План проведения урока: Определение целей и задач урока, мотивация учащихся. Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования). Выступления учащихся (развёрнутый ответ, тезисы, выдержки из произведений и т д.) icon

План проведения урока: Определение целей и задач урока, мотивация учащихся. Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования). Выступления учащихся (развёрнутый ответ, тезисы, выдержки из произведений и т д.)


Смотрите также:
План проведения урока. Определение темы и задач урока...
План проведения урока. Определение темы и задач урока...
План урока: Вступительное слово учителя, постановка целей урока. Изложение нового материала...
План урока. Начало урока. Вступительное слово учителя французского языка...
План проведения урока-конференции. Фронтальный опрос учащихся по основным понятиям темы...
План урока Организационный момент Сообщение темы урока (записываем в тетрадь...
План урока: Вступительное слово учителя > Чтение наизусть стихотворения "Матери бессонны…"...
Тема урока: Свержение монархии...
План урока: I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности. II...
Развернутый конспект урока по спортивным играм (настольный тенис) для учащихся 10 класса...
План урока: Слово учителя. Доклады-сообщения учащихся...
План урока: Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока...



Загрузка...
скачать
Тема урока: Символика яблока в русской литературе.


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок – исследование

Цели урока:

Литература:

1.Изучение материала по результатам исследовательской деятельности учащихся: символика яблока в русской литературе и живописи

как прекрасное прошлое родной страны.

2.Отработка умений и навыков для использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности учащихся.

Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформулировать определения основных понятий-символов, связанных с яблоком; научить их получать информацию об этом понятии; отрабатывать навыки работы с художественным текстом, критической и научно-популярной литературой; осмысливать позицию разных авторов.

Педагогические задачи: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

^ Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.

Биология: значение яблок в жизни человека.

План проведения урока:

1.Определение целей и задач урока, мотивация учащихся.

2.Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования).

3.Выступления учащихся (развёрнутый ответ, тезисы, выдержки из произведений и т. д.).

4.Вопросы к выступающим ( ученики, учитель).

5.Ответы на вопросы, выступления оппонентов.

6.Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

7.Заключительное слово учителя.


Ход урока:

1.

2.

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит...


Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно - золотисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь...

А.С.Пушкин

Учитель литературы:

Каждый из нас наверняка помнит эти за­мечательные строки из «Сказки о мер­твой царевне и о семи богатырях». Как сочно и аппетитно описано коварное яблочко, которое так хочется попробовать, что и сде­лала доверчивая царевна — и умерла.

^ Но по­чему именно яблоко, выбрал наш любимый поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи?

Учитель биологии:

С ним в матушке-России с детства знакомы, яблочком с лета до весны хрустят. Яблоневые сады самые лю­бимые — да что и говорить — самые стойкие в «неласковом» климате России.

^ Учитель литературы:

-Не случайно в русских народных сказках так много сюжетов связано с яблоней и ябло­ками. Именно на это дерево чаще всего при­летает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочков,

- Именно яблоки возвращают здоро­вье и молодость, а иногда дарят бессмертие; - Именно яблоней и яблоками стремятся обер­нуться нечистые силы, чтобы соблазнить до­верчивых сказочных героев и погубить их...

Безусловно, Пушкин знал об этом: ведь рядом с ним была замечательная сказитель­ница — Арина Родионовна. Поэтому-то ябло­ко в его сказке — традиционно фольклорное.

^ А откуда идет эта традиция? где ее корни?

Какова символика яблока в русской литературе и искусстве?

Почему яблоню называют деревом жизни? - на этот и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить на уроке.

К уроку готовились разные группы: литераторы, художники, биологи.

Каждая группа занималась определёнными вопросами по теме урока.

Давайте обратимся к 1 – ой группе литераторов и послушаем их.


3. Исследователи:

1 группа: литературоведы:

Из мифов:

А. Яблоко символ - плод древа жизни, мировое древо, то есть ось мира, Вселенной...

Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яй­цо, связано с мировоззрением древнего человека.

1) Почти идеально круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселен­ной, космосе;

2) золотистый нежный цвет, «ру­мянец» яблочка — с красотой, здоровьем и молодостью;

3)гладкая, атласная кожица, скры­вающая сочный плод, — с тайной и богатст­вом;

2)сладость и аромат — с удовольствием и наслаждением.

Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод — плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов — это одновре­менно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной... Именно здесь, под мировым древом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье. В ветвях дере­ва прячутся луна и солнце. В мифах некото­рых народов древом мира (жизни) могли быть не яблоня, а дуб, ясень, бук или тутовое дерево. Но каким бы ни было это дерево, плодом, сорванным с него, у европейских на­родов чаще всего оказывалось яблоко...(яблоко в переводе с романских языков обозначает «райский плод)

Б.^ Яблоки вечной молодости.

На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам-нимфам Гесперидам. Как мы знаем, Гераклу удалось по­хитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, — это был его одиннадцатый подвиг. И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою оче­редь — Афине Палладе, они вновь возврати­лись к Гесперидам, ибо эти прекрасные пло­ды всегда должны оставаться в заветном саду. Вечность и бессмертие — удел богов, а не смертных.

Только души праведников и героев попа­дали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая. Скромная и тихая скандинавская богиня Идунн — владелица волшебной корзины, на­полненной яблоками юности. Ими она потчу­ет богов, и те полны сил и цветущей красоты. Никогда не пустеет корзина, потому что вза­мен каждого отданного яблока в ней тотчас появляется другое. Корзина с яблоками мо­лодости — предмет вечной зависти велика­нов, и однажды они похитили ее. Но яблоки все равно пришлось вернуть.


^ Из Библии:

Б. С распространением христианства сим­волика яблока утрачивает свою многознач­ность. В Библии_оно становится символом грехопадения человечества. Нет ничего уди­вительного в том, что все художники и скульп­торы, начиная со средневековья и кончая со­временностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем (вспомните дракона Ладона), или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запрет­ным плодом, но Ева дерзнула и не только со­рвала и попробовала сама, но и передала свое «знание» Адаму. Следствием стало из­гнание из рая на землю и весь долгий и тяж­кий путь человечества. Таким образом, ябло­ко сыграло в своем роде роковую роль.

Как и яйцо, яблоко дает бессмертие, здо­ровье, юность — следовательно, вечную жизнь, но и несет смерть: ведь человечество, вкусив плод с древа познания, стало смерт­ным и познало множество трудов и тягот на своем пути.

Не забудем еще и яблоко раздора из ан­тичных мифов. Помните, богиня Эрида, оби­девшись на богов, похитила одно из яблок Гесперид (то, что дает бессмертие!) и с надписью" «Прекраснейшей» подкинула на пиршественный стол олимпийцев. Тотчас разго­релся спор меж богинь, кому же принадлежит яблоко. Спор этот решил пастух-царевич Парис, присудив яблоко Афродите, пообе­щавшей ему в жены прекраснейшую из жен­щин — Елену, что и послужило впоследствии причиной начала долгой, кровопролитной Троянской войны, в результате которой по­гибло множество славных героев.

В греческих мифах яблоко не раз исполь­зовалось как коварный предмет соблазна. Юноша Аконтий, полюбивший во время праздника Артемиды прекрасную Кидиппу, подбросил ей яблоко, на кожуре которого вы­резал надпись: «Клянусь Артемидой, я стану женой Аконтия». Кидиппа, прочитав надпись вслух, таким образом дала клятву богине и вынуждена была выйти замуж за Аконтия.

-А теперь давайте послушаем художников.

^ 2 группа: художники.

А. Это толкование закрепили художники: об­ращаясь к сюжету грехопадения, они изобра­жали на своих полотнах и фресках райские сады с древом познания добра и зла. усыпан­ным соблазнительными плодами. Особенно выразительны эти деревья у Яна Брейгеля Бархатного («Рай»), В.Тициана («Адам и Ева»), П.Рубенса («Адам и Ева в райском саду»), Яна ван Скореля («Адам и Ева») и др.

Иногда сад или дерево заменяет ветка с яблоком или даже одно яблоко в руках у Евы, а иногда у Адама (А.Дюрер. «Адам и Ева»; Х.Б.Грин. «Адам», «Ева»; Ян Госсарт. «Грехо­падение» и др.).

Яблоко часто сопровождает младенца Христа (Дж.Беллини. «Мадонна с младен­цем»; А.Альтдорфер. «Мария с младенцем»; Лукас Кранах Старший. «Мадонна с младен­цем под яблоней» и др.): оно является алле­горией того, что Христос искупает все„грехи человечества

-Оптимистическая и светлая природа яб­лока, заложенная еще мифами (бессмертие, здоровье, красота, богатство), щедро прояв­ляется в народных сказках всего мира, где яблоко выступает в первую очередь как плод жизни и бессмертия.

1 группа: литераторы.

Из сказок:

В. Часто у многих народов повторяется мотив долгожданного рождения ребенка благодаря съеденному яблоку, как в итальянской сказке «Яблоко и кожура». В ceмье вельможи долгое время не было детей. | Однажды он встретил на улице волшебника. \

«— Синьор волшебник, как нам быть? Уж, мы так хотим сына.

Волшебник протянул ему яблоко и сказал:

— Дай это яблоко своей жене, и ровно через девять месяцев у нее родится чудес­ный мальчик». Предсказание исполнилось, но появилось два мальчика: один у знатной да­мы, съевшей очищенное яблоко, другой у служанки, съевшей кожуру: «у служанки — румяный, как яблочная кожура, а у дамы — белолицый, как очищенное яблоко». Потом Кожура окажется и сметливее, и сильнее сво­его «брата».

-Почему, как вы думаете, один родился румяный, а другой белолицый?

Давайте обратимся к группе биологов.

^ 3 группа. Биологи.

О витаминах.

Яблоки обладают ценнейшими питательными, диетическими и лечебными свойствами. (Приложение 1).

С точки зрения биологии семечко в яблоке тоже очень полезно. А что думают литераторы по этому поводу? Какую роль могло играть семечко в яблоке с точки зрения литературы?

^ 1 группа: Литераторы:

Из сказок:

В грузинской сказке «Иван-Заря» яблоки в дар бездетной семье приносит река (река жизни?): «Только наполнила кувшин доверху, как видит — несет река три яблока. Понрави­лись ей яблоки, потянулась она за ними, до­стала и понесла домой. Одно мужу дала, другое сама съела, третье с мужем поровну поделила». Соответственно трем яблокам у нее рождаются три сына: Иван-Вечерний, Иван-Полночный и Иван-Заря, Иван-Заря — самый смелый, умный, здоровый и красивый, как молодая заря, у которой впереди целый день...

В сказках яблоко являлось не только началом новой жизни, но и здоровья, юности.

В русских народных сказках чрезвычайно ин­тересен сюжет о молодильных яблоках: «Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой» (Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Вызвался на нелегкое дело Иван-царевич, с большими трудностями добрался он до сада, но попасть в него сложно, о чем предупреждает цареви­ча Баба Яга.

Молодильные яблоки, помогающие помо­лодеть, избавиться от хвори, мы встречаем и в других сказках. «Отпустила (Солнцева сестра ) его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребёнку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко — вмиг помолодеет» (русская народная сказка «Ведьма и Солнцева сестра»). «...Только отведала она этих яблок, как вмиг выздоровела и спрыгнула с постели» (немецкая сказка

« Гриф- птица»). «Взяли дети глазные яблоки, принесли их к матери, приложили к глазницам, мать и прозрела» (грузинская сказка «Пять братьев и сестра»).

-Распространённость подобного сюжета говорит о его большой популярности.

-А на самом ли деле яблоки обладают свойствами омолаживать организм человека? Обратимся к группе биологов. Что они нам скажут по этому поводу? (о масках…)

^ 3 группа: биологи.

( о кремах, масках, исследования).

1 группа: литераторы.

Из сказок:

1)А вот в немецкой сказке «Белая змея» зо­лотое яблоко с дерева жизни дарует еще и любовь: «Они поделили яблоко жизни и съе­ли его вдвоем: и исполнилось ее сердце к нему любовью, дожили они в безмятежном счастье до самой глубокой старости».

- Спо­собность яблока вызывать любовь напомина­ет об обычае многих народов цветами ябло­ни украшать невест.

С древним обычаем бросания яблок как знака любви друг к другу мы встречаемся в сказках многих народов.

1. «Поскакал дурак и взлетел на гору. Бросил принцессе алмазное яблоко на колени...» (латышская сказка «Принцесса на стеклянной горе»),

2.«Вышла королевна и бросила рыцарям золотое ябло­ко, но никто не поймал золотого яблока, кро­ме юноши, — только он вмиг его поймал и ускакал прочь» (немецкая сказка «Железный Ганс»).

3.«Принесла принцесса в корзине золотые яблоки.

— Кто поймает, тот жених будет! — сказа­ла она» (французская сказка «Волшебный свисток и золотые яблоки»).

Иногда яблоко надо не бросить суженой, а, наоборот, вырвать у нее силой: «Тому, кто на вершину Хрустальной горы трижды верхом на коне въедет и трижды золотое яблоко из рук ко­ролевской дочери вырвет, король отдаст ее в жены и полкоролевства в придачу!» (нор­вежская сказка «Принцесса с Хрустальной горы»).

^ В славянских сказках герои не бросают, а торжественно подносят яблоко суженому.

1.«Увидел в саду наливные яблочки, стал затра­гивать девушек: "Девицы, красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня за­муж пойдет"» (русская сказка «Хаврошечка»).

2. «Сорвала она яблочко, подала его пану» (украинская сказка «Дедова дочка и золотая яблонька»)

2) Иногда яблоко предвещает суженого, как в датской сказке «Золотое яблочко»: «Млад­шая, Метте, подумала и говорит: "Больше всего на свете, батюшка, хочется мне золото­го яблока с той яблони, что я нынче во сне видела. Привези ты мне его!"» А в трогатель­ной русской сказке «Безручка_» несчастная героиня, отведав золотого яблока из незна­комого сада, стала невестой своего хозяина.

-Таким образом, в мифах чудесные яблони с золотыми яб­лочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам, а в сказках яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Они выступают здесь как хранители волшебного, священного дерева, дарящего свет, тепло и красоту.

Часто они даже не едят этих яблок. «Царь дорожил яблоней, как своими глазами, и сам не рвал яблок, и другим не давал» (грузинская сказка «Пашкунджи»). «Росло в том саду де­рево, на котором были золотые яблоки. Ког­да яблоки поспевали, им вели счет...» (не­мецкая сказка «Золотая птица»). Яблоки с этого дерева в своем роде символ богатства, благополучия. Обратите внимание, описание их всегда ярко и по­этично: «А яблонька та была не простая: ут­ром листья распускались, в полдень ветви цветом покрывались, через день плоды нали­вались, да такими они были сладкими, вкус­ными и сочными — язык проглотишь» (мол­давская сказка «Лейся, свет, впереди, тьма, стелись позади»).

^ 3)Чаще всего таинственными похитителями яблок являются птицы, «...Половина ночи про­шла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яб­локи» (русская сказка «Иван-царевич и серый волк»]. «Была у них" в саду яблоня, на которой росли золотые яблоки. Всякую ночь прилетала какая-то птица и съедала их» (польская сказка_«0 прекрасной Елене»).

-Пти­цы эти, без сомнения, связаны с солнцем: об этом говорит и их оперение, и свет, который исходит от них. ^ Возможно, это поэтический образ зари...

Иногда похитителями яблок становятся чудовища или змеи, как в румынской сказке «Богатырь Прысля и золотые яблоки» или в албанской «Три королевны и чудовище».

-Найти и наказать разбойника, ворующего золотые яблоки, — дело чести молодого ца­ревича. Однако не всегда это оказывается необходимым. Иногда перо, потерянное у яб­лони Жар-птицей, открывает мир удивитель­ных приключений, где герою удается добыть все блага жизни: коня, богатство, красавицу и т.д. (русская сказка «Иван-царевич и серый волк», немецкая «Золотая птица»).

Иногда птицы, прилетающие на ябло­ню, — это заколдованные принцессы, и оставшийся караулить воров царевич под­сматривает чудесные превращения. Одна из них становится невестой царевича, в залог чего она оставляет ему яблоко (болгарская сказка «Золотые яблоки и девять пав»).

^ Таким образом, яблоня с золотыми плодами является как бы деревом судьбы (связь с древом жизни!), от которого зависит благо­получие, любовь, рождение детей.

Так, в итальянской сказке «Пастушок — малый росток» герой проклят обиженной им старушкой (очевидно, феей): «Не вырасти тебе больше ни на ноготок, пока не отыщешь прекрасную Бергальину с тремя поющими яблоками!» Чтобы снять заклятие, он отправ­ляется на поиски Бергальины и после долгого пути, полного опасностей, находит хрустальную клетку с тремя необычными яблоками.

4)В этой сказке, кстати, мы встречаем ин­тересный мотив очеловечивания яблок. Они умеют петь, вероятно, потому, что внутри спрятаны чудесные маленькие девушки-феи, принцессы или, может быть, эльфы.

В сирийской сказке «О плачущих и смею­щихся яблоках» яблоки в руках хорошего че­ловека радостно смеются и сами к нему ка­тятся, а в руках коварного обманщика плачут, рыдают и норовят от него убежать...

Яблоня и ее плод играют роль предсказа­телей судьбы, знают обо всем, что происхо­дит в мире, показывают всю его красоту: «Ка­тится яблочко по блюдечку, наливное по се­ребряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота, сол­нышко за солнышком катится, звезды в хоро­вод собираются — так все красиво, на ди­во...» (русская «Сказка о серебряном блюде­чке и наливном яблочке»).

-Эта способность яблочка опять напоминает о его связи и с древом познания, и с древом жизни: только плоду этого древа дано владеть всеми секре­тами жизни и красоты, только плод древа жизни связан с солнцем и звездами.

5) Во многих сказках яблоня спасает от бе­ды: она заслоняет своими ветвями от страшных гусей-лебедей — птиц Бабы Яги — геро­ев русской сказки «Гуси-лебеди», спасает от огромных дивов героя персидской сказки «Юсуф-шах, пери и Малек-Ахмад», превра­тившегося в яблоко; от драконов (албанская сказка «Краса земли»). Спрятанные ветвями, листьями или самими яблоками, герои нахо­дятся в безопасности от любой напасти.

Яблоко может вывести, подобно яйцу и колобку, в нужное месте («Дала ему жена яб­локо и сказала: "Покати это яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо"» — грузин­ская сказка «Дочь солнца»), может накормить и развеселить («И покатил он сразу то ябло­чко, — и явились и пития, и яства, а три музыканта так и режут...» — украинская сказка «Иван-царевич и Красная девица — ясная звездочка»). Оно может стать волшебным талисманом, открывающим сокровище (болгарская сказка «Смерть судьбичкам»).

Но яблоня и яблоки могут принести и неприятности: горе, болезнь, смерть. (Вспом­ните яблоко раздора, плод с древа познания добра и зла и т.) Иногда они могут сыграть злую шутку со сказочными героями: «Сорвал Иванушка яблоко, съел, и в тот же миг выросли у него на голове рога – большие да тяжёлые, голову к земле клонят» (русская сказка «Наказанная царевна»). О том же ру­мынская сказка «Лекарь Тодераш ». Правда, потом те же яблоки помогают героям наказать за несправедливость царей и принцесс.

Иногда в яблоке, подобно яйцу, спрятана душа демонического существа, от которого страдает весь мир, как, например, в молдав­ской сказке «Базилик зеленый и царская дочь».

Грузинская сказка «Земля возьмет своё» полна глубокого философского смысла. Юно­ша, искавший бессмертия, встретил женщину Красу, которая никогда не постареет и не ум­рет, и остается жить с ней. А когда через много лет затосковал и захотел повидать род­ных, она дала ему три яблока. Вернулся он домой и никого и ничего не узнает. «Вспом­нил юноша свою мать, детство, товарищей и загрустил. Решил он съесть яблоки, что дала ему женщина... Достал он одно яблоко, съел его, и вмиг выросла у него длинная седая бо­рода. Съел другое яблоко — подкосились у него колени, согнулась поясница, и без сил упал он на землю. Позвал он прохожего маль­чика: "Подойди ко мне, мальчик, достань из моего кармана яблоко, подай мне".

Достал мальчик яблоко, подал ему, над­кусил он его и тут же умер».

Яблоки возвращают героя земле (обрати­те внимание на название сказки «Земля возьмёт своё»), и, с одной стороны, они выступают как яблоки смерти, а с другой — они спасают человека от тоски и одиночества: нельзя быть бессмертным сре­ди смертных, бессмертие становится его на­казанием. Заметьте, яблоко подает герою мальчик, олицетворяющий собой новую жизнь взамен уходящей...

^ 2 группа: художники.

Многие художники запечатлели яблони, превратили свои райские сады в яблоневые. У С.Боттичелли («Весна») все действие раз­ворачивается в небесном саду под кронами яблонь. Главная героиня — Весна — словно выходит из этого чудесного сада навстречу зрителям. И хотя она еще только рассыпает цветы, в ветвях яблонь уже красуются на­литые соком спелые яблоки, как бы обещая тот результат, который принесет на землю Весна.

! Лукас Кранах Старший («Золотой век») тоже изображает яблоневый сад, в центре которого вокруг молодой яблоньки, усыпан­ной румяными плодами, весело кружится хо­ровод счастливых юношей и девушек. Яблоня

здесь — и центр мира, и древо жизни, оли­цетворение здоровья, молодости, счастья.

! Под древом жизни, вероятно, стоят Пер­сей и Андромеда на картине Э.Берн-Джонса «Зловещая голова», которые рассматривают в колодце под яблоней отражение Медузы Горгоны. Ужас и любопытство отражены на их лицах... И эта яблоня напоминает уже о дре­ве познания добра и зла, с которого был со­рван запретный плод, а Персей и Андромеда как бы предвосхищают любопытство Адама и Евы: нельзя смотреть на то, что запрещено, как нельзя рвать запретный плод...

Яблоко часто является символом моло­дости, здоровья и красоты. Не случайно мно­гие художники изображают свои модели с яб­локом в руках (Рафаэль. «Портрет молодого человека с яблоком»; ! В.Л.Боровиковский. «Портрет Е.И.Арсеньевой», ! «Портрет Скобеевой»). Яблоко становится обязательным атри­бутом граций (Рафаэль. «Три грации»), Венеры (А.Бронзино.«Аллегория»). Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты, как в натюрморте ! М.М. де Караваджо «Корзина с фруктами».

!!! Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д.Жилинский в картине «Под старой яблоней». Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры, символизирующие три возраста человечес­кой жизни: на переднем плане согбенная ста­руха, на заднем — молодая женщина и в цен­тре — мальчик. Всех их объединила старая яблоня, которая, без сомнения, связана с об­разом старухи, и яблоки: старуха с палкой в руке, стоящая у подпорки в виде креста, — родоначальница и основа сада и семьи, у нее, единственной, нет яблока в руках, так как жизнь ее на закате; молодая женщина с полной корзиной яблок как символ расцвета и полноты жизни; и мальчик с большим яб­локом в руке — олицетворение начала жиз­ненного пути. Яблоки лежат и на земле, напо­миная о краткости бытия и молодости. Но в картине нет ощущения драмы: она дышит спокойствием мудрости, потому что «древо жизни вечно зеленеет…

Слово биологов:( о районированных сортах яблок).

4.5.( вопросы к учащимся и ответы на проблемные вопросы)

6.Вывод:

Таким образом, если попытаться обобщить те значения, которые несет в себе яблоня в творчестве ху­дожников, а еще ранее в сказках, то в конеч­ном итоге останутся два основных: жизнь и молодость со всеми вытекающими отсюда последствиями и соблазн, несущий смер­тельную опасность, то есть те, которые при­шли к нам из самых древних мифов.

7.Эти значения преломляются в живописи, в литературе.

У В.Шекспира в «Сонете о яблоке» (№ 93) яблоко становится символом коварства, заключенного в красоте:


^ Но, видно, так угодно высшим силам:

Пусть лгут твои прелестные уста,

Но в этом взгляде, ласковом и милом,

По-прежнему сияет чистота.

Прекрасно было яблоко, что с древа

Адаму на беду сорвала Ева.


Красота женщины хоть и соблазнительна, но обманчива, как притягательно и в то же время опасно яблоко с древа познания.

В замечательной повести Д.Голсуорси «Цвет яблони» яблоня становится многозначным символом и молодости, и красоты, и любви, и соблазна, и горя, и всё произведение дышит ароматом необыкновенной ябло­ни...

^ У С.Есенина яблоня ассоциируется с ра­достью («Все мы яблоко радосги носим…»), с душой («Хорошо под осеннюю свежесть душу- яблоню ветром стряхать...») и, конечно, с традиционным русским Спасом: «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас...» Здесь, как видим, выстраивается логический типично русский «яблоневый» ряд: Радость-Душа-Спаситель.

Но корни его, бес сомнения, от дерева жизни,

И.Бунин в «Антоновских яблоках» связывает образ яблок с прекрасным ,по его мнению, прошлым родной страны, которое воспринимается как своего

Рода «Золотой век».

Чудесное НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО ИЗ ТРИДЕВЯТОГО царства, которое сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе, продолжает озарять нас своим сиянием, поить живительными соками нашу фантазию и будить неуёмную любознательность.

^ Что ж, на то оно и молодильное, чтобы уметь всё это делать…

Приложение 1

Слова: Петрова Мария 10 Б класс,

Мосевнина Мария 10 Б класс.

Музыка: на мотив песни о белых медведях.

* * *

Где-то на белом свете,

Там, где всегда жара

Есть в неизвестном месте

Яблочная страна.

Жители той планеты

Яблоки любят есть,

Их врасплох не застанет

Никогда болезнь.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Яблочки ты ешь всегда. (2 раза)

* * *

Розовенькие щёчки,

Здоровый детский смех.

Жители не знали

Старости во век.

Мимо плывут столетья,

Только морщинок нет.

В молодильных яблоках

Заключен секрет.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Вот такие чудеса. (2 раза)

* * *

Так же в стране чудесной

Много влюблённых пар.

Яблони плод запретный

Эту любовь создал.

Как нам уже известно,

Яблоко плод любви.

Любите все друг друга

И ешьте яблоки.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Яблочная страна.(2 раза

Я полюбил весомые слова, Ещё полны рассветами

Просторный август, бабочку на раме, Все ночи соловьиные.

И сон в саду, где падают плоды Коль ночи соловьиные-

К моим ногам неровными рядами. Цветёт и куст жасминовый.

Н.Майоров. И ты как прежде кажешься,

Как яблочко красивое.

Б.Слудский.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой крепкий Спас. Над кудрявыми садами

И гудит за косогором Пробегает ветерок.

На лугах весёлый пляс. А сады полны плодами-

С.Есенин. Много яблок в этот год.

Е.Трутнева.


Вот и куцы сады, в коих прорва мороженных яблок…

Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Всем нам блага подай, да и много ли требовал я…

Мне - чтоб свечи в руках, да жена чтобы пала на гроб.

Я за это для них наворую мороженных яблок…

Жаль сады сторожат.

Как погнал я коней из сторон этих гиблых и зяблых.

Кони просят овса, но а я закусил удила.

Вдоль обрыва, с кнутом, по–над пропастью пазуху яблок

Я тебе принесу, раз ты даже из рая Адама ждала.

В.Высоцкий.(Райские яблоки)


^ Но, видно, так угодно высшим силам:

Пусть лгут твои прелестные уста,

Но в этом взгляде, ласковом и милом,

По-прежнему сияет чистота.

Прекрасно было яблоко, что с древа

Адаму на беду сорвала Ева.

В.Шекспир «Сонет о яблоке» № 93


Яблоки обладают ценнейшими питательными, диетическими и лечебными свойствами.

И.В.Мичурин.


Свежие ябоки содержат до 15 % сахара, до 1,5% кислот, до 1,3% минеральных веществ(железо, марганец, кальций, фосфор, калий, натрий), а также различные витамины.

А.Я.Акиншин.


ЛИТЕРАТУРА


^ АНДРЕЕВА В., КУКЛЕ11

Энциклопедия Локид, 1999

АФАНАСЬЕВ А.Н. Нт. — М : Художественна* ямсршмм; 1957.

АФАНАСЬЕВ А.Н. Древо жизни М.: Современник, 1982.

^ АФАНАСЬЕВ А.Н. Поэтические вян на природу: В 3 т. — М.: Инцрик, 19ML

БИДЕРМАН Г. ЭнциклопедияМ.: Республика, 1996.

Братья ГРИММ. Сказки. — Ташкент 1987.

ГРЕЙВС Р. Мифы Древней Греции. — М_,"999

КУПЕР Дж. Энциклопедия символов. —

М.: Золотой век, 1995.

МЕНАР Р. Мифы в искусстве старом и новом. — М.: Современник, 1993.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. — М.: Советская

энциклопедия, 1991.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. /Под ред. С.А.Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

Персидские народные сказки. — М.: Наука, 1987.

СВЕТЛАНОВ Ю.Г. Скандинавские сказания. —М.: Детская литература, 1988.

Славянские сказки. — Нижний Новгород: Русский купец, 1991.




Скачать 213,15 Kb.
оставить комментарий
Дата25.10.2011
Размер213,15 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх