Как и видно из названия, этот доклад посвящен сокрытым, тайным народам и их обиталищам. Здесь может возникнуть закономерное возражение, что, если под сокрытыми icon

Как и видно из названия, этот доклад посвящен сокрытым, тайным народам и их обиталищам. Здесь может возникнуть закономерное возражение, что, если под сокрытыми


Смотрите также:
Думая о том, что я вновь буду преподавать в клинике Святой Анны...
Программа не разрешит сохранять файлы, имеющие формат...
«Э, ребята, вы что, шуток не понимаете? Это же сказки, совесть имейте!»...
Автор: Наталья Яценко...
Может быть, не такое уж далекое мы, возможно, будем недоумевать...
«История это не то, что было. Это то, что может быть потому что было однажды…»...
Консультация для педагогов Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития...
Сокровища Русского Cевера. Москва, Cтройиздат, 1989...
Сказка о дожде...
«Единство, – возвестил оракул наших дней...
Arial полужирный, 12pt, все прописные. Абзац выравнивается по центру, без отступов...
Реферат на тему: Электрический ток в различных средах...



Загрузка...
скачать
Сокрытые народы


Толвэн


Введение


Как и видно из названия, этот доклад посвящен сокрытым, тайным народам и их обиталищам. Здесь может возникнуть закономерное возражение, что, если под сокрытыми народами понимаются фейри, эльфы и им подобные, то такого рода материалов публиковалось много и писать еще одну обзорную статью не имеет смысла. Действительно, цель настоящей работы не в том, чтобы дать общее представление об этих этносах, а в том, чтобы рассмотреть именно характерный для них момент потаенности существования, который и придает вопросу о существовании этих существ специфический «волшебный» колорит. Так что, своим появлением эта тема обязана тому, что даже при самом поверхностном знакомстве с фольклором, посвященном эльфам и фейри, сиртя и дивьим людям, мы обнаруживаем, что все эти существа жили скрытым от людей образом. И если мы допустим в качестве рабочей гипотезы, факт существования волшебных народов, то нам придется признать, что именно благодаря скрытости их существования, оно до сих пор не признано ни наукой, ни большинством наших современников.

В самом начале настоящего доклада мне хотелось бы сказать, о том, что он не претендует на научное рассмотрение заявленной темы, так как на современном этапе развития эльфистики, она не может претендовать на звание комплексной науки вообще. Этот аспект изучения эльфов очень тесно связан с самой темой заявленного доклада, и требует отдельного пояснения.

Когда мы пытаемся исследовать вопросы существования эльфов на Земле, то мы опираемся, как правило, на два источника – литературные произведения, им посвященные и собственно фольклор – иногда они смешиваются ввиде легенд и мифов. Под фольклором понимается народное творчество ввиде песен, сказок и бывальщин о встречах людей с эльфами, а также, если затронуть современный период развития фольклора – многочисленные рассказы и свидетельства о таких контактах в недавнее время. Все эти тексты можно отнести к особого рода фольклору, так как они сохраняют практически все традиционно фольклорные черты, такие как преимущество устной формы, воспроизводимость, вариативность, стереотипность персонажей, сериальность и другие, о которых мы скажем ниже.

И здесь каждый отдает себе отчет в том, насколько зыбок и ненадежен этот материал. Было бы наивным предполагать абсолютную правдивость и объективность фольклорных рассказов. Человеческая фантазия велика, к тому же самый искренний рассказ в последующей интерпретации неизбежно будет искажаться. Естественно, что с годами рассказ человека о случае, произошедшем в реальности, может приобрести все черты обычной байки, вызывающей то страх, а то и смех у слушателей. Кроме того, не следует сбрасывать со счета то, что имеющиеся летописные и прочие свидетельства о встречах с эльфами и фейри в прошлые века были записаны и интерпретированы людьми с образом мышления сильно отличающимся от нашего. Правильно отмечалось, что для такого рода фольклора характерно выраженное религиозное сознание его носителей, мировоззрение которых значительно отличалось от нашего. Попытки классификации сведений о волшебных существах, их научное осмысление в течение очень длительного исторического периода было для них вещью нехарактерной. В тех же случаях, когда автор того или иного письменного источника пытался дать классификацию, не отграничивающуюся перечислением, она, зачастую оказывается неприменима или практически неприменима в наши дни и для наших целей.

Кроме того, для ранней истории Европы и Британии характерна сакрализированность науки и ограниченное распространение научных знаний о мире внутри общества. Так, если мы будем говорить о кельтской культуре, поставившей, пожалуй, наибольшее количество сведений о волшебных существах, то для нее характерна фрагментарная природа сведений о кельтской религии, законах, генеалогии, поэзии и, конечно, об их представлениях об эльфах. Кельты не записывали этого ни на собственном, ни на латинском или греческом языках, что делалось, скажем, для деловой переписки. Священные знания, знания об основах основ социума передавались устно, от учителя к ученику, или же между посвященными. Объем такого рода знаний был весьма велик – так, обучение друида занимало около 20 лет, а филида – от семи до двенадцати, но вот о самой «образовательной программе» мы можем только гадать. Эта опора на устную память представляет собой одну из наиболее характерных черт кельтской культуры, которая сохранилась до сих пор, и является наибольшим затруднением при попытке составить сведения о волшебных этносах раннего кельтского средневековья. Фактически, все письменные кельтские источники, описывающие мифологию этих стран, были записаны не ранее VII-VIII веков, хотя и описывают события гораздо более удаленные по времени.

Еще одна черта фольклора – анонимность. Документированные свидетельства о встречах с эльфами и другими волшебными существами сравнительно редки, а большой пласт различных легенд и бывальщин, как правило, не указывает имени рассказчика, так что проверить его правдивость будет невозможно – но это только часть проблемы. На самом деле в такой черте, как анонимность фольклора можно усмотреть способ отказа самого рассказчика от ответственности за правдивость этой истории – «за что купил, за то и продаю» - и, таким образом, рассказ обрастает немыслимым количеством фантастический подробностей.

Поэтому, изучая эльфов, мы на самом деле изучаем исключительно представления о них, дошедшие до нас зачастую из глубины веков и, несомненно, сильно искаженные. В такой ситуации необходима крайняя осторожность и скептицизм в обращении с материалами, поэтому в данной работе я пытаюсь только по возможности классифицировать имеющиеся сведения о сокрытых народах и обозначить общие черты, связывающие народные представления о волшебных существах в разных странах.

Прежде всего, необходимо определить, что такое сокрытые народы и какие этносы могут быть к ним отнесены. Для целей настоящего доклада под ними понимаются устойчивые социальные группы, существование которых может быть зафиксировано в народной традиции или же других источниках, но официально не признано современной наукой. Как правило, представителям таких этносов приписываются довольно устойчивые черты, к наиболее характерным из которых относятся магические способности или же «волшебная» природа самих этих существ. Основное внимание я буду уделять тем этносам, относительно которых существуют какие-либо подтверждения их существования, т.е. не буду касаться существ явно фантастических (людей с песьими головами, сирен и т.д.). А также тем, относительно которых можно выстроить предположение в их сродстве с эльфийскими или «околоэльфийскими» этносами, такими как Туата де Даннан, ши, альвы и т.п.


^ Устойчивые черты сокрытых народов в мифологии.


Мировой фольклор и литература колоссальны, и если бы мы задались целью сосчитать всех волшебных существ в нем описываемых, то их были бы тысячи – от очень похожих на человека, до совершенно немыслимых. Причем, довольно многие из них обладают теми чертами, которые в обыденном сознании закреплены за образами фейри, эльфов, гномов, троллей, и других. И, как мы знаем, все эти существа обитают, скрываясь от людей, в своих собственных жилищах, как своего рода отшельники. О них у нас и пойдет речь.

Одним из возможных доказательств сокрытых нечеловеческих этносов может послужить тот факт, что и человеческая история знала такого рода примеры. Не следует полагать, что тайные племена и сокрытые народы образуют только волшебные существа или что они существовали лишь в незапамятной древности. История говорит о том, что в тяжелые и страшные времена многие из людей уходили в леса и горы, где и жили многие годы, а то и века. Некоторые источники указывают, что потомки пиктов, одного из самых загадочных народов древней Шотландии жили в горах спустя многие столетия после своего исчезновения с исторической сцены. Если обратиться к истории нашей страны, то рассказывают, что после Революции 1917 года, во время Гражданской войны крестьяне, а также солдаты и офицеры Белой Армии и разного рода вооруженных формирований уходили в леса и горы, где образовывали свои поселения. Вроде бы – ничего невероятного здесь нет и это явление «белой партизанщины» никак не относится к теме настоящего доклада. Но так кажется только тогда, когда мы не знакомы с любопытными материалами о полумистическом существовании этих отрядов до нашего времени. Об этом писал А.Н. Буровский в книге «Сибирская жуть-7», приведу обширную цитату из этой книги в сокращении: «В 1960 е годы некоторые люди, совершенно независимо друг от друга, рассказывали о странных встречах в лесу. Судя по всему, такие встречи происходили и раньше, но тогда о них не говорили, а тут языки постепенно развязывались. Встречи эти происходили на западе и на юге Красноярского края, в очень красивых живописных местах - в лесостепи, на берегах невероятно красивых озер и речушек, в горной тайге (…) Бывало, что и к рыбакам, и к охотникам, и просто к отдыхающим на озерах в красивой, интересной местности подходили не знакомые никому люди. На этих людях была странная несовременная форма: эдакие белые кителя, охваченные ремнями наперекрест, фуражки с двуглавым орлом, портупеи (...) Эти люди появлялись вооруженными, они несли винтовки, а в кобурах торчали револьверы несовременного образца. Эти люди подходили к отдыхающим, заводили с ними разговоры, порой даже пытались помогать (...) Это были совершенно материальные личности; им можно было пожать руку, и рука отнюдь не проходила сквозь их тела. Порой они ели и пили, (…). Вообще у этих людей была только одна неприятная особенность - они приходили неведомо откуда и уходили неведомо куда. Ну, и странная форма, странное оружие. (…) Последний раз я слышал о них в 1994 году, когда двое «таких» пришли к бабке Александре на огород, завели разговор о погоде и об урожае». Заканчивает А.Н. Буровский тем, что эти люди вскопали деревенской жительнице огород и, поужинав, удалились в лес.

Никак не могу прокомментировать данное повествование с точки зрения его объективности, но, несомненно, даже факт наличия устойчивого фольклора об отрядах царской армии, до сих пор, скрывающихся в лесах, говорит о многом. Прежде всего – о том, что образ тайных жителей лесов является крайне стабильным в народном сознании, и что постепенно эти лесные обитатели приобретают все больше волшебных черт – обратите внимание на сам оборот речи, когда «белые» уходили «неведомо куда». Это «неведомое», таежный вариант «Острова Крым» уже подернулся мистической дымкой, а ведь со времен пресловутой Гражданской войны на момент появления этого фольклора не прошло и полувека.

Но самым известным случаем такого рода из числа зафиксированных и хорошо изученных является пример семьи старообрядцев Лыковых, которые прожили много лет, совершенно или практически совершенно отрезанными от цивилизации. Для нашего повествования примечательно, что семейство Лыковых состояло из вполне обычных людей и никакого волшебного флера их не окутывало, так что жили они буквально питаясь плодами своего огорода, убитой дичью и тому подобным – условия, отчасти приближающиеся к первобытным. И, тем не менее, они выжили, несмотря на крайне суровые условия Западных Саян – ситуация стоящая нашего интереса в данном докладе.

Однако здесь мы будем говорить не о людях, а о сокрытых волшебных народах. Наиболее притягательными и загадочными существами для современного мира оказались эльфы. И для большинства их «классический» образ представляют собой Эльдар, как их описывал Дж. Р. Р. Толкиен. Потому, когда энтузиасты пытались найти доказательства существования эльфов на Земле, объектом поиска, в большинстве случаев, были именно такие существа. Тем более, что и сам Профессор предупреждал что мелкорослые фейри не имеют с эльфами ничего общего и призывал чуму «на Уилла Шекспира с его пресловутыми крылатыми малютками!». В любом случае, если мы понимаем под эльфом существо, подобное человеку, и отличное лишь очень долгой или же вечной жизнью, красотой, и способностями к изящным искусствам, то наиболее близкими к этому образу будут уже упомянутые ши, бывшие Туата де Даннан, которые жили в холмах Ирландии. Примечательно, что эти существа действительно имеют право называться своего рода классическими или даже истинными эльфами. Они и впрямь были известны куда раньше, чем английские фейри, они известны с самых древних, еще друидических времен. И как раз ши, они же сиды, внешне походили на человека куда больше, чем более поздние фольклорные создания.

Но известно и огромное множество прочих сокрытых народов или существ, которые, несмотря на все отличия, имеют множество общих черт с эльфами. Если мы коснемся славян и северных народов, то встретим и уже упомянутых дивьих людей, «чудь белоглазую», сиртя и некоторых других волшебных существ. Некоторые исследователи, даже напрямую отождествляют их с эльфами, правда, скорее не с сидами или альвами германской мифологии, а скорее, с фейри.

Одним из самых интересных моментов, с которыми мы сталкиваемся даже при поверхностном взгляде на мифы и легенды разных стран, это некие устойчивые черты, которые касаются сокрытых народов. Сложно судить, до каких пор эти представления объективны и где переходят в обычный сказочный фольклор, придуманный самими людьми, но как факт это сходство можно констатировать.

Перечислю некоторые из них: потаенное от людей существование под землей, на дне водоемов, в холмах и т.п.; необычная, отличительная от людей внешность, при общей антропоморфности облика; долгая жизнь или же бессмертие; магические способности, владение волшебством или же просто «премудростью» в магическом аспекте; традиционность, подчеркнутая общинность быта таких народов.

Ниже мы попытаемся рассмотреть каждую из этих характеристик в историческом и собственно мифологическом аспектах. Там где это потребуется, мы станем проводить определенные параллели с человеческой историей, культурой и ремеслами, тем более, что судя по описаниям сокрытых народов в мифологии здесь имеется не так много принципиальных отличий.

Но сначала мне хотелось бы сказать о том, как сильно, порой просто разительно меняются представления об эльфах с веками. По сути, этот процесс – превращения волшебных существ из легендарных воителей и мудрецов в разновидность сказочных созданий, когда злобных, когда шаловливых и веселых – распространен практически повсеместно в Европе. Так, скажем, германские альвы и цверги превратились в гномов, чей образ, с постепенным искажением стал просто забавной сказкой. В России этот процесс произошел, пожалуй, несколько по-иному. Предания о потаенных народах бытовали еще в первой четверти двадцатого века, но очень быстро были оттеснены в область вымысла и давних быличек. Но лучше всего этот процесс демонстрирует преображение образа ши (сидов) в Ирландском фольклоре. Для иллюстрации этого, обратимся к истории.

Полагают, что Ирландия впервые была заселена приблизительно в 7500-е годы до н.э. мезолитическими рыболовами и охотниками, предположительно из Шотландии. Напомню, что в Шотландии первое присутствие человека датируется примерно серединой VIII века до н.э. . Им пришли на смену неолитические люди, которые использовали кремневые орудия, и затем люди из Средиземноморья, известные в легендах как Фир Болг («люди мешков»), которые использовали бронзовые орудия. Еще позднее здесь появились уже упоминавшиеся пикты, также люди бронзового века. Эти народы и образуют самое древнее, до-кельтское, а точнее иберийское население Ирландии. Ученые полагают, что пришли эти племена из Испании и Франции, откуда и ведет свое происхождение, развитое скотоводство до-кельтской Северной Британии. И только намного позднее в Ирландии начался период кельтского владычества.

Предположительно история кельтов, как индоевропейского этноса началась в III тысячелетии до н.э. и связана с культурой шнуровой керамики и боевых топоров. Следы кельтских поселений находят на юге и западе Германии, Австрии, в некоторых районах Франции. С 500 года до н.э. кельты начали расселяться по всей Европе. Они заняли нынешние Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Северную Италию, дошли до Рима, завоевали Испанию и создали там кельто-иберийскую культуру, образовали государство Галатию в Малой Азии, в 279 году до н.э. заняли Грецию. Предполагают, что они доходили даже до Киева. Считается, что Северную Британию кельты заселили приблизительно в 390-е годы до н.э. Так что кельтское население, хоть и проживает в этих местах давно даже по историческим меркам, но все-таки не является самым древним. И, разумеется, обустроенные холмы и мегалитические каменные сооружения были построены не ими.

Вот эти холмы и представляют собой наш особый интерес, так как напрямую связан с племенем Туата Де Даннан – они же более поздние ши, сиды, сидхе – волшебные существа, наиболее отвечающие «классическому» образу эльфа. Эти холмы также носят название сидов и по преданиям были обиталищем народа богини Дану, (Tuatha De Danann).

Вопреки распространенному представлению, эти холмы, как обнаружили археологические раскопки, связаны не столько с захоронениями, сколько с астрономическими наблюдениями и могут представлять древнейшие обсерватории. Подобного рода сооружений множество не только в Ирландии, они рассеяны по всему миру, от самой Азии. Как писал Е.В. Васильев в замечательной работе «Мифологическая концепция ирландского “Сида”»: «можно провести интересную параллель между сидом (дольменом) Нью-Грейндж Ирландии (датирован между 3320 и 2910 г.г. до нашей эры) и мегалитического комплексом Псынако-1 на Кавказе, конструктивно несколько напоминающим неолитический могильник в Ирландии, дромос которого отмечает восход Солнца во время зимнего солнцестояния. Также обращает на себя ориентация – Нью-Грейндж ориентирован с Северо-запада на Юго-восток, как и, скажем, Кривомеченский конь-камень, хотя в случае Ирландии это один из немногих мегалитических памятников, имеющих подобную ориентацию». Изначальным назначением холмов вовсе не были могильные сооружения, курганы. Так они стали использоваться только спустя столетия после своего возведения, людьми, которые уже не знали назначения холмов и приносили хоронили там урны с прахом умерших или же приносили близ него жертвы.

В кельтской истории Ирландии эти холмы, как уже было сказано, всегда ассоциировались с ши, которые, в незапамятные времена, якобы уступили людям «наземую» часть страны, а сами ушли в холмы – где и живут многие века. Это представление, само по себе, очень интересно и его можно было бы разобрать отдельно, тем более, что народ сидов (Aes Sidhe) – это не только чудесные обитатели холмов, но и жители заморской страны, вовсе отличной от нашего мира, но в рамках темы сокрытых народов нас интересует другой вопрос – как изменились ши, или же представления о них в ходе истории.

Итак, ши – это преобразованный с веками образ Туата Де Дананн, племени богини Дану. Их нередко прямо называли богами или, по крайней мере, приписывали им сверхъестественные способности, знания и умения. Считается, что свои познания о магии и окружающем мире ши почерпнули: «На Островах на Севере Мира были Племена богини Дану и постигали там премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света. В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание и дьявольское ремесло — Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе...1». Так что и потом их называли «самыми красивыми, самыми изысканными в одежде и вооружении, самыми искусными в игре на музыкальных инструментах, самыми одаренными умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию». С этого момента и начался своего рода «героический» период Туата Де Дананн, который хорошо описан в кельтских мифах и представляет собой, по большей части, историю их войн.

Однако, уже в ранее Средневековье и поздней, героический и воинственный народ богини Дану, этого прообраза Богини-Матери, превращается в уже хорошо знакомых нам сидов или ши – подземных обитателей холмов. Они уже не ведут войн и держатся скрытно, редко выходя наружу, но все еще остаются народом богатым, искусным и, конечно, волшебным.

А потом, приблизительно с XVI в. мифология начинает полниться рассказами об «обычных» эльфах и фейри – мелкорослых и проказливых существах, которые водят хороводы под луной, музицируют, но могут быть опасны для случайного прохожего-человека. Правда, те же самые былички услужливо рассказывают и о способах защиты от них, скажем, с помощью железа. А уже к XVII-XVIII векам рассказы о встречах с существами, подобными Туата Де Дананн становятся в Ирландии редкостью. Память о них остается, и крестьяне по-прежнему оставляли для сидов на ночь еду – это было явным пережитком представления о ши, как о богах, контролирующих урожай. «Ведь», - как пишет уже процитированный Е.В. Васильев - «после завоевания сыновьями Милля, племена богини лишили своих завоевателей пшеницы и молока, как мог сделать и "волшебный народ" в более позднее время». Процесс деградации налицо – ранние предания говорили о воинах-волшебниках, поздние – о фейри, схожих с нечистью. Таким образом, мы видим, что образ эльфа не является стабильным и изменяется в истории – причем, скорее в сторону деградации, чем в сторону развития.

Если же говорить о тех устойчивых признаках сокрытых народов, о которых было сказано в начале главы, то они также откроют нам интересные закономерности.

Разберем вкратце каждый из них.

Сокрытые народы я называю так, оттого что само их существование отнюдь не очевидно, окутано тайной и вообще закономерно ставится под сомнение. Строго говоря, невозможно быть уверенным в том, что таковые существуют в действительности, а не являются разновидностью сказочных, полностью придуманных существ. И виной тому не излишний наш скептицизм, а только то обстоятельство что подлинно научными методами бытие каких-либо других антропоморфных этносов или подвидов, кроме человека зафиксировано не было. Однако, практически все народы мира знают мифы и легенды о существовании волшебных племен, нечеловеческого происхождения. У ряда исследователей подземного мира существует устойчивое мнение, что входы в подземные города человекоподобных обитателей существуют в Эквадоре, на Памире и даже в Арктике и Антарктике. Автор книги о Шамбале Эндрю Томас утверждает, что в вершине горы Шаста в Калифорнии есть прямые, как стрелы, подземные ходы, которые ведут в штат Нью-Мексико и далее - в Южную Америку. В свое время знаменитый английский путешественник и ученый Перси Фосет, много раз побывавший в Южной Америке, слышал от индейцев, проживающих в горных районах, о том, что они в районе горы Шаста и возле пещер, расположенных неподалеку от вулканов Попокатепетль и Инлакуатль, нередко видят крепких, высоких и золотоволосых людей, выходящих из подземелья2. Некоторые совпадения просто поразительны, так легенды о "каменеющих" под лучами солнца карликах, жителях подземного мира, великих волшебниках и мудрецах записаны даже в Полинезии и Австралии3. В отличие от эльфов, мало кому известны легенды о норвежских зете, лапландских чакли, и вполне близких нам адыгейских карликов-бицента, которые наделены сверхъестественными способностями. Так, например, карлик бицента способен одним взглядом свалить огромное дерево4.

На Руси знали «чудь белоглазую» и «дивьих людей» - великих мудрецов и волшебников, которые ушли «в землю» или же в непроходимые пещеры Урала. Для нас любопытно, что свидетельства о существовании «чуди» и «дивьих людей» находились даже не то, что в исторические времена, а буквально в ХХ веке.

Однако известны они были с очень давних времен. О них упоминается в «Словах» - поучениях против язычества и даже в «Слове о полку Игореве» («див кличет наверху древа»). Ясно, что название это происходит от «диво» - «чудо». К сожалению, до прихода христианства мифы и легенды в славянских регионах не записывались, поэтому о «самодивах» осталось гораздо меньше свидетельств, чем о европейских скрытых народах.

Николай Рерих писал в «Сердце Азии» о пожилом старовере с Алтая, который так рассказывал о чуди: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».

Знаменитый сказочник Бажов писал о чуди или «старых людях», которые живут все в тех же горах и при появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрывая гору». Также они могли обитать под озерами, в земле. Вот такой совет по поиску чуди он дает «Малахитовой шкатулке»: «Погляди по озёрам и увидишь в одном посерёдке камень тычком стоит, вроде горки. С одной стороны сосны есть, а с трёх – голым-голо, как стены выложены. Вот это место и есть. Кто с золотом доберётся до этого камня, тому ход откроется вниз, под озеро».

Как к существующему до сих пор подземному племени относились вплоть до 40-х годов дивьим людям на Урале. Причем чем южнее, тем более, так сказать, интеллектуальными описываются подземные жители. Вот такая запись была сделана этнографом А. Онучковым в Свердловске в 1927 году:

- Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая и свет в горах не хуже Солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные.(...) Приходит (на площадь) старик из дивьих людей и рассказывает о событиях, предсказывает, что будет. Недостойный человек ничего не слышит и не видит, а мужики в тех местах знают все, что скрывают большевики.

В книге О.Р. Гофман «Русская Атлантида. Россия – колыбель цивилизации?» читаем: «Бывает раз в столетие ночь, когда неподалёку от горы Таганай открывается земля и является город «дивьих людей». В эту ночь «дивьи люди» устраивают большой праздник, и в эту же ночь от них можно услышать предсказания будущего, ибо они великие астрологи и многое им дано предугадать».

Представителей параллельного мира одинокие очевидцы наблюдали не только в далёком прошлом. Сообщения о них приходят и в наши дни. Так, житель уральской глубинки В.Кочетов поведал: «В больших скалах есть туннель, уходящий вглубь на многие километры. Люди рассказывали, что видели возле него маленькие фигуры, которые что-то делали около воды. Человечки эти вылазят только по ночам, а когда уходят обратно, то заваливают за собой вход. Сам их не встречал, т.к. по ночам обычно не хожу. Но однажды, когда я допоздна искал заблудившуюся козу, у меня возникло ощущение, что за мной кто-то следит. Хруст веток, непонятное шуршание в траве, перемещение чьих-то светящихся глаз, навязчивый шёпот вокруг скал породили тревожные мысли, и захотелось побыстрее уйти с того места»5.

Этих и подобных свидетельств можно найти в самом большом количестве. Как уже было сказано выше, мифы и легенды о тайно, сокрыто живущих народах, распространены по всему миру. Но если мы пытаемся представить себе сокрытые народы, как этносы, существующие в реальности – все оказывается сложнее, чем можно подумать.

Скажем, если мы вообразим, что это жители лесов, пещер и скал, то можно будет долго рассуждать об их хозяйстве. Чтобы произвести хоть одну рубаху или пару брюк, необходимо затратить много усилий. Вырастить лен (или шелк, что сложнее при холодном климате), собрать его и обработать, собственно сшить вещь. Только на бумаге этот процесс кажется простым. А чем сшивать ткать? Очевидно иглой, железной или сделанной из кости. Ее тоже необходимо изготовить, причем не в единственном числе. Но ведь нужна и прочая одежда, и обувь, и мебель для дома, и сам дом. Это не считая основного продукта – пищи. Но как ее добывать? Охотой и собирательством, как в древнейшие времена, или мы предположим, что эльфы уже перешли на производящую экономику и стали скотоводами и земледельцами? Тут же встает вопрос о том, где в наш век можно устроить пастбище или поле, не привлекая излишнего внимания людей. И эти вопросы еще самые примитивные, а если мы коснемся собственно производства, как экономического процесса, то сразу заговорим о наличии среди эльфов разделения труда, института частной собственности и, как конечного звена, эксплуатации собственником средств производства своих работников. Можно представить, что эльфы образуют своего рода коммуны, где не существует товарно-денежных отношений, и ведется натуральное хозяйство в его самом чистом виде. То есть, товар производится и потребляется в самой общине, без осуществления товарно-денежных отношений. Мне последняя версия нравится больше других, но как тогда быть с легендами, где говорится о именно денежном богатстве эльфов - то есть о сундуках с золотыми монетами. От них, якобы, ломятся потаенные жилища эльфов, а кто-то даже видел, как эльфы переносят свои богатства по земле. Едва ли здесь можно что-то сказать однозначно. Дело осложняется тем, что в легендах часто приводятся сведения о немыслимой красоте эльфийских одежд и волшебных эльфийских доспехах. Но даже если отбросить явно сказочные детали, то возникает вопрос, а как производили эти необыкновенные вещи? Для выращивания шелковицы и культивации тутового шелкопряда климат не слишком подходит, да и производство шелка дело многотрудное. Но изготовление оружия, пожалуй, еще сложней, особенно если вообразить все этапы производства, от добычи железной руды, до собственно ковки. И эти виды производства характерны уже не для общинного хозяйства, а для развитых государств. Это происходит ввиду того, что там уже существует четкое разделение труда, и ремесленник, занимаясь только своим делом, может достичь высочайшего искусства. Отсюда, как пишет С.Г. Кара-Мурза, т.н. «гениальный глаз», который был обычным явлением у средневековых ремесленников, но исчез на капиталистической фабрике. Но для появления сословия ремесленников уже характерны денежные, иначе сложно приобрести нужные для производства оборудование и материал – его не всегда возможно изготовить самим. Особенно в пресловутых лесах и скалах.

Поэтому, любая попытка «поселить» эльфов в существующий мир, в реальные пещеры, где попросту негде выращивать зерновые культуры и плодовые деревья, где трудно провести системы канализации, вентиляции и даже примитивного отопления – кажется крайне затруднительной. Причем, одно дело – описывать сокрытые народы, которые мало отличаются от преобладающего человеческого населения, как скажем сиртя, а совсем другое – существ на порядок более развитых и даже богатых, т.е. обладающих сокровищами. Поэтому вполне понятна точка зрения сторонников гипотезы о том, что эльфы и прочие сокрытые народы живут в некоем параллельном мире. Я уже писала, что в этом случае, можно не интересоваться, куда эльфы прячут свои поля и пастбища, а воображать, что захочешь. Хоть мотыжное земледелие, хоть мануфактуры, хоть фондовые биржи.

Для любого рода или племени характерно выраженное сознание своей исключительности. Это отражается даже в самоназваниях этносов - большинство из них и означают «люди», «народ». Поэтому практически у всех народов, до самого последнего времени, да и сейчас, есть установка на восприятие другого этноса как «иного», а своего как правильного, и даже единственно правильного. По всей вероятности, сокрытые народы закрепили склонность к потаенному существованию в самом своем характере. Это не могло не повлиять на их повседневный быт, обычаи и нравы. Это неминуемо должно было воспитать в этом этносе подозрительность к чужакам, консервативность и крайнюю осторожность к внеэтническим воздействиям. Но на любой социальный процесс всегда зреет противодействие. Одновременно с переходом сокрытых народов на тайный образ жизни в них должен усиливаться интерес к тому, что лежит за порогом их домов – к миру людей.

К еще одному моменту я бы отнесла хранение эльфами тайного знания о своем народе, или даже о мире в целом. Обычному человеку это довольно трудно понять. Скажем, можно быть американцем, русским или румыном, но ни в этом факте, ни в самом существовании такого этноса нет ничего тайного. Русские обычаи описаны во множестве книг и монографий, русский язык может изучать каждый желающий, да и приехать в Россию несложно. А представители сокрытых народов с самого детства должны чувствовать себя хранителями тайны, которую нельзя открывать чужакам. Тайна же, тем более тайна этноса, всегда имеет помимо утилитарного еще и сакральное значение. Отсюда и словосочетание «священная тайна», которое есть в некоторых тайных обществах и у племен. Чувствовать себя носителем тайны своего народа, это не только привилегия, но и груз ответственности. Причем, именно сакральной ответственности, что лежит выше общежитейских норм.

Итак, можно заключить, что само существование сокрытых народов в тайне от людей должно привести к формированию довольно своеобразного социального характера: скрытного, сакрализированного и замкнутого. Однако всегда следует помнить, что тайна этого существования также всегда относительна.

Сокрытые народы всегда изображались похожими на людей, однако это сходство не было абсолютным. То есть, всегда существовала какая-то черта или целый набор качеств, которыми их представители отличались от людей.

Обычно это рост – небольшой или же напротив, очень высокий. В качестве любопытной иллюстрации этого приведу примеры из кавказских легенд. В Абхазии рассказывали о крохотных ацанах, мудрых и искусных человечках, которые некогда населяли горы. Жили они во времена, когда на земле стояло вечное тёплое лето, не было ни смерти, ни рождения, ни голода, ни холода, ни болезней. Но бог, разгневавшись на них из-за нечестивого к нему отношения, покрыл землю ацанов ватным снегом и бросил в него огонь: ацаны погибли в пламени. Согласно поверьям, каменные сооружения четырёхугольной или округлой формы в горах Абхазии построены ацанами6. Им приписывают создание сооружений из небольших по размерам, необработанных камней, часто асимметричной сложной формы, иногда с перегородками, часто с примыкающей к ограде большой скалой – их относят к мегалитическим сооружениям. Их называют «ацангуары» (абх. «ограды карликов»), однако определить подлинное происхождение и назначения этих построек крайне затруднительно до сих пор. И, конечно, нужно вспомнить о нартах, легендарном народе богатырей, от которого, по легендам и произошли народы Кавказа. Нартский эпос распространен на Кавказе повсеместно и, как показывает анализ, восходит к самым древним временам и отражает переход от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью нартов - из ста братьев и сестры Гунды - возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша, обладающая неограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает). Французский ученый Ж. Дюмезиль полагал что на Кавказе нартский эпос произошел из Осетии. Однако, у большинства народов Кавказа нарты имеют достаточно устойчивые, характерные им черты. Это и могучие воины-богатыри, как правило, мирные и добродушные. Они, как нетрудно догадаться, в отличие от ацанов высоки ростом.

В России тоже рассказывали о необычном росте волшебных существ. Вот что пишет Дмитрий Волобуев в уже цитировавшейся статье: «Уместно упомянуть и про Тобольское заболотье Тюменской области. В этом местечке полно курганов – древних захоронений, с которыми связаны многие легенды. Среди них есть и про племя неких карликов, которые якобы жили здесь несколько тысяч лет назад и воевали с... серыми журавлями, отнимая у них яйца. В 2004 году странная легенда неожиданно подтвердилась: рядом с двумя курганами местные охотники нашли миниатюрные черепа, явно человеческие. Похоже, что рост людей, которым принадлежали останки, не превышал полуметра. Как гласит народная молва, карлики-сибиры исчезли тогда, когда в Зауралье пожаловало неизвестное и крайне жестокое племя. Не желая попасть в руки врагов, сибиры вырыли глубокие рвы с тяжёлыми навесами и заживо погребли себя...»

Практически рефреном у разных народов рассказывают о красоте эльфов и прочих волшебных существ. Необычайно прекрасны ши, красивы дивьи люди, привлекательны внешне сиртя и так далее (но встречаются и описания на удивление некрасивых, даже уродливых эльфов). В легендах, которые рассказывают о внешности волшебных народов иногда присутствует эдакий инфернальный душок, который добавляет во внешность сокрытых народов какую-нибудь странную и малоприглядную для человека деталь. Так, в скандинавских странах есть существа под названием скоге или элле. Описания их схожи – мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелеными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно увидеть что спина и затылок у нее – полые. К слову, в шотландских легендах часто фигурируют женщины-вампиры в зеленых платьях, под длинными полами которого скрываются копыта. В Норвегии распространены легенды об ульдра - красивых женщины с лентами в волосах, но обладающих также коровьим хвостом, который они скрывают от людей. Это не говоря уже о «фирменном» признаке, эльфов – острых ушах.

Вот эта настойчивая, повторяющаяся деталь – отталкивающий и нарочито зооморфный штрих во внешности нечеловеческих существ очень характерный признак и говорит о многом.

Скажем, уже в Средние Века заостренные уши считались атрибутом сатаны, и его демонов. Сатана, в классическом богословии представлялся антисимволом бога. Атрибутами внешности дьявола, восходящими еще к этрусскому демону подземного мира Хару были коршунообразный нос и острые звериные уши. Бесов и чертей изображали схоже, видимо противопоставляя их зооморфный облик и прекрасную наружность ангелов. Вообще, в христианстве, как и античной мифологии, их изначальный полузвериный облик постепенно смягчался, все больше приобретая человеческие черты. Но клыки, рога, острые уши, всегда считались демоническим признаком, причем не только в христианстве, но и в языческих религиях. Скажем, оборотням, лешим, приписывали зооморфные черты почти повсеместно. Хотя наиболее распространен антропоморфный облик нечистой силы, однако с постоянно выраженным некоторым аномальным для человека (звериным) признаком; чаще всего это: остроголовость, рогатость, хвостатость, хромота отсутствие спины, волосатость, косматость, и конечно же остроухость. Это связано с принадлежностью такого существа к “отрицательному”, “нечистому”, “нездешнему”, потустороннему миру и связанная с этим противопоставленность положительному, здешнему миру. Кстати, зооморфные черты низших духов не означают их абсолютной злобности и пакостности в народных представлениях, вспомним про обычно дружелюбного домового, или лешего, который мог и помочь заплутавшему в лесу человеку. Это именно признак «инаковости» нечисти, принадлежности их к Нижнему Миру, по определению северных народов. Возможно, форма ушей фиксирует границу между животным, эволюционно более низким, (заостренные) и человеческим, эволюционно более высоким (округлая форма, повторяющая образ эмбриона), по крайней мере некоторые считают так.

Кроме того, во многих легендах встречается также упоминание об определенной нестойкости, нестабильности внешности сокрытых народов – еще одна черта потустороннего мира, характерная для подобных описаний.

Таким образом мы можем констатировать, что внешность сокрытых народов не является общей для всех их представителей и содержит колоссальное количество своеобразных деталей, в основном – указывающих на иномирность этих существ.

Еще одной чертой, отличающей волшебных существ от людей, является их необычайно долгая жизнь или же вовсе бессмертие. Его не следует полностью отождествлять с вечной жизнью, в религиозном аспекте. Здесь речь идет именно о физическом бессмертии или чрезвычайном долголетии. Это очень сложный и неоднозначный вопрос, однако замечу, что в долголетии самом по себе, нет ничего слишком удивительного. И человеческая история знает такие примеры, не говоря уже об области фольклора.

Волшебные способности сокрытых народов не нуждаются в дополнительных иллюстрациях – ими изобилует вся литература этого рода и, конечно же, весь фольклор. Для нас в этом примечательно то, что волшебные существа рисуются то почти запредельно могущественными созданиями, способными влиять на природу и людей, то столь же сильно зависимыми от человека, подверженными воздействию довольно примитивной магии, а то и простых, подчас наивных уловок. Так, в ирландских легендах, чтобы избавиться от подменыша эльфов надобно кипятить воду в яичной скорлупе – своим изумлением от этого зрелища эльфийский старичок себя и выдаст. Чтобы эльфы относились к хозяевам добродушно нужно было называть их хорошими словами «маленький народец», «добрые соседи» и тому подобное – те должны были принять это выражение симпатии за истинное благорасположение. Подобных примеров множество, что вырисовывает перед нами странную картину того, как сокрытые народы оказываются в сильной зависимости от простеньких приемов крестьян.

Что же касается традиционности общества волшебных существ, то о нем я уже писала во второй части «Эльфов в зеркале этнографии». С некоторыми незначительными оговорками полагаю, что его выводы оправданы и в отношении сокрытых народов как таковых. Так что следующие абзацы будут представлять собой сокращенное цитирование указанной статьи.

Я уже обмолвилась, что, по моему мнению, общество фольклорных эльфов – закрытое общество. Что говорит о закрытом обществе его определение? «Закрытое общество», по А. Бергсону, это общество, члены которого в своем жизненном поведении руководствуются навязываемыми социальной общностью моральными нормами и установленными нормами поведения. Они передаются обычаями и традициями в форме жестких предписаний или табу. В еще лучшем виде это передает понятие «традиционного общества». Если говорить наиболее коротко, то традиционное общество это «семья», а атомизированное – это «рынок». Причем, традиционное общество стремиться не столько к прогрессу, сколько к сохранению своего состояния. Вот это уже полностью соответствует эльфийскому предназначению «хранителей», а не ярых реформаторов. Это не означает и крайнего, аскетического консерватизма, напротив, инновационная активность у эльфов вполне развита – к ней можно отнести и выраженное творческое начало. А творчеству не свойствен крайний консерватизм, как раз он противоречит его сущности. А говорю о том, что если людям свойственно представление о прогрессе как о великом благе, имеющим самостоятельную ценность (только увидев плоды безудержного развития, в основном технического, это представление несколько потускнело), то эльфы не стремятся к прогрессу ради самого прогресса. Если они и прибегают к модернизации своего социума, то очевидно не революционным, а мягко-реформистким путем. Из этого хорошо просматривается одно из характерных свойств закрытого общества – представление о естественности и необходимости именно такого уклада.

Община, как институт общественного строя, имеет массу достоинств. Она обеспечивает своих членов пищей, одеждой, в широком понимании – «очагом». Межличностные отношения в общине как правило положительны, направлены не на конкуренцию, а на помощь друг другу. Это естественно, так как во-первых, община представляется своими членами, как семья; во-вторых, без постоянной взаимопомощи невозможно выживание общины в простом, биологическом понимании этого слова. 

Община, как правило, гуманна к своим членам. В ней мы почти не найдем крайней, немотивированной жестокости по отношению к ее членам. Тирания и деспотия – приобретение уже государственного строя, а в общине они грозят простым вымиранием. Это, безусловно, не означает соблюдения в общение «прав человека (эльфа)» по современным правовым меркам.

  Община всегда настороженно, а то и враждебно относится к чужакам. Это в полной мере относится к эльфам и отражено во многих народных представлениях и легендах. Так, прямо или косвенно говориться, что «добрые соседи» пришлых людей не любят. Здесь, на мой взгляд, имеют место два фактора. Первый заключается в том, что община всегда смотрит на других, как на нечто выражено чужое, порой даже угрожающее. В новейших (после 1950-го года) свидетельствах о встречах с эльфами часто присутствует мотив, когда эльфы просят людей не трогать их владений (скажем, при прокладке дороги) или вредят тем, кто нарушает границы их территории. Разумеется, в таком случае эльфийская настороженность к людям еще сильнее укрепляется. Не следует также забывать о тайне, в которой живут эльфы. Она не всегда бывает абсолютной, иначе бы эльфы не попадались людям на глаза, и уж точно не вступали бы ни в какие контакты. Но тем не менее, существования в секрете эльфы придерживались с незапамятных времен и продолжают придерживаться.

Второй чертой эльфийского общества, которую можно определить как недостаток является жесткость поведенческих стандартов и сильное давление этого общества на личность. Здесь меня могут упрекнуть в непоследовательности, так как немногим выше я писала о гуманности общины к своим членам. Это противоречие кажущееся. Община действительно гуманна, излишняя, можно сказать деструктивная жестокость в ней недопустима. Тирании и деспотии в государстве, пусть и древнем могли существовать подолгу, в общине же они не продержатся и полувека – община вымрет, или поставит себя в условия крайней тяжести существования. Но в случае необходимости община могла быть очень суровой по отношению к своим членам. Если проводить параллели с человеческим миром, то у нас всегда и повсеместно существовал обычай убийства стариков – те не могли приносить пользу племени, но потребляли пищу, которой не хватало остальным. Об этом обычае знает каждый. Но многим неизвестно, что существовал он не только у первобытных племен, но и во вполне исторические времена, причем практически по соседству. В словаре Брокгауза и Ефрона по этому поводу пишут, что о существовании этого обычая у балтийских славян имеется свидетельство о том, что некто Шуленберг спас одного старика из рук его односельчан, которые собирались отправить его «к богу», и этот старик, приставленный им привратником к замку, прожил после этого еще 20 лет. Постепенно этот обычай изживался, легенды многих народов, повествуют о том, как люди научились ценить мудрость и опыт стариков. Убийство старого человека стало считаться тяжким и недостойным преступлением, но вот выражение «Скала Стариков» слышал каждый. Я, конечно, не приписываю эльфам истребления своих старцев, их этнос для этого слишком малочислен, да и мораль высока. Но есть у меня тень подозрения, что не просто так эльфы порой подменивали человеческих младенцев на своих стариков. Или это развлечение эльфийских пенсионеров? Впрочем, я отдаю себе отчет, что это только подозрение, причем не имеющее доказательств.

Есть у меня и еще одно подозрение о возможной суровости в эльфийской общине, и основывается оно на том же явлении подмены детей, о котором я писала в одном из прошлых постов. Леди Уайльд в «Древних легендах Ирландии» описывала случай, когда мать-эльфийка пришла в людской дом в поисках своего ребенка, и увидев его в детской кроватке обрадовалась: «- Ведь это мой ребенок, которого украли у меня, потому что мой народ решил забрать вашего красавчика; но мне-то нужен мой собственный! Если вы отдадите мне его, я научу вас, как вернуть ваше дитя». Я уже говорила о том, что такой поступок, а кража дитя у матери вещь серьезная, мог быть продиктован как раз необходимостью. Возможно, что эльфийские подкидыши из легенд, уродливые и слабоумные, подбрасывались людям из-за того, что община не могла позволить себе растить неполноценных детей. Если мы представим себе лишенную прикрас картину натурального хозяйства, то не будем слишком осуждать наших «добрых соседей» за жестокость.

И во всех случаях суровость общины обусловлена не личной жестокостью ее членов, а насущной, жизненной необходимостью. К тому же, я могу предположить, что эльфы не допускают внутри своего общества эксцессов, связанных с правилами рода. Им присуще многовековое этническое самосознание, которое выводит на первый план самодисциплину и препятствует появлению асоциальных наклонностей. Грубо говоря, эльфы, по всей видимости, не склонны к анархическим и бунтарским замашкам, отчего общине нет нужды прибегать к карательным мерам. Это гармоничное общество.

Эти две основные черты предполагаемой эльфийской общины – взаимовыручка и одновременно строгость внутри социума, с не самым дружественным отношением во внешних связях и являются основными для формирования представления о ней. Конечно, для полновесного суждения об общественной жизни эльфов этих сведений исчезающе мало. Но уже по ним можно судить о каких-то чертах самосознания эльфов. Во-первых, можно сказать, что эльфийское общество это этническая община, тайно или просто скрытно обитающая либо на Земле, либо в параллельном мире (в этой статье я отталкивалась от первого предположения).

Вот так странно и противоречиво выглядят обобщенные представления о фольклорных эльфах в зеркале этнографии, а точнее социологии. Впрочем, если когда-нибудь официальная наука признает существование иных, кроме человека, разумных существ на земле, то впору будет создавать отдельную науку для изучения их обществ и этносов.



1 «Битва при Маг Туиред»

2Подземная империя? "ВечернийХарьков", 03.10.2002, Харьков, n10 (http://www.xlibri.ru/elib/smi__823/00000001.htm)

3 Андрей Перепелицын. Калужская Группа Изучения Аномальных Явлений (КГИАЯ). Версты - 2000 г.

4 Энциклопедия загадочных мест Земли. Чернобров В. А. (http://kenozero.narod.ru/taina.html)

5 Дмитрий Волобуев. Подземный мир Урала. «Око планеты»

( http://www.okoplanet.su/phenomen/phenomendiscussions/7314-podzemnyj-mir-urala.html)

6 Онлайн Энциклопеция «Мифы народов мира». (http://www.mifinarodov.com/a/atsanyi.html)







Скачать 299,47 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер299,47 Kb.
ТипДоклад, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх