«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи» icon

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи»


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Обогащение словарного запаса, как одно из условий совершенствования речи...
Доклад по методической теме "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей...
Методическая разработка «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы»...
Рабочий вариант программы пояснительная записка...
«Работа с устаревшей лексикой, как условие обогащения словарного запаса учащихся»...
«Работа с устаревшей лексикой, как условие обогащения словарного запаса учащихся»...
План: Введение. Обогащение словарного запаса учащихся...
Когда вы только приступаете к изучению языка...
На своих уроках уделяю первостепенное внимание созданию условий для развития самоценных форм...
«Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы»...
План Актуальность выбора темы...
План Актуальность выбора темы...



Загрузка...
скачать
Описание

системы работы по теме:

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи»


учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Харабали»


Бальченас Людмилы Васильевны.


Харабали – 2009 г.

Условия возникновения, становления опыта


Школа №1, где я работаю, находится в районном центре г. Харабали. Класс, в котором я проработала 6 лет, с 1999 по 2005 г., отличался средним уровнем знаний, но детей связывала в классе дружба, отзывчивость по отношению друг к другу, доброта к окружающим. Но у большинства не хватало словарного запаса, хотя ребята были творческие и активные. И последовательная, упорная работа с текстом, абстрактной лексикой позволила увеличить их словарный запас, они стали более раскованы в общении, т.к. работа с текстом – это прежде всего коммуникация, общение. И я уверена, что речевая деятельность предполагает умение понимать и создавать тексты. Таким образом, текст выполняет особую, только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

Формирование опыта работы невозможно без изучения методической литературы, в этом помогают журналы «Русский язык в школе», специальная методическая литература по предмету.

Большое влияние и огромную помощь оказывают мои коллеги, учителя русского языка и литературы, Балакина В.Г. и Зубкова И.В., имеющие большой педагогический опыт и свои творческие наработки.

Курсы повышения квалификации помогают узнавать и осваивать новый материал, т.к. есть выбор определения предметных недель.

Педагогические семинары в школе наталкивают на повышение интереса к той или иной теме, связанной с формированием творческой личности ученика.

Творчество учителя и ученика – самый мощный импульс в развитии гармоничной личности ребенка.
^

Актуальность и перспективность.


Часто приходится слышать: «У современной молодёжи нет ничего святого. Подростки безразличны, бесчувственны как к радости, так и к горю других». Не соглашусь с таким утверждением. Молодые люди «и жить, и чувствовать спешат», однако окружающая языковая среда, безусловно, отрицательно влияет на формирование, развитие и выражение чувств и эмоций. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, молодой человек поначалу бравирует словами клёво, прикольно и подобными, а потом и вовсе замыкается в себе. И не потому, что он бесчувственен, нет. А потому, что в его памяти нет слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал.

Поэтому считаю правомерным и необходимым проведение уроков по развитию речи с целью обогащения речи учащихся словами, выражающими «душу людей, столь глубоко сокрытую».

На уроках русского языка и развития речи мы стараемся уделять больше внимания образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка.

«Понимание речи заключается в цепи ассоциаций», - писал Л.Выготский. Ассоциативность мышления лежит в основе умения говорить и писать ярко, образно. А формирование этого умения начинается с того, что мы учим наших воспитанников воспринимать художественный текст. Наша задача – помочь детям увидеть и «расшифровать» изобразительно-выразительные средства языка, и путь к этому – «двойное – аналитическое и синтетическое – прочтение художественного текста» (Н.М.Шанский). Оно влияет и на восприятие школьниками окружающего мира, оценку его (так возникает внимание к различным аспектам окружающей действительности), эмоциональное выражение их собственных чувств. При этом ярко выступает роль речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия, в частности изобразительных и выразительных эпитетов – звуковых, световых, цветовых, слуховых, эмоциональных и т.д.

С 5-го класса я начинаю специально обучать школьников анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании их собственных творческих работ.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Эти вопросы для нас, учителей-словесников, стали уже едва ли не главными. И чаще всего мы пытаемся найти ответы на эти вопросы в использовании на уроках различных форм, методов и приёмов. Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, а также исследования речи в психологии и речевой деятельности в психолингвистике. Развить связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться.

При обучении учащихся работе с текстом нужно иметь в виду, что умения, формируемые и реализующиеся в данном случае, опираются на умение читать, т.е. умение понимать прочитанное. Собственно говоря, это важнейшее умение является базой развития всей группы коммуникативных умений, т.к. основным способом их формирования является анализ текста-образца. А чтобы текст проанализировать, правильно его интерпретировать, нужно уметь читать.

В результате создается парадоксальная ситуация – мы хотим научить учеников излагать свои мысли, чувства, переживания без опоры на умение осмысливать услышанное или прочитанное высказывание. А ведь уже давно доказано, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, и нельзя развивать какой-либо один из них, не заботясь о развитии всех остальных.

Обучение учащихся грамотному, зрелому чтению, в основе которого лежит процесс восприятия и активной переработки информации, осуществляется при условии их активного творческого мышления. В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: её выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка.

Чтение способствует развитию словесно-логической и образно-эмоциональной памяти.

В ходе чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и определяется связь между ними, находить опорные слова, предложения, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте.

Таким образом, умение читать, т.е. воспринимать и перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, во многом обеспечивает развитие коммуникативных умений на базе которых осуществляется развитие связной речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Уроки литературы… Среди прочих предметов школьного курса они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки, которые являются целью овладения любой школьной дисциплиной, здесь, пожалуй, чуть-чуть уступают самому главному умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах, - умению быть человеком.

Задача учителя литературы безмерно сложна. Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованием программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути.

Непростое это занятие – вести по страницам многотомного произведения Л.Н.Толстого юнцов, не видевших жизни, помогать распутывать хитросплетения интриги романа Ф.М. Достоевского читателям совсем другого века, вместе с ними искать свет в беспросветье булгаковской Москвы… Много вопросов волнует словесника: как помочь юным читателям увидеть то, что хотел показать писатель? Сумеют ли они почувствовать то, что любило его сердце? Непростое дело ожидает учителя, но всё-таки интересное и увлекательное. У каждого педагога есть свои хитрости и секреты преподавания литературы в старших классах, своя методика, благодаря которой обычный академический час превращается в праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины…

Каждый учитель, входя в класс, хочет, чтобы урок был удачным и интересным, результативным. Каждый стремится воспитать в ученике вдумчивого и пытливого читателя, мыслителя. Конечно, не всегда получается то, что задумано, не всех целей удается достичь. Порой уставший, не совсем удовлетворённый результатом своего труда, учитель произносит буднично и просто: «Уроки».

Увлеченный своим делом, педагог однажды увидит радостный блеск в глазах юного собеседника, заметит интерес на его лице. И, значит, появится повод задуматься о том, как поддержать этот интерес, чем подзадорить его? Уроки? Да, именно они помогают нам, педагогам.

…Пройдет немало времени, на многие вопросы найдутся ответы. Наберутся читательского опыта ученики, пополнится новыми находками методическая копилка учителя, и заливистый школьный звонок заставит педагога воскликнуть: «Уроки!!!»
^

Ведущая педагогическая идея опыта.


Одной из целей современного образования является воспитание гармоничного коммуникабельного человека, способного решать разнообразные задачи в процессе общения, осознанно действовать в различных сферах жизнедеятельности. В сегодняшней сложившейся обстановке возрастает роль учителя.

Система моей работы родилась в результате многолетнего труда. В своей работе я использую такие педагогические идеи как:

  • идея личностного подхода к воспитаннику;

  • идея практико-ориентированного обучения;

  • идея гуманизации образовательного процесса;

  • идея обучения и воспитания в деятельности;

  • идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе;

  • идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

  • идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека.

В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет человеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно-ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. И главной задачей учителя я считаю не просто формирование у ученика тех или иных качеств, а развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в его личностном багаже.

Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

«Каждый ребенок есть в известной степени гений», - эти слова Шопенгауэра определяют сущность и пути сотворчества. Творческое воспитывается творчески. Неважно, какую профессию выберет в будущем ученик – творческое начало, если оно есть, останется с ним навсегда.

Творчество всегда диалогично. Это диалог со зрителем, с читателем, со слушателем. Даже с самим собой. Урок – это диалог, рождающийся из внутреннего диалога учителя и стимулирующий внутренний диалог учащихся. Поэтому сотворческая наука превращает класс в мастерскую, где учитель и ученик учат друг друга главной науке – умению делать открытия.
^

Теоретическая база опыта.


Педагогическая деятельность отличается исключительной сложностью и многообразием приемов воздействия, свести ее к стандартам и стереотипам не менее опасно, чем работать только по интуиции. Но даже под воздействием одних и тех же приемов обучения и воспитания учащиеся формируются и развиваются по-разному: сказывается степень подготовленности школьника к осмыслению той или иной информации, его умение учиться, восприимчивость, направленность к учению, воля, характер. Поэтому учителю надо внимательно изучать психологию своего воспитанника, для того, чтобы вызывать у него встречное желание следовать установкам педагога, стремление лучше учиться.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени обеспечивается качествами и педагогическими способностями учителя, средствами его воздействия на учащихся и умением поддерживать их внимание и интерес, создавать эмоционально-творческий микроклимат на уроке.

Руководствуясь теоретическими положениями, учитель сможет строить систему осуществления обратной связи с учащимися, обоснованно проектировать перевод школьников на заданный уровень обучения, продуманно конструировать информацию для каждого ученика (слабого и сильного), включать своих питомцев в полезные виды работы и создавать творческий микроклимат на уроке. Каждый педагог, руководствуясь проверенными научными идеями, способен создавать систему собственной деятельности, опираясь на опыт своих коллег и психолого-педагогические теории воспитания.

Как убедительно подчеркивает Г. И. Щукина, формирование познавательных интересов учащихся осуществляется по двум каналам:

1) содержание учебных предметов;

2) организация познавательной деятельности учащихся.

Руководствуясь рекомендациями Г. И. Щукиной, я, с одной стороны, подбираю такую информацию, которая вызывала бы у учащихся повышенный интерес, затрагивала воображение, а с другой – разрабатываю систему таких заданий, которые бы делали процесс добывания знаний творческим и потенциальным.

Проблемное обучение, усложнение познавательных заданий, подборка текстов на применение знаний и умений, организация с учащимися творческой опытной, исследовательской работы периодически сопровождается включением в урок интересных фактов, повышающих внимание и любознательность учащихся.

В старших классах я и мои коллеги используем теорию оптимизации обучения Ю. К. Бабанского. Оптимальность обучения, выбор нужных методов, приемов требуют от учителя той конкретики, которая и дает знания. Будит чувства и позволяет ученику накапливать опыт познания науки и окружающего мира. Авторы учебников последнего десятилетия настаивают на обзорах, анализе текста. Но если только опираться на это, учащиеся забудут как надо читать вслух красиво наизусть. Анализ и обобщение делаю только после прочтения романа «Евгений Онегин» (стараемся читать на уроке и факультативе). Прочитав, каждый анализирует, что автор хотел сказать о героях или о себе самом. Задания включают в себя и развивающее обучение, и активизацию обучения, и программирование, и содержательное обобщение.

Теория содержательного обобщения В. В. Давыдова лучше воплощается по моему мнению, при изучении повторительно-обобщающих тем. В 6-7-х классах при обобщении тем: «Глагол», «Прилагательное», «Причастие» - удачно проходят уроки-путешествия. Ориентирами-станциями служат известные названия литературных мест и имена героев.

На уроке литературы использую схему Е. Н. Ильина: прием, деталь, вопрос. Прием у него выражается в работе на ученика. Зная проблему ученика, он делает на нее акцент, обращение к ученику. Отбирая деталь, характеризующую героя, задает вопрос, с помощью которого учащийся должен, опираясь на текст, оценить героя, а также получить ответ на свой вопрос. Этот метод со всеми приемами (работа с текстом, обращение к ученику, ассоциации с ранее изученным) можно назвать сотрудничеством учителя и ученика. К этому методу я пришла благодаря опыту моей коллеги Балакиной В. Г.

При использовании той или иной теории ищу свое. Переосмысливаю чужой опыт, пропускаю его через себя. Удаются уроки – исследования. По русскому языку начинаю приводить примеры и то них перехожу к теории. Учащиеся сами выводят правило, основываясь на практических заданиях.

При использовании чужого опыта учитываю прежде всего индивидуальные способности класса и отдельных учащихся, свои способности и возможности, готовность учащихся к совместной работе. Ищу свое, что поможет учащимся раскрыться, а мне добиться поставленной цели- самой главной для учителя-словесника – интерес к языку, радость от общения с высокой литературой, нашей русской.
^

Новизна опыта.


Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М. Бахтина, – это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».

Умеем ли мы говорить? Умеем ли мы письменно общаться? Умеет ли говорить современное молодое поколение? Эти вопросы не праздные. «Умение говорить» складывается в результате общения и мышления. Всякий современный человек сегодня должен уметь вступить в дискуссию, аргументированно доказать правильность высказанного суждения, применить в речи богатство лексики русского языка, не загрязняя его заимствованными словами.

Научить ребенка говорить прекрасным русским языком, используя все богатства языка – задача нелёгкая, но постоянно пополняя словарный запас учащихся на уроках, поясняя лексическое значение слова и применение его в текстах определённого стиля речи, можно привить вкус к хорошей речи. Нужно и можно убедить учащихся в том, что говорить, и уж тем более, писать красиво, грамотно, без жаргона здоровее для нашего мозга. Последние исследования ученых показали, что нецензурная брань разрушает, точнее, изменяет к худшему ДНК человека.

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное, эстетическое, творческое – в большой мере зависит от окружающей речевой среды.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала, интеллектуального уровня учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Основная задача учителя – раскрыть особенности всех пластов лексики, показать возможности учащихся при поступлении в вуз, на работу, в престижное учреждение, если он владеет языком русским в его классическом варианте, хорошо владеет абстрактной лексикой, умеет её применять в нужное время и в нужном месте и не пользуется разговорными и жаргонными суррогатами.

В «Словаре русского языка» Академии наук СССР (М., «Русский язык», 1985) дано следующее определение понятия «абстрактный»: «полученный путём абстракции; отвлечённый». Дано и определение слову «абстракт»: «Абстрактное, устаревшее. Отвлечённость. О том, кто (или что) лишён (лишено) конкретных индивидуальных признаков». «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и А.Ю. Шведовой (М., 1999) даёт понятие об абстрактных существительных в грамматике: «существительные, называющие отвлечённые понятия, действия, состояния, признаки, качества, свойства (например, зависимость, причинность, бог, бодрость, белизна, доброта».

Изучение абстрактной лексики на уроках русского языка и при работе с текстом очень важно и необходимо для интеллектуального развития школьников. Ведь коммуникативно-целесообразная, точная речь является иллюстрацией интеллектуального и творческого развития ученика, да и взрослого человека. Употребление абстрактной лексики требует, прежде всего, точности. А точность слов связана с употреблением слов в соответствии с их языковым значением.

Причин нарушения точности речи несколько, но первая из них - это неточное знание значения слова и русского, и иностранного. А также незнание другого значения слова, если слово многозначное, неумение употребить его в нужном значении; другая причина - это 'исправительный выбор синонимов. Об этом говорил Занков: «Мы мало обращаем внимание на различение синонимов». Следующей причиной неточности речи является смешение паронимов:

Абонент — абонемент

Дипломатичный - дипломатический

Приёмник - преемник

Адресат - адресант

Дипломат - дипломник - дипломант

Проблемный - проблематический - проблематичный

Предоставить - представить

Одеть - надеть

Антонимы Раздеть снять

Учащиеся (и не только они, но и многие взрослые) допускают в речи тавтологию и плеоназм, то есть речевую недостаточность и, наоборот, избыточность употребления. Пример тавтологии - (недостаточности): старый старик, мрак омрачил, сырный сыр. Примеры плеоназмов, наиболее часто встречающихся в речи: смелый риск, период времени, необычный феномен, совместное сотрудничество, истинная подоплёка, будущая перспектива, рыбная уха, коллеги по работе, меняющаяся динамика, эволюция изменилась. Нам нужна абстрактная лексика для обозначения многих понятий. На уроке вдумчиво, кропотливо я стараюсь работать над грамотностью письма и над знанием лексического значения каждого слова.

При подготовке к Единому Государственному Экзамену наиболее трудными для учащихся в 11 классе оказались задания из разделов «Орфография» и «Лексика». В заданиях была дана абстрактная лексика с пропусками букв. Есть задания по выяснению, какое лексическое значение слово объяснено неверно.

Анестезия — потеря, ослабление чувствительности, обезболивание

Девальвация - уменьшение золотого содержания денежной единицы, понижение курса национальной валюты.

Идеализм - приверженность к высоким нравственным идеалам

Реабилитация - восстановление хорошей репутации, восстановление в правах, устранение последствий тяжёлой болезни.

Олицетворение - представление в образе живого существа

Импровизация - словесное или музыкальное произведение, сочинённое во время исполнения, без подготовки.

Монография - большая по объёму книга.

Все лексические значения слов объяснены правильно, кроме слова «монография». Это слово означает «научное исследование, книга, посвященная одному вопросу». Учащиеся нашли ошибку. Таких вопросов для ЕГЭ довольно много. Определение лексического значения слова требует знаний этого слова, его толкования. Учащимся приходится обращаться к словарям. Идёт процесс накопления сложной абстрактной лексики. Эта лексика чаще всего иноязычного происхождения. Используем словари и этимологические, и толковые (Ожегова и Даля), и орфографические. Для учащихся, интересующихся языком, лексическая работа становится интересной; бывает, что ребята играют в слова, кто называет больше слов на названную тему или на названную букву.

Когда на уроке даю задание, например, в 10 классе написать слова на букву и, при этом уточняю, что лексика должна быть абстрактной, т. е. выражать отвлечённые понятия.

Выполняют, но слов много, и быстро отобрать их не могут. В памяти у учащихся их пока немного. Но по словарю вызванный к доске ученик находит их довольно быстро.

Например, такую лексику: инициатива, инерция, инженерия, инертность, индифферентность, индивидуальность, индексация, импозантность, имитация, изнашиваемость. Все слова учащиеся старались объяснить, употребить их в словосочетаниях и предложениях.

Работая по теме «Лексика», «Культура речи», я как учитель стремлюсь к тому, чтобы учащийся мог научиться применять разнообразную лексику в своей речи. В заданиях ЕГЭ предлагается много слов, пришедших к нам из английского языка, французского. Иные молодые люди сегодня стремятся излишне американизировать свою речь, щеголяя иноязычными словами, вставляя их в свою речь. Получается, как говорил А. Грибоедов, «смешение французского с нижегородским». В книге В.Костомарова «Вкус эпохи» (о языке, о корнях и т. д.) приведено ироничное стихотворение, в котором лирический герой поясняет происходящее; автор высмеивает любителей употреблять без меры иноязычные слова.

Коллоквиум штормило.

Схватились диспутанты.

Один сказал:

- Маркетинг!
Другой отрезал:

- Брифинг!

А третий рявкнул:

- Клиринг!

И грохнул кулаком.

Так в нашем регионе Достигнут был консенсус Посредством плюрализма, Хотя и эксклюзивно.

На сегодня, действительно, иноязычная речь без перевода вводится в нашу речь.

Неоправданное введение иноязычных слов портит наш язык. Но есть и ряд слов, которые употребляются довольно широко, и знать их учащимся нужно. Это те, которые относятся к области культуры, искусства, спорта, политики, состояния человека и т. д.

Например: каллиграфия, конгломерат, апломб, воображение, амплитуда, антипатия, апатия, архитектура, ностальгия, мелодичность, одухотворённость, неприкосновенность, аккредитация, аккуратность, мародёрство, незаурядность, подвижничество, прогнозирование, прямодушие, содействие, стилизация, тугодумство, угрюмость, уравновешенность, фатальность, ходатайство, шефство, щедрость, эластичность, юрисдикция, языкотворчество, язычество. Эти слова абстрактной лексики употребляются в разных жизненных сферах. Учитывая разнообразие профессий в жизни, я учу школьников тому, что им следует обладать знанием большого количества абстрактной лексики, чтобы быть компетентным во многих областях своей будущей деятельности, профессии.

Изучение словарей, накопление абстрактной лексики - дело весьма важное. Мы знаем, что многие писатели увлекались чтением словарей. Это дало им представление о мире, о нашем языке, о человеке, о природе, об искусстве. Если человек владеет большим словарным запасом, умеет применить слово из абстрактной лексики в устной и письменной речи, то он производит положительное впечатление. «Важно, - говорю я учащимся, - чтобы вы могли оперировать лексикой из разных областей, сфер жизни человека, науки, искусства, истории. Накопление словарного запаса развивает интеллект, память, чутьё к настоящей грамотной речи, внимание к тому, как меняется наш язык».

Изучение абстрактной лексики на уроках русского языка даёт учителю широкие возможности для расширения кругозора учащегося, развитие его памяти, умственных способностей. Ничто изученное никогда не пропадает бесследно. Знания языка необходимы сегодня, т.к. все полученные в школе знания могут неожиданно пригодиться. В этом я убеждаю детей и нацеливаю на то, чтобы они стремились развивать все свои способности, и речь их была уместной, чистой, богатой, логичной. Если их речь будет такой, они всегда сумеют представить себя в выгодном свете при поступлении в ВУЗ и на работу.

^

Технология опыта.


Труд учителя отличается от труда скульптора лишь тем, что тот творит из камня, а учитель – из наинежнейшего на свете материала: чистой души ребёнка – творца и героя.

В. Келер.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Эти вопросы для нас, учителей-словесников, стали уже едва ли не самыми главными.

Эффективной работой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков правописания.

Работа с текстом должна превратить­ся в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Со­здание на уроке русского языка атмо­сферы совместной творческой деятель­ности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текс­том. Постепенно она приобретает ис­следовательский характер, что опреде­ляется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформу­лированы эти задания, какова после­довательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что иссле­дование особенностей употребления языковых средств в тексте как рече­вом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текс­тов и заданий, включение каждо­го урока в продуманную систему работы — это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие уча­щихся, в основе которого — совершен­ствование, развитие чувства языка (языковой интуиции).

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбо­ра текстов и заданий к ним.

С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходи­мости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о вос­приятии художественного произведе­ния как творческой деятельности. Ес­тественно, что эти тексты включаются в уроки русского языка наряду с другими. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие лич­ности: о культуре памяти, об отноше­нии к прошлому, настоящему и буду­щему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текс­та, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика осо­бенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие воз­можность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое миро­ощущение.

Важным критерием при отборе текс­тов для уроков русского языка являет­ся возможность осуществления на ос­нове анализа текста функционального подхода к изучению языковых явле­ний. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет уча­щимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, т. е. в тексте, так как каждый текст являет­ся конкретным проявлением речевой деятельности.

В процессе работы с текстами (от­рывками из них) ученики узнают осо­бенности всех стилей (разговорного и книжных: научного, научно-популяр­ного, официально-делового, публицис­тического, художественного). Однако если рассматривать текст как основу создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, как сред­ство духовно-нравственного становле­ния личности, то при отборе конкрет­ного материала особое внимание – обращаю на художественные и публи­цистические произведения (отрывки из них).

Не менее важно определение харак­тера заданий к текстам и последова­тельности их выполнения. Главная зада­ча — обеспечить целостность воспри­ятия текста как речевого произ­ведения, ясное понимание того, что текст — это сложный организм, в ко­тором взаимодействуют языковые сред­ства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, граммати­ческие), что именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность, монолитность, присущие «истинно творческому» тексту.


Текст служит под­тверждением мысли о том, что языко­вая система исполнена красоты и гар­монии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодей­ствуют. Работа с текстом создает ре­альные условия для реализации внутрипредметных (межуровневых) свя­зей.

Почему так важно сформировать у школьника понятие языковой систе­мы? «Системность языка, его струк­турность не являются лишь абстракт­ным его свойством. Она детерминиро­вана его функцией, реализующейся вречи, в акте коммуникации. Именно коммуникация требует такой систем­ности языка, которая способствовала бы наиболее успешному протеканию этого процесса. Работа с текстом повышает раз­вивающий потенциал этой речевой среды, происходит обучение не только на основе подражания образцам, но и «самонаучение», что постепенно приво­дит к формированию языковой личнос­ти, обладающей индивидуально-автор­ским стилем, личности, способной вы­разить свои мысли, чувства в слове — и выразить по-своему, отражая непо­вторимость своего характера, внутреннего мира. Языковой личностью невоз­можно стать, не обладая развитым чув­ством языка, которое проявляется, по словам Л. В. Щербы, «в умении созда­вать новые контексты, тонко понимая их смысл, в умении отличать возмож­ные контексты от невозможных».

Языковое чутье развивается успеш­нее, если то, что постигается неосо­знанно, на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение при изу­чении теории. Но теория текста стано­вится основой развития чувства языка в том случае, если отбор теоретичес­ких сведений сориентирован на прак­тическую речевую деятельность уча­щихся.

Какие же признаки текста должны быть усвоены на уроках русского языка?

Прежде всего — связность. При знакомстве с понятием «текст» (или при обобщении сведений о тексте в старших классах) уместно поставить вопрос: почему вместо слова текст иногда используется описательный оборот словесная ткань? Это позволит обратиться к этимологии слова:

Текст. Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Техt <лат. tехtus «словесное единство» <«ткань», производного от (tехо «тку». (Шан­ский Н. М., Боброва Т. А. Этимологи­ческий словарь русского языка).

Интересно обратить внимание на ис­пользование слов ткань, ткать при­менительно к анализу текста (прикос­нуться к словесной ткани) и его созданию. Слово «помнит» свое изна­чальное значение, и в этом — прояв­ление его живой сущности, его жизни. Особенно чутко ощущают это поэты. Например, поэт-просветитель XVIII века А. Кантемир в одной из сатир пишет:

^ Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,

Богат, нищ, весел, скорбен — буду стихи ткати...

Другой пример — из поэзии XX века:

Люблю появление ткани,

Когда после двух или трех,

^ А то четырех задыханий

Придет выпрямительный вздох —

И так хорошо мне и тяжко,

Когда приближается миг —

И вдруг дуговая растяжка

Звучит в бормотаньях моих.

(О. Мандельштам).

Бормотанья (они бессвязные) сме­няются появлением ткани — текста, словесной ткани. И как точно найден образ — «дуговая растяжка»! В хоро­шем тексте присутствует особая энер­гия, «напряжение, струна, тетива». Вспомним заключительные строки из­вестного стихотворения Б. Пастернака:

^ Достигнутого торжества

Игра и мука —

Натянутая тетива

Тугого лука.

Восьмистишие Мандельштама и строки Пастернака — о самом слож­ном, самом сокровенном — о психоло­гии творчества. Тексты об этом полез­но предлагать ученикам для осмысле­ния, для анализа. Подобранный нами материал о тексте — словесной ткани дает возможность ученикам глубже понять (даже ощутить) главные при­знаки текста — связность, единство, целостность, завершенность; особую роль в тексте не только первого пред­ложения, которое является зачином, но и последнего,— иногда даже не предложения, а слова. В хорошем тексте «конец гармонирует с нача­лом», и увидеть, ощутить эту гармо­нию, не всегда явную, часто скрытую, может только тот, у кого есть чувство языка.

Чувство языка развивается в процес­се комплексного анализа текста, если ученик опирается на свое непосредст­венное читательское восприятие, если вопросы и задания углубляют воспри­ятие текста как целостного речевого произведения (ведь комплекс зада­ний — не комплект! — это «совокуп­ность связанных друг с другом явле­ний»).

Выразительное чтение поэ­тического произведения, лингвостилистический анализ, помогающий прибли­зиться к разгадке авторского замысла, глубже понять содержание и сильнее почувствовать «созвучье слов живых», испытать от этого подлинное эстети­ческое наслаждение, — все это и созда­ет на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащих­ся.

Предлагаю дидактический материал, который может использоваться на уро­ках.

1 Запишите текст, подчеркните грамма­тические основы предложений. Объясните смысл названия статьи, которая была написана М. А. Шолоховым как предисло­вие к книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» в 1957 г.

Сокровища народной мудрости.

Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззре­ние, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык1 особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...4

Различны эпохи, породившие пословицы. Не­обозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков...

Издание русских пословиц, собранных3 на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом5 и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изуче­ния неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

(М. Шолохов).

1. Докажите, что это текст публицисти­ческого стиля.

2. В каком значении употребляется слово сокровищница? Какова стилистичес­кая окраска этого слова?

3. Подберите синонимы к слову кривда. Чем различаются слова, входящие в сино­нимический ряд?

4. Укажите антонимы (в том числе контекстуальные), которые употребляются в четвертом абзаце. Какова их роль в тексте?

5. Какие слова употребляются в пере­носном значении?

6. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложения­ми, между абзацами?

7. Какова роль в тексте восклицатель­ных предложений?

8. Объясните подчеркнутые орфограммы и знаки препинания.

9. Произведите разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

11. Напишите изложение.


2 (для старшеклассников)

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Арсения Тарковского «Сло­варь» (1963).

Словарь.

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы, влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эР и эЛь святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной,—

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой.

1. Объясните смысл названия. В каких значениях употребляется в названии и в тексте многозначное слово словарь?

2. С помощью каких художественных средств выражены мысли о бессмертии, связанные с размышлениями о роли языка, речи, словаря?

3. Какова роль в тексте развернутой метафоры? Обратите внимание на слова ветвь, ствол, листва в начале стихотво­рения и на слова лист, криница, золотой — в конце (словом золотой завершается поэтический текст). Как употребление слов одной тематической группы придает тексту единство, цельность, завершен­ность?

4. Объясните значение существительного криница. Какова стилистическая окраска этого слова? Обратитесь к словарю.

Криница, ы, ж. нар.-разг. Колодец, родник. Напоить кош из криницы.

В каком значении употребляется это слово в стихотворении?

5. Выпишите словосочетания со словами язык, речь, словарь, страница, лист, имена, безымянный. Произведите разбор одного из словосочетаний. Какая тема проходит через весь текст благодаря использованию этих слов и словосочета­ний?

6. Понаблюдайте за употреблением в сти­хотворении антонимов (в том числе кон­текстуальных) и других языковых средств выражения противоположных понятий, с помощью которых передается мысль о том, что словарь, «даруя имена», одушевляет все, не зная ограничений во времени и пространстве, объединяя даже то, что, ка­залось бы, несовместимо (рождение — смерть, жизнь — смерть, боль — благо, высота — подземные ключи, облака — земная глубина, ржавый — золотой).

7. Выполните одно задание (по выбору). 1) Выпишите повторяющиеся, однокоренные слова, обозначьте в них корни. Какова их роль в тексте?

2) Выпишите имена прилагательные. Почему их так много в тексте? Произведи­те морфемный разбор двух-трех слов.

3) Выпишите имена существительные в начальной форме, распределите их по типам склонений.

8. Произведите фонетический разбор одного из рифмующихся слов. Понаблю­дайте за особенностями рифмовки в каж­дой из строф, которая состоит из пяти строк. Какие строки рифмуются?

9. Проанализируйте особенности звуко­вой организации поэтического текста. По­наблюдайте, например, за употреблением слов, в которых встречаются «эР» и «эЛь», в одной из строф.

10. Выполните одно задание (по выбо­ру)-

1) запишите стихотворение, подчеркните грамматические основы предложении; под­готовьтесь рассказать о способах выраже­ния сказуемого;

2) составьте схемы сложных предложе­ний, произведите синтаксический разбор одного из них;

3) проанализируйте орфографию и пунктуацию текста; решите, какие, орфо­графические и пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста;

4) выучите стихотворение наизусть, под­готовьтесь к письму по памяти;

5) напишите сочинение «Анализ стихо­творения А. Тарковского "Словарь"» (в сочинение можно включить сопоставление стихотворения Тарковского с произведе­ниями других поэтов, например со стихо­творением Маршака «Словарь»).


Приблизиться, прикоснуться к «сло­весной ткани» художественного произ­ведения — значит найти путь к пости­жению его содержания, авторского за­мысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном создании мастеров искусства слова. Вспомним слова заме­чательного филолога А. А. Потебни: «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке». Поэтому при выполнении заданий в классе надо опираться не только на знания, но и на чувство языка, кото­рое развивается, совершенствуется в процессе творческой работы с текстом. Без развитого чувства языка не может быть языковой личности.

Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, мор­фологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.

Текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на раз­витие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувст­ва слова. Развивающая речевая среда может быть средой духовной, если ученики обращаются при изучении родного языка к тому бесценному богатству, каким являются произведе­ния русской классики. Ведь «истин­ный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с на­стоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновре­менно сам питаясь от нее, стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о сохранении и укреплении, расширении языковой «духовной среды» его суще­ствования».

Прочитайте отрывки из «Дневника писателя». В чем видит Ф. М. Достоев­ский назначение слова? Какие советы дает писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык? Докажите, что это текст публицистического стиля.

...Что такое язык... для чего дано слово? Язык есть, бесспорно2, форма, тело, оболочка мысли... Отсюда ясно1, что чем богаче3 тот материал, те формы для мысли, которые3 я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее3 себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже3 скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее3 духом — и, уж конечно, тем буду умнее3... Понятно, что чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче3, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль...

Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспи­тать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским, потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка (язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!). Но скажут: уж если пришлось «обучаться» живо­му языку, то ведь все равно, что русскому, что французскому2,— но в том-то и дело, что русский язык русскому3 все-таки легче... Чтобы усвоить русский язык, надо... уже в школе непременно заучивать наизусть памят­ники нашего слова, с наших древних5 времен — из летописей, из былин и даже с церковно славянского языка,— и именно наи­зусть, невзирая даже на ретроградство заучи­вания наизусть.

(Достоевский).

1. Объясните значение слова ретро­градство (в каком значении оно упот­реблено в тексте?).

2. Понаблюдайте, в каких значениях употребляются в тексте слова-омонимы язык (обратитесь к словарю).

3. Докажите, что слово — многознач­ное слово.

4. Найдите примеры употребления

сравнительной степени прилагательных и наречий, укажите среди них граммати­ческие омонимы.

5. Какова роль в тексте вводных слов? Подберите синонимы к слову бесспорно.

6. Составьте схему последнего предло­жения первого абзаца.

7. Какие орфографические, пунктуаци­онные правила можно проиллюстриро­вать примерами из текста?

8. Подготовьтесь к выразительному чтению.


Научить школьников пользоваться русским (родным) языком как средст­вом общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке дают возможность уроки, где как высшая единица обуче­ния выступает текст. Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследо­вания, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, включаю­щие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выпол­нения работы ит. п. Подобные уроки создают условия для проявления инди­видуальных читательских, исследова­тельских и творческих способностей, удовлетворения образовательных по­требностей и интересов школьников.

Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практи­ке работы такой урок (урок-ис­следование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:

— целеполагание, когда ученики обсуж­дают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

— планирование; школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; опре­деляют потребность в справочной литера­туре и словарях; вырабатывают план действий;

— исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

— дискуссия (устные отчеты о проде­ланной работе, уточнения, дополнения, формулирование выводов); учащиеся об­суждают, анализируют, добавляют, кор­ректируют свои наблюдения;

— итоговая творческая работа. Здесь происходит обобщение материалов в уст­ной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения соб­ственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.

Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктив­ным сопровождением

В качестве иллюстрации приведу краткое описание урока-исследования по теме «Комплексное повторение изу­ченного в VII классе. Текст как рече­вое произведение».

Цели урока: 1) повторение изученного по морфологии в VII классе; отработка навыков грамотного письма; 2) формиро­вание теоретических знаний о языке и речи; 3) обучение элементам лингвистичес­кого анализа текста; 4) обучение культуре диалогового общения, работе в парах и группе; 5) воспитание внимательного, вдумчивого читателя.

Ход урока.

1 Слово учителя.

— Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебное знакомство слов», насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. (Все это позволит нам научиться передавать через слово наши мысли и чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром.) К таким писате­лям нужно отнести Е. И. Носова, с произведениями которого мы продолжаем работать на уроках русского языка.

Вы никогда не задумывались, почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот (перифраза) словес­ная ткань'? Обратимся к словарю:

Текст. Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где ^ Тех( < лат. tехtus «словесное единство» < «ткань», производного от 1ехо «тку».

— Слово «помнит» свое изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана...

Сегодня на уроке повторения изученного будем не только вспоминать граммати­ку, отрабатывать навыки грамотного пись­ма, но и учиться искусству чтения, вни­мательного, вдумчивого, которое становит­ся как бы сотворчеством с автором. Нашими помощниками будут произведе­ния Е. И. Носова и тексты о Носове, посвященные процессу творчества, радост­ному и мучительному одновременно.

2 Целеполагание. Сообщение темы и целей урока. Ознакомление учащихся с текстами и заданиями к ним.

Тексты читаются учителем и подготов­ленными учениками (на каждой парте лежит комплект текстов, что дает возмож­ность семиклассникам воспринимать их не только на слух, но и зрительно).

Текст 1.

Часто и домом, и мастерской ему [Е. И. Носову] -лес, поля, реки.

— Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е. И. Носов. - Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может зародиться. Это лучшая тишина.

Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолет перед взлетом, раскручиваюсь. А когда «взлетел>, живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно трясине слов. Можно, конечно, это место пробежать. Но возвра­щаюсь - надо его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются. Может быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато... Перепишу-ка заново этот абзац!

Порой на одну выбеленную страницу у меня прихо­дится по двадцать черновых. Немудрено, надо доби­ваться сколоченности фраз.

(В. Ч е р к а с о в).

— Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

— Как вы поняли слова беззвучная тишина, гармония'? Посмотрите в толко­вом словаре, каково значение слова гармо­ния.

— Какова роль деепричастий в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, почему текст Носова стал глуховат «по смыслу», когда он убрал деепричастие? Проведите лингвистический эксперимент: возьмите небольшой текст из упражнений учебника (тема «Деепричастие») и опусти­те деепричастия. Что изменилось?

— Как вы думаете, почему В. Черкасов в своем рассказе передал мысли Е. Носова дословно, а не использовал косвенную речь? Какова роль прямой речи в тексте?

— Какова роль вводных слов в этом тексте? Опустите вводные слова, прочи­тайте текст без них. Изменился ли он?

— В каком значении использует автор слово выбеленную! От какого слова оно образовано? Поработайте со словарем.

— Вчитайтесь в текст. Можно ли, используя рассказ Носова о процессе творчества, сделать вывод, что художест­венное произведение, как и всякий другой текст, — это единство речи (содержания, идеи) и языка (лексики, морфологии, синтаксиса)? Аргументируйте свой ответ.

— Расскажите, как вы сами работаете над творческими заданиями, когда нужно «сочинить» текст: что у вас получается легко, что дается с большим трудом, а что не получается совсем?

— Выполните задания по выбору:

1. Из 1-го абзаца (прямой речи) выпишите глаголы, выполните их морфологический раз­бор. Расскажите, в чем грамматическая особен­ность каждого из них.

2. Определите вид глаголов из 2-го абзаца. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Сформулируйте различия в их значении. С какой, по-вашему, целью, автор, рассказывая о процессе творчества, использует глаголы и совершенного, и несовер­шенного вида?

3. Понаблюдайте, когда автор использует глаголы настоящего времени, а когда прошед­шего и будущего. С какой целью это делается?

4. Определите лицо глаголов. Почему в тексте нет глаголов в форме 2-го лица? Какие формы глагола указывают на лицо, участвую­щее в речи?

Текст 2.

Писать книгу - это все равно, что отправиться в дальнюю дорогу. Будут попадаться и вязкие места, сокрытые туманами неясностей и сомнений, где придет­ся застревать в словах, утопать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе. Будут и крутые, непролаз­ные взгорья, на которые поначалу нерасчетливо, по-мальчишески захочется взбежать единым духом, одна­ко вскоре выбьешься из сил, остановишься с отчаянной мыслью бросить и повернуть обратно... Но встречаются и такие отрадные места, похожие на степные просторы, когда шагаешь привольно и радостно и заранее видно, куда идешь. И все же самые счастливые минуты те, когда выберешься из трясины или когда из последних сил взойдешь-таки на гору.

(Е. И. Н о с о в).

— Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи он относится? Аргументируйте свое мнение.

— Каким образом, исходя из темы и основной мысли, можно разделить текст на абзацы? Запишите, схемами объяснив постановку знаков.

— Из чего, по мнению автора, состоит процесс творчества?

— Перескажите текст своими словами, как вы его поняли. — Запишите второй абзац. Графически объясните орфограммы.

— Выполните (на выбор) следующие виды разбора: в дальнюю* (дорогу), по-мальчишески3 (взбежать), (места) со­крытые3, вязкие1.

— Докажите, что слово сокрытые — причастие.

3 Планирование. Ученики знакомят­ся с заданиями к каждому тексту; опреде­ляют, какой текст и задания им интерес­нее; формируют пары, группы (кто-то решает работать индивидуально); отбира­ют необходимую справочную литературу.

4 Исследование. Самостоятельная работа семиклассников (по желанию в группах, парами, индивидуально). Инди­видуальная помощь учителя.

На данном уроке ученикам были пред­ложены следующие опорные и справочные материалы:

• Толковые, фразеологические и другие словари.

• Опорные карточки.

ОК 1. Ключевые слова — самые важные для понимания данного текста слова, несущие смы­словую нагрузку. Они помогают более точно определить тему текста.

ОК 2. «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго...». (М. Горький).

«Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет... звучание всего произведения в целом ...». (И. Бунин).

ОК 3. Основные средства связи между предложениями в тексте: лексические (однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы, союзы, местоимения, наречия, видо-временная соотнесенность глагольных форм, числительные, частицы, вводные слова (указы­вающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними), грамматические (структур­ная соотнесенность предложений, неполные предложения, интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).

ОК 4. Средства художественной изобрази­тельности: звуковые (благозвучие, аллитера­ция, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация), лексические (эпитет, сравне­ние, метафора, метонимия, синекдоха, олице­творение, гипербола)

5. Дискуссия. Устные высказывания учащихся.

6 Обобщение учителя.

— Читая и анализируя тексты, мы с вами рассматривали их как речевое произ­ведение и пытались пройти нелегким путем вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно все: и слово, и звук, и интонация. Важно, как он начинается: оказывается, первое предложение помогает понять, о чем будет текст. Увидели, как велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Когда вы обсуждали выбранные тексты, то было видно, что вы понимали прочитанное по-своему. Это значит, что каждый текст неисчерпаем. И чем больше читательских глаз будет прикасаться к этой «словесной ткани», тем больше интересного и загадоч­ного мы будем открывать в тексте. И все это поможет нам прийти к постижению авторского замысла

7 Письменная самостоятельная работа по повторению изученного в VII классе: выполнить грамматические задания к текс­там (на выбор). (Тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку.)

8 Домашнее задание: размышление на тему «Текст как речевое произведение».

Опыт работы по предложенной мето­дике формирования творческой лич­ности, с индивидуальным языком и стилем, показывает, что можно до­биться существенных позитивных из­менений: возросли читательская актив­ность семиклассников, их стремление к диалогу с автором текста, учителем, одноклассниками, желание обогатить свой язык и речь, научиться ярко, образно, точно выражать свои мысли и чувства, собственное отношение к обсуждаемой теме.


Уже четвёртый год в России проводится единый государственный экзамен по русскому языку, поэтому целесообразно широко использовать работу с текстом на протяжении всего школьного курса и отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Поэтому (особенно в старших классах) очень важно проводить многоаспектный анализ текста:

  • композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.);

  • стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

  • типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

  • лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

  • анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Эту работу для подготовки к ЕГЭ я и мои коллеги ведем, начиная с 5 класса, и результат очевиден на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах.

Эффективной работой с текстом я считаю творческие мастерские. Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «Я» ребёнка, к его интересам, поискам, целям.

На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности учения, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования. Так рождается вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Ребятам нравятся такие мастерские, потому что они постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. А это немало – важное условие для продуктивной работы каждого участника мастерской. Самое главное, что вся работа направлена на погружение участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания (конспект прилагается).

Развивающая речевая среда – это «пространство культуры», понимаемой в широком смысле слова. В такой речевой среде развивается не только информативная память, но и – это очень важно – память креативная (творческая). Творческая память – отражение уровня способностей, развития интеллектуального и эмоционального, круга интересов – того, что составляет внутреннюю, духовную жизнь личности. Творческая память, развиваемая в процессе приобщения к культуре, языку, не только отражает, но и формирует эту внутреннюю жизнь, т.е. формирует личность.

Результативность


Мои ученики, которых я учила с 5-го по 11 класс, окончили школу и стали студентами. Ребята удачно сдали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ и поступили в вузы. Несколько человек получают педагогическое образование. Анара Чехова, выпускница 2005 года, учится в АГУ на факультете «Русский язык и литература». Как радостно осознавать, что мои уроки не пропали даром!

Многие ребята были активными участниками олимпиад по русскому языку и литературе: Кригер Л., Зорин И., Пащенко М., Ульяновская М., Жукова Е., Калинина В., Франтасова А. Все они являлись победителями школьных и призёрами районных олимпиад.

Для сформированности знаний по учебному предмету необходимо наличие интереса к предмету, активность учащихся и работоспособность. Особенно этим отличаются ученики 6 класса. Дети очень коммуникабельны, умеют работать с товарищами в парах, в группах, в классе, корректны по отношению к одноклассникам и старшим. Все эти навыки и умения у учащихся сформировались и развились в результате преемственности обучения и воспитания между начальной и средней школой, использования здоровьесберегающих технологий. Учащиеся не испытывают негативных эмоций, чувствуют себя на уроках комфортно в отношениях «ученик – учитель» и «ученик – ученик».

^ Сравнительный анализ качества знаний по русскому языку за 2 года.




^

Сравнительный анализ качества знаний по литературе за два года.






Результаты ЕГЭ по русскому языку выпускников

2005 г., 2008 г.



2005год


2008год

13%

65%

22%



35%

40%

25%


Достижения выпускников 2005 и 2008 года.












Скачать 422,96 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер422,96 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх