Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса Москва icon

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса Москва


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 4-го класса Москва...
Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 2-го класса Москва...
Рабочая программа по литературному чтению Класс(ы) 4...
Приказ № от 20 г. Директор М. П...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. Автор рабочей программы...
Тема: Б. Житков «Храбрый утёнок»...
Учебник «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса Учитель...
Учебная программа литературное чтение (для школ с русским языком обучения) 2-4 классы...
Приказ № от 2010 г. Рассмотрено на заседании педагогического совета...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «литературное чтение» для 1 класса умк «Школа...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
В. А. Лазарева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 3-го класса

Москва

Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова

ОНИКС

2005

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4 Л 17

Лазарева В. А.

Л 17 Методические рекомендации к учебнику «Литера-турное чтение» для 3-го класса. - М.: Институт ин­новаций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель-ство Оникс, 2005. - 64 с.

ISBN 5-488-00059-3

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4

© АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова», 2005
ISBN 5-488-00059-3 © ООО «Издательство Оникс», 2005

© В. А. Лазарева, 2005


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с задачами третьего года обучения по на-шей программе*) учебник выстроен на основе родо-жанро-вого принципа (термины эпос, лирика, драма не вводятся) и характеризуется дальнейшим освоением природы худо-жественного текста через расширение представлений уча-щихся о жанрах.

Ученики познакомились ранее с эпическими произведе-ниями - сказками и рассказами; теперь они на более высо-ком уровне возвращаются к ним и получают представление о новых для них жанрах эпоса: мифе, былине, сказе, басне. Мы начали учебник с народных сказок и былин, чтобы под-готовить детей к изучению более сложных текстов - мифов.

Далее учащиеся анализируют лирические тексты (эту главу для простоты детского восприятия мы назвали «Поэ-зия»), а затем идёт драма, представленная пьесой, которую, как и в прошлом учебном году, предлагается поставить.

Главное направление в учебной деятельности третьего года обучения - углубление в литературный материал и усиле-ние доли самостоятельной работы учеников-читателей. Чтобы дети лучше освоили особенности разных жанров и умели их отличать, мы предлагаем много практических работ по ана-лизу текстов и творческие работы, позволяющие детям глу-боко и на личностном уровне войти в литературный род или жанр и освоиться в нём.

В этом учебном году дети должны и по своим возрастным возможностям, и по уже достаточно большому и серьёзно-му опыту работы с литературными произведениями много и результативно, как говорил С. Я. Маршак, «думать, чув-ствовать, догадываться, воображать». Наша задача, чтобы литературный материал, который вливается в душу ребён­ка, «был отличного качества». Вспомним прекрасные и

*) См. Литературное чтение. Программа для четырёхлетней началь-ной школы (Система начального обучения Л. В. Занкова). - М.: Инсти-тут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство «Оникс», 2005.

3

мудрые слова К. Д. Ушинского, который, по сути дела, го-ворил о главных принципах воспитания и образования че-ловека через искусство и литературу. «В огне, оживляю­щем юность, отливается характер человека. Вот почему следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы мате-риал, который в это время вливается в душу юности, был отличного качества».

В учебнике продолжается линия сопоставления литера-туры с живописью, очень важная для понимания учащи-мися общей образной природы искусства и возможностей и своеобразия каждого из них.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Осенние странички (8часов)

Уроки 1-2-й. Воспоминания о лете. Изображение осени в искусстве

Цели уроков: 1) обобщённое повторение сведений о поэ-зии и возможностях поэтического слова в изображении при-роды и чувств человека; 2) анализ стихотворений.

Во втором классе учащиеся читали и анализировали много поэтических текстов. Учебник для 3-го класса начинается с осенних поэтических страниц, что соответствует календа-рю. Читая стихотворения, посвященные осени, мы будем углублять представления детей о лирике, способах поэти-ческого изображения мира природы и передачи настроения человека.

Задачи первого урока подскажут вам форму его проведе-ния. Начать урок можно с воспоминаний детей о самых ярких днях лета, о той золотой осени, которая провожала их в школу, и о тех прекрасных стихах об осени, прочитан­ных детьми в учебнике для 2-го класса.

Осеннюю страничку учебника откроют стихи А. С. Пуш-кина, потому что нет в русской поэзии более простого и

4

точного изображения природы всех времён года, чем это сделал поэт.

Казалось бы, в отрывке из XL строфы 4-й главы романа «Евгений Онегин» идёт простое перечисление примет осе-ни. Но если Вы попросите детей назвать эти приметы и сравните с тем, как изображает осень Пушкин, сразу ста-нет ясно, что поэт не просто их перечисляет, поэт одушев-ляет, очеловечивает природу, находя в своём любимом вре-мени года «очей очарованье», о котором Вы говорили с детьми во втором классе.

После Вашего прочтения детям текста начните с ними перечитывать стихи Пушкина и искать в каждой строке необыкновенные слова, поэтическое чудо, которое затем все вместе вы будете разгадывать. Дадим вопросы для обсужде-ния:

  1. Как изображает поэт небо? Что здесь необычного? По-чему он так говорит?

  2. Как называет поэт солнце? Почему? Зачем соединяет это слово с холодноватым словом «блистало»?

  3. Как Пушкин говорит об осенних лесах?

  4. Какие звуки слышатся в стихах Пушкина?

  5. Какие ещё стихи А. С. Пушкина об осени вы знаете, помните наизусть? Что их выделяет среди других стихов?

В стихотворении современного поэта Г. А. Ладонщикова тоже изображается осень, её приметы, но, конечно, автор делает это по-своему. Прежде всего обратите внимание де-тей на рифмовку стихотворения. Если обозначить буквами рифмы:

1-е четверостишие - А, А, Б, В,

2-е четверостишие - Г, Г, Д, В,

3-е четверостишие - Е, Е, Ё, Ж,

4-е четверостишие - 3, 3, И, Ж, получается, что стихотворение - это два восьмистишия. Эта структура подчиняется смыслу стихотворения, посколь-ку в первом восьмистишии перечислены приметы осени, а второе представляет собой как бы вывод, объяснение и ве-сёлое замечание автора, что всё это для учеников примета того, что начинается школьная жизнь.

5

^ Уроки 3-4-й.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева

«Есть в осени первоначальной...»

Цель уроков: формирование представлений учащихся об эпитете.

Ученики, работавшие по нашим учебникам, уже с перво-го класса знают, что словами можно нарисовать картину, и такие слова мы называли «рисующими». В этом учебном году мы вводим понятие «эпитет» и объясняем его детям на примере прекрасного стихотворения Ф. И. Тютчева, изоби-лующего этими средствами изображения. По сути дела, толь-ко слово «зимний» не является в этом стихотворении эпи-тетом, обозначая просто время года.

Прежде всего хотелось бы заметить, что не всякое опре-деление предмета можно назвать эпитетом, а только то, ко-торое даёт «дополнительную художественную характерис-тику предмету в виде скрытого сравнения», как говорит словарь литературоведческих терминов. Это легко понима-ют дети при сопоставлении двух значений слова «хрусталь-ный» во втором задании к стихотворению. Возможны и дру-гие эпитеты - более простые определения, в которых содержатся эмоциональные оценочные оттенки, выражаю-щие субъективное отношение автора, например «притвор-ная» нежность, «прекрасный» огонь и т. д., или слова, изображающие цвет, запах, вкус и другие качества, напри-мер в бунинском предложении: «Зарница осторожно мель-кала над тёмным Трошиным лесом, и тепло, сухо пахло дубом».

Ещё одно важное положение: эпитет подбирается авто-ром, чтобы подчеркнуть самую существенную для автора черту или особенность предмета, например: «мосты мгно-венные шумят» - быстроту мелькания мостов, «ржавый лист валился» - лист, разъеденный ржавчиной умирания, «праз-дная борозда» - на которой уже никто не работает, и т. д.

При медленном чтении и перечитывании стихотворения учащиеся будут искать эпитеты - эти художественные оп­ределения, помогающие им представить именно то, что хо-тел изобразить поэт.

6

Стихотворение А. К. Толстого интересно тем, что в нём образ осени изображается не только наглядно и красочно, но и с помощью звукописи. Ученики работали с этим тер-мином ещё в первом классе. Пусть они вспомнят его значе-ние и найдут повторение согласного «с», создающего шум осыпающихся с деревьев листьев.

^ Уроки 5-6-й.

Изучение стихотворений Д. Б. Кедрина «Осенняя песня»

и С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»

Цели уроков: 1) анализ изобразительно-выразительных средств поэтического произведения; 2) отработка умений находить и объяснять эпитеты.

Стихотворение Д. Б. Кедрина поражает обилием художе-ственных средств, многофигурностью и многоплановостью. Чтобы дети ярко представили себе всё, что изображает поэт, можно сразу же после Вашего чтения сориентировать их на создание иллюстрации. Для этого надо перечитывать текст вместе с учениками-читателями и помогать им представить себе улетающих птиц и гору, под которой растёт уже обна-жившийся лес, холодную чёрно-белую землю, неяркое, «сит­цевое» русское осеннее небо, облетевшие цветы в саду, гру-стные рябины... В этом разговоре ученики должны, естественно, находить эпитеты и сравнения, с которыми они познакомились во втором классе. Работа эта может быть групповой (6 групп работают над строфой) или парной.

Нужно обговорить с детьми композицию картины: на заднем плане - гора, в центре картины - домик с рябиной под окном, перед ним - сад, на крыльцо вышла, как нам представляется, девушка. Очень интересно обсудить, где и как изображать паучка. В литературном произведении он выглядит нормально, в кино можно «наехать» на него ка-мерой и изобразить крупным планом. А в живописи... Но, может быть, дети сумеют решить эту проблему.

Для учителя сообщаем, что в этом тексте много метафор, например: «холодный серый мрамор» - земля, «ситцевая занавеска небес», «стукнут пальчики дождя». Но мы не даём

7

этого понятия в начальной школе, поэтому только ищем в метафоре эпитеты.

Это стихотворение ещё интересно тем, что в нём много повторяющихся звуков, особенно «озвучено» четвёртое чет­веростишие, в нём звучит и гласный «у», и согласные «в», «т», «с».

Стихотворение С. А. Есенина можно отдать для самосто-ятельной работы учащихся, чтобы они нашли в нём эпите-ты и определили настроение, выраженное автором.

^ Уроки 7-8-й. Работа над картиной И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цели уроков: рассматривание и анализ изобразительно-выразительных средств живописи, «вхождение» в карти­ну, выполнение творческих работ.

В прошлом учебном году мы уже рассматривали репро-дукции картин художников и соотносили их с литератур-ными произведениями на ту же тему. В этом году мы будем заниматься в основном пейзажной живописью, соотнося картины художников с поэзией, изображающей разные вре-мена года, и более глубоко анализировать основные изобра-зительные средства художников: цветовую гамму, её воз-действие на зрителя, свет, микротемы, соотнесение переднего плана и фона и др. Наша главная задача, чтобы учащиеся осознали единую образную природу искусства и получили представление о специальных средствах, с помощью кото-рых создаётся образ в разных видах искусства.

В подготовке к урокам по анализу картин художников Вам поможет методическое пособие В. И. Воробьёвой и С. К. Тивиковой «Сочинение по картинам в начальных клас­сах» (М.: ACT, 2002).

Перед рассматриванием картины И. С. Остроухова луч-ше всего прогуляться с ребятами по лесу или парку, где они смогут наблюдать осенние изменения в природе: небо, землю, деревья, листья и т. д. Связь этого урока с преды-дущими выявится в первом вопросе, который можно задать учащимся: «Какое из стихотворений, изученных вами на

8

прошлых уроках, лучше всего соотносится с картиной ху-дожника И. С. Остроухова?»

Иван Семёнович Остроухов (1858-1929) родился в Моск­ве и в детстве очень увлекался живой природой. Позднее это увлечение соединилось с любовью к рисованию и от­крывшимися способностями к живописи. И. С. Остроухов, по сути дела, художник-самоучка: он брал уроки живописи, особенно дорожил советами И. И. Шишкина и И. Е. Репи-на. Наиболее известные его картины, кроме «Золотой осе-ни», «Первая зелень» и «Сиверко». Пейзажи И. С. Остро-ухова напоминают своим лиризмом и свежестью восприятия русской природы работы и манеру И. И. Левитана, но в них нет той печали и грусти, как в картинах этого художника.

Беседу по картине можно провести по следующим вопро-сам:

  1. Что изображено на картине, какой это период осени?

  2. Какие деревья изобразил художник? В какие группы они объединены? Какие ещё микротемы вы видите на кар-тине?

  3. Какие цвета преобладают в картине? Они близки по тону или контрастны?

  4. Какое впечатление производит цветовая гамма, подо-бранная художником? Назовите оттенки цветов, которые подбирает художник.

  5. Какое настроение вызывает у вас картина? Составьте словарь настроений (синонимов) к картине художника, её отдельным микротемам (старые клёны на переднем плане, молоденькие клёны, дубы в левой части картины, тропин-ка, сороки...).

  6. Как распределяется свет в картине? Как изображено небо? Почему?

  7. Чувствуется ли присутствие человека в картине ху-дожника? Кто оживляет этот уголок леса?

  8. Что вы можете рассказать об авторском замысле и настроении, с которым он писал картину, его отношении к природе?

  9. Обобщите всё, что вы увидели в картине художника, и расскажите о ней по следующему плану: тема картины;

9

её композиция; описание каждой микротемы картины, её содержания, цвета, настроения, которое она вызывает; ваше восприятие картины художника.

После беседы и пристального, подробного рассматрива-ния картины можно предложить детям на выбор три твор-ческих задания:

  1. Придумайте и разыграйте диалог сорок.

  2. Представьте себе, что вы идёте по тропинке в глубь леса. Расскажите, что вы там увидите, кого повстречаете, запишите свой рассказ.

3*. Продолжите стихотворение А. Г. Майкова «Осень»: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Восьмой урок может быть уроком-концертом, когда класс украшен детскими рисунками, а дети читают стихи об осе-ни и самые лучшие творческие работы.

^ I. Народные сказки (17 часов)

Урок 9-й. Вхождение в мир русской народной сказки

Цели урока: 1) введение учащихся в мир волшебной сказ-ки; 2) знакомство с прологом из поэмы А. С. Пушкина «Рус-лан и Людмила» и с восприятием знаменитого «Лукоморья» народной художницей Т. А. Мавриной.

В каждом нашем учебнике дети читали и изучали сказ-ки и уже многое о них знают. Но в этом учебном году они должны углубить свои представления о сказке, понять её роль в культуре народа и через сказку всмотреться в себя и свою жизнь. Кроме того, мы будем разбираться в строении сказки, выясним, что определяет сказочный сюжет и поче-му встречаются похожие сюжеты в сказках разных наро-дов, а также обобщим всё, что знают дети об особенностях языка сказок.

Продолжая работу над сказкой, учащиеся познакомятся с волшебными и бытовыми сказками, выяснят их особен­ности и, наконец, вооружённые всеми этими знаниями, бу-дут сочинять сказки сами.

10

Введёт учеников-читателей в сказочный мир А. С. Пуш-кин. Его пролог к поэме «Руслан и Людмила» - окно в этот мир, через которое можно не только его увидеть и разли-чить в нём отдельные фигуры, но и услышать чудную рус-скую народную речь. Чтобы и дети почувствовали и смогли передать в своём чтении эту речь, можно после знакомства с текстом «Лукоморья» предложить его прочесть вслух с по-мощью многоголосного чтения: первые 6 строк и последние 4 строчки читает 1-й голос, хором исполняются главные, акцентируемые строки: «...Там чудеса», «...Там Русью пах-нет!», а остальные читаются отдельными голосами, напри-мер «...там леший бродит» - один голос, «...Русалка на ветвях сидит» - следующий, и т. д.

Мы соединили пушкинский текст с иллюстрацией Т. А. Мавриной, поскольку нам видится абсолютное, орга-ничное слияние народного русского сказочного стиля художницы, которая иллюстрировала все сказки А. С. Пуш-кина, и «русского духа» его произведений. Татьяна Алек-сеевна писала о своём восприятии Пушкина, и дети после знакомства с текстом «Лукоморья» могут попытаться отве-тить на её непростые «детские» вопросы и подивиться её литературным открытиям.

«Не вспомнишь, когда выучила наизусть этот пролог к «Руслану», кажется, с ним и родилась. Сначала был Пуш-кин, потом уже сказки. Леший в лесу - по Пушкину, ру-салка над водой - по Пушкину, Баба Яга - тоже по Пуш-кину. И конец: «И там я был, и мед я пил» - конечно, придумал первый Пушкин, а потом взяли в сказки эти инте-ресные слова.

В «Мёртвой царевне» у него ещё лучше: Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Какие усы он обмочил, когда у него усов нет? И что это за мёд, который не едят, а пьют? Где это «там»? И что такое «русский дух»? Почему царевна тужит, а Кощей чахнет? Зачем королевич пленяет грозного царя? Какие такие чуде-са? Какой леший? И хорошо бы побывать там. Столько дет-ских вопросов, на которые я постаралась ответить под ко-нец своей жизни, делая обложку «Лукоморья».

11

Стихи меня надолго заколдовали. Они как заклинание. Заклинанием и должен быть пролог-присказка. Настойчиво сжатым, много в себя вмещающим - сказочный мир и «рус-ский дух».

Всё время идут повторения: «там чудеса...», «там ле-ший...», «там на неведомых дорожках...», «там королевич мимоходом...», «там ступа с Бабою Ягой...» - всё построено на этом утверждающем «там» неведомой географии. Повто-рением лучше достигнуть желаемое. Может, поэт приме-нил в «прологе» такой колдовской приём, желая нас поско-рее переселить в сказочный мир. И второй век по его воле мы с детских лет, с самого первого слова этого стихотворе-ния-заговора «У лукоморья», и последующих «там, там, там», и ходящим вправо-влево котом завораживаемся; и все лешие, русалки, богатыри приобретают таинственную ре-альность - где-то «там», и это «там» как бы в нас самих или рядом» (Т. А. Маврина).

Уроки 10-18-й.

Изучение волшебных сказок. Анализ сказок «Баба Яга»,

«Сивка-бурка», «Деревянный орёл», «Бой на Калиновом мосту»

Цель уроков: выявление и осознание детьми особеннос­тей волшебных сказок.

Прежде всего необходимо вспомнить особенности русских народных сказок, которые уже знакомы учащимся. Они скажут, что это вид устного народного творчества, что ге-роями сказок могут быть звери, люди и вообще фантасти-ческие существа, что сказка - сказывается. Говоря об осо-бенностях сказочной речи, необходимо добиться, чтобы дети сами поняли, отчего язык сказки так прост, лаконичен, почему в сказках имеются повторы, устойчивые выраже-ния, почему сказочные эпитеты постоянны, что это не при­знак бедности языка, а следствие сложности устного расска-зывания. Можно поиграть с ребятами в игру, похожую на «испорченный телефон», только передают в ней не слово, а небольшую историю. Побеждает та группа, которая сумеет передать историю слово в слово.

12

Дети разбиваются на группы и садятся цепочкой. Веду-щий каждой группы рассказывает небольшую историю пер-вому сидящему, тот передаёт её второму, второй - третье-му и т. д. Последний рассказывает историю вслух, а ведущий отмечает ошибки в рассказе. Конечно, никто не сможет пе-ресказать историю дословно. Но дети наглядно увидят, что происходит с текстом, когда его передают «из уст в уста», как трудно удержать в памяти точные и яркие слова и вы­ражения и как облегчают задачу рассказчика повторы, по-стоянные эпитеты и устойчивые выражения.

После повторения учитель может обобщить уже сказан­ное и добавить то, чего дети не знают, углубляя их пред-ставления об исторических корнях сказки. Например, можно сказать следующее:

«Как вы уже знаете, сказки сочинялись людьми очень давно, в те времена, когда человек искренне верил в чуде-са, считал, что мир населён, кроме него, другими живыми существами. Он думал, что природа, окружающая его, -живая, что каждый зверь, каждое дерево или цветок име-ют душу и разум, живут своей жизнью. Более того, наш прадед думал, что эта жизнь - общая, что с живой приро-дой можно общаться, что она может либо помогать челове-ку, либо мешать ему. Если он делает что-то не так, природа может гневаться на него, и гнев этот бывает страшным. Люди в те времена надеялись на чудесное вмешательство сил при­роды в дела человека, и всё это нашло своё отражение в сказках, которые сочинялись именно в то далёкое время. Надежда людей на помощь могущественных сил природы в добрых делах человека, на справедливость этих сил, на по-беду добра воплощается в счастливых концовках сказок, в обязательной победе над злом простого, но доброго и трудолюбивого человека. Поэтому все сказки заканчивают­ся хорошо, а главные герои их, незнатные и не очень кра-сивые, получают награду за свои добрые дела.

Почему у разных народов есть сказки с похожими чуде-сами или чудесными превращениями, например о Золуш-ке? Видимо, потому, что вера в подобное чудо, и не просто

13

в чудо, а в жизненную справедливость, всегда была у людей, у всех людей, независимо от того, в какой стране они жили.

Мы начнём читать с вами волшебные сказки. Почему они так называются, вы сами догадаетесь».

Методика работы над сказками традиционна для анализа эпического произведения и народной сказки: читаем, идём по сюжету вслед за автором, составляем сюжетный план, выходим на характеристику образов героев, помня, что в сказке характер героя определяется его поступками, форму-лируем главную мысль, то, чему сказка учит читателя и слушателя. Но в этом году, работая над волшебными сказ-ками, нам надо, чтобы дети увидели сами особенности вол-шебной сказки, и прежде всего её сюжета. Литературное развитие учащихся будет осуществляться, если самостоя-тельность детей будет возрастать от сказки к сказке. В орга-низации этой работы вам помогут наши вопросы и задания.

Один из виднейших филологов, исследователей русского фольклора и русской народной сказки, В. Я. Пропп, в сво-ей работе «Морфология сказки» говорит об особенности сюжетов волшебных сказок, их общей сюжетной основе:

«Действие начинается с того, что происходит какое-то несчастье и герой, чаще всего молодой человек, отправля-ется из дома. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели.

В пути он встречает волшебных помощников, это стари-ки или старухи, которые указывают ему путь, или живот-ные, которые в благодарность за помощь, оказанную им героем, помогают ему попасть в иную страну, «тридесятое царство».

Там он встречается с похитителем, происходит бой с ним, и герой, иногда с помощью волшебных помощников, по-беждает своего врага.

Затем он возвращается домой и награждается, чаще все-го женившись на своей избраннице».

Все эти повторяющиеся элементы сюжета ученики-чита-тели найдут во всех волшебных сказках, которые будут изу-чать в третьем классе.

Говоря о героях сказок, разбираясь в особенностях их изображения, надо обратить внимание детей на то, что их

14

внешность не изображается, а о характере каждого из них слушатель судил по поступкам. И награждался или нака-зывался герой в финале повествования в зависимости от того, на что были направлены его действия, искал ли он своей выгоды или действовал бескорыстно: спасал, помо-гал, выручал, стоял насмерть за правое дело. И по тому, кого коллективный автор народных сказок - русский на-род - награждал, а кого наказывал, можно судить о нрав-ственных ценностях нашего народа.

Главной особенностью изображения героев сказки явля-ется то, что «внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет его прекрасным. Это идеализиро-ванный герой. Его основное качество - бескорыстность» (В. Я. Пропп).

Анализируя особенности сказочной речи, надо обратить внимание учащихся на традиционные для сказки троекрат­ные повторения событий и другие повторы, постоянные эпи-теты, устойчивые сказочные слова и выражения.

Сказка «Баба Яга» относится к тем сказкам, в основе которых лежит «испытание девушки или детей. Сказки эти коротки. Испытание имеет место сразу после завязки. Мож­но сказать, что эти испытания не идут дальше испытания, награждения и возвращения» (В. Я. Пропп).

Образ Бабы Яги встречается во многих русских народ-ных сказках. «Яга - очень сложный и далеко не однознач-ный персонаж», - говорит исследователь. Героя-искателя она встречает недружелюбно, т. к. сама принадлежит не к человеческому миру, а к миру потустороннему, границы и вход в который она охраняет. Она пропускает только дос-тойных. В сказках с падчерицей Яга испытывает героиню и награждает её».

Анализируя сказку «Баба Яга», необходимо обратить внимание на сюжет: в нём необычный сюжетный поворот, когда рассказывается, как перед тем, как попасть к Бабе Яге, девочка побывала у своей родной тётки.

Традиционны в этой сказке образ молодой героини, от­сутствие описания её внешности, помощники, помогающие ей в благодарность за её доброту, характер героини, вы-

15

воды о котором ученики-читатели будут делать из её по-ступков. Характерен для народной сказки и финал, где на-казывается жадность, корыстолюбие, а награждается девоч-ка за её доброту, умение сочувствовать, трудолюбие. Так утверждает коллективный автор сказки эти народные нрав-ственные ценности.

В сказке «Сивка-бурка» нам особенно интересен Иван. Очень важно разобраться в образе любимого народного ге-роя, которого называют дураком, но которому в итоге всё удаётся и достаётся награда. Порассуждайте с детьми об этом. В работе над этой сказкой ученики-читатели должны быть более самостоятельны, ведь они давно уже изучают этот жанр эпоса и только что получили образец анализа волшебной сказки. При составлении плана и кратком пере-сказе сюжета сказки учащиеся легко найдут троекратное повторение событий и выражений и в то же время увидят, насколько полный текст сказки интереснее и ярче. Сказка богата подробностями, например описанием разношерстно-го коня или такими бытовыми деталями: «подкрался ду-рак на четвереньках...», «...аркан шею давит», «Братья его не скоро посторонились, так он их шёлковой плёткой хлест-нул» и т. д. Видимо, эта сказка создавалась позднее преды-дущей.

Работая над образами героев, дети убедятся в том, что в сказке нет портретов героев, а про красоту царевны сказано классическим сказочным выражением. Характеристику всем героям учащиеся смогут составить самостоятельно, надо только обратить их внимание на то, что дураком главного героя чаще всего называют именно его братья.

В сказочной речи этого произведения так много живых интонаций, язык её настолько богат, что стоит читать сказ-ку по ролям или сказывать. И можно предложить девочкам нарисовать красавицу царевну из этой сказки и одеть её в русский национальный наряд. (Мальчикам мы подобное задание дадим после изучения сказки «Бой на Калиновом мосту».)

Сказку «Деревянный орёл» мы выбрали для изучения потому, что в ней утверждается важнейшие для нашего

16

народа нравственные ценности: трудолюбие, уважение мас-терства рабочего человека, к сожалению, сегодня забытые.

(Чтобы не быть голословной, приведу такой факт. Я мно-го лет на первом уроке в каждом новом классе прошу уче-ников назвать в порядке убывания значимости нравственные качества, которые они ценят в людях. Если лет двадцать назад дети писали «трудолюбие», то сегодня никто не пи-шет этого слова. Никто.)

Анализируя эту сказку, дети должны прийти к выводу, что она, видимо, написана ещё позже, потому что в ней есть такие слова и выражения, такие подробности, особенно про винтик, которым можно управлять летающим орлом, какие не могли появиться в древние времена.

В сказке «Деревянный орёл» много действующих лиц, у неё очень интересный сюжет, поэтому домашнее задание может быть разнообразным, чтобы дети могли выбрать: со-ставить кроссворд по сказке, нарисовать свою иллюстра-цию к ней или комикс, приготовить чтение по ролям фраг-мента из сказки.

В сказке «Бой на Калиновом мосту» очень ярко и эмоци-онально и художественно выражена патриотическая идея, а также идея товарищества, братства, взаимопомощи и вза-имовыручки. Кроме того, в ней уже прослеживаются соци-альные мотивы.

Патриотическая идея выражена в сказке в словах цари-цы, которая говорит как русская женщина, думая не о себе, а обо «всех» людях, которых в плен взяли, и о земле Рус-ской, которую разорили. Она же называет Калинов мост «чистым», что делает его образом всей Русской земли, не зря ведь сказка заканчивается словами, выделенными крас­ной строкой: «Отстояли Калинов мост». Но сегодня очень важна мысль сказки, что победил врага родины, змея лю-того, именно Иван - крестьянский сын.

Эту сказку можно предложить прочитать дома и подго-товить к пересказу. Думается, учащиеся сами предложат Вам сначала составить план, ведь они уже знают, что с его помощью легче пересказывать произведение. Материал сказ-ки способствует обобщению всего того, что мы говорили о сюжете и об особенностях сказочного сюжета.

17

Урок можно начать с того, что несколько учеников будут по очереди сказывать сказку, каждый - по одному смыс­ловому фрагменту. Затем можно проводить по материалу фрагмента беседу, выясняя после первого пересказа, напри-мер, что Иван - сын чернавки, беднее своих братьев сна-ряжен, после второго - осмыслить обращение царицы к сыновьям о защите земли Русской и т. д.

Интересно проследить за тем, как меняются социальные роли братьев. Сначала главным является Иван-царевич, но он только на словах главный, а не на деле. Победителем змея окажется именно Иван - крестьянский сын. Обсуж-дая причины такого различия братьев, можно выйти с деть-ми на проблему воспитания детей в царской, богатой, семье, и в трудовой, крестьянской.

Очень интересна композиция сказки, троекратные повто-рения сюжета и выражений. Всё это учащиеся отметят сами и докажут текстом, сохраняя в своём пересказе, а значит, запомнят. А подробности в этой сказке ещё более красоч-ные, превращающиеся в художественные детали, помогаю-щие чётко и ярко представить себе картину, например: «...змей глаза протирал, брови прочищал...» Язык сказки, речь героев богаты эмоционально яркими выражениями. В качестве домашнего задания можно предложить нарисо-вать главных героев сказки в их боевом вооружении, а ге-роинь - в костюмах, соответствующих их положению в обществе.

Восемнадцатый урок посвящается обобщению всего того, что дети узнали о волшебной сказке. Они вспоминают про-читанные ими сказки и самостоятельно доказывают, что каждая сказка может быть названа волшебной. На этом уроке возможна групповая работа.

^ Уроки 19-22-й. Изучение бытовых сказок

Цель уроков: формирование представлений учащихся о своеобразии бытовых сказок в процессе их изучения.

Если в изучении волшебных сказок мы шли дедуктив-ным путём: об общего к частному, ведь дети в вашем рас-

18

сказе получили в виде обобщённого знания представление об особенностях волшебной сказки, а потом во время рабо-ты над текстом находили эти особенности сами, то особен­ности бытовой сказки они должны вывести сами.

Перед чтением сказки «Дочь-семилетка» поставьте пе-ред учащимися следующие вопросы (причём в сильном клас-се можно ограничиться только первым):

  1. Можно ли назвать эту сказку волшебной? Какие чер-ты волшебной сказки вы будете искать?

  2. Кто герои сказки? Есть ли среди них фантастические существа?

  3. Как побеждают герои своих противников? Есть ли у них волшебные помощники?

  4. Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

  5. Зачем сочинялись сказки?

  6. Какие особенности сказочной речи вы будете искать?

Урок по сказке «Каша из топора» можно начать с её ин-сценирования и после этого побеседовать в русле ключевой проблемы.

Бытовые сказки, их сюжеты, поступки главных героев убеждают читателя, может быть, ярче, чем все другие сказ-ки, в необходимости в жизни активного действия, учат на-деяться на собственные силы и ум.

Мы воспользовались работой над бытовыми сказками, чтобы повторить с учащимися пословицы, поскольку они являются обобщением многочисленных случаев жизни на-рода.

^ Уроки 23-24-й. Знакомство со сказками других народов мира

Цель урока: восприятие национального колорита и ха-рактера другого народа по японской и американской сказ-кам.

Изучая народные сказки, особенно в сегодняшней ситуа-ции, мы через литературу можем открыть детям окно в мир, познакомить их с устным народным творчеством других народов, тем более что художественное произведение, осо-

19

бенно народная сказка, просто и верно изображает своеоб-разие народной души.

Мы выбрали для знакомства очень интересные и непохо-жие страны: Японию и США.

Работая над японской сказкой «Земляника под снегом», дети наверняка вспомнят, что они уже читали сказки с по-хожими сюжетами и героями: о злой мачехе, её родных дочерях и бедной падчерице. Кроме того, кто-то из ребят, наверное, читал или видел мультфильм по сказке С. Я. Мар-шака «Двенадцать месяцев», где обыгрывается сюжет с найденными падчерицей зимой подснежниками. А в ста-ром дедушке с белой бородой из японской сказки можно узнать нашего Деда Мороза. Дети сами смогут объяснить возникновение у разных народов похожих, «бродячих» сю-жетов, поскольку похожи жизнь людей и их проблемы.

Американская сказка очень ярко рисует характер наро-да спокойного, добродушного, склонного пошутить, посме-яться. Причём шутит Кролик, т. е. заяц, а объекты его шу-ток - Лис, Волк и Медведь. А Матушка Медоус и другие «леди» ведут себя так же, как и наши русские, да и, навер-ное, любые девочки: они любопытны, смешливы и, когда им страшно, взвизгивают. Так что между народами разных стран и жизнью людей в них больше общего, чем различно-го, а значит, мы всегда можем жить в мире и, если нужно, договориться.

Нам кажется, что ученики сами увидят, что первая сказ-ка - волшебная, а вторая - бытовая. Можно этот вопрос задать детям как вопрос для контрольной работы.





оставить комментарий
страница1/3
Дата17.10.2011
Размер0,82 Mb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх