Тема Реальность как дискурсный конструкт icon

Тема Реальность как дискурсный конструкт


Смотрите также:
1. Реальность как дискурсный конструкт...
1. Культура как дискурсный конструкт...
Лекция наука истории...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по философии Тема: “Виртуальная реальность как одна из...
И. В. Троцук Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт …...
И. В. Троцук Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт …...
И. В. Троцук Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт …...
Мировоззрение как субъективная реальность...
Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках...
Иван Павлюткин. Рынок как метафора: критический анализ маркетизации образования...
Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь: ТвГУ, 2002. 76 с. 10...
Реальность симхиона. Симхионная реальность...



Загрузка...
скачать
Курс

Прагматика культурной коммуникации


Тема 1. Реальность как дискурсный конструкт.


1960е годы: «парадигмальный сдвиг» в гуманитарном знании, связанный внутренне с преобразованием общества и культуры. Проблематизация процессов и явлений, беспроблемных с точки зрения «нормальной науки» (Т. Кун, «Структура научных революций», 1962).

Деятельность, преобразующее социальное действие как ключевые понятия. Формирование конструкционистской парадигмы в полемике с «эссенциализмом» и «примордиализмом». Представления об «истине» и «реальности» как продуктах социальной интеракции и исторически складывающегося консенсуса. В зоне пристального внимания - «социальное априори» (Г. Зиммель), «историческое априори» (М. Фуко) - доопытный, предпосылочный, устойчивый, но и открытый изменениям корпус представлений. Он воплощен в «обобществленных» структурах речи и слабо осознаваем на уровне «здравого смысла», способен служить человеку-деятелю и опорой, и клеткой. Отсюда необходимость изучения познавательных, речевых и социальных практик в взаимообусловленном единстве.

Репрезентация как внутренне сложный, драматический, творческий акт. Модель репрезентации: ось означивания и ось коммуникации, на пересечении которых возникает потенциально конфликтное единство социальной конвенции и перформативного речевого действия (С. Холл, Репрезентация: культурные репрезентации и практики означивания, 1997).

Дискурс: система репрезентации, последовательно понятая как практика, реализуемая в социокультурном, историческом контексте и с ним неразделимая. Понятия эпистемы, дискурсной формации и дискурсной практики, вводимые М. Фуко (1926-1984). «Слова и вещи»,1966; «Археология знания», 1969. «Археологический», «генеалогический» модус гуманитарного исследования: специфические требования к аналитической работе и возможности, при этом открывающиеся.

Развитие теории дискурса и дискурсных исследований в 1970-90-х годах – контактность и активное обновление дисциплинарных парадигм в гуманитарной сфере. Границы социальных, дискурсивных и текстовых практик как «привилегированные» зоны анализа (схема Н. Фэркло). Понятие социального института как места трансляции, воспроизводства, стабилизации дискурса. Актуальность стратегий дискурсного анализа в современной социальной и культурной среде, пронизанной процессами обмена, медиализации и виртуализации.


Литература:

Бергер П. и Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995

Йоргенсен М.В. и Филипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004 (Глава 1. Область дискурс-анализа)

Остин Дж. Как производить действия при помощи слов, Смысл и сенсибилии //Избранное. М. 1999

Фуко М. Археология знания. Спб, 2004

Hall S. “The Work of Representation”, in Representation: Cultural Representations and Signifying Practices, Hall S., ed., 1997, p.13 – 74.


^ Тема 2. Дискурсные практики власти


Власть как символическая, семиотическая практика - способ организации социальных отношений и социального действия. Репрессивная и «разрешающая», направляющая сила власти. М. Фуко о возможности и насущности изучения дисциплинарных микропрактик, способов их интериоризации индивидом. «Паноптикон» И. Бентама (всевидящее око, всеслышащее ухо) как модель отправления власти.

Режим истины как режим власти. Идеология как система представлений, управляющая социальным бытием, - тем лучше, чем меньше мы она осознается. Понятие «гегемония» по А. Грамши, его родственность «истинам», производимым в режиме здравого смысла, и концепту социального мифа (Р. Барт). Л. Альтюссер о механизме интелпелляции («Идеология и идеологические аппараты государства», 1970). Институциональная власть и сила повтора: по ходу многократно воспроизводимых социально-коммуникативных действий значения обретают устойчивость и становятся неотличимы от «мира-действительности».

Возможности критического отношения к идеологии и монопольному диктату власти. Дискурс по ^ Ю. Хабермасу. Между утопией и конкретными практиками преобразования общества. Как пример: парадоксальный эффект от речевых режимов политкорректности.


Литература:

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М. 1999

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003 (Лекция Х. Апории теории власти. Лекция XI… Коммуникативный разум против разума субъект-центрированного)



Тема 3. Идентичность как дискурсный конструкт.


Модель субъекта как стабильной, автономной, целостной личности-«сущности» и ее проблематизация (децентрация, расщепление) в постмодерне. Субъект как суверен и как подданный, становящийся и меняющийся (меняющий себя) во взаимодействии с системой социальных отношений. М. Пеше о связи языка, идеологии и субъекта в дискурсе. Основа единства дискурсной формации - субъектная позиция, «из» которой производится и которую (вос)производит дискурс.

Идентичность: переживание соответствия себе и принадлежности к сообществу. Виды идентичности: индивидуальная и групповая (национальная, этническая, гендерная, профессиональная и т.д.) Характер идентичности: различительный (через соотнесение с Другим), мозаичный, процессуальный, перформативный.

Идентификация как процесс, пространство принуждения и выбора, потенциально творческого маневра.^ Дж. Батле о дискурсном конструировании современных идентичностей (self-fashioning).

Различие между традиционной (статусной) идентичностью и идентификацией через желание, волеизъявление. Проблема «обобществленности», подражательности индивидуального желания. Тексты желания и механизм современной рекламы. Конструирование виртуальных идентичностей, их «сетевая» жизнь и использование в медиа.


Литература:

И. Гофман Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000

М. Пеше Прописные истины (III. Дискурс и идеология)// Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 2002

В. Хессле Кризис индивидуальной и коллективной идентичности// Вопросы философии 1994 №10, http://www.philosophy.ru/library/vopros/65.html


^ Тема 4. Литература как социальный институт и вид дискурса.


Споры вокруг определения «сущности» литературы: хорошо написанные тексты? вымышленные тексты? тексты, отличающиеся особым («непереходным», на себя направленным) словоупотреблением? Альтернативная постановка вопроса: когда и как текст «становится» литературой, т.е. начинает восприниматься и функционировать в качестве таковой? каковы социально-культурные, антропологические функции литературы?

Литература как институт современной культуры: его становление, особенности и нынешнее состояние. Сложная опосредованность отношений писателей и читателей, конвенции их коммуникативного поведения – сложившиеся и меняющиеся.

Литература как дискурс, произведение как развернутое перформативное высказывание, не так отсылающее к реальности-референту, как создающее реальность: условную, пластичную, открытую интерпретации. Литература как специфический опыт: «медиум» воображения, экспериментальная площадка, где «репетируются» и рефлексируются актуальные дискурсные практики.

От «литературоцентризма» культуры - к актуальному процессу ее «текстуализации» и «панэстетизации». Необходимость (но и рискованность) распространения литературных методов анализа на изучение широкого спектра культурных и социальных явлений и процессов.


Литература:



Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994

Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение М. 2006

Компаньон А. Литература//Демон теории. М. 2004

Тодоров Ц. Понятие литературы// Семиотика. М. 1983


^ Тема 5. Социокультурное измерение письма. Автор и функции авторства.


«Граммацентризм» европейской культуры. Письмо как технология и мифология современного общества, его связь с природой субъективности, социального опосредования, отчуждения и власти. Критика Ж. Деррида «логоцентристской» иллюзии и проблематизация письма как продуктивной нетождественности означающего и означаемого, неотлучимые от знаковой репрезентации как таковой.

Идеологичность и историчность категорий автора и авторства, возможность и необходимость их дискурсного анализа. Р. Барт, ^ Смерть автора, 1968. М. Фуко, Что такое автор? 1969.

Проблематизация и размывание категории индивидуального авторства в применении к «медийному» тексту. Сдвиг теоретического интереса от (авторского) производства к читательскому восприятию/потреблению.


Литература:


Барт Р. Смерть автора. Критика и истина.// Избранные работы. М. 1989

Фуко М. Что такое автор? // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности, 1996

М. Серто Хозяйство письма // Новое литературное обозрение. 1997. № 28

Ж. Деррида Письмо и различие 1967, О грамматологии 1967

Маклюэн – Понимание медиа. (гл. 9 «Письменное слово» и гл.18 «Печатное слово»)

Р. Шартье Репрезентации письменного текста. Автор в системе книгопечатания. // Письменная культура и общество. М. 2006


^ Тема 6. Социокультурное измерение чтения. Изучение читателя.


История чтения как культурной практики. «Революция молчания» в античности и Средневековье (от чтения вслух к чтению про себя) - приватизация читательского опыта. Дальнейшее расширение доступа к тексту, «читательская революция» XVIII века, озабоченность «библиоманией». Норма чтения, насаждаемая школой. Проблематика «вторичной неграмотности» и «массового» чтения в век медиа.

Чтение как социально обусловленная и социализирующая деятельность, изучаемая в контексте разных дисциплин. Социология, психология, политика чтения, - сочетание в нем дисциплины и вольности (М. де Серто), когнитивных и эстетических аспектов. Возможности изучения чтения как процесса и «исполнительской деятельности». Чтение-удовольствие (по Р. Барту): гиперопределенность, вариативность, «терапевтический» эффект и желание повтора. Чтение-наслаждение как воззвание к пересозданию смысла.

Движение гуманитарной мысли от рецептивной эстетики к литературной антропологии. ^ У. Эко о «пористой» природе художественного текста и творческой активности читательского выбора. В. Изер: понятия «виртуального текста» и «имплицитного читателя», смысловая неопределенность как ценность. «Аффективная стилистика» Ст. Фиша в как версия неопрагматистской эстетики.


Литература:

Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы По// Р. Барт. Избранные работы. М., 1989

Дарнтон Р. Читатели Руссо откликаются:cотворение романтической чувствительности// Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры, 2002

Изер Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней, 2001

Компаньон А. Читатель//Демон теории. М, 2001

Шартье Р. Читательские сообщества, «Народное» чтение//Письменная культура и общество. М. 2006


^ Тема 7. Культурная ценность как дискурсный конструкт. Филология как дискурсное поле.


Ценность как предмет производства в культуре. Оценивающие дискурсы. Современная проблематизация привилегий эстетического (на примере литературы). Дискуссия вокруг классики и канона. Популярная и массовая («низкая», малоценная) словесность как альтернативный («серьезной литературе») предмет исследовательского внимания. Практики чтения и письма - предмет теоретической рефлексии и переосмысления в контексте «медиализации» культуры.

Филология дисциплина и профессия, дискурсная формация: сохраняемые традиции и актуальное переустройство, осознание новых задач и поиск новых форм участия в культурном диалоге. Продуктивные опыты в направлении «металингвистики», «транслитературоведения», иных видов междисциплинарного взаимодействия.

Литература:

Компаньон А. Ценность//Демон теории. М, 2001

Смит Б. Произвольность ценности.// Ценности, каноны, цены. М. 2005

Ямпольский Литературный канон и теория “сильного” автора. Иностранная литература, 1998 №12 http://magazines.russ.ru/inostran/1998/12/iamp.html

Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. №12. 1995


Рекомендованная литература (дополнительная):


Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999

Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006

Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках. М., 2004

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001

Барт. Р. Мифологии. М.,1996

Барт Р. От произведения к тексту // Р. Барт. Избранные работы. М., 1994

Батлер Дж. Психика власти. СПб, 2002

Бахтин М.М. Автор и герой художественного произведения /Эстетика словесного творчества. М., 1985

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров //там же

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания М., 1995

Беньямин В. Искусство в эпоху технической воспроизводимости. М. 1992

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М. 2004

Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001

Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос. М., 1991

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Венедиктова Т. Разговор по-американски. Дискурс торга в литературной традиции США. М. 2003

Винникот Д. Игра и реальность. М., 2002

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988

Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация. // Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999

Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка. М., 2007

Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999.

Грамши А. Тюремные тетради. М. 1991

Гумбольт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т. 1.Интерпретация культуры. СПб., 1997

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000

Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002

Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000

Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989

Дейк Т.А. ван Расизм и язык. М., 1989

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

Дубин Б. Слово-письмо-литература. М., 2001

Деррида Ж. О грамматологии. СПб., 1999

Деррида Ж Письмо и различие. СПб., 2000

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000

Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике. Тт. 1 - 2. М., 1998.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М. 1999

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы// Вестник Моск. Ун-та. Сер. Филология. 1997, №3

Изер В. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте//Немецкое философское литературоведение наших дней. Спб., 2001

Йоргенсен М.В. и Филипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004

Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение М. 2006

Кассен Б. Эффект софистики. М. 2000

Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М. 2002

Компаньон А. Демон теории. М. 2004

Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М. 2004

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

Косиков Г.К. Вступительная статья // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму М., 2000

Кун Т.Структура научных революций. М., 1975.

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда М., 1997

Лакан Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе. М.,1995.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. - Ю.М. Лотман и тартусско-московская школа семиотическая школа. М.,1994

Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.

Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М. 2003

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Киев. 2002.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. 2007

Марков Б.В. Знаки бытия. СПб. 2002

Мукаржовский Я. Эстетическая функция. Норма и ценность как социальный факт// Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

Остин Д. Истина. Избранное. М., 1999

Остин Дж. Как пролить чернила М. 2006

Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов// Избранное М. 1999

Парыгин Б. Д. Анатомия общения. М. 1999

Потебня А.А. Слово и миф. М.,1989

Поэтика и политика. М.-СПб., 1999.

Райл Г. Обыденный язык. Понятие сознания. М.,1999

Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении. М. 2001

Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1995

Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. М. 2006

Сартр Ж.-П. Что значит писать?// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987

Семиотика. М., 1983

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993

Серль Дж. Что такое речевой акт. //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М., 1986

М. Серто Хозяйство письма // Новое литературное обозрение. 1997. № 28

Смит Б. Произвольность ценности.// Ценности, каноны, цены. М. 2005

Структурализм: за и против. М.,1975

Теннис Ф. Общность и общество. Спб., 2002

Теория метафоры. М., 1987.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М. 1997

Топоров В.Н. Миф. Образ. Ритуал. Символ. М., 1995

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002

Философия языка. Екатеринбург, 2004

Фуко М. Археология знания. Спб, 2004

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М. 1999

Фуко М. Порядок дискурса// Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996

Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2001

Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерк политической теории. Спб. 2001

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. 2003

Шартье Р. Р. Письменная культура и общество. М. 2006

Эко У. Отсутствующая структура. М., 1999

Эко У. Два типа интерпретации // Новое литературное обозрение. 1996. № 21

Якобсон Р. Язык и бессознательное. М, 1996

Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985

Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987

Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. №12. 1995




Скачать 115,63 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер115,63 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх