Русские былины icon

Русские былины



Смотрите также:
После завершения курса литературы в 7 классе продол­жите чтение дома: познакомьтесь с другими...
Тематическое планирование уроков литературного чтения по книге «Парус»...
Задачи урока: обобщить знания о художественном мире былин...
Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях...
Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях...
-
Урок Русские народные сказки Вступительное слово учителя о фольклоре устном творчестве народа...
Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»...
Ялюблю русские сказки. Ялюблю их потому, что в них добро побеждает зло...
Фольклор, или устное народное творчество...
План семинарских занятий по истории Семинар 1...
Ба́ба-Яга́ - популярный персонаж...



страницы:   1   2   3
скачать
Урок 17 - 18


Задание на дом. Прочитать былины: «Волх Всеславьевич» (запись Кирши Данилова) и «Исцеление Ильи Муромца» (запись П.Рыбникова).


РУССКИЕ БЫЛИНЫ


Урок 17. Старшие богатыри


Тексты к уроку.

Былины.

Волх Всеславьевич. Запись Кирши Данилова.

Исцеление Ильи Муромца. Запись П.Рыбникова.


Уж как на небе родился светел месяц,

На земле-то народился могуч богатырь...

Из былины


^ РУССКИЕ БЫЛИНЫ

Былины, называемые в народе еще и старинами — песнопения, отражающие историческую жизнь Древней Руси. Насчитывается около ста былинных сюжетов, а вариантов — около двух тысяч. Былины возникли в эпоху Киевской Руси и выражали стремление народа к единению страны, к защите ее от врагов. Это же стремление давало жизнь былине в эпоху монгольского ига и в период укрепления государства вокруг Москвы во времена княжения Ивана III.


ВОЛХ1 ВСЕСЛАВЛЬЕВИЧ

^ Запись Кирши Данилова»

По саду, саду по зеленому,

Ходила гуляла молода княжна

Марфа Всеславьевна,

Она с камени скочила на лютого змея, —

Обвивается лютый змей

Около чебота2 зелен сафьян,

Около чулочика шелкова,

Хоботом бьет по белу стегну3.

А втапоры4 княгиня понос понесла5,

А понос понесла и дитя родила.

А и нá небе просветил светел месяц,

И в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молодой Волх Всеславьевич.

Подрожала сыра земля,

Стряслося славно царство Индейское6,

А и синее море сколыбалося

Для-ради рожденья богатырского

Молода Волха Всеславьевича;

Рыба пошла в морскую глубину,

Птица полетела высоко в небеса,

Туры7 да олени за горы пошли,

Зайцы, лисицы по чащицам,

А волки, медведи по ельникам,

Соболи, куницы по островам.

А и будет Волх и полторá часа,

Волх говорит, как гром гремит:

«А и гой еси1, сударыня матушка,

Молода Марфа Всеславьевна!

А не пеленай во пелену червчатую2,

А не поясай во поесья шелкóвые, —

Пеленай меня, матушка,

В крепки латы булатные,

А на буйну голову клади злат шелом,

По праву руку — палицу,

А и тяжку палицу свинцовую,

А весом та палица в триста пуд».

А и будет Волх семи годов,

Отдавала его матушка грамоте учиться,

А грамота Волху в наук пошла;

Посадила его уж пером писать,

Письмо ему в наук пошло.

А и будет Волх десяти годов,

Втапоры поучился Волх ко премудростям:

А и первой мудрости учился

Обертываться ясным соколом;

А и другой-то мудрости учился он, Волх,

Обертываться серым волком;

А и третьей мудрости-то учился Волх

Обертываться гнедым туром — золотые рога.

А и будет Волх во двенадцать лет,

Стал себе Волх дружину прибирать,

Дружину прибирал три года.

Он набрал дружины семь тысячей;

Сам он Волх, в пятнадцать лет.

И вся его дружина по пятнадцати лет.

Прошла та слава великая

Ко столькому городу Киеву:

Индейский царь наряжается,

И хвалится-похваляется,

Хочет Киев-град за щитом весь взять,

А Божьи церкви на дым пустить

И почестны монастыри рáзорить.

А втапоры Волх догадлив был:

Со всею дружиною хороброю

Ко славному царству Индейскому

Тут же с ними в поход пошел.

Дружина спит, так Волх не спит:

Он обернется серым волком,

Бегал, скакал по темным по лесам и по рáменью3,

А бьет он зверя сохатыя4,

А и волку, медведю спуску нет,

А и соболи, барсы — любимый кус,

Он зайцами, лисицами не брезговал;

Волх поил-кормил дружину хоробрую.

Обувал-одевал добрых молодцев, —

Носили они шубы соболиные,

Переменныя шубы-то барсовые.

Дружина спит, так Волх не спит:

Он обернется ясным соколом,

Полетел он далече на сине море,

А бьет он гусей, белых лėбедей,

А и серым, малым уткам спуску нет;

А поил, кормил дружинушку хоробрую,

А все у него были яства переменные,

Переменные яства сахарные.

А стал он, Волх, ворожбу чинить:

«А и гой еси вы, удалы добры молодцы!

Не много не мало нас — семь тысячей.

А и есть ли, братцы, у вас таков человек,

Кто бы обернулся гнедым1 туром,

А сбегал бы ко царству Индейскому,

Проведал бы про царство Индейское,

Про царя Салтыка Ставрульевича,

Про его буйну голову Батыевичу?»

Как бы лист со травою пристилается,

А вся его дружина приклоняется,

Отвечают ему удалы добры молодцы:

«Нет у нас такого молодца,

Опричь2 тебя, Волха Всеславьевича».

А тут таковой Всеславьевич

Обернулся гнедым туром — золотые рога,

Побежал он ко царству Индейскому,

Он первый скок за целу версту скочил,

А другой скок не могли найти,

Он обернется ясным соколом,

Полетел он ко царству Индейскому.

И будет он в царстве Индейском,

И сел он на палаты белокаменны,

На те на палаты царские,

Ко тому царю Индейскому,

И на то окошечко косящетое3.

А и буйные ветры по насту тянут,

Царь с царицею разговоры говорят.

Говорила царица Азвяковна,

Молодая Елена Александровна:

А и гой еси ты, славный Индейский царь!

Изволишь ты наряжаться на Русь воевать,

Про то не знаешь, не ведаешь:

А на небе просветил светел месяц,

А в Киеве родился могуч богатырь,

Тебе, царю, супротивничек».

А втапоры Волх он догадлив был:

Сидючи на окошке косящетом,

Он те-то де речи повыслушал.

Он обернулся горнóсталем4,

Бегал по подвалам, по пóгребам,

По тем высоким тėремам,

У тугих луков тетивки накусывал,

У каленых стрел железцы повынимал.

У того ружья ведь у огненного

Кременья и шомполы повыдергал,

А все он в землю закапывал.

Обернется Волх ясным соколом,

Взвился он высоко по поднėбесью,

Полетел он далече во чистó поле,

Полетел ко своей ко дружине хорóбрыя.

Дружина спит, так Волх не спит,

Разбудил он удалых добрых молодцев:

«Гой еси вы, дружина хоробрая!

Не время спать, пора вставать,

Пойдем мы ко царству Индейскому».

И пришли они ко стене белокаменной;

Крепка стена белокаменная,

Ворота у города железные,

Крюки, засовы все медные,

Стоят караулы денны-ночны,

Стоит подворотня дорог рыбий зуб,

Мудрены вырезы вырėзаны,

А и только в вырезы мурашу пройти.

И все молодцы закручинилися,

Закручинилися и запечалилися,

Говорят таково слово:

«Потерять будет головки напрасны!

А й как нам будет стена пройти?»

Молодой Волх он догадлив был:

Сам обернулся мурашиком

И всех добрых молодцов мурашками,

Прошли они стену белокаменну,

И стали молодцы уж на другой стороне,

В славном царстве Индейскоем.

Всех обернул добрыми молодцами,

Со своею стали сбруею со ратною,

А всем молодцам он приказ отдает:

«Гой еси вы, дружина хоробрая!

Ходите по царству Индейскому,

Рубите старого-малого,

Не оставьте в царстве на сėмена;

Оставьте только по выбору,

Немного немало — семь тысячей

Душечки красны девицы».

А и ходит его дружина по царству индейскому,

А и рубит старого-малого,

А и только оставляют по выбору

Душечки красны девицы.

А и сам он Волх во палаты пошел,

Во те палаты царские,

Ко тому царю ко Индейскому.

Двери были у палат железные,

Крюки, пробои1 по булату злачены.

Говорит тут Волх Всеславьевич:

«Хотя ноги изломить, а двери выставить!»

Пнет ногой во двери железные,

Изломал все пробои булатные.

Он берет царя за белы руки,

А славного царя Индейского

Салтыка Ставрульевича,

Говорит тут Волх таково слово:

«А и вас-то, царей, не бьют, не казнят».

Ухватил его, ударил о кирпищатый пол,

Расшиб его в крохи...

И тут Волх сам царем насел,

Взявши царицу Азвяковну,

А и молоду Елену Александровну;

А и та дружина хоробрая

На тех девушках переженилися;

А и молодой Волх тут царем насел,

А то стали люди посадские2.

Он злата-серебра выкатил,

А и коней, коров табуном делил,

А на всякого брата по сту тысячей.


^ ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

Запись П.Рыбникова

В славном городе во Муроме,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

Уходил государь его батюшка

Со родителем со матушкою

На работушку на крестьянскую.

Как приходили две калики1 перехожие

Под тое окошечко косявчето.

Говорят калики таковы слова:

«Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!

Отворяй каликам ворота широкие,

Пусти-ка калик к себе в дом».

Ответ держит Илья Муромец:

«Ай же вы, калики перехожие!

Не могу отворить ворот широкиих,

Сиднем сижу цело тридцать лет,

Не владаю ни руками, ни ногами».

Опять говорят калики перехожие:

«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,

Отворяй-ка ворота широкие,

Пускай-то калик к себе в дом».

Выставал Илья на резвы ноги,

Отворял ворота широкие

И пускал калик к себе в дом.

Приходили калики перехожие,

Они крест кладут по-писаному,

Поклон ведут по-ученому,

Наливают чарочку питьица медвяного,

Богатырско его сердце разгорелося,

Подносят-то Илье Муромцу.

Как выпил-то чару питьица медвяного,

Его белое тело распотелося.

Воспроговорят калики таковы слова:

«Что чувствуешь в себе, Илья?»

Был челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в себе силушку великую».

Говорят калики перехожие:

«Будь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тебе на бою не писана;

Бейся-ратися2 со всяким богатырем

И со всею поленицею3 удалою,

А столько не выходи драться

С Святогором-богатырем —

Его и земля на себе через силу носит;

Не ходи драться с Самсоном-богатырем

У него на голове семь власов ангельских;

Не бейся и с родом Микуловым —

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи още на Вольгу Сеславьича —

Он не силою возьмет,

Так хитростью-мудростью.

Доставай, Илья, коня собе богатырского,

Выходи в раздольице чисто поле,

Покупай первого жеребчика,

Станови его в срубу1 на три месяца,

Корми его пшеном белояровым2.

А пройдет поры-времени три месяца,

Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай

И в три росы жеребчика выкатывай,

Подводи его к тыну3 ко высокому.

Как станет жеребчик через тын перескакивать

И в ту сторону и в другую сторону,

Поезжай на нем, куда хочешь,

Будет носить тебя».

Тут калики потерялися.

Пошел Илья ко родителю ко батюшку

На тую на работу на крестьянскую, —

Он дубье-колодье все повырубил,

В глубоку реку повыгрузил,

А сам и сшел домой.

Выстали отец с матерю с крепкого сна — испужалися:

«Что это за чудо подеялось?

Кто бы нам это сработал работушку?»

Работа-то была поделана,

И пошли они домой.

Как пришли домой, видят:

Илья Муромец ходит пó избы.

Стали его спрашивать,

Как он выздоровел.

Илья и рассказал им,

Как приходили калики перехожие,

Поили его питьицем медвяныим —

И с того он стал владать руками и ногами

И силушку получил великую.

Пошел Илья в раздольице чисто поле,

Видит: мужик ведет жеребчика немудрого4.

Бурого жеребчика косматенького.

Покупал Илья того жеребчика,

Что запросил мужик, то и дал;

Становил жеребчика в сруб на три месяца,

Кормил его пшеном белояровым,

Поил свежей ключевой водой.

И прошло поры времени три месяца.

Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать,

В три росы его выкатывал;

Подводил ко тыну ко высокому,

И стал Бурушко через тын перескакивать

И в ту сторону и в другую сторону.

Тут Илья Муромец

Седлал добра коня, зауздывал,

Брал у батюшки, у матушки

Прощенье-благословеньице

И поехал в раздольице чисто поле.


Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:


  1. В чем различие былин «Волх Всеславьевич» и «Исцеление Ильи Муромца»?


У. Сегодня вы начинаете знакомиться с произведениями, созданными в средние века на Руси. Дома вы должны были прочитать две былины: былину «Волх Всеславьевич», записанную Киршей Даниловым и «Исцеление Ильи Муромца», записанную П.Рыбниковым.

Что ж такое «былина»? Что это за жанр? Какие еще былины вы знаете? Читали вы раньше произведения, похожие на былины?

^ Дети должны вспомнить: известные им былины и волшебные сказки, где действуют похожие герои (Иван-крестьянский сын, Иван Быкович, Илья Муромец, Добрыня и др.); эпические сказания других народов (богатырские черты героев «Илиады» и др.).

^ У. К какому роду литературы относятся все эти жанры и почему?

Д. К эпосу, потому что главное — рассказать о действиях и внутреннем мире героев передать оценки рассказчика.

У. Да. С основными чертами эпоса как рода литературы вы уже знакомы. Более того, вам уже известно, что слово «эпос» имеет и другое значение — особый вид народного творчества. Это и песни Гомера, и русские былины.

Былины — эпические песни, сложенные в те времена, когда еще не было письменной литературы. Они передавались из поколения в поколение устно, как и другие произведения фольклора. Поэтому мы и не знаем их авторов.

На русском Севере былины называли «старинами». Что подчеркивает это название?

^ Д. То, что они связаны со стариной. Рассказывают о том, что было давно.

У. Да, если название «былина» подчеркивает, что рассказ пойдет о том, что действительно было, а не придумано, то название «старина» говорит о том, что это было в какие-то иные, «старые» времена. Разные былины создавались не сразу, а в течение веков. В разное время появлялись и их герои. Легко ли вам было читать былины и почему?

Д. ...

У. А знаете ли вы, как их исполняли раньше?

Д. ...

У. Былина пелась, причем один сказитель исполнял разные былины на один и тот же мотив. Мелодия задавала ритм и темп звучания текста. Мы, конечно, не будем петь былины, но для чтения необходимо понимать ее ритмический рисунок. Каков же он? Откройте в тетради № 1 задание 7 (Открывает на доске незаполненную схему. Окончательный вид схемы см. ниже.) Перед вами начало уже знакомой вам былины «Исцеление Ильи Муромца»:


Ай во славном было городи во Муроми,

Ай во том было сели да во Качарови,

Там ведь жил-то был богатой-от хрестьянин-от,

Ай богатой-от хрестьянин-от Иван да Тимофėёвич.

Ему дал-то господь сына единого,

Ай единого сына-та любимого

Ай по имени — Илėйко сын Ивановиць.


^ Д.. А тот текст, который мы читали, начинается иначе. Это, наверное, другой вариант.

У. Да. Вы же знаете, что бывают разные варианты одной и той же сказки. Так и былины ученые записывали от разных сказителей, а разные сказители исполняли одну и ту же былину по-разному. Вариант, который вы читали дома в учебнике, записан П.Рыбниковым, а тот, что помещен в тетради и на доске, записан А.Марковым от Аграфены Крюковой. В чем особенности второго варианта с точки зрения ритма?

^ Д. Она добавляет слова «ай», «то», «от».

У. Зачем, как вы думаете?

Д. ...

У. Эти слова играли роль дополнительных слогов, помогающих создавать при пропевании более стройный ритмический рисунок. Давайте нарисуем ритм этого варианта былины.

Когда былина пелась, строка имела три сильных слога: третий от начала строки, третий от конца и один где-то в середине строки. Лишние речевые ударения при пропевании снимались. Каждая строка должна была звучать приблизительно одинаковое время, поэтому слоги в более длинных строках обычно произносились быстрее. (Учитель на доске, а дети в тетрадях заполняют схему ритмического рисунка).









/










/










/
















/










/










/













/










/










/



















/










/






















/













/










/







/
















/







/










/
















/










/










/











У. Теперь, думаю, вам будет легче понять и ритмический рисунок варианта, который вы читали дома:


В славном городе во Муроме,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын

Сиднем сидел цело тридцать лет.


Здесь ритмический рисунок не столь четок, но и его при чтении надо попытаться привести к былинному напеву. Попробуйте.

«Исцеление Ильи Муромца». Запись П.Рыбникова.

Дети читают былину «Исцеление Ильи Муромца».

Сравнение былин О Волхе и об Илье Муромце.

У. Какая из двух прочитанных дома былин возникла раньше – Волхе или об Илье Муромце? Почему вам так кажется?

^ Итог обсуждения.

  1. Волх рождается необычно, Илья — обычно.

  2. Волх – волшебный герой: он не обычный человек, а сын змея, его имя Волх — от Волхв, волшебник; он заговорил через полтора часа после рождения, он учится волшебству — может оборачиваться кем угодно, «волховать». Илья — «сидень», получает свою силу от чудесных старцев, и кроме этой необычной силы в нем нет ничего чудесного.

  3. Волх с 12 лет готовит «дружинушку», чтобы сражаться с «Индейским царем», и достигает победы не столько богатырской силой, сколько хитростью и колдовством. Первые богатырские дела Ильи — обычные, крестьянские: он помогает родителям расчистить пашню, а потом уже просит благословения на ратные подвиги (хочет ехать в Киев, на службу к князю Владимиру).

У. Значит, Волх Всеславьевич обладает чертами более древних героев. Вся природа отзывается на его рождение, весь мир содрогается. Вот такие герои, носящие явные мифологические черты, в русской науке о фольклоре — фольклористике — получили название «старших богатырей». Эти богатыри — наиболее древние персонажи русского эпоса, не связанные обычно с древнерусским государством. Былины о них плохо сохранились, часто лишь в отрывках, либо в «сплаве» с более поздними былинами.

А с какой былиной о старших богатырях вы уже знакомы?

^ Д. С былиной «Вольга».

Сравнение былин о Вольге и Волхе.

У. Докажите, что Вольга – старший богатырь. (Текст былины – см урок «Идеальный герой древних славян»).

Д. Он очень похож на Волха, он тоже волшебный герой. Вольга понимает язык птиц, зверей, рыб. Более того, он может "оборачиваться" то зверем, то рыбой, то птицей, и этим помогает своей "дружине" в охоте и рыбной ловле. Он обернулся птицей, полетел в землю турецкую и узнал коварные замыслы недругов. Тогда он обернулся волком и ил коней турецких. А потом обернулся горностаем и испортил турецкое оружие.

У. Итак, былины о старших богатырях имеют более древнее происхождение. Но есть ли в них более поздние вкрапления? Есть ли что-то общее у былины о Волхе с былиной об Илье?

^ Д. Да, в обеих былинах речь идет о Киеве — столице русского государства.

У. Верно. А чем грозит Киеву «Индейский царь»?

Д. Хочет его захватить, разорить церкви и монастыри.

^ У. В какое время такое могло происходить — в христианское или дохристианское?

Д. В христианское.

У. А ведь Волх — языческий волшебник. Как он должен был бы относиться к христианству? Должен был бы он защищать церкви и монастыри?

^ Д. Нет, не должен.

У. Волх — оборотень, кудесник, он должен быть враждебен христианству. А он отправляется бороться с врагом, угрожающим христианскому Киеву. Здесь виден более поздний слой былины, отражающий новые исторические события — становление Киевского государства, принятие христианства.

Вот так в былинах переплетаются старое и более новое мировоззрения. А так как былины — это произведения устного словесного искусства, то чрезвычайно трудно сказать, какими они были изначально: каждое новое поколение сказителей что-то меняло в них.

Итак, древнейшие эпические песни на Руси в чистом виде не сохранились. Самые ранние записи былин относятся к XVII-XVIII векам, они были найдены в рукописных сборниках, где помещались рядом с занимательными повестями и сказками. Первое собрание только былин – сборник Кирши Данилова «Древние русские стихотворения» был опубликован в 1804 г. От живых сказителей былины стали записывать в XIX в., в основном на русском Севере. Это, как правило, былины, созданные в период Киевской Руси, а в них встречались элементы как более ранних сказаний и представлений, так и более поздних (когда герои времен Киевской Руси сражаются с татарами — исторически более поздними врагами).

А теперь ответьте письменно: как относятся авторы к Волху Всеславьевичу? Осуждают ли они его за волхование и оборотничество? Почему вы так думаете?

^ Дети пишут ответы.


Задание на дом. Прочитать былины «Святогор и Илья Муромец» ( Записано от А.Пашковой), «Илья и Соловей-разбойник» (Записано от Т.Рябинина).

Выполнить задание 8 в тетради № 1 (сравнение вариантов былины «Святогор и Илья Муромец»).


^ Уроки 18. Илья Муромец — идеальный герой русского народного эпоса


Тексты к уроку.

Былины.

Святогор и Илья Муромец. ^ Записано от А.Пашковой.

Илья и Соловей-разбойник. Записагл от Т.Рябинина.


Старшие богатыри дивуются:

«Нет на поездку Ильи Муромца!

У его поездка молодецкая,

Вся поступочка богатырская».

Из былины


^ СВЯТОГОР И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Записано от А.Пашковой

Как не дáлече-далėче во чистом во поле,

Тута куревка1 да поднималася,

А там пыль столбом да поднималася, —

Оказался во поле добрый молодец,

Русский могучий Святогор-богатырь.

У Святогора конь да будто лютый зверь,

А богатырь сидел да во косу сажень2.

Он едет в поле, спотешается,

Он бросает палицу3 булатную

Выше лесушку стоячего,

Ниже облака да ходячего,

Улетает эта палица

Высоко да по поднебесью.

Когда палица да вниз спускается,

Он подхватывает да одной рукой.

Наезжает Святогор-богатырь

Во чистом поле на сумочку да скоморошную.

Он с добра коня да не спускается,

Хотел поднять погонялкой эту сумочку, —

Эта сумочка да не ворохнется.

Опустился Святогор да со добрá коня,

Он берет сумочку да одной рукой, —

Эта сумочка да не сшевелится;

Как берет он обеими руками,

Принатужился он силой богатырской,

По колен ушел да в мать-сыру землю, —

Эта сумочка да не сшевелится,

Не сшевелится да не споднимется,

Говорит Святогор да он про себя:

«А много я по свету езживал,

А такого чуда я не видывал,

Что маленькая сумочка да не сшевелится,

Не сшевелится да не здымается.

Богатырской силе не сдавается».

Говорит Святогор да таковы слова:

«Верно тут мне, Святогору, да и смерть пришла».

И взмолился он да своему коню:

«Уж ты, верный богатырский конь,

Выручай теперь хозяина».

Как схватился он да за уздечку серебряну,

Он за ту подпругу золоченую,

За то стремечко да за серебряно.

Богатырский конь да принатужился,

А повыдернул он Святогора из сырой земли.

Тут садился Святогор да на добрá коня

И поехал по чисту полю

Он ко тем горам да Араратскиим.

Утомился Святогор да он умаялся

С этой сумочкой да скоморошноей

И уснул он на добром коне,

Заснул он крепким богатырским сном.

Из-под дáлеча-далėча, из чиста; поля

Выезжал старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Увидал Сятогора он богáтыря:

«Что за чудо вижу во чистóм поле,

Что богатырь едет на добрóм коне,

Под богатырем-то конь да будто лютый зверь,

А богатырь спит крепко-нáкрепко».

Как скричал Илья да зычным1 голосом:

«Ох ты гой еси, удалый добрый молодец,

Ты что, молодец, да издеваешься,

А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,

Не ко мне ли старому да подбираешься,

А на это я могу ответ держать».

От богатыря да тут ответу нет.

А вскричал Илья да пуще прежнего,

Пуще прежнего да зычным голосом, —

От богатыря да тут ответу нет.

Разгорелось сердце богатырское

А у старого казака Ильи Муромца,

Как берет он палицу булатную,

Ударяет он богатыря да по белым грудям,

А богатырь спит не просыпается.

Рассердился тут да Илья Муромец,

Разъезжается он во чистó поле,

А с разъезду ударяет он богáтыря

Пуще прежнего он палицей булатною.

Богатырь спит, не просыпается.

Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,

А берет он шелепугу2 подорожную,

А не малу шелепугу да во сорок пуд,

Разъезжается он со чиста поля,

И ударил он богатыря по белым грудям,

И отшиб он себе да руку правую.

Тут богатырь на коне да просыпается,

Говорит богатырь таково слово:

«Ох, как больно русски мухи кусаются».

Поглядел богатырь в руку правую,

Увидал тут Илью Муромца,

Он берет Илью да за желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырскоей,

И поехал он да по святым горам,

По святым горам да Араратскиим.

Как день он едет до вечера,

Темну ноченьку да он дó утра,

И второй он день едет до вечера,

Темну ноченьку он дó утра.

Как на третий-то да на дėнёчек

Богатырский конь стал спотыкатися.

Говорит Святогор да коню доброму:

«Ах ты что, собака, спотыкаешься?

Ты идти не мошь, аль везти не хошь?»

Говорит тут верный богатырский конь

Человеческим да он голосом:

«Как прости-ко ты меня, хозяинушко,

А позволь-ко мне да слово вымолвить, —

Третьи суточки да ног не складучи,

Я вожу двух русских могучиих богáтырей,

Да й в третьих с конем богатырскиим».

Тут Святогор-богатырь да опомнился,

Что у него в кармане тяжелешенько;

Он берет Илью за желты кудри,

Он кладет Илью да на сыру землю

Как с конем его да богатырскиим.

Начал спрашивать да он выведывать:

«Ты скажи, удалый добрый молодец,

Ты коей земли да ты какой орды?

Если ты — богáтырь святорусский,

Так поедем мы да во чисто пóле,

Попробуем мы силу богатырскую».

Говорит Илья да таковы слова:

«Ай же ты, удалый добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобой сражатися,

Я желаю с тобой побрататися».

Святогор-богатырь соглашается,

Со добра коня да опущается.

И раскинули они тут бел шатер,

А коней спустили во луга зеленые,

Во зеленые луга они, стреножили.

Сошли они оба во белой шатер,

Они друг другу порассказалися,

Золотыми крестами поменялися,

Они с друг другом да побраталися,

Обнялись они поцеловалися, —

Святогор-богатырь да будет бóльший брат,

Илья Муромец да будет меньший брат.

Хлеба-соли тут они откушали,

Белой лебеди порушали1

И легли в шатер да опочив держать,

И недолго, немало спали — трое суточек,

На четверты они да просыпалися,

В путь-дороженьку да отправлялися.

Как седлали они да коней добрыих,

И поехали они да не в чисто поле,

А поехали они да по святым горам,

По святым горам да Араратскиим.

Прискакали на гору Елеонскую,

Как увидели они да чудо чудное,

Чудо чудное, да диво дивное:

На горе на Елеонския

Как стоит тут да дубовый гроб.

Как богатыри с коней спустилися,

Они ко гробу к этому да наклонилися.

Говорит Святогор да таковы слова:

«А кому в этом гробе лежать сужено?

Ты послушай-ко, мой меньший брат,

Ты ложись-ко во гроб да померяйся,

Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».

Илья Муромец да тут послушался

Своего ли братца большего, —

Он ложился Илья да в тот дубовый гроб.

Этот гроб Илье да не поладился,

Он в длину длинен и в ширину широк,

И вставал Илья да с того гроба.

А ложился в гроб да Святогор-богатырь,

Святогору гроб да поладился,

В длину по мере и в ширину как раз.

Говорит Святогор да Илье Муромцу:

«Ай же ты, Илья, да мой меньший брат,

Ты покрой-ко крышечку дубовую,

Полежу в гробу я, полюбуюся».

Как закрыл Илья крышечку дубовую,

Говорит Святогор таковы слова:

«Ай же ты, Ильюшенька да Муромец,

Мне в гробу лежать да тяжелешенько,

Мне дышать-то нечем да тошнешенько,

Ты открой-ко крышечку дубовую,

Ты подай-ко мне да свежа воздуху».

Как крышечка не поднимается,

Даже щелочка не открывается.

Говорит Святогор да таковы слова:

«Ты разбей-ко крышечку саблей вострою».

Илья Святогора послушался,

Берет он саблю вострую,

Ударяет по гробу дубовому.

А куда ударит Илья Муромец,

Тут становятся обручи железные;

Начал бить Илья да вдоль и пóперек,

Всё железные обручи становятся.

Говорит Святогор да таковы слова:

«Ах ты, меньший брат да Илья Муромец,

Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,

Ты схорони меня да во сыру землю,

Ты бери-ко моего коня да богатырского,

Наклонись-ко ты ко гробу ко дубовому,

Я дохну тебе да в личко белое,

У тя силушки да поприбавится».

Говорит Илья да таковы слова:

«У меня головушка есть с проседью,

Мне твоей-то силушки не надобно,

А мне своей-то силушки достаточно;

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать-сыра земля,

И не наб мне твоего коня да богатырского,

А мне-ка служит верой-правдою

Мне старый Бурушка косматенький».

Тута братьица да распростилися,

Святогор остался лежать да во сырой земле,

А Илья Муромец поехал по Святой Руси

Ко тому ко городу ко Киеву,

А ко ласковому князю ко Владимиру.

Рассказал он чудо чудное,

Как схоронил он Святогора да богатыря

На той горе на Елеонскии.

Да тут Святогору и славу поют,

А Илье Муромцу да хвалу дают.

А на том былинка и закончилась.





оставить комментарий
страница1/3
Дата18.10.2011
Размер0,55 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх