Программа и методические рекомендации по курсу философии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения icon

Программа и методические рекомендации по курсу философии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения


Смотрите также:
Программа и методические рекомендации по курсу философии для студентов специальностей очной...
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения Тематика рефератов...
Тематика контрольных работ и методические рекомендации для студентов заочной и очно-заочной форм...
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов...
Методические рекомендации по выполнению...
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика отрасли» для студентов спец...
Методические указания по выполнению рефератов и контрольных работ по курсу «экология» для...
Программа курса и методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения...
Темы (задания) курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов очной...
Методические указания к написанию курсовых работ по курсу «Гражданское процессуальное право...
Методические рекомендации по оформлению и нап исанию курсовых работ по специальности...
Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие по выполнению рефератов...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Тольяттинский государственный университет


Кафедра философии


Программа и МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

для студентов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения


Тольятти 2006

УДК 1/14 (075)

ББК Ю я 73

П 78


П 78 Программа и методические материалы по курсу философии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения / Сост. В.В. Тарабаров, Е.А.Тропина, Б.В. Царев. – Тольятти: ТГУ, 2006.


Программа и методические материалы по курсу «Философия» составлены согласно требованиям Государственного образовательного стандарта В соответствии с программой изучение дисциплины производится в ходе лекционных, семинарских контрольных занятий и часов самостоятельной работы студентов.

Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения


Утверждено научно-методическим советом университета.


УДК 1/14 (075)

ББК Ю я 73


© Тольяттинский государственный университет, 2006


Содержание


Введение ………………………………………………………………………….4

Знакомство со студентами ………………………………………………………5

Содержание и задачи дисциплины………………………………….…………..6

Оформление работ ……………………………………………………………….7

Темы семинарских занятий ………………...…………………………….…….11


ВВЕДЕНИЕ


Обучение на факультете требует большой самостоятельной работы студента, умения организовать плодотворный личный режим деятельности.

Подготовка современного квалифицированного специалиста предполагает глубокое изучение самых разнообразных экономических, общенаучных дисциплин, а также гуманитарных, дающих представление о человеке, обществе, природе и бытии в целом. Курс философии является основным в программе гуманитарного образования ТГУ.

Написание контрольной работы выступает одной из важных форм учебного процесса.

Контрольная работа имеет целью углубленное знакомство с одной из философских тем (проблем). По ряду тем представлена возможность выбора. Работа должна быть выполнена в сроки, указанные в календарном плане.

Контрольная работа представляет собой реферативное изложение материала на основе изучения рекомендуемой литературы. Можно не ограничиваться предлагаемой литературой, а привлекать дополнительную. Для успешного написания работы следует использовать не менее 5-10 литературных источников.

Раскрывая основные положения темы, необходимо вычленить несколько основных проблем, затем логически корректно, грамматически правильно изложить материал, базируясь на успешном использовании соответствующего понятийно-категориального аппарата, законов и принципов философии. Цитаты из первоисточников должны органично вписываться в текст работы и отмечаться ссылкой на источник, в которой следует указать: для книги - фамилию и инициалы автора, название книги, место издания, год издания, страницу; для статьи из журнала - фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер, страницу.

Более подробное оформление работ смотрите в разделе «Оформление работ».

^ ЗНАКОМСТВО СО СТУДЕНТАМИ

Раздел 1

  1. Ф.И.О. студента и номер группы.

  2. Где и когда учились? (класс, школа, город – для дневного отделения; училище, лицей, техникум, вуз – для заочного отделения).

  3. Назовите Ваши увлечения, хобби.

  4. Перечислите оценки за школьный курс по обществоведческим дисциплинам: обществознание, естествознание, ОЖС и т.д.

  5. Назовите и обоснуйте свою цель получения образования.

  6. Какие дополнительные навыки и знания Вы хотели бы приобрести, обучаясь в университете?

  7. Перечислите Ваши сильные и слабые стороны.

  8. Где и когда служили в армии (для вечернего и заочного отделения)?

Раздел 2

Словарный диктант

1. Личность.

2. Антропоцентризм.

3. Ответственность.

4. Антропокосмизм.

5. Нравственность.

6. Патриотизм.

7. Мир.

Раздел 3

Вопросы по философии

  1. На Ваш взгляд, почему возрастает роль философских знаний для специалиста-профессионала в XXI веке?

  2. Почему философия является ядром культуры?

  3. Почему некоторые исследователи не считают восточную мудрость философией?

  4. Почему развитая философская культура не спасла древнегреческую цивилизацию от гибели?

  5. В чем актуальность учений великих греческих философов?

  6. Каковы основные нравственные установки раннего христианства?

  7. Какие общечеловеческие ценности выражала и пропагандировала философия XVIII века?

  8. Назовите основные черты русской религиозной философии конца XIX– начала XX веков.

  9. Что Вы знаете о судьбе философской культуры в советское время?

  10. Что Вы знаете о современных проблемах философии?


^ Содержание и задачи дисциплины


В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена и эпохи брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Весь курс целесообразно разделить на несколько разделов:

  1. Пропедевтический – раскрывается специфика философских проблем, философии как особого типа мировоззрения.

  2. Историкофилософский – рассматриваются основные исторические типы философии и ее развитие в контексте человеческой культуры.

  3. Онтологический – освещается философское учение о бытии: понятие бытия, монистические и плюралистические концепции бытия; понятия материи, движения, пространства и времени; соотношение движения и развития; детерминизм и индетерминизм.

  4. Антропологический – основной раздел курса. Здесь рассматриваются различные аспекты проблемы человека, его жизни и деятельности: место человека во Вселенной; природа человека: проблема смысла жизни, смерти и бессмертия; возможности и границы человеческого познания, соотношения знания и веры; место человека в информационном обществе; человечество перед лицом глобальных проблем современности.

  5. Социально-философский – раскрываются вопросы общественной жизни людей: понятие общества и место человека в нем; человек в мире культуры; место религиозных, моральных и эстетических ценностей в жизни человека и общества; проблема свободы и ответственности личности.

^ Задачами дисциплины являются:

• помочь студенту выработать мировоззренческие, духовно–нравственные, эстетические установки, с помощью которых он мог бы переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха;

• дать студенту богатый фактический материал для размышлений, а также эффективные инструменты мыслительной деятельности;

• дать умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать разумной критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

В целом курс завершается экзаменом.


^ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ


Текст работы должен быть разборчиво и аккуратно написан на листах стандартного формата А 4 (297x210) с соблюдением следующих требований: на странице должно быть 25-30 строк, поля: слева - 30 мм, справа -10-15 мм, сверху - 15 мм, внизу – 20 мм. Писать целесообразно на одной стороне листа, т.к. в этом случае оборотная сторона листа послужит местом для замечаний преподавателя и затем для дополнений и исправлений студента.

Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра "1" не ставится. Далее порядковый номер помещается в середине или правом верхнем углу листа.

Курсовая (контрольная) работа представляет собой итоговую форму учебного исследования студента по изученному курсу. После подбора и изучения литературных источников, студент самостоятельно разрабатывает план курсовой (контрольной) работы и утверждает его у преподавателя.

Структура работы должна включать:

1) введение, где дается обоснование актуальности темы исследования, степень ее разработанности, новизны и практической значимости, формулируются цель и задачи работы, конкретизируются предмет и границы исследования, представляется структура работы (2-3 листа);

2) основной текст: для контрольной работы должен раскрыть 2-4 вопроса, с обозначением начала каждого пункта плана; для курсовой работы должен содержать следующие разделы:

1 глава - теоретическая,

2 глава - организационно-аналитическая,

3 глава - практическая;

3) заключение, в котором формулируются выводы по проделанной работе;

4) приложения;

5) список литературы;

6) лист для рецензии.

Основной текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами и начинаются с новой страницы. Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая - непосредственно номер параграфа. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. В конце заголовка точку не ставят.

Цитаты из первоисточников должны отмечаться ссылкой на источник. Ссылки на литературный источник в тексте работы сопровождаются порядковым номером, под которым этот источник включен в список литературы. Ссылка заключается в прямые скобки (например, [6, 54], вторая цифра обозначает номер страницы, с которой взята цитата).

Чтобы подтвердить теоретические положения необходимо использовать статистические данные. Их источниками являются общие и отраслевые статистические сборники и справочники, публикаций периодических изданий, а также данные, собранные студентом на исследуемом предприятии самостоятельно.

При подборе цифрового материала из разных источников следует помнить, что сравнивать можно лишь сопоставимые данные. Результаты обработки статистических данных оформляются в виде таблиц, графиков или диаграмм.

Слово "Таблица" с большой буквы, без сокращения пишется сверху с правой стороны листа, выше названия; затем цифра, обозначающая порядковый номер, точка и знак № не ставятся. На следующей строке в середине пишется название таблицы с большой буквы. Обязательно указывается источник статистических данных (см. выше Ссылка) в квадратных скобках.

Весь графический материал (схемы, диаграммы и т.д.) обозначается внизу единым наименованием ''Рис." (сокращение от слова рисунок); затем цифра (без знака №) - порядковый номер, после цифры ставится точка. Далее в той же строке пишется название рисунка. Если таблица или графический материал требует значительного места, его следует выносить в приложение.

Статистические данные – это, прежде всего, материал для анализа, средство подтверждения тех или иных положений, выдвигаемых в работе. Для логической взаимосвязи текста и цифрового материала, таблиц, графиков и диаграмм необходим краткий письменный анализ, с объяснением причин наблюдаемых тенденций.

В конце работы приводится список литературы. Оформление списка литературы ведется в алфавитном порядке по следующей форме: книги, брошюры: а) фамилия, инициалы автора, название, приведенное на титульном листе, место, год издания, том. Например: Кузьмин С.А. Рыночная экономика. - М.: Наука, 1993; б) если работа представляет коллективный труд, то приводится точное название работы, указывается ее редактор, место, год издания. Например: Экономика предприятия / Под ред. А.И. Руденко. - Минск, 1995.

Журнальные (газетные) статьи: фамилия, инициалы автора, название статьи, название журнала (газеты), год, число и месяц издания или номер журнала (газеты). Например: Жуков В.В. О процессуальных казусах // Адвокат. – 1999. – № 2.

Помимо рекомендуемой литературы следует обращаться к периодике, предметным указателям и каталогам библиотек для расширения круга изучаемой литературы.

После списка литературы идет чистый лист для рецензий, без надписей. Работа сброшюровывается в скоросшиватель или любую папку с твердым переплетом.

Объем контрольной работы должен составлять примерно 15-25 страниц. Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц (без учета приложений). Работа выполняется на компьютере 14 шрифтом через полуторный интервал.

Работа сдается студентом в установленный срок и в течение 10 дней рецензируется преподавателем. В рецензии пишутся конкретные замечания для исправлений по разделам работы. В случаях, когда работа имеет существенные недостатки и нуждается в коренной переработке, студент приглашается на индивидуальную консультацию и должен выполнить работу заново или существенно ее переработать. При повторном выполнении работы на проверку сдаются оба варианта: первый вместе с рецензией и вновь выполненный.

При невыполнении требований к оформлению работа к проверке не допускается.


^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 060200, 060800, 340100


Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества

1. Специфика философских проблем.

2. Основные критерии философского подхода в выработке стратегии личной жизни, национально–государственных и общечеловеческих проблем.

3. Роль философских знаний в перестроечный и постперестроечный периоды реформирования России.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на такие отличительные черты философских проблем, как:

1) обращенность к мирозданию и обществу в целом в связи с необходимостью оптимального устроения социальной и индивидуальной жизни;

2) раскрытие взаимоотношений человека и мира, человека и общества, человека и культуры, обстоятельств и индивида, теории и практики;

3) поиски сверхсмысла человеческих судеб, человеческой деятельности и мировой цивилизации в целом.

Необходимо также попытаться выделить те философские вопросы, которые неизбежно должны встать перед разработчиками стратегий реформирования страны, стратегий решения личных и социальных проблем.

Литература

1. Введение в философию / Под ред. акад. И.Т. Фролова. – М., 2003. –
Ч. 1.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

3. Философия / Под ред. В.П. Кохановского.– Ростов н/Д, 1995.

4. Радугин А.А. Философия. – М., 1995.

5. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов н/Д, 1995.

6. Каменский З.А. Философия как наука. – М., 1995.

7. Философия как мировоззрение. – М., 1990.

8. Никифоров А.С. Природа философии. – М., 2001.

9. Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры // Философия и общество. – 2003. – №3.

10. Цветкова И.В. Герменевтика философского текста. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 204 с.

11. Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.


Тема 2. Исторические типы философии

Занятие 1

1. Культурно-исторические предпосылки рождения философии. «Осевое время» в мировой истории.

2. Основные типы духовного философского поиска в мировой культуре (западной, восточной, русской).

Занятие 2

1. Основные проявления и факторы греческого «чуда».

2. Основные черты греческой досократовской философии.

3. Антропоцентрические течения античной философии. Личность и деятельность Сократа.

4. Философские системы Платона и Аристотеля.

Занятие 3

1. Основные особенности средневековой христианской картины мира.

2. Научная революция XVII в. и становление классической научной картины мира.

3. Проблема метода познания в философии XVII в.

Занятие 4

1. Основные философские идеи просветительства XVIII в.

2. Теория познания и этика И. Канта.

3. Система и метод Гегеля.

4. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса, его роль в истории
XX в.

Занятие 5

1. Основные особенности классических антирационалистических философских учений XIX в.

2. Основные черты русской религиозной философии конца XIX-начала XX в.

3. Судьба философской культуры в советский период.

4. Качество как философская категория. Проблема качества в современности (для спец. 340100).

При характеристике «осевого времени» можно попытаться решить вопрос о необходимости перехода человечества ко второму «осевому» времени. При подготовке ко второму занятию следует раскрыть смысл самого знаменитого тезиса греческой философии «Человек есть мера всех вещей», а также тезисов Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», «Познай самого себя», раскрыть их значение для становления европейской цивилизации.

Отмечая основные особенности средневековой христианской картины мира, можно также указать на ее значение для становления техногенной цивилизации и гражданского общества в Западной Европе. Анализ же классической научной картины мира требует в первую очередь осмысления таких ее компонентов, как рационализм, субстанционализм, фундаментализм, эволюционизм, основных методологических тезисов Ф. Бэкона и Р. Декарта, особенно знаменитого выражения Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Особую трудность представляет для студентов осмысление теории познания и этики И. Канта. Здесь важно определение таких понятий, как априорные формы сознания, категорический императив, ноумен («вещь в себе»), феномен («вещь для нас»), и раскрытие значения для мировой философии главного положения кантовской гносеологии, что не сознание сообразуется с реальными вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с формами сознания.

Изложение главных черт системы и диалектического метода Гегеля необходимо увязать с интерпретацией смысла самых знаменитых тезисов этого классика: «Всё действительное – разумно, всё разумное - действительно», «Противоречие есть критерий истины, а отсутствие противоречия – критерий заблуждений». Можно попытаться объяснить, почему последний тезис считается одним из самых оригинальных и смелых в истории философии.

Литература

1. Введение в философию. – М., 2003. – Ч. 1.

2. Радугин А.А. Философия. – М., 1995.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

4. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

6. Мир философии. – М., 1991. – Т. 2.

7. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. – М., 1993.

8. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

9. Крапивенский С.Э. Осевое время как социально-философская проблема // Философия и общество. – 1998. – № 4.

10. Гриненко И.В. История философии. – Тольятти: ТГУ, 2003.

11. Методическое пособие по истории философии / Сост. И.В. Цветкова. – Тольятти: ТГУ, 2002.


Тема 3. Человек и вселенная

Занятие 1

1. Основные особенности классической научной картины мира.

2. Этические и праксеологические установки классической научной картины мира.


Занятие 2

1. Научные революции XX века и становление неклассической научной картины мира.

2. Антропный принцип в естествознании XX в.

3. Основные особенности неонеклассической научной картины мира.

4. Современное понимание единства мира.

При подготовке к первому занятию следует учитывать, что методология классической науки предполагала мысленную операцию отстранения субъекта от объекта: субъект находится как бы вне объекта и не оказывает на него существенного влияния. Такое понимание научности обеспечивало общезначимость знания, его независимость от субъективного произвола исследователя.

Изложение основных особенностей неклассической НКМ (научной картины мира) должно сопровождаться акцентом на той ее черте, которая именуется в философской литературе субъективностью знания, т.е. признанием того, что человек есть неотъемлемая часть изучаемой им реальности. Проявления этой черты особенно выпукло выражено в физике микромира и экологии. Неоклассическая же НКМ в основном связана с достижениями синергетики и теории систем.

Литература

1. Губин В.Д. Основы философии. – М., 1999.

2. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. – М., 2000.

3. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

5. Андреев Д.Л. Роза мира. – М., 1991.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1983.

8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 2003.

9. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.

10. Печчел А. Человеческие качества. – М., 1985.

11. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.

12. Сагатовский В. Весы Семиды и суд совести. Популярные очерки об этике и этикете. – М., 1982.

13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? –СПб., 1994.

14. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. – СПб., 1997–2000.

15. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). – СПб., 2000.


Тема 4. Природа человека и смысл его существования.

Проблема сознания

Занятие 1

1. Проблема сознания. Роль труда, языка и мышления в формировании и развитии сознания. Уровни сознания.

2. Проблема бессознательного. Сознательное и бессознательное.

3. Проблема идеального.

Занятие 2

1. Историко–философские основания социально–философской антропологии.

2. Духовность как основа человека, сфера его сущности, форма человеческого самосознания, самоидентификации.

3. Проблема смысла жизни. Смерть и бессмертие человека.

4. Социальный кругооборот качества (для спец. 340100).

Особое внимание следует уделить сложностям второго вопроса первого занятия. Можно поставить вопрос о причинах существования философско-психологических концепций, оспаривающих реальность бессознательного. Важно также вскрыть значение психоанализа для понимания особенностей современной культуры, технологии манипулирования массовым сознанием, для раскрытия факторов психической готовности к совершению того или иного умственного или физического действия.

Литература

1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994 (Программа. Обновление гуманитарного образования в России).

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1993.

4. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

5. Феномен человека. Антология. – М., 1993.

6. Это человек. Антология. – М., 1995.

7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.


Тема 5. Познание, его возможности и границы

Занятие 1

1. Соотношение чувственного и рационального в познании.

2. Объективное и субъективное в познавательном образе.

3. Социокультурная детерминация познавательных процессов.

Занятие 2

1. Истина как гносеологическая проблема.

2. Проблема соотношения абсолютного и относительного в истине. Знание и вера.

3. Идеалы и критерии научности, их использование при оценке достоверности вненаучного и паранаучного знания, политических документов.

При подготовке к данной теме необходимо принять во внимание то, что основной темой теории познания является не столько логика построения самого знания, сколько, условно говоря, «строение» самого познающего субъекта. Теория познания за долгий путь своего развития выяснила, что логика теории зависит от специфики познающего субъекта, от комплекса его ценностных ориентаций (где действует социокультурная детерминация), совокупности присущих ему познавательных способностей и способа их взаимодействия. Процесс и результат познания, а также его условия проистекают из исторического опыта, включающего как теоретико-познавательную, так и предметно-практическую деятельности. Что касается проблемы истины, то необходимо, в первую очередь, уяснить принципиальные различия между классической и неклассическими концепциями истины. Неклассические концепции акцентируют внимание на отсутствии строгих критериев истины, на ее «множественности». Обсуждение вопросов второго занятия данной темы должно быть связано с учетом достоинств и опасностей, исходящих от обоих направлений в современную эпоху, а также с рассмотрением критериев истинности социально-политических программ партий в современной России, выявлением возможностей избирателей использовать эти критерии на выборах.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.

3. Теория познания: В 4 т. – М., 1991-1995.

4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.

5. Разум и экзистенция. – Спб., 1999.

6. Заблуждающийся разум? Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

7. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.

8. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 1991.

9. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. –М., 2000.

10. Торчилин В.П. Там, где кончается наука. – М., 1991.

11. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2001.


Тема 6. Общественная жизнь людей.

Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта

Занятие 1

1. Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории.

2. Закономерности развития исторического процесса. Соотношение прогресса и регресса в общественном развитии.

3. Формы общественного сознания.

4. Качество труда (для спец. 340100).

5. Качество как нравственная, политическая, экономическая категория (для спец. 340100).

Занятие 2

1. Культура как предмет философского анализа. Структура и функции культуры.

2. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций в человеческой истории.

3. Единство, многообразие и взаимодействие культур.

При анализе общественной жизни как системы необходимо выделить понятие общественных отношений. Их совокупность образует устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества. И в рамках конкретных общественных отношений человек соответствующим образом использует как реальные, так и знаково-символические предметы, способствующие его деятельности. Следует также подчеркнуть, что принципиальным для понимания общества является решение вопроса не только о том, существует ли единство и общая направленность исторического процесса, или он распадается на множество самостоятельных культур и цивилизаций, какое влияние на общество сказывают новые технологии, глобальные проблемы, массовая культура. Можно обсудить на занятии и вопрос о том, как может помочь высокое искусство и массовая молодежная культура усилиям по устранению перспектив столкновения цивилизаций и устранению терроризма.

Литература

1. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1993. – Ч. 1-2.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1991.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998.

5. Гегель Г. Философия истории. – М., 1935.

6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

7. Философия истории. Под ред. Панарина А.С. – М., 1999.

8. Рузавин Г.И. Основы философии истории. – М., 2001.

9. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2003.

11. Историко-культурные основы европейской цивилизации. – М., 1992.

12. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. – М., 1990.

13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

14. Момджян К.Х. Социум, общество, история. – М., 1994.

15. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. – М., 1992.

16. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

17. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

18. Тойнби А.Д. Постижение истории. – М., 1991.

19. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

20. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1991.

21. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

22. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.


Тема 7. Человек в мире культуры.

Запад, восток и Россия в диалоге культур

Занятие 1

1. Характеристика западного и восточного типов общества.

2. Специфика развития российской культуры как самобытного и уникального явления.

3. Современные концепции развития культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур.

По этой теме следует подчеркнуть, что поскольку культура есть в широком смысле общение, то она всегда реализуется как диалог между культурами и индивидами, выступающими ее носителями. Диалог же культур – это познание иной культуры через свою, а свою через другую, путем интерпретации и адаптации этих культур друг к другу в условиях принципиального смыслового несовпадения большей части обеих. Исходя из этого, можно наметить возможные пути сближения западного и восточного типа обществ в решении глобальных проблем современности, включая сюда и вопросы развития национальных культур и общечеловеческой культуры. При подготовке ко второму вопросу полезным было бы выделить основные установки российской интеллектуальной элиты по отношению к русской культуре и истории, главные идеи западнической и почвеннической ориентаций в публицистике и художественной литературе современной России. Необходимо здесь рассмотреть пути движения к ситуации баланса данных ориентаций, что позволило бы российской и мировой культуре развиваться, обогащая ее новыми ценностями на базе традиционных для человечества гуманистических ценностей.

Литература

1. Барг М.А. Эпохи и идеи. – М., 1987.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

3. Культура – человек – философия. К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 1982. – № 1.

4. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

6. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. – 2-е изд. – М., 1972.

7. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. – 1992. – № 6.

8. Карсавин Л.П. Философия истории. – СПб., 1993. – 352 с.

9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. – М., 1991.

10. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

11. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С. Соловьева к
П.А. Флоренскому. – Новосибирск, 1990.

12. Сагатовский В. Весы Семиды и суд совести. Популярные очерки об этике и этикете. – М., 1982.

13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? –СПб., 1994.

14. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. – СПб., 1997–2000.

15. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). – СПб., 2000.

16. Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М., 1998.

17. Русская философия собственности (XVII – XX вв.). – СПб., 1993.

18. Субетто А.И. Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. – СПб., 2002.

19. Бочкарев А.И. Синергетика современного социального управления. – Тольятти, 2002.

20. Подберезкин А.И. Русский путь. – М., 1999.

21. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.


Тема 8. Личность: проблемы свободы и ответственности

Занятие 1

1. Взаимоотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Основные факторы, влияющие на формирование личности.

3. Проблема свободы и ответственности личности.

При выявлении основных факторов, влияющих на формирование личности, необходимо подчеркнуть значение воздействия социальной среды на человека. Современные философы и социологи учитывают многослойность этого воздействия. При крупномасштабном подходе такими слоями являются:

а) мегасреда – огромный планетарный мир, испускающий мощные импульсы, которые кровно затрагивают интересы всего человечества и определяют в условиях интернационализации информационного пространства – духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;

б) микросреда – наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных влиятельных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового и т.д.) и приятелей.

На занятии следует попытаться охарактеризовать позитивные и негативные аспекты данных слоев в их воздействии на процессы формирования личности, на пути поиска оптимальных методов борьбы с факторами «нивелирования» личности в современную эпоху, т.е. в условиях все более глобализирующегося мира, многочисленных соблазнов рыночной экономики, натиска массовой культуры.

При подготовке ответа к третьему вопросу важно подчеркнуть, что свободу личности нельзя сводить только к свободе политической, что свобода, в действительности, есть понятие многоплановое, многогранное. В частности необходима для оптимального развития личности свобода и экономическая, и духовная, и гносеологическая. Под последней имеется в виду способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

Относительный характер свободы следует выявить анализом понятия «ответственность личности». Можно отметить при этом, что зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами.


Литература

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М., 1984.

2. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

3. Левицкий С.А. Трагедия свободы. – М., 1989.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

5. Личность в XX столетии. – М., 1979.

6. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997.

7. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.


Тема 9. Человек в информационно-технотронном мире

Занятие 1

1. Основные особенности и этапы развития индустриальной цивилизации.

2. Переход к постиндустриальной цивилизации, ее социальные последствия.

3. Обеспечение информационных прав граждан.

4. Информатизация как инструмент проведения экономических реформ.

В связи с ростом масштабов и сложности информационных потоков, быстрым развитием новых информационных технологий и Интернет произошла существенная переоценка роли информационной сферы общественной жизни, что привело, в свою очередь, к распространению идеи об историческом вызревании высокоразвитого «информационного» (постиндустриального) общества. На занятии можно рассмотреть футурологические схемы Д. Белла, О. Тоффлера, М. Маклюэна. Особое внимание необходимо уделить тому, какие требования выставляет стадия информационного общества (постиндустриальной цивилизации) к традиционалистским обществам, а также к российскому обществу. Под этим углом зрения следует проанализировать работу российских органов государственной власти и средств массовой информации и выделить основные пути повышения роли информатизации в обеспечении экономического подъема России.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.

3. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

4. Введение в философию. – М., 1989. – Т. 2. – Гл. 13, 15.

5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. –Разд. 2, 4.

6. Яковец Ю.В. У истоков постиндустриальной цивилизации. – М., 1993.

7. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. – М., 1998.


Учебно-методическое издание


Тарабаров Владимир Викторович

Царев Борис Васильевич


Программа и методические рекомендации

по курсу философии

для студентов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения


Редактор Сидорова Ю.М.


Тольяттинский государственный университет

Тольятти, Белорусская, 14




Скачать 253,38 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер253,38 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх