Рабочая программа по дисциплине «класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» для студентов одо и озо специальности 050601. 65 (код по оксо 030700) icon

Рабочая программа по дисциплине «класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» для студентов одо и озо специальности 050601. 65 (код по оксо 030700)


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине «класс дополнительного музыкального инструмента (блокфлейта) или...
Рабочая программа по дисциплине «элементарное музицирование на уроке музыки» для студентов одо и...
Учебно-методический комплекс дисциплины Класс основного музыкального инструмента для...
Программа дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента...
Рабочая программа по дисциплине дс 01...
Учебно-методический комплекс для студентов одо и озо филологического факультета специальности...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Древний язык» (одо, озо) для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов одо и озо специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Тепломассообмен" для студентов одо специальности...
Программа полевой практики по дисциплине «зоология» Специальность 050102. 65-Биология...
Методические указания по изучению дисциплины Действительный анализ для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов одо и озо института истории и политических наук...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и управления

Кафедра музыкального образования


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

«КЛАСС ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА (фортепиано)»


для студентов ОДО и ОЗО

специальности 050601.65 (код по ОКСО 030700)

«Музыкальное образование»


Тюмень, 2007


Рабочая программа обсуждена на заседании УМК, протокол № 7 от 21.05.2007 и утверждена на заседании кафедры музыкального образования, протокол № 10 от 27.06.2007.


Рабочая программа по дисциплине «Класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» для студентов ОДО и ОЗО специальности 050601.65 «Музыкальное образование»



Авторы:

Ст. преподаватель


Межецкая Оксана Васильевна




Рецензенты:


кандидат педагогических наук, доцент




Голубева Наталья Викторовна




кандидат педагогических наук, доцент ТОГИРРО, Заслуженный учитель РФ




Теплова Зоя Ильинична


Ответственный за выпуск:


и.о. зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент


Емельянов Виктор Вадимович



Курс является профилирующей дисциплиной, он направлен на овладение культурой инструментального исполнительства и формирование с его помощью разносторонних компетенций будущего педагога, привитие навыков практической деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.


Тюмень, 2007


^ Пояснительная записка

По требованиям ГОС к специальности 050601.65 по программе ДПП «Класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» предусматривает:

«Инструментальное исполнительство как вид творческой деятельности. Развитие художественного мышления, музыкально-исполнительских умений и навыков. Различные приёмы звукоизвлечения, свободу мышечного аппарата. Фразировка, туше, педализация. Особенности их применения в зависимости от стиля эпохи, композитора, художественной идеи произведения. Овладение исполнительским репертуаром, включающим произведения разных жанров, форм, стилей. Эскизное разучивание, чтение с листа, самостоятельную работу над музыкальным произведением. Овладение культурой инструментального исполнительства. Исполнение музыки о детях и для детей. Индивидуально-творческая интерпретация художественного произведения. Развитие артистических качеств. Музыкальное исполнительство как вид просветительской деятельности. Анализ и самоанализ исполнительской деятельности».

Характер практической деятельности будущего учителя музыки ставит вопрос о необходимости целостной по своей сути структуры учебно-воспитательного процесса. Курс ДПП «Класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» является примером такой структуры.


Изучение данной дисциплины базируется на основе взаимодействия с другими предметами музыкального цикла («Сольфеджио», «Гармония», «Полифония», «Анализ музыкальных произведений», а также «Концертмейстерский класс»). Программа рекомендована для студентов ОДО и ОЗО специальности «Музыкальное образование».


^ Цель курса – воспитание творческой личности музыканта-просветителя, готового реализовать себя в различных видах музыкально-педагогической деятельности.


Основные задачи курса:

    • формирование профессиональной культуры и воспитание художественного вкуса;

    • повышение уровня пианистического мастерства;

    • совершенствование навыков аккомпанирования, транспонирования, чтения с листа, игры партитур;

    • развитие уровня музыкального мышления.


^ Трудоёмкость дисциплины: 464 часа –

для студентов ОДО – 226 ч. аудиторных занятий индивидуальной формы обучения; 238 ч. самостоятельной работы.

для студентов ОЗО – 58 ч. аудиторных занятий индивидуальной формы обучения; 406 ч. самостоятельной работы.


^ Тематический план




п/п

Курс

Практические

занятия индивид. формы обучения

Самостоятельная

работа студентов

Формы

контроля

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1.

I курс

70

10

46

80

зачёт,

экзамен

к.урок,

экзамен

2.

II курс

70

8

46

83

зачёт,

академ.

концерт

зачёт,

зачёт

3.

III курс

35

16

48

80

к.урок,

академ.

концерт

к.урок,

экзамен

4.

IV курс

35

16

48

80

к.урок,

экзамен

зачёт,

к.урок

5.

V курс

18

8

50

86

экзамен,

экзамен

экзамен, Гос.

экзамен




Итого:

226

58

238

406








^ Содержание дисциплины, темы практических занятий и

методические рекомендации для преподавателей


Специфика учебного процесса по данному курсу представляет собой уникальную возможность для развития культуры музыканта, формирования его мировоззрения, этических и эстетических установок. Наряду с получением навыков игры на рояле, содержание занятий включает усвоение знаний о музыке, и различные воспитательные аспекты.

Насыщенность учебного репертуара сочинениями разных жанров и стилей создаёт благоприятную ситуацию для изучения, сравнения, систематизации музыкального материала.

Развитие музыкального мышления одновременно предполагает формирование эмоциональной сферы студента. Широта его диапазона, богатство и разнообразие художественных чувств, способность передавать исполнительские переживания слушателям – необходимые качества педагога музыканта.

Работа над обогащением звуковой палитры, разнообразием «туше», нюансировкой, освоением различных приёмов педализации, темпо-ритмом, исполнительским rubato, агогикой, а также динамикой – одно из главных условий формирования пианистического мастерства.

Свободное владение инструментом, включающее в себя способности к интерпретации и музицированию, лежит в основе любой музыкальной деятельности и определяет уровень профессиональных возможностей преподавателя, концертмейстера и концертного исполнителя.


Учитывая индивидуальный характер и практическую форму обучения, приведённая последовательность тем практических занятий является условной, как и само деление учебного процесса на темы. Процесс освоения предмета "фортепиано" является целостным, протекающем в режиме реального времени с синхронностью технологического, музыкального, мыслительного и актёрских компонентов.

Индивидуальная форма обучения в «классе основного музыкального инструмента (фортепиано)» предполагает индивидуальный подход к студенту и внутреннюю дифференциацию учебного процесса в зависимости от исходных данных и наличия или отсутствия довузовской музыкальной подготовки. Это отражается в качестве промежуточного и конечного результата, количестве и сложности исполняемых произведений.

Сформулированная выше цель настоящей рабочей программы уточняется применительно к каждому студенту в аспекте индивидуального подхода. Конечный результат обучения планируется как сумма пианистических умений и навыков, необходимых и достаточных для профессиональной деятельности учителя музыки. Это сформированные технические навыки, разнообразное «туше», владение кантиленой и динамикой, достаточными для исполнения фортепианной музыки средней сложности.

Традиционно содержание дисциплины представляется как набор специальных технологических упражнений, гамм, этюдов и произведений различных жанров и стилей фортепианной музыки, исполняемых студентом под руководством преподавателя на каждом занятии в течение всего курса по индивидуальному плану. В настоящей рабочей программе содержание дисциплины отражает постепенную отработку простейших умений, выстраивание из них последовательностей или синхронностей, доведение их до автоматизма, и постепенное образование множества целостных навыков более высокого уровня сложности и регулярного воспроизведения их. В формулировках содержания применяется категориальный аппарат осмысления и концентрации внимания преподавателя и студента на выполнении отдельных заданий на многочисленных примерах учебно-технологического, учебно-исполнительского и концертного репертуара, заложенных в репертуарный план курса, и усложняющихся к концу обучения.

Основные понятия, слова

Понятия и термины, необходимые для работы студентов в «Классе основного музыкального инструмента», заложены в наименовании тем практических занятий. Кроме того, на занятиях используется профессиональный музыкальный категориальный аппарат.


  1. Работа над совершенствованием моторно-двигательного аппарата:

    1. упражнения А. Шмидт-Шкловской

    2. упражнения И. Штепановой-Курцовой

  2. Формирование технических навыков:

    1. общие принципы работы над техникой,

    2. закономерности аппликатуры в гаммах и упражнениях.

  3. Освоение различных приёмов педализации:

    1. прямая

    2. запаздывающая

    3. полупедаль

  4. Развитие чувства ритма

  5. Формирование слуховых представлений:

    1. звукоизвлечение

    2. туше

    3. динамика

  6. Воспитание исполнительской воли (на публичных выступлениях)

  7. Чтение с листа

  8. Транспонирование:

    1. м.2

    2. б.2

  9. 9.Эскизное изучение музыкальных произведений

  10. Продумывание динамической нюансировки

  11. Понимание агогики и rubato

  12. Знание принципов композиционного строения:

    1. структура крупной циклической формы

    2. ладо-тональные соотношения в крупной форме

  13. Дифференцированно-целостное слышание полифонии:

    1. тема

    2. противосложение

    3. интермедия

  14. Ощущение стиля и жанра в музыке


В зависимости от уровня музыкальной подготовки студентов, программа предусматривает следующие градации:

I уровень – отсутствие музыкальной подготовки

II уровень – ДМШ

III уровень – СУЗ, колледж


Учитывая индивидуальные способности студента составляется:

  1. учебно-технологический репертуар (гаммы, упражнения, этюды) – необходимы для совершенствования технических навыков игры на инструменте

  2. учебно-исполнительский репертуар (полифонические произведения, произведения крупной формы) – необходимы для формирования музыкального мышления

  3. исполнительский репертуар (пьесы) – необходимы для развития образной, эмоциональной сферы

  4. школьный репертуар (пьесы из раздела «Музыка для детей») – создание базы для будущей работы


Качество исполнения произведений, предусмотренных индивидуальным планом (в зависимости от степени довузовской подготовки), проверяется на экзамене, зачёте, контрольном прослушивании (тематическом, конкурсном), академических вечерах, концертах.

Для активизации учебного процесса рекомендуется проводить коллоквиумы, конкурсы по чтению нот с листа, транспонированию, исполнению ансамблей, конкурсных и самостоятельно выученных произведений, устраивать академические и тематические концерты и лектории.

Динамика профессионального роста может наблюдаться в повышении степени сложности репертуара.


^ Контрольные требования к точкам отчётности


Экзамены, академические концерты, зачёты, творческие отчёты и контрольные уроки по ДПП «Класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» проводятся в форме сольных выступлений открытого типа перед экзаменационной комиссией и слушателями в соответствии с семестровыми требованиями:




Дата

Репертуар

Форма

отчетности

Форма

контроля

1 семестр

1.

середина

октября

1.Этюд

2.Педагогический репертуар

3. Коллоквиум

1.Наизусть

2.1 – наизусть

2.2 – по нотам

3. устно

Контрольная неделя

2.

декабрь

1. Полифония

2. Крупная форма

3. Пьеса

1.наизусть

2. по нотам

3. наизусть

Зачет




2 семестр

1.

февраль

Чтение с листа

по нотам

Контрольная неделя

2.

март

1. Гаммы D-dur – h-moll

E-dur – cis-moll

F-dur- d-moll

2. Термины

1.во всех видах


2. устно

Технический зачет

3.

апрель

1. Полифония

2. Пьеса школьного репертуара

1. по нотам

2. по нотам

Контрольная неделя

4.

июнь

1. Крупная форма

2. Пьеса развернутая 3хчастная

1. наизусть

2. наизусть

Экзамен

3 семестр

1.

середина октября

1. Этюд

2. Педагогический репертуар

3. Коллоквиум

1. наизусть

2. наизусть – 2

по нотам -1

3. устно

Контрольная неделя

2.

декабрь

1. Полифония

2. Крупная форма

3. Пьеса

1. устно

2. устно

3. устно

Зачет

4 семестр

1.

февраль

1.Чтение с листа


по нотам

Контрольная неделя

2.

март

1. Гаммы G-dur-e-moll

A-dur-fis-moll

B-dur-g-moll

2. Термины

1. во всех видах

2.устно

Технический зачет

3.

апрель

1. Полифония

2. Пьеса школьного репертуара

1. по нотам

2. по нотам

Контрольная неделя

4.

май

1. Крупная форма

2. Пьеса развернутая 3хчастная

1. наизусть

2. наизусть

Академический концерт

5 семестр

1.

середина

октября

1. Этюд

2. Педагогический репертуар из «Хрестоматии»

3. Коллоквиум

1. наизусть

2. наизусть -1

по нотам -1

3. устно

Контрольная неделя

2.

декабрь

1. Полифония или крупная форма

2. Пьеса развернутая 3хчастная или 2 маленьких наизусть

1. по нотам

2. наизусть

Контрольный урок

6 семестр

1.

февраль

Чтение с листа



по нотам

Контрольная неделя

2.

март

Гаммы Fis-dur-dis-moll

Des-dur-b-moll

H-dur-gis-moll

во всех видах

Технический зачет

3.

апрель

1. Полифония

2. Пьеса школьного репертуара

1. по нотам

2. по нотам

Контрольная неделя


4.

май

1. Крупная форма

2. Пьеса развернутая 3хчастная

1. наизусть

2. наизусть

Академический концерт

7 семестр

1.

середина октября

1. Этюд

2. Педагогический репертуар из «Хрестоматии»

3. Коллоквиум

1. наизусть

2. наизусть -1

по нотам -1

3. устно

Контрольная неделя

2.

декабрь

1. Полифония или крупная форма

2. Пьеса развернутая 3хчастная

1. по нотам

2. наизусть

Контрольный урок

8 семестр

1.

февраль

Чтение с листа

По нотам

Контрольная неделя

2.

март

1.Самостоятельно выученное произведение (2-3 стр.)

2.Термины

1. наизусть

2. устно

Контрольная неделя

3.

апрель



1. Полифония

2. Пьеса школьного репертуара

1. по нотам

2. по нотам

Контрольная неделя

4.

сессия

1. Крупная форма

2. Пьеса развернутая 3хчастная

1. наизусть

2. наизусть

Экзамен

9-10 семестры

1.




1. Полифония

2. Крупная форма

3. Пьеса развернутая 3хчастная (кантилена)

4. Этюд или виртуозная пьеса

наизусть

Государственный экзамен


Для студентов I, II, III, IV курсов устанавливается следующий годовой план-минимум:

  1. гаммы мажорные, минорные, хроматические в прямом и противоположном движении, а также в терцию, сексту, дециму; арпеджио короткие, ломаные, длинные с обращениями; аккорды трезвучий с обращениями; доминантсептаккорд - аккордами, арпеджио с обращениями; уменьшённый вводный - аккордами, арпеджио с обращениями

  2. 2-3 этюда на различные виды техники

  3. 2-3 полифонических произведения

  4. 2 произведения крупной формы

  5. 4-5 произведений из школьного репертуара для слушания музыки

  6. игра аккомпанемента под собственное пение

  7. чтение с листа, транспонирование


Критерии оценки отчётных выступлений


Оценкой отчётного выступления является сумма баллов по 10- балльной системе, объективно отражающая наличие показателей уровня пианистического мастерства и критериев фортепианной технологии соответственно уровню развития и курса обучения.


Виды самостоятельной работы студентов


  1. Чтение с листа

  2. Транспонирование

  3. Знакомство с новой нотной литературой

  4. Подготовка и проведение тематических концертов

  5. Прослушивание записей выдающихся пианистов

  6. Работа в библиотеке по изучению монографий композиторов, исполнителей

  7. Повышение уровня технического мастерства

  8. Владение необходимыми музыкальными терминами, знание основных понятий, слов

  9. Подготовка к коллоквиумам по анализу произведений

  10. Подготовка рефератов, докладов и выступлений на студенческие НПК.


Вопросы к коллоквиуму:


  1. Сведения о композиторе (эпоха, стиль, объём творчества)

  2. Основные жанры музыки

  3. «3 кита» по системе Д.Б. Кабалевского

  4. Танцевальный жанр (зарождение, применение, темп, метр)

  5. Общая эрудиция испытуемого


Возможные темы рефератов к конференции:


  1. «Воспитание эстетического вкуса детей и юношества на примере творчества композиторов Санкт-Петербурга»

  2. «Влияние творчества В. Купревича на развитие образного восприятия музыки детей младшего школьного возраста»

  3. «Развитие образно-художественного мышления учащихся на примере цикла Р. Шумана «Детские сцены» op.15»

  4. «Некоторые методы формирования полифонического мышления в классе фортепиано на примере «Нотной тетради» А.М. Бах»

  5. «Артикуляция в произведениях В.А. Моцарта»



Учебно-методическое обеспечение дисциплины


1. Рекомендуемая литература:


Основная литература:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1991

  2. Арчажников А.Г. Профессия – учитель музыки – М., 1994

  3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства – Л., 1989

  4. Теория и методика обучения игре на фортепиано ред. Каузовой А., Николаевой А.–М.,2001

  5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры – М., 1997

  6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано – М., 1994

Дополнительная:

  1. Арчажников А.Г. Профессия – учитель музыки – М., 1984

  2. Как исполнять Рахманинова сост. Грохотов С.В. – М., 2003

  3. Как исполнять Бетховена сост. Засимова А.В. – М., 2003

  4. Как исполнять Гайдна сост. Меркулов А.М. – М., 2003

  5. Как исполнять Моцарта сост. Меркулов А.М. – М., 2003

  6. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М., 2003

  7. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994


^ 2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Библиотечный фонд ИППиУ

2. Кафедральная нотная библиотека

3. Аудио- и видеозаписи выступлений выдающихся пианистов

мирового уровня

  1. Инструменты (рояль, фортепиано, клавиновы)


Дополнительная информация


Некоторые основные понятия

Агогика – отклонения реальной длительности звуков и пауз от указанных в нотах соотношений, применяемые в целях выразительности исполнения. В нотной записи, как правило не фиксируются. Эти отклонения не изменяют значения нот, хотя по величине они бывают и очень большими, особенно в музыке романтизма.

Rubatoсвободный темп музыкального исполнения, отклоняющийся от равномерного; возник в вокальной музыке эпохи барокко для обозначения отклонений голоса от сохраняющего ровный темп аккомпанемента.

Полифония – вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. Характерны: равноправие голосов и текучесть.

^ Сонатная форма – музыкальная форма, основанная на экспозиционном противопоставлении и репризном объединении музыкального материала по какому-либо признаку (как правило, тональному и тематическому).

^ Вариационная форма, вариации, тема с вариациями, вариационный цикл - музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Тема может быть оригинальной или заимствованной.

^ Этюд – инструктивная музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на инструменте.

Туше – характер прикосновения (нажима, удара пальцев) к клавишам при игре, определяющий специффику звучания фортепиано у того или иного исполнителя.


Конкретные примеры планов- минимумов к экзаменам:


I курс

I уровень

1 семестр

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия с – moll

2. Пешетти Дж. Соната с – moll I часть

3. Григ Э. Вальс

4. Черни-Гермер Этюд № 18

эскизно: Чайковский П.И. Русская песня

2 семестр

1. Бах И.С. Инвенция 2х г. А – moll

2. Бетховен Л. Сонатина Es – dur I часть

3. Глинка М. Мазурка С – dur

4. Черни-Гермер Этюд № 23

эскизно: Кабалевский Д.Б. Легкие вариации

II уровень

1 семестр

1. Бах И.С. Инвенция 2х г. B – Dur

2. Кулау Ф. Сонатина ор.55 № 6 С – Dur

3. Рахманинов С.В. Итальянская полька

4. Черни К. Этюд ор. 299 № 15

эскизно: Баневич С. Пьесы из цикла «Сказки Андерсена»


2 семестр

1. Бах И.С. Инвенция 3-х г. H – moll

2. Бетховен Л. Соната g-moll I часть

3. Чайковский П.И. «Белые ночи» из цикла «Времена года»

4. Черни К. Этюд ор.740 d-moll

эскизно: Бургмюллер Ф.Этюд

III уровень

1 семестр

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга c – moll I том «ХТК»

2. Кабалевский Д.Б. Концерт № 3 I часть

3. Глинка М.И. Воспоминание о мазурке

4. Черни К. Этюд ор.740 № 12

эскизно: Гаврилин В. Adagio из балета «Анюта»

2 семестр

1. Шостакович Д.Б. Прелюдия и фуга Е – Dur

2. Моцарт В.А. Соната с – moll I часть

3. Черни К. Этюд ор.740 № 17 а – moll

4. Скотт С. Страна лотоса

эскизно: Аренский А. Этюд


II курс

I уровень

3 семестр

1. Бах И.С. Инвенция 3-х г. С – Dur

2. Гайдн И. Ария с вариациями

3. Кабалевский Д.Б. Новелла

4. Черни К. Этюд ор.299 № 8

эскизно: Чайковский П.И. Детский альбом (выборочно)

акк. Ваккаи Н. Вокализы

4 семестр

1. Парфенов И. Прелюдия и фуга cis-moll

2. Гайдн И. Соната F – Dur I часть

3. Ирадье С. Голубка

4. Черни К. Этюд ор.299 № 29

эскизно: Слонимский С. Детский альбом (выборочно)

акк. Ваккаи Н. Вокализы

II уровень

3 семестр

1. Бах И.С. Аллеманда из французской сюиты с-moll

2. Беркович И. Вариации на тему Паганини

3. Щедрин Р. Юмореска

4. Бургмюллер Ф. Этюд соч. 105 № 6

эскизно: Кабалевский Д.Б. «Фортепианная музыка для детей «(выборочно)

акк. Ваккаи Н. Вокализы

4 семестр

1. Бах И.С. Фуга 3-х голосная C – Dur

2. Моцарт В.А. Соната № 7 C – Dur I часть

3. Дебюсси К. Арабеска G – Dur

4. Черни К. Этюд ор. 299 № 39

эскизно Шуман Ф. Альбом для юношества (выборочно)

акк. Ваккаи Н. Вокализы

III уровень

3 семестр

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга Es – Dur «ХТК» 1 том

2. Бетховен Л.В. Соната № 5 с-moll I часть

3. Шопен Ф. Ноктюрн cis-moll

4. Черни К. Этюд ор. 740 № 12

эскизно Шуман Ф. Детские сцены (выборочно)

акк. Ваккаи Н. Вокализы

4 семестр

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга Cis – Dur «ХТК» I том

2. Моцарт В.А. Соната a-moll I часть

3. Благой Д. Прелюдии

4. Черни К. Этюд ор. 740 № 13

эскизно: Чайковский П.И. « Времена года» (выборочно)

акк. Ваккаи Н. Вокализы


III курс

I уровень

5 семестр

1. Гендель Г.Ф. Фантазия C – Dur

2. Моцарт В.А. Легкая соната C – Dur

3. Слонимский С. «Бармалей», «Пасмурный вечер»

4. Шитте А. Этюд ор. 68 Es – Dur

эскизно: Мордасов «Движение»

6 семестр

1. Бах И.С. Инвенция 3-х голосная e-moll

2. Глазунов А. Соната a-moll I часть

3. Баневич С. «Съезд гостей (полонез)»

4. Лешгорн А. Этюд соч. 66 № 10 F – Dur

эскизно: Роджерс Р. «Звуки музыки»

II уровень

5 семестр

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга с-moll «ХТК» I том

2. Гайдн И. Соната e-moll I часть

3. Шопен Ф. Вальс e-moll

4. Черни К. Этюд ор. 299

эскизно: Таривердиев М. Настроения (выборочно)

6 семестр

1. Букстехуде Д.-Прокофьев С. Органная прелюдия и фуга d-moll

2. Моцарт В.А. Соната G – Dur I часть

3. Скарлатти Д. Соната № 10 D – Dur

4. Мошковский М. Этюд ор. 72 F – Dur

эскизно: Шостакович Д.Б. « Фантастические танцы» (выборочно)

III уровень

5 семестр

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга As – Dur «ХТК» I том

2. Моцарт В.А. Фантазия с-moll

3. Слонимский С. «Интермеццо памяти Брамса»

4. Черни К. Этюд ор.740 № 8 d-moll

эскизно: Щедрин Р. Basso-ostinato

6 семестр

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга a-moll «ХТК» II том

2. Моцарт В.А. Концерт В – Dur I часть

3. Прокофьев С. Наваждение

4. Шопен Ф. Этюд № 4 cis-moll

эскизно: Мендельсон Ф. «Песни без слов» (выборочно)


IV курс


I уровень

7 семестр

1. Бах И.С. Жига f-moll из Английской сюиты

2.Бетховен Л.В. Соната № 1 f-moll 1 часть

3. Слонимский С. «Пасмурный вечер»

4.Дварионас Б. «На саночках с горки»

эскизно: Косенко В. «Токката»

8 семестр

1.Бах И.С. Инвенция h-moll 3-голосная

2. Гайдн И. Соната G-dur 1 часть

3.Григ Э. Кобольд

самост.: Азарашвили В. «Ностальгия»

эскизно:Глиэр Р. «Пастораль»


II уровень

7 семестр

1.Бах И.С. Прелюдия и фуга f-moll «ХТК» II том

2. Моцарт В.А. Соната F-dur 1 часть

3. Слонимский С. «Проходящая красотка»

4.Крамер К. Этюд

эскизно: Григ Э. «Ноктюрн»


8 семестр

1.Бах И.С. Прелюдия и фуга d-moll «ХТК» I том

2.Бетховен Л.В. Соната №5 c-moll 1 часть

3.Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета

«Ромео и Джульетта»

самост.: Ибер Ж. «Ветреная девчонка»

эскизно: Шмитц М. «Нордический романс»


III уровень

7 семестр

1.Бах И.С. Прелюдия и фуга g-moll «ХТК» I том

2. Григ Э. Соната e-moll 1 часть

3. Прокофьев С. «Наваждение»

4. Аренский А. Этюд h-moll

эскизно: Рахманинов «Полишинель»


8 семестр

1.Бах И.С. Прелюдия и фуга a-moll «ХТК» II том

2.Амиров Ф. и Назирова Э. Концерт на арабские темы

1 часть

3. Дебюсси К. Токката

самост.: Римский-Корсаков Н. «Полёт шмеля»

эскизно: Шопен Ф. Этюд № 24 c-moll


Словарь музыкальных терминов


Термины


Транскрипция

Перевод

Lento

Ленто

протяжно

Largo

Ларго

широко

Larghetto

Ларгэтто

cкорее, чем largo, но медленнее andante

Andante

Анданте

не спеша

Andantino

Андантино

более скоро, чем andante

Semplice

Сэмпличэ

просто, естественно

Deciso

Дэчизо

решительно, смело

Allegretto

Аллегретто

более медленно, чем allegro, и более скорый, чем andante

Vivo

Виво

живо

Vivace

Виваче

cкорее, чем allegro, но менее скоро, чем presto

Allargando

Алларгандо

расширяя, замедляя

Simile

Симиле

точно так, как раньше

Scherzo

Скерцо

шутка

Scherzando

Скерцандо

шутливо

Tranguillo

Транкуилло

спокойно, безмятежно

Subito

Субито

внезапно

Molto

Мольто

весьма, очень много

Risoluto

Ризолюто

решительно

Maestoso

Маэстозо

торжественно

Con fuoco

Кон фуоко

пламенно, страстно

Con brio

Кон брио

весело, возбуждённо

Largamente

Ларгамэнтэ

широко, протяжно

Grave

Гравэ

торжественно, тяжело

Con anima

Кон анима

с чувсвом

Con moto

Кон мото

с движением

Mezzo

Меццо

наполовину

Doloroso

Долорозо

печально, с болью

Sempre

Сэмпрэ

всё время, постоянно

Marcato

Маркато

выделяя чётко, подчёркивая

Leggiero

Леджьеро

легко

Fine

Фине

конец

Con espressione

Кон эспрэссьонэ

с выражением

A tempo

А тэмпо

в прежнем темпе

Tempo primo

Тэмпо примо

первоначальный темп

Poco

Поко

немного, не очень

Poco a poco

Поко а поко

постепенно, понемногу

Ritenuto

Ритэнуто

замедляя

Rallentando

Раллентандо

замедляя

Ritardando

Ритардандо

замедляя

Sostenuto

Состэнуто

сдержанно

Meno mosso

Мэно моссо

менее с движением

Piu mosso

Пиу моссо

более подвижно

Accelerando

Аччелерандо

ускоряя

Partamento

Партамэнто

выделяя, подчёркивая

Non troppo

Нон троппо

не слишком

Pesante

Пэзантэ

тяжело, грузно

Appasionato

Аппасионато

страстно

Brillante

Бриллянтэ

блестяще

Calando

Каландо

стихая, уменьшая силу звука

Giocoso

Джокозо

радостно, игриво

Morendo

Морэндо

замирая

Senza

Сэнца

без

Sotto voce

Сотто вочэ

вполголоса

Tenuto

Тэнуто

точно выдержать по длительности и силе

Grazioso

Грациозо

грациозно, изящно

Opus

Опус

произведение

Tre corde

Трэ кордэ

ппедаль (три струны)

Una corda

Уна корда

левая педаль (одна струна)

a cappela

А каппэлла

пение хора без сопровождения

Comodo

Комодо

удобно, легко, непринуждённо

Komma

Комма

запятая, обозначающая конец фразы или краткую паузу для дыхания

Lagrimoso

Лагримозо

скорбный, печальный

Larghetto

Ларгэтто

cкорее, чем largo, но медленнее andante




S.sordino

Сэнца сордино

без левой педали

Rinforzando

Ринфорцандо

сильное крещендо

Rubato

Рубато

в свободном темпе

Veloce

Велоче

быстро, бегло

Agitato

Аджитато

взволнованно

Quasi

Куази

как бы, почти

Sopra

Сопра

Указание, что соответ. рука должна быть выше другой

Smorzando

Сморцандо

приглушая звук

Cantando

Кантандо

певуче

Sforzando

Сфорцандо

внезапный акцент на звуке или аккорде

Stretto

Стрэтто

ускоренно

Tenuto

Тэнуто

точно выдерживая звук по длительности и силе

Urtext

Уртэкст

подлинный, не редактированный текст

Ziemlich langsam

Цимлих лангзам

довольно медленно

Giusto

Джусто

правильно, соразмерно, точно


Примерный репертуар для изучения в классе фортепиано


Полифонические произведения

Бах И.С. Трехголосные инвенции: фа- минор, Ми- мажор, си- минор, си-бемоль минор

Сюиты:: си- минор, ми- минор, Ми- мажор, Фантазия до- минор.

Партита Соль- мажор (отдельная часть)

Бах И.С. – Гедике А. Хоральные прелюдии: № 2 си- минор, № 5 ля- минор

Гендель Г. Сюиты: № 9 соль- минор, № 12 Соль- мажор, № 16 Соль-мажор.

Аллеманда из сюиты № 3 (ре- минор).

Глинка М. Фуга ля- минор.

Гольденвейзер А. Контрапунктические эскизы, часть 1, 15 фугетт.

Лядов А. Соч. 44 Фуга ре- минор. Соч. 34 № 2 канон до- минор.

Мясковский Н. соч. 43 № 2. Канон «Маленький дуэт» соч. 78 Полифонические наброски. Фуга си-минор.


Сочинения крупной формы

Бах И.С. Соната ля- минор

Бах Ф.Э. Соната соль- минор

Беркович И. Вариации на тему Паганини

Бетховен Л. Соч. 2 Соната № 1 фа- минор (1 ч.); соч. 10 Соната № 1 до- минор (1 ч.); соч. 14 Соната № 3 Соль- мажор; Вариации: Соль-мажор (2/4), 9 вариаций Ля-мажор, Вариации на тему А. Гретри До- мажор.

Бортнянский Д. Сонаты До- мажор и Фа- мажор.

Гайдн И. Соната Фа- мажор (№ 21). Соната Ми-бемоль мажор (№ 3).

Соната Ре мажор (№ 7). Соната – партита Си-бемоль мажор. Концерт Ре- мажор (1,2,3 части).

Глинка М. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя…», вариации на тему Моцарта В.А. Ми-бемоль мажор.

Моцарт В.А. Сонаты: №4 Ми-бемоль мажор; № 5 Соль- мажор; № 7 До- мажор; № 9 Ре- мажор; № 12 Фа- мажор; № 16 Си-бемоль мажор. Вариации: Ля- мажор (Аллегретто, 6 вариаций); вариации Фа-мажор; вариации До- мажор (12 вариаций на 2/4). Концерты: № 15 си-бемоль мажор; № 23 Ля- мажор.

Мясковский Н. соч. 82 Соната До- мажор.

Раков Н. Сонатина № 1

Скарлатти Д. Сонаты: № 9 ре- минор; № 33 Ре- мажор; № 6 Фа- мажор; № 10 Ре- мажор. Сонатина № 60 си-минор.

Сибелиус Л. Соч. 67 № 2 Соната Ми- мажор (2,3 части).

Шуберт Ф. Соната ля- минор (1817г.).


Пьесы

Аренский А. соч. 25 № 1 Экспромт. Соч. 28 № 2 Песня, соч. 36 № 10 «Незабудка», № 16 Элегия, № 11 Баркарола, соч. 63 Прелюдии: № 1 ля- минор; № 3 соль- минор; № 4 Ля-бемоль мажор; № 5 соль- минор; № 10 ре- минор.

Бетховен Л. Соч. 43 № 3 (На Родине) Немецкие танцы.

Глинка М. Мазурки: до- минор; Фа- мажор. Ноктюрн «Разлука».

Глиэр Р. Соч. 47. Эскизы: Ми-бемоль мажор; Си-бемоль мажор.

Григ Э. Соч. 3 Поэтические картинки. Соч. 17 Норвежские танцы и песни. Соч. 6 Юмореска. Соч. 41 Колыбельная. Соч. 52 Сердце поэта. Соч. 19 Свадебное шествие.

Дебюсси К. «Девушка с волосами цвета льна» Арабеска Соль- мажор.

Кабалевские Д. Соч. 38 Прелюдии: № 11 До- мажор; № 2 ля- минор; № 23 Фа- мажор.

Лист Ф. Утешения (№ 1,2,4).

Лядов А. Прелюдия Ми- мажор. Соч. 30 № 2 Багатель Ре-бемоль мажор. Соч. 31 № 2 Прелюдия си-бемоль минор.

Мендельсон Ф. Песни без слов: № 9 Ми- мажор; № 2 ля- минор; № 14 до- минор.

Пахульский В. Соч. 16 № 31 (Листок из альбома) Соч. 12 № 1,7,8 (Фантастические сказки).

Рахманинов С. Соч. 3 № 3 Мелодия. Соч. 10 № 6 Романс фа- минор.

Скрябин А. Соч. 2 № 2 прелюдия Си- мажор. Соч. 11 Прелюдии (более легкие).

Чайковский П. Соч. 37 Времена года.

Шопен Ф. Ноктюрны: № 1 си-бемоль минор; № 20 до-диез минор. Листок из альбома.

Шостакович Д. Соч. 1 Фантастические танцы.

Шуберт Ф. Скерцо Си-бемоль мажор; Ля-бемоль мажор. Соч. 94 № 2 Музыкальный момент Ля-бемоль мажор. Вальсы и Лендлеры.

Шуман Р. Соч. 124 № 35 (Фантастические танцы) № 8 9 (Скорбь) № 9 Экспромт, № 11 Романс № 16 Колыбельная. Новеллетта си-минор.


Этюды

Аренский А. Соч. 19 № 1 Этюд си- минор. Соч. 74 Двенадцать этюдов: № 1 До-мажор; № 2 до- минор; № 5 Ре- мажор.

Барток Б. Упражнения.

Крамер И. – Бюлов Г. Этюды (1,2 тетради)

Кобылянский А. 7 октавных этюдов.

Лешгорн А. Соч. 66 Этюды 9 (более трудные)

Мошковский М. Соч. 72 Этюды. Соч. 91 Этюды.

Николаевский С. Большая школа двойных нот.

Пахульский В. Октавный этюд Ре-бемоль мажор. Соч 28 № 2 Этюд Фа- мажор.

Черни К. Соч. 299 Этюды (2,3,4 тетради). Соч. 740 Этюды (1,2 тетради). 160 восьмитактных упражнений.

Юровский А. Октавная техника для фортепиано (1 тетрадь).




Скачать 307,2 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер307,2 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх