А. В. Федоров Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности icon

А. В. Федоров Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности


Смотрите также:
Краткий словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности...
А. В. Федоров «Курганская школа»: от кинообразования к медиаобразованию*...
А. В. Федоров «Курганская школа»: от кинообразования к медиаобразованию...
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического...
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического...
А. В. Федоров президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России...
Дианетика и Саентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей...
Педагогическ и й словарь терминов и определений в области информати зации образования...
Словарь терминов...
Задача терминологического словаря отражать...
Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации учебный словарь терминов....
Словарь справочник лингвистических терминов дает следую-щее определение...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать



А.В.Федоров




Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности


2010


УДК 316.77:001.8

ББК 74.Оя21

С 48


Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.


ISBN 987-5-87976-640-0


В словаре, составленном президентом Ассоциации медиапедагогики России А.В.Федоровым на основе научной литературы и практической работы научно-образовательных центров, дана современная терминология, касающаяся основных моделей, доминирующих педагогических концепций, идей и задач развития медиаобразования, медиаграмотности, медиапедагогики, медиакультуры, медиакомпетентности.

Издание предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов вузов, школьных учителей.


УДК 316.77:001.8

ББК 74.Оя21


Fedorov, Alexander. Media Education Dictionary: Media Education, Media Literacy, Media Studies, Media Competence. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2010, 64 p.


The dictionary, compiled by the President of the Russian Association for Media Education Alexander Fedorov (on the base of the scientific literature and practical experience of scientific and educational centers) gives the current terminology relating to the basic models, the dominant theoretical concepts, goals and objectives of media education, media education, media literacy, media studies, media competence.


Словарь создан при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).


Автор-составитель:

© Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov, 2010.

© Издательство Таганрогского государственного педагогического института


Введение


Термин медиа происходит от латинских medium (средство, посредник), media (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) и/или СМИ (средства массовой информации). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.

Анализ научной литературы показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование. Вместе с тем, как и в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д.

К примеру, британский медиапедагог К.Базэлгэт [Bazalgette, 1992] убеждена, что суть медиаобразования в изучении шести так называемых ключевых понятий: «медийное агентство - источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation). Ведущий российский специалист в области медиаобразования Ю.Н.Усов считал, что медиаобразование – это процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации [Усов, 1995].

Во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако этот термин, как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias - медиаобразование), испаноязычных (education para los medios - медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.

Впрочем, несмотря на эти разночтения, можно утверждать, что сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л.Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии» [Masterman, 1985; 1997]. Похожую трактовку медиаобразованию дает и другой американский педагог и исследователь – Р.Кьюби [Kubey, 1997]. Он видит его цель в том, чтобы «дать учащимся понимание того, как и почему медиа отражает общество и людей», но в еще большей степени, чтобы «развивать аналитические способности и критическое мышление по отношению к медиа», плюс изучение языка средств массовой коммуникации.

Что касается понятия «медиаграмотность», то оно ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность», которые использовались по отношению к экранным медиа в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также такие термины, как «технологическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и т.д. Впрочем, К.Ворсноп [Worsnop, 2004], Л.Мастерман [Masterman, 1985], А.В.Федоров [2007], А.В.Шариков [Шариков, 1990] и многие другие ученые, преподаватели считают, что медиаграмотность – это часть более широкого и емкого понятия – медиаобразования. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя многие медиапедагоги практически ставят знак равенства между двумя этими терминами.

Терминология российского и зарубежного медиаобразования (на основе работ О.А.Баранова [Баранов, 2002], Л.С.Зазнобиной [Зазнобина, 1998], С.Н.Пензина [Пензин, 1987], Г.А.Поличко [Поличко, 2006], А.В.Спичкина [Спичкин, 1999], А.В.Федорова [Федоров, 2000; 2001; 2003; 2007], Ю.Н.Усова [Усов, 1989; 1993; 1995], А.В.Шарикова [Шариков, 1990], Н.Ф.Хилько [Хилько, 2000; 2001; 2003; 2004; 2005], К.Бэзэлгэт [Bazalgette, 1992] , К.Ворснопа [Worsnop, 2004], Л.Мастермана [Masterman, 1985], А.Силверблэта [Silverblatt, 1997; 2001]. Э.Харта [Hart, 1997] и других медиапедагогов) была впервые обобщена на страницах журнала «Искусство и образование» [Федоров, 2000, с.33-38].

В данный словарь намеренно не включена терминология, связанная с медийными техническими устройствами, аппаратурой. Читателям, интересующихся данной тематикой, мы рекомендуем обратиться к обстоятельному словарному труду И.И.Романовского [Романовский, 2004].


А


Автономия критическая (critical autonomy) – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекстов.

Агентство медийное (media agency) – организация, занимающееся производством, распространением и продажей медиатекстов (газет, журналов, фильмов, теле/радиопередач, интернет-сайтов, рекламы и т.д.), сбором, обработкой медийной информации.

Адресат медиа (addressee for media, media audience) – предполагаемая (целевая) аудитория, на которую рассчитан тот или иной медиатекст.

Адресат медиаобразования (addressee for media education, audience for media education) – школьники, студенты, учителя, преподаватели, работники медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.) и др. группы населения.

Алгоритм развития аудиовизуального восприятия (algorithm of the audiovisual perception development) – последовательный перечень перцептивных действий, неоднократное выполнение которых в системе тренировочных упражнений позволяет овладеть навыками восприятия экранного повествования: выявление единиц экранного повествования; их образное обобщение в результате эмоционально-смыслового соотнесения; выстраивание в своем сознании художественного пространства, открывающего атмосферу эмоциональных, ассоциативных, семантических связей; соотнесение образных обобщений для постижения внутреннего содержания повествования, авторской концепции и своего отношения к ней (Ю.Н.Усов, 1995).

Анализ медиатекста автобиографический (личностный) (autobiographical analysis of media text) – сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей и авторов медиатекстов. Данный аналитический подход опирается на ассоциативную память человека (эффект «вспышек памяти») и помогает аудитории критически понять влияние медиакультуры на развитие личности человека, способствует развитию медиакомпетентности. Учитывая, что восполнение человеком недостающих ему в реальной жизни чувств и переживаний абсолютно закономерно, автобиографический анализ на медиаобразовательных занятиях связан также с терапевтическим эффектом и феноменом компенсации (А.В.Федоров, 2007).

Анализ герменевтический культурного медийного контекста (hermeneutic analysis of cultural media context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте. Таким образом, предметом анализа становится система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. В качестве целей медиаобразования в данном случае выделяются: формирование культуры взаимодействия с медиа, развитие восприятия различных видов информации, умений анализа и интерпретации медиатекста, формирование критического мышления, развитие творческих способностей в области медиа (А.В.Федоров, 2007).

Анализ медиа и медиатекста идентификационный (identification analysis of media and media text) – распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т.к. медийные агентства часто предлагают упрощенные решения сложных проблем (А.В.Федоров, 2007).

Анализ медиа и медиатекста идеологический (ideological analysis of media and media text) - анализ идеологических аспектов медийной сферы. Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно воздействовать на общественное мнение, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации. Педагогическая стратегия медиаобразования сводится к изучению политических, социальных, национальных и экономических аспектов медиа, к анализу многочисленных противоречий, которые содержат эти аспекты с точки зрения того или иного класса, расы, религии или нации (Piette & Giroux, 1998).

Анализ медиатекста иконографический (iconographic analysis of media text) – ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь – как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом.


Анализ информации (analysis of information/message) – изучение, трактовка информации того или иного вида. Принято различать следующие виды анализа информации: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический анализ, анализ стереотипов, персонажей и др. (А.В.Федоров, 2007).

Анализ медиа и медиатекста культивационный (cultivation analysis of media and media text) – анализ содержания медиа и медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа (G.Gerbner). Согласно культивационной теории медиа, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений. Отсюда культивационный анализ можно представить как a) технологию приемов создания условий для того, чтобы аудитории было легче обозначить (сознательно или бессознательно) свои мнения, ожидания и ценности; b) исследование «глубоких интервью» о демографических и психологических мотивах выбора конкретного респондента; c) исследование периодических опросов медийной аудитории.

Анализ культурной мифологии медиатекста (сultural mythology analysis of media text) - выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т.д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т.д. в конкретном медиатексте (А.В.Федоров, 2007).

Анализ медиатекста (media text’s analysis) – изучение, трактовка медиатекста того или иного вида и жанра. Принято различать следующие виды анализа медиатекстов: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический анализ, анализ медийных стереотипов, персонажей медиатекстов и др. (А.В.Федоров, 2007).

Анализ персонажей медиатекста (media text’s сharacter analysis) - анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медийных текстов разных видов и жанров.

Анализ медиатекста семиотический (semiological analysis of media text) - анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный


анализ тесно связан с иконографическим анализом. Семиотический анализ медиатекста в учебных целях опирается на семиотическую теорию медиаобразования (semiotic approach, le decodage des medias), обоснованную в трудах таких теоретиков медиа семитического (структуралистского) направления, как Р.Барт (R.Barthes, 1964), У.Эко (U.Eco, 1976) и др.

Анализ стереотипов медиатекстов (media texts' stereotypes analysis) - выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах.

Анализ медиа и медиатекста структурный (structural analysis of media and media text) - анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов. Многие исследования по структурному анализу медиатекстов опираются на работы В.Я.Проппа (В.Пропп, 1998), Р.Барта (R.Barthes, 1964, 1965), У.Эко (U.Eco, 1976) и др. ученых, связанных с проблемами семиотики, мифологии и фольклора.

Анализ медиатекста cюжетный/повествовательный (narrative analysis of media text) - анализ сюжетов, фабул медиатекстов. Сюжетный анализ тесно связан со структурным, мифологическим, семиотическим и другими видами анализа медиа и медиатекстов (Barthes, 1964; 1965; Eco, 1976; Masterman, 1984; Пропп, 1998 и др.).

^ Анализ медиа и медиатекста философский (philosophical analysis of media and media text) - анализ философских аспектов медийной сферы и медиатекстов.

Анализ медиатекста эстетический (aesthetical аnalysis of media text) - анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach) ( Баранов, 2002; Пензин, 1987, 2001; Усов, 1989 и др.). Теоретическая база здесь во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Однако главная цель медиаобразования видится в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству; развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному эстетическому анализу. Вот почему основное внимание уделяется анализу языка медиакультуры, критическому анализу авторской концепции художественного медиатекста.


Анализ медиа и медиатекстов этический (ethical analysis of media and media text) – анализ моральных аспектов в сфере медиа и в медиатекстах. Данный вид анализа опирается на так называемую этическую теорию медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная цель этического медиаобразования: приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения (отвечающей, к примеру, конкретной религии, уровню развития цивилизации, демократии и т.д.). Педагогическая стратегия базируется на изучении этических аспектов медиа и этического анализа медиатекстов (Пензин, 1987).

Аннотация (annotation, abstract) – краткое изложение информации, содержания медиатекста любого вида и жанра.

Аппликация (application) – медиатекст, созданный путем наклеивания/наложения на какую-либо поверхность разнородных фрагментов (бумаги, ткани и пр.).

Артефакт медийный (media artifact) – медийный художественный объект или медийный дефект.

Ассоциация (connotation) – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста.

Аудио (audio) – электронная аппаратура, специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и прослушивать аудиотексты в разных форматах.

Аудиовосприятие (audio perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами звукового ряда; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).

Аудиотекст (audio text) – сообщение (радиопередача, звукозапись и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.

Аудитория медийная (media audience) – дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с медиатекстами.

Аудитория информационная (audience for information) – дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с информацией.


Аудитория целевая (target audience) – определенная группа людей, контактирующих с медиатекстами, выделенная медийным агентством по каким-либо признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) с целью максимального воздействия (например, рекламного).


Б


База данных (data base) – систематизированная форма организации и представления разного рода информации (например, в компьютерной сети).

Банк данных (data bank) – совокупность баз данных.

Безопасность информационная (information safety, information protection) - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации (Ф.И.Шарков, 2003). Аналоги, близкие понятия: интернет-безопасность (internet safety), медийная безопасность (media safety, media protection), информационная защита (information protection/safety).

Безопасность компьютерная (computer safety) - комплекс программных и организационных средств для противодействия вредоносным воздействиям (компьютерным вирусам и пр.). Аналоги, близкие понятия: интернет-безопасность (internet safety), медийная безопасность (media safety, media protection).

Безопасность медийная (media safety, media protection) - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить достаточные и защищенные медийные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение медийной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на источники информации (адаптировано по: Ф.И.Шарков, 2003). Аналоги, близкие понятия: интернет-безопасность (internet safety), информационная безопасность (information safety, information protection), информационная защита (information protection/safety).

Библиотека (library) – частная или публичная коллекция, фонд печатных текстов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: медиатека, фонотека, фототека, видеотека.

Блокбастер (block-buster) – высокобюджетный медиатекст, ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.

Боевик (action) – фильм действия (action), ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.


В


Видео (video) – электронная аппаратура (видеокамера, видеомагнитофон, проектор, монитор и др.), специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и демонстрировать аудиовизуальные медиатексты в разных форматах.

Видео-арт (video art) – искусство создания медиатекстов при помощи видеотехники, видеоискусство (т.е. художественные медиатексты, созданные с помощью видеотехники).

Видеоклип (video clip, music video) – короткий аудиовизуальный медиатекст (рекламный, музыкальный и т.д.).

Видеопиратство (video piracy) – контрафактное/незаконное тиражирование и демонстрация аудиовизуальных медиатекстов. Близкое понятие: медиапиратство (media piracy).

Видеотворчество (video creation) – процесс созидательной деятельности в сфере видеосъемки и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и видеосъемки (Н.Ф.Хилько, 2000). Близкие понятия: медиатворчество (media creation), аудиовизуальное творчество (audiovisual creation).

Видеотека (videotheque, video library) – частная или публичная коллекция, видеофонд аудиовизуальных текстов, видеотекстов (в том числе – в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: медиатека, библиотека, фонотека, фототека.

Видеотекст (video text) – аудиовизуальное или видеосообщение, изложенное в любом виде и жанре. Близкие понятия: аудиовизуальный текст (audiovisual text, message), медиатекст (media text, media message).


Видеоэкология (video ecology) – раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы видеорепертуара, культуры видеовосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных видеотекстов, приобщение к аудиовизуальной культуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими критериями оценки видеообразов (Н.Ф.Хилько, 2000).

Вирус компьютерный (computer virus) – специальная компьютерная «хакерская» программа, предназначенная для нанесения вреда нормальной работе компьютерных сетей и персональных компьютеров.

Воздействие информационное (information effect) – различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние информации на аудиторию.

Воздействие медийное (media effect) – различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию.

Воспитание аудиовизуальное (audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования аудиовизуальной культуры; система приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия, анализа аудиовизуальных текстов и аудиовизуальной деятельности (Н.Ф.Хилько, 2000). Термин аудиовизуальное воспитание близок к терминам аудиовизуальная грамотность, визуальная грамотность, медиаграмотность, кинограмотность, киновоспитание, кинообразование, медиаобразование, медиакомпетентность, медиакомпетенция.

Воспитание медийное (media education) – составная часть воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение медийной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования медиакультуры; система приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия и анализа медиатекстов и медийной деятельности (Н.Ф.Хилько, 2000).


Термин медийное воспитание близок к терминам аудиовизуальное воспитание, аудиовизуальная грамотность, визуальная грамотность, медиаграмотность, кинограмотность, киновоспитание, кинообразование, медиаобразование, медиакомпетентность, медиакомпетенция.

Восприятие аудиовизуальное (audiovisual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции); установления в них закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов аудиовизуального медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).

Восприятие визуальное (visual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов визуального медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995). Близкое понятие: зрительное восприятие.

Восприятие зрительное (visual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов визуального медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995). Близкое понятие: визуальное восприятие.

Восприятие информации (perception of information) – способность человека к выявлению в информации смысловых, образных взаимосвязей, установления в них закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к информации.

Восприятие медийное (media perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами повествования (событиями, сценами, эпизодами); установления в них (художественных) закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).


Восприятие слуховое (audio perception) – способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации.


Г


Гиперссылка (hyper link) – элемент электронного документа, используемый для быстрого перехода к другому документу, либо его части.

Гипертекст (hyper text) – специальная организация компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.

Грамотность аудиовизуальная (audiovisual literacy) - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную аудиовизуальную реальность, умение «читать» аудиовизуальный медиатекст, способность использовать аудиовизуальную технику, знание основ аудиовизуальной культуры, то есть результат аудиовизуального образования. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media competence), медиакомпетенция, медийная компетентность, медийная компетенция.

Грамотность визуальная (visual literacy) - умение анализировать и синтезировать зрительную реальность, умение «читать» визуальный медиатекст, знание основ визуальной культуры, то есть результат визуального образования. Близкие понятия: медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media competence), медиакомпетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, аудиовизуальная грамотность.


Грамотность информационная (information literacy) - умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, - способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: медиакомпетентность (media competence), медиакомпетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность (media literacy), аудиовизуальная грамотность (audiovisual literacy).

Грамотность компьютерная (computer literacy) - способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность (media literacy).

Грамотность медийная (media literacy) - умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования. Аналоги – медиакомпетентность (media competence), медиакомпетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, аудиовизуальная грамотность (audiovisual literacy).


Д


Дайджест (digest) – сокращенный, адаптированный вариант медиатекста(ов).

Дезинформация медийная (media disinformation, misinformation) – медиатекст, содержащий заведомо ложную информацию.

Декодирование (decoding) – расшифровка/дешифровка, трактовка информации, содержания медиатекста аудиторией.

Диагностика педагогическая в информационной, аудиовизуальной и медиасфере (pedagogical diagnostics in the information, audiovisual and media area) – способы выявления уровней информационной грамотности (information literacy), аудиовизуальной грамотности (audiovisual literacy), медиаграмотности (media literacy), медиакомпетентности (media competence) с применением анкетирования, тестирования, творческих заданий и т.д.

^ Дидактика медиапедагогическая (media didactics) – теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/ медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаобразование, медиаграмотность.


Е


Единицы, смысловые части медиатекста (




оставить комментарий
страница1/4
Дата17.10.2011
Размер1,1 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх