И. А. Бунина (сборник рассказов «Темные аллеи») icon

И. А. Бунина (сборник рассказов «Темные аллеи»)


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Рассказу И. А. Бунина «Натали» в 11 классе. Тема: рассказы И. А. Бунина периода эмиграции...
Темные аллеи в творчестве и. А. Бунина...
Зачётные задания по литературе 12 класс...
Курсовая работа Языковая картина чувственного восприятия мира концепт «запах»...
Любви в рассказе Бунина «Темные аллеи»...
Темы сочинений. Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А. П...
• Чехов. "О любви", "Человек в футляре", "Крыжовник", "Дом с мезонином", "Ионыч", "Попрыгунья"...
Сочинение по тезисному плану на тему : «Состоятельна ли человеческая претензия на господство в...
Сочинение по тезисному плану на тему : «Состоятельна ли человеческая претензия на господство в...
И. А. Бунин: «Антоновские яблоки», «Суходол». Три рассказа из сборника «Темные аллеи»...
«сборник расссказов «тёмные аллеи»...
Неприкаянные сборник рассказов Москва 2010...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Ústav slavistiky


Поэтика лирической прозы

И. А. Бунина

(сборник рассказов «Темные аллеи»)


Vedoucí magisterské diplomové práce: Vypracovala:

Doc. PhDr. Galina Pavlovna Binová, CSc. Bc. Yevheniya Baloh


Brno 2009


Prohlášení:

Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala samostatně a všechny podklady, ze kterých jsem čerpala, jsou uvedeny v seznamu literatury.


V Brně dne 1. 12. 2009 Yevheniya Baloh


Upřímně děkuji pani doc. PhDr. Galině Povlovně Binové, CSc. za vedení magisterské diplomové práce a za jeji velmi laskavou a odbornou pomoc.


Yevheniya Baloh


Содержание


  1. Введение........................................................................................................................ 5

  2. Жизненный и творческий путь Ивана Алексеевича Бунина.................................. 8

3. «Темные аллеи» – вершина творчества И.А. Бунина.

А. Теоретическое обоснование понятия «лирическая проза»................................. 14

Б. Об истории возникновения «Темных аллей»......................................................... 18

В. Переводы «Темных аллей» на чешский язык...................................................... 21


4. Тематические и философские аспекты «Темных аллей».

А. Мужское и женское начала в "Темных аллеях"......................................................23

Б. Любовь и смерть в поэтическом мире Бунина....................................................... 38

В. Человек - природа - космос...................................................................................... 50

Г. Хронотопическое целое в "Темных аллеях"........................................................... 59


5. Языковое и стилевое богатство лирической прозы И.А. Бунина.

А. Красочная палитра лирических миниатюр ........................................................ 68

Б. Звуковая система «Темных аллей»........................................................................ 76

В. Запахи...................................................................................................................... 79

Г. Осязания и иные ощущения................................................................................... 82

Д. Особые сочетания................................................................................................... 85


6. Заключение.................................................................................................................... 88

7. Резюме........................................................................................................................... 92

8. Библиография ............................................................................................................... 98


1. Введение


Иван Алексеевич Бунин – известный русский поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии (1933), «последний классик русской литературы», творчество которого занимает важное место в формировании как литературы рус-ской, так и литературы зарубежья. Исследуемая нами книга «Темные аллеи» – сборник сорока лирическо-прозаических рассказов – является вершиной твор-чества известного писателя. Она была написана в том возрасте, в котором можно назвать автора вполне сформированной личностью, так же, как и вполне сформи-рованным писателем.

Лаконичность рассказов в данном сборнике достигает своей вершины. Буквально на нескольких страницах с помощью необычного бунинского таланта передается вся насыщенность жизни лирического героя, его чувствительность, мельчайшие впечатления и восприятия им окружающей среды, тем самым затра-гивая сентиментальные чувства в душах читателей, вызывая у них некое сочув-ствие, а иногда и отождествление с лирическим героем.

Иногда читатель настолько сильно вникает в очарование бунинского мира, что он начинает казаться настоящим, происходящим у него на глазах. И все это благодаря незаурядному таланту, огромнейшему мастерству изображения, пора-жающему не только читателя, но и литературоведов всех времен. Полагаем, что это – довольно весомый повод для выбора темы данной дипломной работы.

Целью нашего исследования будет рассмотрение лирической прозы Бунина на примере рассказов сборника «Темные аллеи» и анализ оригинальных черт неповторимой бунинской поэтики. Осуществлению этой цели будет способ-ствовать решение следующих задач:

а) определение понятия «лирическая проза», выделение ее главных черт, опре-деление черт, характеризирующих стиль бунинской лирической прозы;

б) исследование тематических и философских аспектов лирической прозы Буни-на, положения автора по отношению к лирическим героям;

в) исследование специфики языковых средств «Темных аллей», а также специ-фики изобразительности в сборнике.

Методика исследования базируется на принципах целостного анализа идейно-художественной и стилистической структуры сборника. Мы привели в пример множество теоретических положений известных критиков по отдельным вопросам, рассмотренным в данной работе.

В начале нашей работы внимание уделяется биографии писателя. Сложные жизненные ситуации, время политических перипетий, личные эмоциональные и финансовые проблемы значительно отразились на творчестве Бунина. Прежде всего заметна его тоска по родине, непримиримость с ее переменами.

Лирическая проза на рубеже веков стала более отчетливой. В следующей главе мы рассмотрим черты лирической прозы на примерах из разных источников, обратим внимание на ее дефиницию, а также на отдельные черты бунинских лирических рассказов, характеризирующих личный стиль писателя.

Поскольку сборник был написан не только в сложнейший период жизни писателя, но и в сложнейшую эпоху, эпоху военных действий, в которых участво-вала вся Европа, написание данного сборника и его публикация длились доста-точно долгое время. Об этом речь идет в главе «История возникновения «Темных аллей»».

Прозаические произведения И.А. Бунина на чешском языке не публи-ковались систематично. Первым полным переводом сборника была книга Temné aleje lásky (1982). Из чешских переводчиков самое большое внимание переводам произведений Бунина уделял Ян Забрана.

«Темные аллеи» – это прежде всего произведения о любви. Женщина в интерпретации Бунина – самое непостижимое существо в мире, которое своей природой влечет жаждущего любви мужчину. Главенствующая роль женщины в цикле подчеркнута с помощью впечатляющих, доподробна описанных деталей. Мужчины же в сборнике, наоборот, описаны только бегло; автор им не уделяет особого внимания (глава «Мужское и жeнское начала в «Темных аллеях»») .

Но что же может существовать у Бунина без контраста? Любовь суще-ствует там, где существует смерть, женщина – там, где мужчина, конечное – там, где и бесконечное. В сборнике отчетливо выражено противопоставление непро-должительности любовных чувств и вечности живущей в душе любви. Смерть может выступать в виде физическом или же чаще – в непрямом смысле слова – в качестве умирания человеческих чувств. Об этом речь идет в главе «Любовь и смерть в поэтическом мире Бунина». Здесь, так же, как и в предыдущей главе, мы использовали сравнительный метод, при котором исследовали единство противо-положностей, оксюморонов, всегда сосуществующих в «Темных аллеях».

Большой интерес у нас вызвала особенность изображения автором откры-того и закрытого пространств, прошлого и настоящего, изображения мира приро-ды и космических бездн в восприятии лирических героев, а главное – фило-софское понятие вышеприведенного, изложенного в следующих двух главах.

В разделе «Языковое и стилевое богатство лирической прозы Бунина» мы исследуем своеобразие бунинского языкового мастерства. Звуки, запахи, краски, осязания и ощущения, необычные семантические сочетания при таком лаконизме – все это является типическим признаком пера настоящего мастера слова. И даже не пера, а прямо кисти, которая оживляет воображение читателя, развивает его фан-тазию, помогает правильно «читать между строками». Выбирая самые интересные примеры, мы попробовали объяснить множество символов, растолковать их зна-чение.

При исследовании мы пользовались литературой, прежде всего доступной в Славянской библиотеке в Праге и в Моравской областной библиотеке в Брно. Все материалы, которыми мы пользовались, указаны в библиографии в конце дипломной работы.


2. Жизненный и творческий путь И. А. Бунина


Иван Алексеевич Бунин родился 22 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) в Воpонеже в древнем дворянском роде. Род этот дал замечательную поэте-ссу начала прошлого века А.П.Бунину и поэта В.А. Жуковского. Отец Бунина, Алексей Николаевич (1827-1906), помещик Орловской и Тульской губерний, разорившийся из-за пристрастия к вину и картам. Мать, Людмила Алекса-ндровна, уроженная Чубарова (1835-1910), из княжеского рода, дальняя родствен-ница своего мужа.

Из девяти детей Буниных пятеро умерло в раннем возрасте. В 1874г. семья переезжает из Воронежа в свое поместье – хутор Бутырки Предтечевской волости Елецкого уезда Орловской губернии. Начальные знания Бунин получил дома, от учителя Н.О. Ромашкова, человека очень талантливого в живописи, музыке и ли-тературе. В становлении личности Бунина огромное значение имела живая, не-книжная связь с природой и народом, стихия фольклора и легенды, которые он слышал от близких, от дворовых и крестьян, стихия живого национального языка.

В 1881 г. Бунин поступил в первый класс елецкой гимназии, из которой был исключен в середине 1886г. за неявку с каникул и за неуплату за обучение. Годы, проведенные в Ельце, напитали Бунина богатыми впечатлениями мещан-ской, уездной России. Писатель обрел замечательного наставника и учителя в лице старшего брата Юлия, окончившего с отличием Московский университет, литера-турно-общественного деятеля и народовольца, проведшего год в тюрьме. Во вре-мя своей ссылки в 1886-1888 годах он уделял младшему брату в орловском имении самое пристальное внимание, дружески поддерживал первые стихотворные опыты Бунина. Под его руководством он прошел гимназический и университетский курс, изучая преимущественно гуманитарные дисциплины.

С 7 – 8 лет Бунин начал писать стихи, подражая А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову. Его первым печатным произведением стало стихотворение «Над могилой Надсона» (газета «Родина» 1887г.). Там же были напечатаны еще не-сколько стихотворений и рассказы «Два странника» и «Нефедка».

В 1889г. Бунин приезжает к брату в Харьков и попадает в народническую среду, которую позднее саркастически опишет в романе «Жизнь Арсеньева». Начинается скитальческая, полная бытовых невзгод, материальных лишений и тяжелого труда жизнь. Он работал статистиком, библиотекарем, одно время вла-дел книжной лавкой, а поступив в редакцию газеты «Орловский вестник» (осень 1889г.), исполнял все, что пришлось. В это время Бунина не покидает мысль о своей неприкаянности, об одиночестве. Гордое сознание своей принадлежности к стариннейшему роду дворян не помогало. Эту гордость размывало безденежье, примеры разрушения величия своего класса.

Почти пять лет Бунин жил во власти любви к Варваре Владимировне Па-щенко, сотруднице «Орловского вестника», дочери елецкого врача. Начинающий поэт влюбился страстно, безнадежно, забывая обо всем на свете, бросая к ее ногам свою судьбу. Четыре долгих года длился этот драматический период жизни, где верх одержала «буржуазная добропорядочность» Варвары Владимировны. Она сбе-жала от Бунина в 1894 году, выйдя замуж за его друга Арсения Бибикова.

Бунин всерьез «переболел» толстовством, посещал колонии толстовцев на Украине. Однако Л.Н. Толстой, к которому его подражатель приезжал в 1894г., отговорил его от этого, и писатель решил целиком отдаться литературному твор-честву. В начале 1895г. в Петербурге, а затем в Москве он входит в литера-турную среду – знакомится с Н.К. Михайловским, А.П. Чеховым, который до конца своих дней дружески поддерживал его, А.И. Эртелем, В.Я. Брюсовым, К.Д. Бальмонтом, Ф.К. Сологубом и др., будучи в Одессе – с А.И. Куприным. Их неровная дружба продолжается многие годы. В Ялте, у Чехова, Бунин встречает в 1899г. М. Горь-кого, а в следующем году там же – С.В. Рахманинова, с которым у него сразу же возникает духовная близость. 1

В 1891г. вышла как приложение к газете «Орловский вестник» первая книга – «Стихотворения 1887-1891гг.». С 1890г., самостоятельно изучив англий- ский язык, Бунин работает над переводом поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайа-вате», опубликованной в 1896г. В 1897г. появляется книга Бунина «На край света и другие рассказы», в 1898г. – сборник стихов «Под открытым небом». В 1901г. в символистском издательстве «Скорпион» выходит сборник «Листопад». В 1903г. Российская Академия наук присуждает Бунину за «Листопад» и перевод «Гайаваты» Пушкинскую премию. В издательстве «Знание» в 1902-1909гг. выхо-дит первое его «Собрание сочинений в 5-ти томах».

__________________________

1 Русские писатели XX века. Биографический словарь. Глав. pед. П.А. Николаев, Москва 2000, НИ «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», Изд-во «РАНДЕВУ-АМ», с.127.

В стихах 80-90гг. возникает образ родины, России («В стороне далекой от

родного края», «Родина»). Начиная с поэзии начала века поэт уделяет большое внимание русской природе («^ Листопад», «Дымится поле», «Рассвет белеет»).

Что же касается его прозы, отношения с Варварой Пащенко, время газетной поденщины в Орле, Кратковременное увлечение толстовщиной, свидание с Тол- стым не прошли даром для Бунина. В ранних рассказах, в таких, к примеру, как «Перевал», «На хуторе», «В поле», «Кастрюк», «На край света» и т.п., уже проя-вились черточки зрелого Бунина.2 С рассказа «Антоновские яблоки», опублико-ванного в 1900 году, начинается тот Бунин, которого мы знаем и ценим. Новое время несет бесприютность, заботы о существовании. Глубокой человеческой грустью дышит бунинская проза в «Антоновских яблоках». 3

В ноябре 1906г. писатель встретил Веру Николаевну Муромцеву (1881–1961), ставшую его женой и самым близким человеком на всю оставшуюся жизнь. Весной 1907г. Бунин с женой отправляется в первое «заветное стран- ствие» – в Египет, Сирию, Палестину. Впечатления от путешествий разных лет сложились в книге «Тень птицы» (1931г.). Общественное признание Бунина-писателя выражается в присуждении ему второй Пушкинской премии и избра-нии его почетным академиком Российской АН в 1909г.

В 1910г. появляется его повесть «Деревня», 1912г. – сборник «Суходол», повести и рассказы 1911-1912», в 1913г. – «Иоанн Рыдалец: рассказы и стихи 1912-1913», в 1916г. – «Господин из Сан-Франциско: произведения 1915-1916гг.». В 1915г. выходит его «Полное собрание сочинений: В 6-ти томах».

В 1906 – 1911гг, после длительных путешествий, писатель все чаще обра-щается к философской лирике. Жизнь для Бунина – как бы путешествие в вос-поминаниях. 4 В произведениях «Эсхил», «Самсон», «Иерихон» Бунин обращается к истокам исчезнувших цивилизаций, воскрешает образы Древнего Востока, анти-чной Греции, раннего христианства.

«^ Я не знаю никого из русских поэтов такого неотступного чувства возраста «лирического героя», он как бы не сводит глаз с песочных часов своей жизни, следя за необратимо убегающей струйкой времени». 5

______________________________

2 Положенцев В.: Дивный злак бунинского слова, in: Бунин И.А.: Антоновские яблоки, Тула: Приокское книжное издательство, 1981, с. 357.

3 Там же с. 358.

4 Русские писатели XX века. Биографический словарь. Глав.pед. П.А. Николаев М., 2000., с.128.

5 Твардовский «О Бунине», in: Бунин И.А. Собрание сочинений в 9т., М., 1965-1967., Т.9, с.24.

Ощущение вечного круговорота жизни ориентировано Буниным в стихах 1912-1917гг. на тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть грандиозного действа, развертывающегося в просторах Вселенной. Исчезает мечтательность поэта, ощущение одиночества растет («В пустынной вышине», «Я опять одинок»). С позиций философского пантеизма в это время Бунин часто опевает простую жизнь вблизи природы. Одно-временно он стремится показать, что жизнь каждого человека таит в себе ката-строфичность, покоится над бездной («Сны Чанга», «Легкое дыхание» 1916г.).

Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее по-трясение и предзнаменование крушения России. С враждебностью встретив Фев-ральскую революцию и Октябрьский переворот 1917г., он пишет дневник-пам-флет «Окаянные дни». Верны слова критика Л. Долгополова, который писал:

«Бунин оставался верен себе, воспринимая мир через запахи и краски, через «устойчивые» критерии, а не через войны, революции, социальные сдвиги». 6

Летом 1918 г. писатель перебирается из большевистской Москвы в занятую германскими войсками Одессу. В феврале 1920г. при подходе большевиков Бу- нин навсегда покидает Россию. Живет он в Париже, проводя лето на юге Фран- ции, в Грассе. Все оставшиеся 33 года своей жизни писатель провел в тоске по России. Но, несмотря на это, он создает ряд блестящих произведений, вошедших в золотой фонд русской литературы.

Поэт упорно уходил от соблазна легкого успеха, от громкой славы, хотя она упорно его преследовала. В зарубежье он выдвигается как крупнейшая обще- ственная фигура, возглавляет в 1920г. Союз русских литераторов и журналистов в Париже. В Грассе Бунин создает некое подобие литературной академии (Моло-дые писатели: Н.Я.Рощин, Л.Ф. Зуров, Г.Н. Кузнецова). Вторая половина 20-х лет связана с последней любовью Бунина – Галиной Николаевной Кузнецовой, поэ-тессой и прозаичкой, переписчицой романа «Жизнь Арсеньева». Она оставила Бунина в конце 1933г.

9 ноября 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия в области лите-ратуры «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». 7 Большая часть премии была сразу же роздана ну-

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________

6 Долгополов Л.К.: Литературное движение века и Иван Бунин, in: Русская литература конца XIX начала XX века. Ленинград 1977, с. 291.

7 Русские писатели XX века. Биографический словарь. Глав.pед. П.А. Николаев М., 2000., с.128.

ждающимся знакомым и незнакомым из литературной среды. Немалое значение в этом сыграло появление в печати первых четырех книг «Жизни Арсеньева» (1930г.) – самого значительного произведения эмиграционной поры, авто-биографическая основа которого несомненна. Здесь мы узнаем доподробна о жизни автора, о среде, в которой он вырастал, о тонкостях его чувств.

Вторая мировая война, оккупация немецкими войсками Франции отра- зились на всем строе жизни Бунина, принесли ему страдания в отрезанном Грассе. Война окончательно подорвала физические силы писателя: Бунин очень голодал. Однако он не желал признавать перемен, произошедших в России. Вернувшись после войны в Париж, он посетил советского посла во Франции, дал интервью газете «Советский патриот», а когда руководство Союза русских писателей и жур-налистов в Париже исключило из своих членов всех, кто принял советское под-данство, в знак протеста вышел из его состава и Иван Алексеевич. Значительная часть эмиграции отнеслась к этому как к отступничеству, от Бунина отвернулись близкие люди. Интервью в газете оказалось фальсифицированным, готовившийся к изданию на родине сборник не вышел.

В военные годы поэзии Бунина не коснулся патриотизм. За рубежом он написал несколько десятков стихотворений; это были шедевры его поэзии. Он изображал красоту русской природы, размышляя о тайне жизни и смерти, о загад-ке любви. Вместе с тем в его стихах 1920-1953гг. неотступно звучат боль и тоска по родине, мотив невосполнимости этой утраты.

Смерть оказывается в поздних произведениях Бунина не только разреши-тельницей всех противоречий, но и источником абсолютной очищающей силы («Преображение»,1920г.) Рассказы 20-х гг. пронизывает чувство боли за отдалив-шуюся Россию («Костцы», 1921г.). Никогда ранее не выступало в его твор-честве такое видимое ощущение обреченности всего сущего – женской красоты, счастья, славы, могущества («Темир-Аксак-Хан», 1921г., «Огнь пожирающий», 1922г., «Город Царя Царей», 1924г.). Печаль по поводу судьбы России усиливает в творчестве Бунина мотивы одиночества, изоляции человека от ему подобных («Алексей Алексеевич», 1927г.).

Важнейшей в творчестве Бунина оставалась тема любви («В ночном море», 1923г.,«Солнечный удар»,1925г.). В некоторых произведениях автор сближается с русским символизмом, который он же так яростно прежде отвергал, а теперь принял давно сформированную символистами концепцию смерти как осво-бождения от любовных мук – «Дело Корнета Елагина» (1925г.), «Митина любовь» (1927г.). Любовная лирика Бунина невелика количественно. Однако в ней предвосхищаются многие позднейшие искания в «темных аллеях» человеческой страсти («Портрет», «Песня», «Одиночество»). 8

Огромная любовь к Толстому и Чехову, пронесенная Буниным через всю жизнь, способствовала появлению книг «^ Освобождение Толстого» (1937г.) и философского трактата «О Чехове», работу над которым он не успел окончить (вышел в книге «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953г.).

Бунин скончался 8 ноября 1953г. в результате длительной болезни воспале-ния легких. В 1924 году писатель опубликовал маленький рассказ «Роза Иери-хона», в котором содержатся строки, многое объясняющие в судьбе писателя:

«В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого – и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. » 9


__________________________

8 Там же, с. 128.

9 Бунин И.А.: Роза Иерихона in: Собрание сочинений в 4-х томах, Т.3., Москва, изд-во «Правда», 1988, с.6.


3. «Темные аллеи» – вершина творчества И.А. Бунина.


А. Теоретическое обоснование понятия «лирическая проза»


Цикл рассказов «Темные аллеи» – вершина прозаического творчества И. Бунина, одно из самых лучших произведений своего жанра в мировой лите-ратуре. В раннем бунинском творчестве ведущим началом была лирика, поэзия. Она как бы вела прозу за собой, прокладывала ей пути. Но позднее в его твор-честве стала все большую и большую роль играть проза. Исследуемое нами про-изведение представляет собой удачное сочетание лирического и эпического начал.

В чем сущность понятия «лирическая проза»? В этом вопросе мнение литературоведов не всегда однозначно. Приведем примеры его дефиниции:

«Лирическая проза, стилистическая разновидность художественной прозы, объединяющая произведения различных жанров. В Л. п. присутствуют родовые черты как эпоса, так и лирики. От эпоса – определенная выраженность фабулы, персонажная многофигурность, элементы характерологии, за редким исключением – неритмизованная речь. От лирики – присутствие субъекта повествования (автор, рассказчик, герой), резкая выделенность какой-либо детали, отдельного слова, а также особая значимость лейтмотивов, которые при ослабленности фабулы вносят в Л. п. структурующее начало. Взаимо-проникновение лирического и эпического в Л. п. обусловлено специфической ролью в ней субъекта повествования, который, как правило, является композиционным центром произведения. Эпичпеские моменты (события, характеры) растворя-ются в потоке ассоциаций, лирических отступлений, они как бы помещаются внутрь повествующего сознания, обрамляются им.» 10

«Lyrická próza – próza obohacená výrazně lyrickými prostředky (obraznost, emo-cionální a expresivní prvky, zvuková organizace apod.), především pak próza na pomezí lyriky epiky. L.p. zahrnuje především typ syžetový, který si uchovává v zásadě epický způsob rozvoje příběhu. V oblasti syžetu a rozvrženi tematiky se častěji udržují prostředky epické povahy. Lyrické prvky, především ty, které se opírají o příznakové vy-

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________

10 Литературный энциклопедический словарь. Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987г. с.752


užití jazykového materiálu a osobně podbarvené autorské hodnocení, prostupují celým stylem vyprávěni – nejdříve pronikají do popisu a charakteristiky ­­­­­­­­­­­­­­­postav. Druhotně však celková lyrická stylizace příběhu zasahuje i stránku tematickou (pokud jde o výběr témat, v l.p. se uplatňují témata latentně lyrická: téma přírody, vesnice, intimní lidské vztahy apod.) a dokonce i sám děj. Epický konflikt je nejednou vytlačován statickým konfliktem lyrickým, který řešení z plánu vnějšího světa převádí do sféry vnitřního světa postav, čímž je dějovost příběhu do značné míry oslabena. (…) Vyprávěč v L.p. bývá obvykle v první osobě, je využit nejen ve funkci zprostředkovatele příběhu, ale stává se přímo subjektivně zainteresovaným účastníkem děje, prožívající bytostí, která nejen vypráví, ale ihned odhaluje své stanovisko k vyprávěnému.» 11

«Próza lyrická též lyrizovaná – epika, v níž je oslabena dějová složka syžetu – nejen že je potlačena kauzální motivace výstavby, ale mnohdy se syžet omezuje na zobrazení jen několika situací spjatých postavou, resp. přímým vyprávěčem (není podmínkou) a prostředím; někdy jde stejně jako v lyrice o situaci jedinou, v níž i dialog postav (je-li vůbec přítomen) neposouvá děj, ale buduje významy atmosféry situace (…). Vyprávěč se stylizuje do role lyrického mluvčího, uměleckým popisem líčí prostředí a emfaticky psychické stavy postav, ale především stav duše své – lyrická próza je bohatá na úvahy a meditativní pasáže vyprávěče – užívá emocionálně bohatý obrazný jazyk, jímž buduje polysémii tvaru.» 12

Из вышеприведенных цитат выделяются главные черты лирической прозы: сочетание лирики и эпики в одном произведении, присутствие лирического героя – центра произведения, эмоционально воспринимающего окружающую среду, частое отождествление автора с лирическим героем или же крайнее приближение его к герою. В отличие от лирического, в лирическо-прозаическом произведении есть сюжет, хотя и слабый. Он уступает место описательности, частым отступлениям от главного действия. На передний план выступают подчеркнутые мелкие детали окружающей героев среды, звуковая динамика произведения, насыщенность и многообразность лаконичных форм.

К вышесказанному надо добавить, что в лирической прозе рассказывается об отдельном сюжете из жизни героя. Повествование сосредоточено вокруг одного

­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________

11 Štěpán Vlašín a kol.: Slovník literární teorie, Praha 1977, с.213.

12 Lederbuchová, L.: Průvodce literárním dílem. Výkladový slovník základních pojmů literární teorie. Nakladatelství H & H, Vyšehradská 2002, с. 258.




героя и одного события его внутренней жизни: обыкновенно событие это – лю- бовь. 13 Часто писатель эмоционально участвует в судьбе своих героев. Здесь

отсутствует медленность движения и постепенность переходов. Писатель дости-гает эффекта с помощью драматического напряжения и резкого обрыва фабулы. 14

Каковы особенности бунинской лирической прозы? Этому вопросу yделяло внимание много критиков. По этому поводу нас заинтересовало мнение О. Ми-хайлова о музыкальности формы бунинской прозы:

«Магия бунинской прозы – в совершенно особенной ритмичности. Подчас это отдельные периоды, разделенные повторяющимися с разным смысловым оттенком словами – опорами ритма. (...) Иногда мелодика, почти напевность, прозы создается авторской установкой на воспоминания. Так написаны почти все рассказы из цикла «Темные аллеи».».15

Ф.И. Кулешов обращает внимание на философские и тематические аспекты прозаических произведений Бунина:

«Лирическая новеллистика Бунина, обращенная к вечным темам любви и природы, жизни и смерти, передает общечеловеческие настроения и мысли, преломляющиеся в сугубо личных, субъективных, неповторимо индивидуальных чувствах героев или рассказчика». 16

Лирическая проза Бунина характеризируется лаконичностью формы, в которой с помощью четкости описуемой окружающей среды автор сумел выразить смысловую многозначность рассказов. Особенность бунинского языка заклю-чается в необычайном сочетании слов, носящих в себе семантику звуков, красок, запахов, множество необыкновенных семантических сочетаний, сравнений и ассо-циаций, которые создают особенный ритм произведений: «Сам Бунин видел в своих исканиях в области мелодики и метафоризации прозы как бы продолжение стихотворчества». 17


­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________________________

13 Тамарченко Н.Д.:Теория литературы в двух томах, Т.1., М.: Изд.центр «Академия» 2007, с. 325.

14 Там же, с. 326-328.

15 Михайлов О.Н.: Музыка прозы, in: Строгий талант: Иван Бунин: жизнь, судьба, творчество., М.: Современник 1976, с.64.

16 Кулешов Ф.И.: Мир бунинской прозы in: И.А.Бунин. Избранное Минск: Вышэйшая школа 1982,

с. 9.

17 Русские писатели XX века. Биографический словарь. Глав.pед. П.А. Николаев, М., 2000, с.129.

В «Темных аллеях» речь идет прежде всего о единстве противопоставлений любви и смерти, природы и космоса, настоящего и прошлого. Лирический герой характеризируется повышенной чувствительностью, восприимчивостью ко всему окружающему, а в особенности – к женщине и самому важному чувству в жизни

– любви. В каждом рассказе из данного сборника – непродолжительный любовный сюжет, для которого характерен резкий обрыв фабулы. Для Бунина типичны частые лирические отступления от главной темы, его герой замечает все пре-красное, мельчайшие движения женщины, природного мира, окружающей среды. Этим аспектам оригинальной бунинской поэтики и посвящена наша работа.


Б. История возникновения «Темных аллей»


«Темные аллеи» – книга, написанная вполне созревшим человеком, сло-жившейся личностью. Позади у Бунина уже была целая его жизнь: детство в беднеющей семье, странствия, бурное чувство к Варваре Пащенко, неудачный брак с Анной Цанки, женитьба на Вере Николаевне Муромцевой и обретение житейской и писательской гармонии. Позади – появление многих известнейших произведений, Пушкинские премии, Нобелевская премия 1933г., мучительное чувство к «музе» – Галине Кузнецовой, одиночество, отчаяние, разочарование...

Рассказы из «Темных аллей» Бунин писал в 1937-1945 годах, за исключением рассказов «Ночлег» (1949), «Весной, в Иудее» (1946). Первый рассказ – «Кавказ» был написан 12 ноября 1937 года, последний – «Качели» 10 апреля 1945 года. В конце каждого рассказа приведена дата его возникновения. Сущность рассказов возникла в 1938-1945 годах.

Во время возникновения сборника Бунины жили в южной Франции. В далеком Грассе, отрезанном от всего мира событиями войны, в неуюте, холоде и голоде Бунин создает данную книгу. Как ни странно, создавалась она с необы-чайной легкостью, потому что только в творчестве Бунин находил исцеление от душевных страданий: рассказы «выдумывались» сами собой. Достаточно было легкого толчка, одного прикосновения :

«Темные аллеи»: ^ Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели...

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея...

Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный... Остальное все как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно, – как боль-шинство моих рассказов.».

«Баллада»: «Как-то... я увидел однажды утром, что кошелек мой совсем пуст, и тот час решил написать что-нибудь для «Последних новостей», выду-мать что-нибудь. И стал вспоминать Россию, ту усадьбу, где нередко жил почти каждый год в разные времена года, мысленно увидал зимний вечер в ее старом доме под какой-то большой праздник... И Бог дал быстро выдумать нечто совершенно прекрасное...».

«Натали»: «Мне как-то пришло в голову: вот Гоголь выдумал Чичикова, который ездит и скупает «мертвые души», и так не выдумать ли мне моло-дого человека, который поехал на поиски любовных приключений? И сперва я ду-мал, что это будет ряд довольно забавных историй. А вышло совсем, совсем другое.»18

И так каждый рассказ, имеющий свою историю, характеризовал бунинское «пиршество творчества посреди опасностей и бед, отчаяния и одиночества». 19 Но что же делать с написанными рассказами? Издавать свои произведения в прогерманских изданиях?! Для такого принципиального человека как Бунин это было немыслимо. Бывший литературный секретарь Бунина журналист Андрей Седых вспоминал:

«– В прошлом году, – продолжал свой монолог Бунин, – написал я «Темные аллеи» – книгу о любви. Лежит она на столе. Куда ее девать? Возьмите с собой в Америку, может быть, там можно будет напечатать. Есть в этой книге не-сколько откровенных страниц. Что же, Бог с ними, если нужно – вычеркните.» 20

Книга «Темные аллеи», содержавшая одиннадцать рассказов, вышла в 1943 году в Нью-Йорке тиражом шестьсот экземпляров. Она состояла из двух разделов: I – «Темные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Апрель», «Степа», «Муза», «Поздний час»; II – «Руся», «Таня», «В Париже», «Натали». Рассказ «Апрель» Бунин потом исключил из «Темных аллей».

«^ Полностью сборник, куда вошли все тридцать восемь новелл, был опубликован в 1946 году в Париже». 21 Все рассказы, датированые 1937-1945 гг., были разделены на три части: I – «Темные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Степа», «Муза», «Поздний час»; II – «Руся», «Красавица», «Дурочка», «Антигона», «Смарагд», «Гость», «Волки», «Визитные карточки», «Зойка и Валерия», «Таня»,

________________________________

18 Все приведенные цитаты об истории возникновения отдельных произведений из вступительной статьи О. Михайлова: Михайлов О.Н.: Иван Царевич, in: Иван Бунин. Темные аллеи, Москва: Молодая гвардия 2002, с. 4-5.

19 Там же, с. 7.

20 Там же, с. 7.

21 Там же, с.7.

«В Париже», «Галя Ганская», «Генрих», «Натали»; III – «В одной знакомой улице», «Речной трактир», «Кума», «Начало», «Дубки», «Барышня Клара», «Мадрид», «Второй кофейник», Железная Шерсть», «Холодная осень», «Пароход «Саратов»», «Ворон», «Камарг», «Сто рупий», «Месть», «Качели», «Чистый понедельник», «Часовня» .­

Вышеприведенная цитата принадлежит О. Михайлову, автору вступи-тельной статьи книги рассказов «Темные аллеи». Но, к нашему удивлению, в этой же книге находится сорок рассказов, а не тридцать восемь, как пишет автор. Воз-никает вопрос: каким образом рассказов становилось больше?

Второе издание не включает в себя рассказы «Весной, в Иудее» (1946) и «Ночлег» (1949), потому что во время публикации они еще не были написаны. Эти два рассказа вошли в состав «Темных аллей» в 1953 году. Видно, данная статья была написана до времени возникновения этих рассказов. Поэтому подлинное количество рассказов – сорок.

В данной работе мы воспользуемся московским изданием «Темных аллей»,22 которое включает все сорок рассказов. Все цитаты, приведенные нами в данной работе, будут из этой книги.


_________________________________

22 Бунин И.А.: Темные аллеи, Москва: Молодая гвардия 2002 (по юбилейному собранию сочинений И.А. Бунина (Т.6., Москва, изд-во «Московский рабочий» 1999)), ISBN 5-235-02454-0






оставить комментарий
страница1/5
Дата18.10.2011
Размер1,29 Mb.
ТипРассказ, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх