2009 год Всероссийская олимпиада школьников по литературе icon

2009 год Всероссийская олимпиада школьников по литературе


Смотрите также:
Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008 2009 уч год...
Страница из всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009 год...
2010 год Всероссийская олимпиада школьников по литературе...
Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008-09 учебный год...
Всероссийская олимпиада школьников по истории 2009/2010 год...
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская...
Место для шифра всероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 год...
Место для шифра всероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 год...
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011...
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011...
Место для шифра всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2010/2011 год...
Всероссийская олимпиада школьников 25 Участие в олимпиадах, конкурсах...



Загрузка...
скачать
2009 год

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный) этап

VII класс


Напишите отзыв на рассказ В. Солоухина «Мститель».


Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.

Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом.

Главное развлечение наше состояло в том, что на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали шарик — кто дальше. Эти шарики (а иной раз шла в дело и картошка) летают так высоко и далеко, что кто не видел, как они летают, тот не может себе представить. Иногда в синее небо взвивалось сразу несколько шариков. Они перегоняли один другого, все уменьшаясь и уменьшаясь, так что нельзя было уследить, чей шарик забрался выше всех или шлепнулся дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. Значит, вместо того чтобы бросить свой комок земли в небо, он подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась: так бывало всегда, когда приходилось плакать. Не то чтобы нельзя было стерпеть боль. Насколько я помню, я никогда не плакал именно от физической боли. От нее можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навертывались слезы на мои глаза от самой маленькой обиды или несправедливости.

Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал. Наоборот, когда мальчишки не хотели принимать его в круговую лапту, я первый заступился, чтобы приняли. «На любака» мы с ним не дрались давным-давно. С тех пор как выяснилось, что я гораздо сильнее его, нас перестали стравливать. Что ж тут стравливать, когда все ясно! В последний раз мы дрались года два назад, пора бы об этом забыть. К тому же никто не держит обиды после драки «на любака». «Любак» и есть «любак» — добровольная и порядочная драка.

Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: по-прежнему все собирали картошку, наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы и в другой раз было неповадно.

Вскоре созрел план мести. Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку1. А там в лесу и набью морду. Просто и хорошо. То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?» Нет, я сзади бить не буду, я ему дам прямо в нос. Или отплатить тем же? Раз он меня сзади, — значит, и я его сзади. Только он нагнется за сухим сучком, а я как тресну по уху, чтобы загудело по всей голове. Он обернется, тут-то я ему и скажу: «Ну что, попался на узенькой дорожке?» А потом уж и в нос...

В урочный день и час, на большой перемене, я подошел к Витьке. Затаенное коварство не так-то просто скрыть неопытному мальчишке. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь теплинку? Обычно уговариваешься об этом мимоходом, никакого волнения быть не может. На этот раз я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали.

Витька посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосенки, покраснели.

  • Да уж... Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.

  • Что ты, я забыл давно! Просто пожгем теплинку. А то, если хочешь, палки будем обжигать, а потом разукрасим их. У меня ножичек острый, вчера кузнец наточил...

Между тем положение мое осложнилось. Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. А то после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

Ну ладно, тогда пойдем.

«Вот я тебе покажу «пойдем»!» — подумал я про себя. Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток, и как мне было больно, и как мне было обидно, и как я твердо решил ему отплатить. Я так все точно и живо вообразил, что спина опять заболела, как и тогда, а в горле опять остановился горький комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать, — значит, я накалился и готов к отмщению.

На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы еще больше оттопырилось, так и просило, чтобы я по нему стукнул что есть силы.

— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. Его глаза горели от возбуждения. — Шмель оттуда вылетел, я сам видел. Давай раскопаем? Может быть, там меду полно.

«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»

— Надо вырезать острые лопаточки, а ими и копать землю. Нож-то захватил?

Живо вдвоем мы вытесали себе по отличной лопаточке и стали рыть. Дерн тут был такой плотный, что мы сломали по одной лопаточке, потом вырезали новые, а потом уж добрались до мягкой земли. Однако никакого меда или даже шмелиного гнезда в норке не оказалось. Может быть, когда-нибудь здесь вправду водились шмели, только не теперь. А зачем лазил туда шмель, которого увидел Витька, так мы и не узнали.

На опушке леса в траве мы тотчас наткнулись на стаю рыжиков. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве. И хоть целый день грело солнце, они все равно были холодные, как лягушки. В большом рыжике в середке стояла чистая водичка, как все равно нарочно налили для красоты. Поджарить бы на прутике, да жаль соли нет. Вот бы славно поели!

— Айда за солью! — предложил Витька. — Далеко ли овраг перебежать. Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

«Айда за солью! — думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. — Только не думай, что все так и кончится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня не уйдешь».

Мы принесли соль и два куриных яйца.

— Теперь давай ямку копать.

В ямку мы положили яйца, засыпали их землей, и на этом месте стали разводить теплинку. От огня земля нагреется, яйца в ней превосходно испекутся. Останется только подержать их в золе около горячих углей, чтобы немного пропахли дымком для вкуса.

Сначала мы зажгли небольшую сосновую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички и горела так, словно гореть для нее большая радость, то есть даже ничего нет на свете лучше, чем сгореть в нашей теплинке. Она вроде бы даже не горела, а плясала, как девчонка в ярко-красном платьице. (Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку.)

На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и теплинка наша разгорелась ровным сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет, если даже не подкладывать в нее дров.

Тут мы принялись за рыжики. Когда Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, мне так и вспомнился тяжелый земляной катыш, которым он меня тогда огрел, и я подумал, не сейчас ли мне с ним расправиться, но решил, что всегда успеется, и стал насаживать свой рыжик. Рыжики шипели в огне, соль на них плавилась и вскипала пузырьками, даже что-то с шипением капало в костер — не то соль, не то грибной сок. А кончики прутьев дымились и обугливались. Мы съели все рыжики, но нам хотелось еще, так они были вкусны и душисты. Да и соль оставалась, не выбрасывать же ее! Пришлось снова идти по грибы.

Когда мы раскапывали яйца, из земли шел пар — настолько она прогрелась и пропарилась. Надо ли говорить, что яйца упеклись на славу. Мы съели с ними остатки соли. Никогда я не ел яиц вкуснее этих (конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумает, даром что уши торчат в разные стороны).

Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен... Что бы еще такое придумать, очень не хотелось сразу идти домой.

— Бежим на речку, — говорю я Витьке. — Помоемся там, а то вон как перемазались. Водички попьем холодненькой. Бежим?

Все под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка. Мы по колено заходим в светлую текучую воду, которая очень холодная теперь, в конце сентября, наклоняемся над водой и пьем ее большими вкусными глотками. Разве можно воду из колодца или из самоварного крана сравнить с этой прекрасной водой! Сквозь воду видно речное дно — камушки, травинки, песочек. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые.

Ну вот и попили и умылись. Делать больше нечего, надо идти домой. Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. Витька доверчиво идет впереди. Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

Что стоит? А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка — вечно он что-нибудь придумает. Придумал вот яйца стащить...

Ладно! Если он еще раз стукнет меня промежду лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! А теперь — ладно.

Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.


2009 год

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

^ II (муниципальный) этап

VIII класс


Напишите отзыв на рассказ Ю.Яковлева «Реликвия»


На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

— Здрасте!

Гости смотрели на хозяйку, а хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной компании придется браться за тряпку. Баба Настасья поджала губы и спросила:

— Чего надо-то?

Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах — он больше всех наследил, паршивец! — тут же отозвался:

— Реликвии есть?

Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:

— Старые газеты, что ли?

  • Старые газеты — это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня. — А нам нужны реликвии войны.

  • Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? — спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.

  • Нет у меня немецкой каски. И штыка нет,— призналась баба Настасья.

  • Она не воевала, — пояснил соседский мальчик Леня, который на правах соседа выступал как бы в роли посредника. — У нее муж воевал.

  • Может быть, красноармейская книжка, пробитая пулей, хранится? — спросил скуластый мальчик; судя по всему, он был в этой компании старшим.

  • Или пилотка со звездочкой? — сказала конопатенькая.

Баба Настасья покачала головой.

— Плохо, — сказал старший.

— Плохо, — подтвердил соседский Леня.

Ребята переглянулись, засопели, затоптались на месте, не зная, уходить или еще что-нибудь спросить. И тут девочка сказала:

  • Фото тоже годится.

  • Годится! — обрадованно подхватил Леня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какая-нибудь реликвия, пусть фото. И он, не дожидаясь ответа, посоветовал: — Баба Настасья, поищите за образами.

  • Нет у меня образов.

Что за неудачная бабка! И образов у нее нет.

— Когда нет образов — прячут за зеркалом! — не отступал Леня. — Зеркало у вас есть?

  • Зеркало есть. — Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек. — Ходите тут без дела, полы пачкаете!..

  • Мы не без дела,— обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, — мы собираем музей войны.

  • Великой Отечественной войны, — уточнил соседский Леня.

  • Такой поворот дела озадачил бабу Настасью. Она поднялась

соскамейки и оказалась очень крупной, широкой в кости, только спина у нее не до конца разгибалась, застыла в каком-то вечном поклоне.

  • Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, — сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. — Годится?

  • Что же он не прислал фото? — с тихим упреком отозвалась конопатенькая.

Баба Настасья не расслышала ее слов. Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом. И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.

Он покрутил странное письмо в руках и спросил:

  • А где конверт с марочкой? Потерян?

  • Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки? Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.

  • Не было тогда конвертов и марочек, — принял сторону бабы Настасьи соседский Леня.

Но остальные отнеслись к словам старухи с недоверием: потеряла, старая, а теперь выдумывает. Они были убеждены, что раз есть письмо, то был конверт и была марка. Опять наступило неловкое молчание.

И опять конопатенькая спросила:

— Муж был героем войны?

Бабе Настасье надоело любопытство гостей. Она заволновалась, вспыхнула. Сердитой скороговоркой произнесла:

  • Никаким он не был героем. Давайте сюда письмо!

  • Подождите, баба Настасья, — примирительно сказал Леня. — Надо ведь почитать письмо!

  • Надо почитать,— поддержали его остальные, и вся честная компания направилась к окну, где было светлее.

Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

— «Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо. Курево выдают своевременно. Но вместо махорки — табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь — никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем — не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

С фронтовым приветом твой муж Петр».

Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:

  • Нет, это не реликвия.

  • Понимаете, баба Настасья, не реликвия, — с сожалением сказал старший. — Все про табак, про портянки. А клятвы нет.

  • Какой клятвы? — глухо спросила баба Настасья.

  • «Умрем, но не отступим!» — как по писаному сказал старший.

Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят,

  • Не хотел он умирать, — сказала она.

  • Поэтому и не реликвия, — тихо сказала конопатенькая.

  • Может быть, реликвия, — сказал соседский Леня, стараясь удержать товарищей, но ребята потянулись к двери.

Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул его хозяйке несложенным.

Ребята ушли, в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость. Она тяжело опустилась на скамью и закрыла глаза. Может быть, задремала. Может быть, время прошло в забытьи. Но когда она открыла глаза, на дворе было уже темно. Баба Настасья встрепенулась, поднялась, зажгла свет. Она вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок, потому что знала письмо наизусть.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем. А бабы были усталые и свирепые. Один раз чуть не прибили хромого почтальона. «Ты, хромой черт, без писем не приходи в деревню!» И долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта — Настасьино.

На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем. И вот тогда они требовали от Настасьи:

— Читай письмо!

Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:

— «Здравствуй, жена моя Настасья!..»

И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или «Здравствуй, жена моя Ольга!». Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья были живы и здоровы. И не нравился им филичевый табак: «Куришь, куришь — никак не накуришься!» И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

  • У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом. Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:

  • Отвори!

  • Что тебе, соседка?

  • Дай почитать письмо.

Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне.

Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.

— Ты не расстраивайся из-за портянок. К зиме обязательно новые выдадут. Я знаю...

И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо — значит, он жив. Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и забытые впопыхах портянки... Но потом бабе Настасье показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.

Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают — то лекарственные травы, то колоски. Теперь они ищут реликвии. А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!» Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения. И теперь не бьют почтальонов, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.

Баба Настасья вздохнула. И аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился треугольник.

Потом ей стало душно, и она заковыляла к двери. Вышла на крыльцо. Было уже совсем темно. В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.

Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый запах. Он проникал внутрь, разливался по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло свою гнетущую тяжесть. Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.


2009 год

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

^ II (муниципальный) этап

IX класс


I. По данному фрагменту определите автора и его произведение (8 баллов).


а). Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

б). В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берёт. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию.

в). Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избирались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

г). Уже вед, братья, невесёлое время настало, уже пустыня войско прикрыла. Встала обида в войсках Дажь-Божьего внука, вступила девой на землю Троянову, восплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеская, растревожила времена обилия. Борьба князей с погаными кончилась, ибо сказал брат брату: «Это моё, и это моё же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».


II. Перед вами начала трёх басен, написанных на один известный сюжет разными русскими поэтами. Расположите отрывки в хронологическом порядке и предложите имена авторов (4 балла).

а). Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала…


б). Негде Во/рону унесть сыра часть случилось;

На/дерево с тем взлетел, кое полюбилось.

Оного Лисице захотелось вот поесть;

Для того, домочься б, вздумала такую лесть:

Воронову красоту, перья цвет почтивши,

И его вещбу еще также похваливши,

«Прямо, - говорила, - птицею почту тебя

Зевсовою впредки, буде глас твой для себя

И услышу песнь, доброт твоих достойну».


в). И птицы держатся людского ремесла.

Ворона сыру кус когда-то унесла

И на дуб села.

Села,

Да только лишь ни крошечки не съела.

Увидела Лиса во рту у ней кусок,

И думает она: «Я дам Вороне сок!

Хотя туда не вспряну,

Кусочек этот я достану,

Дуб сколько ни высок».


III. Герои перечисленных ниже произведений видят вещие сны или «сны в руку».

Назовите имена этих героев из следующих произведений: Д.И. Фонвизин «Недоросль»; А.С. Пушкин «Капитанская дочка»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; В.А. Жуковский «Светлана»; Н.В. Гоголь «Ревизор» (5 баллов).


^ IV. Соотнесите фамилии композиторов с названиями опер, написанных по известным литературным произведениям (5 баллов).


а) Н.А. Бородин

б) П.И. Чайковский

в) Н.С. Римский-Корсаков

г) М.П. Мусорский

д) М.И. Глинка

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Князь Игорь»

г) «Евгений Онегин»

д) «Борис Годунов»


^ V. Назовите чин (звание) литературного персонажа (7 баллов).

а). А.С. Грибоедов «Горе от ума»: Скалозуб, Кузьма Петрович, Молчалин;

б). А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Самсон Вырин;

в). Н.В. Гоголь «Шинель»: Башмачкин;

г). Н.В. Гоголь «Ревизор»: Хлестаков, Шпекин.


VI. Напишите теоретико-литературную статью «Элегия» для «Словаря юного литературоведа» (определение, жанровые особенности, признаки, особенности сюжетно-композиционной организации и художественного языка) (10 баллов).


VII. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Какую книгу из современной российской (зарубежной) прозы ты бы посоветовал для чтения своим друзьям и почему?» Не забудьте аргументировать своё мнение (10 баллов).


^ Ответы


IX класс


Задание I. (8 баллов)

а) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

б) А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

в) «Повесть Временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева)

г) «Слово о полку Игореве» (в переводе Д.С. Лихачева)


^ Задание II. (5 баллов: 2 балла – хронологический порядок, 3 балла – авторы басен)

Хронологический порядок: б); в); а).

Авторы: И.А. Крылов; В.К. Тредиаковский; А.П. Сумароков.


^ Задание III. (5 баллов)

Д.И. Фонвизин «Недоросль» - Простаков.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - Гринев.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - Татьяна.

В.И. Жуковский «Светлана» - Светлана.

Н.В. Гоголь «Ревизор» - городничий.


^ Задание IV. (5 баллов)

а-в; б-г; в-б; г-д; д-а


Задание V. (7 баллов)

а). А.С. Грибоедов «Горе от ума»: Скалозуб – полковник; Кузьма Петрович – камергер; Молчалин – коллежский асессор.

б). А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Самсон Вырин – коллежский регистратор.

в). Н.В. Гоголь «Шинель»: Башмачкин – титулярный советник.

г). Н.В. Гоголь «Ревизор»: Хлестаков – коллежский регистратор; Шпекин – надворный советник.


^ Задание VI. (10 баллов)


Задание VII. (10 баллов)


Максимальная сумма баллов – 50.


2009 год

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный) этап

X класс

Задание 1. По данному фрагменту определите автора и его произведение.


А

Почему же простая, низкая природа, является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее всё течёт и движется вокруг тебя? И почему та же самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он так же был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Всё равно как вид в природе: как он ни великолепен, а всё недостаёт чего-то, если нет на небе солнца.

Б

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину… Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.

В

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, тёплый день.

Г

Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их


8 баллов


Задание 2. Назовите писателей, с жизнью и деятельностью которых связаны следующие географические названия:

- пензенское имение Тарханы;

- город Симбирск;

- имение Спасское-Лутовиново;

- село Михайловское под Псковом;

- деревня Мишанинская Архангелогородской губернии;

- местечко Большие Сорочинцы Полтавской губернии.


6 баллов


Задание 3. В ячейках таблицы, расположенной ниже, размещены следующие сведения: А – автор, Б – название, В – фрагмент текста, Г – один из героев, Д – наименование издания, в котором впервые было опубликовано произведение или отрывок из него. В каждой из строк таблицы есть фактические ошибки (не более двух ошибок в строке). Найдите ячейки с фактическими ошибками.

При ответе укажите номер строки и буквенный индекс ячейки с ошибкой, например: 1 А (это означает, что в ячейке А первой строки неверно указан автор приведённого фрагмента).


№ строки

Буквенные индексы ячеек

А

Б

В

Г

Д



И.С. Тургенев

«Обыкновенная история»

«О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху, как знают о какой-нибудь заразе, которая не обнаружилась, но глухо где-то таится в народе. От этого будущее представлялось ему в радужном свете. Его что-то манило вдаль, но что именно – он не знал. Там мелькали обольстительные призраки, но он не мог разглядеть их; слышались смешанные звуки – то голос славы, то любви: всё это приводило его в сладкий трепет».

Александр Адуев

«Атеней»



Н.В. Гоголь

«Миргород»

«Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье? В собственном эхе слышит уже грусть и пустыню и дико внемлет ему. Не так ли резвые други бурной и вольной юности, поодиночке, один за другим, теряются по свету и оставляют, наконец, одного старинного брата их? Скучно оставленному! И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».

Солопий Черевик

«Северные цветы»


8 баллов


Задание 4. Объясните смысл следующих историко-культурных реалий: «Полярная звезда», «Северная пчела», «Современник», «Арзамас», «Колокол», «Отечественные записки».

6 баллов


Задание 5. В конце своей пародии, посвящённой одному из стихотворений А.А. Фета, автор написал: «Утром только я узнала, / Что от счастья лес уж плачет, / И к тебе я прибежала, / Чтоб спросить, что это значит». Назовите пародиста и стихотворение А.А. Фета, которое высмеивается в пародии с такой концовкой.

2 балла


Задание 6. Напишите теоретико-литературную статью «Комедия» для «Словаря юного литературоведа» (определение, жанровые признаки, особенности сюжетно-композиционной организации и художественного языка). Приведите примеры.

10 баллов

Задание 7. Напишите небольшую творческую работу на следующую тему: «Какое произведение русской литературы вы предложили бы для телеверсии (художественного фильма) и почему?» Не забудьте обосновать свою точку зрения.

10 баллов

Ответы

Задание 1.

А. Н.В. Гоголь «Портрет».

Б. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

В. И.А. Гончаров «Обломов».

^ Г. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Задание 2. Пензенское имение Тарханы – М.Ю. Лермонтов; город Симбирск - И.А. Гончаров; имение Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев; село Михайловское под Псковом – А.С. Пушкин; деревня Мишанинская Архангелогородской губернии – М.В. Ломоносов; местечко Большие Сорочинцы Полтавской губернии – Н.В. Гоголь.

Задание 3.

1 А, Д. Первая фактическая ошибка допущена в указании фамилии автора фрагмента (буквенный индекс ячейки - А): автором романа «Обыкновенная история» является И.А. Гончаров, а не И.С. Тургенев. Вторая фактическая ошибка допущена в названии журнала (буквенный индекс ячейки – Д): в строке приведено название «Атеней», на самом деле роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» был впервые опубликован в мартовском и апрельском номерах журнала «Современник» за 1847 год. Что касается журнала «Атеней», то он тоже так или иначе связан с именем И.А. Гончарова: в 1858 году И.А. Гончаров закончил роман «Обломов», и тогда же отрывок из этого романа был опубликован именно в этом журнале.

2 Б, Д. Первая фактическая ошибка допущена в названии цикла повестей, которому принадлежит фрагмент (буквенный индекс ячейки – Б): приведённый в задании текст взят из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» и является окончанием повести «Сорочинская ярмарка». Вторая фактическая ошибка допущена в указании названия журнала (буквенный индекс ячейки – Д). Как известно, повесть «Сорочинская ярмарка» была впервые напечатана в 1832 году во второй книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а не в журнале «Северные цветы».

Задание 4.

«Полярная звезда» - литературный альманах (1823 – 1825), издававшийся в Петербурге А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым; в альманахе печатали свои произведения Пушкин, Грибоедов, Крылов, Баратынский. Под тем же названием в Лондоне издавали литературный альманах А.И. Герцен и Н.П. Огарёв (1855 – 1868).

«Северная пчела» - литературная газета, которая выходила в Петербурге (1825 – 1864). Основана Ф.В. Булгариным, вела полемику с «Литературной газетой» А.С. Пушкина и А.А. Дельвига.

«Современник» - литературный журнал, издававшийся А.С. Пушкиным в 1836 году в Петербурге (после смерти поэта журналом руководил П.А. Плетнёв); в 1847 году «Современник» перешёл к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В журнале были впервые опубликованы многие произведения Пушкина, Вяземского, Тютчева, Гоголя, Баратынского, Кольцова.

«Арзамас» - литературный кружок в Петербурге (1815 – 1818), членами которого были В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.Л. Пушкин, А.И. Тургенев и др. Литературная деятельность «арзамасцев» была во многом направлена против литературного общества «Беседы любителей русского слова» (1811 – 1816).

«Колокол» - газета А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Издавалась в Лондоне (1857 – 1867). В газете были опубликованы многие статьи А.И. Герцена, отрывки из романа «Былое и думы», стихи М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.

«Отечественные записки» - «учёно-литературный» ежемесячный журнал. Выходил в Петербурге (в 1839 – 1867 – под руководством А.А. Краевского, с 1868 – под руководством Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина). В журнале были опубликованы многие произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.

Задание 5.

Д.Д. Минаев высмеивает стихотворение А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…».


2009 год

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

^ II (муниципальный) этап

XI класс

Задание 1. По данному фрагменту определите автора и его произведение.


А

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвратясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Б

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их окружит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!...

В

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь,

Иди и гибни безупречно –

Умрёшь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Г

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

8 баллов


Задание 2. Назовите писателей, с жизнью и деятельностью которых связаны следующие географические названия:

- город Таганрог;

- село Овстуг Орловской губернии;

- деревня Новоселки под Мценском;

- город Симбирск;

- имение Спасское-Лутовиново;

- село Спас-Угол Тверской губернии

6 баллов


Задание 3. В ячейках таблицы, расположенной ниже, размещены следующие сведения: А – автор, Б – название, В – фрагмент текста, Г – один из героев, Д – наименование журнала, в котором впервые было опубликовано произведение. В каждой из строк таблицы есть фактические ошибки (не более двух ошибок в строке). Найдите ячейки с фактическими ошибками.

При ответе укажите номер строки и буквенный индекс ячейки с ошибкой, например: 1 А (это означает, что в ячейке А первой строки неверно указан автор приведённого фрагмента).



№ строки

Буквенные индексы ячеек

А

Б

В

Г

Д



А.П. Чехов

«Смерть Ивана Ильича»

«Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, на­гнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чи­хают и мужики, и полицей­мейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чиха­ют».

Червяков

«Сатирикон»



И.А. Бунин

«Белый пудель»

«Между тем виновник этой суматохи, ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны. Взрослые засуетились вокруг него…»

Ромашов

«Юный читатель»


8 баллов


Задание 4. С какими литературными направлениями связаны приведённые ниже имена и историко-культурные реалии?

«Цех поэтов», Н. Асеев, В. Хлебников, «Золотое руно», Г. Иванов, Д. Бурлюк, А. Белый, «Гилея», В. Каменский, З. Гиппиус, «Скорпион», «Весы», «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу».

Свой ответ зафиксируйте в таблице следующей структуры:

Имена и историко-культурные реалии

Литературное направление







В первую колонку запишите приведённые выше имена и / или историко-культурные реалии, а во вторую – соответствующее им литературное направление.

6 баллов


Задание 5. В своей сатире, посвящённой одному литературному произведению, пародист Д.Д. Минаев так высмеивает двух его героев: «А что за нравственность! О боги! / Он перед Фенечкой в тревоге, / Как гимназист, дрожит» и «И даже, – дерзость ведь какая, – / Гостеприимства прав не зная, / Однажды Феню обнимая, / В саду поцеловал». Назовите автора, произведение и героев, которых высмеивает Д.Д. Минаев.

2 балла


Задание 6. Напишите теоретико-литературную статью «Комедия» для «Словаря юного литературоведа» (определение, жанровые признаки, особенности сюжетно-композиционной организации и художественного языка). Приведите примеры.

10 баллов

Задание 7. В одном из интервью автор современных художественных произведений Валерия Нарбикова отметила, что «современный диалог – это почти всегда беседа в вакууме». Напишите небольшую творческую работу, выразив своё согласие или несогласие с этой точкой зрения. Не забудьте обосновать собственное мнение.

10 баллов

Ответы

Задание 1.

А. А.С. Пушкин «Вновь я посетил…».

Б. Ф.И. Тютчев «Silentium».

В. Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин».

^ Г. М.Ю. Лермонтов «Дума».

Задание 2. город Таганрог - А.П. Чехов, село Овстуг Орловской губернии - Ф.И. Тютчев, деревня Новоселки под Мценском – А.А. Фет, город Симбирск - И.А. Гончаров, имение Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев, село Спас-Угол Тверской губернии - М.Е. Салтыков-Щедрин.

Задание 3.

1 Б, Д. Первая фактическая ошибка допущена в названии произведения (буквенный индекс ячейки - Б): в строке приведён отрывок из рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника», а «Смерть Ивана Ильича» - повесть Л.Н. Толстого. Вторая фактическая ошибка допущена в названии журнала (буквенный индекс ячейки – Д): в строке приведено название «Сатирикон», на самом деле рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» был впервые опубликован 2 июля 1883 года в журнале «Осколки» (№ 27), затем с незначительной стилистической правкой рассказ печатался в сборнике «Пёстрые рассказы», позже – вошёл в собрание сочинений писателя.

2 А, Г. Первая фактическая ошибка допущена в указании фамилии автора фрагмента (буквенный индекс ячейки – А): автором рассказа «Белый пудель» является А.И. Куприн, а не И.А. Бунин. Вторая фактическая ошибка допущена в указании героя произведения (буквенный индекс ячейки – Г): в приведённом фрагменте речь идёт об одном из героев рассказа «Белый пудель» - барине Николае Аполлоновиче, «мальчике лет восьми или десяти». В ячейке же назван главный герой повести А.И. Куприна «Поединок» - подпоручик Ромашов.

Задание 4.

Имена и историко-культурные реалии

Литературное направление

З. Гиппиус, А. Белый

«Скорпион», «Золотое руно», «Весы»

символизм

Г. Иванов

«Цех поэтов»

акмеизм

В. Хлебников, Д. Бурлюк, Н. Асеев

«Садок судей», «Гилея»,

«Пощёчина общественному вкусу»

футуризм


Задание 5.

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров.



1 Теплинка – небольшой костер.







Скачать 289,74 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер289,74 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх