Испытания дней суровых icon

Испытания дней суровых


3 чел. помогло.

Смотрите также:
Демин В. П. Время суровых нравов//Спутник кинозрителя. 1980. № С время суровых нравов...
Заводчиков Василий Васильевич...
А. Чупин «Новогодние чудеса, или Баба-Яга против!»...
101000 Москва, ул. Забелина, 1 т/ф 623 0201...
Программа вступительного испытания, дополнительного вступительного...
Описание туристического путешествия по реке Белая (7 дней)...
К путевке туристического путешествия по реке Белая (7 дней)...
Испания + франция...
Методика проведения вступительного испытания в магистратуру (магистерская программа «Языковое...
1. общие положения....
1 страница Не платишь живи в темноте...
Программа вступительного испытания утверждено...



страницы:   1   2   3   4
скачать








Государственная детская библиотека

им. С.Бегалина


«Утверждаю»

Руководитель ГДБ им. С. Бегалина

_____________________С. Раева

«__»_________________2006 г.


ЗЕМЛЯ ОТЦОВ –

ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ


Алматы, 2006




Испытания дней суровых


Не сломили нас.

Мы глядим с надеждой новой,

Веря в звездный час.

^

…Высоко в небо взметнулся золотой джигит в островерхом шлеме, пришелец из сакских времен, далеко смотрит, свидетель неисчислимых потрясений и горестей народных.


Этот стройный юный золотой витязь на покорно распластавшемся крылатом барсе объявился на главной площади Алматы недавно, однако дух его, неукротимый и дерзкий, мирный и бесстрашный, витал над Великой степью всегда, волнуя сердца и будоража души ее разнородных и разноязыких племен.

Он – олицетворение независимости юной страны. Он – воин и борец за ее свободу.

Из туманной глубины веков пришел он к нам, очевидец кровавых событий, и взирает с высоты своего пьедестала на обновленную степь, узнавая и не узнавая ее. Зорок его взор, задумчивый взгляд устремлен на далекие горы, неподвижен крылатый барс. Что он видит вдали? О чем думает воин-джигит, слыша внизу молодые голоса? О чем хочет поведать им?

За его торжественным и величественным молчанием – тьма веков, история столетий Великой Степи, история становления Государства Казахского.

История – это свершившиеся, состоявшиеся факты и события, в ней нет сослагательного наклонения. Она содержит разные страницы: темные и светлые, печальные и радостные, но каждая строчка этих страниц – бесценное достояние народа Казахстана, и ни времени, никаким другим силам не дано стереть в ней ни одной буквы, ни одной запятой.

В истории нет простых созерцателей, сторонних наблюдателей, все так или иначе творят ее. И сознание того, что история нашего отечества – это творение предшествующих поколений, а ее познание – есть общение с этим творением – побуждает нас бережно и трогательно относиться к ней.

Нашу историю более чем две с половиной тысячи лет слагали наши предки, степняки-кочевники, кочуя по бескрайним степям от Алтая, что на Востоке Казахстана, до Атырау и Мангыстау, что на Западе нашей необъ-ятной страны. Древние просторы Ногайской Орды – Турана – Дешт-и-Кипчака – Мавераннахра – все это казахские степи.

А когда казахи наконец-то осели на землю, произошло это в XIX веке, они продолжили её своими делами и трудами. Разительно изменилась за этот период Степь! Выросли города с широкими улицами, многоэтажными зданиями, прекрасными фонтанами, стадионами и парками. От города к городу пролегли широкие магистрали и железнодорожные пути. Колыбелью и символом космоса стал наш Байконур.


Щедростью, гостеприимством и доброжелательностью славятся казахи. Уже почти целое столетие живут здесь в мире и согласии люди более ста национальностей и народностей, заброшенных сюда не по своей воле.

Многое видела Великая Степь! Взлеты и падения, крутые повороты истории, неисчислимые страдания и бедствия…

Но через все века и испытания пронес гордый и свободолюбивый народ несокрушимое стремление к независимости.

Нынешнее поколение должно знать о том, как складывалась история борьбы за право называться сегодня суверенным, независимым государством.


Цель данного пособия – помочь рассказать об исторических событиях (начиная с битвы с монголами и кончая современностью – объявлением Независимости Республики Казахстан) так, чтобы каждый смог почувст-вовать боль и радость родной земли, испытать гордость за тех, кто своей жизнью отстоял свободу и независимость.

Все приведенные здесь мероприятия объединяет главная тема – нацио-нально-освободительная борьба. В пособии много исторического материала, легенд и эпоса, стихов, игр, викторин и т.д. Стихи казахских поэтов даны в различных переводах. К сожалению, ни один перевод не может передать своеобразие и колорит казахского поэтического слова, его эмоциональной окраски. Особенно это касается перевода стихов Махамбета Утемисова.


«Земля отцов – земля святая»

Мероприятия для младшего школьного возраста


Материалы к беседе


… У человека на долгом и трудном пути,

Помимо матери – той, что его родила,

Четыре есть матери – словно четыре крыла:

Родная земля – наша суть и основа основ,

И Слово родное, пришедшее к нам от отцов,

Родные Обычаи – добрый и благостный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет,

Родная История – как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела.

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах

Того, кто забыл о своих четырех Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить,

Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить!

М.Шаханов

Путь страны к суверенитету и независимости был труден и долог.

Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить казахскую землю от врагов и передать её в наследство нам, ныне живущим.

За мечты народа

Бился предок твой,

И была победа

Великою мечтой!

Кажется, что не было на земле завоевателей, которых бы не привлекали бескрайние просторы, привольные степи, тучные пастбища.

В разные времена, с разных сторон нападали на казахскую землю полчища врагов, жгли, грабили, убивали, хотели покорить живущий здесь свободный народ. Смело выходили на бой наши предки. Не пугали их ни тучи стрел, ни сабли кривые, ни копья длинные.

… В те незапамятные времена такие благородные понятия, как Отчизна, родной очаг, были наполнены большим смыслом. В любую эпоху они пробуждали честь и совесть настоящих джигитов.

Шли воины в бой с кличем: «Мекен! Бала-шага!» В этом кличе заложено великое значение. «Мекен» – это родина, земля, на которой ты родился и вырос. Самое дорогое для человека. «Бала-шага» – дети. А дети – это надежда, это будущее народа.

Поднимались на защиту родного очага, своего будущего и стар, и мал и бились с врагами или до вздоха последнего, или до часа победного.

С.Бакбергенов в книге «Сказание о золотом человеке» рассказывает об одном таком воине – защитнике земли казахской.

Батыр Каскалдак возглавлял мужественных воинов, которые защищали народ свой и землю от посягательств врагов. Было у него девять сыновей. И вот родился десятый, необычный ребенок – с золотым айдаром – длинной прядкой золотистых волос на темечке. Нарекли его Сунеем.

Рос Суней настоящим батыром: ловкий наездник, научился метко стрелять из лука и бросать копье, владел в совершенстве саблей и секирой. И джигит он был достойный – красноречивый акын, искусный музыкант, не по годам мудрый и рассудительный. Одно слово – отмечен богом!

Однажды дошла до племени черная весть: надвигался грозный враг, несметное войско растекалось по степи, скрыли они лицо земли, точно полчища саранчи.

И сказали тогда старейшие: «Если враг достигнет наших благодатных земель, мы лишимся всего: воды, пастбищ, родины своей. Сыновей наших сделают жалкими рабами, дочерей – наложницами. Любимые жены станут черными вдовами. Детям нашим суждено расти сиротами. Долину Или, на которой пасутся куланы и табуны наших добрых коней, окрестные леса и горы покроет пыль, занесет песок…»

Стал народ держать совет. Приняли сообща решение: «Выступим в поход! Выступим навстречу, не подпустим врага к своим землям!»

Выступили в поход на защиту родной земли батыры под предводи-тельством Каскалдака. А Суней возглавлял сотню, и как командовал – мастерски! Под седлом у него был золотистый аргамак по кличке Кулансары. А сам юный батыр был одет в золотые доспехи, голову его защищал золотой шлем, грудь и спину укрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс. Когда во главе своей сотни летел он на врага, золотая одежда искрилась, ослепительно сверкала под солнечными лучами. За это враги прозвали его золотым человеком и охотились за ним.

Суней проявил недюжинную храбрость и смекалку и нанес врагам ощутимые потери. Бывало, вклинится он в самую гущу схватки и давай рубить врага саблей, а потом вдруг развернет коня и помчится прочь, увлекая противников за собой, к засаде. Немалый урон нанес он недругу, защищая родную землю!

Не раз он выходил победителем из поединков с вражескими воинами, обретал известность как батыр. Умел он туго натягивать лук и послать смертоносную стрелу, поразить врага ударом пики и метнуть вдогонку острое копье. Одно имя «Золотой человек» наводило ужас на врага!

Вот такие защитники были в казахской степи!

Потому что для любого казаха нет дороже святыни, чем родная земля. И было так во все времена.

Народная память донесла до нас древнюю легенду о том, как китайский император потребовал от хана отдать ему лучшего скакуна – хан выполнил это требование. Спустя некоторое время император потребовал себе в наложницы любимую жену хана – и это требование выполнил хан. Но когда император потребовал участок непригодной для жизни заболоченной земли, хан собрал войско и разбил императора.

А когда у хана спросили: «О, великий хан! Ты уступил императору своего лучшего скакуна и любимую жену, но пошел воевать из-за куска никому не нужной земли… Стоила ли эта земля таких жертв?», – он ответил: «И скакун, и жена были моей собственностью. Как бы ни было мне тяжело, чтобы не обижать великого соседа и сохранить мир, я отдал их. Но земля не принадлежит мне. Она дарована всевышним нашим предкам за их великие подвиги. И каждая пядь земли предков – священна, и лучше умереть, чем отдать её врагу».

Так было. Так оно и должно быть. Из поколения в поколение, от отца к сыну передают казахи трепетное чувство любви к родной земле.

Как известно, казахи – кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места.

И вот легенда гласит…

Как-то казахи ушли на запад. Возвращаются – а на их земле обосно-вались калмыки. Кликнул казахский хан клич: «Кто из батыров отважится первым войти в калмыцкую орду?» Пока все раздумывали, ринулся беркутом 17-летний Карасай на своем вороном тулпаре к врагу. Долго готовился молодой Карасай к такому подвигу, тренируясь сам и приучая тулпара. Калмыки опешили, увидев мчащегося к ним тулпара без всадника.

Открыв рты, они ожидали, что же будет. Прилипнувший к брюху быстро-ногого тулпара Карасай, подлетев к шатру со знаменем, выдернул его с древком и понесся дальше. Ахнув, калмыки погнались за ним. Завязалась битва. Немало калмыцких воинов нашли смерть от крепкого меча Карасая. Тут казахи с кличем «Карасай!» кинулись на помощь. Казахи гнали врага до самых Джунгарских ворот и освободили свою землю.

С этого времени имя Карасая стало боевым кличем казахских воинов, а самого его признали батыром. Карасай батыр был наделен особым даром. Говорят, сопровождал его всюду священный барс. Когда Карасай батыр устремлялся с копьем на врага, соревнуясь с вороным тулпаром, бросался вперед, разинув пасть и обнажая острые клыки, и грациозный барс, наводя ужас на врагов и обращая их в бегство.

Непобежденный Карасай батыр и состарившись жил чаяниями своего народа, учил молодых военному искусству, а больше всего – любить и защищать свою Родину.

Ведь Родина у человека – одна.

Родина – одна.

Она – родная мать.

Ее нельзя купить,

Нельзя ее продать.

В ней жить и умирать

И снова воскрешать.

О, если б это

Все могли понять.

М. Макатаев
^
Герои народных сказаний
Текстовая викторина

Предварительно необходимо подготовить юных читателей к проведению викторины: дать задание прочитать героический эпос Казахстана.




^

В памяти поколений живут великие подвиги воинов- батыров, которые мужественно выходили на бой с врагами, чтобы защитить свой народ и родную землю от порабощения.

^

О многих из них складывались легенды, их подвиги воспевались в поэмах и сказаниях.

Герои разных сказаний родились у разных племен, из которых впоследствии образовался казахский народ. Так, Кобланды – родом кара- кипчак, Алпамыс – из племени конрат, Камбар – из ногайлы, но всех их объединяет главное – любовь к родине и родному народу.


Наша с вами задача – узнать по краткому описанию, о каком герое идет речь.



  1. «Давным-давно в стране , которая располагалась у подножья горы Каракаспан, у престарелого Токтарбая родился долгожданный сын. Рос он быстро, не по дням, а по часам и уже в шесть лет стал батыром. И был у него конь Тайбурыл, такой же сильный и могучий, как его хозяин. И вот однажды на страну батыра напали враги. Возмутился тогда батыр, надел доспехи, сел на своего верного коня и помчался вперед. Столкнулся он в жестокой схватке с грозным ханом кызылбашей- Казаном, вложил в удар всю ненависть и свалил грозного Казана с коня».

(Кобланды батыр)


  1. «В давние временаэто было. В семье простого охотника Естерека родился сын, который вскоре стал выделяться среди сверстников невиданной силой и рассудительностью. Когда полчища калмыков под грохот барабанов приблизились к ставке хана Ханзады, батыр первым откликнулся на призыв Родины. Вооружившись, он сел на коня, поскакал навстречу врагам и вызвал на поединок одного из предводителей калмыков – Домбауыла. Десять дней и ночей отважно бился храбрый воин. Наконец враг был повержен. Так отважный батыр освободил родную землю от иноземных захватчиков»

(Ер Таргын)


3. «Батырами не становятся, ими рождаются. Давным-давно жил мальчик. И был он сиротой, потому что убили калмыки отца его. Решил мальчик отомстить за смерть убитого отца. Надел доспехи: легкую кольчугу, пояс с булатным мечом. Сел на вороного коня и поскакал на встречу со своими врагами. И вот однажды увидел он перед собой огромное войско со знаменем калмыцкого батыра Тасболата. В жестокой схватке сразились они. И вот, в одно мгновение, одержимый местью, батыр поразил сердце врага. Так мальчик отомстил за отца и защитил честь своего народа…»

(Ер Косай)


4. «В древности на земле Жидели- Байсын жил очень богатый человек - Байборы. Когда ему исполнилось 80 лет, у него родился сын, который вырос сильным и смелым батыром. Однажды на его страну напал калмыцкий хан Тайшик. Храбрый батыр надел доспехи, завязал пояс с золотым кинжалом и отправился на встречу с врагом. При помощи зловредной Жалмауз- Кемпир Тайшику удалось хитростью упрятать его в подземелье, но справедливость восторжествовала: добрые люди помогли батыру вырваться из плена. Подобно урагану налетел он на врагов, крушил их так, что только искры летели. Наконец, Тайшик хан был повержен, а батыр с победой возвратился к родному очагу на радость своему народу.»

(Алпамыс батыр)


5. «В давние времена жил- был бесстрашный и могучий батыр. Был он искусным охотником, с утра до вечера ловил на озере со своим соколом уток и гусей, гонялся за дичью, а однажды один на один сразился с разъяренным тигром и убил его. Когда на страну напал калмыцкий хан Караман, батыр разбил все вражеское войско, убил самого хана и освободил свой народ.»

(Камбар батыр)


Подобно этим сказочным героям, во все тяжелые времена защищали Родину, родную степь батыры Богенбай, Карасай, Райымбек, великие бии Толе бий, Казыбек бий, Айтеке бий, поднимали восстания за свободу Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, хан Касым, Амангельды Иманов.

И вот, только через несколько столетий, знамя свободы взвилось над Великой Степью!

16 декабря 1991 года была провозглашена Независимость Республики Казахстан! Это значит, что наша страна стала самостоятельным, суверен-ным государством.


«Укрась слово»

Лингвистическая игра


Играющие делятся на 2 команды.

Ведущий называет существительные.

Задача команд- по очереди, не повторяясь, «украсить» их подходящими по смыслу прилагательными.

Команда, которая назовет больше прилагательных, побеждает.

Существительные: Родина (единственная, любимая,…)

Свобода (долгожданная, выстраданная,…)

Герб (величественный, государственный,… )

Флаг (государственный, гордый, голубой,…)

(можно продолжить)


Подводя итоги, ведущий делает обобщение, главная мысль которого – Казахстан – свободное, независимое государство, имеющее свою символику, законы, историю. Когда говоришь о Родине, о родной земле, на память приходят только самые красивые, возвышенные слова.


^ Знай о крае своем родном

Беседа- игра


Вопросы к беседе:

  1. В какой Республике мы живем? (Казахстан)

  2. Почему люди дорожат Родиной? (Это родной очаг, родная земля, на которой вырос и живешь)

  3. Кого можно назвать патриотом? (Человек, который любит Родину)

  4. Чем богат наш Казахстан? (полезными ископаемыми, нефтью, многонациональным населением…)

  5. Подумайте, каких высот достиг Казахстан за годы независимости.

(развивается экономика, строится демократическое государство, появилось много партий, вошел во многие международные организации…)


Каждое государство имеет свои символы. В нашем государстве тоже есть отличительные знаки нашей страны – Флаг, Герб, Гимн.

Сейчас мы проверим, знаете ли вы символы нашего государства.


^ На доске – изображения гербов и флагов разных стран.

Задание: найдите Флаг и Герб нашего государства.

Беседа:

  1. Какого цвета Государственный флаг Республики Казахстан? Что символизирует этот цвет?

(Сине-голубой. Голубой фон нашего флага

символизирует чистоту и высоту помыслов

нашего народа, пожелания мирного неба).

  1. Что изображено на флаге?

(Золотое солнце и парящий орел).

  1. Что символизирует парящий орел?

( Символ свободы и независимости,

стремление к цели, к полету в будущее).

4. Что является центральным элементом герба? Что он символизирует?

(Шанырак. Образ общего дома, общей

Родины всех людей, проживающих в

Казахстане)

5. Что означает золотая звезда?

(Символ высокой цели, поставленной

государством, и зовущей за собой мечты)

6. Почему на гербе изображен крылатый тулпар? Что он

обозначает?

(Конь для казаха был его второй половиной.

Тулпар – конь, о котором мечтает каждый

джигит – олицетворение движения, разви-

тия, воли к победе, преданности и стремле-

ния к независимости)


Украшение речи – пословицы

Конкурс на лучшее знание пословиц


^ Конкурс проводится между двумя командами.


Испокон веков ценилось меткое слово в народе. В казахских аулах издавна пользовались всеобщим уважением красноречивые острословы, творцы и знатоки крылатых выражений и пословиц- шешены.

В пословицах отражена героическая история народа, его быт, представ-ление о том, что прежде всего ценится в человеке.

В пословицах казахского народа всегда воспеваются храбрость, трудолюбие, любовь к родной земле, готовность вступиться за родной народ.


1 тур: ^ Родина – золотая колыбель

Задание – по очереди называть пословицы о Родине, отчем доме.

Джигита доля – за Родину стоять, а если надо – жизнь отдать.

На чужбину попав, поймешь, как дорога Родина.

Нет земли без цветов, а народа без героев.

Человек без Родины – что соловей без леса.

Крылья сокола в полете крепнут.

Все земли хороши, а своя лучше.

Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на родине.

Родная земля – золотая колыбель.

Родина-мать, умей за нее постоять.

Бедный дом отца родного нам милей дворца чужого.

Цветы – лишь на своей поляне цветы.

2 тур: ^ Твой герой

Для команд заранее готовятся 2 конверта с набором пословиц.

Задание – среди множества пословиц отобрать те, которыми можно охарактеризовать героя. При помощи отобранных пословиц описать своего героя.

3 тур: ^ Честь героя – честь народа

Задание – рассказать, как дети понимают эту пословицу.


4 тур: Развлекательный

Задание - исправить неправильно звучащую пословицу, найти нужную букву.

Трус своей лени боится. (т)


Полк в овечьей шкуре. (в)

Рожденный ползать метать не может. (л)

Крутится как булка в колесе. (е)


Голода не бойся, по пояс мойся. (х)

Нашла коза на камень. (с)

Мероприятия для учащихся среднего и старшего школьного возраста.


«По степям моим неслась беда,

Как солдаты, гибли города»

Иллюстрированная беседа

Кровью наших предков,
^

Слезами матерей


Пропиталась крепко

Земля этих степей.

Тем ты дорога мне,

Степь, моя страна,

О том на вечном камне


Мы выбьем письмена.

Н.Назарбаев

Ведущий :

В глубь веков уходят корни борьбы за независимость – мечты Великой Степи, помнящей на своем веку и звездные часы кочевой цивилизации, и коренную ломку устоев жизни, и, наконец, выбравшей собственный путь развития.

300 лет казахи воевали за свою свободу и независимость и несколько раз в течение этих войн были на грани полного исчезновения и вновь поднимались. Хотя история знает немало примеров исчезновения с карты земли целых государств и народов…

Воистину вспоминается фраза гунна Аттилы, дошедшая из глубины веков: «Идущего к победе не достигают стрелы».

Неслучайно народ, населявший Великую степь, стал называться «қазақи». Казақ – тюркско-кыпчакское слово и обозначал изначально человека вольного, свободного, независимого. Позднее слово «казахи» стало обозначать «не подчиненные никому люди». А с укреплением ханства Жаныбека и Керея казахами стало называться все подвластное им население.

Представьте себе: во времена диких нравов, постоянного поиска кровавой драки и кровавой добычи на территории огромной степи жили свободные, независимые, не подчиняющиеся никому люди! Они свято берегли свою свободу и свою землю, погибали за нее, но, как Феникс из пепла, поднимались новые воины и вновь шли в смертельную схватку с врагом!

Это были наши предки, и эту борьбу за независимость они завещали потомкам.

Привольная ковыльная степь, изумрудные пастбища, прозрачные воды рек и озер, тучные стада, счастливый смех вольных людей всегда привлекали полчища врагов. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера – сибирские казаки, за Яиком – башкиры, с юга – бухарцы и хивинцы. Но были враги и пострашнее – китайцы, монголы, персы, джунгары ...

Чтец 1: Пронзительно точно описал положение наших предков

казахстанский поэт Олег Дымов:
Дремала могучая, древняя,

покрытая степью земля.

На все четыре стороны

раскинулась она.

Султаном ковыль серебрился,

а в небе кружили орлы.

В степи жеребенок родился,

тучнели скотом табуны.


Веками к себе ты манила,

слетались сюда вороньем

монголы, татары, джунгары,

пытали огнем и мечом.


Ведущий :

В те времена в степи кочевали еще разрозненные казахские племена, становясь добычей таких грозных врагов, как монголы. Но легкой эта добыча не была никогда! Только гибель всех воинов могла привести к победе врага...




оставить комментарий
страница1/4
Дата18.10.2011
Размер0,75 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  5
средне
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх