Культурная парадигма современного российского образования icon

Культурная парадигма современного российского образования



Смотрите также:
Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования...
Нью эйдж как культурная парадигма современного общества...
-
Концепция «поля политики» П. Бурдье Парадигма Гэри Беккера...
Програма за кандидатдокторантския изпит по Съвременен руски език лингвокултурология...
«Дурное просветительство» как новый феномен современного российского воспитания...
Нравственное состояние современного российского общества симптомы моральной деградации...
Словарь-справочник современного российского профессионального образования....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401...
История лингвистики как смена научной парадигмы...
Теоретико-методологическая парадигма исследования § Теоретические аспекты современной...
I. Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения в трудах классиков...



скачать
На правах рукописи


ЭМИХ Наталья Александровна


КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Чита – 2006

Работа выполнена на кафедре социальной антропологии, культурологии и философии ГОУ «Читинский государственный университет»


Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Фомина Марина Николаевна


^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Швецов Михаил Юрьевич

кандидат философских наук

Грешилова Ирина Александровна

^

Ведущая организация Забайкальский государственный

гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского




Защита состоится 28 декабря 2006 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета К.212.299.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, в зале заседаний ученого совета (ауд. 223).


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Читинского государственного университета по адресу: г. Чита, ул. Кастринская, 1.


Автореферат разослан 28 ноября 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор К.К. Васильева

^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества образование находится в состоянии глубокого системного кризиса. Основания этого кризиса лежат в сфере духовной культуры человечества, имеющей сегодня негативное очертание, связанное с разрушением целостности бытия современной личности. Являясь подсистемой духовной культуры, образование неизбежно испытывает на себе ее отрицательное воздействие. Это обусловлено тем, что в условиях наступившего XXI века российский человек преимущественно ориентирован на достижение материального благополучия (к чему он психологически не подготовлен), а высшие духовные ценности либо играют в его жизни незначительную роль, либо подменяются ценностями западной культуры, далекими, по своей сути от духовной сферы.

Главная опасность состоит в том, что кризис духовной культуры человечества привел к состоянию нестабильности и социальной напряженности как в мировом сообществе в целом, так и в пределах российского общества. Напряженность в российском обществе на уровне взаимодействия разных культур, связана с национальной составляющей, являющейся причиной ментальной несовместимости. Выход из сложившейся ситуации многие современные отечественные и зарубежные ученые видят в обращении к образованию.

Во все времена система образования в неразрывном единстве двух своих функций – сохранения и развития – была основным хранилищем и транслятором культурных традиций из поколения в поколение, участвуя в формировании менталитета личности. Образование несет ответственность за духовное возрождение современного общества, за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание человека, за формирование его толерантного сознания, а значит должно измениться с учетом требований самой жизни. Необходима выработка новой культурной парадигмы образования, адекватной современным условиям общественного развития, для которой особую актуальность приобретает личность, ее духовное становление, а главное, адаптация личности к новым условиям своего бытия. Это обстоятельство объясняет, почему особую актуальность на современном этапе развития общества приобретает философско-антропологический анализ культурной парадигмы ввиду того, что необходима не только констатация антропологичности образования, но и дальнейшее осмысление бытия личности в образовательном пространстве.

Трансформация культурной парадигмы образования актуализирована обеспечением социальных функций образовательных систем в России по воспроизводству качества человека, качества культуры и обеспечением «входа» России в эпоху интеллектуальной цивилизации XXI века. Поэтому, одним из приоритетных компонентов современного российского образования в интересах устойчивого развития общества выступает расширение международного сотрудничества, распространение передового опыта и знаний как целей формирующегося Болонского процесса, суть которого заключается в создании единого европейского, культурного образовательного пространства, которое было бы альтернативно американскому.

Таким образом, в современном обществе актуальным становится человек как ценный ресурс, необходимый для функционирования всех сфер общественной жизни. Поэтому основой культурной парадигмы современного образования выступает переход от социоцентризма к антропоцентризму.

Вышеуказанные обстоятельства предопределили практическую целенаправленность диссертационного исследования современного этапа культурного развития российского образования.

^ Степень научной разработанности проблемы. Проблемам образования посвящено большое количество работ в рамках философии образования, социальной философии, философской антропологии и других. Однако пока еще нет единого концептуального подхода к проблемам современного образования, а также к определению его культурной парадигмы как основы развития бытия личности.

Проблеме образования, его философско-антропологическому аспекту посвящены работы ученых: Н.А. Абрамовой, Б.С. Гершунского, Э.Н. Гусинского, И.А. Грешиловой, В.А. Кобылянского, Ю.И. Турчаниновой, К.Д. Ушинского, М.Н. Фоминой, Т.А. Шаренковой, П.Г. Щедровицкого1 и других.

Культурную миссию становления личности в обществе как предмета философских размышлений, несет в себе аксиологическая составляющая системы современного образования, которая представлена в трудах Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, В.С. Степина2 и других.

Особый интерес у диссертанта вызывают научные работы, где сделан акцент на культурную обусловленность образования. Эту проблематику затрагивают И.А. Грешилова, М.Н. Фомина3 и другие, опираясь в своих ________________________

1 Гершунский Б.С. Образование на пороге третьего тысячелетия: гармония знания и веры. / Б.С. Гершунский. - М., 2001. - С. 199-370; Грешилова И.А. Антропологические основания феномена культуры. Этнокультурное образование. / И.А. Грешилова. // материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2003. – т.3. – С. 222-225; Кобылянский В.А. Философия образования: общая теория, методология, идеология. / В.А. Кобылянский. // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия». 18- 20 октября 2006. – Чита: ЗабГГПУ, 2006. – С. 4 -13; Фомина М.Н. Динамика формирования философской культуры личности в процессе философского образования. / М.Н. Фомина. // Наука и образование на рубеже тысячелетий: юбилейная международная конференция. Тезисы докладов. – Чита: ЧитГУ, 1999; Шаренкова Т.А, Абрамова Н.А. Философское осмысление парадигм образования. / Т.А. Шаренкова, Н.А. Абрамова. // Вестник Читинского государственного университета. – Чита: ЧитГУ, 2004. - № 33. – С. 63.

2 Каган М.С. Философская теория ценности. / М.С. Каган. - М., 2000. - С. 46-49; Степин В.С. Философская антропология и философия науки. / В.С. Степин. - М.: Высш. школа, 1992. – С. 89-95.

3 Грешилова И.А. Реализация культурного потенциала общества в образовательном процессе // Художественное образование и эстетическое воспитание: состояние, проблемы, тенденции. / И.А. Грешилова. // материалы научно-практической конференции. – Чита: изд-во. ЗИП СибУПК, 2002. – С. 113-115; Фомина М.Н. Элементы философской культуры в системе гуманитарного образования. / М.Н. Фомина. // Межличностные подходы в образовании: материалы областной научно-практической конференции. 21-23 августа 1997. – Сретенск, 1997.

трудах на идею динамической концепции культурной обусловленности образования.

Одной из приоритетных составляющих в определении культурной парадигмы современного российского образования является его ментальная обусловленность. Менталитету как одному из определяющих факторов личности в обществе посвящены работы ученых В.С. Барулина, К.К. Васильевой, С.А. Мельницкой, А.Г. Новикова, К.Г. Эрдынеевой и других1.

Важным фактором становления личности в современном образовании является формирование ее толерантного сознания. Толерантность, как способ уважения, принятия и высокой оценки богатого разнообразия мировых культур, форма выражения человеческого бытия, представлена в трудах А.Г. Асмолова, В.В. Ванчугова, В. Лекторского, А.В. Перцева, М.Б. Хомякова, а также зарубежных авторов Д. Барнума, Дж. Локка и других2.

В современную эпоху актуализируется и приобретает широкое социальное, нравственное значение проблема формирования ценностей личности в современном образовании. Образовательный процесс необходимо формировать как систему, в которой осуществляется сложное взаимодействие социального и индивидуального (рефлексивного) развития каждой личности. Выделение проблемы ценностей и формирования

_____________________

1 Васильева К.К. Менталитет: онто-этнологическое (на примере бурятского этноса). / К.К. Васильева. – М.: информационно-издательское агентство «Русский мир», 2002. – 200 с.; Калашников М.Ф. Особенности формирования русского менталитета. Новые идеи в философии. / М.Ф. Калашников. - Пермь, 1999. - С. 54; Мельницкая С.А. Человек в культурной динамике: процессы трансформации ментальности. / С.А. Мельницкая. // Аспирант (труды молодых ученых, аспирантов и студентов). – Чита: ЧитГУ, 2006. –С. 64 -67; Новиков А.Г. Менталитет - культура. / А. Г. Новиков. - Якутск, 1996. - С. 53; Эрдынеева К.Г. Менталитет как социокультурный и психологический феномен. / К.Г. Эрдынеева, В.Б. Батоцыренова. // Третьи Забайкальские социологические чтения: материалы конференции. – Чита: ЧитГУ, 2006. – С. 9 -16.

2 Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. – С. 54; Ванчугов В.В. Толерантность и коммуникация. / В.В. Ванчугов. – Томск: изд-во. «Дельтаплан», 2002. - С. 10; Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? / Т.П. Скрипкина. // Век толерантности, 2001. - № 3. - С.42 – 52; Шалин В.В. Толерантность./ В.В. Шалин. - Ростов-на-Дону, 2000. – С. 56-79.


ценностных ориентаций личности в качестве философских исследований представлено в работах ученых: 3.И. Равкина, А.Г.  Здравомыслова, Н.Д. Никандрова, А.В. Роговой, М.Ю. Швецова, Н.П. Эповой, К.Г. Эрдынеевой1 и других.

При анализе целей и методов Болонского процесса диссертант использовал материалы семинара, проходившего в 2004 году в Иркутском государственном техническом университете, под руководством заведующего кафедрой «Управления международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Е.В. Шевченко, а также материалы учебного центра Федерального института развития образования под руководством ректора УЦ ФИРО М.В. Никитина.

Диссертантом проанализированы материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия», отражающие приоритетные направления развития российской образовательной системы на период до 2010 года, значимость и основные мотивы участия России в Болонском процессе, представленные в статьях Т.К Клименко, М.В. Цурмаст2.

____________________________

1 Рогова А.В. Ценностно-смысловая составляющая культурологического подхода к воспитанию. / А.В. Рогова. // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия». 18 - 20 октября 2006. – Чита: ЗабГГПУ, 2006. – С. 36-41; Швецов М.Ю. Человек и его ценности в современной культуре. / М.Ю. Швецов.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4 -5 марта 2005. – Чита: изд-во. ЧитГУ, 2005; Эрдынеева К.Г. Человек и его ценности в современной культуре. / К.Г. Эрдынеева.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4 -5 марта 2005. – Чита: изд-во. ЧитГУ, 2005; Эпова Н.П. Рефлексивное самосознание как ценность современной философии образования. / Н.П. Эпова. // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия». 18 - 20 октября 2006. – Чита: ЗабГГПУ, 2006. – С.52 -55.

2 Клименко Т.К. Переход на европейскую систему образования в условиях Читинской области. / Т.К. Клименко. // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия». 18 - 20 октября 2006. – Чита: ЗабГГПУ, 2006. – С. 150 – 152; Цурмаст М.В. Перспективы воплощения идеалов Болонской декларации в реальных российских условиях. / М.В. Цурмаст. // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия». 18 - 20 октября 2006. – Чита: ЗабГГПУ, 2006. – С. 152 - 154.

Таким образом, характеристика источников, послуживших основой для рассмотрения темы диссертационного исследования, позволяет прийти к выводу, что определение философско-антропологического аспекта современного российского образования, глубокий анализ осмысления бытия личности в образовательном пространстве требуют всесторонней разработки культурной парадигмы с целью ее внедрения в современную образовательную практику.

Актуальность темы, ее общественная и индивидуальная значимость, недостаточная разработанность данного аспекта определили объект,

предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

^ Объект исследования. Образование как подсистема культуры современного общества.

Предмет исследования. Культурная парадигма современного российского образования как ценностная модель развития общества.

^ Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования является философско-антропологический анализ культурной парадигмы российского образования на современном этапе общественного развития.

Поставленная цель диссертационного исследования определяет следующие задачи:

- раскрыть философско - антропологическую интерпретацию аксиологических идей современного российского образования;

- определить культурную и ментальную обусловленность современного российского образования с позиций их ценностного содержания;

- дать развернутую характеристику толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного российского образования;

- выявить проблемы формирования системы ценностей в образовательном процессе и охарактеризовать ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии;

- обосновать приоритетную значимость культурной парадигмы современного российского образования в условиях формирования Болонского процесса.

^ Гипотеза исследования. Образование как культурная подсистема общества направлено на развитие целостного бытия современной личности. Установка на личность, как приоритетную ценность общества, является целью трансформации культурной парадигмы в современном российском образовании. Данная трансформация является реальным воплощением некогда утраченной духовной целостности Российского образования, которое должно быть направлено на культурное развитие современного общества.

^ Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют положения, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных философов, антропологов, культурологов, педагогов, социологов, психологов по проблемам культурного становления личности в условиях реформирования системы современного образования.

В диссертационном исследовании использован комплексный философско-антропологический подход, сочетающий философско-педагогические и социокультурные методы исследования. В настоящем исследовании использован метод системного и сравнительного анализа инновационных процессов, аналитико-обобщающий метод, эмпирический метод социологического тестирования и аргументации, направленные на отработку конкретных механизмов придания современному образованию культуросообразного характера.

^ Научная новизна исследования определена тем, что в ней:

- раскрыта философско - антропологическая интерпретация аксиологических идей современного российского образования;

- определена культурная и ментальная обусловленность современного российского образования с позиций их ценностного содержания;

- дана развернутая характеристика толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного российского образования;

- выявлены проблемы формирования системы ценностей в образовательном процессе, ценностные ориентации личности охарактеризованы как результат культурной рефлексии;

- обоснована приоритетная значимость культурной парадигмы современного российского образования как философской модели в условиях формирования Болонского процесса.

В диссертации проведено философско-антропологическое обоснование культурной парадигмы как приоритетной составляющей современного российского образования.

^ Основные положения, выносимые на защиту.

1. Образование является культурным процессом, направленным на духовное становление личности в обществе. Образование участвует в процессе формирования ценностных приоритетов личности, что составляет аксиологичность образования. Одним из доминирующих направлений в современном российском образовании является культурная составляющая человеческого бытия, которая выражается в выдвижении на первый план философско-антропологического принципа, то есть в основу образования заложен антропоцентризм. Философско-антропологический анализ культурной парадигмы образования позволяет определить ее роль в формировании системы культурных ценностей личности, наращивании духовного потенциала современного общества.

2. Культура представляет собой национальную ценность общества. Являясь подсистемой культуры, образование выполняет в обществе функцию сохранения и передачи национальных традиций как ценностей, заложенных в менталитете. Национальные ценности служат защитным механизмом взаимодействия культуры личности с культурой общества, и обеспечивать данное взаимодействие – задача образования. В этой связи современное образование обусловлено сохранением и развитием национальных ценностей общества, как основы культурного становления современной личности.

3. Образование формирует в сознании личности такие ценностные приоритеты, как увлеченность, личное достоинство, свобода выбора, самоопределение, саморазвитие, ответственность, отзывчивость. Толерантность как приоритетная ценность современного образования, как доминирующий способ снятия напряженности в человеческих отношениях, должна определять стабильность и благополучие в современном российском обществе, имеющем поликультурный характер.

4. Ценности личности представляют собой систему, влияющую на динамику культурного развития общества. Проблемы формирования системы ценностей в образовании связаны с внедрением в современное общество новых культурных ценностей и жестким подавлением традиционной культуры, что негативно сказывается на сознании личности. Решение данных проблем заключается в изменении сознания современной личности путем формирования высоких моральных и культурных ценностных ориентаций, то есть в их целенаправленном развитии в образовательном процессе. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие личностно-ориентированной культурной деятельности, определяющей уровень нравственного сознания личности.

5. В основу культурной парадигмы современного российского образования как философской модели заложен принцип модернизации, которая является одним из основных адаптивных механизмов, готовящих личность к жизни в меняющемся мире. Модернизация российского образования рассматривается в условиях формирования Болонского процесса, направленного на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта экономической, политической и культурной жизни современного общества, его социальной организации.

^ Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при анализе философско-антропологического и культурологического аспектов современного российского образования, при конкретизации его приоритетного места в общественном устройстве и жизнедеятельности личности; в качестве дополнительных курсов по развитию культурной парадигмы как новой образовательной модели, в курсах философии образования, педагогической антропологии, социокультурной антропологии.

Материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании образовательного процесса, в учебных курсах по изучению Болонского процесса, представляющего интерес для широких кругов научно-педагогических работников, студентов вузов, сотрудников, занятых в сфере трудовых ресурсов и технологий.

^ Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в тезисах, статьях, опубликованных в городах Белгород, Чита; в выступлении на XLII Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» Глобальные проблемы и устойчивое развитие (Новосибирск, 2004), проходящей при поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002-2006 годы».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографии.

^ 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖДАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность рассматриваемых проблем, характеризуется степень и состояние разработанности темы, формулируется объект и предмет исследования, определена его цель и задачи, выдвигается рабочая гипотеза исследования, излагается методологическая и теоретическая основа исследования, определяется его научная новизна, практическая и научно-теоретическая значимость, представляются положения, выносимые на защиту, сообщается об апробации результатов работы и ее структуре.

^ Первая глава «Образование как подсистема культуры» посвящена анализу культурных оснований современного российского образования, определяющих национальную структуру общества.

В параграфе 1.1. «Философско-антропологическая интерпретация аксиологических идей Российского образования» выделяются основные аксиологические идеи, отражающие принципиальный характер развития современной системы российского образования. В параграфе изложены философские суждения Платона и современных исследователей: М.С. Кагана, П.Г. Щедровицкого, направленные на возможные пути развития аксиосферы личности.

Одной из наиболее актуальных идей в современном российском образовании является идея, направленная на культурное развитие бытия личности. Она определена выдвижением на первый план антропологического принципа, то есть в основу современного образования заложен человекоцентризм. Аксиологический аспект современного образования в философско-антропологическом измерении выражает потребность личности в определении для себя ценностных приоритетов познания. Поэтому идея ценности бытия личности как философско-антропологическая категория, развиваемая современным образованием, является значимой для общества.

Осмысление идеи саморазвития личности и создания, ею нового образовательного пространства связано со сменой антропологических оснований, которые в противовес традиционным представлениям об образовании как системе знаний, исследуют этот феномен в виде процесса становления личности и ее подготовке к жизни в современном обществе.

На основе анализа аксиологических идей в параграфе делается вывод, что проблема современного российского образования состоит не только в том, что не уделяется должного внимания ценностным идеям, направленным во благо личности, но и сама система образования также еще не достаточно эффективна.

Таким образом, современное российское образование должно антропологизироваться, то есть поставить в центр внимания проблемы бытия личности и общества в их ценностном измерении, сделать установку на знание как средство сохранения, воспроизводства и развития национальной культуры.

В параграфе 1.2. «Культурная и ментальная обусловленность Российского образования» определяется приоритетная значимость современного образования как механизма, осуществляющего процесс сохранения и трансляции культурных ценностей и национальных традиций в обществе.

Культура обуславливает гуманистическое и целостное становление личности в обществе. Образование, будучи подсистемой культуры, реализует ее сущностные характеристики, оно выступает посредником между личностью и культурой. Культурная обусловленность современного российского образования заключается в переходе от знаниецентрического к культуросообразному процессу развития личности. На этой основе личность способна удовлетворять свои разумные потребности и стремиться к собственному духовному обогащению. Целью образования должно стать культурное самоопределение и саморазвитие личности в условиях современного общества.

Образование не только выполняет функцию передачи культурных традиций в обществе, но и обеспечивает сохранение культуры как национальной ценности. В параграфе анализируются особенности национального характера нашего общества, выраженного в менталитете как духовной основе личности. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития общества и определяет национальный стержень развития его культуры, оказывая глубокое воздействие на сознание личности. Российскому менталитету присущи духовность и общинность, отличающая наше общество от западного индивидуализма, народность как патриотизм, любовь к Родине. Познание окружающего мира личностью существует в виде целостного духовного эквивалента жизненных ценностей, поэтому образование, обусловленное сохранением и культурных традиций, является одной из высших целей общества.

Таким образом, актуальность культурной и ментальной обусловленности современного российского образования объясняется тем, что общество переживает сегодня период критического развития, связанного с интенсивной перестройкой сознания личности.

В параграфе 1.3. «Толерантность в системе ценностных приоритетов образования» рассматривается философское осмысление толерантности как социокультурной категории в системе ценностных приоритетов современного образования, способствующей позитивному развитию личности в обществе.

Сегодня в российском обществе имеют место разрозненные мировоззренческие позиции, приводящие к расколу в сознании личности и резкому возрастанию напряженности в человеческих отношениях. Напряженность в обществе связана и с национальной составляющей, отражающей взаимодействие в нем различных культур.

Система ценностных приоритетов современного российского образования формирует в сознании личности такие ценности как личное достоинство, свобода выбора, самоопределение, увлеченность, саморазвитие, ответственность, трудолюбие, отзывчивость. Толерантность характеризуется диссертантом как необходимая ценностная установка личности и феномен общественного развития, как одна из приоритетных составляющих культуры личности, формирующихся в процессе образования.

Для нашего общества понятие толерантности является относительно новым, пришедшим на смену терпимости, укоренившейся в нашей речи. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория терпимости претерпевала значительные изменения в связи с развитием идей и формированием новых понятий. В результате понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством научных источников с понятием терпимости, но имеет наиболее яркую активную направленность.

В современном обществе толерантность является одной из основных универсальных ценностей. Эта универсальность связана с двусторонним процессом в современном обществе, то есть с усилением глобализационных тенденций с одной стороны и стремлением к сохранению национальной идентичности, с другой. Сегодня проблема толерантности приобретает статус социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах общества, а потому воспитание толерантности в человеческих отношениях является важной задачей современного российского образования.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что воспитание толерантной личности – необходимый образовательный процесс, учитывающий отношение общества к ценностным установкам современной личности.

^ Вторая глава «Формирование системы ценностей в образовательном процессе» посвящена анализу системы ценностей и формирования культурных ценностных ориентаций личности в аксиологическом аспекте, характеристике проявления рефлексии личности как способа ее самоутверждения на современном этапе развития общества.

В параграфе 2.1. «Этапы формирования и динамика аксиологических ценностей в образовательном процессе» диссертант определяет поэтапное формирование и динамическую направленность аксиологических ценностей личности в образовательном процессе.

Формирование аксиологических ценностей в образовательном процессе имеет тенденцию к проявлению в результате осознания личностью своих потребностей в соотношении с возможностями их удовлетворения. Этапы формирования аксиологических ценностей определяются двумя подходами. Во-первых, они выражаются в актуализации мировоззренческих основ современного российского образования. Наиболее ярким примером в данном отношении выступает диалог культур в силу того, что образование сегодня не может быть монокультурным. Во-вторых, аксиологизация образовательного процесса выражена в повышении значимости субъективных позиций личностей обучающих и обучающихся. При этом показателем аксиологической ценности современного образования выступает свобода личности, ее познавательная самостоятельность и самоактуализация.

Аксиологическая природа образовательного процесса проявляется в культурном понимании современного образования, поскольку объектом в культуре являются ценность самой личности, утверждаемая как высшая, по сравнению со всеми другими ценностями. При анализе динамики аксиологических ценностей личности в образовательном процессе мы учитываем действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. В параграфе схематически представлена корреляция графиков динамики ценностей личности в процессе образования, выстроенных на основе тестирования, проведенного диссертантом. В качестве сравнения в параграфе проанализированы процессы развития ценностей личности, исследованные А.В. Кирьяковой и представленные в ее работах.

Таким образом, в современных условиях формирования аксиологических ценностей личности, как проблема современного российского образования, представляет собой обширные культурные системы, основываются на причинно-смысловом единстве и на трех культурных уровнях - идеологическом, поведенческом и материально-практическом, они являются важнейшим компонентом противоречий, влияющих в исторической перспективе на динамику культурного развития современного общества.

В параграфе 2.2. «Проблемы формирования культурных ценностных ориентаций личности в системе высшего образования» речь идет о культурных ценностных ориентациях личности и о проблемах их формирования в современном образовании. Основная проблема заключается в социокультурных процессах, происходящих в современном обществе, которые представлены в виде переоценки и осмысления ценностей.

За последнее десятилетие в системе российского образования накоплен определенный опыт введения в его содержание ценностной компоненты, но при этом оно остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и далеко не в полной мере ориентировано на развитие культуры личности и становление ее ценностных ориентаций. Проблемы формирования культурных ценностных ориентаций личности заключаются в том, что современная личность, получающая образование, преследует свои индивидуальные потребности и интересы, необходимые ей в будущем. В процессе формирования культурных ценностных ориентаций личности современное образование должно учитывать такие закономерности как: осмысление личностью культуры как способа развития ее духовного роста, а именно, желание личности включаться в исследовательскую деятельность, стремление к пониманию и принятию общечеловеческих ценностей как ориентиров в выборе собственного «Я». Поэтому проблему формирования культурных ценностных ориентаций личности в современном образовании решает способность преподавателя и студента к собственной и совместной творческой деятельности.

Идею ценностно-ориентированного образования ученые связывают с гуманистической парадигмой, для которой характерны принципы равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, единства. На этой основе реализация гуманистической парадигмы в современном образовании предполагает обращение к культурным ценностным ориентациям и их воспроизводства в новых поколениях.

Культурные ценностные ориентации в системе высшего образования позволяют субординировать культурные ценности, осмыслить их сущность и значимость, выступая как результат творческой деятельности личности. В этой связи современная образовательная система должна определить одной из собственных профессиональных задач потребность превратить процесс образования в актуальную реальную ценность для личности.

Параграф 2.3. «Ценностные ориентации личности как результат культурной рефлексии» посвящен характеристике проявленности культурной рефлексии личности в образовательном процессе.

В параграфе отражено определение культурной рефлексии как ценностной ориентации, как уровня развития самосознания личности, что предполагает умение понимать собственное состояние, воздействуя на себя как на другого, позволяет расширить возможности познания себя в обществе. Посредством культурной рефлексии личность включается в процесс выбора своих ценностных ориентаций, их осмысления, оценки своих действий, вовлечения в культурное творчество.

Понятие культурной рефлексии появилось в философии образования благодаря полемике Локка и Лейбница, и первоначально означало процесс размышления личности о действиях, происходящих в ее сознании. В современной философии культуры и философии образования культурная рефлексия определяется как форма теоретической деятельности личности, направленная на осмысление, ею своих собственных действий (деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного бытия личности). Это свидетельствует о том, что рефлексия приобщает индивидуальное мышление личности к собственному культурному определению, вследствие чего любая деятельность личности не существует вне рефлексии.

Таким образом, смысл культурно-ценностного самоопределения личности в образовательном процессе заключается в том, чтобы постоянно развивать мыслительные средства реализации собственного идеального плана (ценностные ориентации). Для этого необходимо постоянно перестраивать, уточнять собственные нормы мышления и деятельности, непрерывно развивать свою профессиональную и жизненную позицию, что, в конечном итоге, определяет саму личность.

Третья глава «Культурный потенциал и ориентации Болонского процесса в системе Российского образования» посвящена анализу влияния Болонского процесса на развитие системы современного образования, целенаправленному осмыслению его культурного потенциала и ориентаций. В российском обществе сегодня наблюдается повышенный интерес к реформированию образовательной системы в условиях Болонского процесса. Оно выступает, с одной стороны, как европейский ответ на явление глобализации, с другой – как способ придания высшему образованию европейского измерения, в том числе и в сфере культуры.

В параграфе 3.1. «Участие России в Болонском процессе в контексте европейской и мировой культур» раскрываются цели, причины и структурные механизмы Болонского процесса с учетом влияния европейской и мировой культур. Современные образовательные системы входят в свои кризисные этапы и выходят из них только через утрату или обретение своего соответствия в связи с запросами времени, динамикой и направленностью экономических, социальных, культурных и

политических измерений. Цель Болонского процесса заключается в создании культурного образовательного пространства, направленного на становление личности, отвечающей всем требованиям современного общества. В своем развитии Болонский процесс преследует следующие принципы: введение двухуровневой системы образования, системы кредитов (зачетных единиц), обеспечение качества образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования (выдача единых приложений к диплому).

В настоящее время как российские, так и европейские университеты переживают период смятения, вызванный необходимостью увязать свойства традиционного образования с новыми образовательными потребностями общества. Болонский процесс актуализирован причинами поиска общности действий, которые в последующем могут привести к единству культурного развития современной образовательной системы.

Структурные реформы, осуществляемые в условиях Болонского процесса, выступают как механизм построения европейского пространства образования, в котором было бы сохранено богатство культуры, многообразие ее национальных типов при одновременном достижении их сопоставимости, а в будущем и совместимости.

Таким образом, воздействие феномена Болонского процесса на развитие системы современного российского образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе следует оценивать как наиболее мощное по своему влиянию. Участие России в Болонском процессе не предполагает отказа от национальных идей, преследуемых современным образованием, более того оно расширяет возможности России эффективнее отстаивать свои интересы в зоне европейского пространства.

В параграфе 3.2. «Формирование культурной парадигмы образования в ходе Болонского процесса» культурная парадигма рассматривается диссертантом как необходимая философская модель современного российского образования, задающая цели и принципы методов проектирования и управления Болонским процессом.

Формирование культурной парадигмы в условиях Болонского процесса, предполагает развитие личности как специалиста, что предопределяет  новый  подход к логике  содержания современного российского образования. В условиях Болонского процесса формируется культурная парадигма, характеризующаяся следующими методами: образование как общественное благо, образованность как культурность личности, образование как процесс исследования. Поэтому приоритетное влияние культурной парадигмы на современное образование как творческий исследовательский процесс должно способствовать, в первую очередь, наращиванию культурного потенциала общества. Овладение современной личностью методологией и практикой исследовательской работы в процессе образования обеспечит в последующем возможность успешно ориентироваться в потоках информации.

Таким образом, формирование и принятие современным российским образованием культурной парадигмы в ходе Болонского процесса как адекватной парадигме образования современной личности, находит свое выражение в том, что личность становится субъектом познавательной деятельности, проектируемой и осуществляемой как самостоятельное научное исследование.

^ В «Заключении» подводится итог диссертационного исследования, формулируются теоретические выводы, определяются положения, требующие дальнейшей разработки и изучения.

Автор делает вывод о том, что полноценное функционирование и стабильное развитие современного российского общества во многом зависят от того, из каких людей состоит это общество.

Образование оказывает влияние на все системы общественной жизни, так как в центре всех общественных образований находится личность. Являясь подсистемой культуры, современное образование главным образом направлено на личность, развитие ее целостного бытия в обществе. Поэтому культурная парадигма, определяющая личность как приоритетную ценность общества, является главной моделью, способной вывести современное российское образование из состояния кризиса.


^ 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ


1. Эмих, Н.А. Кризис современного Российского образования. / Н.А. Эмих. // Материалы ХLII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Глобальные проблемы и принципы устойчивого развития. 8 апреля 2004. - Новосибирск: изд-во. НГУ, 2004. - С. 123 - 124. (0,1 п.л.).

2. Эмих, Н.А. Толерантность как ценностная компонента современного Российского образования. / Н.А. Эмих. // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - Белгород: БУПК, 2006. - № 4 (19). - С. 115 – 121. (0,25 п.л.).

3. Эмих, Н.А. Формирование культуры толерантности в современном Российском образовании. / Н.А. Эмих. // Наука и современное общество: человек, социум, творчество. - Чита: МАН педагогического образования: ЧитГУ, 2004. - № 2 (#2). - С. 49 - 51. (0,13 п.л.).

4. Эмих, Н.А. На пути к новой образовательной парадигме. / Н.А. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. - Чита: ЧитГУ, 2005. - № 34. – С. 174 - 175. (0,1 п.л.).

5. Эмих, Н.А. Образование – всеобщая форма развития культуры личности и общества. / Н.А. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. - Чита: ЧитГУ, 2005. - № 38. – С. 114 - 117. (0,17 п.л.).

6. Эмих, Н.А. Философско-антропологический подход к проблеме современного Российского образования. / Н.А. Эмих. // Вестник Читинского государственного университета. - Чита: ЧитГУ, 2005. - № 2 (39). – С. 63 - 65. (0,13 п.л.).

7. Эмих, Н.А. Культурное становление личности в условиях формирования новой мировоззренческой парадигмы современного образования. / Н.А. Эмих. // Кулагинские чтения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 30 ноября – 1 декабря 2006. - Чита: ЧитГУ, 2006. - т. 4. - С. 142 -144. (0,13 п.л.).


Лицензия ЛР № 020525 от 02.06.97г. Усл. печ. л. 1,1

Сдано в производство 24.11.2006г. Заказ № _____

Уч. – изд. л. 1,1

Тираж 100 экз.

______________________________________________________________

Читинский государственный университет

672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30

________________________________________________________________

Издательство ЧитГУ




Скачать 290,5 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер290,5 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх