Москва icon

Москва


1 чел. помогло.
Смотрите также:
«диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения...
2. руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Вечерняя Москва (Москва), №109...
Итоги (Москва), №018, 28 2008, телеграф 18 Квартирный ряд (Москва), №017, 24 2008...
Всероссийское научно-практическое общество...
Всероссийское научно-практическое общество...
Ю. В. Ананьина (гу нииэм им. Н. Ф. Гамалеи рамн, г. Москва), Н. И...
2. руководство министерства и иные представители мчс РФ 3 Вечерняя Москва (Москва), №145...
Положение XVI международного фестиваля конкурса детского и юношеского творчества...
Гарант платеж от невыезда ж/д билеты Москва-Брест-Москва...
Темы дня : сохранить репродуктивный потенциал. Проблемы контрацепции в россии время...
Михаил Николаевич Тихомиров Древняя Москва. XII xv вв...
В. Г. Акимкин (Главный государственный санитарный врач мо рф, г. Москва ), Ю. В...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
скачать
ПОЛИТОЛОГИЯ

ДЛЯ ЮРИСТОВ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Под редакцией доктора юридических наук, профессора Н. И. Матузова и доктора юридических наук,' профессора А.В. Малько



МОСКВА ЮРИСТЪ

2002

УДК 32 (075.8) ББК 66,0 П50

Федеральная программа книгоиздания России

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор,

действительный член Академии политических наук А. А. Федосеев; доктор социологических наук, профессор С. И. Барзилов

'Коллектив авторов:

Воротников А. А., канд. юрид. наук, доц.; Демидов А. Я,, докт. филос. наук, проф.; Долгов В. М., докт. ист. наук, проф.; Дыльнов Г. В., докт.

социол. наук, проф.; Кабышев В. Т., докт. юрид. наук, проф.;

Колесников Е. Я, канд. юрид. наук, доц.; Коновалов И. Н., канд. ист.

наук, доц.; Куланов В. Л., канд. юрид. наук, доц.; Лисюткин А. Б., канд.

юрид. наук, доц.; МалькоА. В., докт. юрид. наук, проф.; МатузовН. И,,

докт. юрид. наук, проф.; Миронов О. О., докт. юрид. наук, проф.;

Сенякин И, Н., докт. юрид. наук, проф.

Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. проф. П50 Н. И. Матузова и проф. А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2002. — 774 с.

ISBN 5-7975-0163-5 (в пер.)

В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное и текущее законодательство, общенаучную и специальную литературу.

Рассчитан на студентов юридических вузов, слушателей институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы политологических и государственно-правовых знаний.

УДК 32 (075.8) ББК 66.0

ISBN 5-7975-0163-5 © «Юрисгт.», 1999

© Коллектив авторов, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 11

Тема 1. Политология как наука (А. И. Демидов)

  1. Основные этапы развития политологических знаний 14

  2. Основные принципы и методы политологии 23

  3. Соотношение политологии с другими гуманитарными
    науками 31

Тема 2. История политических учений (В. М. Долгов)

  1. Общая характеристика эволюции политических идей 35

  2. Религиозное осознание политики 38

  3. Философско-этическая мысль древнего мира 40

  4. Политическая мысль средневековья 43

  5. Политические концепции Нового времени 44

  6. Особенности развития политической мысли в России 52

  7. Оформление политической науки '. 55

Тема 3. Политическая власть (А. И. Демидов)

  1. Специфика политической власти 60

  2. Легитимность политической власти: ее аспекты 64

  3. Человек и власть 69

Тема 4. Политическая жизнь (А. И. Демидов)

  1. Что такое политика 74

  2. От чего зависит политическая жизнь , 78

  3. Человек и политика 92

  4. Истоки политической жизни: политический интерес 95

Тема 5. Политика, право, экономика (Б. Л. Кулапов) 100

Тема 6. Правовая политика: понятие и приоритеты

(Н. И. Матузов)

1. Общая характеристика политики 121

Содержание

  1. Сущность и основные принципы правовой политики 127

  2. Современные приоритеты российской правовой политики... 149

Тема 7. Политические ценности (А. И. Демидов)

  1. Ценностная детерминация политики 163

  2. Ценности-цели 168

  3. Ценности-средства 175

Тема 8. Политическая система общества и государства

(А. И. Демидов)

  1. Системный подход к анализу политической жизни !.. 181

  2. Структура, функции и типы политических систем 185

  3. Государство в политической системе 191

  4. Политический порядок и политический режим 193

Тема 9. Государство как субъект политики (А. В. Малько)

  1. Сущность государства 198

  2. Типология государства 199

З.Функции государства 201

  1. Форма государства , 203

  2. Форма государственного правления 204

  3. Соотношение типа и формы государства 206

  4. Формы государственного устройства 208

  5. Политический режим: понятие и признаки 209

Тема 10. Политико-правовые режимы как состояния

общественной жизни (Н. И. Матузов, А. В. Малько).. 216

Тема 11. Сочетание прав и обязанностей как элемент

демократии (Н. И. Матузов) 242

Тема 12. Политические элиты (И. Н. Коновалов)

  1. Понятие и основные теории политических элит 253

  2. Структура, типология и системы рекрутирования элит 261

  3. Современная элита России , , 266

Тема 13. Политическое лидерство (И. Н. Коновалов)

  1. Понятие и природа политического лидерства 269

  2. Типы и функции лидеров 279

  3. Тенденции развития лидерства в России 284

Содержание

Тема 14. Политические партии и политические движения

(О. О. Миронов) 289

Тема 15. Политический плюрализм (Е. В. Колесников)

  1. Понятие и истоки политического плюрализма 303

  2. Содержание и конституционно-правовая основа
    плюрализма 311

,4

Тема 16. Право как мера политико-юридической свободы

(Н, И. Матузов) .. Г 315

Тема 17. Гражданское общество (Н. И. Матузов) 328

Тема 18. Правовое государство (А.В.Малъко)

  1. Идея правовой государственности в истории
    политико-правовой мысли 349

  2. Понятие правового государства 355

  3. Принципы правового государства 357

Тема 19. Бюрократия и бюрократизм (А. А. Воротников).... 367

Тема 20. Политические процессы (А. И. Демидов)

  1. Политическая модернизация 378

  2. Революция и реформа 382

  3. Восстание, бунт, мятеж, путч 384

  4. Политический кризис 386

  5. Политическая кампания: выборы 387

  6. Политическое решение 393

  7. Прямое действие в политике 397

Тема 21. Политика, право, выборы (В. Т. Кабышев) 402

Тема 22. Политико-правовой популизм (А. В. Малько)

  1. Понятие популизма 416

  2. Возникновение и развитие популизма 417

  3. Общая характеристика популизма 419

  4. Правовой популизм 425

  5. Меры борьбы с популизмом '. 430

Содержание

Тема 23, Законотворчество как форма выражения политики

(И. Н. Сенякин) 434

Тема 24. Политико-правовые проблемы лоббизма

(А. В. Малько) 448

Тема 25. Власть, право, деньги (А. В. Малько)

  1. Роль денег в современном обществе 465

  2. Деньги и власть 469

  3. Право и деньги 474

Тема 26. Политика, право, информация (А. В. Малько) 482

Тема 27. Политика, право, наука (А. В. Малько)

  1. Наука и власть 500

  2. Наука как важнейшее условие эффективности управления... 504

  3. Научные подходы к организации и деятельности
    государственного аппарата 510

  4. Научные основы правотворчества 514

  5. Роль государственно-правовых институтов

в развитии науки 518

Тема 28. Политическое поведение и политическая деятельность (А. И. Демидов)

  1. Политическое поведение: его виды 524

  2. Специфика массового поведения в политике 527

  3. Виды политической деятельности 529

  4. Проблема средств в политике ,. 531

Тема 29. Правовой нигилизм и правовой идеализм как деструктивные явления российской действительности (Н.И. Матузов)

  1. Нигилизм как общесоциальное явление 537

  2. Понятие и источники правового нигилизма 543

  3. Формы выражения правового нигилизма 551

  4. Правовой идеализм: его причины и следствия 573

Содержание

Тема 30. Ошибки в политике и праве (А. Б. Лисюткин) 587

Тема 31. Политическое прогнозирование (А. И. Демидов)

  1. Специфика предвидения в политике 601

  2. Виды политического предвидения 605

  3. Методы предвидения и прогнозирования в политике 613

  4. Политика и будущее 617

Тема 32. Политическое сознание и политическая культура

(А. И. Демидов)

  1. Структура и функции политического сознания 621

  2. Политика и мировоззрение 625

  3. Политическая психология 630

  4. Структура политической культуры 632

  5. Типы политической культуры 635

Тема 33. Политика льгот и поощрений в современной России (А. Б. Малько)

  1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 638

  2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 648

  3. Поощрительные санкции 655

Тема 34. Право на жизнь как политическая проблема

(Н. И. Матузов) 661

Тема 35. Политико-правовые проблемы смертной казни

(А. Б. Малько) 696

Тема 36. Национальная политика (В. М. Долгов)

  1. Этносы и политика 715

  2. Этнополитологические идеи и концепции 717

  3. Формы национально-государственного устройства 724

  4. Особенности национальной политики в России 727

Тема 37. Международная политика (Г. В. Дыльнов)

  1. Политические отношения в системе международных
    отношений 731

  2. Механизм формирования и функционирования
    международных политических отношений 737

10

Содержание

Тема 38. Глобальные проблемы современности

(В. М. Долгов)

  1. Возникновение и особенности глобальных проблем 744

  2. Некоторые характеристики глобальных проблем 747

  3. Международное сотрудничество в решении глобальных
    проблем 751

  4. Глобальные проблемы и международные организации 754

Тема 39. Сравнительная политология (Б. М. Долгов)

1 Становление сравнительной политологии 758

  1. Методология сравнительно-политических исследований 760

  2. Типологизация политических систем 762

  3. Сравнение политических культур 766

Сведения об авторах 771

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня политология преподается практически во всех вузах страны, ибо знания в данной области необходимы каждому человеку независимо от его профессии.

Политология, как это видно из самого термина, изучает поли­тическую сферу жизни общества: политику, политические отно­шения и процессы, политическое сознание, политические систе-мы и режимы, политические партии, общественные движения и объединения, классы, социальные слои, группы, кланы, элиты, их интересы, формы деятельности, методы борьбы за власть и т.д.

Предмет политологии тесно связан с предметом юридичес­кой науки, особенно по таким вопросам, как государство, власть, право, законы, демократия, свобода, ответственность, юридичес­кая культура, права человека, выборы, общественный и государ­ственный строи и др. Отсюда — попытка синтезирования этих двух дисциплин в единое целое и комплексного их изучения.

Цель книги — расширить и обогатить знания студентов-юристов, сделать данные знания более глубокими и разносто­ронними; усилить теоретико-методологическую и профессио­нальную подготовку тех, кому придется после вуза осваивать сложную политико правовую действительность, вникать в раз­личные коллизионные ситуации, решать человеческие судьбы, быть активными субъектами политики и права.

Особенность издания в том, что оно носит междисциплинар­ный характер. Кроме того, его отличает обстоятельность рас­смотрения излагаемых тем, наличие научного аппарата, ссылок на отечественную и зарубежную литературу, полемика по дис­куссионным аспектам, сопоставление различных мнений и точек зрения ученых и т.д.

Авторы стремились к проблемному и концептуальному изло­
жению тем, стараясь в то же время по возможности "избегать
излишнего усложнения материала, освещать его четко и лако­
нично, учитывая, что курс лекций предназначается прежде всего
для студентов. ~ ~ ~"

12 Предисловие

В наше время юридическое образование стало престижным. Появляются все новые и новые институты, факультеты и акаде­мии данного профиля, открываются разного рода курсы, цент­ры, колледжи, отделения, филиалы, в том числе при негумани­тарных вузах, техникумах, училищах — спрос рождает предло­жение, тяга к юридическим знаниям усиливается.

Однако ясно, что все эти многочисленные инициативные учеб­ные заведения, действующие, как правило, на коммерческих нача­лах, не в состоянии обеспечить полноценный учебный процесс и подготовку высококвалифицированных кадров, так как у них нет для этого необходимой научно-методической базы, опытного и по­стоянного педагогического состава, учебников. Предлагаемый курс лекций призван в какой-то мере удовлетворить эту потребность.

Политологию для юристов целесообразно преподавать в кон­тексте формирующегося политико-правового сознания обучаю­щихся, становления их общей и юридической культуры, жиз­ненных навыков. Именно поэтому, как нам представляется, тре­буются особые лекционные курсы, учебники, учебные пособия, разработки, рассчитанные специально на студентов-правоведов и максимально приближающие их к будущей профессиональ­ной деятельности.

Существует практическая необходимость в определенной специализации политологии, в привязке ее к родственной учеб­ной дисциплине — теории государства и права, к правоведению в целом, конкретным юридическим структурам, механизмам и институтам, через которые реализуются политические процессы. Этот творческий метод обусловлен также действующей в обще­стве объективной тенденцией к интеграции наук, на стыке кото­рых возникают наиболее интересные, но, как правило, малоизу­ченные проблемы.

С другой стороны, политология неизбежно должна выходить на более широкие, обобщенные формы знания (наука, религия, культура, мораль, экология, информация, национальные отноше­ния, экономика и пр.), что позволяет расширить диапазон позна­ния студентов, развить их способности к анализу и интерпретации политических явлений с общегуманитарных позиций, выработать у них умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы статусе они в дальнейшем ни выступали.

Данный курс написан в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования (требова-

ниями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускни­ков по специальности 021100 — «Юриспруденция»). Однако в настоящее издание включен ряд новых актуальных тем, которых еще нет в программах ни по политологии, ни по правоведению, хотя сама жизнь, практика требуют их изучения.

К числу таких тем относятся: «Правовой нигилизм и правовой идеализм как деструктивные явления российской действительно­сти», «Политико-правовой популизм», «Законодательство как форма выражения политики», «Политико-правовые проблемы лоббизма», «Ошибки в политике и праве», «Правовая политика: понятие и приоритеты», «Право как мера политико-юридической свободы», «Гражданское общество», «Политико-правовые режимы как состояния общественной жизни», «Политика, право, информа­ция», «Сочетание прав и обязанностей как элемент демократии», «Политика льгот и поощрений в современной России» и др.

Подобный подход представляется оправданным, поскольку упомянутый выше госстандарт, как указано в нем самом, преду­сматривает лишь минимально необходимую сумму знаний. Кон­кретные же лекционные курсы, учебники, учебные пособия, иные разработки и рекомендации могут и должны содержать до­полнительные сведения, материалы, фактические данные, свя­занные со специализацией данного вуза, наличием в нем соот­ветствующих научных школ, сложившихся коллективов ученых, а главное — с динамикой развития самого общества.

Курс отражает происходящие в современной России процес­сы, события, перемены, трудности становления новых форм жизни, возникающие при этом противоречия. Он учитывает последние достижения и наработки политологической и юриди­ческой мысли, ориентируясь прежде всего на наиболее пытли­вых и любознательных студентов.

^ Авторы выражают признательность рецензентам курса —~ профессору кафедры политологии Санкт-Петербургского университета, кандидату юридических наук, доктору философских наук, академику Академии политических наук А.А. Федосееву и профессору кафедры социологии Саратовского технического университета, доктору социологических наук С.И. Барзилову.

Проф. Н.И. Матузов, проф. А.В. Малько

^ Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА (А. И. Демидов) 1. Основные этапы развития политологических знаний

Политика непосредственно затрагивает важнейшие сферы человеческой жизни, влияет на интересы, цели, судьбы людей. Это порождает стремление к осмыслению политических явле­ний в целях их объяснения, понимания, предсказания и контроля. Постепенно это осмысление приобретает теоретическую форму.

Развитие политической мысли на ранних этапах проходило в рамках философских, правовых учений. Только в результате специального научного анализа можно разделить философские, политические, правовые взгляды, например, Конфуция, Плато­на, Аристотеля, Дж. Локка. Но в ходе эволюции философских и социальных знаний происходит постепенное формирование собственно предмета политологии, отделение его от философии, социологии, теории государства и права.

Развитие политической мысли концентрируется вокруг реше­ния ряда важнейших проблем, которые ставит история человече­ства, общественная практика.

Во-первых, это теория идеального государства и идеального правителя^ именно такие взгляды выражены в трудах Конфу­ция, китайской школы «законников», Платона, Аристотеля. Ре­зультаты этих поисков были оформлены в достаточно четкие представления о типах государственной власти:

демократия — организованная власть народа;

монархия — наследуемая власть одного лица;

тирания — власть одного лица, захваченная им и не ограни­ченная законом;

охлократия — власть толпы;

аристократия — власть избранных;

республика — государственное устройство, где власть осу­ществляют выборные лица.

Кроме того, был обозначен устойчивый набор качеств, необ­ходимых человеку для занятия политической деятельностью и

15

на формирование которых должна быть нацелена система поли­тического воспитания. Во-первых, это ораторские способности, законотворческие навыки и хладнокровие, дающее возможность принимать решения в критических ситуациях. Уже тогда было ясно, что политика — сфера рискованной деятельности, где успех не запрограммирован.

Во-вторых, это обоснование принципа разделения властей, осуществленное прежде всего в работах Дж. Локка и Ш. Монтес­кье, которые выделили три основных вида государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную), доказали опасность их совмещения в одном органе или лице, рассмотрели механизм их оптимального сочетания, взаимодействия, который заключается в уравновешивании ветвями власти друг друга, их взаимодополнении.

В-третьих, весьма плодотворными и теоретически инте­ресными оказались поиски ответа на вопрос, как совместить или сочетать личное благо с общественной пользой. Сформи­ровались две основные версии, выбор которых в значительной степени зависит от трактовки конкретным мыслителем природы человека.

Томас Гоббс исходит из понимания человеческой природы как изначально животной, определяющей неистребимое жела­ние людей навредить друг другу. Средством обуздания звериных инстинктов, сковывания движения к природному состоянию «войны всех против всех», выраженному в его основополагаю­щей работе «Левиафан», может служить только сильная, жесто­кая государственная власть, подавляющая всеми доступными ей средствами эти опасные и разрушительные для человеческого сообщества действия. Осуществляющий государственную власть суверен, а им, по концепции Т. Гоббса, может быть толь­ко абсолютный монарх, не зависит от воли подданных и в своих действиях должен исходить из понимания их злой и опасной природы.

Иная позиция представлена в работах Джона Локка, кото­рый считает, что природа человека не столь низменна и пороч­на и люди не обязательно вредят друг другу, они способны, за­щищая свой интерес, взаимодействовать, согласовывать свои действия.

Т. Гоббс и Дж. Локк представляют два разных, даже поляр­ных варианта трактовки идеи «общественного договора» —

16

А И Демидов


принципа согласования человеческих действий и интересов ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, прави­тель находится вне рамок общественного договора, он не связан установленными не только договором, но и им самим правила­ми. Дж. Локк же считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, опре­деленные обязательства.

«Такой основной договор (контракт), обязывающий правите­ля или правительство, и есть в действительности конституция — основной закон, определяющий как пределы власти и границы вмешательства правительства в общественную жизнь, так и права и обязанности граждан и государства, а также принципы и процедуры осуществления государственной власти. Локк стано­вится теоретиком конституционализма — принципа ограничен­ного правления, базирующегося на основном законе»1. Дж. Локк исходит из того, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами на жизнь, свободу, собственность; государство обязано не нарушать, а защищать эти права; инди­вид же имеет право на восстание против правительства, если оно не выполняет своих обязательств. Так в исторической и полити­ческой практике постепенно вызревает чрезвычайно продуктив­ная для позитивное использования и ограничения власти идея самоценности человека. Эта идея была сформулирована великим немецким философом И. Кантом в категорическом императиве, смысл которого — в недопустимости отношения к человеку как к средству. Это означает, что человек должен поступать с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним.

В политологической литературе принято выделять несколько теоретических моделей, типов" осмысления и интерпретации по­литической реальности:

— теологическую — политическая власть считается проявле­нием божественной воли, а мерилом политических процессов и событий служит критерий их соответствия или несоответствия этой воле (Фома Аквинский);

Цит по: Deutsch К. Politics arid Government. How People Deside Their Fate. Boston, 1976.

17

  • натуралистическую — политические явления рассматри­
    ваются как детерминированные географической средой, клима­
    том (Ш. Монтескье, Ж. Бодэн);

  • биополитику — обращается внимание на общие для чело­
    века и животных начала и черты, поведения: приспособляемость,
    альтруизм, самозащита, агрессия (К. Лоренц, Э. Фромм);

  • психологическую — источник политических проблем за­
    ложен в психических свойствах людей1.

Если принять за основу иные критерии классификации поли­тических учений, то можно говорить о теологической, юриди­ческой и политико-социологической традициях понимания по­литической реальности2.

Но политическая мысль в ходе своего развития накапливала не только достижения, помогавшие человеку полнее понимать мир политики и увереннее ориентироваться в нем, но и все более очевидными, особенно к началу XIX века, становятся ее недо­статки. Политические трактаты, как правило, были чисто умо­зрительными построениями, заполненными рассуждениями о «государстве вообще», без определенной привязки к конкретным историческим условиям, конкретному государству и народу. Жизнь их создателей была в значительной степени отстранен­ной от перипетий реальной политической борьбы, а высказывае­мые идеи не имели четкого адресата, могли оказать лишь опо­средованное влияние на политическую практику.

Серьезный шаг к преодолению этих недостатков был сделан итальянским мыслителем Никколо Макиавелли (1469—1527), за­ложившим фундамент современной политологии — науки, где превыше всего ценится реализм, понимается значение полити­ческого опыта, необходимость осмысления его уроков.

Труды Н. Макиавелли, прежде всего «Государь», построены на учете конкретного исторического опыта итальянских госу­дарств и адресованы вполне определенным людям — тогдаш­ним правителям. Н. Макиавелли свободен от оценки политичес­ких явлений в духе религиозных догматов, подчеркивает зависи­мость политики от естественных сил: климата, географического расположения, полезных ископаемых. Политика для него —

См.1 ^ Пугачев В. П., Соловьев А И. Введение в политологию. М., 1995 г См. Демидов А. Н, Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1995.

18

удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание и руководство которыми ведут к успеху, а пренебрежение откры­вает дорогу к поражению и неудаче.

Концептуальное ядро современной политологии складыва­лось на основе переосмысления главных постулатов классичес­кой политической мысли. Среди этих правил можно выделить следующие:

  • центром политической жизни, основным объектом изуче­
    ния политической философии служит государство;

  • существует несомненная возможность разумного постиже­
    ния его оснований;

  • люди в политической жизни способны руководствоваться
    рациональными мотивами, осознанными потребностями и инте­
    ресами.

Движение к новому качеству политической мысли было свя­зано с поиском, формированием представлений о более широ­ких основаниях политики, нежели разумность человека или природная среда, «дух народа». Толчком к этому движению, по нашему мнению, послужили два комплекса обстоятельств. Во-первых, необходимость интеллектуального отклика на тектони­ческие последствия событий в Европе, вызванных Французской революцией, когда попытка практического воплощения разум­ных целей — свободы, равенства, братства — обернулась совсем неожиданными событиями, которые ни в какую рациональную схему просто не укладывались. Во-вторых, острейшая потреб­ность осмысления вопроса, вокруг которого и формируется кон­цептуальное ядро современной политической науки, — как люди взаимодействуют с политическими институтами, как ведут себя в политике большие массы людей, каков механизм воздей­ствия, управления их поведением в этой сфере.

Не случайно к осмыслению этой проблемы практически одновременно обращаются и экономический детерминист,-рево­люционер К. Маркс («18 брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции»), и сторонник антропологической филосо­фии, революционный демократ Н. Г. Чернышевский («Каве-ньяк»), и консерватор А. де Токвиль («Демократия в Америке»}. В процессе изучения этою феномена выстраивается марксист­ская концепция политики, характеризующаяся следующими ос­новными чертами:

  • экономическая детерминация политической жизни: «В об­
    щественном производстве своей жизни люди вступают в опреде­
    ленные, необходимые, от их воли не зависящие отношения —
    производственные, отношения, которые соответствуют опреде­
    ленной ступени развития их материальных производительных
    сил. Совокупность этих производственных отношений состав­
    ляет экономическую структуру общества, реальный базис, на
    котором возвышается юридическая и политическая надстройка
    и которому соответствуют определенные формы общественно­
    го сознания. Способ производства материальной жизни обу­
    словливает социальный, политический и духовный процессы
    жизни вообще»1;

  • идея классовой борьбы как движущей силы исторического
    и политического прогресса и представление государства в каче­
    стве орудия господства одного класса над другим;

  • постулат о паразитизме государства и особенно слоя госу­
    дарственных чиновников — бюрократов, считающих себя, свой
    интерес «конечной целью государства»;

  • представление в качестве носителя всеобщего интереса в
    капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемого рабо­
    чего класса;

  • провозглашение главенства пролетариата среди других
    трудящихся слоев и его гегемонии в социалистической револю­
    ции, которая уничтожает эксплуататорское государство и откры­
    вает путь к строительству бесклассового общества изобилия и
    свободы — коммунизма;

  • признание предшествущим этапом этого строительства
    диктатуры пролетариата — периода не ограниченного законом
    господства рабочего класса, когда создаются предпосылки бес­
    классового общества, происходит процесс отмирания классов и
    государства.

Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством кото­рого этот набор идей был воплощен в реальность в России XX века со всеми известными социально-историческими и иными пос­ледствиями, — В. И. Ленин внес целый ряд дополнений:

— обосновал идею политической партии как важнейшего ин­
струмента завоевания политической власти рабочим классом;

Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 13. С. 6—7.

20

  • исходил из необходимости политического просвещения
    рабочего класса интеллигентами и профессиональными револю­
    ционерами для превращения его в решающую силу политичес­
    кой борьбы;

  • рассматривал социальную революцию не как хаотичный
    взрыв, а как процесс со своим специфическим механизмом и
    стадиями, которыми можно управлять;

  • понимал неизбежность компромиссов в политике, обу­
    словленную взаимодействием носителей разнообразных соци­
    альных интересов, необходимостью их согласования.

Иная версия политической организации общества была раз­работана в русской религиозной философии (Б. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев) в виде соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму. Идея соборности выходит далеко за рамки политики, но политические аспекты ее заключаются, по нашему мнению, в следующем:

  • признание в общественной жизни двух типов упорядо­
    ченности: организма, постепенно, естественно в ходе историчес­
    кого развития формирующегося устройства социальных отно­
    шений, и организации, когда порядок возникает как результат
    воплощения в действительность некоего умозрительного прин­
    ципа, понимание превосходства первого типа порядка над вто­
    рым1;

  • антииндивидуализм и антиутилитаризм как единственно
    возможные и естественные основания общественной жизни;

  • государство рассматривается как посредник между церко­
    вью и материальным обществом, оно охраняет, но не вмешива­
    ется в духовный мир человека;

  • нераздельность нравственности и политики, своеобразный
    «антимакиавеллизм и антилиберализм», исходящий из невоз­
    можности сведения сферы мотивации политической деятельнос­
    ти только к интересам и потребностям.

Стремление выразить, обеспечить сочетание в идее соборно­сти самых противоречивых социально-политических качеств — свободы и подчинения, равенства и различия, братства и прину-

1 См.: Франк С. Л. Духовные основы общества' введение в социальную философию // Русское зарубежье, Л., 1991. С 281.

21

дительной организации общественных связей1, пронизать рели­гиозными мотивами все аспекты политических отношений дела­ет соборность именно как принцип политики достаточно уто­пичной идеей. Но это — здоровая утопия, порожденная непри­ятием разрыва политики и морали, действительно опасного для любого политического сообщества, и к тому же своими адепта­ми никогда не рассматривавшаяся как некий принцип, подлежа­щий обязательному и скорому утверждению в практике.

В западной политологической литературе был предложен иной вариант, иные способы объяснения проблемы мотивации и последствий политической деятельности, участия в политике больших масс людей. Культ разума, который все чаще начина­ют рассматривать в качестве основного источника хаоса в обще­стве2, оказывается существенно подорванным как известными историческими событиями и процессами, так и той фундамен­тальной критикой, которая ведется философией иррационализ­ма и волюнтаризма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей), появляется устойчивое стремление и в объяснении политических явлений видеть и иные, нерациональные основа­ния.

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето вво­дит различение логического (соотношение цели и средства в объективной реальности соответствует этому соотношению в сознании) и нелогического (такого соотношения нет) поступ­ков1, утверждая, что в реальной политике доминируют поступки второго рода. Следуя за Н. Макиавелли, он видит два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому все эф­фективно действующие политики делятся им на «львов» и «лис».

Невысоко оценивая смысл и результат участия в политике масс, В. Парето считает демократию крайне несовершенной ор­ганизацией политических отношений, ведь в ее рамках неразум­ная масса как раз и получает доступ к влиянию на процесс при­нятия политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит элите — узкому кругу людей, своими знаниями,

1 См.: Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии. М-, 1994.
С 149,


2 См.: Horowitz I. L. Radicalism and revolt against reason. The Social Theories of Georges
Sorel. L, 1961.P.51.

3 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 403—407.

22

способностями, профессиональными и деловыми успехами до­казавших свою избранность.

Несомненным достижением этого нового направления в ме­тодологии политического анализа бцло введение и активное ис­пользование для объяснения политических явлений и их транс­формации Максом Вебером понятия ценности — выражения субъективного отношения человека к окружающему миру, выде­ление общезначимых предметов, событий, процессов. Немецкий социолог предложил методологически продуктивную классифи­кацию всех типов власти на аффективную, или эмоциональную, ценностно-рациональную, религиозную и определяемую заинте­ресованностью.

М. Вебера по праву считают основателем современной тео­рии бюрократии, которую он рассматривал в качестве рацио­нализированной, обезличенной системы управления, осущест­вляемой на основе правил, инструкций, предписаний. Это — иерархическое отношение, организованное для реализации цели, его важнейшими чертами служат специализация и кон­формизм. Не закрывая глаза на негативные последствия бюро­кратизации управленческой деятельности, ученый, однако, счи­тал ее неизбежным спутником любой системы управления, вно­сящим в нее рациональность и стабильность.

Мощное воздействие на методы и проблемное поле совре­менной политологии оказали идеи Зигмунда Фрейда и его после­дователей. В их трудах внимание концентрируется на принципи­ально новом объекте интереса теоретиков политики — роли бес­сознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается как резуль­тат неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, в семейных контактах, в воспитании.

Особое значение для внедрения принципов фрейдизма в ме­тодологию политического анализа имели труды знаменитого американского политолога Гарольда Лассуэла. Активное освое­ние фрейдистской интерпретации политической жизни и начи­нается с момента выхода в 1932 году его работы «Психопатоло­гия и политика». В ней Г. Лассуэл обращается к изучению подсо­знательных мотивов политической деятельности, начинает рас­сматривать «человека политического» в качестве «продукта частных мотивов, перемещенных «а публичный объект и рацио-

нализированных в терминах публичного интереса»1. У выдвину­той им версии политики оказалось много последователей и ин­терпретаторов, множество направлений последующей эволю­ции. Но очевидна и жесткость предложенной схемы политологи­ческого анализа, определенная односторонность, игнорирование иных факторов детерминации и мотивации политического пове­дения: социальных, культурных, экономических.

^ 2. Основные принципы и методы политологии

Эволюция политологии показала, что всякий раз, когда уче­ные придерживаются той или иной жесткой схемы истолкова­ния политической жизни (например, детерминистской или инде-терминистской), многие важные ее стороны и проблемы оказы­ваются вне сферы исследовательского внимания. Многообразие политической реальности требует сочетания разных методов и методик в ее изучении. Современная методология политическо­го анализа представляет собой именно взаимодействие различ­ных принципов, исследовательских парадигм, требования кото­рых необходимо учитывать.

Общепринятым является представление о той или иной степе­ни материальной (географической, климатической, экономичес­кой, технической) детерминации политических явлений. Ясно, что именно экономические проблемы лежат в основании многих современных политических конфликтов. Возник целый спектр так называемых технократических теорий, четко связывающих характер и стадии эволюции общества, способы властвования, возможности и направленность политики с типами технических систем и технологических принципов, используемых людьми.

В зависимости от этих оснований выделяются различные ста­дии развития общества — доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. На каждой из стадий возникают типичные политические проблемы. Критика технократизма выявила его слабую сторону — игнорирование культурно-исторической, пси­хологической, ценностной стороны детерминации политических процессов, действий. Но признание определенной степени их

Цит. по: Handbook of Political Psychology San Franc ; Wash; L, 1973 P. 18.

24

зависимости от материальных, экономических областей общест^ венной жизни, на формирование и утверждение которой огром­ное воздействие оказал марксизм, стало неотъемлемым элемен­том методологии политического анализа.

Отбор конкретных методов и методик политологического ис­следования в значительной степени происходил под влиянием принципов и идей позитивистской философии, предопределив­шей ориентацию на установление и описание реальных фак­тов и событий политической жизни, на использование количе­ственных методов для их анализа и обобщения, на стремление к освобождению, по крайней мере в рамках методологии, от влияния химерических и утопических представлений о поли­тической реальности. Для многих политологов влияние пози­тивистской методологии привело к принятию бихевиорист­ской парадигмы объяснения политических явлений: в сосредото­чении исследовательских усилий на фиксации, описании и объяснении политического поведения как единственного фрагмента политической реальности, подлежащего эмпири­ческой фиксации. Именно объяснение политического поведе­ния рассматривается в качестве отличительного признака по­литической науки1, дистанцирующего ее от иных, умозритель­ных версий политики. Причем формулой этого объяснения служит рассмотрение политического поведения как'функции, результата взаимодействия субъекта и окружающей среды. Б последующей модификации эта формула приобретает вид: реакция есть функция взаимодействия среды и предрасполо­женности2.

Такая схематизация политической жизни открывает возмож­ность формализации политической терминологии, использова­ния математических методов сбора, обработки и анализа дан­ных. Но бихевиористская исследовательская установка выглядит и как жесткая схема, характеризующаяся отсутствием интереса ко многим важным аспектам политической жизни, прежде всего к внутреннему миру политического субъекта, объяснению про­цесса формирования политических предпочтений, решений и действий, сведению богатейшего мира политических отношений

СМ.: Goodtn R E The politics of rational man L ; N Y.; Sydney, Toronto, 1976 P. 6. См.: Handbook of Political Psychology. San Franc ; Wash.; L, 1976. P. 2,18.

к одному из очевидных его компонентов — реакции на внешнее воздействие.

В 60-х годах XX столетия в западной политологии происходит так называемая постбихевиоральная революция, связанная с рос­том понимания значения ценностных, культурно-исторических, мировоззренческих аспектов политический реальности в ее науч­ном постижении. Идет активное внедрение семиотических, гер­меневтических методов в политические исследования, важной за­дачей которых все чаще становится изучение внутреннего мира политического деятеля. Для отображения многообразных факто­ров, предопределяющих формы его участия в политике, все чаще используется понятие политической культуры, оказавшееся чрез­вычайно многомерным и играющим во многих исследованиях и политических программах роль объяснительного принципа. Именно в политической культуре — структуре познания и дейст­вия в политике' — ищут ответа на вопрос о причинах, формах, результатах политического процесса.

Большое значение имело становление системного анализа по­литической жизни и формирование понятия политической сис­темы, произошедшее благодаря новаторским работам американ­ского политолога Дэвида Истона2. Системный подход позволяет выделить, формализовать и описать все многообразие связей как внутри, так и вне политики, четко выделить составляющие политическую жизнь компоненты. Он дает возможность сравни­тельного анализа и сопоставления различных типов политичес­ких систем, применения математического аппарата в политоло­гических исследованиях.

Широкие перспективы для познания и объяснения полити­ческих явлений открывает использование методов и представ­лений синергетики — науки о самоорганизации в сложных системах. Благодаря синергетике формируется новый облик политического порядка и новое видение механизмов его возник­новения и поддержания. Происходит очевидный отход от рас­смотрения порядка как безусловной и самодовлеющей ценности и цели политического процесса, наиболее ясно воплощенного

1 См.: ^ Lane R Political Man. Why people get involved in politics. Glencoe, Illinois, 1959.
P. 283; Бурлацкий Ф M, iajtKiut A.A. Современный Левиафан1 очерки политической социо­
логии капитализма М., 1985; Garth Y, O'Donne! V. Propaganda and Persuasion. L, 1986 P. 16.

2 cm : Easton D. Systems Analysis of Political Life. N.Y , 1967

26

в известных словах В. Гете: «Лучше несправедливость, чем бес­порядок».

Начинает утверждаться представление об упорядоченности как результате сложного взаимодействия разнонаправленных тенденций бытия, соотношения стохастических (случайных, ве­роятностных) и целесообразных механизмов в его становлении. Такой порядок складывается не только из законов, но и из таких параметров существования социальной системы, как ограниче­ния, инвариантность, постоянство соотношений, регулярность1. Становится ясно, что установление политического порядка не­возможно осуществить только за счет целенаправленных уси­лий, без учета и использования действующих в системе собст­венных процессов самоорганизации.

Среди этих процессов наибольшей значимостью как для упо­рядочения, так и для слома привнесенных извне форм организа­ции обладают:

  • необратимость движения системы к более вероятному
    состоянию — это состояние соответствует максимуму вероят­
    ности2;

  • установление упорядоченности через флуктуации (слу­
    чайные отклонения);

  • наличие множества возможных путей развития системы,
    здесь возникают точки бифуркации, характеризующиеся множе­
    ственным расслоением последствий, наступающих в результате
    того или иного события или действия;

  • признание конструктивной роли хаоса, который рассмат­
    ривается не только как предел неупорядоченности и сугубо не­
    желательное для управления и бытия системы состояние, порог,
    за которым начинается ее разрушение, но и как толчок, движе­
    ние к новому порядку, новому равновесному состоянию. Поэто­
    му «хаос созидателен и разрушителен одновременно. Хаос —
    средство усложнения организации, ее гармонизации»3.

Синергетические представления позволяют увидеть новые грани политики, иные возможности и ограничения. В свете этих

' См.: Пригожий И., Стетерс И Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 28.

г См.: там же. С. 177.

3 Князева Е., Курдюмов С. Синергетика начала нелинейного мышления //Обществен­ные науки и современность. 1993. № 2. С. 42

идей становится очевидным, что политика входит в качестве со­ставляющей в более общие, фундаментальные управленческие и организационные процессы. Здесь действует не линейная, но многоканальная, или многофакторная, детерминация, с прелом­лением ее действия в сознании и поведении субъектов полити­ческой деятельности, постоянным умножением количества воз­можных последствий этих действий.

Сложность, противоречивость политической реальности формирует многообразие интерпретаций ее смысла. Истолкова­ние политической жизни возможно, например, с позиции мето­дологического персонализма, считающего важнейшим основани­ем, первичной клеточкой политики личность, и тогда политика представляется полем защиты или ущемления ее качеств, прав, а все ее институты и отношения оцениваются именно с точки зре­ния представлешгости, выражения в них личностного начала, а возможно, и с позиции методологического имперсонализма, счи­тающего, что все политические проблемы возникают тогда, когда личностное начало покидается. Здесь рассматриваются во­просы, порождаемые сосуществованием людей, а сам человек понимается прежде всего как представитель той или иной об­щности: нации, класса, народа, государства.

Центром политической жизни, ее нервным узлом является государство. Но отношение к нему, представления о его роли в жизни общества могут быть диаметрально противоположными. Этатизм — течение политической мысли и политическое дви­жение, выступающее за увеличение степени вмешательства госу­дарства в жизнедеятельность общества, считающее, что от госу­дарственного контроля последнее только выиграет, станет более упорядоченным и организованным.

Сторонники анархизма, наоборот, исходят из понимания го­сударства как основного зла в обществе, видят в уничтожении его, а вместе с ним и такой сферы социального паразитизма, кик политика, основное условие для ликвидации почвы для социаль­ных конфликтов, гарантию процветания. Ясно, что эти позиции предопределяют совершенно различные модели политики и представления о ее тенденциях и месте в обществе.

Полярными оказываются образы политики, возникающие в рамках методологии социального детерминизма, при­знающего определяющую степень ее зависимости от разнооб­разных факторов внешней среды:' экономики, социальной

28

структуры, культуры, религии, образования, и индетерми­низма, считающего политику «областью выбора, а не необхо­димости»1, ни от чего, кроме как от человеческой воли (или со­стояния человеческих воль), не зависящей.

Существуют очевидные отличия между институциональной версией политики, в которой она предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе которых находятся нормы — уставы, программы — и смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями, и ее видением как раз­ветвленной цепи поведенческих актов, побуждаемых интереса­ми, целями или подсознательными влечениями людей.

Во всех этих интерпретациях политика предстает как чрезвы­чайно многогранное явление, смысл ее научного постижения за­ключается не в абсолютизации того или иного ее атрибута, а в обеспечении целостности, сочетании разнообразных методов и подходов. Способность теоретического отражения целостности объекта, выявления составляющих его компонентов и структуры отношений между ними, установления основных тенденций его изменения, источников, обеспечивающих его динамизм и разви­тие, дает диалектический метод.

В свете событий последнего времени многие исследователи поспешили отказаться от диалектического метода познания, видя в нем некую теоретическую схему обоснования коммунис­тического тоталитаризма. Если понимать, что основателями диалектики являются не маленковы и Кагановичи, а Зенон и Ге­раклит, то подобный отказ выглядит поспешным и несостоя­тельным. Сущность диалектики составляют освоенные теорети­ческим разумом и современной культурой идеи развития, це­лостности, противоречия, детерминизма. Плодотворность их ис­пользования в политическом анализе не вызывает сомнений2.

Не противоречит, а соотносится, сопрягается с диалектическим методом познания весьма распространенный в политических ис­следованиях системный подход, открывающий возможность при­менения разнообразных количественных и математических/мето­дов, позволяющих выявить многообразие компонентов, связей,

1 Lancelot A Z'Abstentiomsme electoral ел France Paris, 1968 Р 110

^ Подробнее об этом см Бекарев А , /7йк Г Несколько слов в защиту диалектики // Общественные науки и современность 1996 Де I

29

тенденций политической жизни, построить прогнозы будущего. Метод формализации дает возможность сравнивать, сопостав­лять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования.

Перечисленные приемы применяются при теоретических обобщениях политической жизни. При изучении конкретных ее фрагментов используются методы эмпирического познания. Среди них можно выделить описание — наблюдение и фик­сацию в терминах, принятых в политической науке наиболее значимых черт, проявлений жизнедеятельности объекта. Для выявления общественного мнения о том или ином политиче­ском феномене, создания представлений о политических пози­циях и ориентациях участников политического процесса исполь­зуют разнообразные формы анкетирования: беседы, интер­вью, анонимные опросы. Поскольку от содержания анкеты зави­сит как способность исследователя точно зафиксировать действительное положение, так и возможность его искажения, то составление и обработка анкет и проведение такого рода иссле­дований представляет собой сложную гносеологическую проце­дуру, опирающуюся на ряд частных методик.

Здесь политология активно применяет достижения социологии, а также специальные статистические методы — с их помощью производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные аспекты, состояния объекта изучения. Использование современного математического аппарата открывает возмож­ность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также их наглядного отображения в виде таблиц, графиков, карт.

Математические методы обобщения политической информа­ции применяются в моделировании политических про­цессов — составлении схематических образов изучаемых объек­тов, отражающих их главные качества, те аспекты существова­ния объекта, познание которых представляет наибольший иссле­довательский интерес. Ясно, что в зависимости от задач познавательной деятельности могут строиться модели, выделяю щие различные аспекты изучаемою политического явления или процесса. Моделирование создает поле для достаточно точных прогнозов, предвидения с определенной степенью вероятности

30

будущих политических отношений, выявления последствий ре­шений и действий. Это особенно важно для предвидения воз­можности возникновения тех или иных конфликтных ситуаций в политических отношениях.

Большой интерес вызывает изучение политики методами се­миотики — науки о знаковых системах. Политика, по крайней мере, во многих своих проявлениях (процедурах, традициях, це­ремониях, ритуалах, архитектуре официальных зданий, стиле политических документов и обращений), представляет собой именно знаковые, символические системы, т.е. предметы и дей­ствия, несущие на себе определенный условный смысл, завися­щий от понимания взаимодействующих субъектов. Толкование смысла, раскрытие символа может быть различным — в зависи­мости от умонастроений, уровня образования, политических ориентации.

Здесь оказывается возможным применение методов психоло­гической науки, много дающих для понимания политических яв­лений, особенно связанных с исследованием внутреннего мира участников политического действия. Это понимание невозмож­но без изучения распространенных в политике разнообразных речевых структур методами специальной науки — семантики.

Для политического анализа особенно важен метод контент-анализа, направленный на выявление особенностей содержания используемых в политике видов речевой информации — доку­менты, речи, программы, декларации и 'т.д. Особенности и соче­тания слов, фраз, обращений, характер аргументации, смысл по­литической терминологии — все это представляет огромный ин­терес, а их изучение может оказаться весьма плодотворным спо­собом создания новых политических образов. Ведь политика творится не только действиями, но и словами.

Политическая реальность складывается как из фактов, подле­жащих фиксации объективными методами, так и из значений и смыслов, формирующихся в процессе общения ее субъектов. Поэтому требует использования наряду с другими и метод гер­меневтики, целью которой является не поиск объективной сущ­ности познаваемых объектов, но истолкование заложенного в них смысла.

Поскольку политика — это вид коммуникативной деятель­ности, осуществляемой в знаково-символической форме, то большинство ее проявлений и результатов, а также и намерений

можно представить в виде текстов и .изучать герменевтическими методами. Как вид целенаправленной деятельности политика просто невозможна без соответствующего выяснения смысла происходящих событий или решений, что, собственно, и назы­вается пониманием. Сущность понимания как познаватель­ной процедуры заключается прежде всего:

  • в достижении ясности в использовании терминов, их точ­
    ном определении и установлении тождества смыслов, согласова­
    нии сфер употребления;

  • в соединении знания, фиксирующего объективное состоя­
    ние предмета познания, и оценки, т.е. соотнесения этого знания
    с субъективным миром тех людей, которые участвуют в полити­
    ке. Ведь важнейший элемент политического познания — это
    умение связать политический факт с собственной судьбой, что
    совершенно необходимо для осуществления многих политичес­
    ких процедур и действий: принятия решений, согласования свое-
    ю поведения с поведением других людей, оказания влияния
    (можно ли влиять на тех, кто вас не понимает?). Понимание не­
    обходимо для достижения согласия, без которого невозможно
    политическое действие, носящее практически всегда групповой
    характер.

Самый приблизительный анализ методов, активно используе­мых для познания политических явлений, позволяет сделать вывод: во-первых, не существует какого-либо метода или группы методов, способных в ходе своего применения дать адекватную и единственно верную картину политической реальности — она формируется в результате взаимодействия, дополнения различных методов и исследовательских процедур; во-вторых, не существует каких-либо присущих только политологии специфических средств познания — она активно использует все многообразие общенауч­ных и социальных методов познавательной деятельности.

^ 3. Соотношение политологам с другими гуманитарными науками

Предмет политологии — политика, которая традиционно изучается различными науками, — предопределяет характер ее отношений с другими отраслями знания. Политология активно использует методы и достижения других социальных наук.

32

Эволюция политического знания была тесно связана с разви­тием философии. Сегодня, когда произошло естественное дис­танцирование этих двух наук, философия по-прежнему играет важную методологическую функцию по отношению к полито­логии: именно в сфере философского анализа формируется общий взгляд на политику, понимание ее взаимосвязи с другими секторами общественной жизни, основные принципы анализа политики.

Политология активно использует материалы и достижения исторической науки, помогающие учитывать опыт и традиции, выявлять тенденции политических процессов и их последствия. На историческом материале осуществляется сравнительный ана­лиз различных политических систем, раскрываются их культур­но-исторические корни.

Экономическая теория помогает объяснить чрезвычайно важ­ный для политики и понимания ее природы вопрос о том, как формы движения товаров и услуг влияют на власть и государство.

Достижения психологии дают возможность представить внутреннюю, глубинную сторону политических процессов, по­нять мотивы и эмоциональную основу поведения человека в этой сфере. Особое значение имеет исследование механизмов массовых политических действий.

У социологии политология активно воспринимает методы изучения политической жизни, особенно тех событий и процес­сов в политике, которые происходят при участии больших масс людей. Достижения социологического знания влияют на техно­логию политики — тактику избирательной борьбы, методы про­паганды, способы управления массовым поведением.

Традиционно тесными были отношения политической науки и юриспруденции, очевидное взаимопроникновение этих ветвей знания определяется их общим предметом: и политическая, и юридическая науки сосредоточивают исследовательское внима­ние на государственно-правовых явлениях. У этих наук общая история и общие основатели. Дифференциация политической и правовой науки связана с постепенным обособлением, структу­рированием предметов изучения. Предмет политологии не огра­ничивается государственно-правовыми явлениями, а включает такие области и проблемы, как, например, лидерство, участие в политике, принятие политических решений и т.д., которые явно выходят за сферу правовой науки.

33

Юриспруденцию интересуют те политические отношения, которые осуществляются при участии государства и регулиру­ются правом. В сфере ее внимания находится структура полити­ческих, властных отношений, нормы и другие формы обеспече­ния их устойчивости. Политология обращена к изучению дина­мичной, изменчивой стороны этих отношений, несущей на себе отпечаток воздействия человеческого сознания, деятельности, культуры.

Политология представляет собой совокупность наук, отлича­ющихся друг от друга методами, подходами, способами исследо вания политической жизни, но объединяемых единством пред­мета, которым является или политика в целом, или отдельные ее \ стороны. В структуру политологии как достаточно развет­вленную систему знаний о политике входят следующие науки:

  • история политической мысли (история политических уче­
    ний). Она изучает этапы эволюции представления о политиче­
    ской жизни и ее компонентах (в первую очередь, государства и
    права), которые существовали в различные исторические эпохи;

  • политическая философия (философия политики). Часть
    политологии, которая изучает и осуществляет формирование
    категориального, понятийного аппарата политической науки,
    определяет принципы исследования и место политики в системе
    социальных отношений;

  • политическая социология. Наиболее разветвленная от
    расль политического знания, занятая изучением конкретных по­
    литических явлений и процессов, построенных на сборе, обоб­
    щении и анализе эмпирических данных. В настоящее время слу­
    жит рациональной базой реальной политики, используется для
    прогнозирования и принятия политических решений, при поста­
    новке задач и выборе тактики достижения политических целей;

  • политическая психология. Она изучает политическое по­
    ведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

  • политическая антропология. Ее объект — человек, в той
    или иной форме занимающийся политической деятельностью.
    Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту
    сферу социальной жизни, интересуется личностным измерением
    политических отношений, стремится установить «следы присут­
    ствия» человека в политике.

Предметом политологии является,политическая жизнь в целом, перед данной наукой стоит задача выявления ее основных

34

компонентов, закономерностей, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты политологии определяются задачами, стоящими перед исследователем — это те конкретные области политичес­кой жизни, которые им непосредственно изучаются:политичес­кие отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.





Скачать 12,59 Mb.
оставить комментарий
страница1/48
Н. И. Матузова
Дата28.09.2011
Размер12,59 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
плохо
  2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх