Анатолий Федорович Кони. Петербург. Воспоминания старожила icon

Анатолий Федорович Кони. Петербург. Воспоминания старожила


Смотрите также:
Анатолий Федорович Кони (1844-1927). Биографический очерк Юридические статьи. Заметки. Сообщения...
Анатолий Кони
Р. М. Ханинова пьеса-сказка «хитрый ёж» михаила хонинова...
Дроздов Анатолий Федорович Кондотьер Богданов...
Очерк научной, педагогической и общественной деятельности а. А. Минаева...
Поэзия "Серебряного века". Основные течения и взгляды на них...
А. А. Савельев и его воспоминания: Статья...
Стравинский, Игорь Фёдорович...
Дроздов Анатолий Федорович Интендантуррат Аннотация: Интендант Сентябрь 1943 года...
Ситуация на журфаке спбГУ...
Ситуация на журфаке спбГУ...
Александр Алексеевич Алексеев Воспоминания артиста императорских театров А. А. Алексеева...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Анатолий Федорович Кони. Петербург. Воспоминания старожила


--------------------

Анатолий Федорович Кони. Петербург. Воспоминания старожила (Мемуары) [1.07.07]

--------------------


МЕМУАРЫ


Не один Петербург настоящих дней - пустынный, безжизненный и

"оброшенный", - но и тот огромный и густо населенный, роскошно обстроенный

город, полный торгового и уличного движения, каким он был перед

злополучной войной до 1915 года, во многом отличается от Петербурга с

начала пятидесятых до половины шестидесятых годов, не только своим внешним

видом, обычаями и условиями жизни, но даже и названием.

Историческое имя, связанное с его основателем и заимствованное из

Голландии, напоминающее "вечного работника на троне", заменено, под

влиянием какого-то патриотического каприза, ничего не говорящим названием

Петрограда, общего с Елизаветградом, Павлоградом и другими подобными.

Старый город Святого Петра иногда возникает в памяти старожила в своем

прежнем оригинальном виде, и хочется, "перебирая четки воспоминаний",

пройти по нему с посетителем и познакомить его с этими, отошедшими в

область безвозвратного прошлого, воспоминаниями.

Перед нами Знаменская площадь и вокзал ПетербургскоМосковской железной

дороги, за постепенной постройкой которого в конце сороковых годов с

жадным вниманием и сочувствием следил Белинский, живший на берегу Лиговки

близ Невского, в небольшом деревянном доме, выходившем окнами на

строящееся здание. Проведение нынешней Николаевской железной дороги в

начале пятидесятых годов составляло событие государственной важности.

Первоначально ее предполагалось вести через Новгород, но Николай I провел

прямую линию между Петербургом и Москвой и приказал строить дорогу,

руководствуясь ею, не стесняясь никакими препятствиями. Оставшийся в

стороне от большого движения Новгород захирел и стал, в сущности, лишь

памятником старины в своих церквах, монастырях и урочищах, к которому

недаром Добролюбов обратился со словами:

"Все гласит в тебе о прошлом, вольной жизни край! - даже мост твой с

надписаньем: "Строил Николай".

Быть может, на решение Николая I подействовали и тяжелые воспоминания о

Грузине (усадьба Аракчеева) и о бунте военных поселян. С открытием дороги,

постройку которой охарактеризовал в своих скорбных стихах Некрасов, забыто

и запустело старое шоссе между Петербургом и Москвой, по которому прежде

было большое почтовое движение и на котором была станция, прославившаяся в

нашем кулинарном деле пожарскими котлетами. Николаевская дорога была по

времени сооружения второю в России. Первою построена Царскосельская

железная дорога, как кажется, третья, по времени, в Европе. Первая была

между Нюрнбергом и Фюртом; вторая - между Парижем и Версалем, и на ней

произошло первое тяжелое железнодорожное несчастье от свалившегося под

насыпь и объятого пламенем поезда.

У нас публика относилась с недоверием и страхом к новому средству

сообщения. Бывали случаи, что остановленные у переездов через рельсы

крестьяне крестили приближавшийся локомотив, считая его движение нечистой

силой.

Для обращения этих страхов в более веселое настроение первые месяцы

впереди локомотива устраивался заводной органчик, который играл

какой-нибудь популярный мотив.

Вагоны третьего класса на Царскосельской дороге, до начала шестидесятых

годов, были открытые с боков, что представляло некоторую опасность для

глаз пассажиров от летящих из трубы искр. Управляющий движением этой

дороги отличался большой оригинальностью - говорили, что на его визитных

карточках было напечатано: "Directeur du chemin de fer de Petersbourg a

Tzarskoye Selo et retour" [Директор железной дороги Петербург Царское Село

и обратно (фр.)].

Посередине железнодорожного пути между Петербургом и Москвой находилась

станция Бологое. Здесь сходились поезда, идущие с противоположных концов,

и она давала, благодаря загадочным надписям на дверях "Петербургский

поезд" и "Московский поезд", повод к разным недоразумениям комического

характера. Движение было сравнительно медленное: почтовый поезд шел

тридцать часов, причем всех интересовал и тревожил переезд по

Веребьинскому мосту, перекинутому через Волхов на очень большой высоте и

покоившемуся на сложных деревянных устоях. Вагоны не имели отдельных купе

и женских отделений. Места первого класса состояли из длинных кресел,

раскидывавшихся на ночь для сна пассажиров. Билеты представляли длинный

лоскут бумаги с наименованием станций. Кондуктора носили военную форму и

особые каски. Перед отправлением поезда звонили три раза, затем наступало

томительное молчание, раздавался зычный голос обер-кондуктора "готово?",

за ним следовал свисток, поезд дергался для испытания трудоспособности

локомотива и двигался наконец в путь.

С таким поездом приезжает впервые в Петербург ожидаемый мною

посетитель, сгорающий нетерпением познакомиться с "Северной Пальмирой", в

ее подробностях и особенностях, и мы начинаем наше странствование по

городу.

Знаменская площадь обширна и пустынна, как и все другие, при почти

полном отсутствии садов или скверов, которые появились гораздо позже.

Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют ее, а мимо станции протекает

узенькая речка, по крутым берегам которой растет трава.

Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные

перила. Это Лиговка, на месте нынешней Литовской улицы. На углу широкого

моста, ведущего с площади на Невский, стоит обычная для того времени будка

- небольшой домик с одной дверью под навесом, выкрашенный в две краски:

белую и черную, с красной каймой. Это местожительство блюстителя порядка -

будочника, одетого в серый мундир грубого сукна и вооруженного грубой

алебардой на длинном красном шесте. На голове у него особенный кивер

внушительных размеров, напоминающий большое ведро с широким дном,

опрокинутое узким верхом вниз. У будочника есть помощник, так называемый

подчасок. Оба они ведают безопасностью жителей и порядком во вверенном им

участке, избегая, по возможности, необходимости отлучаться от ближайших

окрестностей будки.

Будочник - весьма популярное между населением лицо, не чуждое торговых

оборотов, ибо, в свободное от занятий время, растирает у себя нюхательный

табак и им не без выгоды снабжает многочисленных любителей.

Направо от станции начинается Старый Невский. Поезд пришел рано утром,

и нам дорогу пересекает не совсем обычная процессия, окруженная солдатами

в коротких мундирах с фалдами сзади, в белых полотняных брюках (дело

происходит летом), с двумя перекрещивающимися на груди кожаными

перевязями, к которым прикреплены пастронная сумка и неуклюжий тесак, с

тяжелыми киверами "прусского образца". Среди них движется колесница, к

утвержденному на которой столбу привязан человек в арестантском платье. На

груди у него доска с названием преступления, за которое он судился. Сзади

едут официальные провожатые - священник, нередко врач и секретарь суда,

решившего судьбу этого несчастливца. Под звуки барабанной дроби мы идем в

некотором отдалении за этим поездом и вступаем на Старый Невский. Он

обстроен окруженными заборами невысокими деревянными домами с большими и

частыми перерывами. Никакой из ныне существующих в этой части Невского

улиц еще нет. Есть лишь безымянные переулки, выходящие в пустырь, в

глубине которого виднеются красивые здания казацких казарм. По левой

стороне улицы мы подходим к обширной площади, называемой Конной от

производящегося на ней в определенные дни конского торга и служащей для

исполнения публичной казни, производимой всенародно. Процессия

останавливается, солдаты окружают эшафот кольцом, и на него входит

чиновник, читающий приговор. Если осужденный "привилегированного

сословия", палач ломает над его головой шпагу, если же он "не изъят по

закону от наказаний телесных", то над ним совершается казнь плетьми.

Палач, вооруженный плетью, становится в нескольких шагах от обнаженного по

пояс и привязанного в соответствующем положении осужденного и, крикнув:

"Поддержись, ожгу!" - начинает наносить удары, определенные в приговоре,

после чего истерзанного везут в тюремный лазарет, а по выздоровлении

заковывают в ручные и ножные кандалы, выжигают на лице его клеймо и

ссылают в Сибирь. Мы проходим быстро мимо этого отталкивающего и

развращающего зрелища, уничтоженного лишь в 1863 году, вместе с варварским

наказанием шпицрутенами. Последнее описано у Ровинского в его

исследованиях о старом суде и изображено в потрясающей картине у Л. Н.

Толстого, в его рассказе "После бала".

Идем далее по направлению к Александро-Невской лавре. Навстречу нам

мчится запряженная четверкою, с форейтором и двумя лакеями в треугольных

шляпах на запятках, карета. Сквозь стекла ее дверец виднеется белый клобук

с бриллиантовым крестом. Это митрополит, отправляющийся на утреннее

заседание синода. Подходя к монастырю, мы видим редкие каменные здания и

между ними здание духовной консистории, где чинится расставшимися с

соблазнами мира монахами своеобразное правосудие по бракоразводным делам,

нередко при помощи "достоверных лжесвидетелей", и проявляется

начальственное усмотрение под руководством опытной канцелярии по отношению

к приходскому духовенству, вызвавшее весьма популярное в его среде якобы

латинское изречение: "Consistorium protopoporum, diaconorum, diatchcorum,

ponomarorum - que obdiratio et oblupatio est" ["Консисторские протопопы,

дьяконы, дьячки, пономари - обдиратели и облупатели" (шутливая имитация

латинской фразы)].

Возвращаясь назад, мы встречаем богатые похороны. На черных попонах

лошадей нашиты, на белых кругах, нарисованные гербы усопшего. На

"штангах", поддерживающих балдахин, стоят в черных ливреях и цилиндрах на

голове "официанты", как это значилось в счетах гробовщиков.

Вокруг колесницы и перед нею идут факельщики в черных шинелях военного

покроя и круглых черных шляпах с огромными полями, наклоненными вниз. В

руках у них смоляные факелы, горящие, тлеющие и дымящие. Так как за всей

процессией не ведут верховую лошадь в длинной черной попоне, то, очевидно,

хоронят не "кавалериста", а штатского. Процессия имеет печальный характер,

более соответствующий значению ее, чем современные, - декоративные, с

электрическими лампочками и грязноватыми белыми фраками на людях, несущих

вместо факелов фонари. Гроб - всегда деревянный, обшитый бархатом или

глазетом с позументами. Металлических гробов тогда не было.

Вступая на Невский, перейдя Лиговку, мы встречаем довольно широкие

тротуары, в две плиты, постепенно затем расширенные до их настоящего вида.

У тротуаров, в двух саженях одна от другой, поставлены невысокие чугунные

тумбы, выкрашенные в черную краску. Перед большими праздниками их жирно

красят вновь, причиняя тем некоторый ущерб платьям проходящих и задевающих

за них франтих. В дни иллюминаций на них и около них ставятся зажженные и

портящие воздух едким дымом плошки. На Невском, Морской и некоторых из

главных улиц стоят на солидных чугунных столбах газовые фонари. Все

остальные местности в городе освещаются масляными фонарями на

четырехугольных столбах, выкрашенных подобно будкам.

Такой фонарь имеет четыре горелки перед металлическими щитками, но свет

дает лишь на очень близком расстоянии вокруг себя. В узкой Галерной улице

такие фонари висят довольно высоко на веревках, протянутых от домов с

обеих сторон улицы. По улице в разных направлениях движутся со скоростью,

всегда удивлявшею иностранцев, дрожки, коляски и кареты самых

разнообразных фасонов. Кареты - часто четырехместные - на сложных

рессорах, с высокими козлами и откидной ступенькой у дверец. Площадка

сзади кузова обыкновенно утыкана гвоздями, обращенными острием кверху, или

она заменяется обручем с остроконечными зубцами. Это делается для того,

чтобы уличные ребятишки не устраивались сзади кареты, что подало повод в

свое время Некрасову сказать: "Не сочувствуй ты горю людей, не читай ты

гуманных книжонок, но не ставь за каретой гвоздей, чтоб, вскочив,

накололся ребенок..."

Кареты знатных лиц запряжены обыкновенно четверкой цугом, с форейтором

на передней паре, кричащим обычное в то время: "Пади!" или "Эй, берегись!"

На кучере цветная четырехугольная шапка, обшитая по краям шнурком с

завитками. У кучеров царской фамилии она голубая. На козлах карет высоких

военных лиц, рядом с кучером, помещается лакей в шишаке [Этот шишак

состоял из обыкновенной военной каски, наверху острия которой было у бомбы

срезано пламя. Такие же шишаки присвоены были в начале шестидесятых годов

городовым. (Примеч. автора.)], в синевато-серой шинели, капюшон которой

обшит двумя широкими красными полосами, а если это экипаж иностранного

посланника, то рядом с кучером в кафтане, обшитом по борту позументом,

сидит егерь в охотничьем наряде, нередко с полусаблей на черной

лакированной перевязи. Другой вид экипажей составляют пролетки, с довольно

узким сиденьем, заставляющим едущих вдвоем держаться друг за друга.

Пролетка - на стоячих рессорах и с низенькой спинкой, не дающей

возможности к ней прислониться. У богатых и деловых людей пролетка более

удобна. Иногда она имеет очень узкое сиденье, исключительно для одного

человека, и называется "эгоисткой".

В "собственные" пролетки нередко запряжены две лошади:

в корню и на пристяжке. Передняя низко наклоняет голову к земле и,

извиваясь, обыкновенно забрасывает седока пылью и комьями грязи.

В свободное от постов время встречаются кареты, сквозь окна которых

виднеются перины, одеяла и подушки. У кучера на правой руке сделана

перевязь из полотенца, а иногда из лент, которыми украшаются и гривы

лошадей. Это торжественно везут какое-нибудь купеческое приданое к

предстоящей свадьбе.

Наряду с дрожками существует "калибер", или "гитара", своеобразно

устроенная машина для передвижения, на продолговатом сиденье которой нужно

помещаться, если ехать вдвоем, боком друг к другу и обращенными лицами в

противоположные стороны, а если ехать одному, то для большей устойчивости

нужно сидеть верхом. Этот род передвижения особенно дешев в пятидесятых

годах; от Знаменской площади до Адмиралтейства или до Сенной площади можно

доехать за десять копеек. На спине извозчиков висит на ремешке белый

жестяной билет с номером.

На Невском нет ни трамваев, ни конно-железной дороги, а двигаются

грузные, пузатые кареты огромного размера, со входною дверцей сзади, у

которой стоит, а иногда и сидит, кондуктор; это омнибусы, содержимые много

лет купцом Синебрюховым и курсирующие преимущественно между городом и его

ближайшими окрестностями - селом Александровским на Шлиссельбургском

тракте, Полюстровом возле Охты и т. д. Неуклюжие и громоздкие, запряженные

чалыми лошадьми, они вмещают в себе до двадцати пассажиров и движутся

медленно, часто останавливаясь для приема и выпуска таковых.

В первой половине шестидесятых годов появляются на улицах изящные

одноконные каретки "товарищества общественных экипажей". Для них

установлена такса. На козлах сидит, в сером цилиндре и гороховом пальто,

бритый кучер с длинным бичом в руках; лошади в шорах и английской упряжи.

В населении быстро установилось, ввиду сходства бича с удочкой, популярное

название и кучера и экипажа "рыболовом". Разные злоупотребления со стороны

публики и самих рыболовов прекратили, за разорением товарищества, этот

кратковременный способ передвижения.

Между проходящими часто можно встретить бравого молодца, одетого в

форменный короткий сюртук военного образца, в черной лакированной каске с

гербом, с красивой полусаблей на перевязи и большой черной сумкой через

плечо. Это почтальон, которому популярный в сороковых годах, ныне забытый,

поэт Мятлев посвятил стихотворение, начинающееся так: "Скачет, форменно

одет, вестник радостей и бед; сумка черная на нем, кивер с бронзовым

орлом. Сумка с виду хоть мала - много в ней добра и зла:

часто рядом там лежит и банкротство и кредит..." и т. д.

Среди идущих много военных: солдаты в длинных серых шинелях, надетых в

рукава, офицеры в шинелях светлосерого сукна с пелеринами внакидку. У

высших чинов высокие треугольные- шляпы с пучком черных или пестрых

петушиных перьев наверху. К половине пятидесятых годов эти шляпы

заменяются касками, а затем - кепи, шинели заменяются пальто, а генералам

присвоены ярко-красные брюки с золотым лампасом.

На улицах много разносчиков с лотками, свободно останавливающихся на

перекрестках для торговли игрушками, сбитнем, мочеными грушами, яблоками.

Пред Гостиным двором и на углах мостов стоят продавцы калачей и саек,

дешевой икры, рубцов и вареной печенки. У некоторых на головах лотки с

товаром, большие лохани с рыбой и кадки с мороженым. Они невозбранно

оглашают улицу и дворы, в которые заходят, восхвалением или названием

своего товара: "По грушу - по варену!", "Штокфиш!"

и т. д. Торговцам фруктами посвящен был в те годы популярный романс:

"Напрасно, разносчик, ты в окна глядишь, под бременем тягостной ноши;

напрасно ты голосом громким кричишь: "Пельцыны, лимоны, хороши!" Эти

пельцыны и лимоны привозились тогда на кораблях и были гораздо большей

редкостью, чем в последнее время.

К разносчикам присоединяются торговцы платьем и татары, и дворы больших

домов оглашаются громкими предложениями: "Старого платья продать!" и

"Халат, халат, халат!"

До шестидесятых годов прохожие не курят - это строго воспрещается.

Переходя через Знаменскую площадь, мы оставляем направо ряд

параллельных улиц, застроенных деревянными домами, напоминающими далекую

провинцию. Некоторые из них со ставнями на окнах, задернутых днем густыми

занавесками, имеют незавидную репутацию, на которую завлекательно

указывают большие лампы с зеркальными рефлекторами в глубине всегда

открытого крыльца. Эти улицы, в которых обычно поселялись разного рода

ворожеи J и гадалки, пересекаются одной, сравнительно широкой, с большим

пустырем и ведущей к Смольному монастырю, - Слоновой, названной так

потому, что на ней когда-то помещался особый двор для слонов, неоднократно

даримых русским императрицам персидским шахом. Ныне это Суворовский

проспект.

Невский вплоть до Аничкова моста вымощен булыжником. Мы встретим

торцовую мостовую, лишь перейдя последний. Вступая на Невский, мы

оставляем влево, на берегу Лиговки, деревянный одноэтажный с садиком дом

Галченкова, в котором, "упорствуя, волнуясь и спеша", работал и умер

Виссарион Григорьевич Белинский. В этом доме происходил у него живой обмен

мыслями с небольшим кругом людей, умевших понять и оценить великого

критика. Здесь писались глубокие и возвышенные страницы его отзывов о

различных явлениях литературной жизни. Сюда незадолго до его смерти пришло

приглашение явиться "для беседы" с хозяином его в знаменитое Третье

отделение.

Здесь Тургеневу пришлось выслушать рисующий Белинского упрек,

обращенный им к жене, напоминавшей, что стынет поданный обед: "Как можно

думать об этом, когда мы еще не кончили спора о бытии бога". Отсюда прах

Белинского в 1848 году отвезли на далекое Волкове кладбище, а его имени

нельзя было упоминать в печати. Могила долгое время была оставлена без

ухода, и даже "память благородная друзей дороги к ней не проторила..."

(Некрасов).

Дома на Невском в значительной степени имеют однообразный бесцветный

характер, постепенно по направлению к Аничкову мосту увеличиваясь в объеме

и высоте. С правой стороны - ряд домов, в которых помещаются экипажные

заведения, с выставкою за стеклами широких окон обширных помещений карет,

колясок и дрожек. Чередуясь с ними, идут в нижних этажах глубокие

темноватые помещения, в которых часто находятся театры марионеток,

случайные выставки и кабинеты восковых фигур, очень популярные в то время.

Нынешняя Надеждинская улица не так длинна, как теперь: на линии

теперешней Жуковской, тогда Малой Итальянской, существует сплошная стена

разных построек.

Пройдя мимо нее, мы встречаем двухэтажный дом Меняева, разделенный на

два флигеля, среди которых открывается обширный двор, с деревянным

красивым домиком посредине. На балконе одного из каменных флигелей,

выходящем на Невский, сидит в халате, с длинной трубкой в руках и пьет чай

толстый человек с грубыми чертами обрюзглого лица. Это популярный Фаддей

Венедиктович Булгарин, издатель и редактор "Северной пчелы" - единственной

в то время газеты, кроме "Русского инвалида"

и "Полицейских ведомостей", - печатный поноситель и тайный доноситель

на живые литературные силы, пользующийся презрительным покровительством

шефа жандармов и начальника Третьего отделения. Газета его, благодаря

исключительному положению, пользуется распространением, помещая иногда, в

легковесных фельетонах бойкого редактора, рекомендации различных угодных

ему магазинов и предприятий. Для характеристики "Видока Фиглярина", как

назвал его Пушкин, намекая на известного французского сыщика Видока,

достаточно припомнить стихи того же поэта: "Двойной присягою играя, поляк

в двойную цель попал: он Польшу спас от негодяя и русских братством

запятнал".

На углу Невского и Литейной, в угловом доме, помещается известный и

много посещаемый трактир-ресторан "Палкин", где в буфетной комнате, с

нижним ярусом оконных стекол, в прозрачных красках изображающих сцены из

"Собора Парижской богоматери" Гюго, любят собираться одинокие писатели, к

беседе которых прислушиваются любознательные посетители "Палкина". Здесь

бывали нередко поэт Мей и писатель Строев и, с начала шестидесятых годов,

заседает Н. Ф. Щербина, остроумная и подчас ядовитая беседа которого

составляет один из привлекательных соблазнов этого заведения.

Почти рядом дом графа Протасова, в лице которого звание гусарского

полковника оригинальным образом оказалось соединенным с должностью

обер-прокурора святейшего синода. В конце этой стороны Невского высится

большой и многолюдный дом купца Лыткина, в котором обитают многие из

артистов Александрийской сцены.

В нем произошла в половине пятидесятых годов одна из житейских драм,

произведшая сильное впечатление. На верх парадной лестницы с широким

пролетом, ведшей в четвертый этаж, забралась старая, седая женщина,

почемуто позвонила у ближайших дверей и, бросившись вниз, разбила

выступавший на толстой чугунной трубе газовый фонарь, погнула самую трубу

и убилась до смерти, плавая в луже крови, которая всосалась в пол из

песчаника и оставила трудно смываемое пятно. Оказалось, что несчастная

жила в отдаленном углу Петербурга с нежно любимой воспитанницей, молодой

девушкой. Со всем жаром последней и запоздалой страсти она влюбилась в

посещавшего их почтового чиновника. Он сделал предложение воспитаннице, и

старуха, скрывая свои чувства, хлопотала о приданом для нее, о

приготовлениях к свадьбе и присутствовала на бракосочетании, но на другой

день ушла из своей опустевшей квартиры, бродила по Петербургу и, так как

реки и каналы были покрыты льдом, облюбовала широкий пролет в доме

Лыткина, чтобы покончить со своей невыносимой тоской. Пятно внизу пролета,

которого нельзя было миновать проходящим жильцам, производило тягостное

впечатление, и самоубийство постепенно создало ряд фантастических

рассказов в то бедное общественными интересами время. В доме стали

рассказывать, что старуха появляется по ночам на лестнице и раскрывает

свои безжизненные объятия поздно возвращающимся домой, и один из жильцов,

человек суеверный и нередко нетрезвый, под влиянием этих рассказов даже

выехал из дома.

Левая сторона Невского проспекта представляет необычный для настоящего

времени вид. Там, где теперь начинается Пушкинская улица, названная

первоначально Новой, тянется длинный забор, а за ним огороды. Новая улица

создалась лишь в половине семидесятых годов. Узкая, с маленькой площадкой,

на которой позже поставлен ничтожный памятник Пушкину, обставленная

громадными домами, она с самого своего открытия привлекла многолюдное

население, среди которого были настолько частые случаи самоубийства, что

пришлось ввиду того, что в то время о каждом самоубийстве производилось

следствие со вскрытием трупа, командировать к местному судебному

следователю нескольких помощников. Быть может, скученность обитателей и

какой-то угрюмый вид этой улицы оказались не без влияния на омраченную и

исстрадавшуюся душу тех, кто находил, что "mori licet, cui vivere non

placet" [лучше умереть тому, кому не хочется жить (лат.)].

Первая улица налево - Николаевская (по-новому улица Марата) называлась

прежде Грязною и была немощенная до своего переименования после смерти

Николая I. С нее был ход на Ямскую, называвшуюся так от близлежавшей

Ямской слободы на Лиговке, где были обширные извозчичьи дворы и стойла для

почтовых лошадей. Эта слобода во второй половине пятидесятых годов

выгорела, причем в ужасном пожаре, продолжавшемся несколько дней, сгорело

много лошадей, упиравшихся от страху, когда их пытались вывести из горящих

зданий. Ямская улица была впоследствии переименована в улицу Достоевского,

ибо здесь находился дом казарменного типа, лестница которого с железными

перилами вела к обшитым войлоком и продранной клеенкой дверям в квартиру,

где в скромной обстановке, граничившей с бедностью, жил и умер Достоевский.

От 29 до 31 января 1881 года эта лестница была запружена лицами всех

возрастов и общественных положений, стремившихся ко гробу, в котором, с

лицом исхудалым и проникнутым глубоким выражением, похожим на радость,

почивал великий писатель и столь же великий страдалец.

У Аничкова моста с левой стороны и в то время уже высился

монументальный дом князей Белосельских-Белозерских, впоследствии дворец

великого князя Сергея Александровича. Дойдя до этих мест, мы сворачиваем

на Литейную, где узкий тротуар идет мимо редких, но красивых казенных

каменных домов, перемежающихся с деревянными. На углу Бассейной и Литейной

- двухэтажный дом издателя "Отечественных записок" А. А. Краевского,

опытного и деятельного литературного предпринимателя, у которого долго

работал Белинский. В этом доме много лет жил Н. А. Некрасов, после ряда

тяжких годов житейских испытаний, когда ему приходилось голодать и

холодать, ходить зимой в соломенной шляпе, расписываться за неграмотных в

Казенной палате и предлагать на Сенной свои услуги желающим написать

прошение, - когда он с полным основанием мог сказать, что "праздник жизни

- молодости годы - я убил под тяжестью труда, и поэтом, баловнем свободы,

другом лени - не был никогда". Этот труд, в связи с большим поэтическим

даром, вдохновляемым "музой мести и печали", создал ему видное положение,

и уже в шестидесятых годах у крыльца его квартиры стоял собственный экипаж

издателя и редактора влиятельного "Современника", а в двери квартиры

ходили такие люди, как Тургенев, Анненков и Добролюбов. У подъезда этой

квартиры в 1877 году собралась огромная толпа поклонников поэта и во

внушительном шествии проводила его многострадальный прах на кладбище. В

этом же доме жил, до переселения на юг России, знаменитый хирург и педагог

Николай Иванович Пирогов - один из тех людей, которые составляют настоящую

славу России. Вероятно, отсюда хотел он навсегда уехать за границу, после

того как, вернувшись с Кавказа, где в течение девяти месяцев на полях

сражения по целым дням производил свои изумительные операции и применял

для обезболивания эфир, был самым грубым образом принят военным министром,

князем Чернышевым, и должен был выслушать, во враждебной ему конференции

Медико-хирургической академии, строгий выговор за несоблюдение

состоявшегося в его отсутствие приказа о каких-то выпушках или петличках

на мундире.

Идя далее по направлению к Неве, мы встречаем на углу Кирочной

одноэтажный, выкрашенный в темную краску, узкий деревянный дом, в котором

жил военный министр Александра I - Аракчеев. На этом месте теперь стоит

громадный Дом армии и флота, в котором происходил в 1917 году процесс

другого, зловещей памяти, военного министра - Сухомлинова. Далее, перед

деревянным Литейным мостом через Неву, против Арсенала с выдвинутыми перед

ним старинными пушками, стоит Старый арсенал, построенный при Екатерине

II, довольно заброшенный и неприютный. В нем в 1866 году были открыты

новые судебные установления, пришедшие на смену старых безгласных и

продажных судов, служивших бездушной канцелярской волоките, называвшейся,

вопреки истине, правосудием.





оставить комментарий
страница1/4
Дата16.10.2011
Размер1,01 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх