Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского края» icon

Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского края»


Смотрите также:
Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского...
Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского...
Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского...
Программа оот краеведческой направленности «народные обряды и культурные традиции тверского...
Доклад к семинару «Национальные традиции»...
Контрольная работа по дисциплине Духовная культура русского населения Сибири тема: Народные...
Литература стр. 17...
Программа курса для 7 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края Краснодар...
Урок кубановедения тема «устное народное творчество»...
Программа Итогового установочного семинара «Инновационный подход к деятельности учреждений...
Рекрутская обрядность, как основа социального становления молодого поколения...
Александр Попов Полная история ислама и арабских завоеваний...



Загрузка...
скачать
ПРОГРАММА ООТ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ТВЕРСКОГО КРАЯ»

РАЗДЕЛ

ОБРЯДОВЫЕ И ГУЛЕВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ

Содержание раздела программы. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношения человека и природы. Традиционные формы отдыха наших предков: посиделки, капустки, хороводы, ярмарки.


Дидактический материал к разделу содержит:

  • Урок-путешествие в прошлое «Праздники гулеванные», который способствует осознанию учащимися традиции (обычая, обряда) как ресурса для настоящего и будущего.

  • Урок «А у нас капустник», традиционный урок с игровыми моментами.

  • Урок-посиделки «Забытое ремесло», в котором учащихся знакомятся с историей родного края через историю ремесел.



^ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Праздники гулеванные

(1 час)

Л.Г.Николаева

МОУ СОШ № 1 г.Торопец


Тип занятия: нетрадиционный - путешествие в прошлое, сюжетно-ролевая игра.

Общая дидактическая цель:

  • формирование чувства гордости и уважения к традициям и обычаям русского народа;

  • воспитания чувства национального самосознания.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект: познакомить подростков с досугом крестьян, мещан в 18, 19 и начале 20 веков.

^ Развивающий аспект: Способствовать осознанию подростками традиции как ресурса для настоящего и будущего.

Воспитывающий аспект: Развивать у подростков творческую активность, умение рассуждать, умение работать в команде.

Методы обучения: вовлечение в прошлое, сюжетно-ролевая игра, эвристическая беседа, проблемно-поисковый метод.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: Предметы для сюжетно-ролевой игры (платки, прялка, пряжа, пяльцы, ткань, деревянный гребень для вычесывания льна, деревяные ложки, лапти, веревки, гармошка, балалайка). Видео ряд с сюжетами на темы посиделок, хороводов, капустников, состоящий из видео сюжетов из кинофильмов "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" и других, фрагментов выступлений народных фольклорных танцевальных ансамблей.

Средства обучения:

  1. И.Г.Толок, Р.Т.Богомолова. История тверского села. М., 1996.

  2. А.Н.Островский. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода. Т.13 - М.: Художественная литература, 1952.

  3. Н.П.Степанов. Народные праздники на Святой Руси. Санкт-Петербург, 1899.

  4. Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов. Культура Русского народа. С-Пб,."Паритет", 2005.

  5. Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.

  6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Н.М.Ланковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой на познавательную деятельность.

  1. Мотивация и актуализация

За горами, за лесами,

^ За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе.

Так начинается известная сказка П.П.Ершова "Конек-Горбунок". Обратите внимание на эту строку: "Против неба - на земле". Небо и земля для человека были средоточием всего, что есть в природе. Солнце и дожди с небесного свода согревали и увлажняли землю, а она растила травы, цветы, деревья, давала пищу человеку и животным. От земли люди кормились, на земле выращивали хлеб, пасли скот, строили дома… В народных сказках и песнях часто встречается выражение "мать сыра земля" - кормилица, источник сил и здоровья. Когда человек завершал свой жизненный путь, его тело находило упокоение в земле, а душа продолжала свой путь - на небо.

Такая близость к природе породила особое мировосприятие, глубоко укоренившееся в сознании людей, способствовала появлению различных обычаев и обрядов, корни которых уходят в глубину веков.

Современному человеку кажется, что он очень далеко ушел от традиционной культуры. Что его в 21 веке уже ничего не связывает с далекой эпохой, со старинным укладом жизни. Но стоит более внимательно понаблюдать за нашим бытом и поведением, и мы с удивлением увидим, как глубоко и прочно в нас сидит "память предков": наша жизнь пронизана многочисленными обычаями, представлениями, верованиями, смысл которых утрачен. Однако мы все равно делаем так, потому что именно так поступали наши предки.

Жизнь наших предков была размерена. Все народные обычаи, традиции, поверья находятся в тесной взаимосвязи с земледельческим циклом, природными явлениями, сменой времен года, трудовым опытом. После крещения Руси в 10 веке в народную жизнь вошел еще и православный календарь, в котором отражены важные события, приуроченные к тому или иному календарному дню.

Наши предки четко знали, когда каким видом деятельности заниматься. Когда работать, когда отдыхать…. "Делу время - потехе час", говорили они.

Действительно, жизнь не сплошной праздник. Но без праздников (без потехи) она невозможна. Это утверждение верно для всех времен и народов.

^ 3. Изучение нового материала. Работа над понятиями.

Сегодня мы с вами попробуем мысленно перенестись в прошлые столетия.

Что вы знаете о том, как отдыхали и развлекались люди в 18, 19 и начале 20 веков?

Да, люди ходили друг к другу в гости по церковным праздникам, на именины. Ходили на гулянья.

Часто собирались просто "потолковать" на завалинке. А о чем?

Это не пустые разговоры и пересуды. Здесь увязываются сроки крестьянских работ, идет обмен опытом (как жить, растить детей, строить и обустраивать дом), много говорят "про старину" (как раньше жили, что ценили, любили).

Ну, а как развлекалась молодежь?

Интересно, изменилось ли что-нибудь кардинально в молодежных развлечениях за последние 100 лет? С чем связаны эти изменения? Потеряли мы что-то или, наоборот, привнесли?

^ Ответы учащихся.

Раньше самыми распространенными видами молодежных развлечений были посиделки, капустки и хороводы, ярмарки. А в чем их главное предназначение, чему они служили?

Давайте вместе рассмотрим один из видов развлечений.

Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, поседушка, а также вечерки, вечерницы), по словарю В.Даля, "есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен".

На Руси посиделки начинались с летопровода (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения. Посиделки, конечно же, это не праздник буквально, но это организованное общение праздничного характера, так как их приурочивали к православным праздникам, к событиям месяцеслова, к местным традициям, к отдыху.

^ Есть понятие, равнозначное посиделкам, - это вечеринка.

Посиделки - могли быть будничные (с работой) и праздничные (без работы). Проходили посиделки в заранее обговоренном месте. Выбиралась специально изба для посиделок. Старшие покидали молодежь. Посиделки в основном проходили в зимнее время

А почему?

По завершении всех сельскохозяйственных работ. На посиделки приглашалась разная молодежь, включая супружеские пары, не обремененные еще детьми. Детям тоже разрешалось наблюдать посиделки (с полатей с печи), чтобы перенимали опыт старших.

Какие работы выполнялись на посиделках?

Девушки трепали и мяли лен, пряли пряжу, шили, вышивали; парни плели лапти, вили веревки.

К концу посиделок организовывали всеобщее веселье - пели песни, вели беседы, устраивали танцы и игры. Заранее в складчину готовилось угощение.

Вместе парни и девушки собирались для того, чтобы развлечься, отдохнуть от повседневной работы и познакомиться, найти себе пару.. Но ведь современные встречи молодых людей в свободное время, в общем-то, преследуют те, же цели. Так значит, по сути, ничего не изменилось?

Сейчас, собираясь вместе, молодежь в большей мере стремится просто расслабиться, отдохнуть от мощного потока информации и суеты, которые окружают нас в повседневной жизни.

Но ведь и посиделки это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен во имя удовлетворения потребностей в общении, самовыражении.

Что бы мы могли взять из опыта прошлого для организации современной вечеринки?

Итак, из опыта прошлого для современной вечеринки (посиделок) можно позаимствовать следующее: вечернее время (не обязательно ночное), выбор повода, события, ориентацию на одну возрастную группу, на праздничность стиля и климата взаимоотношения участников, приемлемые для современной молодежи народные, фольклорные традиции, обряды, приемы включения всех в действо вечеринки (посиделок).

А какие-нибудь внешние атрибуты мы бы взяли из прошлого? Посмотрите на предметы, которые приготовлены специально для этого урока.

Можно помещение, где будут проводиться посиделки, художественно стилизовать под избу, чайную, трактир, т.е. помещение с разнообразными памятными аксессуарами старины (если этому будет соответствовать повод вечеринки).

Итак, с посиделками разобрались. К посиделкам мы с вами еще вернемся при изучении традиционных народных промыслов.

А как еще развлекалась молодежь? Для того чтобы лучше разобраться в том, что было, что можно привнести в наши дни мы с вами поиграем.

Для этого мы разделимся на две команды.

^ Правила игры: каждая команда получает задание смоделировать современный молодежный вечер. Но молодежный вечер должен представлять собой синтез (соединение) прошлого и настоящего (например, старинные посиделки на новый лад). Вы будете использовать опыт прошлого (идею, внешние атрибуты, приемы), но при этом создаете что-то новое, такое, что может существовать в наши дни. Важно, чтобы ваша модель имела смысл, несла какую-то идею, была целесообразна.

Сейчас, представитель от каждой команды "вытянет жребий", то есть выберет наугад один из запечатанных конвертов. В конвертах исходный базовый материал по трем темам: "Капустки", "Хороводы" «Ярмарки». Задания для команд. Информационный материал.

Для выполнения задания вам отводится 15 минут. После чего, каждая команда даст нам краткую историческую справку о том или ином виде проведения досуга во времена молодости наших прабабушек и прадедушек. На выступление каждой команды отводится не более 5-7 минут.

^ 4. Игровой этап

Включение и осознание учащимися проблемной ситуации, дискуссия в группах, выявление позиций, принятие решений, подготовка выступления.

На данном этапе учитель выступает консультантом-организатором.

^ 6. Применение полученных знаний на практике.

Заслушивание сообщений и просмотр выступлений групп.

4. Подведение итогов.

Сделать заключение из сказанного и представленного учащимися. Подвести итоги занятия.

5. Домашнее задание

  • В библиотеке Дома народного творчества, в литературе представленной в кабинете найти специальные игры и песни, которые исполняли на капустниках наши прабабушки.

  • Узнать традиционные для вашей семьи способы закваски капусты.


^ Дидактическое сопровождение к уроку

Урок-путешествие в прошлое это занятие раздела «Культура дома» (7 класс) в системе уроков по программе «Культурные и бытовые традиции Тверского края», рассчитанную на 35 часов, которые распределены на всю базовую составляющую программы «Технология» с 5 по 9 класс.

Методическая цель данного урока это мотивация учащихся на изучение содержания краеведческой направленности при изучении народных промыслов, народного костюма, народной кухни.

^ Задания для команд

  • Кратко изложить основную идею современной модели ярмарки (хоровода, капустника): что взяли из традиции, что привнесли нового, зачем это сделали, что это изменило.

  • Обозначить вопросы, которые требуют дополнительного изучения с целью воплощения ваших идей.


Информация для команд

ХОРОВОДЫ

Традиция водить хороводы пришла к нам из языческих времен. Слова "хорошо" и "хоровод" произошли от одного корня: от имени солнечного светила Хороса. А Хорос у древних язычников - божество. Поэтому "хорошо" означало в древности - "солнечно". Хоровод же с его плавными круговыми движениями изображал ход солнца - Хороса.

Хороводы устраивались в летнее и весеннее время.

В широком смысле, хоровод - это весь комплекс молодежных развлечений под открытым небом. В узком понимании - это ритуальное действие, сопровождающееся хождением по кругу.

Первоначальный (древний, архаичный) смысл хоровода в том, что его участники (те кто движется по кругу) направляют всю свою внутреннюю, духовную силу на человека в центре, фокусируются на нем.

В середине 18 века хоровод еще сохранял этот глубинный (ритуальный) смысл , но уже в 19 веке он утрачивает всякий обрядовый характер и становится еще одной формой развлечения молодежи. В городе хороводы устраиваются на перекрестках улиц, площадях.

^ Хороводы водили "по кругам", "по сарафанам", то есть состав групп (коллектива) для хоровода зависел от достатка, социального положения.

Иногда в хороводах высматривали невесту (родители парней, профессиональные свахи). Но народная мудрость советовала "Искать жену в огороде, а не в хороводе".


КАПУСТКИ

Капустные вечера, или капустки начинались 27 сентября в православный праздник Воздвижение. Считалось, что сама зима в свой черед 27 сентября "со бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается: дай-ка говорит, я, Зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную, капустных пирогов поем!".

В народе Воздвижение называют еще "капустники", "капустницы, "капустинские вечерки". Говорили: "На Воздвижение первая барыня - капуста".

К веселому "капустинскому вечеру", празднику, по большей части девичьему, готовились с раннего утра. Девушки в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. А вечером повсюду шло веселье - пиво, мед, пироги с капустой. Сходились на капустную беседу-пирушку и холостые деревенские парни, себе невест приглядывать, а девушки наряжались в лучшие свои платья.

^ Царило на капустинских вечерах, длившихся две недели, веселье, играли в специальные игры, звучали песни особого склада и лада, приуроченные к этому времени.

Веселье в капустинские вечера было обязательно, так как в старину квашение капусты называли "делом дюже мудреным", браться за которое в плохом настроении запрещалось - "Квашенка веселых жалует. Нос повесив, за кочан не хватайся - будет закуска без хруста, без души да с горечью".

ЯРМАРКИ

"Регулярно, в одном месте и в одно время устраиваемый большой торг, с увеселениями и развлечениями" С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.Б "Русский язык", 1987.

В крупных городах Тверь, Торжок, Старица, Торопец, Бежецк, Вышний Волочек, Кашин, Красный Холм (Антоньевская ярмарка, по названию монастыря, осенняя), Весьегонск (Богоявленская зимняя),. Ржев (Соборная и Петровская). Сандово регулярно проводились ярмарки и уже столетия назад играли существенную роль в торговых отношениях Северо-запада и центра Руси.

Ярмарки на Руси проводились круглый год. На ярмарках торговали всем, необходимым для жизни и хозяйства. Торговали льном, льняным семенем и маслом, домотканым холстом, грубым сукном, кожей (сырой и дубильной солью, рыбой, дичью, скотом, посудой (глиняной и деревяной), сельскохозяйственными предметами и т.д. Продавали на ярмарках хлеб, пряники и злаки: пшеницу, овес, рожь. Также на ярмарках можно было купить разноцветные ткани, галантерею, привозившиеся из-за границы сахар и пряности.

^ На зимних ярмарках продавались теплые шапки, расшитые душегреи, шали, шубы и валенки, сани.

Также на ярмарках можно было купить скот и домашнюю птицу для хозяйства и лошадей.

На ярмарках часто прибегали к мошенничеству: заламывали цену за товар втридорога, пытались подсунуть вещь похуже, заговаривали покупателю зубы и продавали откровенное барахло. Обманутого никто не жалел, считая, что человек поплатился за собственную глупость. Но вот обвешивать покупателя было нельзя, ни в коем случае.

Особенной популярностью на ярмарках пользовались всевозможные чудодейственные лекарства, обещавшие излечение от всех болезней. По-сути такие снадобья были абсолютно бесполезными травяными настоями, от которых не было большой пользы, но и вреда они не причиняли.

Не обходилось на ярмарках и без воровства. И если кто-то замечал вора, то его поимка становилась настоящим развлечением, как для продавцов, так и для покупателей. Естественно, что в толчее и суматохе вора никто поймать не мог, но все исправно кричали: "Держи вора!" - и хватали друг друга.

На ярмарку приезжали не только заключать сделки: продавать и покупать, - но еще и развлекаться. Во-первых, можно было «себя показать и на других посмотреть». Во-вторых, познакомиться с последними достижениями науки техники. Правда, зачастую все эти "достижения" были не чем иным, как ловким мошенничеством. На ярмарках можно было купить популярные на Руси лубки (своеобразные комиксы с множеством ярких картинок с несложным и захватывающим содержанием).

Ни одна ярмарка не обходилась без шутов и скоморохов, которые просто развлекали покупателей или "рекламировали" какой-то товар, получив предварительно деньги от продавца. В таком случае они начинали кривляться перед лавкой заказчика, выкрикивая забавные стишки и созывая народ. Популярностью пользовались не только скоморохи, но и дрессированные медведи. Такие медведи веселили народ, показывая разные нехитрые сценки: как солдат марширует, как императора коронуют, как чиновник ругается и т.п.

^ А чтобы народ не проголодался, между рядами ходили коробейники и предлагали горячие пироги, крендели, наливали медовуху и сбитень.

Приложение

^ Внутренний быт торопчан

(по материалам СМИ)

Древние игрища довольно упорно держатся и медленно изменяются в Торопце под влиянием времени. Еще в начале 17 века, по сказанию обличителей того времени: "торопчане сходились на игрища в честь проклятых идолов. Мерзких и богоненавистных".

Развлечения и забавы эти, столь не нравившиеся, были следующие: субботки, посиделки, ночные прогулки по улицам города, камедь и театр, танцы, хороводы, общественные гулянья вокруг церквей. Обычаи Торопца, сравнительно с внутренним бытом других городов, лучше сохранили в себе особенности интересной для исследования старинки.

Субботниками называется сборища девушек по вечерам, с первого дня Рождества Христова до крещения. Вокруг избы, нанятой артелью девушек, под субботку, намащиваются скамейки ряда в три, один ряд над другим, среди комнаты ставятся шесть свечевых фонарей.

Девушки, наряженные в наилучшие наряды сидят на скамейках, притом богатые помещались внизу, победнее вверху.

Развлечения субботницы состоит в песнях и балагурстве с парнями, которые толпами входят в течение каждого вечера.

С прекращением субботок начинаются посиделки: они продолжаются ежедневно от Крещения до Великого поста, а потом в Великом посту, по воскресеньям. Посиделки проходили в тех же избах, где были и субботки, но подмостки заменены обыкновенными лавками, изба освещалась одной или двумя свечами, девушки собирались в платьях обыкновенных. Работа и песни сменяются хороводами, в последнее время кроме хороводов игрою в фанты, да загадыванием загадок. Посиделки в течение вечера имеют место встречам, так называемых поклонников с девушками.

Торопчане – люди торговые, бывавшие ежегодно в столицах важнейших торговых городах России, разумеется, приглядывались и тянулись к театральным зрелищам. Любовь к театральным зрелищам отличала торопчан с давнего времени.

Комедчиков в Торопце два: одни куклами, другие песнями. Куклы выпускаются из-за простыни, двигаются куклы по столику, бумажная же камедь состоит в том, что на простыне показывают то же.

Дергание кукол и бумажных фигур сопровождается игрою музыкантов, спрятанных за простыней.

В воскресенье, меж первой и второй неделями поста, торопчане собираются на рынке, гуляют без песен, потом идут на посиделки, на них немного поют и рано расходятся со своими «миляхами». Матери и отцы редко бранят за это дочерей: требуется только одно, чтобы девушки ужинали с семьей, да днем работали бы, как следует.

С весенним теплом на Святой неделе, в старину посиделки вытеснялись танцами.

Храмовых праздников насчитывается в Торопце до 60-ти в году, кроме церковных гуляний, открываются гуляния в рощах, за городом, некоторые из подобных прогулок ознаменовываются кулачными боями.

Гораздо интереснее на общественных гуляниях, на которые торопчанки являются во всем блеске своих затейливых, весьма своеобразных нарядах; наряд торопчанки разделяется на «доброе» и «поддоброе». Разница, разумеется, в ценности платья и головного убора.

Вот эти наряды: сарафан (зимой на вате), иногда из парчи, а то штофный или атласный; сарафаны не глухие, но распашные, на золотых или серебряных пуговицах. Сарафан застегивается ими повыше груди, сарафаны на проймах, подпоясаны золотым поясом или широкой лентой. Спереди, сверху до самого низу, сарафаны облиты золотым газом в четверть ширины; у некоторых юбка покрыта длинным, до самых ног передником из цветной материи. Передник обхватывает сарафан кругом и только сзади остается небольшой промежуток. Головы девушек покрываются вьюнцами. Так называются высокие шапки из картона в виде усеченного конуса; венцы обтянуты серебристым глазетом, низ обшит золотым газом и украшен жемчугом, к краям пришиты рясы, они закрывают половину лба; в ушах жемчужная, четырехугольная с камушками серьги; с венца ниспадает на спину белый платок, нередко шелковый, шитый золотом. Чтобы платок шире летал по спине, под него кладется накрахмаленный плать или особая картонная подкладка; платок подвязан под подбородком узлом.

Девушки бедного класса являются в сарафанах, в больших шерстяных, шелковых или даже кисейных передниках, голова обвязана также платком.

Наряды замужних женщин главным образом отличаются от нарядов девушек головными уборами: венец с выходом торопчанки замуж, заменяется кокошником. Верх и затылок кокошника из золотой парчи, передняя часть высажена жемчугом и шишками, числом до тридцати и более. Наибольшая шишка посреди лба, на верху каждой шишки крупная жемчужина. Окраину (низ) кокошника составляют жемчужные рясы. Подобные головные уборы у некоторых торопчанок стоили в старинные годы от 2 до 7 тысяч рублей серебром. На кокошник нанизывается белый шелковый или тюлевый, шитый золотом платок. Платок этот ровным, широким клином спускается на спину, под ним подложен накрахмаленный плать. Рукава рубашек у девушек и женщин вышиты тамбурными решетками, манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запялами, запонками или широкими лентами. На шею замужние женщины надевают бусы из нескольких ниток жемчуга или коралла.

У вдов сарафан, платок и ленты черные. По торопецкому обычаю, вдовы носят траур три года, а нередко и всю жизнь.


УРОК

^ «А У НАС СЕГОДНЯ – КАПУСТНИК!»

2 часа

Н.Н.Аржаева

МОУ СОШ № 1 г.Твери


Тип занятия: традиционный урок с игровыми моментами (урок может быть интегрирован с другими предметами, например, с музыкой, историей, литературой) .

Общая дидактическая цель:

Создать условия для осмысления технологического процесса консервирования продуктов способом квашения и соления.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект: расширить представление об истории традиционной русской зимней заготовки и её рецептами.

^ Развивающий аспект: ознакомить учащихся с историческими данными о капусте, её питательной ценностью, научить одному из способов заготовки капусты впрок

^ Воспитывающий аспект: воспитание у учащихся интереса и уважения к народным традициями обрядам России, развитие творческих способностей учеников, активности и способности работать в группе.

Межпредметные связи: Биология (7 класс): молочнокислые бактерии, химия (8 класс): реакция окисления.

Методы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, работа по плану, работа в бригадах, взаимоконтроль, игровые моменты.

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование:

  • Кухонный инвентарь: деревянное корыто для сечки капусты; сечка; кастрюли; мерная посуда; современные приспособления для резки капусты и моркови; разделочные доски, терки; стеклянные банки; капроновые крышки; деревянная палочка; - ножи.

  • Продукты (для каждой бригады): капуста свежая 1 кочан; соль крупная; морковь 1шт.; яблоки мелкие 3шт.; перец горошком 3шт.; лавровый лист 3шт.; сахар 1чайная ложка.

  • Предметы, позволяющие быстро превратить кабинет в старинную избу, где девушки водят хороводы, поют частушки.

  • Плакаты: «Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет», «Хлеб да капуста лихого не пустят» и другие.

Предшествующее домашнее задание:

- подготовить сообщения об истории капусты, её полезных свойствах;

- найти загадки о капусте;

- сочинить частушки;

- подобрать лечебные рецепты с применением капусты.

Средства обучения:

  1. В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). М. “Вентана-Граф”. 1999 г.

  2. В.М. Ковалев. “500 рецептов славянской трапезы”.

  3. Л.А. Трушкина “ Хрен да редька, лук да капуста”.

  4. Б.Л. Смолянский. “ Религия и питание”.

  5. Журнал “ Школа и производство”.

  6. С.М. Мартынов. Овощи + фрукты + меды = здоровье. Книга для родителей. М. Просвещение. 1993 г.

  7. Г.Д. Рыженков Народный месяцеслов. М., Современник.1991

  8. Учебные таблицы: «Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами», «Виды капусты», «Форма нарезки овощей».

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель получает информацию о выполнении домашнего задания, о готовности к практической части. Создает позитивный настрой на познавательную деятельность.

  1. ^ Мотивация и актуализация.

Русская кухня известна во всём мире. Впитав в себя кулинарные традиции древних цивилизаций, она обрела свой ярко выраженный колорит. Если заглянуть в прошлое, то станет совершенно очевидно, что оригинальность и многообразие кушаний русского стола определялись богатейшими и неисчерпаемыми природными ресурсами страны, разнообразными дарами матушки-природы.

Месяц сентябрь для крестьян и горожан самый сытный в году – это время подготовки домашних запасов на зиму. Из всех овощей – первая «барыня» капуста. Что нового узнали вы об этом овоще, готовясь к занятию?

^ Исторические сведения (рассказывают учащиеся).

  1. Каких только видов капусты не знает сегодня человек! И белокочанная, и савойская, и краснокочанная, и брюссельская, и цветная, и брокколи, и кольраби и т.д. И все они служат людям много тысячелетий. Название «капуста» происходит от древнеримского «капутум» - голова, определяющего своеобразие строения основной части растения.

  2. На Русь капусту завезли из Крыма и Причерноморья, заселенных в древности греко-римскими колонистами. Нашим предкам капуста пришлась по вкусу. Употребляли её свежую, квашеную, тушеную, в качестве приправы к другим блюдам, особенно рыбным и мясным. У бедных людей капуста была в обиходе круглый год. Бытовала на Руси поговорка: «Капуста не пуста, сама просится в уста».

  3. В нашей стране наиболее распространена капуста белокочанная, её исстари считают целебным растением и используют для лечения многих болезней.

Далее могут идти короткие сообщения учеников, подготовленные в процессе выполнения домашнего задания.

1. Свежие листья белокочанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, больным суставам.

2. Широко применяют сок капусты для полоскания горла при ангине, для уменьшения зубной боли, лечения язвы желудка и гастрита, при ревматизмах, как болеутоляющее средство, для улучшения пищеварения.

3. Листья капусты, сваренные в молоке и смешанные с отрубями, применяют при мокнущей экземе.

На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвижения Креста Господня во многих местностях считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – день Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда наступали первые заморозки, то “Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает”. Праздник отмечали однодневным постом. С Воздвижения начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которую начинали квасить в это время. И зимой, и летом, а особенно ранней весной желанная гостья на русском столе квашеная капуста. Квасят капусту во многих странах мира, но мало где она употребляется в таких количествах, как в России. Да и такого разнообразия рецептов её квашения вряд ли где встретишь. Вероятно, это связано с тем, что в период долгих зим именно квашеная капуста, или, как её ещё называют, кислая, капуста с репой составляла основную «зелень». Витамин «С» сохраняется 7 месяцев.

В русских деревнях и селах был обычай рубить капусту сообща. На Воздвиженье девиц зовут рубить капусту и угощают их. Девушки в нарядных уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за ними являлись парни со своими гостинцами высматривать невест. «Смекай, девка, про капусту на Воздвиженьев день», «И у доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».

Представим, как это было.

Хоровод. (Данный хоровод разыгрывается вокруг предмета, спрятанного под покрывало).

^ Сами землю мы копали,

Сами грядку, грядку насыпали

Припев:

Завивайся, капустка

Завивайся густо-густо.

Сами мы рассадушку сажали,

Сами всходы, всходы поливали.

Припев:

Вот поспела, вот поспела

Стала сочной, стала зрелой.

Ученица подходит к предмету под покрывало, спрашивая:

- ^ Что за скрип?

- Что за хруст?

- Это что ещё за куст?

- Как же быть без хруста,

- Это ведь капуста!

Покрывало падает - наряженная капуста в центре хоровода.

Частушки.

Не пошла бы я плясать,

^ Да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя!

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?!

Со всего двора мальчишки

На крыльце сидели.

На зубах их кочерыжки

Белые хрустели.

Дома маме помогать-

Хорошее дело.

Мама резала капусту –

Я морковку съела!

Собирались родственники, очищали капусту, парили деревянные кадки. Рубили капусту отточенными сечками. Шинковали или квасили целыми кочанами. При рубке капусты приговаривали: «Вилки в ведро, руби серебро, соли-мельчи, в кадку топчи!»

Весело в деревнях в это время, везде раздается стук да веселый смех. Слышатся голоса парней – они не были участниками работы, но приходили для веселья, ждали окончания работы, чтобы в игры поиграть, да хороводы поводить. «Смекай, девка, про капусту, да помни про жениха». Эта пословица говорит про то, что девушкам надо работать хорошо, чтобы понравиться жениху и свахе.

  1. ^ Изучение нового материала

Для того, чтобы в зимне-весенний период питание было разнообразным и полноценным люди исстари заготавливают продукты в прок. Заготовленные продукты содержат много питательных веществ, витаминов.

Какие способы заготовки продуктов вам известны?

(консервирование нагреванием, маринование, замораживание, соление и копчение, мочение, сушка, консервирование сахаром).

Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов. Высокая температура (до 100◦С), а также кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий.

Соление, квашение, мочение – издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С.

Первыми заготавливать капусту впрок научились славяне. Процесс квашения капусты обеспечивается деятельностью молочнокислых бактерий, разлагающих сахар, который содержится в капусте. Молочная кислота препятствует развитию гнилостных бактерий. При квашении добавляют соль, она улучшает вкусовое качество и усиливает действие молочной кислоты.

Технология приготовления квашеной капусты:

  1. Снять с кочана все зелёные и грязные листья.

  2. Нашинковать капусту острым ножом на полоски шириной 5мм.

  3. Выложить в тазик и посолить, не перетирая с солью.

  4. Одну морковь натереть на терке и добавить к капусте.

  5. Добавить сахар, лавровый лист, перец.

  6. Перемешать капусту с добавками.

  7. Положить капусту в чистую стеклянную тару, утрамбовать, чтобы выступил сок.

  8. Сверху поставить гнёт.

  9. Через 2 дня капуста начнет бродить, появиться пена.

  10. Капусту проткнуть деревянной палочкой, чтобы выпустить газы, ухудшающие вкус капусты.

  11. Через 4 дня капусту закрыть крышкой и поставить в холодное место, чтобы не перекисла.

  12. Рассол светлеет и через неделю капуста готова к употреблению. При засолке в капусту можно добавить яблоки поздних сортов, клюкву, укроп, тмин.

  1. ^ Практическая работа «Квашение капусты»

«К нам наехали капустны вечера,

На конях, на соболях, на лисицах, на горностаях

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-тка её мне усолить».

    • Инструктаж по технике безопасности.

    • Каждая бригада получает инструкционные карты, инструменты, посуду и приступают к работе.

    • Взаимопомощь.

    • Взаимоконтроль.

    • Уборка рабочих мест.

  1. Закрепление материала.

-Какую роль играет молочная кислота при заквашивании капусты?

-Что означает слово шинковать?

-Для чего при квашении делают проколы в капусте? Почему деревянной палочкой?

-Какие добавки используют при квашении капусты?

  1. ^ Подведение итогов, выставление оценок.

Дело сделано. Знаком к началу веселья служила полная кадка квашенины, которую отодвигали в угол для скисания. И мы готовы! А сейчас время игры! Отдохнем!

^ Конкурс пословиц и загадок.

Пословицы:

На поле капустном – кочанов густо.

У хозяина без капусты брюхо пусто.

Без капусты – щи не живут.

Ельник да березник, чем не дрова - Хлеб да капуста, чем не еда.

Загадки.

  1. Антипка низок,

На нем сто ризок,

Много одежек и

Все без застежек

2. С листьями – а не книжка,

Кругла, а не пышка.

С водой – а не болото,

Скрипит – а не ворота.


3. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Нам одежки отдала,

Сотню одежонок

Сложила в бочонок.

4. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.


5. Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).


Кроссворд «Квашение капусты».




По горизонтали:

1- ёмкость для квашения капусты; 2 – сорт белокочанной капусты; 3 – Витам ин, которым богата капуста; 4 – способ первичной обработки капусты; 5 – вид капусты; 6 – блюдо русской кухни, где обязательно присутствует капуста (бывает с мясом, рыбой, грибами); 7 – холодное блюдо из мелко нарезанных вареных овощей; 8 – месяц, в который на Руси отмечается праздник «Воздвиженье».

По вертикали:

Ключевое слово – вид заготовки капусты на зиму.

(По горизонтали: 1- кадушка, 2 – слава, 3 – аскорбинка, 4 –шинковка, 5 – цветная, 6 – солянка, 7 – винегрет, 8 – сентябрь.

По вертикали – квашение.)

Учитель анализирует работу, проделанную учащимися. Подводит итоги. Выставляет оценки.


Дидактическое сопровождение к уроку

Урок «А у нас капустник» это одно из занятий в системе уроков по программе "Традиции Тверской кухни".

Программа "Традиции Тверской кухни" разработана в рамках регионального компонента краеведческой направленности.

Цели данной программы: Способствовать возрождению народных традиций и обычаев. Познакомить с историей и традициями Тверской кухни.

Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 6 разделов.

Предполагаемый результат обучения:

^ В области предметной компетенции:

- понимать смысл и содержание теоретического курса;

- развивать умения творчески подходить к работе.

В области компетенции самообразования:

- стимулируется потребность и способность к совершенствованию умений и навыков самообразования.

^ В области коммуникативных способностей:

- формируется умение учащихся работать в коллективе, добиваться результатов, совместно выполнять работу, помогать друг другу и устранять конфликтные ситуации.

Методика преподавания выбирается исходя из задач курса и предполагаемых результатов обучения. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Учебно-тематический план

№ п.п

Наименование разделов

Название тем

Общее кол-во

Часы

Теория

Прак.




^ Вводное занятие.


Правила санитарии и гигиены и безопасного труда

2

2







^ Физиология питания

Традиции тверской кухни

2

1

1




^ Овощи – родник здоровья


Традиционные русские салаты

8

0,5

1,5

0,5

1,5

Картофель – второй хлеб

0,5

1,5

Постный стол, традиции и новаторство

0,5

1,5

Забытые рецепты (блюда из тыквы, гороха, витаминных трав)




^ Премудрость во щах, вся сила в капусте.



Традиционные заготовки на зиму ( квашение, соление)

6

0,5

1,5

0,5

1,5

Ешь щи – потей, будешь здоровей! Традиционные щи. Правила и особенности приготовления.

0,5

1,5

Блюда из капусты. Голубцы, Тушеная, фаршированная капуста.




^ Не красна изба углами, а красна пирогами


Традиционная православная выпечка.

10

0,5

1,5

0,5

1,5

Блины. Блинные пироги.

0,5

1,5

Пряники, коврижки, печенье

0,5

1,5

0,5

1,5

Курник (рыбник) – праздник на столе

Пироги с начинками




^ За столом посидеть, что в раю побывать

Обрядовая кулинария (коливо, кисель, кутья, пасха)

6

2

4


УРОК-ПОСИДЕЛКИ

Забытое ремесло

(2 часа)

Н.Н. Венедиктова

МОУ «СОШ ст.Старица»

Старицкого района


Тип занятия: нетрадиционный

Общая дидактическая цель:

  • знакомство с историей родного края через историю ремесел;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • формировать у учащихся побуждение к творческому поиску;

  • воспитание любви к родному краю, развитие интереса к забытым ремеслам.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект: способствовать систематизации и закреплению знаний и умений в нетрадиционной игровой форме.

^ Развивающий аспект: способствовать обучению приемов отбора учебной информации из различных источников.

Воспитывающий аспект: средствами занятия прививать учащимся итерес к забытым ремеслам.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Оборудование: Выставка инструментов и приспособлений, применявшихся для изготовления валенок. Выставка фотографий. Материалы для практической работы ( шерсть овечья, хорошо вычесанная, без соринок - различных цветов ( белая, серая, черная). Можно использовать шерсть покупную, предназначенную для изготовления войлока. Кусочки мохеровых ниток - для украшения. Мыло детское в виде стружки. Горячая вода. Пузырчатая пленка. Непромокаемый фартук.).

Средства обучения:

  1. Энциклопедия «Тверская деревня», издательство «Старицкая типография» 2007 г.

  2. Д. Чаликова. «Валенки русские».

  3. М. Нестеров. “Кожа и обувь».

  4. Журнал «Лена-рукоделие» №1 2008 год

  5. “Родные поэты» стихотворения русских поэтов-классиков XIX и начала XX века, Москва издательство «Детская литература» 1973 г.


Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к мероприятию: наличие рабочей одежды (фартук), инструмента, материалов.

^ 2. Мотивация и актуализация.

- Ребята послушайте стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина, уроженца Тверской губернии.

Привет тебе, мой край родной!

С твоими темными лесами,

^ С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!


- Привет, родной край, говорим мы утром, когда выглядываем в окошко посмотреть, что приготовила погода. Привет, родной край, говорим, когда идем в школу и разглядываем на деревьях набухшие почки, когда солнечный лучик слепит нам глаза!

- Так давайте сегодня поговорим о своем родном крае, заглянем в его историю, поучимся ремеслам, сохранившимся в наших деревнях. Тема нашего занятия: история родного края в ремеслах. Мы узнаем много нового, интересного. Я надеюсь, что навыки, приобретенные во время практической части пригодятся в дальнейшем.

^ 3. Теоретическая часть

1. Малая Родина.

- Мы живем в Тверской области, Старицком районе, Старицком сельском округе. Вокруг главного населенного пункта ст.Старица разбросано много деревенек. Одна из них деревня Лужи. Часто произнося это название мы улыбаемся, уж больно оно необычно для деревни. А вот откуда пошло это название и когда появился этот населенный пункт мы узнаем из рассказа учащегося.

Сообщение учащегося.

Деревня ЛУЖИ.

Деревня Старицкого сельского округа, в 1 км от станции Старица, в 12 км от города Старица, на развилке шоссейных дорого районного значения Старица - Берново и Старица - Покровское, располагается на ровном месте, на берегу реки Нижняя Старица, к югу по направлению к речке есть небольшой скат. Берег реки Нижняя Старица плоский, сухой, течение быстрое. Почва вокруг селения темно-серого цвета, местами глинистая, вода в полях задерживается.

По преданию, местный помещик выселил на мокрое болотистое место непослушных крестьян, отсюда и произошло название населенного пункта - «Лужи». До сих пор местные старожилы называют поля и леса, расположенные вокруг деревни своими названиями: Кузькин хутор, Горелое болото, Кочкадариха, Мокрый луг.

В списке разборной десятни Старицких дворян 1622 года деревня Лужи принадлежала дворянину Вавиле Курдюкову-Усову. Позднее селение числилось за помещиками: Гагариными, Щупинскими, Строевыми и Казнаковыми.

По данным за 1859 год, селение располагалось в два посада, окнами к северу и югу, постройки скученны, все деревянные, крыты больше соломой. Дети учились в Прасковинской земской школе. В деревне имелось, принадлежавшее обществу, трактирное заведение. В 1 км от селения расположена Старицкая станция Новоторжско-Ржевской железной дороги. Наверное это и помогло деревне выжить и развиваться

По переписи 1926 года д.Лужи входила в состав Старицкой волости Лужинского сельсовета. В селении было 59 крестьянских хозяйств, проживали 288 человек. За деревней было закреплено 217,6 десятины земли, в том числе: пашни 134,92 десятины и сенокоса 82,68 десятины. Вся пахотная земля делилась на три поля. В крестьянском обществе числились: 8 веялок, 1 льномялка. Некоторые крестьяне подрабатывали на водном транспорте в гг. Ленинграде и Шлиссельбурге. В местном промысле работали: 1 плотник, 1 портниха, 1 сапожник. Несколько семей занимались изготовлением валенок.

В 1931 году в д.Лужи был организован колхоз «Завет Ильича». Перед Великой Отечественной войной было сельскохозяйственных построек: 1 мастерская, 1 теплица, 1 кузница, 30 сараев, 16 амбаров, 1 картофелехранилище, 3 шоры, 3 скотных хозяйства, 1 канцелярия. Сельскохозяйственного инвентаря и машин было: 2 молотилки, 2 сеялки, 2 сенокосилки, 1 жатка, 37 конных плугов, 4 бороны зигзаг, 12 деревянных борон, 1 конные грабли, 5 железных борон, 3 сортировки, 10 веялок, 1 клеверотерка, 1 трещотка, 1 чугунная мялка, 2 колотилки, 2 льнотрепалки, 1 двигатель, 1 сепаратор, 12 весов, 20 повозок на железном ходу, 20 разных саней, 72 хомута. Содержали коров, телят, овец, свиней, птицу и лошадей. Сеяли: рожь, горох, яровую пшеницу, картофель, гречиху, лен, овес.

Деревня в период с 18 октября 1941 года по 1 января 1942 года была захвачена немецко-фашистскими войсками. Нанесен огромный ущерб всему хозяйству. Но уже в феврале 1942 года началось восстановление колхоза «Завет Ильича».

В течении долгого времени деревня Лужи была хозяйственным центром и лишь в 1959 году после объединения с соседним колхозом, центральная усадьба сельскохозяйственной артели «Новая заря» перенесена на ст.Старица.

Но и сейчас деревня жива. Несмотря на все жизненные передряги, жители работают, содержат личное подворье и стараются не забывать об истории своего селения.

- Спасибо за рассказ.

^ 2. История появления валенок

-Конечно рассказывать про родные места можно бесконечно. Очень хочется поделиться своими впечатлениями, воспоминаниями. Но мы собрались сегодня не только для этого. Наш разговор дальше пойдет о ремеслах.

Звучит песня « Валенки, валенки»

- Как вы считаете почему прозвучала эта песня?

ответы детей

- Правильно. Она имеет непосредственное отношение к ремеслу, процветавшему в наших краях - катанию валенок.

Но начнем по порядку. Сначала заслушаем рассказ о том, как появились валенки.

Сообщение учащегося.

Валенки русские.

Все, что знает среднестатистический европеец о далекой и загадочной России, это шапка, матрешка и валенки. И если первые выполняют в основном функции декоративные, то в практичности последних европейцы убедились на своем опыте. Русские валенки становятся чрезвычайно популярными на самых престижных горнолыжных курортах Европы.

Валенки, как мы привыкли считать, - исконно русский вид обуви, очень практичный и удобный. Их первые образцы, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырлыкского кургана, относятся к 4 веку до нашей эры. Валенки упоминаются в летописях при описании событий, относимых к Средневековью. Но если заглянуть вглубь веков, то валенки, или, как они ещё назывались, «коты», «катанки», оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.

Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы. Петр Великий высоко ценил «катанки» и требовал их вместе со щами поутру после обильных возлияний. Он находил в них, при прочих достоинствах, лечебные свойства и любил одаривать валенками отличившихся подданных.

В старину валенки считались особо ценным подарком, а иметь собственные валенки было чрезвычайно престижно. По валенкам невесты выбирали себе жениха, поскольку считалось, что жених в валенках - это состоятельный человек. В те времена в новую избу первым делом не кошку впускали, как сейчас, а ставили ближе к печке валенок - залог тепла и уюта в доме. Целебные свойства валенок хорошо знали деревенские знахарки и городские врачеватели, рекомендовавшие своим пациентам валенки «от поясницы», «от ломоты», «от спины».

В 18 веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники Ярославской области «догадались» валять их целиком с голенищем. Ведь в то-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они бояться сырости, поэтому, сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.

Широко распространившаяся мода на валенки сделала этот товар дорогостоящим. В середине 19 века цена за пару доходила до двух рублей серебром! Зачастую в крестьянской семье имелась только одна их пара. «Кто раньше с печи встал, тому и валенки».

Прошло немало времени, пока валяное производство освоили в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел - для каждого дома валенок скатать. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые.

^ 3. Технология изготовления валенок.

Сообщение учащегося.

Технология изготовления валенок.

Валенки изготавливают из шерсти овец. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычёсывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась. Точно так же поступали и деды, и прадеды современных мастеров. Процесс несложный только на словах, на деле же здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он сделался гладким и блестящим.

Технология - технологией, но без самой важной составляющей древнего ремесла - любви к своему делу и людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли валенки пережили бы столько столетий практически без изменений, без труда выдержав конкуренцию с самыми современными моделями обуви. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру, из поколения в поколение.

^ 4. Рассказ о мастере.

- Есть такой мастер и у нас, точнее мастерица. Мы с ребятами побывали в гостях и подготовили сообщение.

Сообщение учащегося.

-Зовут ее Тамара Павловна Сидорова. В 2008 году ей исполнилось 78 лет. Прожила долгую, трудную жизнь. Вырастила 4 детей. Подрастают уже правнуки. Но не забыто древнее ремесло. Давайте послушаем ее рассказ .

“ Когда в деревне началась организация колхозов, поголовно раскулачивали крепкие крестьянские хозяйства, моя семья перебралась в город Тверь. Сначала скитались по съёмным углам. Двое взрослых и трое детей жили в маленьком чулане. Но потом отец устроился сторожем, кочегаром и разнорабочим в детский сад. Семье выделили маленький домик. Начался налаживаться быт. Я закончила 4 класс. Подрастали младшие сестры. Но все перевернул 1941 год. Отца призвали на фронт. Навсегда осталась в памяти последняя встреча с отцом. Это было 9-12 октября 1941. Отец был командирован из части на наш Тверской вагоностроительный завод, чтобы получить вооружение и боеприпасы. Мы с мамой приехали в расположение, повидались с отцом. А позже получили известие, что он погиб под г.Калуга 21 января 1942 года. На город наступал неприятель, было очень страшно. Ушли с мамой по Бежецкому тракту, через Торжок к бабушке, которая жила в деревне Раменье.

Вот так и началась взрослая жизнь. С 12 лет я пошла работать в колхоз. Было не до учебы. Жили бедно, голодно. Помню , в 13 лет зиму пришлось работать на аэродроме, так военные всегда старались подкормить.

В 1942 году в д.Лужи организовали производство валенок. Это был филиал Райпромкомбината г. Старица. Около пруда была построена шаповалка. Много народа работало. Весь процесс был поделен на этапы. Подростки шерсть сортировали, женщины окладывали, а кто посильнее и выносливее катали валенки. Работа очень трудоемкая, тяжелая.

Сначала шерсть нужно расщепать (перебрать, расчесать). Отбирали хорошую, она называлась лицовка - шла на верхний слой. Та, что похуже, - вторина - использовалась на внутренний слой.

Второй этап. Пропустить шерсть через шерстобитную машину.

Третий этап. Окладывать - расстилали шерсть ровным листом, катали, но не сильно. По выкройке формировали валенок, оформляли пятку, носок. Внутрь вкладывали клеенчатый шаблон. Начинали катать вальком. Шерсть должна сцепиться.

Четвертый этап. Большущие валенки замачивали на ночь в горячем растворе кислоты. Эта процедура облегчала дальнейшую работу.

Пятый этап. На следующий день к работе приступали шаповалы . Они доводили изделие до нужного размера и качества. В горячем кипятке валяли заготовку. Не один пот сойдет пока валенок приобретет всем известную форму.

Шестой этап. Валенок натягивали на колодки и ставили сушить. Затем натирали пемзой и обрезали на нужную высоту.

Артель просуществовала почти восемь лет. Работали семьями: Зайцевы, Коровкины, Виноградовы, Соломоновы, Сидоров, Милецкая. Заведующим был Михаил Балашов. После закрытия производства, навыки по изготовлению валенок пригодились по жизни. Валять было выгодно. Были молоды, родили детей, надо строить дом. А на что? Вот так и получилось - день в колхозе, а ночью валяли валенки, чтобы заработать лишнюю копейку.

Чтобы изготовить валенок много инструментов не надо. Колодки, валек с зубчиками, скалка железная, чураки (подгоняли размер голенища), откатка ( вид скалки для катания голенищ) да кислота, которая улучшает сцепление шерсти.

Получила ремесло в шаповале. Валять научился сын Владимир Васильевич, зять Евгений Владимирович, внуки Дмитрий, Владимир. Но теперь уж делаем валенки только для себя. Вот я хоть и старая , а правнукам по валенкам сваляла потихоньку. В деревне я последняя из тех, кто работал на производстве в артели.

4. Практическая часть

^ 1. Вводный инструктаж

Получив огромный справочный, исторический материал переходим к практической работе. Нам предстоит изготовить из овечьей шерсти салфетку . Почувствовать пальчиками как происходит процесс валяния шерсти, и сколько труда и терпения необходимо затратить для воплощения идеи в жизнь. Работать будем способом мокрого валяния.

- Обратим внимание на организацию рабочего места: пузырчатая пленка, миски под горячую воду, натертое мыло, шерсть, очищенная от примесей и расчесанная, кусочки мохеровых нитей. Наденьте фартуки, чтобы не вымочиться. Мыльными пальцами в глаза не лазить, соседа в бок не толкать. Работать прилежно.

2. Текущий инструктаж

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изготовление войлочной салфетки мокрым способом с применением мыльной стружки.

Выполнение работы

А) Постелите на стол пластиковую пузырчатую пленку пупырышками вверх и разложите на ней кусочки шерсти в 3-4 ряда, каждый последующий ряд укладывайте в направлении, противоположном предыдущему. Делать это надо аккуратно, не оставляя пустых или слишком тонких мест. Используя шерсть различных цветов, выкладываем салфеточку квадратной формы, главное она должна быть примерно на треть больше желаемого размера готового изделия. В верхнем слое используем цветные нити мохера, образуя орнамент или узор.

Б) Из горячей воды и стружек мыла приготовьте раствор

В) Теплым мыльным раствором смочите всю поверхность и начинайте поглаживать и придавливать шерсть, скрепляя ее в единое целое, от середины к краям, чтобы удалить воздух, постоянно добавляя горячий мыльный раствор. Через 5-7 минут, если шерсть уже «схватилась», переверните салфетку и делайте то же самое на другой стороне еще минут 5, прилагая все большие усилия. Если войлок уже принял требуемую форму, можно уже смело «доработать» его с помощью различных движений, которые мы используем при ручной стирке. Чем процесс интенсивнее и протяженнее, тем войлок получится прочнее. Под воздействием Горячей воды, мыла и физических усилий волокна шерсти скрепляются друг с другом, образуя материал единой структуры, но уменьшившись в размерах. В среднем усадка составляет 30%.

Г) Готовую салфетку прополощите сначала в теплой, затем в холодной воде с добавлением уксуса, отожмите с помощью полотенца и разложите на ровной поверхности сушиться.

5.Анализ работ, экспресс выставка лучших работ.

6. Организационно-заключительная часть.

1. Ребята, мы попробовали изготовить войлочную салфетку, прикоснулись к тайнам старинного ремесла. Где мы сможем применить полученные знания и навыки?

ответы учащихся.

Я думаю, что наше занятие оставит след в вашей памяти, а может быть кому поможет выбрать свой дальнейший путь. И тогда ремесло шаповалов будет и дальше передаваться из поколения в поколение.

^ 2. Уборка рабочих мест.


Дидактическое сопровождение урока

Данная методическая была представлена на конкурс, проводимый Тверским областным институтом усовершенствования учителей, по краеведению в рамках предмета технология.

Технологическое краеведение позволяет сохранить умения, традиции предков, которые уже позабыты, реанимирует многие из них.

Практическая работа, включенная в данную методическую разработку, дает возможность приобщения подрастающего поколения к истории родного края, к ремеслу бабушек и дедушек.

Собранный теоретический материал можно использовать и на уроках истории, и на уроках краеведения.

Рассчитано данное мероприятие на обучающихся средней ступени.

Проведение делится на два этапа:

1) Подготовительный;

2) Основной.

Подготовительный этап:

- учащимся дано задание по сбору материала по следующим темам:

«Откуда появились валенки», «Технология изготовления валенок», «Биография» деревни Лужи», «Местный мастер»;

- объявлен сбор инструментов и приспособлений, применявшихся для изготовления валенок и сохранившихся в семьях;

- учитель подготавливает материал для практической части мероприятия (шерсть овечья (желательно очищенная), остатки мохеровых ниток, пузырчатая пленка, емкость для нагрева воды, мыло (измельчить в стружку);

- оформление собранных материалов (сообщения, выставка инструментов и приспособлений, фотографии)

На основном этапе учащиеся знакомятся с собранным материалом по теме, а затем выполняют практическую работу «Изготовление войлочной салфетки из овечьей шерсти мокрым способом с применением горячего мыльного раствора»

На основной этап отводится 50-60 минут.




Скачать 421,98 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер421,98 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх