Рабочая программа основного общего образования по литературе Пояснительная записка icon

Рабочая программа основного общего образования по литературе Пояснительная записка


Смотрите также:
Рабочая программа основного общего образования по литературе пояснительная записка...
Учебная рабочая программа по литературе в 5 классе. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа основного общего образования по литературе пояснительная записка...
Учебная рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе в 8 классе...
Пояснительная записка...
Рабочая программа по литературе пояснительная записка рабочая программа основного общего...
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с...
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с...
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с...
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с...
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с...



Загрузка...
скачать
Рабочая программа

основного общего образования

по литературе

Пояснительная записка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко -культурными фактами, необходимыми для понимания произведений.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении.

Рабочая программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе,

программы «Русская литература 19-20 веков. 10-11 классы» (М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2002),авторами которой являются С.А. Зинин, В. А. Чалмаев.

Изучение курса литературы в старших классах являет собой завершающий этап литературного образования. Вместе с тем это лишь определенная фаза формирования духовной и эстетической зрелости-процесса, не прекращающегося с окончанием школы.

Структура программы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности,-преемствености литературных явлений, различного рода художественных

взаимодействий. Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассматривать наиболее значительные явления того или иного историко- литературного периода.

Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы 19-20 веков как высокого патриотического и гуманистического единства.Любовь к России и человеку – вот главный нравственно – философский стержень курса, определяющий его образовательно – воспитательную ценность.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


В учебном плане школы на изучение учебного предмета «Литература» в 10-ом классе выделено 102 часа, в 11-102 часа (3 часа в неделю)

Обучение будет вестись по учебнику Чалмаев В.А., Зинин С.А.

Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2- х частях. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.


^ Требования к уровню подготовки выпускников


Выпускники должны овладеть следующими умениями и навыками

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19-20 в.в.

основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико – литераиурные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и лультурой; раскрывать конкретно - историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В учебном плане МОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы на изучение учебного предмета «Литература» в 10-ом классе выделено 102 часа, в 11-102 часа (3 часа в неделю)

Обучение будет вестись по учебнику

Чалмаев В.А., Зинин С.А.

Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2- х частях. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.


^ Литература XX века (102 ч.)

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

^

Литература первой половины XX века (70 час)

Обзор русской литературы первой половины

XX века (1 час)


Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
^

И. А. Бунин (4 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

^ Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина
^

А. И. Куприн (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
^

М. Горький (5 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

^ Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.
^

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века

(1 час)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.


Б. Шоу (2 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
^

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.


(8 час)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.


Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

^ Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
^ Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
^

А. А. Блок (7 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.
^

В. В. Маяковский (5 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

^

С. А. Есенин (5 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

^

М. И. Цветаева (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

^

О. Э. Мандельштам (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

^

А. А. Ахматова (5 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

^

Б. Л. Пастернак (4 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

^

М. А. Булгаков (6 часов)


Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

^

А. П. Платонов (2 час)


Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

^

М. А. Шолохов (6 час)


Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

^

Литература второй половины XX века (19 час)



Э. Хемингуэй (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
^

Обзор русской литературы второй половины

XX века (2 час)


Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


^

А. Т. Твардовский (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.


В. Т. Шаламов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).
^

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).


История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

^

А. И. Солженицын (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.


В. М. Шукшин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.


В. В. Быков (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.


В. Г. Распутин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.


Н. М. Рубцов (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.


Р. Гамзатов (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.


И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.


Б. Ш. Окуджава (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.



А. В. Вампилов (1 час)

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
^

Основные умения и навыки.


Выпускники должны овладеть следующими умениями и навыками

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19-20 в.в.

основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико – литераиурные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и лультурой; раскрывать конкретно - историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценкм литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры мажнациональных отношений.

^ Литература и средства обучения.

1 Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 2 изд., М.: «ТИД «Русское слово-РС», 2005.

2 Кондрашов В.Н. Литературные викторины.-М.: «Просвещение»,1961.

3 Богомолова Е.И. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений:Учеб.пособие. М.: Высш.шк., 1989.

4 Фогельсон И.А. Литература учит. Кн. для уч-ся.- М.: «Просвещение», 1990.

5 Энциклопедия литературных героев.-М.: АГРАФ, 1997.

6 Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя.-М.: ТЦ сфера, 2006.

7 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. М.: «Вако», 2003.

8. Школьная хрестоматия. И.С. Тургенев («Отцы и дети») МР-3

9 Школьная хрестоматия .Ф.М.Достоевский («Преступление и наказание») МР-3

10.Школьная хрестоматия Л.Н.Толстой («Война и мир») МР-3


Учебно –тематическое планирование.



Тема раздела

Кол- часов

Контрольные работы

Всего

1

Введение

2




2

2

Бунин И.А.

5

2

7

3

Куприн А.И.

3




3

4

Горький А.М.

8

2

10

5

Модернизм поэзии Серебряного века

1




1

6

Брюсов В.Я.

2




2

7

Гумилев Н.С.

2




2

8

Блок А.А.

6

2

8

9

Маяковский В.В.

8




8

10

Есенин С.А.

4

2

6

11

Цветаева М.И.

2




2

12

Мандельштам О.Э.

2




2

13

Ахматова А.А.

4

1

5

14

Пастернак Б.Л.

6




6

15

Булгаков М.А.

7

2

9

16

Платонов А.А.

4




4

17

Шолохов М.А.

7

1

8

18

Твардовский А.Т.

2




2

19

Шаламов В.Т.

2




2

20

Солженицын А.И.

3




3

21

Шукшин В.М.







1

22

Распутин В.Г.

2




2

23

Астафьев В.П.

2




2

24

Вампилов А.В.

1




1

25

Быков В.В.

1




1

26

Бродский И.А.

1




1

27

Окуджава Б.Ш.

1




1

28

Гамзатов Р.

1




1

29

Шоу Б.

1




1


^ Календарно – тематическое планирование.


предмет литература

класс 11

количество часов: всего 102, в неделю- 3 часа

уровень изучения - базовый

планирование составлено на основе программы по литературе, авторами которой являются С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, Закона «Об образовании».



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

1

Введение.Содержание курса литературы


1







2

Русская литература рубежа 19-20 веков


1







3

Бунин И.А. Жизнь. Творчество.Личность писателя.


1







4

Лирическое мастерство Бунина. «На распутье», «Сумерки», «Последний шмель».



1







5

Тема любви в прозе Бунина «Темные аллеи», «Солнечный удар»


1







6

Взгляд писателя на современную цивилизацию в рассказе «Господин из Сан-Франциско»



1







7

«Чистый понедельник».Тематика. Проблематика.Образная система.


1







8

Куприн А.И. Жизнь.Творчество.Личность.


1







9

Повесть «Гранатовый браслет»

1







10

Талант любви в повести «Гранатовый браслет»


1







11

Контрольная работа по творчеству Бунина И.А., Куприна А.И.


1




Тестирование

12

Контрольная работа по творчеству Бунина И.А., Куприна А.И.


1




Сочинение

13

Горький А.М. Жизнь. Творчество. Личность.


1







14

Раннее творчество писателя. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»










15

Горький-драматург.

1







16

Пьеса «На дне».Тема дна и его обитателей.


1







17

Роль Луки в драме Горького «На дне»


1







18

Трагическое столкновение двух правд: правды утешительной лжи и правды веры в человека



1







19

Роман «Мать».Обзор.

1







20

Роман «Мать».Образ матери.

1







21

Контрольная работа по творчеству А.М. Горького


1




Тестирование

22

Контрольная работа по творчеству А.М. Горького.


1




Сочинение
















23

Модернизм поэзии Серебряного века. Обзор литературных течений.


1







24

Брюсов В.Я. как теоретик символизма.


1







25

Поэзия В.Я. Брюсова. «Работа», «Россия», «Каменщик».


1







26

Гумилев Н. С. Жизнь. Творчество. Личность.


1







27

Лирический герой поэзии Гумилева Н.С. «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай».



1







28

Блок А.А. Жизнь.Творчество.Личность.


1








29

«Стихи о Прекрасной Даме»(«Незнакомка», «Предчувствую тебя», «Вхожу я в темные храмы».



1







30

Тема любви к Родине в лирике Блока А.А.: «Россия», «Русь», «Река раскинулась»



1







31

Трагедия поэта в «страшном мире».













Цикл «Страшный мир», «Возмездие»: «О доблестях, о подвигах, о славе», «Ночь, улица»,



1










«В ресторане»

























33

Поэма «Двенадцать». Старый и новый мир.


1







34

Неоднозначность трактовки финала.


1







35

Контрольная работа по творчеству В. Брюсова,Н. Гумилева, А. Блока.







Сочинение

36

Контрольная работа по творчеству А.А.Блока.







Тестирование

37

Маяковский В.В. Жизнь.Творечтво.Личность.


1







38

Дооктябрьское творчество поэта. «А вы могли бы?». «Нате!» «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»



1







39

Художник и революция. «150000000»,»Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». Обзор.



1







40

Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»


1







41

Сатирические произведения В.Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся»



1







42

Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», отрывок из поэмы «Во весь голос»



1







43

Тема любви в лирике В.В. Маяковского: «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»



1







44

Новаторство поэзии В.В.Маяковского


1







45

Есенин С.А.Жизнь. Творчество. Личность.


1







46

Родная природа в лирике С.А. Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная!», «Спит ковыль», «Русь советская», «Край любимый»



1







47

Тема любви в лирике С.Есенина: «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу», «Шаганэ ты моя, Шаганэ»



1






















48

Любовь и сострадание ко всему живому в лирике С.А.Есенина: «Мы теперь уходим понемногу», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке», «Поет зима», «Лисица»



1







49

Контрольная работа по лирике В.Маяковского, С.Есенина


1





Сочинение

50

Контрольная работа по лирике В.Маяковского, С.Есенина


1





Тестирование

51

Цветаева М.И. Загадки судьбы.

1







52

Цветаева и ее лирический герой («Моим стихам», «Имя твое», «Кто создан из камня», «Тоска по родине», «Мне нравится», «Красною кистью…»



1







53

Мандельштам О.Э. Жизнь.Творчество. Личность.


1







54

Лирика Мандельштама О.Э. «Бессонница», «Гомер», «За гремучую доблесть», «Я вернулся в мой город» ,«Век»,«Пешеход»



1







55

Ахматова А.А. Жизнь.Творчество.Личность.


1







57

Психологизм поэзии Ахматовой А.А. «Из заветной тетради», «Не с теми я , кто бросил землю», «Мне голос был», «Родная земля»



1







58

Любовная лирика Ахматовой «Песня последней встречи», «сжала руки под темной вуалью», Сероглазый король», «Ты письмо мое, милый не комкай»



1







59

Поэма «Реквием».Личная тема и образ страдающего народа


1







60

Контрольная работа по творчеству Цветаевой М.И., Ахматовой А.А., Мандельштама О.Э.

1




Сочинение

61

Пастернак Б.Л. Личность.Творчество.


1







62

Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака ( «Февраль.», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до само сути», Снег идет», «Плачущий сад»










63

«Доктор Живаго». Обзор.

1







64

Юрий Живаго и проблема интеллигенции в революции


1







66

Анализ отрывка из романа «Доктор Живаго»


1







67

Лирические стихи в романе «Доктор Живаго»


1







68

Булгаков М.А. Жизнь.Творчество. Личность.


1







69

«Мастер и Маргарита». Проблематика.Композиция.


1







71

Введение в роман.

1







72

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.

1







73-74

Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты


2







75

«Нечистая сила» в романе

1







76

Контрольная работа

1




Сочинение

77

Платонов А.П. Страницы жизни и творчества.


1







78

«Котлован».Характерные черты времени.


1







79

Пространство и время в повести «Котлован»

1







80

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован»



1







81

Шолохов М.А. Жизнь.Творчество.Личность.


1







82

«Тихий Дон». Споры вокруг романа.


1







83

Картины жизни донского казачества.


1







84

«Чудовищная нелепица войны в изображении Шолохова

1







85

Гражданская война в изображении Шолохова.


1







86

Григорий Мелехов-правдоискатель

1




Домашнее сочинение

87

Твардовский А.Т.Жизнь и творчество.


1






















88

Лирика Твардовского

1







89

Шаламов В.Т.Жизнь и судьба.

1







90

«Лагерная тема» в творчестве писателя


1







91

Солженицын А.И. Жизнь и творчество.


1







92

«Матренин двор»

1







93

Шукшин В.М. Жизнь и судьба.

1







94

Рассказы «Экзамен», «Чудик»

1







95

Распутин В.Г. «Прощание с Матерой»


1







96

Астафьев В.П. «Людочка».Потеря нравстенных ориентиров в обществе.



1







97

ВампиловА.В. и его драматургия. Пьеса «Старший сын»


1







99

Быков В.В. «Сотников»

1







100

Окуджава Б.Ш. Жизнь и творчество.


1







101

Гамзатов Р.Жизнь и творчество.

1







102

Резервный урок

1










оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер396 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх