Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история и теория религии» для студентов факультета психологии Составитель icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история и теория религии» для студентов факультета психологии Составитель


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религии» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов озо факультета...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов физического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религия и культура» для студентов физического...
Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология для студентов исторического...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2010 Составитель: Зенина О. Г. кандидат юридических наук...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы арттерапии для студентов психологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями зрения для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология и эргономика для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания для студентов 4...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии религии ЮФУ Декан факультета


Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«_____»__________________2010г. ___________________________


Зав.кафедрой___________________ «____»_______________2010г.


^

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ»

для студентов факультета психологии


Составитель –

К.ф.н., доцент


Царенкова Е.А.


Ростов-на-Дону

2010


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………….…………..3 2. Учебно-тематический план………………………………....4

3. Программа курса ………………..……………………………5

4. План лекций……………………………………………………9

5. Литература…………………………………………………….11

6. Перечень заданий для самостоятельной работы………..15

7. Вопросы к зачету…………………………………………….16

8. Тесты…………………………………………………………..17

8. Глоссарий……………………………………………………..20

9. Учебно-методическое обеспечение курса……………….21


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «История и теория религии» предназначена для обучения студентов факультета психологии.

Целью курса является формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре.

^ Задачи курса:

выявить общие закономерности развития разных религиозных систем;

с позиций религиоведческого анализа раскрыть особенности вероучения, культа и организационных структур той или иной религии;

рассмотреть систему ценностей и этические нормы основных религий современности;

сформировать знание основных понятий и терминов, свойственным отдельным вероучениям;

ознакомить студентов с современным состоянием рассматриваемых религий.

^ Место дисциплины «История и теория религии» (ОПД.Ф.06) в общей профессиональной подготовке. Знания о религиях необходимы при реализации любой из форм профессиональной деятельности специалиста, включая взаимодействие с представителями различных вероисповеданий, преподавательскую и исследовательскую деятельность, работу эксперта и консультанта. В содержательном плане курс “История и теория религии” тесно связан как с основными курсами цикла общих гуманитарных дисциплин, так и с курсами по общепрофессиональным дисциплинам специальности. Согласно учебному плану, курс преподаётся в 7 семестре. Форма итогового контроля по дисциплине – зачет.

Студент, обучающийся по программе данного курса должен:

владеть современной научной информацией относительно происхождения, развития и исторической трансформации религии;

уметь рассказать о содержании вероучений конкретных религий по вопросу о сверхъестественном, о духовном и материальном мире, о происхождении человека, о душе, жизни и смерти, о вечности и воздаянии, о свободе и предопределении;

иметь представление о культовой стороне изучаемых религий;

знать важнейших представителей пантеона той или иной религии;

показать знание памятников (текстовых, художественных, архитектурных) той или иной религии;

понимать роль той или иной религии в истории определенной страны или региона;

владеть информацией об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии.

(индуизм, христианство, ислам).


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные

занятия (час.)

Лекции

Семин.


1.


2.


3.


4.

5.


6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.


13.




История религии как раздел религиоведения

Сущность, структура и социальные функции религии

Проблема происхождения религии

Ранние формы религии

Национальные религии Древнего мира

Национальные религии Дальнего Востока

Национальные религии Индии

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Современные нетрадиционные культы

Свобода совести как общечеловеческая ценность



4


4


2


2

2


2


2

2

4

4

4

2


2




4


4


2


2

2


2


2

2

4

4

4

2


2




-


-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-






ВСЕГО

36

36

-



^ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. История религии как раздел религиоведения

Предмет и методы религиоведения. Основные разделы религиоведения: философия религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, история религии. Задачи учебного курса.

Роль религии в современном мире и актуальность изучения истории религии. Статистические и социологические данные о распространении религий, численности верующих, уровне религиозности в современном мире и в России.


^ Тема 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Термин «религия» и его происхождение. Сложность и многообразие вариантов определения религии: богословские, философские, социологические, психологические и др. определения.

Религиозное сознание и его уровни (обыденный и концептуальный); основные характеристики религиозной веры как веры в сверхъестественное. Религиозная деятельность: культовая и внекультовая. Религиозные отношения.

Религиозные организации, их типы (церковь, секта, деноминация).

Анализ основных социальных функций религии: компенсаторной, мировоззренческой, культуротрансляционной, регулятивной, коммуникативной, интеграционно-сегрегационной.


^ Тема 3. Проблема происхождения и типологии религии.

Религия как исторически закономерный способ духовно-практического освоения действительности. Богословские и философско-религиоведческие подходы к проблеме происхождения религии. Теологическая концепция происхождения религии. Социологическая и психологическая концепция происхождения религии. Философско-гносеологические теории генезиса религии. Детерминанты религии (социальные, психологические, гносеологические и др.).

Основные религиоведческие концепции происхождения религии: прамонотеистическая (Э.Лэнг, В.Шмидт), мифологическая (М.Мюллер, А.Н.Афанасьев), анимистическая (Э.Тайлор), преанимистическая (Дж.Фрэзер, В.Г.Богораз, С.А. Токарев).

Богословская и научно-религиоведческая типологии религии.

Формационный и эволюционный подходы к типологии религии. Культурно-цивилизационная типология религии. Религия и этносы. Религия и циви-лизации. Всеобщность религии в истории человечества. Культурно-историческая типология религии, ее критерии.

Первобытная мифология и проблема происхождения религии. Мифологическое сознание, его черты: синкретизм, генетизм, символизм и др.

^

Тема 4. Ранние формы религии


Проблема выделения доанимистических форм религии. Магия как действия, основанные на вере в сверхъестественные связи между естественными предметами. Виды магии. Фетишизм как вера в сверхъестественные свойства естественных предметов. Тотемизм в родовом обществе, его социально-психологические основания. Тотемические табу и ритуалы.

Особенности анимизма как формы религии. Многообразие анимистических верований и культов: культы жизненного цикла (инициационные, брачно-семейные, погребальные), культ святынь и покровителей, культ предков, шаманизм, нагуализм, культ вождей, культ тайных союзов, промысловые и аграрные культы, культ племенного бога. Эволюция анимистических религий и превращение религии в самостоятельный компонент общества на стадии разложения родо-племенного строя. Устойчивость ранних религий, их функционирование в превращенной форме в условиях современного общества.
^
Тема 5. Национальные религии Древнего мира

Особенности национально-государственных форм религии. Политеизм и генотеизм. Богословское и религиоведческое понимание “язычества”. Этнические религии как культурообразующие основания древних цивилизаций.

Религия Древнего Египта. Фетишизм и тотемизм в Древнем Египте. Обожествление животных. Пантеон, теогония и космогония. Магия и сакральная речь. Храмы, жречество и культ. Религия и власть в Древнем Египте. Представления о загробной жизни: культ и священные книги.

Верования древнего Междуречья. Религии Шумера и Аккада: сотворение мира, память о потопе, представления о загробном мире, основные божества пантеона. Вавилон и Ассирия: преемственность и развитие. Отдельные божества: Мардук и Иштар. Эпос о Гильгамеше. Особенности культа и религиозного искусства.

Древняя Греция: теогония, космогония, культ и ритуал. Доэллинские религии (Крит, Микены). Формирование древнегреческого пантеона: дофессалийский и олимпийский периоды. Ритуально-обрядовая практика греческих полисов.

Религия Древнего Рима. Этрусское и греческое влияние. Римский пантеон, особенности культа, религиозные праздники и календарь, отличительные черты жречества, роль религии в государственной жизни. Инклюзивизм.

Зороастризм как религия древнеиранской цивилизации. Авестийская религия и Заратуштра. Дуалистическое вероучение. Пантеон. Культ Ахурамазды и Митры. Представления зороастризма о происхождении мира и человека, о душе и загробной жизни. Формирование идей о конце света и тенденции к монотеизму. Памятники религиозной литературы. Влияние зороастризма на формирование мировых религий. Современное состояние зороастризма.

Религии доколумбовой Америки. Религия ацтеков: пантеон, культ, космология. Божества и религиозные ритуалы в культуре майя. Религия и мифология индейцев Южной Америки.

Язычество древних славян. Индоевропейские корни славянского язычества. Образы божеств и духов в славянской мифологии. Священные места и ритуалы. Формирование общенационального пантеона у восточных славян.


^ Тема 6. Национальные религии Дальнего Востока

Религиозно-мифологические представления древних китайцев: почитание неба и культ императоров, культ мертвых, верховное божество Шан-ди, поклонение небу и земле, магия и геомантия. Конфуций и его учение. Ритуал, культ предков, сыновняя почтительность, социальная доктрина. Религиозный даосизм. Лао-цзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство и даосизм в современном мире. Синтоизм как традиционная религия Японии. Космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом (рёбу-синто). Культ императора. Синтоизм в современной Японии.


^ Тема 7. Национальные религии Индии

Доведический и ведический периоды древнеиндийской цивилизации и религии. Древнеиндийская мифология и религиозный культ. Боги древних ариев. Ведийская литература: Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), Брахманы, Араньяки, Упанишады. Брахманский период: варновый строй и учение о дхарме, карме, сансаре и мокши. Священные животные. Культы рек, деревьев, камней. Кризис брахманизма в VI в. до н.э.

Индуизм. Особенности культов Вишну и Шивы как преобладающих в индуизме. Шактизм, культ Камы. Культы Кришны и Рамы. Жрец и жертвоприношение в индуизме. Институт отшельничества. Реформаторские движения в индуизме в XIX-XX веках. Влияние индуизма на современные нетрадиционные религии.

Джайнизм: особенности вероучения и организации. Шветамбары и дигамбары.

Религия сикхов: специфика вероучения, культа организации.


^ Тема 8. Иудаизм

Древнееврейская культурно-цивилизационная система и ветхозаветный иудаизм. Древнеиудейская Тора как библейский пратекст. Культ: храм и жертвоприношения. Древнеиудейские пророки. Формирование мессианских идей в послепленный период.

Религиозная жизнь еврейского народа на этапе составления раввинистических комментариев к Танаху. Формирование палестинского и вавилонского Талмудов. Антиталмудические течения: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия. Суббота.

Годовой круг религиозных праздников. Ортодоксальное, консервативное и реформаторское течения в современном иудаизме. Иудейская мистика (Кааббала, Зогар) и современные нетрадиционные культы. Иудаизм и сионизм.


^ Тема 9. Буддизм

Культурно-исторический контекст возникновения буддизма в Индии. Легенда о Будде. Основные принципы учения Будды. Понятие нирваны. Образование первых буддийских монашеских общин. Трипитака. Монахи и миряне в первоначальном буддизме. Распространение буддизма в государстве Маурьев и в Кушанском царстве. Складывание буддийской иконографии, ее символика.

Разделение на два основных течения: хинаяна и махаяна, главные отличия между ними. Архат и бодхисатва. Основные объекты поклонения, представления о вселенной, душе, личности и карме. Значение медитации в буддийской религиозной практике. Нагарджуна и школа мадхьямиков. Ваджраяна - буддийский тантризм. Буддийские праздники.

Буддизм в Китае: история проникновения, взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом. Основные буддийские культы, получившие в Китае широкое распространение: Майтрейи, Амитабы и Авалокитешвары. Чань (дзен)-буддизм, его происхождение, основные принципы, отличие от индийского буддизма, особенности религиозной практики.

Буддизм в Тибете: формирование древнего тибетского государства и автохтонная религия Тибета бон. Космология, пантеон (семейства божеств), жертвоприношения и жречество. Постепенное распространение буддизма, культ Авалокитешвары. Основные школы тибетского буддизма. Буддизм в России.


^ Тема 10. Христианство

Общественно-исторические и идейные предпосылки возникновения христианства. Новый Завет. Раннее христианство: эволюция от общины к государственной религии империи. Церковь и клир. Формирование христианской догматики в эпоху Вселенских соборов. Никео-Константинопольский Символ веры. Христианские догматы.

Древние восточные церкви («нехалкидонские исповедания»): несториаство (Ассирийская церковь Востока) и монофизитство (Коптская православная церковь, Сирийская (яковитская) православная церковь, Армянская Апостольская Церковь).

Причины разделения восточного и западного христианства. Православие: особенности догматики и культа. Организационная структу-

ра православия. Автокефалия и автономия православных церквей в современном мире.

Католицизм: специфика догматики, культа, организации. Унии католичества с восточными христианскими церквами. Социальная доктрина католицизма и роль Ватикана в современном мире.

Реформационное движение в Западной Европе и протестантизм. Отличительные особенности раннего протестантизма (англиканства, лютеранства, кальвинизма). Основные деноминации позднего протестантизма: баптизм, адвентизм, пятидесятничество. Свидетели Иеговы. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Протестантизм в истории России.
История Русской Православной Церкви. Социально-политические и культурные предпосылки крещения Руси и проблема «выбора веры» князем Владимиром. Русская митрополия в Киевский период. Феномен русского двоеверия. Московский и Синодальный периоды истории Церкви. Раскол и старообрядчество; старообрядческие церкви, толки, согласия. Духовные христиане («старое русское сектантство»): христоверы (хлысты), духоборцы, молокане. Православие в современной России.
^
Тема 11. Ислам

Возникновение ислама. Культурный ареал распространения ислама. Отношение ислама к иудаизму и христианству. Религиозная деятельность пророка Мухаммеда. Распространение ислама в эпоху халифата.

Основные вероучительные тексты мусульман. Коран как памятник мировой культуры. Особенности вероучения и культа. Пять «столпов ислама». Мусульманский календарь. Религиозное законодательство – шариат.

Суннизм как наиболее многочисленное направление в исламе; суннитские мазхабы. Саляфизм (ваххабизм). Шиизм и его секты. Суфизм – мистическое учение мусульман.

Ислам в современной России.

^
Тема 12. Современные нетрадиционные культы

Феномен нетрадиционной религиозности в условиях духовного кризиса современного общества. Типология нетрадиционных религий.

Соединение христианства и элементов восточных религий в вероучении и культе «неохристианских церквей» (Церковь Объединения и др.).

Неоориенталистские культы как модернизированные и вестернизированные варианты индуизма и буддизма (Общество Сознания Кришны и др.). Сайентологические религии как сочетание науки и мифов, психотерапии и магии (Церковь сайентологии и др.). Синтез древней магии и антихристианских идей в современном оккультизме (спиритизм, сатанизм и др.).

^ Тема 13. Свобода совести как общечеловеческая ценность

Веротерпимость, свобода совести, свободомыслие как социальные феномены. Процессы секуляризации и обновления религии в современном обществе. Типология верующих. Российское законодательство о свободе совести (Конституция РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»).


^ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. История религии как раздел религиоведения

История религии в системе религиоведческого знания: предмет и методы.

Актуальность научного изучения религии и задачи курса «Религиоведение».

Лекция 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Понятие религии.

Структура и социальные функции религии.

^ Лекция 3. Происхождение и типология религий

Теории генезиса религии.

Основные подходы в типологии религий.

Проблема выделения доанимистических форм религии.

Магия, фетишизм, тотемизм как основные формы ранних религий.

5. Проблема типологии анимистических религий.

6. Основные виды анимизма в их историческом развитии.

Лекция 4. Национальные религии древнего мира

Национальные религии как духовные основания древних цивилизаций.

Сравнительный анализ греко-римского и славянского язычества.

Зороастризм.

Синто – традиционная религии Японии.

Конфуцианство и даосизм как национальные религии Китая.

^ Лекция 5. Национальные религии Древней Индии

Брахманизм как религиозная система Древней Индии.

Индуизм.

Джайнизм.

Сикхизм.

Лекция 6. Иудаизм

Эволюция иудаизма в ветхозаветный период.

Основные течения современного иудаизма.

^ Лекция 7. Буддизм

Возникновение буддизма: легенда и культурно-исторические реалии.

Основные принципы учения Будды.

Учение Тхеравадды и религиозная практика хинаяна-буддизма.

Философия Нагарджуны и особенности махаяна-буддизма.

Чань-буддизм: основные принципы и особенности религиозной практики.

Основные школы тибетского буддизма. Буддизм в России.

^ Лекция 8. Христианство

Предпосылки возникновения христианства. Новый Завет.

Никео-Константинопольский Символ веры.

Вселенские соборы и еретические движения.

4. Православие и национальные культуры Восточной Европы.

Католицизм, его роль в западноевропейской культуре.

Лекция 9. Протестантизм

Реформация и ранний протестантизм.

Основные течения позднего протестантизма.

^ Лекция 10. История Русской Православной Церкви

Крещение Руси и борьба с язычеством.

История церковно-государственных отношений.

Реформы Никона и старообрядчество.

Расколы в современном русском православии.

Лекция 11. Вероучение и культ ислама

Основные принципы мусульманского вероучения.

«Пять столпов ислама».

Лекция 12. Ислам и политика

1.Шариат и современная массовая культура.

2.Исламский фундаментализм и мировая политика.

Лекция 13. Современные нетрадиционные культы

Феномен «современных нетрадиционных религий».

Проблема типологии современных нетрадиционных культов.

Неоязычество и социокультурная среда его формирования.

Синтез древней магии и антихристианских идей в современном оккультизме.

^ Лекция 14. Свобода совести как общечеловеческая ценность

Процессы секуляризации и модернизации религий в современном мире.

Российское законодательство о свободе совести.


ЛИТЕРАТУРА


Лекция 1.

^ Обязательная литература

Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001. (Далее: Основы религиоведения) С. 63-65 (гл. III).

Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебник. – М.: Центр,1997. (Далее: Радугин ). С. 27-45.

Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995. C. 169-170, 184-188, 215-232.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

Лекция 2.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 76-86 (гл. IV-V).

Радугин. С.46-60.


Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995. C. 170-176.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 87-117.


Лекция 3. .

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 87-91 (гл. VI).

Радугин. С. 62-73.

Дополнительная литература

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984. С.101-111.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С. 60-81, 376-432.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Введение: § 1, гл. 2.

Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986. С. 19-22, 26-27, 50-64.


Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.


Лекция 4.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 108-132 (гл. VII §4, 6-8).

Радугин. С. 77-90.

Дополнительная литература

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 52-75.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т. 1. С. 116-162, 175-220. Т.2. С.162-191.

Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988. Т.1. С.420-427, 560-564. Т. 2. С.647-653.

Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

7. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.291-295,317-325, 356-357.

8. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

9. Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

10. Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

11. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980


Лекция 5.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 95-108 (гл. VII §1-3).

Радугин. С.80-85.

Дополнительная литература

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.207-215, 238-257, 261-265.

Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.


Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 164-186, 225-261.

Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980.


Лекция 6.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 132-143 (гл. VII §9).

Радугин. С. 95-99.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.77-87.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.1. С. 276-324.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 1. С. 480-544.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.


Лекция 7.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 143-156 (гл. VIII).

Радугин. С.100-110.

Дополнительная литература

Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

2. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

3. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.219-234, 376-390.

5. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

6. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.2. С. 82-108.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская

энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 267-340, 366-371.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Гл. 22.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.


Лекция 8.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 164-173.

Радугин. С. 135-137.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.94-96.

Религиозные традиции мира. В 2 т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 1. С. 376-383, 403-413.

Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Гл. 23.


Лекция 9.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 180-204 (гл. IX, §3-4).

Радугин. С.136-143, 161-166, 173-179.

Дополнительная литература

Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.


Лекция 10.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 173-180.

Радугин. С. 143-152.

Дополнительная литература

Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.


Лекция 11.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 204-224, 232-242 (гл. X, §1-3, 6).

Радугин. С. 187-189, 194-197.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.112-132.

Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.1. С. 348-372, 382-388, 398-408.

Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т.– М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 18-34.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира.–М.: Политиздат,1986. Гл.24.


Лекция 12.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 227-232, 242-250 (гл. X, § 5, 7).

Радугин. С. 187-194.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.132-151.

Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.1. С. 372-381, 389-393.

Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т.– М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 36-65.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира.–М.: Политиздат,1986. Гл.24.


Лекция 13.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 260-270 (гл. XI).

Радугин. С.198-209.

Дополнительная литература

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.


Лекция 14.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 451-470 (гл. XXVIII-XXIX).

Радугин. С.221-225.

Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.).


^




ПЕРЕЧЕНЬ заданиЙ для самостоятельной работы


1. Проблема определения сущности религии.

Контрольные вопросы:

Богословские объяснения сущности религии.

Философские определения сущности религии.

Социологические интерпретации религии.

Психологические концепции сущности религии.

Литература: Основы религиоведения. С.14-46 (гл. I).


^ 2. Мифология и религия в первобытной культуре.

Контрольные вопросы:

Этиологическая (экспликативная) функция мифа.

Миф и ритуал.

Эзотерическая и экзотерическая стороны религиозного мифа.

Литература: Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С.507-551.

^ 3. Эволюция анимистических культов в период разложения родо-племенного строя.

Контрольные вопросы:

Культ личных духов-покровителей.

Культ вождей.

Культ племенного бога.

Специфика аграрных культов.

Литература: Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С.292-306, 320-329, 330-333, 343-347, 351-357, 365-372.


^ 4. Религии доколумбовой Америки.

Контрольные вопросы:

Религия ольмеков.

Религиозные представления и культы «классических» майя.

Религиозная система ацтеков.

Литература: Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т.1. С.136-204.


^ 5. Язычество древних славян.

Контрольные вопросы:

Культовые сооружения древних славян.

Исторические этапы славянского язычества.

Языческая реформа князя Владимира.


Литература: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. С.209-213, 224-231, 412-421, 436-444, 755-761.


^ 6. Особенности дзэн-буддизма.

Контрольные вопросы:

Становление чань-буддизма.

Дзэн-буддизм и концепция сатори.

Система коан.

Литература: Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. С.443-511, 634-642.


^ 7. Основные направления позднего протестантизма.

Контрольные вопросы:

Баптисты и евангельские христиане.

Адвентизм.

Свидетели Иеговы.

Пятидесятничество.

Литература: Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. С.44-47, 103-106, 130-133, 182, 212-215, 232-234, 282-284, 297-298.


^ 8. Двоеверие в русской культуре.

Контрольные вопросы:

Основные этапы христианско-языческого двоеверия.

Синкретизм языческой мифологии и христианства в народном культе святых.

Реликты язычества в календарной обрядности.

Литература: Волошина Т.В., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С.257-278.


^ 9. Ислам на современной политической арене.

Контрольные вопросы:

Отношение исламского мира к ценностям западной культуры.

Исламский фундаментализм и движение ваххабитов.

Литература: Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т.1. С.101-105.


Форма контроля самостоятельной работы – собеседование по реферату.


^

вопросы к ЗАчЕтУ


Сущность религии и её определение в различных мировоззренческих системах.

Детерминация религии. Социальные основы, гносеологические предпосылки и психологические факторы религии.

Структура современной религии.

Религиозное сознание и его уровни.

Религиозный культ. Обряды и традиции в структуре религии.

Религиозные потребности и социальные функции религии.

Религиозная вера: ее место в религиозном комплексе, отличие от веры нерелигиозной.

Религиозные организации и религиозные отношения.

Проблема происхождения религии.

Основные формы первобытной религии и их проявление в современных религиях.

Магия и ее виды.

Тотемизм и фетишизм как ранние формы религии.

Славянское язычество и его отголоски в современности.

Религия в Древнем Египте и Древней Месопотамии.

Религия в Древней Греции и Древнем Риме.

Национальные религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм).

Национальные религии Индии

Зороастризм.

Иудаизм.

Буддизм: происхождение, вероучение, культ, основные направления.

Особенности чань-буддизма.

Специфика тибетского буддизма.

Христианство: социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки.

Становление христианской церкви, идейная и организационная борьба в раннем христианстве.

Католицизм: вероучение, культ и организация.

Православие: особенности вероучения и культа. Православие в современном мире.

Русская православная церковь: история и современность.

Древние восточные («нехалкидонские») церкви.

Реформация и ранний протестантизм.

Основные течения позднего протестантантизма.

Ислам: происхождение, вероучение, культ.

Основные направления и география ислама. Ислам в России.

Нетрадиционные религии современности. Причины их возникновения и распространения в обществе.

Секуляризация и особенности свободомыслия в современном мире.

Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» как юридическая гарантия функционирования религии.

Религия в современном диалоге культур и цивилизаций.

^ ТЕСТЫ


Что такое религия?

а) вера в бога;

б) форма общественного и индивидуального сознания;

в) «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил,

которые господствуют над ними; в их повседневной жизни; от-

ражение, в котором земные силы принимают форму незем-

ных» (Ф.Энгельс).


^ 2. Какие религии из перечисленных национальные?

а) конфуцианство;

б) буддизм;

в) иудаизм;

г) индуизм;

д) ислам.


3. Какие из перечисленных религий являются монотеистичес-

кими?

а) митраизм;

б) ислам;

в) буддизм;

г) зороастризм;

д) иудаизм;

е) христианство.


4. Укажите ранние формы религий?

а) фетишизм;

б) анимизм;

в) магия;

д) политеизм;

е) монотеизм;

ж) деизм.

5. В иудаизме поклонялись:

а) Яхве;

б) Аллаху;

в) Ахура-Мазде;

г) Сатане;


6. Основные источники иудаизма:

а) Талмуд;

б) Ветхий Завет;

в) Палийский канон;

г) Авеста.


7. Мессия в христианстве:

а) Зороастр;

б) Иисус Христос;

в) Божественная Троица.


8. Первый раскол в христианстве был в:

а) IV веке;

б) VIII веке;

в) IX веке;

г) XI веке.


9. В результате первого раскола в христианстве появились направления:

а) православие;

б) протестантизм;

в) католицизм;

д) суннизм.


10. Теофагия в христианстве проявляется в каком культе?

а) омовения;

б) постов;

в) причащения.


11. Ислам возник на территории:



а) Палестины;

б) Аравийского полуострова;

в) Месопотамии.


12. Основные столпы веры в исламе:

а) символ веры;

б) пост;

в) молитва;

г) омовение;

д) хадж;

е) милостыня;

ж) шариат.


13. Основные направления в исламе:

а) суннизм;

б) суфизм;

в) шиизм;

г) хариджиты;

д) али-илахи.


14. Основатель буддизма:

а) Гаутама Сидтарта;

б) Махавира Джина;

в) Нанак.


15. Основной догмат буддизма:

а) вся жизнь – страдание;

б) мир вечен и бесконечен.


16. Индуизм – национальная религия:

а) евреев;

б) индусов;

в) славян.

17. Направления в индуизме:

а) шиваизм;

б) шиизм;

в) вишнуизм.


18. Боги индуизма:

а) Шива;

б) Кришна;

в) Вишну;

г) Иса;

д) Будда;

е) Аллах.


19. Идеальный человек в конфуцианстве:

а) Цзюн-цзы;

б) Мо-цзы;

в) Кун-цзы.


20. Формы свободомыслия:

а) деизм;

б) пантеизм;

в) антиклерикализм;

г) атеизм.


ГЛОССАРИЙ


Аниматизм – представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей её и оказывающей влияние на жизнь людей.

^ Анимизм – вера в души и духов.

Атеизм - система взглядов, отвергающих религиозные представле-ния и религию в целом.

Благо - положительная ценность для человека.

Бог - иллюзорный образ, наделённый сверхъестественными образами.

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в исламе, возникшее

в конце 18 в. в Аравии.

Вера - система религиозных взглядов; специфическое отношение к действительным и воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что признавая существование многих богов данное племя или объединение племен, считало непосредственно покровителем лишь

одного из них и поклонялось исключительно ему.

Деизм - философско-религиозное учение, по которому бог есть без-личная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешива-ющаяся в развитие природы и общества.

Монофизитство - богословско-догматическое направление в Христи-анстве, возникшее в Византии в 5в. Основателем его считают конс-тантинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу

присуща одна природа – божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. церк. ортодоксии.

Филиокве – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589году добавление к христианскому символу веры. Добавление заключалось в утверждении, что святой дух исходит и от бога-отца и от бога-сына.

^ Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства, уста-новленное папой Григорием VII ( 1073-1085).

Экзегетика – раздел богословия, занимающийся трактовкой и толко-ванием смысла и содержания библии.

Яхве, Ягве – имя древнееврейского бога.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


ОсновнЫЕ учебникИ

Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001.

Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М.: Центр,1997.


Дополнительная литература

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989.

Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

6. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

7. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука, 1993.

9. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

10. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

11. Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

12. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

13. Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

14. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

15. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

16. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – Киев: СИНТО, 1993.

17. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992.

18. Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

19. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

20. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984.

21. Карташов А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

22. Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

23. Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

24. Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 16.

26. Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

27. Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

28. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.

29. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

30. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

31. Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.

32. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

33. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: Гранд, ФАИР-ПРЕСС, 1999.

34. Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

35. Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

36. Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

37. Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988.

39. Савельев В. И. Свобода совести: история и теория. – М.: Высшая школа, 1991.

40. Светлов Г.Е. Путь богов. (Синто в Японии.) – М.: Мысль, 1985.

41. Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986.

Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука, 1988.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.




Скачать 315,32 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер315,32 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх