Учебно-методический комплекс По дисциплине «Основы ансамблевого исполнительства» Цикла сд icon

Учебно-методический комплекс По дисциплине «Основы ансамблевого исполнительства» Цикла сд


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс основы профориентологии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Молекулярная биология» Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиографическое сопровождение диссертационного...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» Специальность 080111 Маркетинг...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы природопользования (название)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы автоматизированного проектирования в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Аудит»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла гсэ. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 01...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы менеджмента» Программа и методические...



Загрузка...
скачать
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов


Учебно-методический комплекс


По дисциплине «Основы ансамблевого исполнительства»

Цикла СД.

Специальности 071301.65 «Народное художественное творчество»

Квалификация «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель»


Составитель: ^ В.И. Петухов–

профессор,

заслуженный работник культуры РФ.

Учебно-методический комплекс обсужден

и утвержден на заседании кафедры

___ ___________ 2011 года

Протокол № ___


Тюмень

2011

Содержание


Пояснительная записка………………….……………………………………...2


Цель дисциплины……………………………………………………………….2


Задачи дисциплины……………………………………………………………..2


Роль и место курса в структуре подготовки специалиста…………………….3


Требования к выпускнику…..…………………………………………………..3


Критерии оценки студентов ……………………………………………………4


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в

ГОС по специальности………………………………………………………....4


Роль и значение дисциплины в подготовке специалиста…………………....5


Распределение часов …………………………………………………………....5


Перечень примерных программ……………………………………………….6


Рекомендуемая нотная литература……………………………………………12


Список рекомендуемой литературы по дисциплине………………………..14


Формы контроля……………………………………………………………….17


Методические рекомендации для преподавателя……………………….…..17


Методические указания для студентов……………………………………….18


Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине……………………………………………………………………..19


^ Пояснительная записка

Музыкальный ансамбль – это коллективная форма игры, при которой все музыканты сообща раскрывают художественное содержание произведения. «…Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом» (Музыкальная энциклопедия).

Дисциплина «Основы ансамблевого исполнительства» является составной частью подготовки руководителей музыкально-инструментального коллектива. Предмет предусматривает развитие навыков ансамблевой игры в объеме, достаточном для дальнейшей практической деятельности выпускника.

^ Цель дисциплины

Целью данной дисциплины является подготовка высококвалифицированного музыканта, специалиста в области народно-оркестрового творчества. Возможность привить студентам навыки ансамблевой игры на баяне и аккордеоне является интересным и важным видом музыкальной деятельности для будущего руководителя оркестра. Эти навыки могут быть успешно использованы в педагогической, исполнительской и концертмейстерской практике.


^ Задачи дисциплины

- формирование и воспитание музыкально-эстетических взглядов, художественного вкуса;

- расширение музыкального кругозора;

  • формирование у студентов стабильного интереса к традиционной русской культуре, в том числе к ее инструментальным жанрам;

  • создание особой среды и благоприятных условий для формирования общих интересов и совместной деятельности студентов, их высоких духовных нравственно-эстетических качеств, воспитания чувства причастности к своему народу, его истории, культуре;

  • освоение и осмысление музыкально-художественных ценностей культуры средствами инструментального ансамбля как жанра музыкальной практики; развитие творческого мышления и творческих способностей студентов через их собственную художественно-исполнительскую деятельность;

  • развитие музыкальных способностей и мышления посредством ансамблевого творчества, в особенности совершенствование музыкально-ритмического чувства, тембрового слуха, полифонического слуха;

  • приобретение практических умений ансамблевой игры и навыков коллективного творчества;

  • освоение специфики искусства ансамблевой игры, познание его закономерностей, своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки;

  • развитие навыков исполнительского анализа нотного текста, партитурного чтения с листа;

  • овладение комплексом знаний по составлению партитур для ансамбля баянов и аккордеонов.


^ Роль и место дисциплины в структуре

подготовки специалиста или учебного плана


Дисциплина «Основы ансамблевого исполнительства» является курсом по выбору блока специальных дисциплин, необходимых для получения квалификации «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель» на дневном и заочном отделениях. Его введение на специализации обусловлено необходимостью подготовки руководителя оркестрового или ансамблевого коллектива. Ведь именно ансамбли способны в особой степени развивать художественное мышление, вкус и эрудицию будущих музыкантов. Ансамбль также позволяет активнее развивать творческие способности и технические навыки обучающихся.


Требования к выпускнику


Выпускник должен:

  • овладеть репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;

  • иметь навыки чтения с листа;

  • знать специфику, диапазон, строй и характер звучания музыкальных инструментов;

  • владеть спецификой ансамблевого исполнительства;

  • владеть профессиональной терминологией;

  • уметь адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации;

  • уметь делать переложения для различных составов ансамблей.


Студенты, при овладении дисциплиной «Основы ансамблевого исполнительства» должны обладать знаниями и умениями в области инструментального исполнительства. При исполнении произведений у них должна быть выработана исполнительская концепция и навыки интерпретации исполняемых произведений. Студенты должны обладать высоким уровнем технического мастерства при игре, как на отдельных народных инструментах, так и в ансамбле. Важным результатом является формирование развитых умений игры в ансамбле. Неотъемлемой составляющей подготовки художественного руководителя народно-инструментального коллектива должно быть накопление ансамблевого репертуара из произведений различных музыкальных жанров и стилей. Их концертное (итоговое, отчетное) выступление должно быть артистично и эмоционально выразительно.


^ Критерии оценки знаний студентов


ОТЛИЧНО - высокий уровень знаний и умений. Наличие исполнительской концепции. Гармоничное соответствие стилю. Яркое, стилистически верное, артистичное исполнение. Высокий уровень технического мастерства. Свободное техническое владение музыкальным материалом. Проявление личностной позиции каждого ансамблиста в интерпретации. Эмоциональное артистичное исполнение. Знание партий других ансамблистов, умение (в случае необходимости) вспомнить недостающие фактурные звенья по горизонтали и вертикали. Исполнение партий всех ансамблистов фактурно сбалансировано, синхронно.

ХОРОШО – осмысленность в реализации замысла. Исполнение произведений выражает образное содержание. Партии всех ансамблистов выстроены ритмически, динамически, тембрально, по штрихам и артикуляции, и соотвествует функциональному назначению исполняемых фактурных компонентов во взаимосвязи и взаимообусловленности. Хороший уровень технического мастерства.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – выступление включает сочинения, соответствующие программным требованиям и индивидуальным возможностям студентов. Исполнение уверенное, но интерпретация недостаточно осмыслена, имеются погрешности в исполнении, нарушения целостности произведений.

^ Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины


Ансамблевое исполнительство как искусство интерпритации, основные принципы и особенности ансамблевого исполнительства. Решение на занятиях двух различных задач: с одной стороны, максимальное выявление собственной художественной индивидуальности, с другой - самоограничение, преодоление самолюбия и даже честолюбия – для максимальной согласованности ансамблевых устремлений. Освоение концертного репертуара.

Овладение искусством аккомпанемента. Анализ ансамблевой партитуры. Формирование навыков работы в ансамбле.

^ Роль и значение дисциплины в подготовке специалиста.

Роль и значение дисциплины в профессиональной подготовке специалиста. Теоретические сведения о народных инструментах и истории исполнительства на баяне и аккордеоне, в том числе в ансамблях и оркестрах народных инструментах. Функции инструментального ансамбля в оркестровом коллективе.

Формирование навыков ансамблевого исполнительства в процессе репетиционной работы ансамбля и подготовки к концертному исполнению. Разучивание партий ансамблистов. Работа над ритмическим и сценическим ансамблем. Формирование навыков ансамблевого исполнительства в процессе подготовки к концертному исполнению произведений разных авторов для разных составов. Навыки чтения с листа, как в ансамбле, так и каждым его участником. Работа над произведением в ансамбле, знакомство с этим произведением, прочтение в общих чертах всего материала каждым участником, если способ изложения партий позволяет это осуществить, исполнение каждым студентом в дуэте с педагогом при упрощении в партии студента сложных технических эпизодов и фактуры.

Составление общего художественного плана. Искусство единства в ансамбле, умение слышать все партии, согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения. Коллективное творчество в обучении инструментальному ансамблю. Развитие навыков исполнительского самоконтроля, чуткости к исполнительским намерениям партнера, сценическому раскрепощению, яркости и стабильности выступлений.


^ Распределение часов

Для очного отделения



п/п




Количество часов

^ Аудиторные занятия

в том числе:










^ Мелкогрупповые занятия

Самостоятельная работа

2

VIII семестр




16

32

3

IX семестр




11

33




^ Всего часов

102

27

75



Для заочного отделения


п/п




Количество часов

^ Аудиторные занятия

в том числе:







Всего

Мелкогрупповые занятия

Самостоятельная работа

2

VIII семестр




4

46

3

IX семестр




4

48




^ Всего часов

102

8

94



Перечень примерных программ для различных составов ансамблей
^

Оригинальные произведения для дуэтов



Аверкин А. Весенние лучи.(1)

Аверкин А. Волжские переборы.(1)

Аверкин А. Ильменская кадриль.(1)

Аверкин А. Интермеццо.(1)

Аверкин А. Кадриль.(1)

Аверкин А. Озорница.(1)

Аверкин А. Посиделки.(1)

Аверкин А. Полька.(1)

Аверкин А. Скерцо-рондо.(1)

Абрамов А. На ласковой волне. (2)

Артемов В. Театральная осень. (2)

Ботяров Е. Русская песня. (25)

Векслер Б. Русская кадриль. (25)

Винклер Р. – Кириллов В. Вальс – интермеццо. (27)

Горлов Н. Концертный вальс. (47)

Двилянский М. Фантазия. (45)

Дога Е. Парижский каскад. (26)

Йохансен А. Корнелли (полька). (28)

Камалдинов Г. Концертный наигрыш.(45)

Малыгин Н. Костромские акварели. (33)

Малыгин Н. Обработка романса «Не уезжай ты мой

голубчик». (33)

Мартьянов Б. Аккордеонистка. (15)

Мартьянов Б. Молдавский наигрыш. (11)

Мотов В. Лирическая пьеса. (14)

Мотов В. Концертный краковяк. (14)

Мотов В. Литовский танец. (14)

Мотов В. Фантазия на темы песен В.Соловьего-Седого. (14)

Назаренко А. Лирический хоровод (21)

Петров С. Тропический сезон. (28)

Пешков Ю. Парижский вальс.(28)

Пешков Ю. Ностальгия. (26)

Раков Н. Вальс.(48)

Ризоль Н. Обработка р.н.п. «Во поле береза стола».(37)

Ризоль Н. Полька.(37)

Ушаков В. Дрозд (полька).(25)

Хейда Т. Импровизация – дикси.(27)

Хольм Л. Кларнет-полька.(29)

Хольм Л. Кукарача. (29)

Шалаев А. Фантазия на темы двух русских народных

песен: «Что ты жадно глядишь на дорогу»,

«У ворот – ворот». (58)

Шалаев А. Фантазия на темы русских народных песен: «У зари-то, у зореньки», «Тонкая рябина».(58)

Шалаев А. Концертные вариации на тему русской народной песни «Не слышно шума городского». (58)

Шалаев А. Молдавский танец. (58)

Шалаев А. Веселые часы. (58)

Шалаев А. Музыкальная картина «На стадионе». (58)

Шалаев А. Вальс-элегия. (58)

Шалаев А. Русская метелица. (58)

Шеверс И. Ветерок в пустыне. (58)


^ Переложения для дуэтов

Балакирев М. Восточная фантазия «Исламей»(11)

Барток Б. Румынские танцы.(41)

Бах И. Сюита для флейты h-moll.(20)

Вивальди А. Концерт Весна.(53)

Вивальди А. Концерт Зима.(54)

Галынин Г. Скерцо из сюиты для струнного оркестра (21)

Гальяно Р. Грустный клоун.(30)

Григ Э. Шествие гномов.(42)

Джоплин С. Персиковый регтайм. (50)

Джоплин С. Деятельная жизнь.(50)

Дунаевский И. Полька из кинофильма «Кубанские казаки».(15)

Золотарев В. Рондо-каприччиозо. (21)

Конфри З. Головокружительные пальцы. (30)

Кос-Анатольский А. Романс.(37)

Косенко В. Гавот.(39)

Кукузенко Ю. Сюита-шутка «Путешествие серенького козлика, или Сон в летнюю ночь».(20)

Лысенко Н. Рапсодия №2 на украинские народные темы.(36)

Лысенко Н. Токката.(36)

Лядов А. Музыкальная табакерка.(12)

Мошковский М. Испанский каприз. (11)

Паницкий И. Обработка русской народной песни «Ой да ты

калинушка». (15)

Пешков Ю. Вальс.(25)

Подгорный В. Фантазия на тему песни Д. Гершвина «Любимый мой».(20)

Преч Б. Токката

Прокофьев С. «Мазурка» из музыки к спектаклю «Евгений

Онегин». (46)

Прокофьев С. Пушкинский вальс. (46)

Регер М. Юмореска.(37)

Родригес Г. Кумпарсита(28)

Хачатурян А. Лезгинка из балета «Гаянэ». (15)

Холминов А. Лирическая пьеса.(21)

Чайковский П. Русский танец.(45)

Шамо Н. Прелюдия. (38)

Шамо Н. «Юмореска».(38)

^ Оригинальные произведения для трио

Глебов Е. Танец. (13)

Дербенко Е. Русско-бродская кадриль.(13)

Дербенко Е. Орловский сувенир.(10)

Дербенко Е. По улочке вечерком.(10)

Зацарный Ю. Орловские напевы.(13)

Кокорин А. Фантазия на тему Блантера Russian “Katusnia”(20)

Малыгин Н. Прощальный вальс.(32)

Малыгин Н. Есенинская Русь.(32)

Маркин Б. Веселый рыбак.(20)

Маркин Б. Сибирские наигрыши. (20)

Мясков К. Концертная полька.(35)

Пикуль В. Болховские зарисовки.(13)

Сомов Г. Обр. р.н.п. «Во поле березонька стояла».(10)

Ходоско И. Ярмарка.(13)

Худяков Н. Фантазия на темы песен о Дальнем Востоке.(12)

Чайкин Н. Украинская рапсодия.(49)

Чайкин Н. «Торжественная увертюра».(49)

Широков А. Брянские наигрыши.(13)

Широков А. «Русская фантазия».(48)

^ Переложения для трио

Азарашвили В. Испанская сюита: Коррида. Болеро. Серенада.Песня Дон Кихота. Хота.(53)

Аренский А. Серенада.(44)

Бах И. Органная хоральная прелюдия.(12)

Бизе Ж. Марш из маленькой сюиты «Детские игры».(44)

Бизе Ж. Менуэт из музыки к драме А. Додэ «Арлезианка».(35)

Боллинг К. Сюита: Baroque and Blue. Sentimental. Javanese. (51)

Гендель Г. Пассакалия.(39)

Гершвин Д. Прелюдия.(37)

Глинка М. «Вальс» из оперы «Иван Сусанин».(35)

Дербенко Е. Интермеццо в стиле кантри.(52)

Ибер Ж. Маленький беленький ослик.(40)

Крамер Д. Танцующий скрипач.(51)

Людкевич С. Чабарашка.(39)

Лядов А. Прелюдия.(36)

Лядов А. «Музыкальная табакерка».(12)

Лагидзе Р. Сагидао.(12)

Мийо Д. Бразильера.(53)

Мусоргский М. Старый замок.(37)

Новиков В. Самба «Карнавал».(52)

Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и

Джульетта».(46)

Прокофьев С. Наваждение.(47)

Сибелиус Я. Грустный вальс.(37)

Смирнов М. Огневушка-поскакушка.(12)

Стравинский И. «Хоровод царевен» из балета «Жар-птица».(47)

Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка».(47)

Турина И. Мадрид.(38)

Хачатурян А. «Гопак» из балета «Гаянэ».(37)

Чайковский П. Скерцо.(38)

Шамо И. Веснянка.(35)

Шостакович Д. «Романс» из кинофильма «Овод».(39)

Щедрин Р. Частушки из оперы «Не только любовь».(43)


^ Переложения для квартета

Александров А. Вальс из оперы «Дикая Бара».(44)

Бриттен Б. «Сентиментальная сарабанда» из «Простой симфонии» для струнного оркестра.(46)

Гайдн И. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели.(24)

Глинка М. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».(16)

Ипполитов-Иванов М. «В ауле» из сюиты «Кавказские эскизы».(56)

Лысенко Н. Украинская рапсодия № 2.(16)

Мендельсон Ф. Свадебный марш из музыки к пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь».(56)

Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» (57)

Прокофьев С. Полонез из оперы «Война и мир». (38)

Пьяццола А. Fracanapa(17)

Пьяццола А. Libertango(17)

Пьяццола А. Chau Paris(18)

Пьяццола А. Milonga del Angel (19)

Чайкин Н. Концертное рондо.

Чайковский П. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели. (7)

Чайковский П. Вступление к опере «Евгений Онегин».(7)

Шамо И. «Веснянка» из Украинской рапсодии.(16)

Шуман Р. Квартеты для двух скрипок, альта и виолонче-

ли.(23)


Рекомендуемая нотная литература

  1. Аверкин, А. Пьесы для дуэта баянов /А. Аверкин. – М., Музыка, 1975.

  2. Ансамбли аккордеонов. Вып.2. – М., Музыка, 1971.

  3. Ансамбли аккордеонов. Вып.3. – М., Музыка, 1972.

  4. Ансамбли аккордеонов. Вып.7. – М., Музыка, 1977.

  5. Ансамбли аккордеонов. Вып.11. – М., Музыка, 1981.

  6. Ансамбли баянов. Вып.2. – М., Музыка, 1971.

  7. Ансамбли баянов. Вып.5. – М., Музыка, 1974.

  8. Ансамбли баянов. Вып.6. – М., Музыка, 1975.

  9. Ансамбли баянов. Вып.11. – М., Музыка, 1979.

  10. Баян на концертной эстраде. / Сост. А.Н. Кокорин. – Омск, 2001.

  11. Играют Лариса и Виктор Герасимовы. - Челябинск. – 1994.

  12. Играет уральское трио баянистов.– М.,1980.

  13. Играет орловское трио баянистов. – М.,1981.

  14. Играй, мой баян. Вып.14. М.1963.

  15. Играют уральские музыканты. Вып.1. – Магнитогорск,1996.

  16. Из репертуара квартета баянистов Киевской государственной филармонии. Вып.1. – М.,1975.

  17. Из репертуара ансамбля Ризоль-квартет. Астор Пьяццола. Композиции. – СПб., 2001,- Вып. 1.

  18. Из репертуара ансамбля Ризоль-квартет. Астор Пьяццола. Композиции. – СПб., 2001,- Вып. 2.

  19. Из репертуара ансамбля Ризоль-квартет. Астор Пьяццола. Композиции. – СПб., 2001,- Вып. 3.

  20. Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики: Учеб.-методич. пособие для учеб. заведений искусств и культуры. Вып 1. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2001.

  21. Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики: Учеб.-методич. пособие для учеб. заведений искусств и культуры. Вып 2. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

  22. Концертный репертуар баяниста. Вып.63. – М., Музыка,

  23. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели, ор. 41-М., 1967.

  24. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели, Т. 1,2.-М., 1968, 1970.

  25. Композиции для дуэта аккордеонов. – СПб., 2000. – Вып 1.

  26. Композиции для дуэта аккордеонов. – СПб., 2000. – Вып 2.

  27. Композиции для дуэта аккордеонов. – СПб., 2000. – Вып 3.

  28. Композиции для дуэта аккордеонов. – СПб., 2000. – Вып 4.

  29. Композиции для дуэта аккордеонов. – СПб., 2000. – Вып 5.

  30. Литовский дуэт аккордеонистов. Пьесы из репертуара. СПб., 2001., - Вып.1.

  31. Литовский дуэт аккордеонистов. Пьесы из репертуара. СПб., 2001., - Вып.2.

  32. Малыгин Н. Концертные пьесы и обработки для баяна. – Вып.4. Челябинск, 2000.

  33. Малыгин Н. Пьесы для ансамблей.- Челябинск, 1996.

  34. Педагогический репертуар. /Ленинград. «Музыка» 1983.

  35. Популярные произведения для трио баянов. Вып.4. Киев, 1965

  36. Популярные произведения для трио баянов. Киев, 1964.

  37. Популярные произведения для трио баянов. Вып.6. Киев, 1966.

  38. Популярные произведения для трио баянов. Вып.7. Киев, 1967.

  39. Популярные произведения для трио баянов. Вып.9. Киев, 1968.

  40. Популярные произведения для трио баянов. Вып.17. Киев, 1975.

  41. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8. – М., Музыка, 1967.

  42. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 11. Киев, 1974.

  43. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 14. – М., Музыка, 1970

  44. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 17. – М., Музыка, 1971

  45. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 18. – М., Музыка, 1972

  46. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.20. – М., Музыка, 1973.

  47. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.22. – М., Музыка, 1973.

  48. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.27. – М., Музыка, 1975.

  49. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.34. 1983.

  50. С. Джоплин. Регтаймы в переложении для ансамбля аккордеонов. – СПб., 2001.

  51. Трио Милонга. Композиции из репертуара ансамбля. СПб., 2001., Вып. – 1.

  52. Трио Милонга. Композиции из репертуара ансамбля. СПб., 2001., Вып. – 2.

  53. Трио Милонга. Композиции из репертуара ансамбля. СПб., 2001., Вып. –3.

  54. Уральский дуэт баянистов. Антонио Вивальди. Концерты из цикла «Времена года» из репертуара ансамбля. СПб., 2001.,– Вып.1.

  55. Уральский дуэт баянистов. Антонио Вивальди. Концерты из цикла «Времена года» из репертуара ансамбля. СПб., 2001.,– Вып.2.

  56. Хрестоматия для ансамблей и баянов. – М., Музыка, 1955.

  57. Хрестоматия для ансамблей и баянов. – М., Музыка, 1960.

  58. Шалаев А. Избранные произведения для дуэтов баянов. – М., 1970.


Список рекомендуемой литературы по дисциплине

  1. А гармоника не печалит: Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники / сост. Г. Д. Заволокин – М., Композитор, 1994. – вып. 1

  2. Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю.Акимов. – М.: Сов. композитор, 1980.

  3. Акимов, Ю. Чтение нот с листа / Ю.Акимов // Баян и баянисты. – М. : Сов. композитор, 1970.

  4. Акимов, Ю., Кузавлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста / Ю. Акимов // Баян и баянисты. – М. : Сов. композитор, 1978.

  5. Алексеев, И. Д. Методика преподавания игры на баяне / И.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1960.

  6. Алексеев, И. Д. Методика преподавания игры на баяне / И. Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1960.

  7. Алешина, З. И. Об эффективности самостоятельных занятий баянистов / З. И. Алешина // Основы истории и методики исполнительства на народных инструментах: сборник статей. – Свердловск, 1990. – вып. 2.

  8. Благодатов, В. Русская гармоника: Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / В. Благодатов. – Л. : Музгиз, 1960.

  9. Бендерский, Л. Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах / Л.Г. Бендерский. – Свердловск, Издательство Уральского университета, 1992..

  10. Блинов, Ю. М. Альбом гармониста / Ю.М. Блинов. 1962.

  11. Бойко, Ю. Е. Методика записи народной инструментальной музыки (методическое пособие) / Ю.Е. Бойко // Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно – просветительской работы. – М., 1986.

  12. Бородинова, Э. А. История бытования русских народных инструментов : учеб. пособие /Э.А. Бородинова, В. Н. Шульга. – Челябинск, 2001. – 91 с.

  13. Буданков, О. А. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах / О. А. Буданков, М. Б. Вахутинский, В. К. Петров. – М., Музыка, 1991..

  14. Вольфович, В. А. С гармонью – в XXI век! / В. А.э Вольфович. – Челябинск, 1999.

  15. Галактионов, В. М. О некоторых проблемах практико-ориентационной теоретической подготовке педагога – баяниста / В.М. Галактионов // Основа подготовки музыканта – педагога. – Магний, 1997.

  16. Гладков, И. В. Русские народные песни и танцы / И. В. Гладков. – М., 1958.

  17. Говорушко, П. Л. Основы игры на баяне / П. Л. Говорушко. – Л.: Музгиз, 1963.

  18. Говорушко, П. Л. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П. Л. Говорушко // Методика обучения игре на народных инструментах. – Л., 1975.

  19. Голубев А. П. Самоучитель для двухрядной хроматической гармоники / А. П. Голубев, Ф. В. Климентов. – М.: Музгиз, 1937.

  20. Гречихин, А. А. Общая библиография: учеб. / А. А. Гречихин ; МГУП. – М., 2000.

  21. Давидов, М.А. Основи теаретични основи перекладення iнструментальних творiв для баяна / М.А. Давидов – Киiв: Музична Украiна, 1977.

  22. Давыдов, Н. Методика переложений инструментальных произведений для баяна / Н. Давыдов. – М.: Музыка, 1982.

  23. Иванов, Н. Д. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике / Н. Д. Иванов. – М.: Сов. композитор, 1962.

  24. Играй гармонь. Песни и танцы для двухрядной гармоники – хромки / сост. Блинов. Ю. – М.: Музгиз, 1961.

  25. Ихманицкий, М. И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне / М. И Ихманицкий – М.: РАМ им. Гнесиных, 1997

  26. Ихманицкий, М. И. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики / Ихманицкий М. И., Мищенко А. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. – вып. 1.

  27. Ихманицкий, М. И. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики / Ихманицкий М. И., Мищенко А. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. – вып. 2.

  28. Липс, Ф. И. Искусство игры на баяне / Ф. И. Липс. – М.: Музыка, 1985.

  29. Липс, Ф. И. Искусство игры на баяне / Ф. И. Липс. – М.: Сов. композитор, 1985.

  30. Лукашик, Н. А.  Инструментальный ансамбль (исполнительский практикум): прогр. / Н. А. Лукашик. – Гродно, 2007.

  31. Максимов, Е. И. Ансамбли и оркестры гармоник: пособие для руководителей самодеятельных коллективов / Е. И. Максимов. – М.: Сов композитор, 1979.

  32. Малюков, А. Н. Дополнительный музыкальный инструмент – баян, аккордеон: прогр. учебного курса музыкального факультета педагогического вуза / А. Н. Малюков // Исполнительская подготовка учителя музыки. – М.: Музыкальное образование, 1999.

  33. Мирек, А. М. И звучит гармоника / общ. ред. Н. Я. Чайкина. – М.: Сов. композитор, 1979.

  34. Мирек, А. М. Справочник по гармоникам / А. М. Мирек. – М.: Музыка, 1968.

  35. Мотов, В. Т. Развитие навыков игры по слуху // Баян и баянисты: сб. ст. / сост. Ю. Акимов.– М., 1981. – вып. 5.

  36. Мотов, В. Т. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне / В. Т. Мотов // Вопросы профессионального воспитания баяниста. – М. : Сов. композитор, 1980.

  37. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и матер. / сост. И. В. Мациевский. – М. : Сов. композитор, 1988. – В. 2-х ч.

  38. Новожилов, В. В. Баян / В. В. Новожилов – М.: Музыка, 1988.

  39. Родин, В. А. Основной музыкальный инструмент – баян / В. А. Родин. – М., 1999.

  40. Самостоятельная работа студентов над аккомпанементом: метод. реком. / сост. А. Н. Куницкий. – Гродно: ГрГУ им. Я.Купалы, 1993. – В 2-х ч.

  41. Сапожников, А. Ф. Вятская гармоника/ А. Ф. Сапожников, В. Г. Фокин. – Нижний Новгород : Волго-Вятское кн. изд., 1991.

  42. Семенов, В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне / В. Семенов // Баян и баянисты. – М., 1980. – Вып.4.

  43. Солопов, М. Г. Тембровая палитра современных баянов, аккордеонов и развитие тембрового слуха / М. Г. Солопов // Вопросы теории и практики музыкальной педагогики. – Мгн., 1989

  44. Чиняков, А. И. Преодоление технических трудностей на баяне / А. И. Чиняков. – М.: Музыка, 1982.

  45. Шахов, Г. И. Игра по слуху, чтение нот с листа и транспонирование на баяне / Г. И. Шахов. – М. : Сов. композитор, 1987.


Формы контроля


^ Форма контроля

Очное

отделение

Заочное

отделение

семестр

семестр

Формы контроля







зачет

9

9


На творческих показах и зачете по дисциплине студентам необходимо продемонстрировать исполнение концертной ансамблевой программы, разученной в течение семестра (2 разнохарактерных по стилю и жанру произведения, одно из них обязательно виртуозного характера).


^ Методические рекомендации для преподавателя

Умение играть в ансамбле – важное качество, необходимое дирижёру и руководителю народного коллектива. Ведь именно ансамблевая игра – это результат творческих усилий участников, разных по особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера. Кроме того, игра в ансамбле, чрезвычайно дисциплинирует его участников в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, мелодический, полифонический, ладогармонический и тембровый слух.

Следует постоянно учитывать и принцип художественной ценности произведений. Согласно этим принципам ансамблевый репертуарный план должен охватывать широкий спектр музыкальных жанров и стилей. Процесс разучивания музыкального произведения можно подразделить на три этапа: предварительный, основной и заключительный.

В первом этапе необходимо постичь образную суть произведения, его характер. Верное определение характера – очень важный момент, поскольку, речь идёт о програмности, которую студенты-ансамблисты должны воплотить в звуке.

На втором этапе ведётся тщательная, детальная проработка произведения, с постепенным проникновением в его эмоционально-образное содержание и формированием исполнительского замысла. При разучивании произведения на уроке, вполне уместным и даже желательным будет исполнение преподавателем каждой из партий ансамбля, тем самым, заражая студента своим опытом музыкального восприятия.

Третий этап работы над произведением – этап достижения целостности. Основное его содержание составляет выявление взаимосвязей, взаимообусловленности разделов, построений, отработка переходов между ними, их агогического, динамического и образно-смыслового соотношения. Для более полного достижения целостности, необходимо знать специфику баянного или аккордеонного ансамбля. Она заключается в ином, более внимательном отношении к меховедению, смене меха. Особенно важно синхронное ведение меха при унисоне партий участников ансамбля, это создаст ощущение единства и общей цельности исполнения. Также следует обратить внимание на регистровку произведений, в одинаковых музыкальных разделах она может быть различной.

Для закрепления музыкального материала необходимо проигрывать ансамблевые произведения с начала и до конца без остановок, облегчая охват целого и формируя исполнительскую волю и сценическую выдержку. Желательно, чтобы такие прогоны проходили хотя бы перед небольшим количеством публики, или записывались на видео или аудио носители, для последующего анализа исполнения.

^ Методические указания для студентов


Отдавая должное роли преподавателя, его методической грамотности, необходимо подчеркнуть, что многое зависит от студента, от его самостоятельных занятий в разучивании ансамблевых произведений. Специфика ансамблевой игры заключается в том, что студенты вместе музицировать могут зачастую только на уроках по ансамблю, следовательно, разучивание партий ансамбля может происходить у участников ансамбля самостоятельно. В этом случае желательно начало ознакомления с произведением, а именно чтение его с листа, произвести на уроке вместе.

Для совершенствования навыка чтения с листа целесообразно мысленное опережение исполняемого в данный момент: предвидение развития произведения, умение по очертаниям музыкального текста, выявить его сущность, передать эмоциональное развитие музыки, не выходя из установившегося темпа и метрической канвы.

И всё же самостоятельная работа лежит в основе разучивания любого ансамблевого произведения. Необходимо спланировать самостоятельные занятия, то есть заранее, до их начала, определить их содержание, наметить формы и методы работы, время и место ее проведения.

В условиях отсутствия партнёров по ансамблю при разучивании произведения важно хорошо представлять себе звучание пьесы в целом, то есть знать материал, исполняемый другими партнёрами по ансамблю.


Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине

Реализация учебной программы по классу ансамбля обеспечивается нотной литературой включенных в примерные репертуарные списки музыкальных произведений, а также музыкальными инструментами (баяны, аккордеоны, домры, балалайки).




Скачать 224,13 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер224,13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх