правда и общее благо, прочность и твердость власти, соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. Из всех форм правления Марсилий Падуанский отдает предпочтение монархии. Он рассматривает два вида монархии - наследуемую и избранную - и проводит доказательства того, что выбранная более совершенна. Монарх, по его учению, пожизненно избирается народом, он ответственен перед народом за свои действия и подчиняется только общим законам.

Духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать. Наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший этот закон. Отсюда вытекают требования свободы совести .

Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену привилегий пап.

Вывод: Марсилий Падуанский выдвинул идеи, опередившие его время - о разделении прерогатив светской и духовной власти, о свободе веры для человека и подчиненности правителя законам.


^ 17.Москва 3-РИМ После 1453 г. Московское государство осталось единственным независимым православным государством в мире. В это время на престол вступил великий князь Иван III.В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями. Утверждению этой идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву “третьим Римом”, по которой вся история христианства сводилась к истории трех “Римов” — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия, которая пребудет в веках.результате этого Ивану III удалось довольно легко подчинить Москве сохранившие независимость от нее русские земли. В 1478 г. были присоединены к Москве новгородские земли. В 1485 г., после перехода тверских князей и бояр на сторону великого князя, под властью Москвы оказалось Тверское княжество. В 1510 г. Москве был подчинен Псков. Последней была ликвидирована в 1521 г. самостоятельность Рязанского княжества. Быстрое усиление Московского государства помогло полностью восстановить независимость Руси от татар.Основная его мысль — преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде.

^ Саму теорию о "Третьем Риме", во многом определившую направление русской церковной и политической жизни на несколько веков, изложил писатель-публицист, инок Елеазаровского монастыря старец Филофей. Теория возникла на фоне возросших в 15-16 веках настроений, связанных с ожиданиями конца света. В основе идеи "Москва - Третий Рим" лежит мысль о богоизбранности народов и преемственности царств. Обоснование данной теории существует в словах пророка Даниила о последних временах, где мировая история предстает как смена одного царства другим. Согласно пророчеству, два царства падут, а третье "вовеки не разрушится", "будет стоять вечно", после него наступит вечное царство Божие.


^ 14.симфония властейправославный принцип (идеал) взаимоотношений между церковной и светской властью, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».Совместное служение на поприще общественного развития.доктрина развивалась в Византии.Справедливое общественное устоцство.Церковь служит одной из главных опор национальной государственности.


^ 18.Полемика «нестяжателей» и «иосифлян»Последние три десятилетия XV века представляют собой период формирования двух альтернативных стратегий развития для Церкви Московского государства. После своего окончательного оформления, они вступили в открытое противостояние друг с другом. Это впервые произошло на московском Соборе 1503 года. До сих пор история этого противостояния, не исключая и реконструкции истории Собора 1503 года, остается крайне дискуссионной, и дело усугубляется тем, что некоторые даже из наиболее важных источников не изданы до сих пор. Мы далеко не всегда можем с уверенностью разделить подлинные взгляды конкретных деятелей и те взгляды, которые приписывала им позднейшая традиция, хотя бы даже и "своей собственной" партии.Две стратегии были выражены двумя монашескими течениями. Во главе одного из них стоял Иосиф Волоцкий (1440—1515), во главе другого — Нил Сорский (1433—1508) (Grolimund 1989; Прохоров 2005; ср. Mainardi 1995). Название последователей Нила Сорского, "нестяжатели", представляет собой некоторое упрощение, так как у иосифлян тоже не было личного имущества, при этом, однако, во владении их монастырей находились обширные земли. Еще более чрезмерным упрощением было бы считать, будто иосифляне относились враждебно к исихазму нестяжателей. И те, и другие были исихастами. И те, и другие ревностно относились к чистоте православной веры и поэтому вместе боролись против ереси жидовстующих, которая распространилась среди клира в 70-е годы XV века и была искоренена лишь в начале XVI века (Klier 1997). Наконец, и те, и другие имели своих представителей при великокняжеском дворе. И конечно, и те, и другие стремились укрепить церковь Московского государства. Различия между ними лежали глубже.Иосифляне пытались усилить Церковь, расширяя ее влияние на светскую власть, а также способствуя централизации Великорусского государства. Нестяжатели, напротив, предпринимали все возможное, чтобы ограничить вмешательство Церкви в государственные дела. Они пытались препятствовать исполнению любых решений церковных властей, которые выходили за рамки канонической компетенции поместной Московской церкви, и, одновременно с этим, мягко, но настойчиво проводили курс на восстановление интеллектуальной, идеологической и, в перспективе, канонической зависимости от греков.Борьба между двумя партиями началась после Собора 1503 года, на котором присутствовали как Иосиф Волоцкий, так и Нил Сорский. В 50-х годах XVI века борьба завершилась, но вскоре началась вновь, на этот раз, приняв форму международного, политически осложненного конфликта между двумя идеологическими кружками: московским кружком царя Ивана Грозного и литовским кружком князя Андрея Курбского.

15.Ислам зародился в Аравии 7 веке.о мусс.традиции основателем был пророк Муххамед,араб.(570 год)Стал проповедовать.Основная книга-коран.содержит божественные откровения.Коран состоит из 114 глав.(сур)Один бог АЛЛАХ.СУННА—пример жизненного пути посланника.(проблемы индивида в обществе.Ислам вмешивается во все стороны жизни людей.Была разработана доктрина-шариат,фикх.—нормы рассчитаны на все случаи жизни.2 течения—сунниты и шииты.

Суниты-верховны суверен.-АЛЛАХ,высшая власть на земле-община.Халиф-зам.пророка.

Шииты-признают только суверенитет АЛЛАХА.Халиф носил титул имама---божественной власти.

Учения Аль-Фараби,Ибн Халдуна.(законы становления,развития падения гос.)


^ 19.Лютер и Кальвин В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия. У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации. Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат “Наставление в христианской вере” Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (её предсказывает бог) идёт успешно, они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним. Пробуржуазный характер носила и произведённая Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям.


^ 16.Киевской Русью в исторической науке называют Русское государство с центром в Киеве, зародившееся приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в. Киевская Русь просуществовала до середины XII в., однако как этническая, культурная, религиозная и, до некоторой степени, правовая общность она продолжала существовать и после этого времени: вплоть до того, как в северо-восточной части ее территории сложился новый политический организм, сформировались новые политические и правовые традиции, возникла новая этническая и культурная общность – Московское царство, или Московия.Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию, которая в некоторых своих чертах была сходна с ранне-феодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в последних, в Киевской Руси шло формирование феодальных отношений, возникали характерные для феодального общества классы феодалов, крестьян и горожан, появлялись вотчины, складывались вассальные связи Русская правда" – важнейший правовой памятник Киевской Руси – явственно напоминает характером своего юридического мышления.В рамках Киевской Руси существовали своеобразные, отличные от западноевропейского механизм властвования, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобразными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.политическая жизнь в Киевской Руси была чрезвычайно бурной, полной разнообразных конфликтов. Острая борьба между различными группировками внутри господствующего слоя за высшую государственную власть, происходившая на протяжении всей истории Киевской РусиТретьим фактором, оказывавшим существенное воздействие на политическую и правовую мысль Киевской Руси, было православное христианство. Оно начало распространяться среди населения Киевской Руси с самого зарождения этого государства,Православное христианство несло с собой соответствующее мировоззрение, которое задавало определенные стереотипы и политического мышления, и правосознания.На Руси сравнительно хорошо были известны политические и правовые идеи и концепции, выработанные в Византии.Учение о божественном происхождении верховной государственной власти утверждалось в русском политическом сознании вместе с распространением в русских землях христианства.Великий князь властвовал не один, а совместно со всем княжеским родом, с другими князьями – своими братьями, сыновьями иплемянниками.

^ 20.Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение. После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией). Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть. Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения. Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации. В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.




оставить комментарий
страница1/3
Дата12.11.2011
Размер0,75 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх