Пояснительная записка Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. icon

Пояснительная записка Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.


Смотрите также:
Пояснительная записка Здоровье детей богатство нации...
Пояснительная записка рабочей программы дополнительного образования по курсу «Информатика в...
Содержани е
Пояснительная записка        Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения...
О. И. Корольчук Сибирский государственный аэрокосмический университет им академика М. Ф...
Пояснительная записка Примерная основная образовательная программа основного общего образования...
Пояснительная записка Примерная основная образовательная программа основного общего образования...
«Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах...
Пояснительная записка Химия, как одна из основополагающих областей естествознания...
«Школьное образование стратегический ресурс социального развития общества»...
Пояснительная записка         Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения...
Пояснительная записка         Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения...



Загрузка...
скачать
Пояснительная записка

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и вос­питательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозмож­но полноценное «самостояние» личности. Не случайно в кон­цептуальной части Федерального компонента государствен­ного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у уча­щихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эсте­тических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Начиная с 5 класса уче­ники изучают вершинные произведения классической литера­туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные пред­ставления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к од­ним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения опреде­ленных эстетических периодов и систем, учитель имеет воз­можность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о ро­мантизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эсте­тической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предпола­гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже­ние своеобразия творческой личности писателя и его литера­турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет­стве, — важный пример для школьника, проникающегося уваже­нием и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, сти­хотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его лично­сти. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писате­ля, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о дет­стве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жиз­ни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материа­лы и сведения, которые помогают школьникам лучше предста­вить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение).

Задачи изучения литературы представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной. Формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведе­ний данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеуроч­ное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чте­ние учащихся направляется списками рекомендованной лите­ратуры, обозначенной в программе и в учебниках.

В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, воз­можности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5—9 и 10—11 классы. Однако внутри этих основных концентров необходимо учитывать этапы взро­сления школьников в зависимости от роста их умений — техни­ки чтения, умения анализировать и формировать свое отноше­ние к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст прочитанного.

Известно, что школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, пред­метным восприятием, которым характеризуется «наивный ре­ализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художе­ственного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризо­вать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эсте­тические, так и нравственные аспекты изучаемого литератур­ного источника.

Отбор произведений, как правило, художественно совершен­ных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно (в программный курс 10—11 клас­сов введена специальная рубрика «Внутрипредметные связи»). Материал каждого учебника (художественные тексты, поясни­тельные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также вну­тренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалога школьника с товарищами по классу, с учите­лем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоде­лированном учителем художественном пространстве: книга — писатель.

Преподавание литературы в современной шко­ле должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельно­сти школьников, поэтому в программу включен материал о возмож­ных формах внеурочной деятельности школьников.

Как показала практика, внеурочная деятельность дает опти­мальные результаты в системе коллективных творческих дел. Кроме того, различают три пути для возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не на­чалось); параллельный (то есть в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала). Естественно, внеурочная деятельность по предмету не замыкается только в рамках предложенной системы и предполагает занятия и по те­мам (видам), не обязательно связанным с изучаемым литератур­ным материалом.

В начальной школе заложены осно­вы литературного развития школьника, сформированы личност­ные качества ученика как заинтересованного читателя. Безу­словно, в процессе дальнейшего литературного образования эти грани литературного развития углубляются и расширяются. Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в современных условиях, авторы учебника сочли возможным пока­зать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.

В 6 классе в основе формирования представлений о литера­туре как искусстве слова находятся сложные отношения авто­ров к своим героям, созданным ими произведениям.


Общая логика движения материала представляется сле­дующей:



Кл.

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художествен­ном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культу­ре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Харак­теристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведении, вы­зывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственно­сти, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных си­стемных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя; централь­ные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема ми­лосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставитель­ного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из яв­лений в историко-литературном процессе (классицизм). Зна­комство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобра­зием отдельных исторических процессов, изображенных пи­сателем. Выяснение своеобразия личности писателя. В связи с пе­риодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых реша­ются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек — общество — государство». Характеристика отдельного худо­жественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-лите­ратурного процесса (сентиментализм, романтизм)


То же можно сказать и о речевых умениях школьников — начи­ная с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различ­ные виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т. д.), от письменных отве­тов на вопрос переходят к сочинениям разных жанров (на литера­турную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.,);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристи­ку героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Содержание литературных произведений каждого класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концен­трическую форму для каждого класса (размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и зарубежная; произ­ведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каж­дом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и т. д. — в 5 классе, например), то есть предусматривается содержательная и структурная вза­имосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвя­зи между классами: пересекаются или продолжаются темы и писатели внутри групп классов (5—6, 7—8, 9) и внутри концен­тра 5—9, что помогает выстроить серию учебников и учебных пособий, содержательно и логически связанных друг с другом. Например, если в 5 классе идет в большей степени разговор о книге и увлечении ею пятиклассников, то в 6 классе осмысляют роль, значение и особенности художественной литературы, поднимаясь на новую ступень постижения литературного на­следства, с которым им предстоит знакомиться.

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочте­ния произведения, педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотвор­честву, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читате­ля и писателя. («Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не на­слаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гете.)

Программа 5—9 и 10—11 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, опирается на концепцию система­тического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литера­туры к литературе XX века, четко ориентирована на последо­вательное углубление усвоения литературных текстов, пони­мание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование уме­ний и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю » (С.Я. Маршак).

Теоретико-литературные понятия в 6 классе:


6 класс

Жанрово-

родовые

понятия,

категории

и термины

Структуро­образующие элементы

Образный мир

Выразитель­ные средства художествен­ной речи

Миф,

быличка,

бывальщина







Гипербола,

деталь

художественная

Предание

Исторический сюжет; легендар­ный сюжет







Волшебная сказка

Зачин, событие, отправка, преодо­ление препятствий, поединок,возвра­щение, счастливый финал, прием запрета







Сказание

Историческое предание







Историческая повесть

Жанр

Центральный персонаж — князь-воин




Плач

Вставной эпизод







Стихотворение

Композиция




Поэтические

фигуры

(градация,

риторический

вопрос) и тропы

(антитеза,

инверсия)

Элегия

Мотивы







Баллада

Лироэпический текст; фабульные элементы

Балладный герой




Роман

Замысел, тема, художественная идея, социальная и нравственная проблематика

Образы цен­тральные и второсте­пенные; авторская позиция

Портрет

Силлабо-тоническое

стихосложение

Стих,стопа







Хорей, ямб

Двусложный размер







Героическая повесть

Конфликт

Героический характер




Новелла

Развязка







Дактиль,

анапест,

амфибрахий

Трехсложный размер,стихотвор­ный ритм; пиррихий, спондей

Прототип




Автобиогра­фическая проза










Рождествен­ский рассказ

Чудо в сюжете произведения








^ Содержание программы

6 класс(68 ч)

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвящен­ные книге, читателю, писателям. Литература и другие виды ис­кусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие умений работы с учебником литературы (художе­ственное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах цредставлений о героизме, стремление познать мир и реализо­вать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискус­сия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скуль­птуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из славянской мифологии

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемир­ный потоп». Своеобразие мифологического богатыря в пред­ставлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывальщины.

Теория литературы: мифологический персонаж (развитие представлений).

Развитие речи: словесный портрет, чтение мифа, подроб­ный и краткий пересказ, цитатный план.

Связь с другими искусствами: славянские мифологические герои в русском искусстве (живопись, скульптура, музыка).


Из устного народного творчества

Сказки

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощни­ки героев сказки, сказители, собиратели. Народные представ­ления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.'

Теория литературы: структура волшебной сказки, мифоло­гические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; ска­зочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произ­ведений фольклора своей местности.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и лю­дях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жесто­кость, слава и бесславие и др.)- Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская по­весть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реали­зация; независимость, гармония — основные мотивы стихотво­рения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из литературы XIX века

В.А. Жуковский

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Те­ма любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социаль­ные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искрен­ность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедли­вость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское от­ношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пе­ресказа, цитатный план, изложение с элементами рассужде­ния.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.


Краеведение: литературная викторина «Места, где побыва­ли лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. Лермонтов

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолю­бивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Ту­чи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, лю­бовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лири­ческое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в по­вести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и раз­нообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; под­бор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литера­туры и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».


И.С. Тургенев

Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника » по выбору учащихся. Самостоятельная ха­рактеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рас­сказчика; идея произведения и авторский замысел; тропь^ и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. Некрасов

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «5 полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос сти­хотворений: разоблачение социальной несправедливости. Об­разно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Спосо­бы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-пере­движники».

Л.Н. Толстой

«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за чело­век был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные

люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родите­лей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблемати­ка рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство; (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь ъ близким, верность, преданность, чувство благодарности, ми­лосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зари­совка, составление цитатного плана.

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: пробле­мы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, ми­лосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Автор­ское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, порт­рет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка во­просов для обсуждения; план характеристики эпизода, персо­нажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в ли­тературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. Чехов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочита­ние, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров пер­сонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация конфликт в юмористическом произведении (развитие р углубление представлений); деталь и ее художественна; роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пе­ресказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведе­ний А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмори­стического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, со­ставление кадров для диафильма.

Из литературы XX века

И.А. Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании худо­жественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чте­ние наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. Куприн

Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характе­ристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произ­ведений, созвучных рассказу А.И. Куприна.

С.А. Есенин

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди ме­ня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворен­ная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворе­нии, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе »:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да

снег...»;

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос

травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепи­ца... », «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,

«Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения

других поэтов — по выбору.

М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пере­сказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

В.К. Железников

Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и че­ловека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

Развитие речи: творческая мастерская — написание расска­за по заданному сюжету.

Н.М. Рубцов

Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя ро­дина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая ком­позиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Произведения о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к ро­дине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.

«В прифронтовом лесу»; В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Яшка Лось» — по выбору.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музы­кальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Из зарубежной литературы

М. Твен

Краткие сведения о писателе. «Приключения Гекльберри Фин­на»: мир детства, образы детей. Стремление к независимости — отличительное качество маленьких героев М. Твена. Приемы со­здания детских характеров. Юмористическое и комическое.

Развитие речи: ответы на вопросы, различные виды чтения и пересказа.

Связь с другими искусствами: устное рисование.

О.Генри

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о дет­стве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

Х.К. Андерсен

Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Хри­стианские мотивы в произведении: умение отдавать, разобла­чение гордыни.

Теория литературы: литературная сказка (развитие пред­ставлений).

Развитие речи: подробный пересказ, краткий план, изложе­ние с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизне­утверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подго­товка вопросов для обсуждения.

А. Сент-Экзюпери

Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Ма­ленький принц»: когда дети открывают мир взрослым, или что бывает, когда взрослые умеют слышать детей. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.

Теория литературы: сказочное, реальное и символическое в произведении А. Сент-Экзюпери.

Связь с другими искусствами: сказка А. Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца ».


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

— образную природу словесного искусства;

— содержание изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

— изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, со­ставлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения;

• давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературно­го произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изу­ченным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведе­ниях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).




Скачать 224,31 Kb.
оставить комментарий
Дата29.10.2011
Размер224,31 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх