Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой icon

Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс Для специальности 030602 «Связи с общественностью» Москва...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
скачать
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра философии


Одобрено УМС факультета социальных технологий

Протокол №___________

«______»________________2011___ г.

Председатель________________________


РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ


Учебно-методический комплекс


для специальности 030602 - «Связи с общественностью»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление РГТЭУ Протокол №____________

«____»__________________20___ г. «____»___________20___ г.

______________________________ Зав. кафедрой___________


Москва 2011


Автор-составитель:

доктор философских наук, профессор Лощилин А.Н.


Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение..................................................................................................5

  2. Цели и задачи дисциплины………………………………...……..…..7

  3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины...…..........8

  4. Инновационные технологии, используемые в преподавании

курса «Религиоведение»……………………………………..…….….8

  1. Объем дисциплины………………………………….............................9

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………..…..….….10

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Очная форма обучения…………………………………….…..…11

6. Содержание курса..................................................................................12

7.Темы семинарских занятий………………………………………...….29

8.Задания для самостоятельной работы студентов………..………...245

9.Темы рефератов и методические указания ………………...……...246

по их выполнению.......................................................................... 246

  1. Вопросы для подготовки к зачету.....................................................247

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................250

11.1. Литература…………………………………………………….....250

11.2. Методическое обеспечение дисциплины……............................257

11.3. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………….257








  1. ВВЕДЕНИЕ


Комплексная учебная дисциплина Религиоведение вклю­чает в себя ряд разделов, из которых наиболее значимыми явля­ются: история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии. Научный анализ, объективность, историзм, опора на реальные факты, применение диалектического подхода к изучению феномена религии. Основные принципы и специфические методы исследования. Религия представляет собой один из важней­ших пластов культуры, без знания которого невозможно претендовать на звание культурного и образованного человека. Программа курса адресована студентам, выбравшим специальность «Связи с обществен­ностью» и излагает тот общий объём знаний, с которым должны быть знакомы студенты после прослушивания соответствующего лекцион­ного курса, работы на семинарских занятиях и чтения рекомендован­ной литературы.

Религии занимает значительное место в жизни об­щества, во многом определяя лицо культуры, её ценности, сам ход ис­тории. Не случайно программа курса уделяет большое внимание этическим аспектам древних, национальных и мировых религий и их влиянию на жизнь человека и общества.

Многонациональность и поликонфессиональность народов Российской Федерации ставят перед преподавателями религиоведения одну из важ­нейших и актуальных задач - формирование у студентов этнической и конфессиональной толерантности, формирование способности пони­мать культуру других народов, как и собственное духовное наследие. Эта способность особо актуальна в настоящее время.

В современную эпоху глобализации представляется акту­альным рассмотрение тенденции усиления взаимосвязей между раз­личными религиями, как в плане экуменического движения, так и формирования всемирных религиозных сект. Важным является анализ фено­мена религиозного ренессанса в мусульманских странах и России; понятия, природы и последствий этнорелигиозных конфликтов. При этом важно изучать то общее, что есть у всех религий и то, что от­личает одну конфессию от другой.

Собственно лекционный курс может строиться преподавате­лем по разным методическим схемам. Творческий подход лектора к изложению материала может выражаться как в отборе рассматривае­мых в лекциях проблем, так и в использовании фактических данных из разных регионов мира. Программа ориентирует на обеспечение диа­лектического единства религиоведения и смежных дисциплин, комплексного подхода к изучению курса. Оптимальным вариантом пред­ставляется сочетание историко-хронологического и культурно-географического подходов, базирующемся на системном подходе к изучению религиозных конфессий регионов.

Предполагается, что теоретические знания и практические на­выки будут даны на основе данной программы суммой трех дидакти­ческих форм: лекциями, семинарами, самостоятельным изучением рекомендуемой литературы и просмотра документальных фильмов.

Данный курс учит совмещать толерантность с принципиально­стью. Похоже, что этот урок сегодня нужнее всего. Для эпохи великой смены культурных канонов - а такова наша эпоха - это защита от экс­цессов.

Учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендо­ванная литература, тематика рефератов и примерные вопросы к зачету и экзамену по курсу «Религиоведение» составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионально­го образования.

К каждой теме с целью более эффективного проведения семи­нарских занятий и зачетов прилагаются: методические рекомендации, список учебной, исследователь­ской и справочной литературы по курсу и контрольные вопросы по каждой теме.

Контрольные вопросы и задания предполагают понимание и сознательное воспроизведение информации, умение обобщать и оце­нивать научные данные.

Цель религиоведения - серьёзный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, её места в об­ществе, истории, культуре, её объективной роли на протяжении тыся­челетий и в современном мире.

Задачи религиоведения: сбор информации о религии как объекте исследования; систематическая интерпретация собранного материала с целью выявления его значения; объяснение сущности и происхождения религии; исследование её влияния на другие сферы общественной жизни, на сознание и поведение человека, описание различных религий, их сопоставление и классификация1.



  1. ^ Цели и задачи дисциплины


Студенты должны овладеть знаниями в области религиоведения и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и обращенности к духовным ценностям человеческой личности.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе религии, отношении ее к мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии религиоведческих концепций, основных этапах, специфике философских учений. Показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности.

Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.

Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов научного познания. Привить студентам навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности.

Дисциплина «Религиоведение» закладывает мировоззренческие основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем религиоведение предполагает умение студента осуществлять рефлексию, анализировать обобщенную научную и религиозную куртины мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий. Поэтому изучению религиоведения должны предшествовать такие дисциплины как «Логика», «История», «Современные концепции естествознания», «Теология», «Философия религии», «Психология религии», «Социология религии».

Рекомендуется изучение курса «Релиоведение» на 2 или 3 курсах при очной форме обучения.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент должен знать историю становления религиоведения, так как смысл и значение религиоведческих проблем раскрывается полностью в генезисе их исторического развития; уметь вычленять логику становления различных конфессий и их влияние на социально-духовные процессы в обществе; понимать смысл религии как квинтэссенции духовной жизни мыслящего человечества; знать особенности культа и обрядности современных религий, понимать смысл их мировоззренческих функции; знать основные концепции бытия, социальной структуры и динамики общества; развития человеческой личности и пути ее спасения.

Студент должен владеть навыками культуры философского, культурологического и религиоведческого мышления, целенаправленно использовать богатый арсенал философских методов и процедур научно-теоретической деятельности; уметь производить конкретно-исторический анализ социальных процессов; решать свои непосредственные профессиональные задачи с учетом концепций самоценности человеческой личности; видеть перспективу развития человечества и пути разрешения конфликтных ситуаций.


  1. ^ Инновационные технологии, используемые

в преподавании курса « Религиоведения».


При изучении курса преподаватели широко используют инновационные технологии. Среди них пользуются большой популярностью такие формы, как выделение оппонентов выступающим студентам – метод учебной работы, вырабатывающий у оппонентов способность критической оценки выступления студента, а у выступающего навыки четкого формулирования ответов на критические замечания. Данный метод способствует выработке у студентов полемических навыков. Эта форма работы будет использоваться при назначении выступающих на семинарских занятиях с докладами (планируется эта форма занятий в тех случаях, когда преподаватель поручает студенту выступит с

докладом по сложной теме семинарского занятия); проведение

«круглых столов» по религиоведческим проблемам, наиболее созвучным нашему времени. Это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных философских вопросов (Тема 1, 8). Для проведения « круглых столов» по некоторым темам: «Структура современных религий», «Возникновение религии», «Диалог и сотрудничество верующих и неверующих – основа формирования светского характера Российского государства»;

вхождения в дух эпохи – метод культурологического моделирования той эпохи, в которой то или иное религиозное направление. Этот метод рекомендуется использовать при изучении тем: «Христианство», «Ислам»;

дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свою оценку основных направлений с точки зрения отнесения их к софийному, эпистемному образу религиоведения. Эта форма работы наиболее эффективна при изучении темы «Исторические типы религиоведения», «Возникновение христианства»;

создание кроссвордов, способствующих лучшему освоению религиоведческого глоссария; подчеркивание гуманистической направленности религиоведческой мысли;

«деловые игры» - метод имитации, когда студенты делятся на две подгруппы с исходными заданиями по отстаиванию своей философской или мировоззренческой позиции. Эта форма работы рекомендуется при изучении тем: «Православие», «Нетрадиционные религии»;

тестирование - контроль знаний с помощью тестов. Эта форма контроля рекомендуется по всем темам курса.



  1. Объем дисциплины


^ 5.1.Объем дисциплины и виды учебной работы






Вмды учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная






№№ семестров

4






Аудиторные занятия

68






Лекции

34






Практические и

семинарские занятия

34







Самостоятльная работа


82







Всего часов


150






Виды итогового контроля

Зачет

4 семестр















^ 5.2 Распределение часов по темам и и видам учебной работы

Очная форма обучения



№ п/п пп

Наименование темы

Количество часов

Всего часов







Лекции

Семинары

Само­стоя­тельная работа




1.

Религиоведение: предмет, круг проблем и их специфика

1

1

4

4

2.

Религия как социокультурный феномен

1

1

4

4

3.

Классификация религий

2

2

4

8

4.

Происхождение и эволюция религии

2

2

4

8

5.

Славянское язычество

2

2

4

8

6.

Религии древнего Средизем­номорья

2

2

8

8

7.

Религиозные системы Восто­ка

2

2

4

8

8.

Буддизм - первая мировая религия

2

2

8

8

9.

Авраамические религии: иу­даизм, христианство и ислам.

14

14

28

56

10.

Религиозные организации не­традиционного культа в Рос­сии

2

2

6

8

11.

Религия и современность


2

2

4

8

12.

Этнические и этнорелигиозные конфликты в современном мире


40

40

76

156


2

40

40

76

156




2



4



8






















Итого:

34



34




82



150




  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Религиоведение: предмет, круг проблем и их специфика

Религиоведение как область научного знания. Специфика предмета религиоведения. Основные подходы к изучению религии: теологический, философский и научный. История религиоведческих концепций. Религиоведение как наука - комплекс научных дисцип­лин, изучающих религию как составную часть культуры человечества. Предмет исследования: религиозная картина мира, религиозное соз­нание, поведение, взаимодействие религии с другими сферами жизни. Методы, принципы и категории в религиоведческом познании.

^ Тема 2. Религия как социокультурный феномен

Определение понятия «религия». Наиболее распространённые в религиоведческой литературе определения религии. Вера, чувства, разум. Религия, мистика, мифология: их соотношение. Мистика как первая отрасль духовной культуры. Мистика в широком и специальном смыслах. Самоопределение мистики. Древние мистические культы. Мистика и религия. Происхождение термина «религия». Истоки изу­чения религии. Теории происхождения религии. Общая схема генезиса религии: осознание смертности - страх смерти - захоронение сороди­чей - священное (предки, души, безличная сила, Бог, тотемы, фетиши) - почитание - вера - культ. Истоки. Структура современных религий. Религиозное сознание: религиозная психология и религиозная идеоло­гия (теология, или богословие). Религиозная потребность как часть религиозного сознания. Динамика религиозных убеждений. Основные модели, относящиеся к внутреннему миру верующего. Модели генези­са всеобщих религиозных идеалов. Религиозная деятельность (культо­вая и внекультовая, духовная и практическая). Религиозный культ. Предмет культа. Субъект культа. Способы отправления культа. Сред­ства и функции культа. Религиозные отношения (внутрицерковные, межцерковные и внецерковные). Религиозные организации (церкви, секты, деноминации и др.), их функции. Религиозный опыт. Религиоз­ное поведение.

Религия и богословие. Система обоснования и защиты ре­лигиозных учений о Боге. Специфика получения религиозного знания: понятие откровения. Специфика обоснования религиозного знания: священные тексты, ритуалы. Предмет и содержание теологии. Уровни религиозного сознания: религиозная идеология как система учений о Боге, мире, человеке. Теология (богословие) - центральная часть религиозной идеологии. Основные теологические дисциплины: Апо­логетика; Догматика; Экзегетика, Гомилетика, Литургия. Трансляция религиозного знания и его кумулятивность. Специфика динамики ре­лигиозного знания; механизм толкования.

Социологический аспект религии. Религия в системе культу­ры. Основные функции религии. Изменение функций религии в про­цессе исторического развития. Место религиозных ценностей в обще­ственном сознании. Религия и политика. Религия и экономика. Наука и религия. Религия и экология. Искусство и религия. Философия и рели­гия. Право и религия. Мораль и религия.

Корни религии: социальные, исторические, гносеологические и психологические

Эзотерическая культура как специфическая форма религиоз­ного знания. Специфика эзотерической культуры по отношению к религии: специфичность идеи спасения в эзотерике. Специфика дина­мики эзотерического «знания».


^ Тема 3. Классификация религий


Основные критерии типологии религии в религиоведении: теологические (конфессиональные) объяснения (Э. Трёльч, П. А. Фло­ренский, П. Л. Бергер); философские и социологические интер­претации (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Э. Дюркгейм.); биологические и психологические концепции (У. Джеймс, Л. Леви-Брюль, Г. Юнг, Фромм; этнологическиский подход (Б. Мали­новский).

Типология религий: 1) по характеру верований: анимизм, то­темизм, теизм (в рамках которого различают монотеизм и политеизм), нетеистические религии; 2) по характеру общности, исповедующей религию: а) «племенные», «общинные», «этнические» (разнообразие названий связано с типами общностей - носителей религии); б) древ­ние государственные религии или религии древних цивилизаций (их называют также «народостно-национальными» или «национальны­ми»); в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам); 3) по крите­рию принадлежности к определённой культурной традиции, общности культурных истоков: ближневосточные и авраамические (иудаизм, христианство и ислам); 4) по степени дифференциации религиозных

символов : примитивные, исторические, современные религии. Рели­гии Юго-Восточной Азии - религии, порождённые индийской цивили­зацией, индуизм, джайнизм, сикхизм. Дальневосточные религии: кон­фуцианство, даосизм и синтоизм; г) типология Роберта Белла: при­митивные религии, архаическая религия, историческая религия, ран­неклассовая религия, современная религия.


^ Тема 4. Происхождение и эволюция религии


Основные версии религиозного периода человечества. Рели­гиозная вера и палеолитическое человечество. Гипотеза «дорелигиоз-ного периода».

Природа и сущность религии. Религия как стремление челове­ка и общества к непосредственной связи с абсолютом. Эгоцентриче­ские, социоцентрические и космоцентрические религии. Проблема места и времени происхождения религии. Проблема многообразия и единства исторических форм религии: феноменологический и истори­ческий способы ее изучения. Проблема систематизации религий. Тео­рия прамонотеизма. Взгляды Венской школы этнографии. В. Шмидт. Эволюция религии. Племенные культы, национально-государственные религии, мировые религии.

Ранние исторические формы религии. Тотемизм. Виды тоте­мизма. Фетишизм. Эволюция фетишизма. Магия. Классификация ма­гии. Магия в современном мире. Мантика. Анимизм. Аниматизм. Культ предков. Земледельческий культ. Шаманизм. Мировое древо. Религиозные верования в период перехода к классовому обществу. Монотеизм. Политеизм.

Проблема периодизации глобальной истории религии и огра­ниченность эволюционного подхода к исследованию религии. Развитие феноменологического и герменевтического подходов к изучению рели­гии.


^ Тема 5. Славянское язычество.


Славянская мифология и религия. Предмет мифологии: языче­ские божества с высокой степенью типизации их функций: мифологи­ческие персонажи, приближающиеся к уровню божеств, мифологизи­рованные абстракции: демонологические персонажи. Источники по славянской мифологии: памятники средневековой письменности: фольклор; археология; топонимические данные, языковые данные.

Языческие божества славян. Различная степень достоверности сведе­ний по языческим божествам разных славянских народов. Языческие капища балтийских славян (регион Эльба - Одер, остров Рюген и др.), письменные памятники. Сведения Яна Длугоща об языческих богах поляков. Источники о религиозных верованиях чехов и южных славян. История восточных славян в «Учебнике русской истории» М. Остро­горского. Языческая религия славян в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Обряды славян в «Истории России с древ­нейших времен» С.М Соловьева. Язычество Древней Руси. Древнерус­ский политеизм. «Речь философа», помещенная Нестором в «Повести временных лет» о двух главных этапах генезиса язычества. «Слово святого Григория» о трех основных этапах в истории язычества, ре­форме князя Владимира (980 г.): утверждение княжеского пантеона богов. Боги, не вошедшие в пантеон Владимира. Языческие идолы. Збручский идол. Капища. Жреческое сословие. Судьба язычества по­сле принятия христианства. Образование «двоеверия». Две тенденции в этом процессе: 1) низведение языческих богов до уровня демоноло­гических персонажей («нечистая сила»); 2) перекодировка языческих персонажей в христианском контексте. Основные черты мифологиче­ских рассказов. Жанровые разновидности. Черты языческих демонов в христианских персонажах. Мифологические персонажи в системе ка­лендарных обрядов. Морфологическое единство календарного обрядо­вого цикла. Персонифицированное воплощение обрядов. Язычество в православии.


^ Тема 6. Религии древнего Средиземноморья

Верования и культы в Древнем Египте.

Объединение Египта под властью Верхнеегипетского царства. Сложение египетской языко­вой общности и основных элементов общеегипетской культуры. Появ­ление иероглифической письменности и ее отличие от месопотамской письменной системы. Погребальный культ и его значение для культу­ры Египта. Формирование местных мифологических систем.

"Мемфисский богословский трактат" и его роль для египетской культуры. Введение обряда постоянных жертвоприношений умершим. Усиление культа Ра, начало его общегосударственного почитания и связанные с этим идеологические перемены.

Падение Древнего царства. Отражение духовного кризиса общест­ва в литературе: "Беседа человека со своей душой".

Переходный период (VII - X дин.) - время глубокого кризиса всех традиционных форм жизни. Соперничество между фиванским и герак-леопольскими номами. Усиление фиванского нома, превращение Фив в столицу государства и крупнейший культовый центр. Культ Амона и его роль в объединении страны.

Связь культа Осириса с культом мертвых. Правление Аменхотепа IV (Эхнатона), его религиозная реформа и ее последствия и значение для Египта. Преемники Эхнатона и восстановление традиционных культов.






оставить комментарий
страница1/13
Дата05.11.2011
Размер3,94 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх