Просветительская деятельность и педагогические воззрения в. Г. Шредерс icon

Просветительская деятельность и педагогические воззрения в. Г. Шредерс



Смотрите также:
Проблемы сохранения и развития русской культуры в условиях эмиграции первой волны...
Проблемы сохранения и развития русской культуры в условиях эмиграции первой волны...
Реферат по дидаскологии на тему «Место учителя в педагогической системе Гербарта»...
Отчет об участии в Форуме библиотекарей Беларуси «Гуманитарно-просветительская деятельность...
Программа: Цели: создание и презентация проекта по теме: “Мое здоровье “ Задачи...
Политико-правовые воззрения, общественная и научно-педагогическая деятельность г. Ф. Шершеневича...
Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в...
Введение
Л. А. Степашко...
Формативный период индуизма...
-
Положение о детской экологической экспедиции «Родник»...



скачать
На правах рукописи


ЛЫСЫХ ЛЕЙЛА ДАВИДОВНА


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.Г. ШРЕДЕРС


Специальность: 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Владикавказ - 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Чеджемов Сергей Русланович


^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Хатаев Еристау Елканович, ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»,

кандидат педагогических наук,

Исакова Людмила Сулеймановна

Северо-Осетинский республиканский

институт повышения квалификации

работников образования

^ Ведущая организация: ГОУ ВПО «Северо-Осетинский

государственный педагогический

институт»


Защита состоится «____» _________________2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корп. 4, ауд. 1.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.


Автореферат разослан «____» __________ 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.М. Мкртычева

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества вопросы народного образования приобретают все большую актуальность. Чтобы осознать и осмыслить современные проблемы и перспективы образовательного процесса, необходимо обратиться к ретроспективному анализу истории педагогики и образования. Зарубежный и отечественный опыт является ценным подспорьем в деле гуманизации и гуманитаризации системы обучения. Настоящее диссертационное исследование направлено на научную разработку и введение в научно-методический оборот материалов историко-педагогического характера, так как региональный и национальный аспект педагогики и образования народов Российской Федерации долгие годы не исследовался и не использовался в полной мере. Лишь в конце XX века стали появляться работы, персонифицирующие это явление общественно-культурной жизни. Воссоздание подлинной картины культурной жизни необходимо сегодня во имя исторической объективности и ликвидации «белых» пятен истории. Следует так же отметить гендерную составляющую данной работы, так как доля исследований посвященных анализу просветительской деятельности видных представителей дореволюционной интеллигенции женщин ничтожно мала. Комплексный анализ педагогических идей и образовательной практики необходим на фоне широкой и многообразной социально-культурной истории дореволюционной России.

Варвара Григорьевна Шредерс (1852 – 1902гг) – видный русский просветитель, педагог и меценат. Её прогрессивная деятельность оставила глубокий след в истории культурной жизни народов Северного Кавказа и, в частности, Северной Осетии. О ее жизни и деятельности, вкладе в развитие образования и культуры Северного Кавказа до сих пор нет монографических исследований. Лишь фрагментарно отдельные аспекты ее жизни и деятельности освещались в статьях Г. Кусова, Е. Польской, Б. Розенфельда, Т. Саришвили, Р. Тедеты, М. Тотоева, Г. Федосеевой, Л. Храповой. Между тем просветительская деятельность В.Г. Шредерс многогранна и значима. Ею были открыты школы в поселках для переселенцев, двухклассное женское училище, второй штат на базе уже имеющегося училища, воскресная школа, женская прогимназия, библиотеки (одна из них - это ныне Национальная научная библиотека, которая и сегодня является крупнейшей на Северном Кавказе).

Все вышесказанное и обусловило выбор проблемы нашего исследования, заключающейся в выявлении и анализе просветительской деятельности и педагогических воззрений В.Г. Шредерс. Что является целью нашего исследования.

Объект исследования – история педагогики и образования, просветительско-педагогическая мысль в Северной Осетии в конце ΧΙX – начале ΧX века.

^ Предмет исследования – просветительская деятельность и педагогические воззрения В.Г. Шредерс.

Цель и предмет исследования определили необходимость решения следующих задач:

- выявить историко-культурные условия и факторы формирования общественно-политических идеалов В.Г. Шредерс;

- проанализировать основные этапы просветительской деятельности В.Г. Шредерс;

- раскрыть сущность педагогических воззрений В.Г. Шредерс и её подходы к решению актуальных задач педагогики в области социально-культурных преобразований и практики воспитания, осуществить их обобщение и систематизацию;

- рассмотреть особенности гуманистической направленности её просветительско-благотворительной деятельности;

- определить роль педагогического наследия В.Г. Шредерс и его значение для современной практики образования и воспитания.

^ Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, предполагающий следующие общенаучные принципы: историзма и объективности, единства и целостности в процессе изучения и оценки выявленных фактов и обстоятельств; культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование как феномен культуры; личностный принцип изучения персоналий, предполагающий взаимозависимость взглядов автора от контекста исторической эпохи и личностно-биографических особенностей; анализ культурно-образовательной среды как фактора воспитания, принцип учета региональных особенностей образовательного процесса.

^ Методы исследования. Основным методом исследования являлся теоретический анализ педагогических, исторических и литературных источников, документальных материалов. Кроме того, применялись историко-логический анализ, обобщение сведений, заимствованных из различных источников, научная интерпретация, синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве.

^ Теоретическую базу диссертации, послужившую основой исследовательской позиции автора, составляют работы известных российских дореволюционных ученых: Е.Ф. Будде, В.П. Вахтерова, А. Дистервега, Я.А. Коменского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского; ценные идеи историков и педагогов: В.К. Константинова, И.Б. Недосекиной, Н.А. Рубакина, М.Ф. Шабаевой, И.Я. Фроянова, С.Л. Эвенчика; кавказоведов исследуемого периода: А.Г. Ардасенова, Х.А. Уруймагова; современных педагогов-исследователей Э.К. Каргиева, В.К. Кочисова, Т.С. Саришвили, Б.А. Тахохова, Б.К. Тебиева, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллагова, М.С. Тотоева С.Р. Чеджемова.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период конца XIX - начала XX веков, он характеризуется как время интенсивной просветительской деятельности интеллигенции, расцвета педагогической мысли и совершенствования национальных и религиозных систем образования. Проведенный нами исторический экскурс в более ранние эпохи и метод сопоставительного анализа дают возможность лучше осмыслить существовавшие историко-культурные реалии, их тенденции и перспективы.

^ Исследование проводилось в три этапа.

I этап (2003 - 2004 гг.) - организация проблемно-поисковой работы, определение объекта исследования, его цели и задач, обоснование методологии и ведущей идеи. Начало работы в центральных и местных архивах, в фонде редкой книги Национальной научной библиотеки РСО-Алания, отделе рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева.

II этап (2005 - 2006 гг.) - оформление в виде системных блоков собранного фактического материала, определение основных положений исследования, обобщение и систематизация наработанного диссертационного материала, подготовка его к публикации в открытой печати.

III этап (2007 - 2008 гг.) - окончательная систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов, апробация их во время выступлений на конференциях, публикация основных положений диссертационного исследования, завершение написания и оформления работы.

^ Наиболее существенными результатами диссертационного исследования, полученными соискателем, являются

– выявление, обобщение и анализ просветительской деятельности и педагогических воззрений В.Г. Шредерс;

- рекомендации к использованию наработанного ею позитивного педагогического опыта в современной педагогической практике;

- анализ самобытных культурологических идей В.Г. Шредерс;

- обоснование роли В.Г. Шредерс как видной представительницы кавказской и российской педагогической мысли конца XIX - начала XX веков.

^ Научная новизна заключается в следующем:

- рассмотрена одна из актуальных проблем истории просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа, определен вклад В.Г. Шредерс в развитие школы и просвещения в данном регионе;

- собраны и систематизированы биографические данные В.Г. Шредерс, проанализированы основные этапы становления просветителя и педагога;

- обобщена благотворительная и просветительская деятельности В.Г. Шредерс, выявлены воззрения В.Г. Шредерс в свете развития педагогической мысли в России и на Северном Кавказе;

- определен и проанализирован её вклад в дело образования, рассмотрены предлагаемые В.Г. Шредерс педагогические подходы к развитию и функционированию модели образования, основанные на лучших традициях прогрессивной педагогики ΧІX века;

- дана оценка деятельности В.Г. Шредерс как мецената и просветителя, организатора первой во Владикавказе и самой крупной на Кавказе библиотеки;

- проанализированы предложенные ею основные принципы и методы обучения актуальные и сегодня для развития национально-региональной системы образования.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ творческого наследия В.Г. Шредерс позволил определить социально-исторические и духовные предпосылки развития школы и просвещения в центральной части России и на ее окраинах (среди северокавказских народов в конце XIX - начале XX веков); создать целостную хронологию жизни и деятельности В.Г. Шредерс; определить факторы, способствующие формированию профессиональных и общественно-политических взглядов В.Г. Шредерс как педагога-просветителя и мецената; проанализировать разработанные ею методы обучения, актуальные для современного национально-регионального образования; рассмотреть в контексте сегодняшнего дня предложенные идеи совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров народного образования.

^ Практическая значимость исследования состоит в дополнении истории педагогической мысли и культуры народов России именем еще одного человека, внесшего определенный вклад в развитие культуры и образования Смоленской губернии и Кавказа деятельность и воззрения которого были недостаточно изучены.

Полученные результаты исследования раскрывают большой личный вклад В.Г. Шредерс в дело развития системы образования в крае, показывают демократическую направленность и гуманизм её просветительских и педагогических взглядов. Использование полученных результатов в современном учебно-воспитательном процессе будет способствовать формированию новаторского мышления и профессиональной культуры у будущих специалистов, занимающихся проблемами модернизации образования и воспитания.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории педагогики, научной, преподавательской, лекционной работе и учебно-педагогической практике в учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования, а также при создании учебных пособий, чтении лекционных курсов по истории педагогики, организации и проведении практических занятий и семинаров для студентов и учащихся образовательных учреждений педагогической направленности.

^ Достоверность научных результатов исследования и обоснованность положений обеспечены широкой источниковой базой: архивными историко-педагогическими работами, трудами ведущих отечественных просветителей и педагогов, материалами периодической печати, мемуарной и эпистолярной литературой. В исследовании использованы материалы, извлеченные из Центрального исторического архива Москвы, Филиала областного государственного учреждения государственного архива Смоленской области, Центрального государственного архива РСО - Алания, архива рукописных фондов Северо-Осетинского института Гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и правительства РСО - Алания, отдела редкой книги Национальной научной библиотеки РСО - Алания (библиотека была основана В.Г. Шредерс в 1895 году).

^ На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Авторское определение основных библиографических данных и этапов деятельности В.Г. Шредерс в сфере развития образования. Историко-педагогический анализ её благотворительно-образовательной и культурной деятельности.

2. Формирование прогрессивных просветительских взглядов В.Г. Шредерс произошло под воздействием передовой российской интеллигенции, чьи идеи оказали решающее воздействие и благотворное влияние.

3. В общем спектре передовой русской культуры конца XІΧ века одно из ведущих мест занимает просветительско-благотворительная деятельность среди нерусскоязычных народов.

4. Условия формирования системы факторов, определяющих демократический характер общественно-политических идеалов, обусловили характер её просветительской деятельности.

5. В условиях развития педагогики и образования в конце XІΧ - начале XΧ веков вклад В.Г. Шредерс, педагога-просветителя, педагога-гуманиста и мецената в развитие школы и педагогической мысли народов юга России является весьма велик, и он свидетельствует на частном примере о прогрессивной роли русской интеллигенции.

6. Авторский вариант основных, ведущих идей просветительской деятельности и педагогических воззрений её:

- о создании российской системы образования вообще, женского в частности, свободной от влияния иностранных воспитательных систем;

- идеи народности и материнской школы в интерпретации В.Г. Шредерс, выражающие национальный и конфессиональный аспект в системе народного образования;

- модель дополнительного образования, использование развивающих игр в процессе обучения;

- включение элементов логопедии в процессе изучения русского языка.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов посредством публикаций в ведущих педагогических изданиях страны, во время выступлений на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в городах - Владикавказ, Нальчик, Пятигорск, Ставрополь.

^ Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (164 наименования) и приложения.


ΙΙ. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Развитие женского образования в Терской области в конце ΧΙΧ начале ΧΧ веков» исследуются вопросы истории зарождения женского образования в различные исторические периоды и в том числе на Северном Кавказе. Воспитание и формирование личности девушки осуществлялось всегда в определенном порядке и по своей сути предполагало разумное сочетание таких его форм, как семейное и общественное. Примечательно, что в России в середине XІΧ века дело школьного образования в подавляющем большинстве находилось в руках мужчин. Складывалась парадоксальная ситуация, отрицающая гендерные особенности. Основной задачей воспитания признавалось раскрытие и воспитание в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни.

Характеризуя общественно-политическую обстановку в России в середине ΧІΧ века, В.Г. Шредерс писала, что «простолюдин был готов отдать последнее, что имеет, лишь бы научиться грамоте и вырваться из пут нищеты, а прогрессивная интеллигенция готова была протянуть ему руку помощи порой абсолютно бескорыстно, только ради развития своего народа и отечества». Данное высказывание перекликается с идеями просветителей - шестидесятников и вместе с тем оно образно характеризует педагогическое кредо Варвары Григорьевны, показывает её сочувствие интересам образования народа.

В диссертации отмечается, что в системе просвещения России ХІХ века, особенно его последней четверти, можно наблюдать прогрессивные устремления педагогов, да и церковных деятелей. Под национальным образованием понималось образование, отвечающее психологическому укладу народа, его культурным потребностям. Уже с середины ХІХ столетия начался новый период в развитии как материальной, так и духовной культуры народов Северного Кавказа. Большую роль в просвещении горцев сыграли представители передовой интеллигенции России. Народы Северного Кавказа, благодаря усилиям и работе нарождающейся национальной интеллигенции, проникались высоким сознанием необходимости просвещения и не жалели своих скудных средств для открытия школ и дела совершенствования системы обучения.

В работе анализируются следующие факты: если среди русского населения в конце XІX века было только 20% грамотных, то еще более печальную картину «просвещения» представляли собой народы окраин царской России. Так среди осетин, которые, как отмечали многие современники, отличались своей склонностью и стремлением к получению образования, процент грамотных в тот же период не превышал 8 % общей массы населения (главным образом, в плоскостной части края). Что же касается горной полосы Осетии, то здесь грамотный человек был редким явлением. Видный представитель осетинской интеллигенции Г.М. Цаголов, соратник В.Г. Шредерс по просветительским делам, работавший в середине 90-х годов в горной Дигории, в статье «Дигорские отголоски» писал: «Такого круглого невежества, как у нас в Дигории, вы нигде не встретите. На 8213 душ вы насчитаете у нас мак­симум 20 - 30 грамотных. Да и то … уме­ют только подписывать свои имя и фамилию. Результатом такой забитости и невежества горцев, - отмечал он далее, - являлось то, что всюду царила «власть тьмы». В горах в среднем на 300 - 400 человек приходился один грамотный человек, с трудом умевший читать и писать. Человек, который бы мог написать жалобу или прошение на имя начальства, был для горцев находкой. Если же такого человека не было в приходе, то приходилось искать его в плоскостных селах за 30 - 50 км».

Стремление к знаниям, получению грамотности заметно усиливается среди осетин в конце ΧΙX века, когда потребность в грамотных людях в связи с изменениями в социально-экономической жизни заметно увеличилась.

В диссертационном исследовании отмечается, что развитие национальной культуры народов нашей страны в дооктябрьскую эпоху проходило в чрезвычайно тяжелых условиях (при министре И.Д. Делянове усилилась сословная направленность политики Министерства народного просвещения). В циркуляре 1887 года «О кухаркиных детях» рекомендовалось не принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников … за исключением разве одаренных необыкновенными способностями». В связи с развитием эконо­мической и культурной жизни России значительно возросло число тех, кому нужно было не только освоить грамоту, но и получить дальнейшее систематическое образование. В конце 90-х годов Г.М. Цаголов констатировал, что «в Осетии наблюдается особенный подъем стремления к образованию», что «всякий стремится дать своим детям образование в пределах положенной ему судьбой возможности». Далее он писал, что эта благая потребность, однако, «не может быть удовлетворена во всей ее полноте. В Осетии школ для этого слишком мало. Существующие школы не могут вмещать в себе всех, жаждущих света знания. Более двух третей всегда остается, так сказать, за «бортом».

В диссертации отмечается, что в конце ΧІΧ века во всех типах школ Северной Осетии обучалось 450 девочек, из которых больше половины обучались в школах В.Г. Шредерс (женское двухклассное училище, действующий при училище второй штат этого училища, затем женская прогимназия, воскресная школа, школы, открытые в поселках для переселенцев). Данные факты неоспоримо свидетельствуют о большом значении просветительской работы В.Г. Шредерс.

А.А. Гассиев, видный осетинский просветитель, соратник В.Г. Шредерс, резко осуждал те отсталые патриархально-феодальные устои, которые «давили на женщину и низводили её до положения рабыни. Странно видеть, - писал он, - громадное число детей женского пола, волею патриархальных родителей лишенных хоть каких-нибудь сведений, расширяющих кругозор человека далее и выше созерцания и понятия дикаря». А.А. Гассиев обращался к наиболее сознательным гражданам с призывом расстаться с таким невежеством. Кавказская интеллигенция понимала, что без помощи представителей русской интеллигенции справиться с такой сложной задачей, как образование горцев, невозможно.

Г. Шанаев, выдающийся деятель осетинской интеллигенции и единомышленник В.Г. Шредерс, подчеркивал прогрессивное значение русской культуры и литературы для развития культуры осетинского народа. Он указывал, что Россия открывает «горцам путь к умственному развитию и к знанию русского языка, что дает им возможность уяснить себе превосходство новых форм жизни над отживающими формами быта».

Доступные для представителей всех социальных слоев начальные школы являлись для населения единственным источником грамотности. «Эти школы..., - писал X. Уруй­магов, - внесли много света в темную среду осетин...». Они способствовали приобщению простых осетин к передовой русской культуре, демократически настроенной национальной интеллигенции, сплочению осетинской и русской интеллигенции, которая органично вписалась в процесс просвещения коренных народов Кавказа. Именно поэтому передовые люди добивались открытия новых учебных заведений, боролись за светскую школу, требовали введения в школе учебников и учебных пособий, составленных на принципах гуманистической педагогики, прогрессивных методов обучения и т. д.

В диссертации на конкретных примерах показан тот огромный вклад в развитие культуры народов Северного Кавказа, в частности Северной Осетии, который внесла русская женщина, педагог, просветитель, меценат Варвара Григорьевна Шредерс. В.Г. Шредерс посвятила всю свою жизнь делу развития просвещения народа и особенно много сделала для создания системы женского образования. Варвара Григорьевна была преемницей идей Н.И. Пирогова. Не случайно она часто цитировала его статью «Вопросы жизни»: «Итак, пусть женщины поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека..., делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладётся их руками... Не положение женщины в обществе, но воспитание её, в котором заключается воспитание всего человечества, - вот что требует перемены». Воспитанная на идеях прогрессивной русской культуры, В.Г. Шредерс своей культурно-просветительской, педагогической и общественной деятельностью способствовала сближению народов России, укреплению между ними дружественных отношений.

^ Во второй главе «Историко-культурные условия формирования педагогических воззрений В.Г. Шредерс» раскрываются основные факторы ее личностного становления и выявляются идеи педагогической концепции. В сентябре 1888 года во Владикавказ приехали супруги Шредерс: Владислав Доминикович – председатель съезда мировых судей, Варвара Григорьевна Шредерс (урожденная Ломоносова) – выпускница Московского Екатерининского института (училища ордена св. Екатерины), а также курсов Герье (приравнивавшихся к высшему образованию). После обучения В.Г. Шредерс осталась в Москве и работала учителем в Сущевском 1-ом женском городском начальном училище. Она приобщалась к педагогической деятельности в те годы, когда школа и педагогическая наука претерпевали радикальные преобразования. Жизнь и деятельность В.Г. Шредерс совпала с периодом интенсивного развития российской педагогики. В своей повседневной деятельности она руководствовалась идеями К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, А. Дистервега, Е.Ф. Будде и многих других.

Супруги Шредерс прибыли во Владикавказ из г. Гжатска Смоленской губернии, где Варвара Григорьевна открыла частную школу и заведовала ею с ноября 1877 по сентябрь 1880 года. Затем она была приглашена заведующей Александровской женской прогимназии, которая была преобразована в 1880 году по её инициативе из одноклассного женского приходского училища. До отъезда на Кавказ В.Г. Шредерс оставалась заведующей прогимназии, а также преподавала в приготовительном классе. В Гжатске совершенствовалось её профессиональное мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды.

Приезд супругов Шредерс во Владикавказ совпал с приездом императора Александра ΙІΙ и его царствующей семьи. Волею судьбы супруги Шредерс были приглашены сопровождать их. В регламент посещений входили учебные заведения города, что дало великолепную возможность В.Г. Шредерс познакомиться с уровнем образования, материальной базой учебных заведений и непосредственно с людьми, работающими там. На приеме у начальника Терской области, организованном в честь приезда императорской семьи, В.Г. Шредерс показала себя очень интересной собеседницей, чем привлекла к себе внимание не только местной интеллигенции, но и царствующих особ. На этом приеме она познакомилась с Коста Левановичем Хетагуровым. Содружество Коста Хетагурова и В.Г. Шредерс сыграло важную роль в общественной жизни края. Между ними установились доверительные отношения, основанные на идеях просветительства и гуманизма. По свидетельству современников, Коста был обожателем её «ума и сердца», а Варвара Григорьевна преклонялась перед незаурядным талантом поэта и покровительствовала ему многие годы. Они были друзьями и единомышленниками, и их подвижническая деятельность на ниве просвещения народа вписала их имена в культурную историю Северного Кавказа. Так, например, вместе они отстояли и одну из старейших женских школ – Ольгинскую гимназию.

За четырнадцать лет проживания на Кавказе В.Г. Шредерс внесла огромный вклад в образование и просвещение народов Кавказа. 12 марта 1889 года В.Г. Шредерс была утверждена заведующей Владикавказским женским двухклассным училищем. Несмотря на то, что училище было основано в 1878 году, оно находилось в неподобающем состоянии, переживало нелегкие времена. Низкий образовательный уровень необходимо было поднять. Для этого Варварой Григорьевной Шредерс была разработана специальная программа обучения, отличавшаяся своей научностью. Учебная программа содержала объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся. В ней также были описаны рекомендуемые формы и методы обучения, тематическое содержание изучаемого материала, ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса, давался перечень основных мировоззренческих вопросов и указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей. Помимо вышеназванного программа содержала перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекомендуемую литературу.

В диссертации отмечается, что В.Г. Шредерс вслед за К.Д. Ушинским считала: «Никакие уставы, программы, никакие организационные формы, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить влияния личности учителя в деле воспитания». В.Г. Шредерс считала, что в школе человек — небездушный предмет воспитания, а полноправный субъект этого благородного дела. Семья, школа, народ, природа, жизнь в целом признавалась важным фактором. Среди этих факторов воспитания, по ее мнению, руководящая роль должна принадлежать школе. Однако школа без наличия в ней думающих и мыслящих педагогов не могла выполнить тех образовательных задач, которые возлагали на неё государство и общество. Об этом свидетельствуют воспоминания её учеников.

В школе В.Г. Шредерс основное внимание уделялось изучению русского языка, так как он открывал перед детьми дверь в мир цивилизации и культур других народов. В учебном процессе самыми важными компонентами были развитие речи, правильное употребление слов, предложений и усвоение норм произношения. Это имело большое принципиальное значение в условиях Северного Кавказа. На протяжении всего периода обучения каждый день собирались тетради для проверки правильности выполнения заданий и контроля за усвоением учебного материала. В. Г. Шредерс интересовалась актуальными проблемами педагогики и психологии, принимала во внимание все новые разработки и идеи, касающиеся образовательного процесса. Она все время занималась самообразованием и щедро делилась своими знаниями, опытом и наработками со своими коллегами.

Ежегодно по просьбе директора народных училищ Терской области С.Ф. Грушевского Варвара Григорьевна давала открытые уроки, которые затем разбирались и освещались в Циркуляре по управлению Кавказским учебным округом. В Циркуляре за 1890 год отмечается: «…к особенному достоинству урока отнесено то, что преподающий умел установить духовную связь с учащимися, в силу чего последние были заинтересованы уроком, относились вполне внимательно к вопросам учителя и давали осмысленные, удачные ответы, сообщаемое хорошо усвоили».

В школах того периода очень настоятельно рекомендовались (и Варвара Григорьевна внедрила в практику) детские игры, которые были весьма полезны и необходимы не только для детей младшего возраста, но и для учащихся старших классов, ибо «они, подобно гимнастике, развивают детей физически, сообщают ловкость и подвижность организму, кроме того, влияют и нравственно – действуют на личные чувствования ребенка, а некоторые игры развивают в детях общность интересов, солидарность их среди товарищей …».

3 октября 1890 года В.Г. Шредерс вместе со своим мужем, Владиславом Доминиковичем Шредерс, К.Л. Хетагуровым и еще семнадцатью представителями владикавказской интеллигенции создала организацию помощи русской бедноте - так называемое «Общество вспомоществования переселенцам, следующим из центральных губерний России на Кавказ и обратно». Много задач ставилось перед обществом, но одной из главных было открытие школ в переселенческих поселках.

Варвара Григорьевна являлась поборницей всестороннего гармоничного образования, поэтому со всем свойственным ей энтузиазмом она поддержала идею создания музыкальных классов во Владикавказе, тем более что при её училище был организован хор. 29 декабря 1890 года, согласно § 12 Устава Императорского русского музыкального общества, высочайше утвержденного 4 июля 1873 года, в г. Владикавказе разрешили открыть музыкальные классы. Устраивались публичные концерты, из чистого сбора таких концертов обращалось 25% на усиление средств кружка, а остальное - на дела благотворительности.

22 марта 1891 года во Владикавказе благодаря В.Г. Шредерс была открыта первая женская воскресная школа. Всю программу обучения грамоте она разработала сама. В её дневниках содержатся наброски книги «Как обучать грамоте в воскресной школе» Варвара Григорьевна настолько подробно описала способы, приемы и методы, что учителям не составляло большого труда их использовать в повседневной педагогической практике.

Воскресная школа В.Г. Шредерс с самого начала показала, как она была необходима городу с многотысячным населением. В среднем в год проходило обучение «в воскресной школе г-жи Шредерс» до 300 учениц. В основном в школу принимали в возрасте от 12 лет, хотя среди них были и малолетние.

В диссертации отмечается, что в педагогической деятельности В.Г. Шредерс использовала следующие методы обучения и воспитания: наблюдение, изучение и анализ школьной документации, эксперимент, методы исторического и теоретического анализа. Для выявления объективных результатов обучения она применяла контрольные письменные и практические работы, устную проверку знаний. Все это в совокупности позволило ей разработать учебно-методические пособия по обучению грамоте, которые составлены на очень хорошем психолого-педагогическом уровне. В.Г. Шредерс писала: «При обучении грамоте в воскресных школах является крайняя необходимость заинтересовать ученика и заставить его поверить в собственные возможности. Из процесса обучения устранить все то, что прямо не ведет к цели, то есть к скорейшей грамотности, из этого положения вытекает необходимость воспользоваться с первого урока обучения азбуке (имелись в виду «Азбука и уроки чтения и письма» Н.Ф. Бунакова, «Азбука» К.Д. Ушинского, переработанные и дополненные В.Г. Шредерс)».

При обучении грамоте использовался звуковой аналитико-синтетический метод обучения, который способствовал оптимизации образования, давая возможность каждому обучающемуся без особого напряжения, быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма. В конце первого года обучения в школе учащимся предлагалось написать сочинение, которое они (ранее не умевшие не то, что писать и читать, многие не умели расписываться) писали настолько грамотно, насколько может написать современный среднестатистический ученик пятого класса, ежедневно посещавший школу.

В воскресной школе, кроме уроков, проводились лекции и беседы о литературе, истории, художественные вечера, организовывались самодеятельные кружки, ставились благотворительные спектакли. Усилиями Варвары Григорьевны за её счет была собрана при школе библиотека, чтобы дать возможность учащимся бесплатно знакомиться с художественной литературой. Она разъясняла своим коллегам, что внеклассное чтение не только расширяет и углубляет школьную программу, а также удовлетворяет самые разнообразные запросы и интересы учащихся. В.Г. Шредерс явилась первым педагогом на Северном Кавказе, разработавшим и применявшим идею библиотечной педагогики.

В диссертации отмечается, что более полутора лет В.Г. Шредерс вела переписку с властями об открытии в г. Владикавказе публичной библиотеки, и 2 октября 1895 года, преодолев множество официальных препон, добилась открытия Владикавказской общественной библиотеки. По состоянию на 1 июня 1903 года в полном каталоге собрания книг этой библиотеки насчитывалось 5384 экземпляра. Посещаемость библиотеки в те годы доходила до 70 - 100 человек в день. Через несколько лет биб­лиотека превратилась в одно из главных культурно-просветительных учреждений не только города, но и всей Терской области.

Просветительская деятельность В.Г. Шредерс была весьма разнообразной: она первой во Владикавказе организовала специальные просветительные чтения с использованием так называемого волшебного фонаря. Сначала это новшество появилось в воскресной школе, затем в училище, потом среди других слоев населения, вплоть до проведения лекций в тюрьме среди заключенных.

По настоянию Варвары Григорьевны 15 октября 1897 года двухклассное женское начальное училище было преобразовано в трехклассную прогимназию с четвертым профессиональным классом. В конце ΧΙX века этот тип школы стал распространяться на Кавказе, и Варвара Григорьевна одной из первых поняла всю пользу этих профессиональных учебных заведений, которые давали возможность девушкам приобрести не только знания, но и профессию.

В прогимназии В.Г. Шредерс действовала столовая, во время большой перемены учащиеся бесплатно получали горячие легкие завтраки, всегда была кипяченая вода для избежания заражения инфекционными заболеваниями. «Дети не должны думать о еде или о своем самочувствии во время занятий», - писала В.Г. Шредерс, а потому, заботясь о своих подопечных, старалась продумать все до мелочей.

Училище, а затем прогимназия, которыми заведовала Варвара Григорьевна Шредерс в конце ΧΙX – начале ΧX века, служили для обучения детей в основном из малообеспеченных семей. Несмотря на крайне незначительные дотации со стороны государства, В.Г. Шредерс смогла поставить обучение и пребывание детей на достойный уровень.

В циркулярах конца ΧΙΧ века по управлению Кавказским учебным округом отмечалось, что учителя, работавшие в школах В.Г. Шредерс, владели навыками логопедии, что было крайне необходимо для более глубокого усвоения языка, предупреждения и преодоления неправильного произношения. В.Г. Шредерс активно использовала логопедию как средство всестороннего воспитания, способствующее улучшению качества образования.

Нарушения речи затрудняют общение с окружающими и нередко служат препятствием к успешному протеканию познавательных процессов. Они ограничивают формирование представлений и понятий, затрудняют усвоение школьных знаний. Развитие речи в школе - это педагогический процесс, система методов, приемов обучения и упражнений, имеющая целью формирование и совершенствование у учащихся навыков правильной выразительной устной и письменной речи в единстве с развитием их логического мышления. Это один из важнейших методических принципов обучения детей русскому языку, который всесторонне обосновывала В.Г. Шредерс, и в этом она не была первооткрывателем, поскольку проблема развития речи учащихся издавна интересовала передовых учителей и методистов России. Эти методические принципы нашли свое отражение в работах Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.П. Шереметьевского, Н.А. Корфа и других выдающихся русских педагогов ΧІΧ века.

Анализ работы учителей в школе В.Г. Шредерс дает нам право выделить следующие педагогические принципы, взятые ею за основу работы по развитию речи учащихся: единство развития мышления и речи; формирование интереса учащихся к содержанию и форме речи; сочетание педагогического и речевого мастерства учителя с самостоятельным устным творчеством учащихся. В.Г. Шредерс справедливо полагала, что повышению культуры речи учащихся содействуют все без исключения предметы школьной программы, при усвоении которых осуществляется правильная организация речевой практики, а образцом выразительной и образной речи для учащихся является слово учителя, его продуманная, содержательная, логичная и эмоциональная речь.

В учебных заведениях у В.Г. Шредерс обучались девочки разных национальностей, помимо всего прочего она обучала их культуре межнационального общения, ориентированной на общечеловеческие ценности. Это достигалось путем воспитания толерантности. Вся работа в школе В.Г. Шредерс строилась на основе концепции русской культуры, по которой могут учиться дети разных национальностей. Варвара Григорьевна пыталась донести до своих учащихся и учителей, что культура - это не просто совокупность знаний, а образ жизни, уровень образования и творчества, что носителем культуры, её основным источником и фактором развития является интеллигенция.

^ В заключении подведены итоги исследования, в ходе которого установлено следующее:

В.Г. Шредерс, видный представитель российской интеллигенции, посвятила всю свою жизнь просвещению народа, воспитанию и образованию детей. Она выступала за систематическое повышение культуры речи и организацию школ, повышение грамотности широких народных масс, внедряла передовые методы преподавания, составляла программы обучения, организовывала проведение открытых уроков по разным предметам. В.Г. Шредерс понимала воспитание как целенаправленный процесс умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического формирования цельной личности. Основной задачей воспитания Варвара Григорьевна считала подготовку человека к жизни, к самореализации. В.Г. Шредерс утверждала, что женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина – личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные».

Руководствуясь результатами, полученными в ходе проведенного исследования, предлагаем следующие перспективные направления их практического использования:

  1. Открыть в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия – Алания стенд, по­священный просветительской деятельности В.Г. Шредерс.

  2. В процессе обновления содержания гуманитарного образова­ния в старших классах общеобразовательных школ, лицеев и вузов России проводить обзорные лекции, посвященные жизни и просветительской деятельности В.Г. Шредерс.

  3. При разработке курсов «История педагогики и педагогической мысли народов Кавказа», «История культуры» в педагогических вузах и средних учебных заведениях предусмотреть изучение педагогических воззрений В.Г. Шредерс.

4. Во внеклассной и внешкольной воспитательной работе использовать элементы гражданского, патриотического и нравственного воспитания, предложенные В.Г. Шредерс: любовь к Родине и своему народу, веротерпимость, идеи гражданского мира и национального согласия, воспитывающего потенциала православия.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:


1. Лысых Л.Д. Народная просветительница В.Г. Шредерс //Педагогика. 2008. № 3. – С. 86-89.

2. Лысых Л.Д. Эволюция женского воспитания и образования // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 1 (39). – С. 82-85.

3. Лысых Л.Д. Энциклопедия ума и сердца // Московский журнал. История государства Российского. 2008. № 2. – С. 28-30.

4. Лысых Л.Д. Развитие женского образования в России и его прогрессивные последствия // Народное образование (электронная версия). 2008. № 1. – С. 219.

5. Лысых Л.Д. Школа В.Г. Шредерс // Сборник научных трудов центра социально-гуманитарного образования СОГУ. Владикавказ, 2008. – С. 74-79.

6. Лысых Л.Д. Наследие В.Г. Шредерс //Профессиональная карьера и имидж современного специалиста. – Всероссийская научная конференция – Ставрополь, 2008. – С. 58-60.




Скачать 266,92 Kb.
оставить комментарий
Дата18.10.2011
Размер266,92 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх