Стенограмма пленарного заседания международного форума музееведов icon

Стенограмма пленарного заседания международного форума музееведов


Смотрите также:
Пресс-клипинг основных публикаций По итогам пленарного заседания Международного делового форума...
Упоминание Студенты спбгу смогут наблюдать в режиме on-line трансляцию пленарного заседания...
Программа пленарного заседания форума...
Программа пленарного заседания форума...
В. И. Васильев : Добрый день, уважаемые члены Совета, руководители гувд и приглашенные лица!...
Заседание инновационного форума «Конкурируя за будущее сегодня»...
Список литературы Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. Арнольд В. И...
Программа конференции предусматривает проведение пленарного заседания и работу круглых столов...
Программа 9-го Международного Славяно-Балтийского научного форума "Санкт-Петербург Гастро-2007"...
Программа 9-го Международного Славяно-Балтийского научного форума "Санкт-Петербург Гастро-2007"...
Стенограмма двадцать третьего (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил...
Стенограмма шестнадцатого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн)...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


СТЕНОГРАММА

пленарного заседания международного форума музееведов

«Музей как феномен истории и современности»


Дата и время проведения: 18 мая 2011 г. 10.00 час.

Место проведения: гостиничный комплекс «Думан»,

2 этаж, конференц-зал «Парламент»


Собравшихся участников и гостей форума приветствует модератор форума -д.п.н., директор Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен» Муналбаева Умитхан Дауренбековна.

Модератор: Здравствуйте, дорогие гости, участники форума, те, кто видит нас в прямом эфире! Для нас этот год особенный, поскольку мы отмечаем 20-летие Независимости Казахстана. Сегодня Международный День музеев. Именно в этот день двери всех музеев мира будут открыты и встречать посетителей. Казахстанские музеи, в частности, «Карта Казахстана «Атамекен» присоединяется и поддерживает эту традиционную международную акцию и мы рады приветствовать вас на Международном форуме музееведов «Музей как феномен истории и современности», посвященного 20-летию Независимости РК и 10-летию Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен» (Аплодисменты). Разрешите поздравить вас, пожелать успехов сегодняшнему форуму. Я думаю, что мы сегодня со всем миром празднуем и открываем двери для наших посетителей, чтобы они соприкоснулись с историей, показать, что суверенный Казахстан имеет такие же достижения, как и многие другие развитые страны. Сейчас я представляю вам наших гостей, которые прибыли из наших соседних стран и государств: представители России, Белоруссии, Турции. Я горячо вас приветствую, благодарю вас за то, что вы сегодня с нами.

На нашем форуме присутствуют музееведы республики, всех областей, представители ведомственных музеев - МВД, вузов, школьные музеи, их руководители, также присутствуют наши коллеги, с которыми мы постоянно соприкасаемся в совместной деятельности. Это педагоги, библиотечные работники, также мне хочется представить наших уважаемых гостей, которые сидят в Президиуме. Карибжанова Роза Самидолла қызы – заместитель Председателя Комитета культуры Министерства культуры РК, Кокумова Камиля Кобековна – начальник отдела по охране исторических и культурных памятников Государственной инспекции при управлении культуры г.Астаны, деятель культуры РК, с удовольствием представляю вам Бахытхан Камаловну, которую вы все знаете – крупный ученый, заслуженный деятель культуры РК, преподаватель кафедры Санкт-Петербургского университета профсоюзов наш основной докладчик. Разрешите считать наш форум открытым. (Звучит гимн).

Модератор: Уважаемые дамы и господа, гости! Сейчас в on-line режиме выступит вице-министр культуры РК господин Бурибаев Аскар Исмаилович.

(Звучит видеопоздравление вице-министра).

^ Бурибаев Аскар Исмаилович - вице-министр культуры РК:

Дорогие друзья! От всей души поздравляю с Международным Днем Музеев! Более 30 лет в 150 странах мира отмечается этот праздник. Для нас важна ваша работа, вы храните культурные традиции страны, истории и делаете очень большое благородное дело. Хочу пожелать вам от всей души здоровья, терпения, бодрости духа, чтобы вы нашли в себе силы и показали всю историю нашей древней страны во всем ее многообразии и чтобы мы гордились нашими музеями. Я уверен, что форум пройдет с большим подъемом, будет очень интересно, всем больших успехов и творческого вдохновения. Еще раз поздравляю!

Модератор: Спасибо, Аскар Исмаилович за теплые слова поздравления. Я с удовольствием предоставляю слово Карибжановой Розе – заместителю Председателя Комитета культуры Министерства культуры РК.

^ Карибжанова Роза Самидоллаевна - зам.пред.Комитета культуры Министерства культуры РК:

Дорогие коллеги, дорогие участники форума, гости! От имени Министерства культуры и культурного сообщества Астаны поздравляю вас с Международным Днем музеев! Надо отметить, что проходящее сегодня мероприятие имеет важное значение в жизни нашего народа, поэтому от имени Министерства культуры мы хотим выразить благодарность организаторам форума – коллективу Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен» и лично директору Муналбаевой Умитхан Дауренбековне.

Дорогие гости, участники, музееведы, работники культуры! Я рада приветствовать вас на этом форуме. Этно-мемориальный комплекс «Карта Казахстана «Атамекен» в лице ее директора, при поддержке столичного коллектива акимата проводят очень большую работу и сегодняшний форум является доказательством этой большой инновационной, стратегической работы комплекса и хочу сказать, что в год 20-летия Независимости РК у нас проводится очень много культурных мероприятий. Если быть абсолютно точным, то на этой неделе проходят заседания министров ЕвразЭС, стран членов ШОС, фестиваль искусств народов ШОС и фестиваль культуры народов ЕвраЗЭС. Сегодня кроме наших международных гостей, которые присутствуют на нашем форуме, в Астане находится еще 200 человек из стран ЕвраЗЭС и ШОС во главе со своими руководителями – министрами и вице-министрами культуры. Поэтому я думаю, что наша культурная неделя началась очень удачно, поэтому я желаю нашему форуму хорошей работы. Вы знаете, что делается большая работа по укреплению нормативно-правовой базы, за последние 2-3года принято почти 15 нормативно-правовых актов в сфере музейной работы. Это и постановления правительства и изменения в Закон о культуре РК, проводится укрепление материально-технической базы музеев, большая просветительская, научно-исследовательская работа, в рамках программы «Мәдени мұра» проводится презентация наших достижений за рубежом и в стране. Поэтому очень много нерешенных задач, проблем которые должны получить стратегическое видение. Поэтому от наших гостей и участников ждем новшеств, предложений, которые Министерство культуры обязательно рассмотрит и будет продвигать в жизнь в рамках своей компетенции как уполномоченный орган. Конечно же за всеми этими мероприятиями стоит музейный работник – это вы, поэтому я вам желаю большого творческого успеха в вашем труде, удачи, семейного благополучия и планы, которые вы ставите перед собой были реализованы и хотелось бы зачитать приветствие Министра культуры участникам нашего форума. (Зачитывает приветственный адрес Министра культуры РК)

^ Текст приветственного адреса Министра культуры РК Кул-Мухаммеда Мухтара Абрарулы :

Уважаемые коллеги! Примите самые искренние поздравления в связи с Международным Днем Музеев! Последние 34 года 18 мая отмечается как праздник музейных работников более чем в 150 странах мира, в том числе и в Казахстане. Посредством музея наше Отечество выражает свое уважение историко-культурному наследию. Собирая и храня историко-культурные ценности вы ведете большую научно-просветительскую, образовательно-воспитательную работу, максимально используя потенциал с применением инноваций. Благодаря вам национальное достояние Казахстана находится в надежных руках. В этот знаменательный день искренне желаю вам творческих успехов, крепкого здоровья, и бодрости духа.

Министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед.

(Аплодисменты)

Модератор: Большое спасибо Министерству, лично Министру за такое внимание к нашему форуму и нашему профессиональному празднику – Дню музеев! Я с удовольствием хочу предоставить слово представителю управления культуры г. Астаны.

^ Кокумова Камиля Кобековна - начальник отдела охраны культурных и исторических памятников Государственной инспекции при управлении культуры г.Астаны:

Уважаемые дамы и господа, музейные работники! Разрешите поздравить вас с Международным Днем музеев! Ваш сегодняшний праздник проводится в особенное время, т.к. мы отмечаем День музеев в столице, в Астане. Этот праздник еще продолжится. Через вас наше молодое поколение узнает прошлое народа, его настоящее и будущее. Вы особенные люди и то, что вы делаете, это работа будущего. Поэтому желаем вам больших успехов, счастья в личной жизни. Думаю, что мы еще неоднократно встретимся в Астане, пусть все будет легко в вашей работе, чтобы вас всегда понимали, работа с молодым поколением приносила вам больших успехов.

Модератор: От имени Генерального секретаря национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Республике Казахстан слово предоставляется Утегеновой Асель Еркеновне.

^ Утегенова А.Е: Уважаемые участники форума! Для меня является большим удовольствием и честью приветствовать вас на открытии международного форума музееведов.

Прежде всего разрешите поздравить организаторов с проведением этого мероприятия, направленного на популяризацию культурного наследия. Символично, что 10-летие «Атамекена» совпало с 20 летием празднования Независимости Республики Казахстан. ЮНЕСКО - это организация, которая придает большое значение деятельности стран- участниц в области преумножения и сохранения культурного наследия. Комиссия по делам ЮНЕСКО всегда оказывала и будет продолжать оказывать поддержку инициативам, продвигающим интересы страны в сфере культуры и повышающим интерес к вопросу со стороны общества. Нам отрадно, что на призыв проведения мероприятия откликнулись соседние страны. Необходимо и в дальнейшем продвигать такое сотрудничество, позволяющее сблизить наши культуры. Хотела бы отметить, что по инициативе нашей страны, ЮНЕСКО в 2010 году был проведен международный год «сближения культур», в рамках которого по всему миру странами-участницами ЮНЕСКО были проведены тысячи мероприятий. Необходимо продолжать работу в таком направлении, ориентированном на устойчиве развитие всех государств мира и продвигающим диалог культур и цивилизаций.

Дамы и господа! «Казахстан Карта «Атамекен» вызывает у казахстанцев не только чувство уважения и восхищения перед родной землей, но несомненно привлекает к взаимодействию зарубежных партнеров. Побывав здесь, невозможно не оценить потенциал нашего государства и перспективность сотрудничества с ним. От имени национальный комиссии по делом ЮНЕСКО примите наши искренние пожелания эффективного развития, благополучия и процветания всем участникам, гостям и организаторам сегодняшнего мероприятия. Благодарю за внимание!

Модератор: Искренне благодарим за столь высокое внимание к нам, музееведам, именно ЮНЕСКО, которая много внимания уделяет культуре.

К нам пришло ряд телеграмм от чрезвычайных и полномочных послов, аккредитованных в Республике Казахстан. (Модератор зачитывает текст поздравительных телеграмм). С большим удовольствием хочу предоставить слово Оразымбетовой Б.К – нашему основному докладчику.

^ Оразымбетова Бахытхан Камаловна - заслуженный деятель культуры РК:

Здравствуйте! Поздравляю с нашим днем!

Для музееведов это в первую очередь ощущение нашего дня рождения, потому что для тех людей, кто посвятил себя самой интеллигентной профессии в мире, работать в музейной среде – это высокое значение. Наши предки всегда говорили «Жақсы жерге жатсаң, жақсы түс көресің», я думаю, что нам, музееведам, должны сниться только духовные и нравственные сны. Я с 1978 года стала работать в туризме, закончив курсы бюро путешествий, стала знакомить всех людей с нашим городом, с Алматы. В 1991г., когда произошел распад СССР, я пришла работать в Центральный Государственный Музей РК. Когда мы выходим на людей, это всегда стресс – это стресс не только положительных эмоций, это переход энергии. Как быть стрессоустойчивым, как обладать собой и вместе с тем не переиграть? Дать то самое сокровенное, искреннее бывает всегда очень трудно.

Я хотела бы в первую очередь поделиться именно опытом экскурсионной работы и остановиться на тех тезисах культурно-образовательной работы, которую нам приходиться делать. «Казахстанско-туристская ассоциация» работает в этом направлении и мы каждый год при ней готовим экскурсоводов, менеджеров туризма, готовим гидов-переводчиков, которые должны рассказать о нашей земле, о нашей истории.

Музеи обретают черты общества, в котором они живут. Насколько мы нужны обществу, настолько мы имеем духовность. 90-е годы были очень трудными: распад СССР, формирование новых ценностей привели к тому, что многие решили, что мы должны отказаться от того, что было. Нет, мы не должны отказываться. Преемственность является основой, поэтому я хочу сказать о самом сокровенном. Как точно заметил великий Абай: «Человек не плох, а плохо то общество, в котором он живет». Посмотрите, что мы делаем, что происходит вокруг. Алматы – красивейшей город, но не стало порядка на улицах Алматы, городской культуры и многие люди не виноваты, что попав в большой город, они не знают элементарных правил культуры поведения. Но нас же учили, наши родители говорили и люди гордились принадлежностью к городской культуре и поэтому я хочу сказать, что ценностям не учат, ценности переживают. Ценности переживаются в семье, когда дома говорят и дети это понимают. Ценности переживаются в школе, в музее. И хочу сделать акцент на том, что мы ничего не делаем для души, поэтому нужно ходить в музей. Музей – это высшее пространство духовности и соборности, которое для нас необходимо, каждый раз, не от случая к случаю.

Когда я работала в Центральном Государственном музее - была массовая работа, и вместе с тем считали, что дети от 4 до 7 лет не являются публикой, а как сказал наш великий педагог А.Байтурсынов: «Если не лелеять детей, кто же будет лелеять народ?» Поэтому, прочитав великих психологов и педагогов я поняла, что мы не должны упустить детей от 4-7 лет. Это дети старших, подготовительных групп детских садов. Если мы не будем привлекать их в музей, какую же музейную публику мы будем иметь потом? С детьми этой группы нужно работать очень щадяще. Это самая трепетная группа, их нужно воспитать патриотичными, духовными, любящими такое государство, как Казахстан. И мы начали с таких программ, которые мы назвали «Молчащие экскурсии», где дети должны были больше смотреть, видеть, запоминать мир предметов. Акцент мы сделали на следующем: «Какую роль играет музей в звене учреждений культуры?» А это театр, цирк, шоу – программы и дети понимали, где и как себе вести. Мы рекомендовали опытным методистам детских садов приводить детей в музей 4 раза в год, чтобы эмоции и впечатления у них развивались дальше. У детей очень развито воображение. Этот трепет познания родной земли мы должны перевести в новое состояние.

Затем, когда дети учатся в начальных классах, мы с большими уважением, работая с ними понимали, что для детей, как говорил К.С.Станиславский «нужна игра также, как для взрослых, но еще лучше». Ни в коем случае нельзя переигрывать. Они прекрасно понимают, насколько мы искренне. При проведении анкетирования, в графе «Ваша половая принадлежность», один ребенок написал – «детский». Каждый из нас был ребенком, но об этом не помнит, но мы должны помнить это. Мы тогда еще не знали Вацловой, Юхневича, но когда мы узнали их, то оказывается мы шли по правильному пути, мы не должны никому подражать, а работать в местных региональных условиях в краеведческом аспекте. И сегодня, читая курсы «Краеведение», «Теория и методология экскурсоведения» понимаешь, что надо любить свою землю, если не будет любви к малой родине, не будет любви и к большой родине. Трепетная любовь к месту, где ты живешь – это является основой в музейном пространстве.

В прошлом году я побывала в Китае и видела уникальные проекты. В Китае говорят: « покажи мне молодость и я расскажу будущее твоей страны» Музеи должны работать как никогда. Музеи прошли очень сложную эволюцию. В первую очередь они были идеологизированными. Затем это была политизированная модель – при этом наше лучшее, что много нам дало. Затем это информативная модель и сегодня мы перешли на коммуникационную модель культурно образовательной деятельности. Что такое коммуникация? Коммуникация – это общение. Наши предки умели проводить праздники так, что целый год люди потом вспоминали, как этот праздник был проведен, какие духовные истоки они почерпнули с этого праздника. Затем мы эту программу провели на работу со старшеклассниками. Причем с ними нужно проводить исследовательский метод работы. Важно, чтобы они знали причинно-следственный характер истории. Обратите внимание, почему истории боятся даже больше высшей математики. На самом деле это история, прожитая нашим народом. Это история, прожитая каждой семьей и в этом отношении евразийский канал в этом году дал великий пример, организовав ко Дню Победы акцию «Правнуки победы», когда правнуки рассказывали о подвигах прадедов. Это получается не забытая история, это история реальная.

Следующий аспект, на котором хотелось бы остановиться этнос приоритет студентов, т.к.студент - это будущее нашего государства. Мы работаем со студентами интеллигентных профессий: это культурологи, искусствоведы. Это предназначение бога работать в интеллигентных специализациях и мы с ними работаем по универсальным программам. В основе работы с ними мы используем 3 принципа: понимать, знать, уметь. Если студент понимает музейную культуру, если он знает музейный айсберг, то он знает, что такое музейный предмет. Мы можем видеть атрибуцию предмета «Слепой курице все зерно» - говорит наш народ. И действительно, как научить людей даже интеллигентных профессий видеть значимость этого экспоната в экспозиционном комплексе? Затем мы понимаем, что именно эти студенты могут стать нашими волонтерами. Поэтому нужно делать программу не только для студентов интеллигентных специализаций, но и для студентов технических вузов, например, для студентов технического университета им.К.И.Сатпаева. Когда У.Черчлль спросил его: «А что, все казахи такие высокие?» он ответил: «Я не выше своего народа». Сегодня нам нужны такие люди, которые скажут, что они не выше своего народа, они не выше своих истоков. Они живут в них, они несут эту высокую мораль казахского народа. Когда мы говорим о студентах этих технических специализаций, мы говорим о всесторонности образования и взгляда на жизнь.

В 90-м году нам впервые пришлось работать в условиях протокола. За эту тяжелую жизнь мне пришлось проработать с представителями более 100 государств мира и я считаю это подарком судьбы. Особо хотела бы отметить работу с Патриархом Всея Руси Алексием II. Протокол всегда указывал, как мы должны войти в ритм и ничего более, то есть экскурсовод и музейный работник оказывался в роли мавра: сделал свое дело и мавр может умереть. Но я думаю, что мы должны в трудностях находить себе достойное место. Интересная работа была с принцем Великобритании Чарльзом. Посольство Британии демонстрировало педантизм и снобизм, но мы должны были войти в эту программу и рассказать экскурсию достойно и нашли то, что называется в туризме и в экскурсоведении «прием общего знакомого». В результате сегодня в Британском музее находится лучшая коллекция по этнографии из Алматинской области. Такие протокольные встречи очень важны для нас, когда мы учимся у людей других стран и понимаем, что быть у всех на виду и всегда на высоте – это сверхмера, это огромное напряжение каждого дня. Одной из интересных работ была работа с Президентом РК Н.А.Назарбаевым. Мы как раз встречали Цзян Цзэ Миня в Центральном Государственном музее. Наши экспозиционеры сделали прекрасную выставку, которая называлась «Китай – вчера, сегодня, завтра». Мы рассказывали о династиях Китая, что мы о них знаем. И когда я привела пример, что пяти тысячелетняя цивилизация Китая была самой прогрессивной, вдруг Нурсултан Абишевич Назарбаев спросил: «Чем она была прогрессивна?», то я ответила, что у него было два достоинства – он умел выслушивать критику и на ответственные посты ставил только профессионалов. В это время китайцы изобрели порох, бумагу. Я думаю, что каждая такая работа позволяла нам примерять одежду другого государства, их интерес и их присутствие на нашей земле, поэтому протокольная работа является очень сложной. И вот сегодня здесь находятся все деятели культуры, я поддерживаю резолюцию форума о создании ассоциации музееведов, это очень верно. Но при этом совете должен быть методический центр, который должен иметь образовательные стандарты менеджеров от культуры, менеджеров туризма, менеджеров экскурсионного дела, потому что вариться в собственном соку не всегда хорошо.

Несколько слов хотелось бы посвятить самой щемящей работе в жизни наших музеев – это работа с детьми –инвалидами. Дело в том, что долгое время считали, что музей – это только для здоровых людей, для тех, кто может передвигаться в музейном пространстве. Но посмотрите, сколько детей вокруг, которые не такие как мы, поэтому бережное отношение к ним, это и есть сохранение нашей духовности. Это необходимо делать, поэтому программа «Алтын қол», направленная на решение этого вопроса, является очень необходимой. Российкий музей Санкт-Петербурга имеет прекрасные образцы арт-педагогики, работая в этом направлении. Я также хотела бы обратить внимание на то, что оценку нашего труда, оценку музея, культурно-образовательной деятельности мы не получим сразу, в одночасье. Но когда человек уже станет специалистом и вспомнит, какой музей на него повлиял, я думаю для этого стоит жить, двигаться и делать то, что называется музеем. Я также хотела бы сказать о том, что приоритеты культурно-образовательной работы каждого музея должны стоять в трех аспектах: «Что делает музей, как он делает и для кого он делает». Потому что были такие примеры, когда Государственный музей изобразительных искусств под руководством И.А.Антоновой начинал свою коллекцию в Петербурге, а музей не стал посещаемым и постепенно эта коллекция не стала привлекательной. Поэтому все, что мы делаем, мы делаем для людей, все остается людям. Вам, самым дорогим, самым близким мне по духу людям, большого здоровья, большого уважения к своей специальности. Я хочу поблагодарить Умитхан Дауренбековну – собрать людей, чтобы мы просто в глаза друг другу посмотрели, поделились – это очень сложная работа. Я хочу Вас поблагодарить. Огромное спасибо вам, что вы сегодня здесь в Астане, потому что это сердце нашего государства. И когда великий Абай создал идею евразийства, он сказал: «Богом был создан восток, запад создал также Бог». И мы должны жить вместе и нести человеку божественное, а не человеческое в нем, вот в этом сверх миссия каждого музея. Большое спасибо. Я хотела поделиться моим личным, потому что аспект этой работы огромен и сегодня я продолжаю работать в этом направлении. Вот Музей Первого Президента пригласил меня на два мастер-класса, вы вчера слушали наших девочек-экскурсоводов и многие из вас оказывается оценили их работу. Это приятно и вот этот невидимый труд, который мы делаем каждый день, выходя на людей, вот в чем наша трудность, потому что быть у всех на виду, всегда на высоте – это очень трудно, это большое самообладание. Всем желаю большого здоровья, пусть вас любит Бог, потому что такая профессия как наша должна быть защищена. Мы служим людям. Рахмет!

Модератор: Еще раз хочется искрение поблагодарить Бахытхан Камаловну, которая сегодня рядом с нами и мне приятно, что ее доклад вам понравился, чувствую это. Спасибо Бахытхан Камаловне, успехов вам! Важным направлением нашей музейной деятельности является межкультурное взаимодействие, информационный обмен между различными социальными общностями, сообществами, этносами, территориальными и иными субкультурами, поэтому не зря мы сегодня имеем среди нас уважаемых гостей из дальнего и ближнего зарубежья. Я с большим удовольствием хочу предоставить слово директору музея «Топкапа Сарай» Юсуфу Бенли –бею.

^ Бенли Юсуф - директор Музея «Топкапа Сарай»: 100 лет назад в Турции во время Османской империи были созданы два государства. Первое Османлы, а второе в Анадолы. И с этого времени в Турцию вместе с Фетих Ахмед Пашой было внесено понятие музей и музейное дело. Анадолы и Осман хранят в себе 12 000-летнюю историю на турецкой земле музейное дело начинается с этого же времени. И сегодня мы хотим Вас познакомить с музеем «Топкапа сарай», который находится в Стамбуле. Мы хотим представить вам отдел военного оружия. Вместе со Стамбулом в 1460 году был построен этот Сарай. Сначала «Топкапа Сарай» был построен в виде кургана. И там были надписи: 1) «Султан - тень Аллаха на земле», 2) «Эта дверь для тех, кто боролся за Стамбул». В кургане были две двери. Первая дверь это та, через которую могли войти только воины. А вторая дверь состояла из двух ворот. Там был большой сад, где проводили собрания. В сарае работает около 5000 человек. В музее есть огромный зал, сейчас там идет реставрация. Это подарок от греческого государства. Во время Османской империи там сидели подчиненные падишаха. И падишах видел с высоты, что делают подчиненные. И еще были комнаты для служащих этого замка, комнаты отдыха. Здесь было место для выборов падишаха, во время которых избранного падишаха поднимали на белой кошме, так же как и у казахского народа. Каждый раз перед войной все собирались в этом зале и вместе с падишахам отправлялись на войну. Общая площадь дома падишаха 80 000 кв.метров. Внутри Сарая есть 360 комнаты, 6 бань и 2 больницы. Когда падишах возвращался с войны он ходил по золотым дорожкам, которые вели в дом. Там же была комната матери падишаха. Здесь падишах проводил время со своей семьей. В данное время в этом зале идет реставрация. «Топкапа Сарай» определяется своими необычными орнаментами. В этом сарае есть большой сад и библиотека. В библиотеке Ахмета был сохранено около 28 000 книг и еще самое главное там есть комната, где хранятся вещи пророка аллаха Мухаммеда.

Модератор: «Топкапы Cарайы»-өте керемет мұражай, мен өзім ол мұражайда болғанмын және онда тарих өте жақсы сақталған. Осы бүгінгі форумға қатысушыларды, біздің мұражай қызметкерлерін Стамбұлға шақырып, көрсетуге дайынсызба?

^ Бенли Юсуф: Алдымыздағы жылда бұрын мұражай күндері бір апта тойланушы еді, қазір бір күн тойланатын болды, бірақ алдымыздағы жылдарды Қазақстан Азия мемлекеттерімен мәдениет және мәдениетаралық бір проектымыз бар, сол проектіге қатыстырып, осы жерде отырғандардың бәрін шақыруымыз мүмкін. Неге шақырмасқа?

Модератор: Үлкен рахмет. Я думаю, сегодня вы еще пообщаетесь с господином Бенли, обменяетесь адресами, визитками. Я думаю мы сможем посетить прекрасный музей. Большое спасибо. Одной из главных целей нашего форума является содействие и консолидация музейного сообщества, обсуждение актуальных проблем в области музееведения. За последние годы музеи Казахстана значительно обновили свои экспозиции. Сейчас я с удовольствием хочу представить заместителя директора Карагандинского областного историко-краведческого музея Тебаеву Зауреш Амантаевну. Уникальнейший музей, случайно я узнала об их истории, он совсем не большой, но с очень самобытной историей. Скажу честно, нам пришлось убеждать директора, чтобы этот музей приехал к нам, т.к. он достоин внимания. Поэтому я хочу, чтобы вы познакомились с этим музеем, увидели и посетили его в Караганде.


^ Тебаева Зауреш Амантаевна - зам. директора историко-краеведческого музея Карагандинский области:

Кайырлы кун! С момента установления статуса суверенитета и независимости, Казахстан встал на путь самостоятельного развития и естественно возник интерес и необходимость всестороннего глубокого и подлинного изучения его истории. Одним из новых эффективных форм изучения, пропаганды богатейшего исторического наследия прошлых эпох стало создание в Карагандинском областном историко-краведческом музее зала компьютерной анимации и реконструкции древнего населения Казахстана «Лики предков». Экспозиция зала дает возможность наглядно проиллюстрировать этнические процессы, приведшие к складыванию физического облика казахов. Экспозиция, созданная в Карагандинском областном историко-краведческом музее по праву может считаться уникальной в своем роде как в Казахстане, так и за рубежом. В основу его экспозиции положена реконструкция лиц реальных людей, живших на всей территории современного Казахстана в XVв.до нашей эры по XVв. нашей эры. Облики восстановлены в лаборатории пластической реконструкции Московского института этнологии и антропологии им. М. Герасимова в соответствии с методикой, разработанной профессором антропологии М.Герасимовым. Кроме метода структурной реконструкции, Герасимов предложил метод графической реконструкции, использованный в данной экспозиции. На телеэкранах после краткой характеристики той или иной исторической эпохи можно увидеть портрет древних жителей Казахстана. Оживление благодаря компьютерной анимации выполнены учеными Караганды. В образе древних жителей , воспроизведенных на экране , мы узнаем о том, как они жили, что их волновало, каким богам они поклонялись. Экспозиция зала построена по принципам хронологического среза, охватывающим более 4.000 лет из истории Казахстана, начиная с эпохи бронзы и золотого раннего средневековья. Экспозиция названа «Лики предков», т.к. через лицо людей наглядно демонстрируется сложный многогранный процесс этногенеза казахского народа, в формировании которого приняли участие ряд самых древних этносов, принадлежащих двум расам: европеоидной и привнесенной монголоидной. Зал «Лики предков» в полном объеме используется посредством тематических экскурсий, лекций, бесед, познавательных и интерактивных уроков для учащихся и студентов. Экспозиция зала представляет очень большой интерес и для иностранных гостей и туристов, отличаясь доступностью информации, демонстрируя уникальные казахстанские археологические памятники и находки. Кроме того, экспозиция «Лики предков» основана на уникальной методике подачи информации, открывая тем самым широкие перспективы для Отечественной науки и культуры и несомненно благодаря этому дает огромную научную, познавательную и культурную ценность. Оригинальная методика реконструкции лиц с помощью компьютерной графии позволила открыть совершенно новую страницу в музейном деле и популяризации древней истории Казахстана, что способствует формированию культурных ценностей у казахстанцев и бережному отношению. Сейчас будет продемонстрирована одна из исторических эпох- раннее средневековье, эпоха тюрков. (Далее идет мультимедийная презентация экспозиции «Лики предков)

Модератор: Большое спасибо!

С удовольствием хочу предоставить слово гостю из Новосибирска, который является директорам «Музея Солнца» Липенкову Валерию Ивановичу.

^ Липенков Валерий Иванович - директор Новосибирского «Музея Солнца»: Добрый день дорогие друзья, коллеги! Нас объединяет то, что во-первых, мы музейные работники, собираем и храним древние традиции, которые достались нам от предков и когда я создавал «Музей Солнца»-это был единственный в мире «Музей Солнца» до 2009 года. Мы открылись в 1993 году и в нашем музее представлена экспозиция творчества народов мира, посвященная изображению солнца. Это солнечные боги древних цивилизации. Солнечные символы на наскальных рисунках древних народов Сибири, Урала, Алтая, Казахстана, Индии, Тибета, цивилизации ацтеков, инков, майя, древнего Рима, Греции, Египета, то есть все народы мира в свое время прошли через солнечный культ. Солнечный культ – это культ жизни. Не зря на России детей называют «Солнышко», потому что с понятием «Солнце» связано и свет и тепло, доброта, любовь и сама жизнь. Мне очень приятно находиться здесь в Казахстане, где сохранились древние наскальные рисунки с солнечными символами и сохранились традиции уже в современном искусстве. Мы были вчера в Президентском музее и там весь зал украшен, колонны украшены солнечными символами. То есть Казахстан сохранил эти древние традиции и что очень важно -на знамени Казахстана орел несет солнце. Орел это символ неба, символ высшей мудрости. Очень важно для человечества и я думаю, что одной из задач для музейных работников является возможность донести эту древнюю мудрость до детей и взрослых. Здесь уже говорилось, каким образом не потерять самых маленьких детей, которые уже могут присутствовать на музейных экспозициях. К нам в «Музей Солнца» приходят дети, которым от 4 до 6 лет и более. И вот 4 летние с удовольствием ходят по музею. Конечно у нас другая экскурсия. Мы больше обращаем внимания на экспозиционные аспекты и в «Музее Солнца» звучит музыка для детей. И они сами могут включиться и попробовать игру на этих музыкальных инструментах.

Модератор: Валерий Иванович, как вы о характеризуете солнечные символы Казахстана?

^ Липенков Валерий Иванович: В Казахстане, начиная примерно 4000-5000 лет назад уже существовали древние символы, посвященные солнцу, которые предоставлены на больших стенах. Существует 3 типа, посвященых именно наскальным рисункам Казахстана и думаю, что со временем у меня появятся еще дополнительные материалы, которыми я дополню экскурсии. Посвящение изображению солнца началось уже в каменном веке. Люди высекали на скалах эти изображения -это были символы солнца с животными, с птицами, с человеком и даже с насекомыми, это был конь, олень. 1000 лет тому назад солнце символизировали в виде горного барана, быка, льва, ворона. В Китае в древние времена солнце в символизировалось в виде коня. Поскольку я представляю Россию, то на Руси тоже поклонялись солнцу. И символом солнца на Руси был конь, крышу славянского дома завершал конек как символ покровительства солнечного бога. В «Слове о полку Игореве» говорится о том, что наши предки славяне-внуки Даж бога. Даж бог – это верховное солнечное божество древних славян. И была многообразная символика, связанная с изображением солнца и его символов. Над окнами выразилось восходящее солнце. На стенках были солнечные розетки, на прялке на разделочной доске, в украшениях одежды и всюду присутствовали солнечные знаки и обереги. Особенно их было много на древнеславянской писанки. Писанка –это и расписное яйцо, которое сейчас дарят на пасху в воскресенье Христова. Я думаю это не случайно, поскольку Христа так же называют солнцем, Солнцем правды, солнцем истины и Рождество Христова люди празднует 25 декабря по новому или по старому стилю. А в это время древнеязыческий мир праздновал рождение солнцестояния, день начинал прибывать, это считалось рождением нового солнца и в последствиях как солнце правды.

Модератор: Валерий Иванович! Вы не могли бы подробнее остановиться все таки на казахстанских символах петроглифах по- подробнее?

^ Липенков Валерий Иванович: Вот здесь представлены петроглифы «Тамгалы таш», и предгорьев Алтая, собраны композиции по древним петроглифам Казахстана. Недавно я был в Якутии и они сохранили культ почтения Солнцу. Для них солнце белое божество и в день летнего солнцестояния 21 июня вся республика на уровне государственного руководства на восходе солнца выходит получить благословение белого божества тюрка – Солнца. Я очень давно общаюсь с Алтайскими друзьями и мои друзья говорят, что на Алтае первая молитва, с которой начинается день-обращение к Солнцу, а уже потом к духам природы и другим божествам как Тенгри или каким-то еще духам природы.

Модератор: Валерий Иванович! Мы обратимся к Вам и вы нам поможете создать такой музей. Если какая либо помощь нужна будет, вы нам ее окажете. Я хочу вас поблагодарить за то, что вы приехали, за то, что вы нам специально сделали слайды по Казахстану. Успехов Вам, мы еще встретимся с Вами вечером на оn-line конференции, где вы еще раз продемонстрируете свои знании в этой области. Это был уникальный музей «Музей Солнца».

^ Липенков Валерий Иванович: Спасибо, вот в настоящее время уже можно говорить, что мы не первый «Музей Солнца». В 2009 году, в Риге создали свой «Музей Солнца» на традициях Латвии. В завершении я хотел бы сыграть на древнем музыкальном инструменте, который на Руси называется воргом, а у тюрков называется шанкобыз. Этот инструмент присутствует на всех наших экскурсиях и дети и взрослые с удовольствием слушают. (Играет на шанкобызе)

Модератор: Спасибо.

Алтаев Базарбай Еркебаевич - начальник управления историко-культурного наследия Комитета Культуры МК РК: Уважаемые участники форума, уважаемые гости! Конечно, прежде всего я хотел бы выразить свою благодарность за то, что вы приняли приглашение этно-мемориального комплекса «Атамекен» и приехали в наш солнечный город Астану. Солнечное - это, конечно, по –казахстански, на самом деле этот город имеет своеобразный климат, но тем не менее сегодня особый день, что наверно заметно.

Модератор: Душа теплая

Алтаев Базарбай Еркебаевич: Поэтому я полагаю, что то, что приехали музееведы из разных стран, даст хороший импульс работе форума. Я вот например, сейчас очень внимательно слушал выступающих наших коллег из разных музеев. Это приятно, что эти люди любят свою профессию, очень хорошо знают свое дело. Я полагаю, что задача нашего сегодняшнего форума - это прежде всего говорить о наших насущных проблемах. Обсудить перспективы: как будет развиваться музейное дело Казахстана. Прежде всего я думаю будет время обсудить некоторые вопросы, касающиеся музейной деятельности. Например, сегодня наш гость из Алматы, Бахытхан Камаловна очень хорошо выступала. Вы обратили внимание, что этот человек действительно настоящий музейщик. Про нее по праву можно сказать, что она человек, который действительно отдала свою жизнь любимому делу. Я хочу сказать вот Бахытхан Камаловна столько лет работала в Центральном Государственном музее. В Центральном Государственном музее работали очень много сильных специалистов. Я хочу воспользоваться случаем и поздравить так же ветеранов музейного дело: Райхан Ескендировну и других музейных работников. Потому что фонд Центрального музея, одного из самых крупнейших музеев Казахстана, создавался целыми поколениями музейных работников, нынешние специалисты про это не должны забывать. Я полагаю, что Центральный музей когда-то был одним из ведущих центральных музеев, он был методическим центром, куда шли все наши сотрудники и за советом, там обсуждались все проблемы музейного дела, что к сожалению, сегодня нет. Он действительно активно работает в научно-исследовательском плане и сдает научные каталоги, идет процесс изучения музейных фондов, я конечно, это приветствую. Но однобоко работать нельзя, представители этого музея должны работать совместно со всеми музеями. Поэтому вдвойне приятно, что Умитхан Дауренбековна собрала всех, всю республику и музейных работников. И мы можем действительно поговорить о наших проблемах. Я знаю, что проблем очень много. Везде, во всех странах в музейной сфере имеются проблемы, я думаю, что эти проблемы решаются. Вот например, в нормативном плане документаций, в плане различных положений, инструкций и.т.д. Во всех странах активно, деятельно работают профессиональные союзы музейных работников. Я присутствовал в Минске на совещании. Президент музейного союза России Галина Борисовна с удовольствием сказала, что поможет и примет участие в создании этого союза. Такими моментами и нам надо пользоваться и создавать вот такие профессиональные ассоциации и сообща решать вопросы. Потому что уповать только на одно министерство очень сложно. Сегодня заместитель председателя говорила, что только на этой неделе столько мероприятий: это ШОС, Евразес, это исламская конференция. Поэтому практически не остается времени. Если честно сказать о музеях, мы давно уже не выезжаем на места, не смотрим фонды. Например, относительно инструкции по учету, хранению проект ее можно сказать готов. Но почему мы его не утверждаем? Меня волнуют такие вопросы. Сегодня наши коллеги из России, из Белоруссии может быть выскажут свои соображения на этот счет. Раньше музейные ценности не числились как имущество. Сейчас очень сложно стало нормально решать все эти проблемы. Поэтому эта инструкция у нас немножко застряла, мы не можем ей дать зеленый свет. Сейчас актуальна проблема заполняемости музеев, например, национального, площадь которого огромна - 60 квадратных метров. Поэтому нам надо думать, не хотелось бы где-то оголять фонды местных музеев. Естественно, уникальные ценности должны быть там. Но вместе тем, есть в ваших фондах дублирующие экспонаты и т.д, я думаю, что надо поддержать наши начинания в создании этого музея. Конечно, можно говорить бесконечно на эту тему, но я понимаю, что время ограничено, и всем хочется поделиться соображениями. Если есть какие-то мысли, то я готов выслушать и ответить на ваши вопросы. Спасибо большое и успехов вам.

Модератор: Сейчас я хочу предоставить слово нашему гостю из Санкт-Петербурга, архитектору студии при Государственном музее заповеднике «Петергоф» Михайлову Григорию Владимировичу.У Вас слайд?

^ Михаилов Григорий Владимирович – заслуженный работник культуры РФ, директор архитектурной студии при Государственном музее заповеднике «Петергоф»: Да, там даже небольшой фильм про один из разделов музея. Позвольте сначала поздравить граждан Казахстана с юбилеем независимости и с юбилеем Атамекена. Всех гостей, участников конференции с Международным Днем музеев. Учитывая, что желающих выступить очень много, а наш город настолько велик во всех отношениях: по размерам, по количеству памятников, музеев. Недавно появился национальный музей связи и религии. Сегодня заканчивается работа по созданию нового музея «Военно-морского флота». Мне довелось работать 25 лет в Государственном Эрмитаже и я благодарен судьбе за то, что была возможность заниматься и иметь отношение к археологии, к искусствознанию, к архитектуре и.т.д. Ряд объектов Эрмитажа были реконструированы, приспособлены под современные цели. В Эрмитаже и в других музеях - все экспонаты находятся в старых зданиях, как правило, это памятники федерального значения. Поскольку в них жили люди- это были жилые, парадные залы и т.д. поэтому музею все мешало и в советский период многие элементы интерьера были демонтированы. Давайте лучше фильм посмотрим. (Идет мультимедийная презентация)

Модератор: Весь вопрос в том, что Петергоф не сохранил многие дворцы, многие на сегодняшний день разрушены. Поэтому Григорий Владимирович с помощью мультимедийных средств восстанавливает в видеофильме исходный материал здания, которого на самом деле нет. Вообще интересный фильм, интереснейший мультимедийный проект, мы посмотрим его еще вечером.

^ Михаилов Григорий Владимирович: Сейчас очень остро стоит проблема заполняемости музеев, музеев большой площади. Здания построены, но если параллельно не разрабатываются технологии и проекты экспозиции с устройствами, то потом, когда здание построено, его придется трансформировать, перестраивать, т.к. оно не приспособлено для экспонатов и такая же задача стоит перед музеями в Петербурге. В ваших областях, районных музеях подлинники нужно оставить, а сделать современные музеи с помощью мультимедийных средств, тем самым востановить всю историю экспонатов.

Модератор: Я думаю, главная задача приглашения зарубежных гостей -это обмен опытом, знаний для наших музееведов. Это будет для нас уроком, опытом. Санкт-Петербург - это город-музей. Сегодня утром к нам прилетела гость из Минска, зам.директор Белоросусского Государственного музея народной архитектуры и быта, которой я хочу предоставить слово.

^ Жукова Оксана Николаевна -зам. директор Белоросусского Государственного музея народной архитектуры и быта:

Доброго здоровья и с Днем музеев! Хотела бы презентовать проект нашего музея «Наш дом Беларусь». Цель проекта: презентация, пропаганда национальных традиций народов, проживающих в Белоруссии. Например: «свадебный поезд» из Украины, показ этнографических обрядов. У нас на территории музея выступало более 18 национальностей (В Белорусии проживает около 130 национальностей)

Модератор: У нас 132 национальностей. Суть понятна - это этнографический парк под открытом небом. Когда приходишь в этот музей, то видишь белорусскую хату, внутри нее весь быт, культуру белорусского народа. Я думаю вечером мы продолжим просмотр фильма. Теперь мы хотели бы предоставить слово представителям областных музеев - Омарова Куляш Мурашевна «Музей и наследие» из музея Алтынсарина Костанайской области.

^ Омарова Куляш Мурашевна – зам. директора по науке Костанайского обл. мемориального музея им. Ы.Алтынсарина: В 1991 году гостепреимно распахнулись двери областного мемориального музея Ы. Алтынсарина. Перед вами видеофильм, «Праздник улицы Алтынсарина», проведенный недавно 14 мая, посвященный 170-летию со дня рождения великого педагога. Спонсоры-все торговые дома и учреждение расположенные на улице Ы. Алтынсарина. В первые годы работы музея были организованы агитпоезда по местам жизни и деятельности просветителя, командировка в Мойынкумский район Жамбылской области к единственной внучке Ы. Алтынсарина - Нагиме Ыбраевой. Ее приезд на Родину в 1994 году был отмечен организацией музеем цикла встреч с учащимся школ, колледжей. У нас в музее хранится более 11 тысяч экспонатов, но хотелось бы сказать, что более 500 экземпляров из них - это архивные документы, привезенные из Алматы, Санкт Петербурга, Оренбурга, Москвы, а также книги, выписанные из Санкт Петербурга, Москвы, книги XIX-XX в. Жемчужиной нашей коллекции является оригинал книги, написанной в 1884 г. «Шариат – ул - ислам», постельные принадлежности, принадлежавшие семье Ы. Алтынсарина, а также многие предметы, коллекция личных вещей внучки просветителя, исторические реликвия и произведения родственницы Ы.Алтынсарина, народного писателя Казахстана Мариям Хакимжановой. И еще хочу сказать о том, что образовательный проект «Путешествие по «Киргизской хрестоматии» способствует популяризации творчества педагога и включает в себя конкурсы поэтического мастерства «Чистый родник», конкурсы театрализованных представлений по произведениям Алтынсарина, философский стол по книге Ы.Алтынсарина о религии «Шариат-ул-ислам», познавательные часы по произведениям Алтынсарина, не вошедшим в школьную программу, фольклорный час - знакомство с эпосом «Кобланды-батыр», очерками об обычаях с элементами театрализации. В преддверии 170-летия Ыбрая Алтынсарина в музее проведены «Алтынсаринские чтения» с участием ученых, алтынсариноведов, преподавателей ВУЗов, колледжей области; встреча «Мұғалім-мектеп жүрегі» с ветеранами педагогического движения, награжденными медалью Ыбрая Алтынсарина. Имя Алтынсарина стало брендом Республиканской Олимпиады школьников, прошедшей в Костанае. Посещение музея и мавзолея Алтынсарина учащейся молодежью со всех уголков нашей страны стало данью уважения и почтения первому учителю. В заключении уважаемые музееведы я хотела сказать, что счастлива участвовать на таком высоком собрании и поздравляю вас с Днем Музеев!

Модератор: Большое спасибо деятелям музея Ы. Алтынсарина, которые бережно хранят наследие великого педагога. Желаем успехов. Енді Қызылорда қаласы облыстық тарихи өлкетану мұражайынан келген археология, этнология, өлкетану бөлімінің меңгерушісі Сайлау Асхат Қожанкедіұлын ортаға шақырамын.





оставить комментарий
страница1/3
Дата17.10.2011
Размер0,57 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх