Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой. Ocr: Ихтик (г. Уфа) icon

Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой. Ocr: Ихтик (г. Уфа)



Смотрите также:
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов...
Учебное пособие Издательство «Самарский университет» 2002...
Учебное пособие Издательство «Самарский университет» 2002...
М. В. Тлостанова Деколониальные гендерные эпистемологии...
Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания»...
Учебное пособие Екатеринбург 2004 удк 2 (075) ббк э372-3я7...
Ценообразование (учебное пособие)...
Учебное пособие предназначено для изучающих экономическую теорию студентов высших учебных...
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов естественнонаучных...
Учебное пособие М.: Педагогическое общество России. 1999 442 с...
Учебное пособие предназначено для студентов университетов и педагогических вузов...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
скачать
ББК С550.53 УДК 301.19 В 24

В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. — 708 с. ISBN 5-89329-397-5

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров

в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть

по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»

Рекомендовано к печати Ученым советом

Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина

Рецензенты:

  • д-р философских наук Билык Я. М.

  • д-р философских наук Бурова О. К.

• д-р философских наук Черникова В. Е.

Данное учебное пособие представляет новую академическую дисциплину — гендерные исследования, которые рассматривают различные аспекты социальных проблем пола. гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых — таких как политология, антропология, культурные исследования, мужские исследования, феминистская теория, экология и другие.

Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой.


^ OCR: Ихтик (г.Уфа)

ihtik.lib.ru

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001 г.

© ХЦГИ, 2001 г.

© Коллектив авторов, 2001 г.

Содержание

Предисловие 14

Возникновение и развитие гендерных исследований
в США и Западной Европе 17


Елена Ярская-Смирнова

^ 1. Возникновение и развитие женских исследований Связь женских исследований с новыми социальными движениями Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960х-1970-е годы) Вторая стадия развития женских исследований: институциализация Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикультурализма Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации Женские исследования в Западной Европе Ген-дерное образование: от «скрытого учебного плана» к «феминистской педагогике» 2. Возникновение и развитие гендерных исследований Причины возникновения и основные отличия университетских программ гендерных исследований Феминистские и гендерные исследования: методологические проблемы определения Перспективы развития женских и гендерных исследований в структуре академического образования

^ Феминистская теория 90-х годов:

проблематизация женской субъективности 49

Ирина Жеребкина

1. Постановка проблемы и методологические предпосылки

  1. Значение современной феминистской теории для гендерных исследований: проблематизация женской субъективности

  2. Два подхода к проблеме женской субъективности в феминистской теории: постановка проблемы 2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности 1) Структура истерии как «я»-эксцесс в философской концепции женской субъективности Люси Иригарэ 2) Структура «оная» в философской концепции женской субъективности Рози Брайдотти

  3. ^ Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер 4) Концепции квир-идентичнос-

6

ти (Тереза де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик) 3. Женская сексуальность в феминистской теории 1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ 2) Сексуальное различие в философской концепции Рози Брайдотти 3) Джудит Батлер: сексуальность как «цитатность» и понятие «принудительной гетеросексуальности» 4) Теории квир-сексуальности и их значение для современной феминистской теории 4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

Гендерная проблематика в политических науках

1. Гендерная проблематика в политической

теории 80

Ирина Чикалова

1. Новое женское движение 2. Женщины в традиционной политической теории 3. Феминистская методология в политической теории 4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории 1) Публичное и приватное пространство 2) «Личное есть политическое» 3) Концептуализация понятий «различие» и «сексуальное различие» 5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма — 1) Феминизм и демократическая концепция гражданства 2) Концепция обретения/осознания силы 3) Теория представительства 4) Концепция интеграции 5) Концепция маргинальности 6. Политические требования феминизма 7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

2. Политическая теория феминизма:

современные дебаты 107

Сергей Ушакин

1. Пол и политика: постановка проблемы 2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма 3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер 4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер 5. Значение и проблематичность аргументации «конкретной морали» в феминистской политической теории Шейлы Бенхабиб 6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

7

Социология гендера

1. Социальное конструирование гендера:

феминистская теория 147

Елена Здравомыслова, Анна Темкина

1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика 2. Теоретические основания 1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана 2) Этнометодо-логия Г. Гарфинкеля: случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности 3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей 3. Основные положения 1) Гендер и власть 2) Задачи конструктивистского анализа 4. Заключение

2. Феминистская критика эпистемологических
оснований социологии:

перспективы социологии гендерных отношений ... 174 Елена Здравомыслова, Анна Темкина

^ 1. Феминистская критика социологической эпистемологии 1) Понятие феминистской эпистемологии 2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания

^ 3) Субъект познания: феминистские интерпретации

4) Объект познания: феминистские интерпретации 5) Отно
шения между субъектом и объектом: феминистские интерпре
тации — 2. Альтернативные эпистемологии 1) Женский опыт
как основание феминистской эпистемологии 2) Феминистс
кий эмпиризм
«включение женщин» 3) Феминистский по
зиционный подход
4) Социально-конструктивистская эпис
темология
5) Постмодернистская феминистская эпистемо
логия
3. Методы феминистского исследования 4. Заключе
ние: значение феминистской эпистемологии для социологии ген
дерных отношений


3. Феминистский подход к интерпретации
качественных данных: методы анализа текста,
интеракции и изображения 197

Елена Мещеркина

1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования 2. Проблема выбора метода — 1) Партийность, ангажированность и «частичная идентификация» как методологи-

8

ческие стратегии: проблемы и противоречия 2) «Взгляд снизу» 3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости» 4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей 3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы 4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях 1) Биографическое исследование 2) Анализ дискурса 3) Содержательный анализ 4) Анализ и интерпретация изображений 5) Анализ фото- и фильмома-териалов 6) Психоаналитическая интерпретация текста 7) Объективная герменевтика — 8) Конверсационный анализ 9) Анализ языка тела — 5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

гендерная проблематика

в экономической теории

Елена Мезенцева

1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли 2. Частная сфера как объект изучения ген-дерной экономики 3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики 4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики 5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

гендерная проблематика

в исторических науках ,

Наталья Пушкарева

1. Введение: гендерная методология в истории 2. «Ее история»: рождение исторической феминологии 3. Что такое историческая феминология? 4. Чего достигла историческая фемикология? 5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории 6. От «истории женщин» к «гендерной истории» 7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-» 8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма» 9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов

9 Гендерная проблематика в психологии

1. Гендерные исследования в психологии 312

Елена Иванова

  1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии

  2. Пол (гендер) и мозг человека 3. Гендерные различия в когнитивной сфере 4. Гендер и эмоции 5. Гендерные роли — 6. Гендерная идентификация 7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки 8. Феминистская психология 9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии

2. Феминизм и психоанализ 346

Ирина Жеребкина

  1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения

  2. Фрейдовская теория гендера 3. Феминистская критика Фрейда 4. «Жак Лакан: феминистское введение» 1) Теориясубъективности: символическое в формировании гендерной идентичности 2) Женская субъективность как сексуальность 5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления 1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа 2) Основные концепции феминистского психоанализа

Тендерная проблематика в антропологии 370

Елена Гапова

1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии 2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид 3. Тезис «знание-власть» в антропологии 4. Основные положения феминистского проекта в антропологии 1) Женщина как субъект в антропологии 2) Концепция «обмена женщинами» Гейл Рубин — 3) Природа и культура как женское и мужское в антропологической концепции Шерри Ортнер — 5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер — 6. Феминистская критика антропологии 1) Критика эволюционных теорий в антропологии 2) Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти 3) Феминистская антропология на современном этапе: гендерное неравенство в условиях глобализации

10

гендерная проблематика в философии 390

Сергей Жеребкин

1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии 2. гендерная проблематика в античной философии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля — 3. Мизогиния и обоснование патриар-хатных отношений в философии средневековья 4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации I) Руссо: женская чувственность в терминах разума 2) Кант о различии мужского и женского разума — 3) Мери Уоллстонкрафт в защиту женских прав и женской эмансипации — 5. «Эпоха чувственности». Метафизическое оборачивание: новая концепция женского в философии романтизма 6. Женское/телесное в философии Ницше 7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского 8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса

Гендерная проблематика в теории культуры

1. Гендерная проблематика в парадигме
культурных исследований 427

Альмира Усманова

1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-культура» — 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм — 3. Культурология и/или «культурные исследования»

  • 4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

  • 5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях 6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций 1) Ген-дерные стереотипы культуры 2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре 3) Женщина как субъект визуальной культуры 7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство:

политики репрезентации 465

Альмира Усманова

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства 2. Основные положения феминистской крити-

11

ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве — 3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики 4. Основные темы феминистской критики искусства 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

Гендерная проблематика в экологии 493

Екатерина Карпенко

  1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

  2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма — 3. Основные концепции и направления экофеминизма 4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

Гендерная проблематика в языкознании 508

Елена Горошко

1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии — 2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики 4. Ос
новные течения в феминистской лингвистике
— 5. Граммати
ческая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсив
ное направление» феминистской лингвистики
7. Р. Лакофф,
Язык и место женщины — 8. Теория двух культур Д. Таннен
9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
гендерные политики
10. Значение феминистской лингвисти
ки для языкознания


Феминистская литературная критика 543

Ирина Жеребкина

  1. Введение: понятие феминистской литературной критики

  2. Понятие женской литературы 1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» 2) Женско-центрированная литература: «время невинности» 3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе 4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе — 3. Понятие «женского чтения» 1) Основные по-

12

ложения теории «женского чтения» 2) Критика теорий «женского чтения» 4. Понятие «женского письма» 1) Основные положения теории «женского письма» 2) Критика концепций «женского письма» 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

Мужские исследования: меняющиеся мужчины

в изменяющемся мире 562

Игорь Кон

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения 2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности 1) Биолого-эволюционный подход 2) Психоаналитический подход 3) Маскулинность и мужские роли 4) От мужских ролей к гендерным идентичностям — 3. Маскулинность как история 4. Заклю-

Гендерная проблематика в праве:

права женщин 606

Светлана Поленина

1. Права женщин в контексте прав человека 2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность 3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути 4. Права женщин в экономической и социальной сферах 5. Политические права женщин 6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Теория и практика современного феминизма:

женское движение в США 635

Людмила Попкова

1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности 2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке — 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США 4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США 5. Концепция радикального феминизма в женском

13

движении США 6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США 1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика — 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции — 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения 7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам — 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США 2) Роль лесбийской политики внутри женского движения 8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму» 9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США 10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии

2. Женское движение второй волны:

истоки, концептуализация и результаты 664

Анна Темкина

1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы 2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей 3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии 4. Влияние движения на политику

^ Об авторах 696

Алфавитный указатель

700

Предисловие

Главная цель данного учебного пособия — способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women's studies (женским исследованиям) — либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин.

Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин.1

Структурным принципом учебника — при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом — выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах — таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред-

См. базу данных на сайте ХЦГИ http://www.gender.univer.kharkov.ua и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http:// www.owI.ru/win/books/dbras_who_is_who/


15

ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям — например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность — выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерные исследования — как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология — трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания).

Второй принцип, но уже не структуры, а методологии — это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология — сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной — до тех

16

пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.

Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) — с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником.

Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой — как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону.

Возникновение и развитие гендерных

исследований в США

и Западной Европе

Елена Ярская-Смирнова

В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.

^ 1. Возникновение и развитие женских исследований

Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies).

Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар Второй пол. Ряд курсов по вопросам роли женщин в истории и литературе существовал и ранее, правда, они были разрозненными и единичными; таким образом, вплоть

18

до начала 1970-х годов женские исследования не фигурировали под таким именем в университетах и колледжах США.

Несмотря на продолжающиеся теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, а также непрекращающуюся теоретическую дискуссию о характере связи академического феминизма и практики женского движения, факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы непосредственно под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Теоретический анализ в то время считался важнейшим условием социальных изменений (что, кстати, было характерно для эмпирической американской социологии в целом), а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском политических и социальных возможностей преодоления неравенства в патриархальных и капиталистических обществах. Тесная связь теории и практики была главным принципом развития данной академической дисциплины в США, а политический характер знания, в том числе — и особенно — феминистского, казался не только совершенно очевидным, но и необходимым.

Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies) и черными (black studies) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализованных групп в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за свои гражданские и экономические права. Утверждая, что «личное есть политическое», феминистки начали открыто обсуждать то, о чем раньше говорилось лишь шепотом — например, сексуальность, изнасилование, сексуальное насилие в форме инцеста и домашнее насилие. Для феминисток было ясно, что все эти проблемы неразрывно связаны между собой, и чтобы достичь свободы для женщин, необходима борьба по каждому отдельному вопросу.

Академические, социальные и политические цели феминистского освободительного движения развивались бок о бок с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Все эти

19

социальные группы, имеющие представителей в академическом сообществе и вне его, убедительно доказывали, что их культурные практики, жизненный опыт и представления о социальном мире очень важны для понимания, развития и трансформации современного общества. Эти движения, получившие название политик идентичности, способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, а также программ изучения расы и сексуальности в американских университетах. Кроме того, деятельность этих движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах.

Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х-1970-е годы) — создание новой академической дисциплины женских исследований (women's studies). Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В тот год в университетах США в целом насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. Однако к 1980 году число таких курсов выросло до 20 тысяч, а количество программ, или специальностей, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.

Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин — в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Преподавание многочисленных и разнообразных курсов было начато официальным и неофициальным образом, в различных условиях, часто по настоянию студентов. Первые феминистские требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин и гендера. Многие из новых курсов были включены в учебные планы существующих специальностей, и только в нескольких колледжах и университетах получили развитие самостоятельные программы женских исследований.

Тезис «добавить женщину» в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины возник из осознания того факта, что женщины на протяжении долгого развития культуры обычно

20

исключались из публичного дискурса и ассоциировались с домашней сферой, семьей и «женской работой». Кроме того, из-за того, что женщин редко обучали грамоте, имеется очень мало документальных источников о жизни наших праматерей. В результате история культуры состоит в основном из мужских имен, которые и изучаются традиционным гуманитарным или социальным знанием. Например, по сравнению с большим числом художников-мужчин, лишь немногие женщины участвовали в создании произведений искусства и архитектуры — того, что традиционно изучается историками искусства. Многие женщины, которые выражали себя в творчестве, делали это посредством музыки, танца, вышивки, ткачества и ковроткачества, плетения, вязания, лоскутного шитья — а ведь все эти формы являются хрупкими, эфемерными и анонимными. Отсюда слабая представленность женщин в мире мужского художественного истэблишмента, то есть среди тех, чьи картины висят в музеях, а книги публикуются.1 Женщины редко играли решающую роль в промышленности или доминантных религиях, продолжая оставаться исключенными из сферы такого лидерства и сегодня.

В то же время вскоре стало ясно, что подход «добавить женщину» в социальное знание оказался недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. В результате в течение 1970-х годов многими университетскими преподавателями и учеными была осознана необходимость более целенаправленного развития самостоятельных программ женских исследований, которые бы целостным образом изучали жизнь женщин на основе так называемого «женского опыта», а не универсального мужского.

Данное переосмысление привело к оформлению женских исследований в вид университетских программ (факультетов, центров, кафедр или специальностей), где можно получить знания о мире и людях с разнообразных междисциплинарных и феминистских позиций, а главное — с женской точки зрения. Именно это отличало программы женских исследований от факультетов социологии, психологии, философии, экономики или

1 «Introduction to Women's Studies», ^ Women's Realities, Women's Choices. An Introduction to Women's Studies by Humter College Women's Studies Collective (New York, Oxford: Oxford University Press, 1983), p. 8.

21

истории. До недавнего времени как женщины, так и мужчины смотрели на мир с мужской перспективы, поскольку все теории о людях, нашей природе и нашем поведении были созданы учеными-мужчинами. Когда собственный опыт женщин помещается в центр познавательного процесса, это позволяет ставить новые аналитические вопросы, развивать оригинальные теории и вносить существенный вклад в понимание нас самих и нашего мира.

К первой стадии развития женских исследований в США относится также и создание в 1977 году Национальной ассоциации женских исследований, основной целью которой было поддержка, распространение и развитие новых университетских программ по женским исследованиям. Ассоциация начала проводить ежегодные конференции, публиковать журнал, проводить мониторинг программ и рассылать информацию по университетам США.

Надо отметить, что финансовая поддержка женских исследований со стороны общего бюджета университетов в ту пору была очень слабой. Например, в университете Нью-Мехико, где программа женских исследований начала свое существование в 1972 году, год спустя университетом было выделено всего 150 долларов, из которых две трети было выплачено в качестве гранта аспирантке, работавшей в качестве помощника координатора, а одна треть предназначалась на расходные материалы.

Вторая стадия развития женских исследований: институциализация. Ее начало можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходит интеграция женских исследований в высшее образование США, а также развитие так называемых «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины. Основной целью этого периода была общенациональная институциализация женских исследований в системе высшего образования США. В целом этот период можно назвать «мэйнстримом» женских исследований, а его усилия были направлены на приведение к общему знаменателю всей идеологии высшего образования в США.

Характерно, что этот общенациональный проект был поддержан не только бюджетом самих университетов, но и государственными и частными американскими фондами (например, фонд

22

Форда спонсировал перестройку социальных образовательных специальностей в университете Аризоны и т. п.). И хотя многие университеты не получили достаточного финансирования, именно во втором периоде своего развития женские исследования в США были институциализированы. Наиболее богатые программы открыли исследовательские институты и центры, начали издавать собственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были учреждены и специальные журналы в области женских исследований — прежде всего Feminist Studies, Women's Studies, Signs, Quest, Sex Roles, Women's Studies Newsletter. Также были опубликованы первые антологии и хрестоматии по женским исследованиям.

Вторая стадия развития женских исследований в университетах США была связана не только с переосмыслением роли женщин в жизни общества, но и с переосмыслением самого принципа традиционной, дисциплинарной организации знания. Мы знаем, что знание о людях и мире разделено на дисциплины, некоторые из которых имеют давнюю и богатую традицию (например, история и философия). Ряд других — психология, социология, экономика — начали развиваться как самостоятельные дисциплины лишь одно или два столетия назад; сегодня же существуют и совсем новые академические дисциплины, такие как, например, генетика, компьютерные науки, теория коммуникаций и т. п. Независимо от своего возраста каждая из этих дисциплин обладает относительно самостоятельным способом познания, базируется на некотором наборе исходных положений, явных и неявных установок, выраженных в форме непреложных истин и этических представлений. Эти истины, представления и предпосылки становятся для ученого руководством к действию, причем следующие из них выводы и интерпретации не являются одинаково истинными для женщин и мужчин. Они не всегда соответствуют женскому опыту и могут неверно объяснять женское поведение: фактически, это изучение мира с позиции мужчин.

В свою очередь, женские исследования фокусируются на женском опыте и стоят на таких положениях, которые могут

23

помочь воссоздать женский мир. Поэтому женские исследования — это не только дополнение и исправление традиционных наук; это еще и новая самостоятельная академическая дисциплина, которая требует от других дисциплин пересмотра их оснований и объяснительной логики. Другими словами, женские исследования — это попытка привнести фундаментальные изменения в академию посредством научного поиска. Именно в качестве новой дисциплины женские исследования не только ставят под сомнение основные методы и гипотезы традиционных наук, но и обеспечивают свежий и цельный взгляд на мир посредством междисциплинарной методологии, подвергающей сомнению сам факт разделения знания на отдельные, изолированные дисциплины и позволяющей изучить любой вопрос с разных сторон, подвергнув критике однобокое видение предмета в традиционных дисциплинах и стимулируя тем самым их развитие.

Безусловно, традиционные дисциплины (например, психология, история, антропология) исследуют не только мужчин, но и женщин. Однако в существующем научном знании мы увидим большие пробелы, заблуждения и неточности, доказывающие, как мало нам известно о половине человеческого рода — женщинах. Что, например, нам известно о женщинах в античности и средневековье? Как нам понять и узнать женщин этого периода, если мы полагаемся лишь на документальные материалы, оставленные мужчинами и о мужском опыте? Долгое время археологи разрабатывали и подтверждали теории о происхождении и развитии человека, расширяя знания об орудиях труда и нормах поведения, ассоциируемых с мужской сферой деятельности — охотой. Однако, когда антрополог-феминистка Сэлли Слокам в 1975 году спросила, чем в ту эпоху занимались женщины, то выяснилось, что у нас весьма скудные сведения о женской деятельности в доаграрных обществах.2 Поэтому одной из задач женских исследований является поиск недостающей информации о женщинах прошлого и настоящего — писательниц и художниц, мыслительниц и поэтесс, тех, кто обеспечивает питание своей семье, кто занят в торговле и ремесле, простых и знатных,

2 S. Slocum, «Woman the Gatherer: Male Bias in Anthropology», in R. R. Reiter, ed., ^ Toward an Anthropology of Women (New York: Monthly Review Press, 1975).

24

неизвестных и прославленных. Например, историки считали, что имеют богатую информацию об эпохе Возрождения лишь до тех пор, пока историк-феминистка Джоан Келли в 1977 году не поставила свой знаменитый вопрос: а был ли Ренессанс у женщин и чем занимались европейские женщины этого периода?3

По словам Элизабет Повинелли, антропология, как и другие академические дисциплины, первоначально была андроцен-тричной, с глубоко укорененной ориентацией на мужчин.4 Например, когда антропологи желали изучать ритуальные верования австралийских аборигенов, они собирали информацию только о мужских ритуальных практиках этой группы, ошибочно признавая их наиболее важными; иными словами, в андроцент-ристском подходе мужские роли были не только в центре анализа, к ним также относились как к образцам, представляющим обычаи, верования и жизненный опыт всей общины. В отличие от андроцентристского подхода, основной предпосылкой феминистской антропологии выступает идея, согласно которой для того, чтобы понять особенности и возможности социальной жизни людей, необходимы исследования женских ролей, убеждений и практик в обществе. В частности, исследования рода, семьи, брака подверглись пересмотру с тех пор, как этнографы пришли к пониманию роли женщин в устройстве сватовства и свадьбы, манипуляции родственными связями для экономической и политической выгоды, как сексуальных агентов, а не пассивных объектов мужского желания. Подобным образом был пересмотрен также традиционный антропологический анализ религии, политических систем и экономики, обогащенный этнографическими материалами, которые учитывали жизненный опыт и взгляды женщин.5

Каждая дисциплина применяет специфические теории об устройстве мира и особые методы, приспособленные для изучения. Ряд концепций и методов был взят женскими исследованиями из других дисциплин, однако при этом они были допол-

3 J. Kelly, «Did Women Have a Renaissance?», in R. Bridental and C. Koonz,
eds., ^ Becoming Visible: Women in European History (Boston: Houghton Mifflin,
1977).

4 E. Povinelli, «Feminist Anthropology», in Thomas Barfeld, ed., The Dictionary
of Anthropology
(Oxford: Blackwell. 1997), p. 181.

5 Ibidem, p. 182.

25

нены женской точкой зрения. И хотя женские исследования — очень молодая отрасль науки, которая только начинает определять свои потребности в специальных знаниях и методах, уже сегодня можно говорить о том, что женские исследования не только заимствуют методы и концепции из традиционных социальных и гуманитарных дисциплин, но и способствуют их развитию. Здесь формулируются новые вопросы и пересматриваются прежние объяснительные модели, появляются новые теории и методы исследования. В свою очередь, женские исследования используют наработки, выводы и открытия других дисциплин, чтобы развивать междисциплинарное знание о женщинах. Например, для того, чтобы исследовать гормональные циклы женщин, требуются знания о воздействии эмоций на биологические функции, а также сведения из экологии и генетики. Если мы хотим понять изменения в практиках воспитания детей в определенных культурно-исторических и социально-экономических контекстах, нам нужны методы и материалы биологии, чтобы узнать о лактации; экономики — об условиях, в которых женщины принимают решения о том, как воспитывать детей; психологии — о том, как женщины воспринимают эти условия; антропологии — о культурных традициях воспитания детей; диетологии — о воздействии различных практик питания на матерей и детей; политологии и юриспруденции — о системе формальной поддержки (или недостатке таковой), важной для принятия решений в связи с воспитанием детей. Возможно, в каждой из названных дисциплин вопросы ставятся несколько иначе, но женские исследования во многом полагаются на развитие этих областей знания, черпая из них средства для ответа на эти вопросы.6 Кроме того, в женских исследованиях многие вопросы формулируются впервые (ибо традиционные дисциплины таких проблем еще не касались), затрагивая, помимо женщин, и другие группы людей, о которых обычно наука умалчивала — расовые, этнические, сексуальные меньшинства, инвалиды и т. п.

Для ученых, представляющих женские исследования, было важно прежде всего восполнить пробелы в потоке академичес-

6 «Introduction to Women's Studies», ^ Women's Realities, Women's Choices. Аn Introduction to Women's Studies by Humter College Women's Studies Collective (New York, Oxford: Oxford University Press, 1983), pp. 6-7.

26

ких публикаций различных дисциплин в отношении работ, подготовленных женщинами и анализирующими жизнь и достижения женщин. В процессе выполнения этой задачи стало очевидно, что основные понятия, которыми оперируют те или иные академические дисциплины, исключают возможность адекватного выражения женского опыта. Для того, чтобы женщины не были просто «аномальной сноской»,7 а попали в центр внимания науки и социальной практики, следовало внести изменения в те установки и язык, которые структурируют академическое знание. Отметим, что процессы институциализации женских исследований в 1980-е годы вызвали к жизни дискуссию, которая продолжается и сегодня. Эта дискуссия развернулась вокруг перспективы развития женских исследований как отдельной дисциплины в противовес идее диффузии нового знания среди традиционных дисциплин. Споры вызвал междисциплинарный характер женских исследований, который, казалось, ставил под вопрос самостоятельный статус этой дисциплины и указывал на ее очевидную интеграцию с традиционными отраслями знания — например, в виде таких специальностей, как «психология женщин», «история женщин» и «женская литература». В то же время преобладающей точкой зрения стала следующая: женские исследования создают основу для формулирования новых теорий и понятий, которые изучают женщин с нонсексистской перспективы, а поэтому могут претендовать на статус самостоятельной дисциплины, а не просто фигурировать в рамках раздела о женщинах внутри уже существующих дисциплин. Сегодня все большее число людей в США и Западной Европе получают степень магистра или доктора в области женских исследований, а также специализируются по одной из субдисциплин внутри самой женской программы. В то же время эта самостоятельная дисциплина не остается изолированным островом в поле взаимодействия традиционных и новых наук. Сегодня растет число тех, кто относит женские исследования именно к междисциплинарному знанию, которое позволяет ученым привлекать информацию о женщинах из всех других академических дисциплин и выбирать любые перспективы, информацию и подходы, наиболее

7 A. Kesselman, L. D. McNair, N. Schniedewind, eds., Women: Images and Realities. A Multicultural Anthology (London, Toronto: Mayfield Publishing Company, 1995), p. 8.

27

применимые к отдельно взятому вопросу. При этом в женских исследованиях могут быть оговорены собственные концептуальные рамки, которые будут проверять, пересматривать и расширять прежние теории.

^ Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикулътурализма — относится к середине 1980-х годов и связана с продолжением реструктуризации учебных программ в направлении включения опыта меньшинств, большей толерантности и чувствительности к мультикультуральным различиям учащихся. Еще в 1970-е и особенно в 1980-е годы академические программы женских исследований подверглись критике со стороны авторов-женщин, представляющих этнические, расовые и сексуальные меньшинства: в частности, черные и цветные женщины выдвигали вполне обоснованные требования включить в концептуализацию женственности расовые, этнические и классовые различия; женские исследования подверглись также критике за гетеросексизм, исключение женского лесбийского опыта; в них стали более отчетливо слышны голоса латиноамериканских, азиатско-американских женщин и представительниц коренного населения Америки. В результате в некоторых университетах были открыты специализации по «черным» женским исследованиям, которые теснее всего были связаны с программами афро-американских исследований. В 1983 году был учрежден новый журнал SAGE: A Scholarly Journal on Black Women, финансируются проекты и сетевые программы для «цветных» женщин в высшей школе, проводятся конференции, семинары и летние школы.

В результате этого развития произошли серьезные трансформации теоретической феминистской мысли, которая теперь отрицает эссенциализм, характерный для определения категории «женщина», и концептуализирует множественные идентичности женщин, подразумевающие, но не сводимые к категориям расы, этничности, экономического и профессионального статуса, работы, возраста, сексуальной ориентации, религии, национального происхождения и культуры.

Начиная с этого периода, феминизм продолжает развивать все более мультикультурную перспективу, учитывая опыт женщин всех рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентаций. «Черный феминизм» (black feminism), напри-

28

мер, рассматривает особое положение афроамериканских женщин в американском обществе. Элис Уокер принадлежит красноречивая мысль о том, что «черный феминизм», или «вума-низм» основывается на исторической силе черных женщин в их семьях и общинах и богатой афроамериканской традиции сопротивления и выживания. Черные феминистки сделали также упор на понятии «множественного сознания»: речь идет о том, что в жизни цветных женщин США взаимодействуют одновременно различные системы расизма, сексизма и расового угнетения. Эти исследователи представили афроцентристскую перспективу в истории женщин взамен евроцентристской, что позволило оценить те властные роли, которые играют женщины в африканских обществах.8 Еврейские феминистки обратились к традиции еврейского женского сопротивления, проанализировали культурный смысл расистских и сексистских оскорбительных стереотипов, раскрыли смысл антисемитизма для еврейских женщин и важность связей между разными группами угнетенных людей, поставив вопросы: «если не я за себя, то кто?» и «если я только за себя, то что я такое?». Обсуждая эту мысль, Мелони Кей Кантровиц отметила, что «самое лучшее в людях — это устойчивая зависимость между уважением себя и уважением другого».9 Азиатско-американские и латиноамериканские феминистки отметили напряженные отношения между американской и эмигрантскими культурами, а также выявили общие потребности женщин упрочить их культурное наследие, но отвергнуть содержащийся там сексизм. Азиатско-американские феминистки выступают против мифов об азиатской женской сексуальности, мифов, которые появились из взаимной игры западных стереотипов о восточных женщинах; латиноамериканские феминистки показали в своих работах, как важно порой достигать соглашения между конфликтующими требованиями латиноамериканских общин и женского самоопределения. Феминизм для латиноамериканских женщин и женщин других расовых групп означает работу вместе с мужчинами над решением их общих проблем, связанных с социальным неравенством, а также

8 A. Kesselman, L. D. McNair, N. Schniedewind, eds., ^ Women: Images and Realities.
A Multicultural Anthology
(London, Toronto: Mayfield Publishing Company,
1995), p. II.

9 Ibidem, p. 11.

<:■

29

направленную на изменение сексистских или мачистских установок внутри общины.10 Феминистки, представляющие коренное население Америки, вносят в современные женские исследования многие традиционные ценности и практики коренных американских культур, в центре которых находится женщина. История коренных женщин Америки и то, как они видят единение с землей, ответственность по отношению к окружающей среде, выступают важными вопросами для многих сегодняшних феминисток США.11

Итак, на третьей стадии развития женские исследования в США поднялись на качественно новый уровень. Ученые стали обращать внимание на разнообразие женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, национальности, сексуальной ориентации, возраста и инвалидности. Подобные моменты учитывались и в образовательных программах, кроме того, во многих университетах факультеты женских исследований стали тесно сотрудничать с факультетами этнических исследований и муль-тикультурализма. Это способствовало тому, что академический мир становился не только более терпимым, но и более внимательным, заинтересованным в отношении многообразия и особенностей людей. Идеи и проблемы разных групп женщин расширяют границы феминизма, способствуя развитию теории муль-тикультурализма и практики освобождения всех людей.

Вместе с тем необходимо осознавать, что все исследователи являются выходцами из разнообразных культур и социальных классов. Женщины-участницы движений и исследователи представляют разные расы, этнические группы, профессиональные интересы и возрастные группы, они привносят различные интересы и представления, что иногда затрудняет взаимопонимание и препятствует консенсусу (следует отметить, что в 1996 году доля белых женщин среди администраторов программ женских исследований по-прежнему составляла 93%). Женщины разделены не только расой и классом, но также возрастом и сексуальной ориентацией. Вследствие такой дифференциации и ин-

10 A. Kesselman, L. D. McNair, N. Schniedewind, eds., ^ Women: Images and Realities. A Multicultural Anthology (London, Toronto: Mayfield Publishing Company, 1995), p. 11. Ibidem, p. 9.

30

дивидуализации интересов, «феминизм переопределяется как рынок самопомощи индивидуализированных потребителей»; и в этом случае «политики борьбы за равенство ложатся на дно».12 Тем, кто прежде всего относит себя к дискриминируемым группам, трудно распознать схожесть интересов разных женщин. В другом случае в качестве непримиримых «врагов» могут рассматриваться женщины и мужчины. Чтобы достичь определенного уровня самооценки, люди обычно делают акцент на позитивной стороне собственных отличий и высоко оценивают те черты, которые отличают их как группу. В связи с этим, например, мы не хотим быть «ассимилированными» в соответствии с ценностями других, а настаиваем на том, чтобы другие принимали нас «такими, какие мы есть» с нашей точки зрения. Поэтому свобода от расистского, этнического или классового угнетения может казаться людям самым высоким приоритетом, а фокусироваться на различиях между женщинами и мужчинами может казаться им предательством «общего дела». Однако, «чем лучше мы понимаем барьеры, существующие в жизни всех женщин, тем более ясными становятся наши различия и удачнее формулируются феминистские цели, которые направлены на проблемы всех наших сестер».13

Отличительная черта женских исследований — это развитие коллективных способов действия. Хотя женщины-ученые, медики, художники и многие другие работают в одиночку, они часто объединяют свои ресурсы (знания, навыки и энергию) для коллективной работы, результат которой делает акцент не на индивидуальных усилиях, а на совокупном усилии группы. Во-первых, коллективное действие представляет взаимную поддержку в трудном начинании. Во-вторых, многие проблемы требуют экспертизы не одного человека, а специалистов разного профиля или опыта.14

Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации началась в 1990-х годах и была

12 Айзенстайн 3. Экспортный феминизм Севера и Запада // гендерные ис
следования. №1, 1998. С. 15.

13 Introduction to Women's Studies, pp. 11-13.
lt Ibidem, pp. 14-15.

31

связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Распространение образовательных программ и исследовательских проектов по проблемам женщин и гендера в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы, проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Образовательные программы приобретали международную, глобальную ориентацию, в частности, в связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах Третьего мира. Эти программы делают акцент на вопросах политики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев, работы и семьи.

За последние тридцать лет были опубликованы тысячи книг и статей, оспаривавших старые предрассудки и осваивавших новое интеллектуальное пространство. Иногда можно услышать мнение о том, что в конце 1990-х годов рынок труда в академии, например, в американских университетах оказался заполненным, отмечается невостребованность выпускников, получивших степень PhD, в том числе, в области женских исследований. Женские исследования начинают рассматриваться не как образовательный капитал для карьеры университетского преподавателя, а как источник дополнительной экспертизы в отношении активизма и деятельности правительства. Совершенно очевидно, что люди с такой подготовкой вносят существенный вклад в строительство демократии и социальное развитие. В связи с этим сегодня говорят о том, что, возможно, предложение будет определять спрос, иными словами, рост числа подготовленных специалистов в области женских исследований будет способствовать социальному заказу на них. Например, сегодня некоторые специалисты с учеными степенями по женским исследованиям заняты в программах гражданского образования в средних школах и общинах. Благодаря такому влиянию в обществе распространяется феминистское знание, в преподавательскую практику внедряется опыт педагогики свободы, а задача гражданского образования переформулируется от натурализации иммигрантов к формированию опыта гражданственности. Речь идет об опыте

32

индивидуальной и коллективной ответственности, социального участия, толерантности и равноправия. Вот почему в обществе растет спрос на таких экспертов и специалистов, которые могут способствовать дальнейшему строительству демократии.

^ Женские исследования в Западной Европе. В 1980-х-1990-х годах появляются программы женских исследований в Европе:15 открываются новые отделения, ряд факультетов и центров. Их основными задачами в целом являются следующие задачи, которые можно продемонстрировать на примере Магистратуры междисциплинарных женских исследований (Graduate School of Interdisciplinary Women's Studies) университета Уорика (Великобритания): обеспечить критическую перспективу дискуссии по женщинам, осмыслить разнообразие феминистских подходов и важность категории «различия» в современных феминистских исследованиях; развить знание о разнообразии исследовательских методологий в женских исследованиях; способствовать осознанию философских и этических вопросов, возникающих в исследовательской ситуации изучения женщин; осмыслить смещение акцента в феминистской теории и методологии в направлении философии, осуществлять феминистскую критику биологии и культурных исследований и т. п. (см. Приложение 2). Характерно, что в 1993 году эта программа реорганизуется в Центр исследований женщин и гендера (Centre for the Study of Women and Gender), характеризуя общий переход от женских исследований к гендерным исследованиям в Западной Европе.

Еще пример — Центр гендерных и женских исследований в университете Ньюкэсл (Великобритания) был основан также в 1996 году с целью развития междисциплинарных курсов и проектов; его деятельность посвящена интеллектуальному освоению того, как конструируются маскулинность и феминность, а также политическому признанию форм неравенства и поиску возможных способов достижения равенства. Особо выделяются проекты на следующие темы: идентичность и репрезентации, конст-

Информацию о программах женских и гендерных исследований в Европе см.: http://wwworg.uio.no/www-other/nikk/AIOFE/homedaa.htm; http:// hgins.uia.ac.be/ women/ wise.http://women-www.uia.ac.be/women/noise/ index.html; http://www.soros.org/wp;

33

рукции маскулинности и феминности в международном масштабе; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; гендер и пространство; сексуальности; теории инаковости (queer theory); равные возможности, работа и образование; насилие и нарушение прав; феминистское движение и феминистская теория.

В тот же период открываются новые самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует термин «гендер». Так, международная сеть гендерных исследований, образованная в 1996 году при гендерном институте Лондонской школы экономики, в число своих задач включает следующие: поддерживать проекты и другую деятельность в сфере гендерных исследований; развивать теории этики, справедливости и демократии; расширять перспективы социальной политики посредством исследований, международного сотрудничества ученых, исследовательских центров, неправительственных организаций, средств массовой информации, бизнеса и политиков. Проекты разрабатываются в следующих направлениях: гендер и социальная философия; теории этики, справедливости и репродуктивных прав; культурные конфликты, коллективные идентичности и гендерные отношения; гражданство, мобильность и сотрудничество; равные возможности и образование в течение всей жизни; перспективы трансграничных форм демократии. Основной принцип программы — сочетание этики, теории и прагматики; гендерные исследования носят междисциплинарный характер, преодолевая традиционные рамки социальных наук, используют сравнительный подход, подчеркивая общность и различия между странами и регионами. Они дифференцируются по своей структуре, характеру и задачам, хотя часто имеют общие темы и цели (например, борьба против насилия). Исследовательские дискуссии, обмен идеями и результатами, освоение новых предметных областей стимулируются благодаря развитию современных информационных технологий обучения и преподавания.

Одной из основных теоретических и методологических проблем развития женских исследований в Западной Европе становится вопрос о взаимоотношении женских исследований в Северной Америке и Западной Европе, в котором существенную роль играют различия национально-политического контекста этих мировых регионов. Так, Рози Брайдотти, одна из самых известных феминистских теоретиков и организаторов науки в





оставить комментарий
страница1/38
Дата17.10.2011
Размер9,32 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх