Программа дисциплины опд. Ф. 02. История дизайна, науки и техники для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн» icon

Программа дисциплины опд. Ф. 02. История дизайна, науки и техники для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн»



Смотрите также:
Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический...
Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины опд...
Программа дисциплины сд. Ф...
Программа дисциплины сд. Ф...
Программа дисциплины сд. Ф. 10...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины сд. Ф 11...



скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______­­­_________C.Б. Бурухин

«____» ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ


для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)

направления 070600 «Дизайн»


Форма обучения: очная


Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

11

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

50

50

Лекции

50

50

Практические занятия и семинары





Лабораторные работы





Курсовой проект





Самостоятельная работа

50

50

Расчетно-графические работы





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экз.

Экз.



Обнинск 2008


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования


Программу составила:


___________________ В.В. Феофилактова, ст. преподаватель кафедры дизайна


Программа рассмотрена на заседании кафедры «Дизайн» (протокол №__ от __2008 г.)


Заведующий кафедрой

“Дизайн”


___________________ А.А.Бороздинов


“____”_____________ 2008 г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник Учебно – методического

управления


___________________

Ю.Д.Соколова

“____”_____________ 2008 г.

Декан социально-экономического

факультета


___________________ В.Н.Тябин


“____”_____________ 2008 г.



^ 1. Цели и задачи дисциплины


Целью курса является ознакомление студентов с теорией, историей и достижениями различных стран в области дизайна в различных сферах человеческой деятельности – технике, интерьере, потребительских товаров и др., а также краткое знакомство с историей техники как одного из основных объектов дизайнерских решений.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен

знать основы теории дизайна, историю дизайна, влияние изобразительного искусства на развитие дизайна, основные стили в дизайне, крупнейших дизайнеров и их работы, особенности национальных школ дизайна, сферы деятельности дизайнеров;

уметь классифицировать образцы дизайнерской проработки по стилям и направлениям дизайна

Изучение дисциплины непосредственно базируется на знании «Истории культуры и искусств». Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы для выполнения учебных практических работ, при сдаче государственного экзамена по специальности и выполнения дипломной работы.


^ 3. Содержание дисциплины


    Название темы

    ^ Раздел

    программы

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождении промышленного производства. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий.

    3.1, темы 1, 2

    Технический прогресс ХIХ – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции.

    3.1, темы 3, 4, 6

    Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках.

    3.1, тема 5

Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

    3.1, тема 9

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства.

    3.1, тема 10

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна.

    3.1, тема 11

Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италии, Германии, Японии и др. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы; ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.

    3.1, темы 12–16, 22

Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.

    3.1, тема 21

Современный дизайн: особенности и проблемы.

    3.1, тема 18


3.1. Лекции


Лек-ция
^

Название темы


Объем (часы)

1

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий.

2

2

Виды дизайнерской деятельности.

2

3

Из истории техники, великих открытий и изобретений.

2

4

Технический прогресс ХIХ – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции. Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения. Всемирные промышленные выставки.

2

5

Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках

2

6

Зарождение промышленного дизайна.

2

7

Зарождение функционализма.

2

8

Стилистические направления в дизайне 20–30-х гг. Интернациональный стиль. Стримлайн. Арт-Деко.

4

9

Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

2

10

Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства.

2

11

Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна.

2

12

Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха.

2

13

Скандинавский дизайн.

2

14

Немецкий дизайн.

2

15

Итальянский дизайн.

2

16

Японский дизайн.

2

17

Дизайн 60-х гг. Поп-Арт, «космический дизайн».

2

18

Радикальный дизайн. Антидизайн. Хай-тек. Современный дизайн: особенности и проблемы.

4

19

Автомобильный дизайн.

2

20

Дизайн одежды.

2

21

Советский дизайн. Особенности развития отечественного художественного конструирования: организационные формы, системы подготовки дизайнеров, ориентация на региональные отрасли промышленности.

4

22

Развитие дизайна в странах Восточной Европы; ориентация на обеспечение качества продукции в условиях замкнутого рынка.

2


^ 3.2. Практические и семинарские занятия не предусмотрены.


3.3. Лабораторный практикум не предусмотрен.


3.4. Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.


3.5. Формы текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в форме написания студентами реферата и коллоквиума. Реферат предполагает сбор и систематизацию информации (преимущественно графической), отражающей заданный стиль, сферу деятельности и национальную школу.

Коллоквиум предполагает индивидуальный устный опрос по теме с целью выявления уровня освоения материала.


Раздел

Тема

Форма контроля

Неделя

1–7

История техники и дизайна

Коллоквиум

6

8, 9

Баухауз и интернациональный стиль

Контрольная

работа

9

8–20

Темы рефератов приведены в разд. 3.6

Реферат

14


^ 3.6. Самостоятельная работа


Самостоятельно студенты работают с источниками информации об образцах дизайна: сеть Интернет (сайты известных музеев и дизайнерских компаний); посещение выставок дизайна; работа с монографиями и альбомами, имеющимися в библиотеке университета и кафедры.


Тема

Содержание самостоятельной работы (темы реферата)

Литература или источник информации

^ Объем, час.

Форма
контроля **


8

Написание реферата на тему «Углубленное изучение закономерностей и развития интернационального стиля в дизайне»

[1,2]

30

Р, КР

Р

Р, КР

Р

Р

Р

Р

Р

8

Написание реферата на тему «Закономерности и развитие стиля арт-деко»

[1,2]

Р

Р

Р

Р

9, 10

Написание реферата на тему «Сравнение особенностей преподавания дизайна в немецком Баухаузе и советском ВХУТЕМАСе»

[1,2]

11

Написание реферата на тему «Ведущие американские дизайнеры»

[1,2], И

13

Написание реферата на тему «Примеры и образцы скандинавского дизайна»

[1,2], И

14

Написание реферата на тему «Примеры и образцы немецкого дизайна»

[1,2], И

15

Написание реферата на тему «Примеры и образцы итальянского дизайна»

[1,2], И

16

Написание реферата на тему «Примеры и образцы японского дизайна»

[1,2], И

17

Написание реферата на тему «Закономерности и развитие стилей поп-арт, «космический дизайн»

[1,2]

18

Написание реферата на тему «Закономерности и развитие стилей антидизайн, хай-тек»

[1,2]

19

Написание реферата на тему «Примеры и образцы автомобильного дизайна»

[1,2], И

20

Написание реферата на тему «Примеры и образцы дизайна одежды»

[1,2], И

6

Изучение особенностей и примеров дизайна блочных щитов управления атомных электростанций

Авторская презентация

4

КЛ

21

Изучение примеров советского дизайна, работы Всероссийского научно-иссле-довательского института технической эстетики

[1,2]

8

КЛ

1-7

Подготовка к коллоквиуму

[1,2]

8

КЛ


Примечание: И – ресурсы сети Интернет, Р – реферат, КЛ – коллоквиум, КР – контрольная работа

^ 4.1. Рекомендуемая литература


4.1.1. Основная литература


  1. Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

  2. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.


^ 4.1.2. Дополнительная литература


  1. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Пер. с англ. – М.: Арт-родник, 2006.

  2. Воронов Н.В. Суть дизайна. – М.: Грантъ, 2002.

  3. Михайлов С.М. История дизайна. Учебник. В 2-х тт. – М.: Союз дизайнеров России, 2003.

  4. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна – М.: Союз дизайнеров, 2002.


4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


В процессе чтения лекций используются авторские компьютерные презентации.


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для демонстрации иллюстративного материала необходимо следующее оборудование: видеомагнитофон кассетный формата VHS, телевизор, слайд-проектор с экраном, мультимедийный видеопроектор с компьютером и экраном.




Скачать 95,81 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер95,81 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх