Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов физического факультета Составитель icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов физического факультета Составитель


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов озо факультета...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религия и культура» для студентов физического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религии» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история и теория религии» для студентов...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2010 Составитель: Зенина О. Г. кандидат юридических наук...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины социология организаций для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии религии ЮФУ Декан факультета


Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«_____»__________________2010г. ___________________________


Зав.кафедрой___________________ «____»_______________2010г.


^

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

для студентов физического факультета


Составитель –

К.ф.н., доцент


Царенкова Е.А.


Ростов-на-Дону

2010


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………….…………..3 2. Учебно-тематический план………………………………....4

3. Программа курса ………………..……………………………5

4. План лекций……………………………………………………9

5. Литература…………………………………………………….11

6. Перечень заданий для самостоятельной работы………..15

7. Вопросы к зачету…………………………………………….16

8. Тесты…………………………………………………………..17

8. Глоссарий……………………………………………………..20

9. Учебно-методическое обеспечение курса……………….21


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «Религиоведение» предназначена для обучения студентов физического факультета.

Целью курса является формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре.

^ Задачи курса:

выявить общие закономерности развития разных религиозных систем;

с позиций религиоведческого анализа раскрыть особенности вероучения, культа и организационных структур той или иной религии;

рассмотреть систему ценностей и этические нормы основных религий современности;

сформировать знание основных понятий и терминов, свойственным отдельным вероучениям;

ознакомить студентов с современным состоянием рассматриваемых религий.

^ Место дисциплины «Религиоведение» (ОПД.Ф.06) в общей профессиональной подготовке. Знания о религиях необходимы при реализации любой из форм профессиональной деятельности специалиста, включая взаимодействие с представителями различных вероисповеданий, преподавательскую и исследовательскую деятельность, работу эксперта и консультанта. В содержательном плане курс “Религиоведение” тесно связан как с основными курсами цикла общих гуманитарных дисциплин, так и с курсами по общепрофессиональным дисциплинам специальности. Согласно учебному плану, курс преподаётся в 7 семестре. Форма итогового контроля по дисциплине – зачет.

Студент, обучающийся по программе данного курса должен:

владеть современной научной информацией относительно происхождения, развития и исторической трансформации религии;

уметь рассказать о содержании вероучений конкретных религий по вопросу о сверхъестественном, о духовном и материальном мире, о происхождении человека, о душе, жизни и смерти, о вечности и воздаянии, о свободе и предопределении;

иметь представление о культовой стороне изучаемых религий;

знать важнейших представителей пантеона той или иной религии;

показать знание памятников (текстовых, художественных, архитектурных) той или иной религии;

понимать роль той или иной религии в истории определенной страны или региона;

владеть информацией об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии.

(индуизм, христианство, ислам).


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные

занятия (час.)

Лекции

Семин.


1.


2.


3.


4.

5.


6.


7



История религии как раздел религиоведения

Сущность, структура и социальные функции религии

Проблема происхождения религии

Ранние формы религии

Национальные религии Древнего мира

Национальные религии Дальнего Востока

Национальные религии Индии


4


6


4


4

6


8


4




4


6


4


4

6


8


4




-


-

-

-

-

-

-

-

-


-




ВСЕГО

36

36

-



^ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. История религии как раздел религиоведения

Предмет и методы религиоведения. Основные разделы религиоведения: философия религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, история религии. Задачи учебного курса.

Роль религии в современном мире и актуальность изучения истории религии. Статистические и социологические данные о распространении религий, численности верующих, уровне религиозности в современном мире и в России.


^ Тема 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Термин «религия» и его происхождение. Сложность и многообразие вариантов определения религии: богословские, философские, социологические, психологические и др. определения.

Религиозное сознание и его уровни (обыденный и концептуальный); основные характеристики религиозной веры как веры в сверхъестественное. Религиозная деятельность: культовая и внекультовая. Религиозные отношения.

Религиозные организации, их типы (церковь, секта, деноминация).

Анализ основных социальных функций религии: компенсаторной, мировоззренческой, культуротрансляционной, регулятивной, коммуникативной, интеграционно-сегрегационной.


^ Тема 3. Проблема происхождения и типологии религии.

Религия как исторически закономерный способ духовно-практического освоения действительности. Богословские и философско-религиоведческие подходы к проблеме происхождения религии. Теологическая концепция происхождения религии. Социологическая и психологическая концепция происхождения религии. Философско-гносеологические теории генезиса религии. Детерминанты религии (социальные, психологические, гносеологические и др.).

Основные религиоведческие концепции происхождения религии: прамонотеистическая (Э.Лэнг, В.Шмидт), мифологическая (М.Мюллер, А.Н.Афанасьев), анимистическая (Э.Тайлор), преанимистическая (Дж.Фрэзер, В.Г.Богораз, С.А. Токарев).

Богословская и научно-религиоведческая типологии религии.

Формационный и эволюционный подходы к типологии религии. Культурно-цивилизационная типология религии. Религия и этносы. Религия и циви-лизации. Всеобщность религии в истории человечества. Культурно-историческая типология религии, ее критерии.

Первобытная мифология и проблема происхождения религии. Мифологическое сознание, его черты: синкретизм, генетизм, символизм и др.

^

Тема 4. Ранние формы религии


Проблема выделения доанимистических форм религии. Магия как действия, основанные на вере в сверхъестественные связи между естественными предметами. Виды магии. Фетишизм как вера в сверхъестественные свойства естественных предметов. Тотемизм в родовом обществе, его социально-психологические основания. Тотемические табу и ритуалы.

Особенности анимизма как формы религии. Многообразие анимистических верований и культов: культы жизненного цикла (инициационные, брачно-семейные, погребальные), культ святынь и покровителей, культ предков, шаманизм, нагуализм, культ вождей, культ тайных союзов, промысловые и аграрные культы, культ племенного бога. Эволюция анимистических религий и превращение религии в самостоятельный компонент общества на стадии разложения родо-племенного строя. Устойчивость ранних религий, их функционирование в превращенной форме в условиях современного общества.
^
Тема 5. Национальные религии Древнего мира

Особенности национально-государственных форм религии. Политеизм и генотеизм. Богословское и религиоведческое понимание “язычества”. Этнические религии как культурообразующие основания древних цивилизаций.

Религия Древнего Египта. Фетишизм и тотемизм в Древнем Египте. Обожествление животных. Пантеон, теогония и космогония. Магия и сакральная речь. Храмы, жречество и культ. Религия и власть в Древнем Египте. Представления о загробной жизни: культ и священные книги.

Верования древнего Междуречья. Религии Шумера и Аккада: сотворение мира, память о потопе, представления о загробном мире, основные божества пантеона. Вавилон и Ассирия: преемственность и развитие. Отдельные божества: Мардук и Иштар. Эпос о Гильгамеше. Особенности культа и религиозного искусства.

Древняя Греция: теогония, космогония, культ и ритуал. Доэллинские религии (Крит, Микены). Формирование древнегреческого пантеона: дофессалийский и олимпийский периоды. Ритуально-обрядовая практика греческих полисов.

Религия Древнего Рима. Этрусское и греческое влияние. Римский пантеон, особенности культа, религиозные праздники и календарь, отличительные черты жречества, роль религии в государственной жизни. Инклюзивизм.

Зороастризм как религия древнеиранской цивилизации. Авестийская религия и Заратуштра. Дуалистическое вероучение. Пантеон. Культ Ахурамазды и Митры. Представления зороастризма о происхождении мира и человека, о душе и загробной жизни. Формирование идей о конце света и тенденции к монотеизму. Памятники религиозной литературы. Влияние зороастризма на формирование мировых религий. Современное состояние зороастризма.

Религии доколумбовой Америки. Религия ацтеков: пантеон, культ, космология. Божества и религиозные ритуалы в культуре майя. Религия и мифология индейцев Южной Америки.

Язычество древних славян. Индоевропейские корни славянского язычества. Образы божеств и духов в славянской мифологии. Священные места и ритуалы. Формирование общенационального пантеона у восточных славян.


^ Тема 6. Национальные религии Дальнего Востока

Религиозно-мифологические представления древних китайцев: почитание неба и культ императоров, культ мертвых, верховное божество Шан-ди, поклонение небу и земле, магия и геомантия. Конфуций и его учение. Ритуал, культ предков, сыновняя почтительность, социальная доктрина. Религиозный даосизм. Лао-цзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство и даосизм в современном мире. Синтоизм как традиционная религия Японии. Космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом (рёбу-синто). Культ императора. Синтоизм в современной Японии.


^ Тема 7. Национальные религии Индии

Доведический и ведический периоды древнеиндийской цивилизации и религии. Древнеиндийская мифология и религиозный культ. Боги древних ариев. Ведийская литература: Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), Брахманы, Араньяки, Упанишады. Брахманский период: варновый строй и учение о дхарме, карме, сансаре и мокши. Священные животные. Культы рек, деревьев, камней. Кризис брахманизма в VI в. до н.э.

Индуизм. Особенности культов Вишну и Шивы как преобладающих в индуизме. Шактизм, культ Камы. Культы Кришны и Рамы. Жрец и жертвоприношение в индуизме. Институт отшельничества. Реформаторские движения в индуизме в XIX-XX веках. Влияние индуизма на современные нетрадиционные религии.

Джайнизм: особенности вероучения и организации. Шветамбары и дигамбары.

Религия сикхов: специфика вероучения, культа организации.


^ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. История религии как раздел религиоведения

История религии в системе религиоведческого знания: предмет и методы.

Актуальность научного изучения религии и задачи курса «Религиоведение».

Лекция 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Понятие религии.

Структура и социальные функции религии.

^ Лекция 3. Происхождение и типология религий

Теории генезиса религии.

Основные подходы в типологии религий.

Проблема выделения доанимистических форм религии.

Магия, фетишизм, тотемизм как основные формы ранних религий.

Проблема типологии анимистических религий.

Основные виды анимизма в их историческом развитии.

^ Лекция 4. Национальные религии древнего мира

Национальные религии как духовные основания древних цивилизаций.

Сравнительный анализ греко-римского и славянского язычества.

Зороастризм.

Синто – традиционная религии Японии.

Конфуцианство и даосизм как национальные религии Китая.

^ Лекция 5. Национальные религии Древней Индии

Брахманизм как религиозная система Древней Индии.

Индуизм.

Джайнизм.

Сикхизм.


ЛИТЕРАТУРА


Лекция 1.

Обязательная литература

Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001. (Далее: Основы религиоведения) С. 63-65 (гл. III).

Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебник. – М.: Центр,1997. (Далее: Радугин ). С. 27-45.

Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995. C. 169-170, 184-188, 215-232.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

Лекция 2.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 76-86 (гл. IV-V).

Радугин. С.46-60.


Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995. C. 170-176.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 87-117.


Лекция 3. .

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 87-91 (гл. VI).

Радугин. С. 62-73.

Дополнительная литература

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984. С.101-111.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С. 60-81, 376-432.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Введение: § 1, гл. 2.

Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986. С. 19-22, 26-27, 50-64.


Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.


Лекция 4.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 108-132 (гл. VII §4, 6-8).

Радугин. С. 77-90.

Дополнительная литература

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 52-75.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т. 1. С. 116-162, 175-220. Т.2. С.162-191.

Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988. Т.1. С.420-427, 560-564. Т. 2. С.647-653.

Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

7. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.291-295,317-325, 356-357.

8. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

9. Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

10. Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

11. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980


Лекция 5.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 95-108 (гл. VII §1-3).

Радугин. С.80-85.

Дополнительная литература

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.207-215, 238-257, 261-265.

Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.


^




ПЕРЕЧЕНЬ заданиЙ для самостоятельной работы


1. Проблема определения сущности религии.

Контрольные вопросы:

Богословские объяснения сущности религии.

Философские определения сущности религии.

Социологические интерпретации религии.

Психологические концепции сущности религии.

Литература: Основы религиоведения. С.14-46 (гл. I).


^ 2. Мифология и религия в первобытной культуре.

Контрольные вопросы:

Этиологическая (экспликативная) функция мифа.

Миф и ритуал.

Эзотерическая и экзотерическая стороны религиозного мифа.

Литература: Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С.507-551.

^ 3. Эволюция анимистических культов в период разложения родо-племенного строя.

Контрольные вопросы:

Культ личных духов-покровителей.

Культ вождей.

Культ племенного бога.

Специфика аграрных культов.

Литература: Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С.292-306, 320-329, 330-333, 343-347, 351-357, 365-372.


^ 4. Религии доколумбовой Америки.

Контрольные вопросы:

Религия ольмеков.

Религиозные представления и культы «классических» майя.

Религиозная система ацтеков.

Литература: Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т.1. С.136-204.


^ 5. Язычество древних славян.

Контрольные вопросы:

Культовые сооружения древних славян.

Исторические этапы славянского язычества.

Языческая реформа князя Владимира.


Литература: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. С.209-213, 224-231, 412-421, 436-444, 755-761.


Форма контроля самостоятельной работы – собеседование по реферату.


^

вопросы к ЗАчЕтУ


Сущность религии и её определение в различных мировоззренческих системах.

Детерминация религии. Социальные основы, гносеологические предпосылки и психологические факторы религии.

Структура современной религии.

Религиозное сознание и его уровни.

Религиозный культ. Обряды и традиции в структуре религии.

Религиозные потребности и социальные функции религии.

Религиозная вера: ее место в религиозном комплексе, отличие от веры нерелигиозной.

Религиозные организации и религиозные отношения.

Проблема происхождения религии.

Основные формы первобытной религии и их проявление в современных религиях.

Магия и ее виды.

Тотемизм и фетишизм как ранние формы религии.

Славянское язычество и его отголоски в современности.

Религия в Древнем Египте и Древней Месопотамии.

Религия в Древней Греции и Древнем Риме.

Национальные религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм).

Национальные религии Индии

Зороастризм.


^ ТЕСТЫ


Что такое религия?

а) вера в бога;

б) форма общественного и индивидуального сознания;

в) «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил,

которые господствуют над ними; в их повседневной жизни; от-

ражение, в котором земные силы принимают форму незем-

ных» (Ф.Энгельс).


^ 2. Какие религии из перечисленных национальные?

а) конфуцианство;

б) буддизм;

в) иудаизм;

г) индуизм;

д) ислам.


3. Какие из перечисленных религий являются монотеистичес-

кими?

а) митраизм;

б) ислам;

в) буддизм;

г) зороастризм;

д) иудаизм;

е) христианство.


4. Укажите ранние формы религий?

а) фетишизм;

б) анимизм;

в) магия;

д) политеизм;

е) монотеизм;

ж) деизм.

5. Индуизм – национальная религия:

а) евреев;

б) индусов;

в) славян.

6. Направления в индуизме:

а) шиваизм;

б) шиизм;

в) вишнуизм.


7. Боги индуизма:

а) Шива;

б) Кришна;

в) Вишну;

г) Иса;

д) Будда;

е) Аллах.


8. Идеальный человек в конфуцианстве:

а) Цзюн-цзы;

б) Мо-цзы;

в) Кун-цзы.


9. Формы свободомыслия:

а) деизм;

б) пантеизм;

в) антиклерикализм;

г) атеизм.


ГЛОССАРИЙ


Аниматизм – представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей её и оказывающей влияние на жизнь людей.

^ Анимизм – вера в души и духов.

Атеизм - система взглядов, отвергающих религиозные представле-ния и религию в целом.

Благо - положительная ценность для человека.

Бог - иллюзорный образ, наделённый сверхъестественными образами.

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в исламе, возникшее

в конце 18 в. в Аравии.

Вера - система религиозных взглядов; специфическое отношение к действительным и воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что признавая существование многих богов данное племя или объединение племен, считало непосредственно покровителем лишь

одного из них и поклонялось исключительно ему.

Деизм - философско-религиозное учение, по которому бог есть без-личная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешива-ющаяся в развитие природы и общества.

Монофизитство - богословско-догматическое направление в Христи-анстве, возникшее в Византии в 5в. Основателем его считают конс-тантинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу

присуща одна природа – божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. церк. ортодоксии.

Филиокве – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589году добавление к христианскому символу веры. Добавление заключалось в утверждении, что святой дух исходит и от бога-отца и от бога-сына.

^ Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства, уста-новленное папой Григорием VII ( 1073-1085).

Экзегетика – раздел богословия, занимающийся трактовкой и толко-ванием смысла и содержания библии.

Яхве, Ягве – имя древнееврейского бога.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


ОсновнЫЕ учебникИ

Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001.

Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М.: Центр,1997.


Дополнительная литература

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989.

Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

6. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

7. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука, 1993.

9. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

10. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

11. Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

12. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

13. Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

14. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

15. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

16. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – Киев: СИНТО, 1993.

17. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992.

18. Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

19. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

20. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984.

21. Карташов А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

22. Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

23. Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

24. Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 16.

26. Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

27. Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

28. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.

29. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

30. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

31. Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.

32. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

33. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: Гранд, ФАИР-ПРЕСС, 1999.

34. Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

35. Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

36. Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

37. Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988.

39. Савельев В. И. Свобода совести: история и теория. – М.: Высшая школа, 1991.

40. Светлов Г.Е. Путь богов. (Синто в Японии.) – М.: Мысль, 1985.

41. Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986.

Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука, 1988.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.




Скачать 200,54 Kb.
оставить комментарий
Дата26.10.2011
Размер200,54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх