Козлов В. В. К 59 психотехнологии измененных состояний сознания. 2-е изд., испр и доп icon

Козлов В. В. К 59 психотехнологии измененных состояний сознания. 2-е изд., испр и доп



Смотрите также:
Война и измененные состояния сознания: по ту сторону обыденного...
Лекционный комплекс лекция Предмет задачи,цель психотехнологии...
Кашина Н. В. К31 Эстетика Ф. М. Достоевского: Учеб пособие. 2-е изд., испр и доп...
Методические рекомендации Изд. 2-е, испр и доп. Бийск бпгу им. В. М. Шукшина 2006 ббк 76...
Методические рекомендации Изд. 2-е, испр и доп. Бийск бпгу им. В. М. Шукшина 2006 ббк 76...
«лингвистика измененных состояний сознания»...
Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие...
Ежов С. П. Семинарские занятия по политологии: практикум. 2- е изд., испр и доп...
Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 4-е изд., испр и доп...
Сивухин Д. В. Механика: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр и доп...
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Методические указания к выполнению контрольного задания №1 для студентов заочного обучения...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
скачать

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru




СЕРИЯ «ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОТЕРАПИИ»

В. В. КОЗЛОВ

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

ИЗМЕНЕННЫХ

СОСТОЯНИЙ

СОЗНАНИЯ

Методы и техники




Издательство Института психотерапии

Москва

2005

ББК88

УДК 159.9.072

К 59

Козлов В. В.

К 59 ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ. -

2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 544 с.

Книга доктора психологических наук, профессора Владимира Василье­вича Козлова знакомит читателей с новейшими интенсивными психотех­нологиями, использующими необычные состояния сознания для интегра­ции и трансформации личности. Задача, поставленная и во многом решен­ная автором, фантастической сложности — проанализировать широчай­ший пласт идей, связанных с тем, как человек может реализовать себя наилучшим образом. Диапазон рассматриваемых в книге концепций и под­ходов просто поражает: от древних шаманских, разработанных несколь­ко тысячелетий назад, до ультрасовременных, появившихся в последние десятилетия. В книге приведено множество методов и техник, которые при­меняются на тренингах личностного роста.

Книга адресована психологам, психотерапевтам, психиатрам, исполь­зующим в работе с клиентами трансовые психотехники, гипноз и другие виды измененных состояний сознания, а также студентам, аспирантам, преподавателям вузов и всем, кто интересуется психологией и психотех­никами личностного роста.

ISBN 5-89939-126-Х

© В.В. Козлов, 2005

© Издательство Института психотерапии, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

g. Мазилов. Предисловие.............................................................................. 10

Введение................................................................................................... 17

^ ГЛАВА 1. ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ

В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ............................... 20

Пространство состояний сознания....................................................22

Способы вхождения в измененные состояния сознания................27

Гиперстимуляционные методы..................................................... 28

Гипостимуляционные методь'........................................................ 34

Особенности вхождения в ИСС в зависимости от способа............38

Тезисы интегративной психологии.....................................................41

Ресурсные и расширенные состояния сознания

в русле интегративной психологии................................................56

Холотропное сознание — поиск души................................................73

Основные моменты стратегии..............................................................87

Клиент осознающий и играющий................................................... 88

Психолог как духовный наставник................................................ 95

Содержание зоны «НЕ ТАК»............................................................100

Языки сознания.......................................................................................101

Язык ощущений...................................................................................102

Язык эмоций......................................................................................... 106

Язык образов........................................................................................ 108

Язык символов..................................................................................... 109

Язык знаков..........................................................................................ПО

Алфавит дхарм................................................................................... 115

Язык Дао...............................................................................................117

Язык архетипов..................................................................................118

Программа и аналитическая

схема взаимодействия с клиентом.................................................119

Интегративная методология.........................................................132

Как мы понимаем интеграцию.......................................................143

ГЛАВА 2. ТЕАТРЫ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ..................................147

Карты бессознательного.......................................................................148

Личность и личностный рост................................................................158

Трансформация..................................................................................158

«Я»-материальное..............................................................................165

Основные тенденции личности и группы...........................................167

«Я»-социальное.................................................................................172

«Я»-духовное......................................................................................175

Соотношение основных структур........................................................176

Личность во временном континууме............................................177

3

«Я»-реальное и «Я»-потенциальное............................................... 178

Хаос икосмос вличности......................................................................182

«Не-Я».................................................................................................183

Поход в «не-Я» ...................................................................................184

Равностность............................................................................................185

Мудрость..................................................................................................187

Духовный кризис: структура и динамика..........................................192

Структура духовного «Я» ...............................................................195

Основные тенденции духовного «Я».............................................199

Интегральная характеристика — уровень витальности........202

Трансперсональное измерение психодуховного кризиса..........203

Основные причины духовного кризиса.........................................209

Основные психоэмоциональные паттерны

переживаний духовного кризиса..............................................213

У грани..................................................................................................216

Основные этапы развития духовного кризиса...........................217

Стратегии консультирования и психотерапии

при психодуховных кризисах....................................................229

Проблемы эмпирического исследования

психодуховного кризиса.............................................................232

^ ГЛАВА 3. СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ

КАК ЦЕЛОСТНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ.....234

Общее определение...............................................................................234

Теория и практика..................................................................................237

Пять элементов Свободного Дыхания.................................................240

Полное расслабление.........................................................................241

Связное дыхание................................................................................248

Объемное внимание..........................................................................253

Гибкость контекста.........................................................................258

Активное доверие..............................................................................263

ГЛАВА 4. ТРЕНИРОВКА ОСОЗНАНИЯ......................................................269

Основы медитации.................................................................................269

Расслабление.......................................................................................270

Сосредоточение.................................................................................271

Собственно медитативное состояние........................................274

Практика медитации..............................................................................274

Расслабление в позе для медитации...............................................278

Внутренняя настройка на медитацию........................................279

Выход из медитации..........................................................................279

Медитация с концентрацией на дыхании...................................280

Медитация с использованием мантры.........................................280

Иисусова молитва..............................................................................281

Медитация на природные объекты..............................................282

Медитация на Мастера...................................................................283

ь^Мж

Медитация на свечу..........................................................................283

Медитация «Лотос с тысячей лепестков»..................................284

Ментальная медитация...................................................................285

Медитация «Колесо времени»........................................................286

Медитация «Древо Жизни»............................................................288

Визуализация расширения...................................................................291

Базовый тренинг осознания..................................................................292

Подготовка к упражнению..............................................................292

Интеграция зон..................................................................................293

ГЛАВА 5. МАСТЕРСТВО ДЫХАНИЯ ЭНЕРГИЕЙ....................................295

Наблюдение задыханием.....................................................................295

Задействование выдоха.........................................................................297

Энергизация сердца...............................................................................297

Фонтанное дыхание................................................................................298

Звук и дыхание........................................................................................299

Дыхание животом...................................................................................299

Выравнивание потока............................................................................299

Четырехсекционное дыхание...............................................................300

Дыхание с реверсией.............................................................................300

Переменно-ноздревое дыхание............................................................301

Упражнение на задержку дыхания.....................................................302

Двухфазное дыхание..............................................................................302

Дыхание хаоса.........................................................................................303

Дыхание нэйдань....................................................................................303

Эмбриональное дыхание.......................................................................304

Дыхание в потоке Ци..............................................................................304

/. Промежуточные дыхательные упражнения...........................304

II. Полное дыхательное упражнение.............................................305

III. Дыхание с задержкой...................................................................305

IV. Комплексные дыхательные упражнения................................306

V. Подражательная система дыхания..........................................306

Дыхание по чакрам.................................................................................307

Хаотическое дыхание.............................................................................309

Дыхание муладхары...............................................................................309

Дыхание со звукоформами...................................................................309

Шаг Силы.................................................................................................309

ГЛАВА 6. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕБЕФИНГА...................312

Основные определения.........................................................................312

Идеи и технологии...................................................................................312

Йога бессмертия.....................................................................................314

Очищение.............................................................................................314

Карма-йога...........................................................................................316

Мантра-йога.......................................................................................316

Любовь — духовная общность..........................................................316

5

Милость...............................................................................................316

Уважение.............................................................................................316

Водный ребефинг (в холодной воде)....................................................317

Предварительные условия..............................................................317

Процедура проведения.............................................'........................318

ГЛАВА 7. ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ......................................................319

Основные определения.........................................................................319

Предварительные условия..............................................................319

Программа занятий (однодневный модуль).................................320

Количество участников...................................................................321

Музыкальное сопровождение..........................................................321

Несколько практических советов.......................................................323

Подготовка физического и психологического

пространства перед сессией....................................................323

Структура сессии.............................................................................324

Теоретический раздел...........................................................................324

Инструктаж перед сессией............................................................326

Танец холонавта................................................................................333

Два потока интеграции...................................................................334

Памятка для сидящих........................................................................339

Памятка для дышащих......................................................................339

Несколько слов о дыхании.................................................................341

Распределение на пары ситтер — холонавт...............................342

Несколько дополнений до начала процесса дыхания..................343

Релаксация...........................................................................................343

Дыхательная сессия..........................................................................343

Информация по подготовке специалистов.........................................345

ГЛАВА 8. ВАЙВЕЙШН. ЖИЗНЬ КАК ОКЕАН БЛАЖЕНСТВА..............346

Основные определения.........................................................................346

Пять элементов вайвейшн.....................................................................348

Этовайвейшн..........................................................................................349

Несколько упражнений.........................................................................349

Парный вариант................................................................................350

Групповой вариант...........................................................................350

ГЛАВА 9. ДМД: ДЫХАНИЕ - МУЗЫКА - ДВИЖЕНИЕ......................351

Основные определения.........................................................................351

Предварительные условия....................................................................355

Музыкальное сопровождение..............................................................356

Структура сессии...................................................................................357

Разогрев................................................................................................357

Распределение на пары.....................................................................361

Инструктаж перед процессом.......................................................362

Инструктаж для ассистентов (сидящих)....................................363

Инструктаж для дышащих..............................................................363

Релаксация...........................................................................................364

Дыхательный процесс.......................................................................365

Проговор..............................................................................................367

Завершающие ритуалы и упражнения.........................................368

ГЛАВА 10. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И УПРАЖНЕНИЯ.......369

Основные определения.........................................................................369

Тренинг «Возрождение»........................................................................370

Медитация «Здесь и сейчас»...........................................................370

Лекционная подготовка....................................................................371

Визуализация зачатия......................................................................371

Упражнение «Мать — дитя»...........................................................373

Прохождение родового канала........................................................374

Упражнение «Колыбель»..................................................................376

Тренинг «Изнанка жизни»....................................................................377

Визуализация Смерти.......................................................................378

Посвящение в Смерть.......................................................................379

Тренинг физического бессмертия.......................................................381

Часть первая.......................................................................................381

Часть вторая......................................................................................381

Часть третья.....................................................................................382

Аффирмации...........................................................................................383

Определение аффирмации..............................................................383

Работа с аффирмациями...................................................................384

Способы работы с аффирмациями..................................................384

Эмпауэрмент............................................................................................391

Проба внутренней почвы..................................................................391

Подготовка внутренней почвы........................................................393

Создание утверждения и образа......................................................395

Психотехника «реинкарнационной терапии»...........................................396

Теория...................................................................................................397

Предварительные условия..............................................................399

Процесс расслабления — «Золотая жидкость»............................401

Процедура проведения.....................................................................402

Интеграция опыта...........................................................................405

Континуум................................................................................................408

Подготовка к процессу.....................................................................409

Инструктаж.......................................................................................409

Проведение процесса........................................................................410

Танец дервиша........................................................................................410

Первый вариант................................................................................410

Второй вариант.................................................................................410

АнимаиАнимус ......................................................................................411

Техники работы в образном пространстве........................................420

Упражнение 1......................................................................................420

Упражнение 2......................................................................................421

Шаманские психотехники....................................................................422

Путешествие в Нижние Миры......................................................425

Путешествие за Силой Животного..............................................427

«Танец Птицы»..................................................................................429

Визуализация образов животных как метод работы с чакрами.... 431 Проведение визуализации...............................................................433

Глаза в глаза.............................................................................................434

Основные форматы работы...........................................................434

Базовое упражнение «Глаза в глаза»..............................................435

Процесс с «дискомфортным партнером»....................................436

Процесс «Глаза в глаза» с использованием аффирмаций..........436

^ ГЛАВА 11. ПСИХОТЕХНИКИ

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ...................................438

Тропа танца..............................................................................................445

Трансовые танцы....................................................................................447

Предварительные условия..............................................................449

Настройка...........................................................................................449

Аутентичное движение..........................................................................449

Наблюдение и движение................................-...................................449

Джаз тела..................................................................................................453

Танец четырех стихий............................................................................455

Танец по рисунку....................................................................................459

Предварительные условия..............................................................459

Инструкция.........................................................................................461

ГЛАВА 12. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ......................461

Базовые принципы телесно-ориентированных

психотехнологий. История и теория..............................................464

Театр прикосновений............................................................................479

Техника исполнения..........................................................................480

Исследование мышечных напряжений..............................................480

«Контрастное напряжение»..........................................................480

«Перекат напряжения»...................................................................481

«Огонь—лед».......................................................................................481

«Ртуть»...............................................................................................481

«Зажимы по кругу».............................................................................482

«Центр тяжести».............................................................................482

«Растем»..............................................................................................482

«Потянулись — сломались»...............................................................483

«Насос и надувная кукла».................................................................483

«Групповая скульптура»..................................................................483

«Марионетки»...................................................................................484

«Согласованные действия».............................................................484

«Оправдание позы»..........................................................................484

«Человек и его тень».........................................................................485

«Зеркало»...........................................................................................485

8

«Японская машинка».......................................................................485

«Ритм по кругу».................................................................................486

«Предмет по кругу»...........................................................................486

«Фраза по кругу»...............................................................................487

«Слово — глагол»..............................................................................487

«Сиамские близнецы».....................................................................488

«Разговор через стекло»..................................................................488

«Скалолаз».........................................................................................488

«Мартышки»......................................................................................488

«Заросли»...........................................................................................488

«Рассмотрение позы».......................................................................489

«Поворачивание головы».................................................................489

«Бог ведет тебя».................................................................................490

«Атмосфера»......................................................................................490

«Скульптор и глина».........................................................................492

«Темп — жанр — скульптура».......................................................493

«Телевизор».......................................................................................493

Фокусированная работа с телом..........................................................493

Основные правила..............................................................................494

Выход из процесса..............................................................................494

Схемы работы....................................................................................494

Несколько дополнений по фокусированной работе с телом..........496

Виды контакта при работе с телом.............................................497

Как узнать, что именно делать......................................................497

Поддержка посредством невербальной коммуникации............498

Техники для определенных участков тела.........................................499

Некоторые общие приемы....................................................................500

Холистический палсинг.........................................................................501

Техника палсинга................................................................................502

Голова птицы......................................................................................507

Балансировка энергии...........................................................................508

«АркаЛоуэна».....................................................................................508

Прогиб таза.........................................................................................508

Техники Рейки.....................................................................................509

ГЛАВА 13. МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЫТА...........................................510

Проговор...................................................................................................510

Самоотчеты..............................................................................................512

Рисование мандалы................................................................................513

Завершающие ритуалы дня..................................................................514

Завершающие ритуалы тренинга........................................................516

Некоторые дополнения к интеграции.................................................518

ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................519

Проповедь о пяти благородных истинах.............................................522

Список использованной литературы..................................................532

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как хорошо известно, habent sua fata libelli. Римский грамматик Те-ренциан Мавр (I —II вв.), впервые сформулировавший этот тезис, ут­верждал, что книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель. Как примет читатель эту книгу, мы пока можем только предполагать. Несомненно, этот труд найдет своего читателя.

На самой заре так называемой перестройки — в 1985 году через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов — Дж. Фейдиме-на и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксеро­копиям открывали для себя молодые отечественные психологи лично­стные концепции и техники персонального и социального роста — как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юн-гом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции — в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуиз­ме. Значение работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно пере­оценить — в те времена на русском языке не существовало тех мно­гочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые за­полонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.

Диапазон рассматриваемых автором настоящей книги концепций и техник просто поражает: от древних шаманских, разработанных 40000 лет назад, до ультрасовременных, появившихся в последнее десятиле­тие. Отметим, что задача, поставленная и во многом решенная автором, фантастической сложности — проанализировать широчайший пласт идей, выработанных человечеством и связанных с тем, как человек может реализовать себя наилучшим образом. Сказанного вполне дос­таточно, чтобы отчетливо понять: написать такую книгу — значит со­вершить поступок, причем достаточно дерзкий. На это нужно иметь право. У автора настоящей книги оно, несомненно, есть. Писать про личностный рост имеет право тот, кто сам испытал, что это такое. Для меня Владимир Козлов — один из самых ярких примеров self-made man'a. Он человек, нашедший свой индивидуальный путь и в результа­те радикально преобразившийся.

Я помню его студентом факультета психологии, на котором когда-то работал. Тогда трудно было даже предположить, что он будет писать книги или заниматься наукой. Когда мы встретились с Владимиром позднее, ему было уже 27 лет. Он 1983 году окончил психологический факультет Ярославского государственного университета и к тому вре­мени уже успел поработать инженером-психологом на закрытом пред­приятии в г. Перми, председателем студенческого профкома педагоги-

10

ческого института. Предположение, что он будет писать книги и вести тренинги, по-прежнему не возникало. Проще сказать, что ни сколь-нибудь стильно писать, ни сносно выступать перед аудиторией он со­вершенно не умел. Его судьба была обычна, так же, как была обычна его должность ассистента кафедры педагогики и психологии педагоги­ческого вуза. Он уже поменял две диссертационные темы и сфера его научных интересов — проблема интеракции в неполных семьях — не обещала ничего оригинального. Его поступление в аспирантуру Ярос­лавского государственного университета мне говорило только о том, что, вероятно, будет когда-то защищена диссертация, добавляющая тоску в науку печали незнания, которая называется психологией. Его новая диссертационная тема на меня и вправду нагоняла тоску.

В 1990 году я с удивлением узнал, что Владимир начал читать в уни­верситете курс по трансперсональной психологии. В то время о трансперсональной психологии у нас вообще мало кто слышал. Было известно, что из гуманистической психологии выросло новое направ­ление — «четвертая психология», по Маслоу. Даже про Грофа и Уил-бера ходило больше легенд, чем достоверной информации. Это в из­вестной степени был вызов академической науке. Более того, Влади­мир умудрился провести в спортивном зале университета первые сессии холотропного дыхания. Отдадим должное руководителям фа­культета и кафедры социальной психологии — они проявили «откры­тость навстречу новому»: впервые на территории огромной страны, которая еще называлась Советским Союзом, в государственном об­разовательном учреждении на одном из ведущих факультетов пси­хологии, началось преподавание теории и практики дисциплины, чуж­дой самому духу традиционной психологии как материалистической науки.

Неудивительно, что курс пользовался популярностью: на занятия ходили не только студенты с других специализаций, но и других вузов. Этому способствовали книги и статьи, которые Владимир стал публи­ковать в каком-то непонятно большом объеме. Те изменения, которые происходили с ним в то время, вызывали противоречивые чувства. Он начал жить так плотно, как будто хотел сделать за годы, как за десятиле­тия. Книги, написанные Козловым, выходили с такой скоростью, что превышали скорость чтения многих потенциальных читателей. Стоит специально отметить рост качества продукции: с ростом числа публи­каций совершенствовался стиль, некоторые его поздние работы напи­саны хорошим литературным языком, а некоторые просто поэтичны. Я уже не говорю о том, что появляющиеся новые идеи Владимира ста­новятся все более смелыми.

В 1994 году Владимир Козлов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук (по специальностям

11

«Социальная психология» и «Общая психология» история психоло­гии»). В 1998 году, всего через четыре года, защитил докторскую дис­сертацию по специальности «Общая психология, история психологии», а в 1999 году защитил еще одну докторскую диссертацию, теперь уже по специальности «Социальная психология». В науке постепенно про­исходят существенные перемены. Диссертация 1994 года вызвала как бурные дискуссии и горячие споры, так и довольно резкие возраже­ния. Через пять лет их было значительно меньше, хотя, конечно, тоже были.

Психология еще очень молодая наука. Поэтому ее контуры, по боль­шому счету, еще не определились: до сих пор активно обсуждается, какой должна быть эта замечательная наука. Уместно напомнить, что научной психологии всего сто с небольшим лет (выдающийся психо­лог Жан Пиаже настойчиво подчеркивал, что математике — 25 веков). Отец научной психологии Вильгельм-Макс Вундт, выделяя психоло­гию в качестве самостоятельной науки, ограничил ее рамки физиоло­гической психологией, в которой применим метод эксперимента и которая должна исследовать лишь элементарные психические явления. Весь остальной психический мир (к примеру, мышление или память) должен изучаться совсем другой психологией — психологией наро­дов. Ее статус как науки был весьма неопределенен. Психология наро­дов использовала описательные методы, что явно не соответствовало канону «чистой» естественной науки.

Сегодня, в начале XXI века, в психологии нет единства. Взгляды на то, какой должна быть научная психология, существенно различаются. Отметим, что одна точка зрения в современной психологии в извест­ном смысле продолжает «проект Вундта». Она утверждает, что научная психология должна использовать строго научные стандарты (по канону естественных наук). В соответствии с этим психология должна изучать только то, что изучать можно. Иными словами, должна «держать сини­цу» и напрочь забыть о журавлях, которые тем не менее символизиру­ют психологию в общественном сознании (мало кого волнуют вопросы психофизики, но чисто человеческие проблемы, по-видимому, почти всех). Не случайно поэты (которые, согласно Фрейду, «всегда все зна­ли») и писатели являются большими авторитетами в гуманитарных воп­росах, чем иные научные психологи. Наука должна изучать только то, что доступно проверенным методам,« замахнуться» на большее она права не имеет, так как это может оказаться «не вполне научным».

Естественно, не мог не появиться альтернативный проект. Условно назовем его «проект Маслоу». К сожалению, здесь нет возможности хотя бы в нескольких словах осветить интереснейшую предысторию этого проекта. Поэтому констатируем лишь, что появление гуманистической, а затем и трансперсональной психологии сделало очевидным, что науч-

12

ная психология даже во второй половине XX века (да и в начале XXI тоже — принципиально ничего не изменилось!) все же не охватывает всего «психологического пространства». Абрахам Маслоу убедительно показал, что именно наука должна обратиться к исследованию собствен­но человеческих феноменов, делающих человека человеком: науке «не нужно ограничиваться ортодоксальным подходом. Ей не нужно отре­каться от проблем любви, творчества, ценностей, красоты, воображе­ния, нравственности и «радостей земных», оставляя их «не ученым» — поэтам, пророкам, священникам, драматургам, художникам или дипло­матам. Любого из этих людей может посетить чудесное озарение, лю­бой из них может задать вопрос, который следует задать, высказать сме­лую гипотезу и даже в большинстве случаев оказаться правым. Но сколь бы он ни был убежден в этом, ему вряд ли удастся передать свою уве­ренность всему человечеству. Он может убедить только тех, кто уже согласен с ним, и еще немногих. Наука — это единственный способ за­ставить нас проглотить неугодную истину. Только наука может преодо­леть субъективные различия в нашем видении и в убеждениях. Только наука может питать прогресс. Однако факт остается фактом: она дей­ствительно зашла в своеобразный тупик и (в некоторых своих формах) может представлять угрозу для человечества или по крайней мере для самых возвышенных и благородных его качеств и устремлений. Мно­гие восприимчивые люди, особенно люди искусства, опасаются угнета­ющего воздействия науки, ее стремления разделять, а не соединять вещи, то есть — разрушать, а не создавать».

Констатируем, что Маслоу — признанный классик гуманистичес­кой психологии — призывал (как ранее Карл Юнг) психологию фак­тически к тому, чтобы охватить всю полноту человеческого бытия. Присоединимся к высокой оценке роли науки, заметив, что вряд ли перспективно на пороге третьего тысячелетия отождествлять всю на­уку с конкретными (историческими) стандартами и идеалами науч­ной рациональности. Нет абсолютно никаких гарантий, что само пред­ставление о науке и научности в третьем тысячелетии не претерпит радикальных изменений.

Научной психологии XXI века предстоит чрезвычайно непростой выбор: или сохранить в неприкосновенности старое понимание «на­учности» и продолжать разрабатывать привычные проблемные поля (изучать лишь доступные известным научным методам феномены, а все выходящее за пределы привычно объявлять ненаучным), либо «по­ступиться» строгой научностью и пытаться охватить научными поня­тиями всю полноту душевной жизни человека. Естественно, что вто­рой путь сложен и тернист, там могут случиться и неудачи. Но зато психология остается психологией (в соответствии с этимологией — наукой о человеческой душе).

13

На наш взгляд, выбор Маслоу более перспективен. В конечном сче­те такое решение способствует росту знаний о том предмете психоло­гии, который зафиксирован в самой этимологии этого слова. (В скоб­ках заметим, что многие из сугубо научно-психологических исследо­ваний, несомненно, способствуют приросту знаний, но их психологи­ческая ценность — я имею в виду познание собственно психического мира — небесспорна).

Будущее за проектом Маслоу. Подчеркнем, что в данном случае (проект Маслоу) речь идет не о выборе между «наукой» и «не-наукой»: сама наука о психическом должна измениться, поэтому неизбежно должны измениться и представления о научности в психологии. На­ука будущего будет другой. Такой выбор — кроме всего прочего — обусловливает необходимость решения нескольких важнейших мето­дологических вопросов психологии. Первым среди них является пе­ресмотр самого предмета психологической науки. Должно быть сфор­мулировано максимально широкое его понимание. Тогда станет оче­видно, что традиционная научная психология — это часть психологии в целом, но, естественно, не исчерпывающая «реального психологи­ческого пространства». Кроме традиционных психологических «из­мерений» существуют и другие (например, трансперсональное), и, таким образом, благодаря наличию «операционального стола» (роль которого должно сыграть новое, подчеркнем, широкое понимание пред­мета), будет возможно их реальное соотнесение. Роль технического «инструмента», позволяющего осуществить такого рода соотнесение, должна выполнить коммуникативная методология. Хотя ее разработ­ка — задача психологии XXI века, эскиз уже существует. Возможно, «проект Маслоу» — расширение реальных границ научной психоло­гии на все психологическое пространство, охват психической жизни индивида во всей ее полноте — состоится. Хочется надеяться, что пси­хологию ждут перемены в направлении, указанном признанным клас­сиком гуманистической психологии (а по нашему мнению, психоло­гии вообще, если она, конечно, претендует на то, чтобы не начинаться со строчной буквы).

Несомненно, Владимир Козлов — сторонник и продолжатель про­екта Маслоу. Очевидно, что его книга представляет собой своего рода «введение в психологию» нового века, отвечающего требованиям Мас­лоу. Это вовсе не означает, что все в книге может быть принято безо­говорочно. Некоторые положения дискуссионны, иные спорны. Впро­чем, по-другому и быть не может.

В настоящий момент Владимир Козлов — основатель и лидер на­учно-практического направления — интенсивных интегративных психотехнологий, а также теоретического воплощения этого направ­ления — интегративной психологии. Интересны разработанная им

14

многоуровневая методология психосоциальной работы с населени­ем, а также теория личностных кризисов. Книга Козлова свидетель­ствует: он успешно разрабатывает новое понимание психического, интегрирующее в себе как древние духовные традиции, так и резуль­таты современных исследований в области нейрофизиологии, ант­ропологии и этнографии, глубинной психологии и феноменологии измененных состояний сознания.

Принцип целостности, подразумевающий понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизую­щейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в со­стоянии динамического равновесия и производить новые структуры и формы организации, для автора книги является ведущим. Он пред­полагает интегративный подход к сознанию, отказ от антропоцентриз­ма и холистическую ориентированность трансформации. Частные методологические принципы, такие, как принципы соотнесенности, потенциальности, позитивности и многомерности истины, являются новым словом в прикладной психологии и аргументированным при­зывом к новым стратегиям взаимодействия с клиентом как объектом социальной и психологической работы.

Владимиром Козловым предложены структура, основные тенден­ции, стадии, цели трансформации и интеграции личности, авторская концепция состояний сознания, гипотеза об изначальном состоянии как базового мотиватора духовного поиска человека и сформирована стратегия взаимодействия с личностью в кризисном состоянии.

Он является известным групп-лидером в России (провел около 400 тренингов личностного роста с участием более 15000 человек). Наи­большей известностью пользуются две его авторские тренинговые программы — профессиональный тренинг «Инсайт» и «Духовные пу­тешествия». Кроме того, известно множество других тренингов, ко­торые он разработал, сформировал и провел во многих городах Рос­сии, в ближнем и дальнем зарубежье. Немногие практические психо­логи могут похвастаться подобной неистощимой творческой силой: «Анима и Анимус», «Изнанка жизни», «Чарующее путешествие в «Я», «Деньги и Духовность», «Холотропное сознание», «Танец Духа»... По впечатлениям его постоянных учеников, он не повторяет ни одного тренинга, и каждое групповое занятие уникально. Наверное, поэтому его занятия, несмотря на сложность текстов и практик, всегда собира­ют достойную аудиторию.

Владимир Васильевич имеет более 300 публикаций, из них 25 моно­графий, 30 научных сборников, вышедших под его редакцией, 23 учеб­но-методических и учебных пособий. Он член редколлегии ряда науч­ных журналов, а также главный редактор журналов «Вестник интег-ративной психологии» и «Человеческий фактор: Социальный психо-

15

лог». Наиболее известны его монографии «Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания», «Пять принципов гармоничной жизни», «Интенсивные интегративные пси­хотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент», «Дао трансформа­ции», «Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, со­временное состояние», «Социальная работа с кризисной личностью».

Владимир Козлов не только исследователь, не только психолог-прак­тик, но и известный организатор науки. Он заместитель председателя докторского диссертационного совета по психологии. Под его руковод­ством уже защищено 30 кандидатских и 3 докторские диссертации. Он является организатором и координатором более 32 международных и региональных конференций. Особенной известностью пользуются два его ярославских проекта — конференция «Интегративная психология: теория и практика» (проводится ежегодно в апреле), Международный конгресс «Социальная психология XXI столетия» (проводится ежегод­но в сентябре). Владимир Васильевич — исполнительный директор и действительный член, вице-президент Международной академии пси­хологических наук, а также академик ряда отраслевых академий.

В своей книге «Духовные странствия» Владимир пишет: «Беспре­дельное и постоянное расширение своих возможностей, которые мог­ли бы послужить другим во благо — вот истинное стремление». Не подлежит сомнению, что эта книга поможет многим расширить свои реальные возможности и реализоваться на благо себе и другим. Не­сомненно также и то, что этот научный труд вносит вклад в становле­ние психологии нового века, когда она будет — в полном соответствии с мнением великого Аристотеля — наукой о наиболее «возвышенном и удивительном».

Владимир Мазилов, доктор психологических наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

Истинно, истинно говорю вам:

если пшеничное зерно, пав на землю,

не умрет, то останется одно:

а если умрет, то принесет много плода.

От Иоанна, 12:24

Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим малень­кую деревянную матрешку с алым букетом на груди.

Всем знакома трудность передачи душевного состояния словами. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные зву­ки. Многое из того, что не можем передать словами, мы выражаем те­лом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», — и вроде вправду все становится понятным.

Сейчас, когда я описал свое состояние, мне становится спокой­нее. Я осознаю, что могу быть уверен в том, что сумею воплотить эту книгу и быть понятым... Эта уверенность обусловлена несколькими причинами.

С одной стороны, многие из вас, дорогие мои читатели, были на моих тренингах или слышали мои выступления на конференциях и представляете, кем и как излагается эта книга.

С другой стороны, все, что излагается здесь, уже есть в каждом из вас. За 15 лет совместной работы мы смогли создать общее проблем­ное и смысловое поле. Когда я буду писать о родовой травме, о бессоз­нательном или связном дыхании как об особом способе вхождения в расширенные состояния сознания, каждый из вас будет представлять, о чем идет речь. Уже создан особый язык общения.

Самая главная причина моего волнения заключается в том, что я боюсь не донести до читателя ту книгу, которая уже существует в моем сознании как реальность.

Эта книга ориентирована на практиков, тех, кто хочет сделать свою работу не только эффективной, но и приятной и безопасной.

Излагаемый материал обусловлен практикой, он взращен десятка­ми тысяч процессов связного дыхания, тысячами проблемных ситуа­ций, с которыми сталкивался автор при работе с клиентами.

Когда я буду писать о мышечных блоках и специфических приемах работы с ними или обсуждать феномен переноса во взаимоотношени­ях инструктора и участника тренинга — это будут конкретные про­блемы нашей общей работы. Эти проблемы не метафизические спеку-

2 — 4797 17

ляции, не фантазии кабинетного ученого, а имманентно присущие де­ятельности ведущего (тренера, инструктора) феномены, независимо от того, индивидуальную или групповую форму имеет эта работа-Основная цель этой работы — обобщение теоретического и прак­тического опыта применения в трансформации и интеграции лично­сти интенсивных интегративных психотехнологий (ребефинг, вай-вейшн, холотроп, ЛРТ, Свободное Дыхание, ДМД). Само направление было основано нами в начале 90-х годов прошлого столетия (В. В. Коз­лов, 1991). В книге мы хотим изложить множество методов и средств, служащих личностному росту на групповых тренингах. При этом ос­новной акцент мы будем делать на психотехнологическом аспекте, то есть на приемах, навыках, упражнениях в структуре взаимодействия с клиентом или с группами клиентов. В изложении концептуального аспекта мы будем придерживаться принципа Оккама «сущности не следует умножать без необходимости», минимальной достаточности теоретизирования.

Эта книга — плод совместного труда сотен человек, которые были участниками дискуссий и экспериментов с использованием необычных состояний сознания, а также тренингов личностного роста, которые проводил автор книги в России и за рубежом. Часто здоровая критика тех идей, которые излагаются в этой книге, была не менее важна, чем единодушная поддержка. Поэтому в первую очередь хочется искренне поблагодарить своих оппонентов, в дискуссии с которыми рождалось множество идей: Акопова Гарника Владимировича, Волкова Игоря Пав­ловича, Ерину Светлану Ивановну, Карпова Анатолия Викторовича, Коневу Елену Витальевну, Мазилова Владимира Александровича, По-варенкова Юрия Павловича, Семенова Валентина Евгеньевича, Урван-цева Леонида Петровича, Фетискина Николая Петровича.

Многие материалы и технологии этой книги реализовались благо­даря региональным организаторам семинаров и тренингов. Глубокая благодарность Тарасенко Павлу из Новосибирска, Фроловой Ольге, Бобровой Елене, Каминской Ирине, Радионовой Светлане, Протопо­повой Ольге из Иркутска, Кирич Дмитрию, Надежде Шиловой из Че­лябинска, Андрею Копылову из Петропавловска, Бобровским Людми­ле и Наталье, Качановой Наталье, Степанову Андрею из Минска, Вере-меенко Наталье из Екатеринбурга, Гнедому Геннадию из Норильска, Маргарите Горячевой из Риги, Сукманюк Андрею из Москвы, Елене Баркманн из Гамбурга, Елисеенко Наталье из Израиля.

В жизни каждого есть учителя, которые играют определяющую роль в становлении профессионала. Наверное, у каждого есть свой просвет­ленный мастер — Учитель. Кто-то ищет его в Гималаях, кто-то едет в

18

Пуну, кто-то идет в монастырь. Мне повезло в жизни — я встретил мастера еще в студенческие годы. Благодарен профессору Роговину Михаилу Семеновичу.

Хочется выразить благодарность профессору Новикову Виктору Васильевичу, президенту Международной академии психологических наук, проявившему искреннее участие и заботу при проведении на­учных исследований. Профессор Новиков — мой научный руководи­тель. И кандидатская, и две докторские диссертации были защищены благодаря его поддержке. За двадцать один год знакомства он ни разу не отказал кому-то в понимании и сопереживании. Я не встречал еще в жизни такого Человека, как Виктор Васильевич, который всегда был готов поддержать другого, невзирая ни на что, жертвуя силой, време­нем, энергией, жизнью.

Мне хочется поблагодарить моих родителей, которые уже ушли из жизни, — Надежду Михайловну и Василия Григорьевича Козловых — за беспредельную веру в чудо и возможность все время чувствовать мир живым и одухотворенным. Странствуя по жизни, они всегда пыта­лись понять ее сущность. Вслед за ними и я делаю то же самое.

Хочется выразить бесконечную благодарность моей семье: детям — Надежде, Варваре и Вадиму, которые каждую минуту работы над этой книгой наполнили абсолютно полноценной, шумной, радостной, звеня­щей жизненностью. Взрослея, они не становятся дальше, но ближе — в понимании, сопереживании, участии.

Я знаю, что любой мужчина достаточно легко может взобраться на свой социальный, материальный или духовный Олимп. Труднее под­держивать вечное и хрупкое — семью, в которой каждый был бы сча­стлив и реализован. Это возможно не за счет мужского ума, но жен­ской мудрости. Эту книгу я писал с нежной и преданной любовью к моей жене, моей Аниме, Лазарянц Ольге. Благодаря ей стала возмож­на не только эта книга, но и все основные планы моей жизни.

ГЛАВА 1

^ ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ

С КЛИЕНТОМ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ

Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

К Вейцзеккер

Следуя эпиграфу, можно предположить, что в психике человека существуют элементы, соединяющие оба аспекта, некие первокирпи-чики, атомы психической реальности.

В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово «дхар­ма», обозначающее целостные ситуации опыта. Существовал некий нормативный, поддающийся транслированию «алфавит» из 100 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальнос­ти опыта (7,8, 39).

Говоря о расширенных, гипнотических, измененных, психоделичес­ких, трансовых и иных состояниях сознания, мы не можем определять эту классификацию как некий алфавит, наподобие «алфавита» дхарм. В настоящее время в европейской психологической традиции нет об­щепринятой классификации состояний сознания. Определения состо­яний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить каче­ственной разницы между ними. Это наблюдается не только в конти­нууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляются излишне широкими, а в общении профес­сионалов — синонимичными для определения тех психических состо­яний, которые являются предметом этой монографии. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтерес­ными либо вовсе неинтересными с терапевтической или эвристичес­кой точки зрения.

Сознание может глубоко изменяться под воздействием самых раз­нообразных патологических процессов: мозговых травм, поражений химическими или биологическими отравляющими веществами, ин­фекций, нарушений мозгового кровообращения или злокачественных

20

процессов в центральной нервной системе. Подобные случаи, конеч­но же, могут приводить к глубоким изменениям в умственной деятель­ности, которые могли бы способствовать тому, чтобы отнести их к ка­тегории «необычных состояний сознания». Однако такие поврежде­ния, служащие причиной «обыкновенного бреда» или «органических психозов», — состояний, безусловно, важных с клинической точки зрения, не относятся к нашему рассмотрению. Люди, страдающие от подобных поражений, как правило, теряют пространственно-времен­ную ориентацию и их интеллектуальные возможности скудны.

В этой книге мы будем уделять внимание другой большой и важ­ной подгруппе необычных состояний сознания, значительно отли­чающейся от остальных и представляющей собой неоценимый ис­точник новых сведений о человеческой психике. Они обладают за­мечательными психотерапевтическими и трансформационными воз­можностями. Систематические включенные наблюдения, экспери­менты, проводившиеся на протяжении пятнадцати лет мной и мно­гочисленными моими учениками, убедили меня в исключительной природе, эвристической ценности расширенных состояний сознания (РСС). Несмотря на то, что в России уже пятнадцать лет широко рас­пространены практики, использующие РСС, в современной психо­логии и психотерапии на самом деле не представляют себе их специ­фического характера.

В силу вышеуказанных причин мы хотим сразу же по возможнос­ти четко и однозначно обозначить понятие расширенного состояния сознания (РСС).

Расширенное состояние сознания (РСС) — особое состояние изменен­ного сознания, которое возникает при связном дыхании. Даже в сре­де профессионалов понятия «измененные состояния сознания» (ИСС) и «расширенные состояния сознания» используются как си­нонимичные. На самом деле эти термины не идентичны как по объе­му, так и по содержанию Понятие ИСС является родовым по отно­шению к понятию РСС К ИСС относятся медитативные, трансо-вые, гипнотические, психоделические и другие необычные состоя­ния сознания. Процесс связного осознанного дыхания — этоспособ и средство достижения РСС При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом

РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных воз­можностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширен­ные возможности управления центральной и периферической нервны­ми системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом.

21

Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникаю­щих при глубоком гипнозе, трансе, медитациях и других способах до­стижения измененных состояний сознания. РСС — качественно осо­бое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающе­еся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, на­рушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделичес­ких препаратов (38, 39, 84).

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерения, и возможностью в лю­бой момент вернуться в обычное состояние сознания (ОСС).

РСС обладает специфической феноменологией (Козлов, 1992, 1994, 1998,2001), отличается аутизацией сенсорной сферы, искажением вос­приятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качествен­ными изменениями психических процессов.

Наши исследования нейропсихологических механизмов индукции расширенных состояний сознания при помощи связного (цикличес­кого) дыхания показывают, что оно может быть использовано созна­тельно для вызывания ресурсных («потоковых», творческих, эврис­тических) состояний сознания. Они показывают, что ресурсные, твор­ческие состояния сознания спонтанно, неосознанно сопровождаются связным дыханием. Специальные настройки и осознанное использова­ние связного дыхания позволяют открыть доступ к эвристическому ресурсу, могут помочь личности реализоваться, самоактуализировать­ся при помощи самого простого и доступного для человека инструмен­та — связного дыхания.

^ ПРОСТРАНСТВО СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его спе­цифические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания

Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние со­знания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объе­му и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Мож­но корректно говорить об изменении содержания сознания в зависи­мости от среды идентификации.

22

Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы пред­лагаем вашему вниманию континуум уровней измененности созна­ния (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.





оставить комментарий
страница1/24
Дата16.10.2011
Размер8,4 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх