Алексеева Л. Ф. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. 1910-1930 годы. Книга icon

Алексеева Л. Ф. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. 1910-1930 годы. Книга



Смотрите также:
4. Список литературы по дисциплине...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Рабочая программа по дисциплине История русской литературы ХХ века...
Список литературы по дисциплине Основная литература: История русской поэзии: в 2-х т. М., 1969...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины...
­­Наталья Беликова, 2-ая французская группа, р/о, 90 баллов...
Программа курса «история русской литературы» (Х х1Х вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «история русской литературы Х v 111 века» цикла...



скачать
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ,

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЁТУ

по дисциплине «История русской литературы»

1920-1950 -е годы


Учебно-методическая литература

1. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб., 1997.

2. Агеносов А.А. Литература русского зарубежья (1918-1996). – М.: Терра. Спорт, 1998.

3. Русская литература ХХ века в 2-х тт. / Под ред. Л. П. Кременцова.­ – M., 2002.

4. Скороспелова Е. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). – М.,2003.

5. Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Книга 1. Новые художественные стратегии / Отв. ред. Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург: УрО РАН, УрО РАО, 2005.

6. Алексеева Л.Ф. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. 1910-1930 годы. Книга 1. – М.: Изд-во Высшая школа, 2005.

7. История русской литературы ХХ века. 1920-50-е годы. Литературный процесс. Учебное пособие /Авраменко А.П., Бугров Б.С., Голубков М.М., Кормилов С.И., Леденев А.В. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

8. Агеносов В.В., Бугров Б.С., Выгон Н.С. История русской литературы ХХ век: В 2ч. Ч.1 /Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007.


ТРЕБОВАНИЯ К зачёту

  • знание наизусть стихотворных текстов из предлагаемого списка (по 5 стихотворений С. Есенина, М. Цветаевой);

  • оценка за работу на семинаре;

  • знание содержания художественных текстов из предлагаемого списка;

  • письменная работа по теме «Литература русского зарубежья (первый и второй периоды)».


Список художественной литературы

(обязательная программа отмечена звёздочкой)

1.В. Набоков. Возвращение Чорба. Сказка. Рождество*. Подлец. Картофельный эльф. Музыка*. Пильграм*. Облако, озеро, башня*. Соглядатай*. Машенька. Подвиг*. Защита Лужина*. Приглашение на казнь*. Другие берега. Лолита.

2.Е. Замятин. Ловец человеков. Мамай. Русь*. Ёла. Наводнение. Пещера*. Мы*.

3. Ю. Олеша. Любовь*. Вишнёвая косточка*. Лиомпа*. Наташа. Зависть*.

4. А. Платонов. Сокровенный человек*. Котлован*. Чевенгур. Река Потудань. Джан*. Фро*.

5. Б. Пильняк. Повесть непогашенной луны*. Старый сыр. Старый дом*. Расплёснутое время. Грего-тремунтан. Мать сыра-земля*. Целая жизнь*. Голый год*.

6.М. Зощенко. Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова*.

7. М. Булгаков. Записки юного врача*. Белая гвардия*. Собачье сердце*. Роковые яйца*. Мастер и Маргарита*.

8. С. Есенин. В хате. Инония*. Октоих*. Иорданская голубица. Небесный барабанщик*. Исповедь хулигана*. Москва кабацкая*. Не гляди на меня с упрёком. Персидские мотивы*. Ты меня не любишь, не жалеешь*. Не жалею, не зову, не плачу*. Клён ты мой опавший*. Неуютная жидкая лунность*. Спит ковыль. Равнина дорогая. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель*. Чёрный человек*. Пугачёв. Анна Снегина.

9. М. Цветаева. Стихи*. Поэма Горы*. Поэма Конца*.

10. Д. Хармс. Стихи*. Старуха*.

11. М. Горький Жизнь Клима Самгина, М. Шолохов Тихий Дон, А.Н. Толстой Хождение по мукам (любое произведение по выбору).

Писатели русского зарубежья

12.Мережковский Д. Роман-трилогия «Христос и Антихрист».

13.Гиппиус З. Рассказы. Чёртова кукла. Живые лица. Стихи.

14. Тэффи. Рассказы.

15. Осоргин М. Сивцев Вражек. Вольный каменщик.

16. И. Шмелёв. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне.

17. Аверченко А. Рассказы (Юмористические). Сорные травы. О маленьких для больших. Подходцев и другие. Дюжина ножей в спину революции. Кипящий котёл.

18.Зайцев Б. Алексей Божий человек. Преподобный Сергий Радонежский. Странное путешествие. Авдотья смерть. Золотой узор.

19.Алданов М. Армагеддон. Святая Елена, маленький остров. Портреты.

20. Ходасевич В. Стихи.

21. Адамович Г. Стихи.

22. Газданов Г. Вечер у Клэр. Ночные дороги. Призрак Александра Вольфа.

23. Ремизов А. Взвихренная Русь. Подстриженными глазами.

24. Иванов Г. Стихи.

25. Поплавский Б. Стихи. Аполлон Безобразов. Домой с небес.

26. Саша Черный. Стихи. Несерьезные рассказы. Чудесное лето. Сон профессора Патрашкина. Дневник фокса Микки. Кошачья санатория. Румяная книжка.

27. Куприн А. Купол святого Исаакия Далматского. Юнкера. Колесо времени.

28. Иваск Ю. Стихи.

29. Елагин И. Стихи.

30. Ширяев Б. Неугасимая лампада. Ди-Пи в Италии. Я человек русский! Светильники Русской Земли.

31. Кленовский Д. Стихи.

32. Ржевский Л. Сентиментальная повесть. Двое на камне. Две строчки времени. Дина. Бунт подсолнечника. Звездопад.

33. Моршен Н. Стихи.

^ СЕМИНАР № 1

ТРАНСФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА


1.Гармонизация картины мира в ранней лирике Есенина: описательность, цветопись, религиозная символика, фольклорные мотивы, ориентация на устную, песенную традицию.

2.Богоборческие мотивы в творчестве Есенина «Инония», «Октоих», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик».

3.Эстетический эклектизм поэзии Есенина. Художественная красота и эпатажная грубость; стихия анархии.

4.Своеобразие любовной лирики Есенина.

5.Пейзажная лирика Есенина. Изобразительно-выразительные средства.

6.Философские мотивы в лирике Есенина. («Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя, не падай», «Кто я? Что я?»).


Литература

1. Галкина-Федорук Е. О стиле поэзии Сергея Есенина. М., 1965.

2.Наумов Е. И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.

3.Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978.

4.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

5.Мусатов М. Поэтический мир С.Есенина //Литература в школе. 1995. № 6.

6.Солнцева Н. Сергей Есенин. М., 1997.

7.Зорин А. Несказанное, синее, нежное…// Литература (Первое сентября.) 1998. № 3.

8.Красухин Г. Легенда и реальность // Литература. (Первое сентября) 1998. № 3.

9. Шубникова-Гусева Н. Есенин С.А. в жизни и в творчестве М., 2003.


^ СЕМИНАР № 2

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА М. ЦВЕТАЕВОЙ


1.Особенности любовной лирики. Своеобразие лирической героини.

2.Художественное решение темы поэта и поэзии.

3.Жанр посвящения в поэзии Цветаевой.

4.Художественное своеобразие дилогии «Поэма Горы» и «Поэма Конца»: система мотивов, композиция, поэтическая техника.

5.Особенности стиля, поэтический синтаксис М. Цветаевой.


Литература

1.Саакянц А. М. Цветаева. М., 1989.

2.Павловский А. Куст рябины. О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.

3.Зубова Л. В. Поэзия М. Цветаевой. Л., 1989.

4. Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.


^ СЕМИНАР № 3

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В. НАБОКОВА

(на материале анализа произведений – «Подвиг», «Защита Лужина», «Соглядатай», «Рождество»).


  1. Основные мотивы творчества В. Набокова (утраченный рай, личность и толпа, множественность реальности).

  2. Концепты художественного мира В. Набокова: образы бабочки, шахмат. Художественная деталь.

  3. Трансформации традиций классической русской литературы в творчестве

В. Набокова: приём игры, условность сюжетных ситуаций, приём пародийной аллюзии.

4. Сформулировать письменно основные стилевые приёмы В. Набокова.

Ответ на вопрос можно выстраивать по любому из прочитанных произведений.


Литература

  1. Дарк О. Загадка Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции// Вопросы литературы. 1990. №3. С. 243-257.

  2. Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр. соч. в 4 тт. Том 1. М., 1990.С. 3-32.

  3. Бетея Д. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского. // Русская литература. 1991.№3. С.121-1432.

  4. Михайлов О. Н. Владимир Владимирович Набоков //Литература в школе. 1991. №3. С.42-52.

  5. Кузнецов П. Утопия одиночества: В. Набоков и метафизика // Новый мир. 1992. №10. С.243-250.

  6. Липовецкий М. «Беззвучный взрыв любви»: Заметки о Набокове // Урал. 1992. №4. С. 155-176.

  7. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: (художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // Вопросы литературы. 1994. Вып.3.С.72-95.

  8. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995.

  9. Набоков В.В.: рro et contra. / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой и др. СПб., 1997.

  10. Леденев А. «Дух вечного возвращения»: В. Набоков // Литература русского зарубежья. М., 1998. С. 321-353.

  11. Букс Нора. Эшафот в хрустальном дворце. М., 1998.

  12. Шраер М. Д. Мир рассказов Набокова // Литературное обозрение. 1999. №4. С.91-92.

  13. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве В. Набокова. М., 2000.

  14. Костюков В. О художественном мире Набокова // Литература. 2000. №13.



^ СЕМИНАР № 4

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Ю. ОЛЕШИ


  1. Поэтика рассказов Юрия Олеши. На материале любого рассказа проанализировать сюжет, особенности композиции, тип героя, художественные приёмы, принципы построения повествования, особенности языкового стиля.

2.Тема нивелирования личностного начала в романах Замятина «Мы» и Олеши «Зависть».

а) черты антиутопии в романе «Мы»;

б) тема индустриализации в произведениях Замятина и Олеши;

в) особенности конфликта;

г) тип героя;

д) смысл заглавия;

е) особенности художественного метода.


Литература

1.Чудакова М. Мастерство Юрия Олеши. М.,1972.

2. Алигер М. Печальная притча. // Знамя.1987. №10.

3. Шкловский В. Глубокое бурение // Олеша Ю.К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки. М.: Худож. лит., 1989. С. 3-11.

4.Чаликова В.А. Крик еретика: Антиутопия Евг. Замятина // Вопросы философии.1991.№1.С.20-22.

5.Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике, и прочем: (Роман «Мы» Е. Замятина). СПб., 1994.

6.Русская литература ХХ века. Т.1. М., 2002. С.52-55;219-226.


^ СЕМИНАР № 5

СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ М. ЗОЩЕНКО


На материале рассказов М. Зощенко охарактеризовать особенности стиля писателя по следующему плану:

1. особенности сюжета;

2. типология героя;

3.маска рассказчика

4. элементы сказовой манеры изложения (привести примеры);

5 языковой стиль;

6. поэтика анекдота;

7. поэтика названий и финалов.


Литература

  1. Старков А. Н. Михаил Зощенко: Судьба художника. М., 1990.

  2. Самильчук О. Творчество М. М. Зощенко в 11 классе // О вы, которых ожидает Отечество… Самара, 1993. С. 219-229

  3. Гараева Н. Г. Юмор в рассказе М. Зощенко «Золотые слова» в 5 классе //Литература в школе. 1994. №5. С. 80-82.

  4. Баенова Т. По рассказам М. Зощенко. Уроки в шестом классе // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»). 1998. № 5.

  5. Колокольцев Е. Н. «Пестрым бисером вашего лексикона…». Рассказы М. Зощенко. 6 кл. // Литература в школе. 1998. №5. С. 142-148.

  6. Сухих И. Н. Судьба Михаила Зощенко // Литература в школе. 1998. №5. С. 54-67.

  7. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М., 1999.

  8. Рубен Б.С. Зощенко. М., 2006 (Серия: ЖЗЛ).



Письменное задание

^ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

(ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ПЕРИОДЫ)


Студенты должны подготовить письменное сообщение о писателе первого и второго периода русской эмиграции (персоналии указаны в списке). Сообщение должно содержать краткие биографические сведения, краткий обзор творчества и анализ любого произведения. Библиография обязательна.


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ


  1. Концепты художественного мира В. Набокова: образы бабочки, шахмат. Роль художественной детали.

  2. Своеобразие художественного стиля В. Набокова.

  3. Основные мотивы творчества В. Набокова (утраченный рай, личность и толпа, множественность реальности).

  4. Анализ поэтики романа В. Набокова (по выбору студента).

  5. Стилевое своеобразие рассказов Юрия Олеши (сюжет, особенности композиции, тип героя, принципы построения повествования, особенности языкового стиля).

  6. Стилевое своеобразие романа Ю. Олеши «Зависть»: тема нивелирования личностного начала; особенности конфликта; тип героя; смысл заглавия; особенности художественного метода

  7. Стилевое своеобразие романа Е. Замятина «Мы»: черты антиутопии; особенности конфликта; тип героя; смысл заглавия; особенности художественного метода.

  8. Поэтика рассказа Е. Замятина «Пещера».

  9. Религиозные мотивы в повести А. Платонова «Джан».

  10. Мотивы повести А. Платонова «Фро».

  11. Языковое новаторство А. Платонова.

  12. Черты антиутопии в творчестве А. Платонова («Котлован» или «Чевенгур»).

  13. Типология героя в творчестве А. Платонова.

  14. Основные особенности художественного стиля Б. Пильняка.

  15. Стилевое своеобразие романа Б. Пильняка «Голый год».

  16. Гармонизация картины мира в ранней лирике С. Есенина (описательность, цветопись, религиозная символика, фольклорные мотивы).

  17. Эстетический эклектизм поэзии С. Есенина: художественная красота и эпатажная грубость (стихия анархии, богоборческие мотивы).

  18. Любовная лирика С. Есенина.

  19. Пейзажная лирика С. Есенина (описательность, изобразительно-выразительные средства, цветопись, фольклорные мотивы).

  20. Философская проблематика в лирике С. Есенина.

  21. Целостный анализ стихотворения С. Есенина (по выбору).

  22. Основные черты поэтики рассказов М. Зощенко.

  23. Поэтика цикла рассказов М. Булгакова «Записки юного врача».

  24. Своеобразие художественного метода М. Булгакова в произведениях «Собачье сердце» и «Роковые яйца».

  25. Архетипические образы города и дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

  26. Особенности жанра и композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  27. Гротеск в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Принципы карнавализации.

  28. Концепция творчества и её выражение в системе образов и структуре романа «Мастер и Маргарита». Автобиографичность роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  29. Поэтика одного из романов по выбору (М. Горького «Жизнь Клима Самгина»; М. Шолохова «Тихий Дон»; А.Н. Толстого «Хождение по мукам»).

  30. Стилевое своеобразие лирики М. Цветаевой.

  31. Художественное решение темы поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Жанр посвящения в поэзии Цветаевой.

  32. Дилогия М. Цветаевой «Поэма Горы» и «Поэма Конца»: история создания, образы, система мотивов, композиция, поэтическая техника.

  33. Целостный анализ стихотворения М. Цветаевой (по выбору).

  34. Стилевое своеобразие поэзии Д. Хармса.

  35. Художественное своеобразие повести Д. Хармса «Старуха».

  36. Поэзия ОБЭРИУтов.

  37. Анализ стихотворения поэта-обэриута по выбору.

  38. Литература первой волны русского зарубежья: общая характеристика феномена и анализ творчества одного автора по выбору.

  39. Проблема жанра романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

  40. Поэтическая техника Б. Пастернака (по анализу стихотворений из романа «Доктор Живаго»).

  41. Символика имени главного героя. Концепция бессмертия души и евангельские мотивы в романе Б. Пастернака.

  42. Евангельские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго».




Скачать 88,22 Kb.
оставить комментарий
Дата21.10.2011
Размер88,22 Kb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх