Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД.01 «ДИРИЖИРОВАНИЕ»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


СОДЕРЖАНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………. 3


^ II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ……………………………………………………….5


III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………12


IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………13


^ V. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ…………………………………………………….35


VI. КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ……………………………………51


VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………69

^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


I.1. Назначение дисциплины

В цикле специальных хоровых дисциплин учебного плана специальности 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) курс «Дирижирование» наряду с курсом «Хоровой класс» занимает центральное положение. Назначением этой важнейшей дисциплины цикла является формирование специалиста-профессионала для осуществления деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива; выполнения педагогических функций в качестве преподавателя хоровых дисциплин в детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах. Роль «Дирижирования», как одной из центральных дисциплин многостороннего процесса становления творческой личности хормейстера-профессионала, заключается в освоении такого важнейшего аспекта дирижерско-хормейстерской деятельности, как невербально-коммуникативный, обретении студентом личностной творческой системы мануального управления хоровым исполнением.

^ I.2. Цель дисциплины

Основной целью курса «Дирижирование» является воспитание широко образованного и творчески активного педагога-музыканта, способного самостоятельно создать детский хоровой коллектив, организовать его учебную и концертную деятельность. Для этого ему необходимо сочетать в себе качества организатора, вокального и музыкального педагога, воспитателя, хормейстера и дирижера-исполнителя. Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди которых одним из важнейших является умение управлять – дирижировать хором. Этим и определяется ведущее место предмета «Дирижирование» в комплексе

специальных дисциплин учебного плана дирижерско-хорового отделения колледжа искусств.

^ I.3. Задачи дисциплины

Основными задачами дисциплины «Дирижирование» в системе среднего профессионального музыкального образования являются:

а) воспитательные:

- воспитание студента как педагога, организатора и руководителя детского хорового коллектива;

- воспитание личностных качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности – склонности к лидерству, ответственности, оптимистичного мировоззрения и мировосприятия, высокой степени мотивации деятельности и т.п.;

- художественное и эстетическое воспитание студентов путем практического знакомства и творческого освоения лучших образцов хоровой музыки различных эпох, стилей и жанров;

б) обучающие задачи курса включают формирование следующих необходимых дирижеру хора профессиональных умений и навыков:

- овладение разноплановым хоровым репертуаром различных эпох, стилевых направлений и жанров для коллективов разных составов и навыками его самостоятельного расширения;

- овладение полистилистической дирижерской техникой, позволяющей убедительно передавать исполнительский замысел и управлять хоровым звучанием;

- овладение навыками планирования и осуществления хормейстерской работы с детским хоровым коллективом;

- овладение методами и приемами самостоятельной работы над аналитическим, мануальным и вокальным освоением хоровой партитуры;

- формирование специальных слуховых, вокальных, мануальных, хормейстерско-педагогических и других профессиональных навыков в процессе индивидуальной работы над хоровым произведением;

- формирование умений создания интерпретаторской дирижерской концепции произведения и применения методов хормейстерского ее воплощения в процессе предрепетиционной подготовки дирижера;

- формирование практических навыков и умений репетиционной работы с хором;

в) развивающие:

- расширение профессионального музыкального кругозора;

- развитие профессиональных музыкальных способностей (дирижерского и специфически хормейстерского фортепианного исполнения хоровой музыки, остроты мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вокального слуха и т.д.);

- применение полифункциональных дирижерских умений в условиях реальной хормейстерской деятельности.

Изучение курса «Дирижирование» осуществляется в форме индивидуальных практических занятий на протяжении всего периода обучения в колледже. Объем курса – 286 часов (по 2 часа в неделю из расчета: 16 недель – в 1,3,5,7 семестрах; 20 недель – во 2, 4, 6 семестрах; 19 недель – в 8 семестре). При этом имеется в виду, что лица, принятые на 1 курс специальности 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование), обладают необходимым уровнем знаний, умений и навыков, определенных программами детских музыкальных школ, школ искусств и хоровых студий. Означенные знания, умения, навыки являются тем необходимым фундаментом, на котором строится курс обучения в среднем учебном звене профессионального образования хорового дирижера.

^ I.4. Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса дисциплины

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070106 «Хоровое дирижирование» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

- «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- примерной программы по учебной дисциплине «Дирижирование» для специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) Федерального ГОУ СПО «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных»;

- рабочей программы по учебной дисциплине «Дирижирование» для специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств» (2007 г.);

- методической, монографической и научной литературы по дирижированию;

- личного преподавательского, научно-исследовательского и исполнительского опыта составителя.


^ II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ


II.1. Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины «Дирижирование»




^ Индекс дисциплины



Основные дидактические единицы

Всего

часов максим. учебной нагрузки студента

В т.ч.

часов обяза-тельных учебных занятий

СД.ДС.01.01

^ Дирижирование как особый вид деятельности.

Формирование практических навыков работы с творческим коллективом.

Освоение технических мануальных средств дирижирования.

Художественно-исполнительские возможности хорового коллектива.

^ Первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом.

Детальный разбор авторского текста.

Понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторских решений.

Применение художественно оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей хоровой партитуры в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла.

^ Анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике.

Использование научно-исследовательских трудов в области теории хорового исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов.

^ Сравнительный анализ записей исполнения произведения различными хоровыми коллективами.

Накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей.

^ Слуховой контроль, управление процессом исполнения.

Сценическое поведение, психологическая самопрофилактика.

286

286


^ II.2. Требования к уровню подготовки студентов до начала изучения дисциплины


К началу изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен обладать следующими предпрофессиональными характеристиками:

а) знать основы элементарной теории музыки (нотной грамоты) на уровне курса начального (предпрофессионального) музыкального образования (ДМШ, ДШИ);

б) обладать минимальным опытом вокально-хорового исполнительства;

в) обладать специальными музыкальными способностями, как-то: слуховыми и голосовыми данными, музыкальностью;

г) владеть навыками игры на фортепиано в объеме курса начального (предпрофессионального) музыкального образования (ДМШ, ДШИ).


^ II.3. Требования к уровню подготовки студентов по курсам


Первый курс обучения

В период 1 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

- знать основы техники дирижирования и понимать ее значение для дирижера-хормейстера;

- знать историю дирижерского исполнительства и основные компоненты дирижерского мастерства;

- владеть основными параметрами постановки дирижерского аппарата:

а) навыком оптимальной рабочей позы дирижера;

б) навыками релаксации исполнительского аппарата с целью приобретения максимальной мышечной свободы дирижерской мускулатуры;

в) навыками пластики и координации движений дирижерского аппарата;

г) навыками метрономирования различных дирижерских схем;

д) навыками дирижерского вступления (ауфтакта и окончания (снятия) исполнения.

- знать теоретические основы хоровой партитуры;

- владеть основными формами дорепетиционной работы дирижера-хормейстера над партитурой: игрой партитуры на фортепиано, пением хоровых партий с тактированием;

- дирижировать произведениями, несложными в вокально-техническом отношении, написанными в простых музыкальных формах (период, куплетная, простая 2х и 3х-частная), простых (2/4, 3/4, 4/4) симметричных размерах, умеренных единых темпах, изложенных в гармоническом, гомофонно-гармоническом стиле, а также эпизодически включающих небольшие имитационные построения;

- составлять краткую аннотацию на одно из исполняемых хоровых произведений;

- владеть элементарными навыками собеседования по творчеству композиторов и поэтов изучаемых произведений.

В период обучения на 1 курсе изучается 7-8 2х-3х-голосных произведений для однородного состава хора в 2х-строчном изложении (3-4 – с инструментальным сопровождением и 4 – а-сарре11а)

Второй курс обучения

В период 2 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

- владеть навыками совершенствования форм дорепетиционного изучения дирижером-хормейстером партитуры избранного произведения (игры на фортепиано, пения хоровых партий с дирижированием);

- владеть основными формами хормейстерской репетиционной работы с исполнителями на основе информирующего и репродуктивного методов обучения:

а) составлением поэтапного плана хормейстерской работы над произведением с коллективом исполнителей;

б) моделированием комплекса вокально-технических и художественно-исполнительских сложностей коллективного освоения произведения;

в) проектированием хормейстерских методических приемов совершенствования хоровой звучности в репетиционном процессе;

г) моделированием основных форм т.н. «рабочего» дирижирования, адекватных каждому данному периоду репетиционного процесса.

- дирижировать произведениями, более сложными в вокально-техническом отношении, чем предыдущие; небольшими по объему; написанными в простых музыкальных формах; вместе с тем: предполагающими разнообразие (контрастность) темпов, динамики, штрихов и т.п.; в сложных симметричных размерах (6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 12/4, 12/8); с применением дробленых и укрупненных дирижерских схем; включающих как гармонический, гомофонно-гармонический, так и полифонический стиль изложения материала (имитационный, подголосочный, простой канонический);

- составлять подробную аннотацию на одно из исполняемых хоровых произведений;

- владеть развернутыми навыками и умениями собеседования по творчеству композиторов и поэтов изучаемых произведений.

В период обучения на 2 курсе изучается не менее 8 произведений, предназначенных для различных исполнительских составов (женских, детских, мужских, смешанных) в 2х, 3х-строчном изложении, 4 из которых написаны с инструментальным сопровождением, 4 – а-сарреllа.

Третий курс обучения

В период 3 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент долженприобрести следующие профессиональные характеристики:

- владеть навыками углубления знаний и совершенствования умений, приобретенных на предыдущих курсах обучения;

- владеть навыками самостоятельной работы по совершенствованию методов дорепетиционного освоения произведения хормейстером;

- петь гармонические вертикали демонстрируемого произведения а-сарреllа (наизусть);

- петь хоровые партии изучаемого произведения с переходом с одного голоса на другой (наизусть);

- владеть диалогическими методами обучения в области репетиционно-хормейстерской методической подготовки;

- дирижировать произведениями, более сложными в вокально-техническом отношении, чем изучаемые на 2 курсе, изложенными в сложных 2х и 3х-частных рондообразных, строфических, контрастно-составных полифонических и других формах;

- дирижировать произведениями, являющимися развернутыми хоровыми номерами более крупных сочинений (опер, кантат, ораторий);

- дирижировать произведениями, написанными в несимметричных размерах (5/4, 5/8, 7/4, 7/8, 8/4, 8/8, 11/4, 11/8 и т.п.) с применением дробленых и укрупненных дирижерских схем;

- осуществлять практическую хормейстерскую работу по изучению несложного в методическом отношении произведения с хоровым коллективом и дирижировать им в концертных условиях;

- самостоятельно составлять развернутый исполнительский анализ хорового произведения с инструментальным сопровождением с включением разделов «Вокально-техническая работа с хором» и «Анализ дирижерских исполнительских средств»

В период обучения на 3 курсе изучается не менее 8 произведений, предназначенных для различных исполнительских составов с преобладанием сочинений для смешанного состава хора, написанных в 3х и 4х-строчном изложении, 4 из которых должны быть с инструментальным сопровождением, 4 – а-сарре11а, а также – одно произведение, предназначенное для практической работы с женским составом хора.

Четвертый курс обучения

В период 4 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен приобрести следующие профессиональные характеристики:

- совершенствовать навыки и умения, приобретенные в процессе обучения на предыдущих курсах;

- свободно владеть методикой дорепетиционной хормейстерской подготовки (игра партитуры на фортепиано, пение хоровых голосов с дирижированием, всесторонний анализ произведения);

- владеть методикой моделирования и осуществления репетиционной работы с хоровым коллективом над избранным произведением;

- дирижировать фрагментами крупных вокально-симфонических произведений (опер, кантат, ораторий, хоровых концертов, циклов, сюит и т.п.), подразумевающих большое разнообразие форм, принципов фактурного развития, различных сочетаний дирижерских технических приемов, стилей дирижирования и т.д.;

- дирижировать произведениями, написанными в самых различных размерах, включая переменные, предусматривающими использование соответствующих дирижерских схем, а также – дробление метрической доли в очень медленных темпах и укрупнение – в очень быстрых;

- владеть научно-исследовательскими методами подготовки дипломного реферата по одной из проблем хорового исполнительства;

- углублять и совершенствовать навыки репетиционной работы с хоровыми коллективами различных составов (детского, женского, смешанного;

- владеть методикой подготовки концертной дипломной программы.

В период обучения на 4 курсе изучается не менее 5-6 произведений, 2 из которых (одно – с инструментальным сопровождением, другое – а-сарре11а) являются концертной программой итоговой государственной аттестации по дирижированию хоровым коллективом.


^ II.4.Требования к конечному уровню освоения программы курса «Дирижирование»


Конечный уровень освоения программы курса «Дирижирование» определяется требованиями итоговой государственной аттестации, которая проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений СПО в РФ (постановление Госкомвуза России от 27.12.1995 №10) с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Итоговая государственная аттестация проводится после завершения 8 семестра в соответствии с графиком учебного процесса. Условием допуска к итоговой государственной аттестации является выполнение студентом учебного плана и сдача всех зачетов и экзаменов.

Итоговая государственная аттестация по дисциплине «Дирижирование» проводится в виде дирижерского исполнения концертной программы с хоровым коллективом, состоящей из двух произведений, одно из которых – a-cappella, другое – с инструментальным сопровождением, и 15-минутной демонстрации умений и навыков репетиционной работы с хором, являющихся особым видом защиты дипломной работы. Защита дипломной работы проводится в концертном зале или в условиях, приближенных к концертному залу.

В критерии оценки уровня подготовки студента, аттетуемого по специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) входят:

- способность управлять исполнением концертной программы, яркость и убедительность трактовки сочинения;

- техническая оснащенность (владение различными видами звуковедения, разнообразием динамических оттенков, спецификой темповых и ритмических особенностей, умение управлять исполнением произведений разнообразного характера);

- знание хорового репертуара;

- музыкальность и артистизм.

Согласно требованиям государственного стандарта образования по окончании курса «Дирижирование» «выпускник должен знать:

- активный ансамблевый и хоровой репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

- теоретические основы и историю хорового исполнительства;

-специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

- профессиональную терминологию;

- специфику хорового и ансамблевого исполнительства;

- специфику репетиционной работы в качестве руководителя хорового коллектива;

- музыкальную литературу в области хорового исполнительства;

- историю музыкального образования в России и специфику российской системы подготовки профессиональных музыкантов; современные зарубежные методики;

- современную методологию преподавания в учреждениях музыкального образования;

- педагогический репертуар;

- планирование развития профессиональных навыков у учащихся.

Выпускник должен уметь:

- организовать хоровой коллектив, ансамбль;

- работать с хоровым коллективом, ансамблем;

- петь в хоре и ансамбле;

- аранжировать музыкальные произведения для хора и ансамбля;

- аккомпанировать с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы;

- читать с листа музыкальную литературу, хоровые партии;

- адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи;

- профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами;

- играть на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач;

- преподавать в детских музыкальных школах, кружках, студиях, общеобразовательных школах;

- иметь практику обучения учащихся пению в хоре с учетом их возраста и уровня подготовки».


^ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕДИСЦИПЛИНЫ


III.1. Общая трудоемкость дисциплины



^ Виды занятий



Всего часов


По семестрам


1

2

3

4

5

6

7

8


Аудиторные практические занятия



286


36


36


36


36


36


36


34


36


Самостоятельная работа



100


12


12


12


12


12


12


12


16


Итого



386


48


48


48


48


48


48


46


52



Итоговый контроль

экзамен

экзамен


зачет

экзамен


зачет


экзамен


зачет


контрольная

работа



III.2. Учебно-тематический план дисциплины






^ Наименование темы

Общее количество часов

В том числе практические занятия

1 курс

72

72

1.

Введение

8

8

1.1.

Дирижерская техника, ее задачи и значение для управления хором

4

4

1.2.

Дирижерский аппарат и его составляющие. Основные принципы мануальной техники

4

4

2.

Основной курс

64

64

2.1.

Тактирование

10

10

2.2.

Приемы вступления и окончания

10

10

2.3.

Паузы, цезуры, дыхание

8

8

2.4.

Ферматы, акценты

10

10

2.5.

Фразировка

14

14

2.6.

Звуковедение legato и non legato в умеренном темпе

12

12

3.

Самостоятельная работа

24

24

2 курс

72

72

4.1.

Различные виды звуковедения

12

12

4.2.

Агогика

8

8

4.3.

Различные виды фермат

12

12

4.4.

Разнообразие динамики

10

10

4.5.

Ритмические трудности

12

12

4.6.

Размеры 6/8 и 6/4 по шести- и двухдольной схеме

18

18

5.

Самостоятельная работа

24

24

3 курс

72

72

6.1.

Несимметричные размеры

20

20

6.2.

Сложные агогические и динамические изменения

18

18

6.3.

Различные штрихи

16

16

6.4.

Ритмические сложности

18

18

7.

Самостоятельная работа

24

24

4 курс

70

70

8.1.

Сложные, несимметричные и переменные размеры

16

16

8.2.

Полифония

19

19

8.3.

Крупная форма

18

18

8.4.

Подготовка дипломной программы

17

17

9.

Самостоятельная работа

12

16

Итого аудиторных практических занятий

286

286

Итого самостоятельных занятий

100

100

Всего

386

386






оставить комментарий
страница1/6
Дата03.11.2011
Размер1,27 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх