Урок по теме «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» icon

Урок по теме «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»


7 чел. помогло.

Смотрите также:
Урок по теме «…судьбы скрещенья»...
Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века» (темы были даны ранее) Перечитать роман Б...
Юрий Живаго и Кощей Бессмертный Растительная и теллурическая стихии в романе Пастернака «Доктор...
Концепция «вечного детства» в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Морозов Сергей Викторович...
Живаго Аннотация «Доктор Живаго»...
России в романе Бунина “Жизнь Арсеньева”...
Образы леса и сада в поэтике романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»...
Образы леса и сада в поэтике романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»...
Учебное пособие по спецкурсу...
Полигенетичность художественного мира романа б. Л. Пастернака «доктор живаго» >10. 01...
Календарно-тематическое планирование: 1 урок (1ч.) Биография Б. Пастернака. Анализ творчества...
Образы террористов эпохи первой русской революции в романах б. Савинкова и м...



скачать
Урок по теме «Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала.

Тема интеллигенции в романе»

Составила и провела учитель высшей категории МОУ сош №87 г. Ярославля

Мурашова Марина Германовна


Цель урока: сделать краткий обзор романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»; объяснить, что в романе широко представлены события в России начала XX века, а сам роман является «духовной автобиографией Б.Пастернака»


Задачи урока (поставлены на основе Стандарта 2004г):


  1. Воспитательные:

  • формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, показывая школьникам положительные жизненные ориентиры, например, понимание, что во все времена ценятся доброта, любовь, доверие и т.д.;

  • формировать активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее, заинтересованное отношение к событиям истории;

  • воспитывать любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

  1. Развивающие:

    • расширять круг чтения учащихся и воспитывать потребность в чтении;

    • формировать навыки историко-функционального анализа произведения;

    • учить пониманию авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

    • прививать навыки исследовательской деятельности;

    • учить самостоятельной оценке произведения;

    • развивать речь учащихся через систему заданий и вопросов;

    • продолжать учить использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

    • учить поиску информации из сети Интернета

  2. Образовательные:

    • познакомить с историей создания произведения;

    • выяснить особенности композиции романа;

    • показать, что в романе представлена Россия с 1903 – 1929 год. Это Россия, которую сорвали с правильного пути, в которой люди потеряли нравственные ориентиры;

    • показать, что мысли и чувства доктора Живаго – это мысли и чувства самого Пастернака, роман является автобиографией.


Д\З к уроку представлено в конспекте урока.


^ Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала.

Тема интеллигенции в романе

Лирическая исповедь Пастернака.

Д.С. Лихачев


Другой такой книги

о русской интеллигенции

пока что нет.

В. Каверин

I. Вступительное слово учителя.

Тема –

Цель – почему роман можно назвать «лирической исповедью Б.Пастернака»?


II. История создания произведения

«Вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на место человека в истории».

Роман был закончен в 1955 году – до XX съезда партии: смелость писателя. Роман вышел сначала за границей, имел шумный успех.

1958 год – Нобелевская премия. Травля Пастернака и рассказ о его состоянии

в ст. «Нобелевская премия»


II. Вступительная беседа к обзору романа

1Каковы ваши впечатления от романа?

Какие характерные особенности поэзии Пастернака вы находите в романе?

Это поэтическая проза, она написана подлинным поэтом. Неслучайно заканчивается роман поэтическим приложением – это роман в стихах. Мы можем говорить о лирическом начале произведения.

2 Как построено произведение?

А) Кольцо: роман начинается со смерти матери Живаго и заканчивается смертью героя.

Здесь представлен мотив пути героя, мотив памяти; роман о смерти, чтобы понять жизнь. Так вообще Пастернак трактует искусство: размышляет о смерти и творит жизнь.

Б) Основной принцип написания - противопоставление «мертвого» и «живого».

В) Образы-символы: пути, свечи, ветра, бури вьюги и т.д.

3. Жанр романа: это лирическая исповедь, это философское раздумье о времени и

о себе – так сочетается лирическое и эпическое в романе


III. Эпическое в романе.

Характеристика Пастернаком гражданской войны и революции

Сообщение по группам

Вопросы учителя

Что это было за время? Как о нём рассказывает Пастернак?

1903 – 1929 - годы действия романа – трудные для России годы

2. ^ Сообщение первой группы «Первые отклики на революцию в семье Живаго»

Эпизоды кн.1, ч.6, гл.8; кн.1, ч 6, гл. 9; кн.1, ч6, 4

Учащиеся этой группы сообщают, что сначала была радость: наконец-то будут «вырезаны старые вонючие раны», будет восстановлена мировая справедливость, «это небывалое чувство истории». Потом постепенно пришло разочарование в революции, т.к. кругом появились страшные люди. Они отличались железной волей, крутым нравом, отсутствием жалости. В городе разруха, обыски, голод.

Революция меняет людей (пример Шурочки Шлезингер, Паши Антипина)


Чтобы спасти семью, как-то выжить в это трудное время, семья Живаго собирается уехать. Здесь возникает образ пути.

^ 3. Сообщение второй группы «Образ пути в романе» кн. 1, ч7, 1 –

Анализируя эпизоды, учащиеся приходят к выводу, что перед нами Россия в миниатюре, железная дорога – это трудный путь России, это жизнь России, которую сорвали с правильного пути. Но попытки перекроить жизнь по своему усмотрению ведут к гибели людей.

^ 4 Индивидуальное сообщение

Учащийся делает анализ эпизода кн. 2, ч 11, гл. 3,4

У красноармейца и белогвардейца на груди была одна и та ладанка с молитвой о спасении. Это подтверждение того, что война идет между братьями.


Вывод: Время, в которое описано в романе, очень страшное. Жизнь пытаются ограничить определёнными рамками: правда белых и правда красных. Но ведь жизнь – естественный процесс, не надо вмешиваться в её ход.

Пастернак смело рисует нам эту эпоху, старается рассказ вести честно. Таким предстаёт эпос романа.


IV Лирическое в романе

«Лирическая исповедь Пастернака» (Д.С. Лихачев)

Образ Юрия Живаго на страницах романа.


  1. Индивидуальное задание «Истоки характера Живаго»

В семье любили музыку, понимали литературу. Семья словно осталась в своих духовных исканиях традициям XIX века.

Автор делает своего героя врачом и поэтом, т.к. врач лечит тело, а поэт – душу. Живаго великолепный диагност, интуитивно точно чувствующий, где завелась порча в организме. Жизнь в целом на своем бессознательном уровне движется великим инстинктом, а на мыслящем, человеческом этот инстинкт оборачивается интуицией.

Автор дает Ю.Живаго нейтральную профессию врача, чтобы подчеркнуть его нейтральность в мировой и гражданской войне. Военврач – лицо официально нейтральное по международным конвенциям. Нежелание героя участвовать в какой-то переделке мира подтверждается всей жизнью героя.


  1. ^ Сообщение самой многочисленной группы «Образ Ю.Живаго»

Анализ эпизодов кн. 1, кн.2, ч 9,11, 13

Выводы: Доктор Живаго – сознательный «антимеханицист», потому так чует насилие над органикой со стороны реформаторов его времени. Корсет их схем стягивает живую жизнь, омертвляет её ткани. Поэтому не принимает революцию. По его понятиям,

жизнь – естественный процесс.

Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько не вмешиваясь в неё. В романе главная действующая сила – революция. Сам же главный герой никак не вмешивается в ход событий.


V Заключительное слово учителя.

Во многом эта позиция – позиция самого Пастернака. Д.С. Лихачев писал: «Перед нами не роман, а род автобиографии самого Пастернака, автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. Это духовная автобиография, лирическая исповедь Пастернака».

^ Автор и герой – в определённой степени один и тот же человек. Живаго – выразитель сокровенного Пастернака. В этом смысле перед нами поэтическая проза.

Живаго – яркий представитель интеллигенции в романе. Его трагическая судьба – судьба многих ярких её представителей

Итак, роман о трагической судьбе русской интеллигенции во время революции, о том, что такое жизнь. У романа своеобразная художественная форма – поэтическая проза. Теперь становится понятным, почему Пастернаку дала Нобелевскую премию


Д\З после урока: сообщение «Судьба интеллигенции в романе А.Фадеева «Разгром» и

в романе Пастернака «Доктор Живаго»




Скачать 55,11 Kb.
оставить комментарий
Дата24.10.2011
Размер55,11 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  5
средне
  3
хорошо
  5
отлично
  17
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх