Примерная рабочая программа к курсу «Изобразительное искусство», 1-4 кл для умк «Школа России» icon

Примерная рабочая программа к курсу «Изобразительное искусство», 1-4 кл для умк «Школа России»


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» (начальная школа 1-4 класс)...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» (умк «Школа 2100») Класс 1 4...
Рабочая программа изобразительное искусство и художественный труд умк «Школа России»...
Рабочая учебная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе Программу...
Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство в 7б скк основного общего образования...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству умк «Школа 2000» разработчики: Яковенко...
Рабочая программа Предмет : изобразительное искусство. 1 класс. Программа...
Примерная рабочая программа к курсу «Окружающий мир»...
Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Рабочая программа «изобразительное искусство» 5-8-й классы...



скачать
Примерная рабочая программа

к курсу «Изобразительное искусство», 1-4 кл.


для УМК «Школа России»

Изобразительное искусство

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы

Б. М. Неменского (УМК «Школа России»)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.


^ Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

^ Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

^ Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

^ Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

^ Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

^ Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

^ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

^ Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

^ Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Содержание курса

1 класс

^ ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч)

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

^ Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассмат­ривать

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фраг­менты природы, животные: чем они похожи и чем отли­чаются друг от друга.
^ Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и поста­раться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

^ Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По­смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

^ Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се­бе»— рисунок или последовательность рисунков.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина­ет каждый цвет? Игровое изображение красочного мно­гоцветного коврика.

^ Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выра­жаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

^ Художники и зрители (обобщение темы)

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.


^ Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы­та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

^ Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас­сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту­ры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат­лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

^ Как, когда, для чего украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматрива­ем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.

^ Мастер Украшения помогает сделать праздник

Украшение комнаты. Изготовление праздничных но­вогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

^ Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (10 ч)

Дом для себя

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.

^ Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат­ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин­ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

^ Мастер Постройки помогает придумать город

«Сказочный город» — создание на бумаге образа го­рода для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

^ Все, что мы видим, имеет конструкцию

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструк­цию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на апплика­цию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геомет­рических форм, заранее заготовленных.

^ Все предметы можно построить

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цве­тов и игрушек.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе­ние дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

^ Город, где мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изобра­жение по впечатлению после экскурсии.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учат­ся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее пан­но «Наш город» или «Москва».


^ Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Цель темы — показать детям, что на самом деле на­ши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребята­ми, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

^ Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

Обобщением здесь является первый урок.

Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисо­вать его

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

^ Уроки любования. Умение видеть

Наблюдение живой природы . Создание коллективной компо­зиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

2 КЛАСС (34 ч)

Ты и искусство

Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понима­ния их связей с окружающей жизнью ребенка. Понима­ние языка и связей с жизнью выстроено в особой после­довательности.

Задача всех этих тем — введение ребят в мир искус­ства, эмоционально связанный с миром их личных наблю­дений, переживаний, раздумий.


^ Чем и как работают художники (8 ч)

Основная задача — знакомство с выразительными воз­можностями художественных материалов. Открытие свое­образия, красоты и характера материала.

Три основные краски создают многоцветье мира.

Основные и составные цвета. "Умение смешивать крас­ки. Изобразить цветы, заполняя крупными изображе­ниями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

^ Пять красок все богатство цвета и тона

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природ­ных стихий на больших листах бумаги крупными кистя­ми без предварительного рисунка: гроза, буря, изверже­ние вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.

^ Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

^ Выразительные возможности аппликации

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа груп­повая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).

^ Выразительные возможности графических материалов

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

^ Выразительность материалов для работы в объеме

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Выразительные возможности бумаги

Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнооб­разные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооруже­ние игровой площадки для вылепленных зверей (инди­видуально, группами, коллективно). Работа по воображе­нию.

^ Для художника любой материал может стать выра­зительным (обобщение темы)

Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графиче­ских материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.

Изображение ночного праздничного города с помо­щью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.

^ Реальность и фантазии (7ч)

Изображение и реальность

Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблю­дательным. Мастер Изображения учит видеть мир во­круг нас. Изображение животных, увиденных в зоопар­ке, в деревне, дома.

^ Изображение и фантазия

Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих жи­вотных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: дра­коны, кентавры.

^ Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изобра­жение паутинок с росой и веточками деревьев, снежи­нок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

^ Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украше­ния. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

^ Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).

^ Постройка и фантазия

Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.

^ Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.


^ О чем говорит искусство (11 ч)

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

^ Выражение характера изображаемых животных

Изображение животных веселых, стремительных, угро­жающих. Умение почувствовать и выразить в изображе­нии характер животного.

^ Выражение характера человека в изображении (муж­ской образ)

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможно­сти образных решений для всех последующих тем. Изо­бражение доброго и злого воина.

^ Выражение характера человека в изображении (жен­ский образ)

Изображение противоположных по характеру сказоч­ных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изо­бражают добрых персонажей, другие — злых.

^ Образ человека и его характер, выраженные в объеме

Создание в объеме образов с ярко выраженным харак­тером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

^ Изображение природы в разных состояниях

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.

^ Выражение характера человека через украшение

Украше­ние вырезанных из бумаги богатырских доспехов, ко­кошников заданной формы, воротников (индивидуально).

^ Выражение намерений через украшение

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пи­ратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.

^ Совместно Мастера Изображения, Украшения, По­стройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)

Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.

ми.

^ Как говорит искусство (8 ч)

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими явля­ются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

^ Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звон­кие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой крас­ками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображе­ние весенней земли (работа по памяти и впечатлению).

^ Линия как средство выражения: ритм линий

Изображение весенних ручьев.

Линия как средство выражения: характер линий

Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впе­чатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

^ Ритм пятен как средство выражения

Элементарные знания о композиции. От изменения по­ложения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение ле­тящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.

^ Пропорции выражают характер

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)

Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.


3 класс

^ ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.

В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.

^ Искусство в твоем доме (6ч.)

Твои игрушки

Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изго­товлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).

^ Мамин платок

Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чет­кое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки.

^ Твои книги

Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказ­ки или конструирование книжки-игрушки.

^ Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по расти­тельным мотивам). Возможно исполнение в технике грат­тажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

^ Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие ху­дожник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.

На обобщающем уроке можно организовать игру в ху­дожников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Пони­мание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобрази­тельного, декоративно-прикладного искусства, архитек­туры, дизайна, должно стать итогом урока и одновре­менно открытием.

^ Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, иду­щая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.

^ Памятники архитектуры наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).

^ Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в род­ном городе. Резные украшения сельских и городских де­ревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеива­ние в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».

^ Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже созда­ет художник. Образы фонарей: праздничный, торжест­венный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирова­ние формы фонаря из бумаги.

^ Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

При наличии дополнительного времени можно сде­лать групповые объемные макеты.

^ Транспорт в городе

В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бума­ги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

^ Что сделал художник на улицах моего города (села)

На этом уроке из отдельных работ соз­дается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Допол­няется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и жур­налистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

^ Художник и зрелище (10 ч)

По усмотрению педагога можно объединить большин­ство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декора­ции, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.

^ Театральные маски

Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.

Конструирование выразительных острохарактерных масок.

^ Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Деко­рации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

^ Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная ра­бота 2—4 человек).

^ Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таин­ственного зрелища. Изображение циркового представле­ния и его персонажей.

^ Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище.

Праздник в городе. Выполне­ние эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.

^ Художник и музей (8 ч)

Познакомившись с ролью художника в нашей повсе­дневной жизни, с разными прикладными формами ис­кусства, мы завершаем год темой об искусстве, произве­дения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петер­бурга, других городов России — хранители великих про­изведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и на­учиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская гале­рея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огром­ную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой куль­туры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей куль­туры.

^ Музеи в жизни города

Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Треть­яковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи род­ного города.

^ Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях

Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюр­морта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выра­женным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Изображение портре­та по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

^ В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульпту­ра. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

^ Исторические картины и картины бытового жанра

Знакомство с произведениями исторического и быто­вого жанров. Изображение по представлению историче­ского события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повсе­дневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).


^ Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Празд­ник искусств по своему собственному сценарию. Подве­дение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».


4 КЛАСС (34 ч)

^ КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Целью художественного воспитания и обучения ре­бенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выра­жает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на дру­гую — в этом основы своеобразия национальных куль­тур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур созда­ет богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший эле­мент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художествен­ную личность».

Художественные представления надо давать как зри­мые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не гото­вы к историческому мышлению, но им присуще стремле­ние к образному пониманию мира, соотносимому с со­знанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о кра­соте раскрывается в процессе сравнения родной приро­ды, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овла­дения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литератур­ные произведения, позволяющие создать целостное пред­ставление о культуре народа.

^ Истоки искусства твоего народа (8ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

^ Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду­ально-коллективная работа.

^ Задание на дом: найти изображения русской дерев­ни, ее построек.


Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические пред­ставления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличника­ми, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче­ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

^ Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «доб­рый молодец». В образе женской красоты всегда выража­ется способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внима­ние, что фигуры в детских работах должны быть в дви­жении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

^ Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные празд­ники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Празд­ник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обоб­щением материала темы.

^ Древние города твоей земли (7ч)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произо­шло от слов «городить», «огораживать» крепостной сте­ной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, пере­звоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, муд­рость их архитектурной организации.


^ Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных ба­шен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

^ Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу госу­дарства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменно­го храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

^ Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. За­вершение «постройки» древнего города. Возможный ва­риант: изображение древнерусского города.

^ Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дру­жины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похо­жи и непохожи между собой. Изображение разных ха­рактеров русских городов. Практическая работа или беседа.

^ Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерье­ры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подго­товка фона для следующего задания.

^ Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивиду­альные изображения пира.

Каждый народ — художник (11 ч)


Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, напри­мер, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание деть­ми того, что мир художественной жизни на Земле чрез­вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказоч­ного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

^ Каждая культура просматривается по четырем па­раметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представле­ний о счастье и красоте жизни.

^ Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — муж­ской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гар­моничным, спортивно развитым человеком — особен­ность Древней Греции. Изображение фигур олимпий­ских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архи­тектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделиро­вание из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, кото­рым греки поклонялись).

^ Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цве­тущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимо­но) с передачей характерных черт лица, прически, дви­жения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выпол­няются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

^ Образ художественной культуры средневековой За­падной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастер­ством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами из­учения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

^ Многообразие художественных культур в мире (обоб­щение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для за­крепления в сознании детей темы «Каждый народ — ху­дожник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

^ Искусство объединяет народы (8 ч)

Последняя тема завершает программу начальной шко­лы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу не­обходимо завершить основные линии осознания искус­ства ребенком.

Темы в течение года раскрывали богатство и разнооб­разие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней постро­ек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом много­образии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.

Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям приро­ды и истории.

^ Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспева­ния материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стре­мясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

^ Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душев­ной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

^ Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через ис­кусство художник выражает свое сочувствие страдаю­щим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуман­ным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

^ Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите­ратуры посвящены этой теме. Героическая тема в искус­стве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребен­ком).

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радо­сти детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше­ствиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих ра­бот учащихся.




Скачать 357,27 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер357,27 Kb.
ТипПримерная рабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх