Будущего учителя информатики icon

Будущего учителя информатики


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Методика формирования готовности будущего учителя информатики к преподаванию линии социальной...
Отражение системы понятий искусственного интеллекта в содержании образовательных программ...
Компетентностно-модульный подход к предметной подготовке будущего учителя информатики...
Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя...
Программа педагогической практики тобольск...
Кафедра информатики и прикладной математики...
Тезисы доклада учителя информатики высшей категории...
Развитие социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе изучения педагогических...
Анализ работы кафедры математики, физики и информатики в 2010-11 учебном год...
Для освоения программы курса необходимо владение базовыми навыками работы на компьютере...
Аналитическая справка о деятельности Претендента на соискание денежного поощрения...
Адаптированная типовая программа «Школа будущего первоклассника» (для детей 5,5-7 лет)...



скачать
Иванова Л.В., Юрзанова Т.К.

Елабужский государственный педагогический институт


ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ



Подготовка учителей информатики связана с решением все новых и новых проблем, возникающих по мере развития вычислительной техники, обновления парка машин в компьютерных классах и развития самой науки информатики.

В последнее время все больше средних учебных заведений нашего региона получают в свое распоряжение классы IBM-совместимых компьютеров. Учитывая, что данный вид компьютеров получает значительное распространение как инструмент и рабочее место на производстве, в различных организациях и учебных заведениях, можно согласиться с тем, что необходимо обучать будущего специалиста (врача, учителя, экономиста и т.д.) в первую очередь пользовательским навыкам - умению грамотно работать с имеющимся программным обеспечением.

Трудно ожидать в обозримом будущем, что школы смогут оборудовать компьютером каждое рабочее место учащихся. Это нереально еще и потому, что ни учителя, ни производители образовательных программ не в состоянии предложить учащимся постоянную содержательную работу за компьютером, хотя бы по некоторым предметам, кроме основ информатики.

Учитель информатики, являясь ключевой фигурой формирования информационной культуры учителей любых специальностей, даже при наличии хороших технических средств, но не имеющий систематизированных знаний для эффективного использования ЭВМ в учебно-воспитательном процессе и соответствующей практики, испытывает серьезные затруднения при использовании компьютерных технологий в обучении. Поэтому очень важно, чтобы будущий учитель информатики прекрасно понимал принципы проектирования и функционирования программных средств учебного назначения (СНИТ) и получил такие знания еще на студенческой скамье.

Постоянное развитие компьютерной техники, большая скорость появления нового программного обеспечения, отсутствие государственного стандарта и наличие большого числа различных учебников ставят современного учителя информатики в условия постоянного учебного процесса. Чтобы освоить новую технику, новое программное обеспечение и составить исходя из этого необходимый дидактический материал, ему дается минимальное количество времени.

Получив высшее педагогическое образование и начав работать, учитель информатики находится постоянно в процессе смены имеющихся разработанных учебных материалов, что удерживает его в состоянии «творческого тонуса», чего нельзя сказать об учителе математики, физики или химии. Многие программы, попадающие на информационный рынок и, следовательно, в школу, не имеют адаптированных для школ учебных пособий, документации и т.д. Поэтому учителю приходится создавать это самому, используя собственный запас знаний и навыков по освоению новых программных продуктов. Кроме того, не существует прямой аналогии между курсами традиционных школьных предметов и курса информатики, так как данный предмет не обладает той степенью академичности, которая присуща математике, физике и другим предметам.

Предел адаптационного процесса для учителя информатики, после которого открывается возможность работать плодотворно, не используя ничего нового в своей работе, очевидно, наступит нескоро (по крайней мере, не в ближайшие годы).

На физико-математическом факультете ЕГПИ «учитель информатики» - это дополнительная специальность, этим определяется количество часов и выбор учебных предметов для подготовки по этой специальности. Главное, что должен сделать преподаватель вуза – это дать базовые знания, которые затем специалист может реализовать при работе с любым программным обеспечением.

Целью традиционного обучения является получение учащимися достаточного объема знаний, умений и навыков в некоторой области. Поскольку на современном этапе развития обновление информации и устаревание прежних знаний происходит очень быстро, то в процессе обучения усвоение материала все больше уступает умению пользоваться информацией. Поэтому одной из основных задач является подготовка специалистов, умеющих самостоятельно овладевать знаниями, применять их на практике и обучать этому своих учеников.

Основой для подготовки студентов к использованию СНИТ в обучении является практический курс «Программное обеспечение ЭВМ». Специальные умения и навыки, необходимые для применения СНИТ в обучении должны отрабатываться в процессе реального компьютерного обучения в вузе. Овладение методикой создания ППС и использования СНИТ в обучении должно происходить при прохождении спецкурса, ориентированного на апробированную методическую систему информатизации обучения конкретному предмету.

Ни у кого не вызывает сомнения то, что учитель информатики должен уметь пользоваться готовыми учебно-программными комплексами (ПМК) на профессиональном уровне. Но должен ли он уметь разрабатывать программно-методические средства? Если создание ППС не должно входить в круг обязанностей учителя информатики, то как тогда дать студенту – будущему учителю информатики – полное представление о принципах проектирования ППС? То обстоятельство, что ППС учебного назначения являются одновременно и программным, и педагогическим продуктом, подсказало нам возможный выход: одновременное рассмотрение принципов проектирования программных средств учебного назначения и педагогических аспектов применения этих средств за счет специально выделенных учебных часов.

Для формирования навыков самостоятельной работы на компьютере мы используем, наряду с другими формами учебной работы, и вычислительную практику, проводимую в течение одной учебной недели в двух семестрах (3/4 и 6/7). Ее назначение сохраняется и в новых учебных планах, соответствующих ГОС-2000, с той лишь разницей, что эти часы распределены равномерно в течение всего семестра в рамках одной из дисциплин по информатике.

Остановимся более подробно на содержании второй вычислительной практики.

Содержанием практики является обзор имеющихся на данном этапе программных средств, критерии эффективности использования того или иного продукта в обучении, его дидактические возможности.

В период практики студенты принимают участие в методических разработках конкретных разделов школьной информатики с использованием компьютерных средств: Роботландия, Алгоритмика, ПервоЛого и Логомиры. Чем обусловлен выбор указанных ППС?

Все региональные стандарты по информатике ориентируются на один из таких пакетов, как Роботландия. По мнению разработчиков (академик Ю.А. Первин и др.), Роботландия – это программно-методическая система, предназначенная для обучения младших школьников (9-11 лет) под руководством учителя в общеобразовательной школе, оснащенной кабинетом с персональными компьютерами. Система представляет интегрированный курс, в котором вокруг основного стержня – информатики – концентрируются устойчивые межпредметные связи с математикой, родным и иностранным языками. Фундаментальными понятиями курса являются информация, алгоритм, исполнитель (робот или его программная модель). Постоянно и внимательно рассматриваются информационные процессы – обработка, передача и хранение информации. Курс ставит целью сформировать у школьников современное восприятие нового информационного общества и научить их использовать новые информационные технологии в повседневной (учебной) деятельности.

Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии Исполнителя. В последние годы это понятие вошло в обиход преподавателей информатики, и большинство курсов основано именно на таком подходе. Основой для введения Исполнителя служат задачи.

Исполнителя можно представлять себе роботом, снабженным набором кнопок. Каждая кнопка соответствует одному действию, которое робот способен совершить. Нажатие кнопки вызывает соответствующее действие робота.

Робот действует в определенной среде. Чтобы описать Исполнителя, нужно задать среду, в которой он действует, и действия, которые он совершает при нажатии каждой из кнопок.

Учебно-методический комплекс «Алгоритмика» включает в себя учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений, методические рекомендации для учителя и программное обеспечение, разработанное Институтом новых технологий образования.

Курс «Алгоритмика» рассчитан на обучение в течение одного года учеников 5, 6 или 7 класса средней общеобразовательной школы. На наш взгляд, очень важно то, что он может преподаваться как с компьютерной поддержкой, так и в безмашинном варианте.

Данный курс рассматривается авторами Ландо С.К. и Семеновым А.Л. как часть курса математики. Основная цель курса - формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

Для обучения алгоритмике школьнику нужно только умение выполнять арифметические операции над целыми числами. Комбинаторные объекты легко овеществляются, с ними можно работать руками, а доказательства производить методом полного перебора. Познание может происходить при активном использовании игр, театрализации задач. Возможность работы с компьютером повышает интерес школьника, а значит, и эффективность его работы.

Конструктивистская парадигма, как одна из основных составляющих философии образования компьютерного века, постепенно становится все более и более принятой учителями разных стран и образовательных сообществ. Самым существенным для нас в этой парадигме является самостоятельное построение учащимся своего знания, базирующееся на деятельности с реальными и виртуальными объектами. Компьютер позволяет реализовывать наиболее конструктивистские среды. Одной из самых популярных универсальных творческих сред в мире является среда Лого. Появившиеся в последние годы диалекты Лого, такие, как ЛогоМиры и ПервоЛого, используются во многих школах России.

Наличие в Лого присущих всем алгоритмическим языкам арифметических и логических операций, большое количество стандартных функций позволяют перейти на заключительном этапе обучения к более сложным элементам программирования. С помощью зацикливания с изменением параметров и рекурсивного вызова можно получить поражающие воображение учащихся многоцветные образцы компьютерной графики.

Отличительной особенностью ПервоЛого является реализация визуального программирования, когда команды языка представлены в виде картинок, щелкая по которым в требуемой последовательности учащийся создает свои программы. Таким образом, ученик получает возможность создавать содержательные работы, еще не умея читать и считать. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, программа построена так, что в ней отсутствует возможность совершить синтаксическую ошибку при программировании. Особенностью предлагаемой программы, предназначенной для использования в дошкольном и начальном школьном образовании, является, на наш взгляд, то, что она, может рассматриваться как первый шаг на пути в увлекательный мир Лого.

Возможности языка Лого для формирования у школьников алгоритмического мышления давно известны. Лого широко и плодотворно применяется на разных ступенях обучения. Но перспективы, которые дает новая среда ЛогоМиры, позволяют совершенно в новом ракурсе взглянуть на преподавание основ программирования. Эта среда позволяет организовать обучение программированию не на набивших оскомину математических задачах, а на этапах мультипликации: от разработки сценария до «оживления» и озвучивания персонажей.

Среда ЛогоМиры является прекрасным образцом мультимедийных сред, адаптированных для обучения. В ней не только сохранены и расширены возможности изучения основных алгоритмических конструкций (ветвления, различные циклы, организация диалога), но и имеется разнообразный спектр атрибутов увлекательного программирования. Данная компьютерная среда включает в себя набор программируемых объектов (черепашек), которые могут действовать одновременно (параллельные процессы), при этом взаимодействуют друг с другом. Используя встроенные в программу графический, текстовый, музыкальный редактор, студенты учатся создавать мультимедийные проекты по любой теме любой школьной дисциплины.

В конструктивистскую парадигму вписываются и инструментальное истолкование компьютера в учебной деятельности по различным школьным предметам на базе «общеофисного» (такого, как MS Office) программного обеспечения и его расширений в направлении тех или иных профессиональных или адаптированных специализированных средств.

Дальнейшее освоение имеющегося программно-методического обеспечения курса информатики для всех этапов ее изучения – пропедевтического, базового и профильного – и изучение дидактических возможностей и особенностей ПМК в курсе методики преподавания информатики позволят будущему учителю информатики не только завершить цикл собственной компьютерной подготовки, но и получить надежный ориентир в будущей профессиональной деятельности.

В заключении приведем рабочую программу по вычислительной практике и примерный список методической литературы.

Цель практики:

1. Изучение программно-методических комплексов, обеспечивающих поддержку пропедевтического курса информатики в средней школе.

2. Изучение научно-методической литературы по проблемам раннего обучения информатике в школе.
^

План лабораторных занятий:


1. Состав, назначение и возможности программно-методических комплексов «РОБОТЛАНДИЯ», «ПЕРВОЛОГО», «ЛОГОМИРЫ», «АЛГОРИТМИКА».

2. Анализ научно-методической литературы по проблеме обучения информатике учащихся начальных классов.
^

Распределение учебных часов:


РОБОТЛАНДИЯ 10 часов

АЛГОРИТМИКА 8 часов

ПЕРВОЛОГО 2 часа

ЛОГОМИРЫ 8 часов
Форма отчетности

1. Фрагмент урока по каждому из ПМК

2. Собеседование по проблемам раннего обучения информатике в школе

Список рекомендуемой литературы:

РОБОТЛАНДИЯ


1. Дуванов А., Первин Ю. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

2. Первин Ю.А. Роботландия 96. Программно-методический комплекс для нач. школы: Пос. для учителя. – Переславль-Залесский, 1996.

3. Журнал «Информатика и образование»:

а) Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю., Гольцман М. Роботландия: курс информатики для младших школьников. - 5, 1989

б) Первин Ю.А. Учительские семинары по Роботландии. - 6, 1993

в) Первин Ю. Дети, компьютеры и коммуникации - 1, 1994

г) Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся I класса - 6, 1995; 1, 1996

ЛОГОСРЕДЫ

1. Информатика. 6 - 7 класс /под ред. Н.В.Макаровой – СПб: Питер, 1998

2. Сопрунов С.Ф. ПервоЛого: Пос. для учителей: IBM. – М.: Институт новых технологий образования, 1996.

3. ЛогоМиры. С чего начать: IBM: Уч. пос. / Пер. с англ. С.Ф. Сопрунова; под ред. А.Л. Семенова. - М.: Институт новых технологий образования, 1996.

4. Журнал «Информатика и образование»:

а) Смирнов Е. К Концепции обучения информатике в младших классах. 2, 1988

б) Долматов В. Методические проблемы построения курса информатики для V-VI классов. - 6, 1989

в) Буцик В. Обучение младших школьников началам информатики. - 2, 3 1991

г) Антипов И., Боковнев О., Степанов М. О преподавании информатики в младших классах. - 5, 1993

д) Пронина С. Информатика в начальной школе. - 5, 1993

е) Дубинина В.В. Уроки развития, или Пропедевтический курс информатики для малышей - 3, 1995

АЛГОРИТМИКА

1. Алгоритмика. 5-7 классы: Учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений /А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К. Ландо, А.Л. Семенов, А.Х. Шень. --М.: Дрофа, 1996
^
2. Алгоритмика. 5-7 классы: Методические рекомендации для учителя /А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К. Ландо, А.Л. Семенов, А.Х. Шень. - М.: Дрофа, 1996

3. Ландо С.К., Семенов А.Л. Алгоритмика: учебная программа курса /Информатика и образование, N 3, 1998


^

Исаков А.С., Стариченко Б.Е.

Уральский госпедуниверситет


Инструментальная система педагогического назначения WWM

Многолетний опыт разработки и применения инструментальных систем педагогического назначения (ИСПН), обеспечивающих функции компьютерного тренажа и контроля, позволяет сформулировать требования дидактического и технического характера, которым современная ИСПН должна удовлетворять:

  • ориентация на мультимедийные возможности компьютера при представлении учебной информации для учащегося;

  • стандартность и простота интерфейса как на этапе разработки заданий, так и при предъявлении их учащемуся;

  • наличие нескольких анализаторов ответов учащегося; предпочтительность «мышиных» анализаторов;

  • широкие возможности для преподавателя по варьированию тактики использования имеющегося банка учебных заданий, в частности, по индивидуализации объема и сложности заданий, критериев оценивания, порядку предъявления и пр.;

  • возможность применения системы как на отдельных компьютерах, так и в локальной сети учебного класса;

  • сохранение данных тестирования и их последующая статистическая обработка;

  • универсальность (предметная независимость);

  • доступность для учебных заведений.

Совокупность перечисленных требований можно рассматривать в качестве модели ИСПН, на основании которой в Лаборатории информационных технологий в образовании УрГПУ была создана и продолжает совершенствоваться инструментальная система WWM. Требование доступности системы для учебных заведений и, в первую очередь, школ породило идею построить ИСПН на основе распространенного текстового редактора MS Word-97. Ориентация на стандартный формат представления данных обеспечивает дополнительное преимущество, открывая возможность использования созданных учителем электронных документов-заданий и в домашней работе учащихся. Являясь, по сути, надстройкой над Word, WWM позволяет:

  • использовать при разработке заданий всех допустимые в MS Word-97 объекты, в том числе OLE и DDE;

  • формировать и редактировать банки (сборники) с неограниченным числом заданий;

  • определять индивидуальный порядок работы со сборником учащегося через механизм сценариев опроса;

  • формировать вспомогательную «базу опроса»: списки тестируемых по группам (классам), списки преподавателей и дисциплин;

  • осуществлять непосредственное тестирование или тренаж учащихся в соответствии с заданными сценариями как в локальном, так и в сетевом вариантах с сохранением результатов работы учащегося;

  • производить выдачу домашних заданий учащимся из готовых сборников и автоматизированную проверку выполненных заданий;

  • осуществлять экспорт результатов тестирования в MS Excel с элементами статистической обработки.

ИСПН WWM состоит из семи модулей: редактора списков классов, редактора сборников заданий, редактора сценариев, тестирующего модуля, мастера протоколов, настроек пользователя и модуля обработки домашних заданий. К отличительным особенностям WWM следует отнести:

  • тренаж и контроль осуществляется на одних и тех же сборниках заданий; дидактическая задача определяется сценарием опроса;

  • каждое задание строится из двух кадров-документов – непосредственно задания и его решения (эталона); при разработке необходимо заполнение обоих кадров, однако, доступность решения для просмотра учащимся определяется сценарием опроса;

  • кадр представляет собой набор объектов, допустимых текстовым редактором Word, размещаемых на экране в соответствии с принципом WYSIWYG; все объекты равноправны в плане их размещения на экране и приемов работы с ними;

  • в системе предусмотрены следующие анализаторы ответов учащегося:

  • drag&drop – анализ попадания некоторого объекта в определенную область;

  • число – генерирует числа в указанных диапазонах и выводит их в предназначенные для этого поля переменных, анализируется ответ введенный в поле функции, для которого указана зависимость от полей переменных;

  • выпадающий список (форма) – выбор верного ответа из выпадающего списка;

  • поле ввода (форма) – проверка правильности введенной последовательности символов с учетом регистров;

  • флажок (форма) – проверка состояния флажка: установлен/не установлен.

  • оценочная шкала предусматривает возможность как индивидуальной, так и групповой настройки с возможностью учета весовые коэффициенты заданий;

  • при работе системы в локальной сети используется единый банк заданий, а также автоматически ведется сводный протокол тестирования.

Система WWM надежна и проста в эксплуатации. Для пользователей – как преподавателей, так и учащихся – необходимо лишь знание стандартного интерфейса MS Word 97 и умение осуществлять манипуляции с экранными объектами и формами. WWM прошла апробацию в учебном процессе Уральского госпедуниверситета, а также ряде школ г.Екатерибурга. Использоваться система может для осуществления тренажа учащихся по теоретическим вопросам или выполнению практических заданий, для проведения текущего и итогового контроля, на зачетах и экзаменах, для выдачи индивидуальных домашних заданий с последующей автоматизированной их проверкой. Отдельно следует отметить возможность применения WWM в системах дистантного обучения, использующих для транспорта учебной информации магнитные носители или электронную почту.


Р. Р. Камалов

Глазовский государственный педагогический институт


^ ПОНЯТИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

В преподавании алгоритмической линии важно ввести понятие «алгоритмическая модель», как совокупность данных, алгоритма и исполнителя, предназначенных для решения некоторой задачи.

Невозможно установить иерархическую зависимость между понятиями «алгоритм», «данные», «исполнитель». Данные понятия не должны рассматриваться отдельно друг от друга.

В преподавании алгоритмической линии методически важно рассмотреть исполнителей трех типов: арифметического, графического и исполнителя типа «Робот».

Необходимо последовательное введение понятий «система команд исполнителя», «среда», «режимы работы исполнителя» на основе изучения того или иного типа исполнителя.

^

Казинец В. А., Поличка А. Е.


Хабаровский государственный педагогический университет

О СОДЕРЖАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ


Согласно нормативным материалам у региональных органов управления образованием имеется возможность при реализации обязательного минимума содержания школьных дисциплин учитывать региональные особенности. Возникла проблема описания этих особенностей. Здесь можно предложить ряд принципов. К ним относится географическая отдаленность Хабаровского края. Его большая протяженность. Далее необходимо учитывать структуру обязательного минимума дисциплины. Наконец, естественно обеспечить некоторое выживание содержания во времени. Последнее может обеспечить, например, научность подбора содержания. В связи с этим можно предложить разбиения содержания курса на две части: элементы теоретической информатики и основы информационных технологий.

Авторами разработана программа курса информатики для средних школ Хабаровского края. Данная программа может быть использована в общеобразовательных школах Хабаров­ского края. Программа разработана в соответствии с требованиями краевого стандарта учебной дис­циплины «Информатика» и предназначается для использования в общеобразовательных школах при вариантах преподавания информатики как в 10-11 классах, так и при вариантах преподава­ния в 7-9 классах

Прелагаемый для усвоения школьников учебный материал дан шире и глубже по срав­нению с требуемым уровнем обязательного усвоения с целью обеспечения поля возможностей в освоении учебного материала в зависимости от их интереса и способностей, а также для учета имеющихся в распоряжении образовательного учреждения реальных условий технического со­провождения и обеспечения учебного процесса

Программа может быть реализована на основе различных методических концепций (в том числе на основе «машинного» и «безмашинного» вариантов) и позволяет реализовать прин­цип вариативности обучения.

Основное внимание данная программа уделяет следующим вопросам; связанные с пони­манием сущности информационных процессов, связанные с выбором исполнителя для решения задач, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения, связанные с опи­санием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ. Приведены расчасовка материала по разделам, перечислены знания и умения. При составлении рабочей программы необходимо учитывать следующие условия. Материальное обеспечение курса «Информатика»: наличие вычислительной техники, ее соответствие современным требованиям, программное обеспечение, наличие выхода в ло­кальные и глобальные вычислительные сети. Тенденции развития дисциплины «Информатика» развитие информационных техно­логии, изменение технологии программирования, изменение объема теоретических основ ин­форматики, предлагаемых для изучения школьникам. - Возраст учеников, изучающих данный предмет. В связи с изучением информатики в более ранних классах меняются межпредметные связи, отраженные в предложенной програм­ме.




Скачать 162,74 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер162,74 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх