«Битва с дураками»: творчество А. Макаревича 4-6 icon

«Битва с дураками»: творчество А. Макаревича 4-6


Смотрите также:
Карабахский конфликт...
Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность Руси»...
Гречко андрей антонович битва за кавказ...
План. Что такое творчество. Совместимо ли творчество с обучением...
Программа элективного курса «Ржевская битва. История и современность»...
Программа вступительных испытаний для лиц...
Тема: «Художественное творчество»...
Итоги деятельности гоу спо «Сахалинский колледж искусств» в 2009/2010 учебном году...
Итоги деятельности г боу спо «Сахалинский колледж искусств» в 2010/2011 учебном году...
О документах и материалах Республики Марий Эл для энциклопедии «Сталинградская битва 1942-1943...
Реферат По истории России на тему: Сталинградская битва...
Реферат По истории России на тему: Сталинградская битва...



Загрузка...
скачать
Основные мотивы современной рок-поэзии


Оглавление

Оглавление 1

Введение 2-3

Возникновение русской рок-поэзии 3-4

Основные мотивы рок-поэзии

  • «Битва с дураками»: творчество А. Макаревича 4-6

  • Рок-поэзия 70-х. гг. 20 века 6

  • «Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей…»

(«ДДТ»: основные мотивы творчества Ю. Шевчука) 7-11

  • «Группа крови на рукаве…» («Кино»: основные мотивы

творчества В. Цоя) 11-14

  • «И все идет по плану» ( «Гражданская Оборона»:

основные мотивы творчества Е. Летова) 14-16

^ Рок-поэзия 90-х гг. 20 века 16-17

Заключение 17-18

Библиография 19 19


Введение


«Менестрель с чужим "голосом"»… «Рагу из синей птицы»… Это все о ней – о рок-музыке и о рок-поэзии. /////Несмотря на то, что долгое время рок-поэзия оставалась непризнанным советской идеологией и официальным литературоведением жанром, она является, тем не менее, "важным фактом литературы 20 века и соотносится с эстетическими категориями, определившими метаморфозы в облике прозы этой эпохи".1 Поэтому в настоящее время рок-поэзия изучается с различных точек зрения. В данной работе рассматривается тема «Основные мотивы современной рок-поэзии с середины 80х годов - начала ХХI века».

Я выбрал данную тему потому, что сам увлекаюсь рок-музыкой, и особое внимание я акцентирую на мотивах, характерных для русской рок-поэзии. Значимость рок-поэзии становится все более высокой как в России, так и во всем мире. Для слушателя и читателя нашей эпохи все более важными становятся тексты песен. Без них уже сложно представить современный литературный процесс. Феномен под названием "рок-поэзия" - очень мало исследованная область русской словесной культуры. Главной причиной такой ситуации, думается, можно считать маргинальный характер этого явления по отношению к основному течению литературного процесса: «рок-тексты занимают промежуточное положение между собственно поэзией и словесным сопровождением музыки».2 В современной литературе изучается и история развития рок-поэзии (см. труды И. Кормильцева, О. Суворова, Е. Глюк), и анализируются особенности ее поэтики (например, в сборнике научных трудов «Русская рок-поэзия: текст и контекст», Тверь, 1998), но в целом эта тема, на мой взгляд, изучена еще недостаточно.

Цель данного исследования – определить мотивы, характерные для русской рок поэзии середины 80-х годов - начала ХХI века. Для достижения данной цели мне потребовалось изучить всю историю русской рок-поэзии и проанализировать тексты основоположников данного жанра в литературе. Большую помощь в работе над данной темой оказали труды И. Кормильцева и О. Суровой «Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция». Также мною были использованы сборник научных трудов "Русская рок-поэзия: текст и контекст" и различные Интернет - библиотеки текстов песен. Я проводил сравнительный анализ художественных текстов различных авторов. Моя работа повествует о начальном этапе развития русской рок-поэзии. Затем рассматривается творчество группы «Машина времени» и ключевые мотивы в ее творчестве. Далее изучаются тексты еще трех основоположников русской рок-поэзии: А. Макаревича, Ю. Шевчука, В. Цоя и Е. Летова. В заключение приводится анализ развития русского рока 90х – 2000х годов.


^ Возникновение русской рок-поэзии


Первые явления советской литературы, укладывающиеся в это понятие, относятся к концу 60-х гг. К этому времени в Великобритании и США рок-музыка уже существовала как сложившийся жанр со своими канонами, эстетикой, традициями и мифологией.

На рубеже 50 - 60 гг. в России распространилась "песенная поэзия",

или поэзия бардов. Смена эпох, наступление «оттепели», внимание к человеку как к личности, а не как к «винтику» государственного механизма способствует возникновению и развитию этого направления в искусстве. Полутора десятилетиями позже по соседству с ним возникла рок-поэзия. Между ними не так просто провести границу. Принадлежность к року определяется не столько словами и музыкой, сколько общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок-музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок - крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Это вообще не "наш", а "их" мир. Кто такие они? Мещане, "средние люди", "начальники".

В Советском Союзе первые серьезные опыты пения по-русски относятся к середине 70-х гг. Нужно отметить, что в англоязычной рок-музыке исходной точкой является музыкальная революция 50-х гг., связанная с появлением рок-н-ролла. Лишь десятилетием позже, в середине 60-х гг., появилось поколение настоящих мастеров слова, среди которых Боб Дилан и Джим Моррисон. В России же только со второй половины 70-х гг. происходит своеобразное объединение заимствованных музыкальных и поэтических форм и национальной поэтической традиции, которая существовала до появления рок-музыки.

Это было связано с особенностями социальной ситуации в России, с

существованием жесткой идеологической цензуры, способствовавшей развитию альтернативной культуры. Цензура вытеснила часть культурного процесса в устную и рукописную область бытования. Примеры такого рода - это самиздатовская поэзия и бардовская песня.

Появление текста как значимого компонента рок-музыки в англо-

саксонской и российской традиции можно описать следующей схемой:


^ Англо-саксонская традиция Российская традиция


революция в музыке заимствование готовых

(рок-н-ролл 50-х гг.) музыкальных форм (60-е гг.)

с последующей адаптацией адаптацией

к языку


появление адекватного совмещение готовых

поэтического наполнения заимствованных

(Дилан, Моррисон и др) музыкальных форм

с национальной

поэтической традицией


революция в поэзии "Музификация",

мелодизация слова

генерация новых поэтов осознание и освоение

англоязычной рок-поэзии,

адаптация ее к отечественному отечественному

варианту


«Битва с дураками»: творчество А. Макаревича


Первые авторы, создавшие полноценные поэтические тексты на родном языке в рамках начавшей складываться рок-субкультуры, - Андрей Макаревич ("Машина времени"), Константин Никольский, Алексей Романов ("Воскресение") - появляются среди групп, использовавших английские тексты. Их особая роль на фоне этой традиции была не очень заметна, тем более что сначала пение по-русски не отвечало ожиданиям слушателей.

В истории русского рока не было (и, пожалуй, вряд ли будет) более яркого, близкого и понятного ценителям жанра явления, чем "Машина Времени".

За что любят "Машину Времени"? Не всегда блистая инструментализмом, "Машина Времени" исполняет простые и умные песни, их рифмы можно угадать, а песни до сих пор подхватываются у костра и в концертном зале.

Что же так привлекает в творчестве "Машины"? Прежде всего, актуальность. Родство с эпохой, ее отображение в стихах и музыке, альтернативность по отношению к официальной музыкальной доктрине.


^ Кто-то должен был сказать:

"Свет. Красок на свете нет.

Есть только белый свет.

Город твой, словно корабль,

Льдами захвачен в плен...

Я знаю один секрет -

лед скоро сойдет на нет...


Для творчества А. Макаревича актуален мотив одиночества поэта в тоталитарном государстве. Четко отражено положение поэта в СССР – например, "Рыбка в банке". «Машина Времени» - пела о том, о чем все думали, все знали, но сказать было невозможно. Страх, вселенский страх, забитость, а порой и безразличие... И вот студент "архитектурного" спел "Битву с дураками".


^ Сегодня самый лучший день,

Пусть реют флаги над полками,

Сегодня самый лучший день -

Сегодня битва с дураками.


Как много лет любой из нас

От них терпел и боль и муки,

Но вышло время - пробил час,

И мы себе развяжем руки.3


Тут впервые звучит мотив протеста против государства. Это был первый, самый ранний сигнал, который подхватили другие рок-поэты. Безобидная песенка разделила людей на тех, кто борется и тех, кто смирился. Многие поняли, что они давно в партии "смирившихся". Затем был "Флюгер":

^ ...И вскроется суь

Он сам когда-нибудь,

Укажет ветру путь,

Которым дуть.


Здесь впервые в русском роке возникает мотив смены эпох. Но апогеем становится песня «Поворот»:


^ Так уж суждено...

И уж если откровенно -

Всех пугают перемены, но

Тут уж все равно...

Вот. Новый поворот.

И мотор ревет.

Что он нам несет.

Пропасть или взлет.

Омут или брод.

И не pазбеpешь, пока не повернешь4


Есть множество стихов просто красивых, порой беспечных, несущих в себе лишь красоту, как природную, так и душевную. Красота, воздушность, доходчивость, отсутствие неудобоваримых оборотов и эпитетов, присущих рок-субкультуре в целом, создают тот самый, легко узнаваемый с первых аккордов стиль.

Такой стиль обеспечил необычайную популярность в народной среде. Не будет лишним отметить и явную неприязнь со стороны власти. Это - и "разоблачающие статьи", вроде "Рагу из Синей птицы", и запреты концертов, и просто глупое нежелание признавать само существование группы.

Как культурное явление, творчество музыкантов "Машины Времени интересно, кроме всего вышесказанного, своим "многоуровневым" подтекстом, допускающим неограниченное количество толкований. "Машину Времени" любили, не любили, хвалили, ругали (за тенденциозность и беззубость), но равнодушным ни был никто. Не было, наверное, человека, выросшего на просторах СССР в 80-90-е годы, кто бы не знал это имя. Их песни пели, слушали, разбирали, критиковали. Много было тех, кто сомневался в поэтических и музыкальных дарованиях А. Макаревича и его команды. Но песни знали все, даже те, кто их откровенно презирал (или делал вид?).


^ Рок-поэзия конца 70-х - 1986 г.


В поэзии первых рок-бардов мы с большой натяжкой можем говорить о возникновении особого, самобытного поэтического мира. Формирование новой культуры начинается в середине 70-х гг. в Ленинграде. В первую очередь это появление Майка Науменко и "Аквариума" Бориса Гребенщикова. Символика этого названия, поистине говорящего, - в ней отражена сама суть, цель и пафос субкультуры - создание своего мира, отделенного от окружающего невидимой, но непереходимой гранью.

В 70-х годах, во-первых, субкультура замечена средствами массовой информации, в первую очередь прессой. Появляются первые статьи о роке, одной из первых больших публикаций была статья Валерия Кичина в "Литературной газете". Настрой прессы был негативным. Это была полемика с идейным противником, заслуживающим серьезного отношения.

Во-вторых, начинаются репрессии властей. Это и скандальный фестиваль "Тбилиси-80", и милиция на рок-концертах, и, чуть позже, знаменитые списки запрещенных групп, и т.д. Именно это уже изначально задает текстам большинства рок-групп мотив протеста против существующего режима.

Одновременно режим стремился "приручить" рок как явление молодежной культуры, ставшее слишком влиятельным. Репрессии чередовались с заигрыванием властей и официальных инстанций с новой культурой - это, например, появление Ю. Шевчука на «Золотом камертоне». Но такое культурно-литературное явление, как «ДДТ», требует отдельного рассмотрения.


«Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей…»

(«ДДТ»: основные мотивы творчества Ю. Шевчука)


Однажды летом 1980 года Юрий Шевчук, дипломированный художник и поэт-самоучка, встретил четырех молодых людей. По одной из версий название группы, несмотря на свою ядовитость, первоначально было весьма безобидно и расшифровывалось как "Дом Детского Творчества". До 1982 года группа тихо существовала в Уфе, за неимением средств записи не производились. И так бы оно и продолжалось, если бы однажды весной 1982 года Геннадий Родин не принес вырезку из "Комсомольской Правды" с упоминанием о проводившемся конкурсе "Золотой Камертон". В течение последующих трех дней в страшной спешке на местной телестудии была подготовлена демонстрационная кассета. По ходу дела группа также записывает свой первый альбом "Свинья на Радуге". К великому удивлению самих музыкантов они получили главный приз на "Золотом Камертоне" за песню "Не стреляй". Именно эта песня стала антивоенным рок-гимном на все времена. Она даже была заглавной на концертах через 26(!) лет во время грузинского конфликта.


Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей.
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Что без промаха бьешь по мишеням живым.

И случилось однажды, о чем так мечтал.
Он в горящую точку планеты попал.
А когда наконец-то вернулся домой,
Он свой старенький тир обходил стороной.
И когда кто-нибудь вспоминал о войне,
Он топил свою совесть в тяжелом вине.
Перед ним, как живой, тот парнишка стоял.
Тот, который его об одном умолял:


^ Не стреляй!5


Шевчук всегда был настроен против войны, какой бы и за что бы она ни была. Он борется с ней и отрицает ее. Так в его поэзии возникает мотив борьбы добра со злом. Любовь, мир и бог в душе каждого – вот идеалы лидера «ДДТ». Для него в мире должно победить добро. Однако Ю. Шевчук выступает за борьбу идей, противостояние мыслей. Примером тому может быть песня «В бой»:


Я обожаю красивую жизнь
И нашу великую грязь.
Кого трясёт, тот может пойти,
Кто трус - из телеги вылазь.
Я называю плохое - "д****м",
А хорошее - "красотой".
И если что не разрежу умом,
Распакую своей душой.
6


Вернемся в 1980 г. Группа дала первый концерт на публике в Уфимском Нефтяном Институте, где "партийцы" остались в шоке от того, что они услышали и увидели. После этого популярность ДДТ стала расти прямо пропорционально неприязни, росшей к ним в "органах". После этого концерта альбом группы был объявлен запрещенным, а группа была вынуждена уйти в подполье. На следующий год был выпущен их первый "классический" альбом "Периферия":


Заборы, улицы, дома,
Кино опять не привезли,
Вчера завклуб сошел с ума
От безысходнейшей тоски.
Вот трактор пронесся, давя поросят,
В соседней деревне есть кир, говорят.
Всю ночь, не смыкали в правлении глаз,
Пришел нам приказ: "Посадить ананас! "…



Именно в этом альбоме начали прослеживаться тема протеста против системы и явно христианские мотивы. Сам Шевчук рассказывал об этом так:

«Тогда в Уфе все началось с "Периферии". Мы записали этот альбом в 84-м году, в мае. Писали подпольно, ночью. Просто детектив. Альбом разошелся быстро. Мы его не распространяли, но все, кто хотел, слышали его и запоминали. И вот звонок из обкома ВЛКСМ - мы вас вызываем, велели одеться поприличнее. В общем, исключили меня из комсомола. Потом меня вызывали в обком партии, к секретарю по идеологии. <…>
"Расскажите нам, Юрий, как вы до жизни такой докатились? Один наш человек был на семинаре на Камчатке и слышал там ваши песни. Министр культуры, вытирая потный лоб, говорит: "Меня в Москве взгрели, говорят, у вас какая-то группа ДДТ, антисоветская. Я в филармонию - что за группа? Никто не знает. Всю неделю искал." Вы, конечно, талантливый человек, почему бы вам не петь на гражданские темы, вы же должны государственно мыслить. Есть же у вас темы военно-патриотические? .." Я молчал, потом не выдержал: "Почему вы ко мне с такими вопросами обратились? Я что, диссидент, шпион? Я отравляю колодцы? Оглянитесь вокруг себя. У нас этого нет, того - нет, войдите в любой подъезд, где стоят пацаны, куда им деваться? Я просто знаю, что Родину любить - это не березку целовать. А о чем поют те, кого вы мне ставите в пример?"7

Христианские мотивы тоже появляются в этом альбоме, и это становится поводом к критике. Вот как писали об этом: «"Перлы" Шевчука зачастую граничат с проповедью чуждой идеологии, льют воду на мельницу наших идейных противников. Например, в одной из песен он опускается до откровенной религиозной пропаганды:

^ Наш бог всегда всех нас поймет,
Грехи отпустит, боль возьмет.
Вперед, Христос, мы за тобой


О том, как западные радиостанции используют такого рода песни в качестве приманки для любителей современной эстрадной музыки, обстоятельно рассказывала полгода назад газета "Комсомольская правда". Ватиканский теолог, отец Франциско Перигрино, ответственный за отбор музыки на "Радио Ватикана", решительно заявил журналистам, что "песни молодых служат мостом к духовному началу, и, несмотря на содержащиеся в них радикальные протесты и отдельные эротические темы, я без колебания буду пропагандировать их"8.

После выпуска альбома группа была заклеймена в прессе как агент Ватикана, кучка бездельников и так далее и тому подобное. Лишенный возможности работать и просто существовать, Ю. Шевчук был вынужден покинуть Уфу. А летом 1988 года группа выступила на следующем, 6-м Ленинградском рок-фестивале и поехала в свой первый концертный тур по стране. Позднее, на «Мелодии», была записана первая официально одобренная программа "Я получил эту роль". Песня, давшая название альбому, на долгое время стала гимном советского рок-движения.

В мае 1993 года 120 000 человек пришло на их концерт на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. В 1995 году Шевчук посетил районы боевых действий в Чечне, где дал несколько концертов как для российских воинов, так и для чеченцев. 1996 год выдался очень тяжелым. В Америке был записан новый альбом "Любовь".


Черный пес Петербург - я слышу твой голос
В мертвых парадных, в хрипе замков
Твои ноты разбросаны всюду как ворох,
Капли крови на черствых рублях стариков.

Черный пес Петербург - крыши, диваны,
А выше поехавших крыш пустота.
Наполняются пеплом в подъездах стаканы.
В непролазной грязи здесь живет пустота…
9


Тема Петербурга неразрывно связана с творчеством ДДТ. Шевчук,  с одной стороны,  реализует в тексте рок-композиции «Черный пес Петербург» характерную для восприятия в целом в литературе Петербурга оппозицию «божественное» — «дьявольское». Город у этого автора предстает  в образе «черного», возможно, адского, пса, мистически связанного со своим «хозяином». С другой стороны, автор предельно приближает к человеческому облик города в тексте рок-композиций «Суббота» и «Ленинград».


^ Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище
Марсово пастбище, Зимнее кладбище.
Отпрыск России, на мать не похожий
Бледный, худой, евроглазый прохожий.
10


В двух последних композициях Шевчука возникает мотив Петербурга - мертвого города, «кладбища культуры».

Стоит так же упомянуть о патриотической теме, теме отношения к народу, к его истории. Для Юрия Шевчука данная тема остается священной. Он принимает Родину такой, какой бы она не была:


Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг
Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной.
Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь,
Сколько жизни в висок мне плюет
Вороненым стволом долгожданная даль!

<…>

Боже, сколько правды в глазах государственных шлюх!
Боже, сколько веры в руках отставных палачей!
Припев:
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Спящая красавица.



В тексте видна истинно русская вера в свою родную страну. Это сейчас она «уродина», а так она «спящая красавица». Здесь истинная глубочайшая любовь к своему народу и к его делам.

В 2004 году вышел очередной и самый скандальный альбом данной рок-группы «Пропавший без вести». Одновременно философская и безумно протестующая работа. Именно антивоенные концерты, посвященные этому альбому, стали известными на всю страну.


^ Жизнь дорожает, выбившись из сил,

Зализывает раны после драки.

А ты на этом полотне светил

Мне подаешь таинственные знаки.

Пропавший без вести, я знаю, ты живой,

Вас миллионы бродят между нами...

Смотрите на могилы с номерами

И на свой путь, очерченный прямой...11


«Группа крови на рукаве…» («Кино»: основные мотивы

творчества В. Цоя)


Мотив войны, важный в творчестве Ю. Шевчука, по-особому преломляется в поэзии В. Цоя. Что же характерно творчества этого легендарного для современного поколения поэта, певца, актера, художника?

В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах заметно «взросление» лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям и нравственному обновлению.


^ Группа крови на рукаве

Мой порядковый номер на рукаве

Пожелай мне удачи в бою

Пожелай мне

Не остаться в этой траве

Не остаться в этой траве

Пожелай мне удачи

Пожелай мне удачи...12


В поэзии В. Цоя изменяется образ героя, привычный для рок-поэзии предшествующего периода, - это уже не "инженер на

сотню рублей", не студент и не "лишний человек". У Цоя это не то молодой рабочий, не то студент техникума или "пэтэушник". Соответственное изменение происходит и с образом возлюбленной - меняются и ее возраст, и социальное положение ("Восьмиклассница"). Появление злобности, агрессивности сигнализирует о складывании нового канона, близкого к контркультурой модели ("Бездельник", "Мои друзья", "Мама анархия" и др.).

Поэзия В. Цоя - это точная копия с определенного слоя подростковой

психологии. В его текстах - максимализм, агрессия, активно используется мотив войны. В отличие от Шевчука он не выступает против нее, а принимает как одну из вечных и важных составляющих человеческой жизни. В принципе персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, но и вступить в бой.


<..>

И две тысячи лет война

Война без особых причин

Война - дело молодых

Лекарство против морщин

Красная-красная кровь

Через час уже просто земля

Через два на ней цветы и трава

Через три она снова жива

И согрета лучами звезды по имени Солнце…13


Подростковому сознанию чужда мысль о том, что "все течет, все изменяется". Для него характерен предельный максимализм. С такой установкой удачно согласуется навязчивый лейтмотив "умереть молодым" ("Война - дело молодых, лекарство против морщин").

Изменения в словаре Цоя также достаточно очевидны: использование плакатной техники, обеднение лексики, упрощение словаря. Сценический образ воплощается и в манере пения: форсированно, с растяжкой произносятся слова - похоже на стиль речи дворовой шпаны. Появляется штамп, возникают повторы, навязчивые слова, которые частично сохраняют романтическую ауру ("звезда", "небо"), но и несут выраженную коннотацию агрессии, разрушения и тревоги ("огонь", "пожар", "ночь", "война").


^ Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.

Мама, мы все тяжело больны...

Мама, я знаю, мы все сошли с ума...

Сталь между пальцев, сжатый кулак.

Удар выше кисти, терзающий плоть,

<…>

Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:

Руки прочь, прочь от меня!

Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.

Что будет стоить тысячи слов,

Когда важна будет крепость руки?

И вот ты стоишь на берегу и думаешь: "Плыть или не плыть?"

Мама, мы все тяжело больны...

^ Мама, я знаю, мы все сошли с ума...14


В данном контексте «крепость руки» важнее, чем слово и на агрессию физическую можно ответить только тем же. Мотив войны «всех со всеми» постоянно присутствует в творчестве Цоя, но не перерастает, как у Шевчука, в мотив отрицания войны. Что касается темы добра и зла, то здесь нет заявленного в тексте стремления к добру, как у «ДДТ», да и понятия добра и зла не оговариваются. Тут присутствует лишь агрессия против опасного окружающего мира. Видимо, Цой в то же время осознает абсурдность данной идеи, говоря, что «мы все тяжело больны».

Но в чем же эта болезнь? Во всей этой агрессии, борьбе как с внутренними слабостями человека, так и с внешними воздействиями. Мотив войны трансформируется и в мотив антигосударственного протеста, но протеста исключительно агрессивного, анархического, да и не осознанного до конца:

^ Солдат шел по улице домой

И увидел этих ребят.

"Кто ваша мама, ребята?" -

Спросил у ребят солдат.

Мама - Анархия,

Папа - стакан портвейна.

Все они в кожаных куртках,

Все небольшого роста,

Хотел солдат пройти мимо,

Но это было не просто..15


В принципе заметно, что политического протеста здесь нет, но именно идея убрать представителя власти и является антигосударственной. Данная песня стал гимном панк-анархистов с начала 90х по сегодняшний день.

Мир песен «Кино» разрушителен для старых порядков, порядков родителей, государства, учебного заведения да и для всего в целом, созданного ранее. Цой предлагает построить новый мир, мир молодых.


«И все идет по плану» ( «Гражданская Оборона»:

основные мотивы творчества Е. Летова)


Стоит также упомянуть о еще одном литературном феномене русского рока, остававшимся в подполье гораздо более долгое время, чем «ДДТ» или «Кино». Это группа «Гражданская Оборона» и ее лидер Егор Летов.

История группы началась в городе Омске в ноябре 1984 года, в еще до-перестроечное время. Тогда-то трое музыкантов из группы «Посев» решили создать коллектив «Гражданская оборона». Этими музыкантами были бессменный лидер группы Егор Летов, Константин Рябинов и Андрей Бабенко. Ансамбль усиленно готовился к выходу двух первых альбомов, но это не удалось, и в дальнейшем Егор Летов уже в одиночку записал пять(!) альбомов весной и летом 1987 года. Альбомы того времени были «подпольными» как по качеству записи, так и по методу их распространения через фанатов. Надо заметить, что протестующий «ГРОБ» (официально принятая аббревиатура названия) не только был не замечаем СМИ, но и просто отвергаем ими. Такая ситуация способствовала формированию в текстах Е. Летова мотива протеста против существующей власти. Во времена советской власти поэт еще не представляет, каким должен быть новый порядок. Здесь, как и у Цоя, прослеживается мысль: «Что угодно, только не эта система»:


^ Это - провокация, это - саботаж!

Ленин гальванический мечется в гробу.

В нашей конституции убиваются враги

Неча церемониться, надо нас убить.


Ибо наша правда, наша вера,

Наше дело - Анархия!16


Этот ранний вариант мотива ожидания перемен, в том числе и политических, потом изменился. Позднее протест появится и в отношении новых порядков 90х-2000х. Летов начинает выступать за когда-то гонимую им же советскую власть.

Песни «Гражданской обороны» стали очень популярны к концу 80-х. В 1989 году в Ленинграде в студии группы «Аукцыон» записывается «живой» альбом «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». В 1988—1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работают в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм». Летов неоднократно говорил о своих коммунистических убеждениях, подтверждением чему может знаменитая песня «Все идет по плану», записанная в 1988 году и многократно переизданная позднее. Тут антигосударственное выступление достигает максимальной силы:


^ А перестройка все идет и идет по плану,

А вся грязь превратилась в голый лед.

И все идет по плану.(2 раза)

<…>

А при коммунизме все будет зашибись,

Он наступит скоро надо только ждать,

Там все будет бесплатно, там все будет в кайф,

^ Там, наверное, вообще не надо будет умирать,

Я проснулся среди ночи и понял, что...


Все идет по плану.

А моя милиция меня бережет

Сначала сажает, а потом стережет

Харкаюсь кровью и купаюсь в д****е

Сладко живется в Советской стране17


Данный текст показывает стремление к неким новым коммунистическим устоям, новой реальности. В противопоставление канонической для советской литературы фразе В.В. Маяковского « Моя милиция меня бережет» звучит лейтмотив «Сначала сажает, а потом стережет», отвергающий основы советских порядков того времени. Действительно, Е. Летов однажды оказался «посаженным» в психиатрическую больницу за свои песни. Тем не менее, и тут есть намек на русскую «веру в доброго царя», надежда на «коммунизм» где все будет бесплатно. Именно у гражданской обороны есть столь ярко выраженный патриотический мотив:


^ Вижу - поднимается с колен моя Родина

Вижу, как из пепла восстаёт моя Родина

Слышу, как поёт моя великая Родина

Снова поднимается с колен моя Родина.


Разгибает спину мой былинный народ

Pаздвигает стены наша гневная мощь

Солнышко зовёт нас за собою в поход

Hа гибельную стyжy, на кpомешнyю ночь18


Здесь видно желание «встать с колен», начать новую жизнь, но не забыть о тяжелой вековой истории русского народа. Тут он представлен «могучим», «былинным», стремящимся к новым горизонтам.

С начала 90-х Летов становится настолько недовольным существующим режимом, что отказывается давать интервью и фактически закрывает группу до 1993 года.

Первый же концерт возрожденной группы закончился дракой фанатов с милицией, не пускавшей их на концерт. Усугубило накаленную ситуацию и заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие старые фанаты группы, считавшие его доселе анархистом, отвернулись от него и обвинили в предательстве. Ответом Егора становится книга «Я не верю в анархию», написанная с 1993 по 1997гг.


^ Рок-поэзия 90-х гг. 20 века


Контркультурный период, который с легкой руки журналистов часто называли «героическими восьмидесятыми», продлился до конца 2000-х и носил скорее разрушающий, нежели созидательный характер. Режим, с которым воевал «рок на баррикадах», оказался пугающим призраком, который испустил дух. К тому моменту, когда сложилась воинствующая рок-контркультура, воевать, по сути, было уже не с кем. Однако колоссальная волна разрушающей энергии, которой была заряжена поэзия контркультурного периода, не найдя себе должного применения, всю свою разрушительную силу обратила против самих поэтов.

На рубеже 80 - 90-х гг. происходит серия самоубийств и странных смертей, то ли нелепо случайных, то ли закономерных (А. Башлачев, В. Цой, Майк Науменко, И.Чумичкин - далеко не полный список жертв этого страшного времени), у многих поэтов начинается период длительной депрессии, молчания, ощущения утраты перспективы. Распадаются или фактически перестают работать многие группы. В это время «Алиса» записывает свой самый трагический и мрачный альбом «Черная метка», посвященный погибшему гитаристу группы Игорю Чумичкину. С завершением своей эпохи уходят Юрий Клинских в 2000 году, а за ним и Егор Летов в 2008 году.

Очевидно, с начала 90-х гг. (точнее, с 1993-1994 гг.) происходит очередная смена культурной модели. Популярными становятся уже существовавшие на тот момент группы “Ария”, “Алиса”. Тексты неразрывно связаны с музыкой, заимствованной у западных “хард-рокеров”.

Тяжелое время для страны повлияло на создание новых, более простых групп. “Сектор Газа”, ”Король и Шут”- веселые песенки в стиле панк-рок. Простое понимание жизни такой, какая она есть, и отражение истинно русского духа, живущего в каждом русском человеке, сделало группы чрезвычайно популярными. Тексты очень понятные, бытовые, с изобилием нецензурной лексики исполнялись повсюду на расстроенных гитарах. Это был вызов общепринятым нормам и искусству. Рок становится еще более массовым явлением, хотя только молодежным. К концу 90-х новое направление снова меняет курс. В рок-культуре происходят деления на множество субкультур: уже давно сформировавшийся панк, классический рок, металл, готик-рок и т.д. Популярными становятся новые западные группы, с более тяжелым звучанием, тяжелой, непонятной лирикой, обращенной не то к конкретному человеку, не то ко всей аудитории.


Выводы


После проведенного мной анализа произведений русской рок-поэзиии видно, что для рок-поэзии характерны определенные общие тенденции. Роковая субкультура – это во многом выражение протеста и агрессии, требование иного порядка мироустройства.

Например, мотив войны свойствен для творчества всех групп, но у Ю. Шевчука война – явление губительное и напрасное для людей. Он против войны. У В. Цоя война – это естественное состояние мира, в котором он существует. У А. Макаревича и Е. Летова борьба – явление вынужденное.

Также для творчества всех групп характерен мотив протеста против системы. У «ДДТ» этот мотив наиболее ярко отражен в песне «Периферия», у «Кино» - «Мама-Анархия», а у «Гражданской обороны» - «И все идет по плану». Удивительно, что поэты не принимали никакую власть - ни советскую, ни последующую. Данный мотив неразрывно связан с мотивом ожидания перемен, нового мира. А. Макаревич, В. Цой и Е. Летов – все придерживаются мнения, что мир должен часто обновляться, и неважно, каким он является сейчас.

Не менее важным является мотив Родины в различных ее ипостасях. Для Ю. Шевчука и Е. Летова Родина – самая большая ценность общества. Нет ничего более значимого, чем история и жизнь своего народа. Они также разводят понятия истинного и ложного патриотизма в своих песнях «Родина».

Самым противоречивым, но в тоже время общим является мотив борьбы добра со злом. Для «ДДТ» - в мире должно победить добро, любовь и гармония. Но в тоже время у В. Цоя из «Кино» нет этих четких рамок. Он вообще не говорит, что есть добро, а что – зло, находясь даже в некотором противоречии с самим собой.

Рок-поэзия - это глубокий сложный жанр, и в рамках данного исследования не охватить всю его многогранность. Полагаю, что и в дальнейшем буду обращаться к изучению данного жанра. Я имею опыт публикаций статей о рок-поэзии и думаю, что смогу применить полученные во время исследования наработки для публикаций.


БИБЛИОГРАФИЯ

1 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

2 «ДДТ»: История //http://www.ddtworld.spb.ru/hst

3 М. Юлдыбаев, Э. Теляшев, Ш.Маликов. Менестрель с чужим "голосом"/////Ленинец (г.Уфа), 21.03.1985.//

4 Проблема изучения античных реминисценций в русской бард-рок-поэзии // http://www.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html


5 Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов.

Тверь, 1998 //http://sovr.narod.ru/index.html

http://sovr.narod.ru/articles/85001.html

6 Смирнов И. Время колокольчиков, или Жизнь и смерть русского рока.

М., 1994.

7Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф // http://www.russianrock.ru/?ext=content&pid=183&lang=1

8Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… М., 1991.

9 Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф // http://www.russianrock.ru/?ext=content&pid=183&lang=1

10 Юрий Филинов. Пусть бесятся наши штампованные враги //   «Комсомольская правда», 18.12.1990// http://sovr.narod.ru/articles/90002.html


Тексты:

1 «Гражданская оборона». «Анархия»// http://www.pesni.ru/song/20486/

2 ДДТ. «В Бой»// http://www.karaoke.ru/song/7542.htm

3 «Кино»: альбом «Группа крови»//http://tsoy.spb.ru/kino_gkrovi.htm

4 «Машина времени». «Битва с дураками»// http://mirpesen.com/ru/mashina-vremeni/bitva-s-durakami-den-gneva-2.html

5 «Кино»:. «Мама, я знаю, мы все сошли с ума» //http://tsoy.spb.ru/kino_gkrovi.htm

6 «Машина времени». «Битва с дураками»// http://mirpesen.com/ru/mashina-vremeni/bitva-s-durakami-den-gneva-2.html

7 Тексты песен. «ДДТ». Музыкальная библиотека «Ленинград»// http://ddtmusiclib.narod.ru/texts90.html#10



1 «Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф» // http://www.russianrock.ru/?ext=content&pid=183&lang=1
^

2 «Проблема изучения античных реминисценций в русской бард-рок-поэзии» // http://www.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html





3 Машина времени. «Битва с дураками»// http://mirpesen.com/ru/mashina-vremeni/bitva-s-durakami-den-gneva-2.html

4 Машина времени. «Поворот»

5 Тексты песен. ДДТ музыкальная библиотека// http://ddtmusiclib.narod.ru/

6 ДДТ. «В Бой»// http://www.karaoke.ru/song/7542.htm

7 Юрий Филинов. "Пусть бесятся наши штампованные враги".   Комсомольская правда, 18.12.1990// http://sovr.narod.ru/articles/90002.html

8 М. Юлдыбаев, Э. Теляшев, Ш.Маликов "Менестрель с чужим "голосом" Ленинец (г.Уфа), 21.03.1985.// http://sovr.narod.ru/articles/85001.html

9 ДДТ. Черный пес Петербург

10 Тексты песен. ДДТ музыкальная библиотека «Ленинград»// http://ddtmusiclib.narod.ru/texts90.html#10

11 ДДТ.Пропавший без вести

12 Кино. Группа крови

13 Кино «звезда по имени Солнце»

14 Кино: альбом группа крови. «Мама, я знаю, мы все сошли с ума» //http://tsoy.spb.ru/kino_gkrovi.htm

15 Кино: альбом группа крови. «Мама-Анархия» //http://tsoy.spb.ru/kino_gkrovi.htm

16 Гражданская оборона. «Анархия»// http://www.pesni.ru/song/20486/

17 Гражданская оборона. «Все идет по плану»

18 Гражданская оборона. «Родина»




Скачать 247,23 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер247,23 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх