Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка (немецкий язык)» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка (немецкий язык)» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература и литература страны изучаемого...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практический курс второго иностранного языка» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» для специальности 050303 «иностранный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная культура» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и страноведение» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методика научно-педагогического...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» для специальности 050303 «иностранный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и страноведение (сша и...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» Заочное отделение для специальности...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф...
Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...



Загрузка...
скачать




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра французского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине «Зарубежная литература

и литература страны изучаемого языка (немецкий язык)»


для специальности – 050303 «Иностранный язык»


Утвержден на заседании

кафедры французского языка

от 19.12.2006 г.,

Протокол № _4________


Воронеж - 2006


^ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК


^ ДПП.Ф.11 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка

Периодизация литературного процесса. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения. Литература XVII в.: барокко, классицизм. Литература XVIII в.: просвещение, предромантизм. Литература XIX в.: романтизм, реализм. Литература рубежа XIX-XX вв. Литература XX в.: реализм, модернизм, постмодернизм. Русско-зарубежные связи.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


^ Кафедра французского языка


Программа учебной дисциплины


«Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка

(немецкий язык)»


для специальности – 050303 «Иностранный язык»


Составитель:

д.ф.н., проф. Моташкова С.В.


Воронеж - 2006
^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Курс по зарубежной литературе для студентов немецкого отделения входит блок гуманитарных и социально – экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта. Он изучается в 3 семестре (1 семестре 2 года обучения) на специальности: «немецкий язык». Программа курса предполагает системное освоение студентами теории и истории немецкой литературы с их истоков до наших дней.

Основные цели дисциплины «Зарубежная литература» - образовательные, воспитательные, развивающие, образующие общую цель - создать у студентов це­лостное представление о развитии литературы основных стран изучаемого языка как составной части менталитета немецкого народа, его культуры и эстетически - языковой картины мира. Предлагаемый курс связан с большим количеством сопредельных дисциплин, в частности, с историей стран изучаемого языка, страноведением, философией, эстетикой, литературоведением, лингвоэстетикой, культурологией и т. п.

Строго лимитированное учебным планом и явно недостаточное, с точки зрения об­ширности материала, количество выделенных часов потребовало от составителя предель­ного внимания к сочетанию полноты и лаконизма при планировании программы, задающего такие же качества и самому курсу.

Освоив курс «Зарубежная литература» студенты должны овладеть следующими навыками и компетенциями: 1) иметь представление об истории развития немецкой литературы на основных этапах их эволюции в диахронно/ синхронном и ментально/ эстетическом аспектах; 2) овладеть принципами и приемами анализа художественных текстов и извлечения из них исторической, гуманистической, антропологической, этической, эстетической, культурологической, страноведческой и лингвистической информации; 3)в результате изучения лекционного материала и освоения произведений на семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы студенты должны определять место произведения в стадиальных процессах мировой литературы и овладеть навыками эстетического и смыслового анализа произведения и, по возможности, представлять себе основные особенности развития литературного процесса в стране изучаемого языка в первом приближении.

Одной из самых сложных проблем курса является проблема сочетания глубины и конкретности изучаемого материала с его необозримой обширностью, тем более, что на изучение всего материала выделяется 51 час учебных аудиторных занятий.

Задача курса "Немецкая литература" заключается в системном, хронологически - эстетическом ознакомлении студентов с литературой Германии как частью культуры страны изучаемого языка.

Одной из самых сложных проблем курса является проблема сочетания глубины и конкретности изучаемого материала с его необозримой обширностью, тем более, что на изучение всего материала выделяется 51 час учебных аудиторных занятий.

Как нам представляется, наиболее оптимальным путем для разрешения этого противоречия может служить следующая система сочетания мирового и национального, общего и частного, эволюционного и константного, закономерного и конкретного, позволяющая осознать литературные процессы и явления и в то же время иметь возможность проникнуть в глубинные слои художественного произведения, в его структуру и поэтику. Эта система включает хронологический аспект (изучение литературного процесса в Германии с истоков его зарождения с учетом эволюции художественных форм и средств воспроизведения действительности), системный аспект (изучение английских и американских литературных явлений в контексте стадиальных процессов мировой литературы) и анализ наиболее выдающихся художественных произведений.

С этой целью весь курс делится на 34 лекционных часов и на 17 часов семинарских занятий. На семинарских занятиях студенты выявляют свои знания теоретического материала и приобретают (или укрепляют) навыки анализа художественных произведений на материале наиболее значительных и этапных произведений литературы страны изучаемого языка. Кроме того, контролируемая преподавателем самостоятельная работа студентов дает им возможность расширить круг произведений литературы, получить более системное представление о развитии литературы стран изучаемого языка и лучше подготовиться к итоговому экзамену.

^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН









Наименование разделов и тем

Всего ча­сов в трудоем-кости


Из них аудиторных

СРС

п/п


всего



лекции


семинары




^ ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1

Введение. Основные задачи и принципы изучения курса

2


2







2

Мифология как фундамент литературы. «Песнь о Нибелунгах» и особенности немецкого национального самосознания

2

2







3
^

Немецкое Средневековье и Возрождение


2


2







4
^

Классицизм и барокко в немецкой литературе


2

2







5
Эпоха Просвещения в немецкой литературе

2

2







6

Творчество Гете.

2

2







7

Романтизм


2

2







8

Реализм в немецкой литературе

2

2







9
^

Творчество Г.Гейне


2

2







10

Литература рубежа веков в Германии

2

2







11

Творчество Т.Манна и Г. Манна

2

2







12
^
Литература первой половины ХХ в. Творчество Б.Брехта, Ф.Кафки

2

2







13

Литература второй половины ХХ в.

2

2







14
^
Литература ФРГ. Творчество Г. Белля

2

2







15

Литература ГДР. Творчество К.Вольф

2

2







16

Основные тенденции развития современной немецкой литературы.

4

4







17

Трагедия И-В Гете « Фауст»

3




3




18
^

Сказка Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес»


2




2




19
^

Поэма Г.Гейне « Германия. Зимняя сказка»


2




2




20

Рассказы Т.Манна «Смерть в Венеции», «Марио и волшебник», «Тонио Крегер»

2




2




21

Рассказы Ф. Кафки «Превращение», « В исправительной колонии»

2




2




22

Роман Г. Манна «Юность короля Генриха 1У»

2




2




23

Пьеса Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»

2




2




24

Г.Белль «Биллиард в половине 10»

2




2




Итого: 51 34 17



^ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1

Введение. Основные задачи и принципы изучения предмета


2

2







2

Мифология как фундамент литературы.»Песнь о Нибелунгах» и особенности немецкого национального самосознания

2

2







3

Немецкое Средневековье и Возрождение

2

2







4

Классицизм и барокко в немецкой литературе.

2

2







5

Эпоха Просвещения в немецкой литературе

2

2







6

Романтизм

2

2







7

Реализм в немецкой литературе

2

2







8

Литература рубежа веков в Германии

2

2







9

Литература первой половины ХХ в. Творчество Б.Брехта, Ф.Кафки

2

2







10
^
Литература второй половины ХХ в.

4

4







11

Трагедия И-В Гете « Фауст»

2




2




12

Поэма Г.Гейне « Германия. Зимняя сказка»

2




2




13

Рассказы Т.Манна «Смерть в Венеции», «Марио и волшебник», «Тонио Крегер

2




2




14

Пьеса Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети

2




2




15

Г.Белль «Биллиард в половине 10»

2




2




Итого: 32 22 10



^

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Введение. Предмет, задачи, структура курса, особенности систематизации материала, требования к работе студентов на практических занятиях и при самостоятельном изучении художественного материала, информация о художественных и учебных книгах, которые могут быть использованы студентами при изучении курса. Литература в системе культуры, ее специфические особенности. Национальное и общечеловеческое в литературном произведении. Литературное произведение как система в единстве формы и содержании. Основные принципы и приемы анализа.

^ Мифология как фундамент литературы. «Песнь о Нибелунгах» Мифология как основа организации сознания и - художественной картины мира и как путь к созданию литературно-художественных произведений. Реальное и нереальное в мифологии, бытовое и воображаемое, особенности создания образов. Слово и бесконечность его образно - символических смыслов, пограничное положение между сознанием и бессознательным как исток создания литературных произведений. Эволюция религиозно-мифологического сознания от поклонения природе к Богочеловеку. Особенности немецкого национального самосознания в «Песни о Нибелунгах». Ситстема образов в произведении. Образ Зигфрида как воплощения идеальных черт немецкого национального характера. «Нибелунги» в немецкой культуре последующих эпох.

^ Средневековая и ренессансная литература. Единство и борьба высокого духовного и материального начал. Христианство как основа средневековой культуры. Основные жанры народной литературы: баллады, песни, сказки, басни, легенды. Рыцарская литература. Создание новых жанров эпоса, лирики и драмы. Возрождение как гармония божественного и человеческого, высокодуховного и материального. Развитие традиций и идеалов античности, продолжение и опровержение традиций Средневековья. Человек как высшая ценность в художественной культуре эпохи Возрождения. Новая художественная картина мира и средства ее воссоздания в литературе. Выдающиеся деятели немецкого Возрождения: Брандт, Роттердамский, Лютер, народные книги о Фаусте, Эйленшпигеле.

^ Классицизм и барокко в литературе. Усвоение и развитие идеалов античности и эпохи Возрождения и внутренняя полемика с ними. Нормативный характер классицизма. Принцип гармонии и симметрии в основе художественного представления. Иерархия родов и жанров литературы, требования к языку и стилю художественных произведений. Три единства и принцип правдоподобия в драме. Национальное своеобразие классицизма в Германии. Открытия М. Опица. Особенности усвоения и преодоления принципов классицизма в творчестве Лессинга и Шиллера. Трагическая картина мира и места человека в ней в барокко. Открытое опровержение идей античности и эпохи Возрождения о месте человека в мире. Антинормативный характер барокко и литература. "Порядок в форме беспорядка". Дисгармония и асимметрия как основные принципы барокко. Язык и стиль литературно-драматических произведений. Художественные открытия барокко в литературе. Барокко в Германии. Творчество Грифиуса, Гриммельсгаузена.

^ Просвещение в литературе. Культ Разума и революция в сознании в эпоху Просвещения. Просвещение как система идеологических, социальных и нравственных ценностей, оказавшая влияние на развитие художественного мышления. Главный герой художественных произведений - Человек как человечество на пути к "правильному" пониманию мира и норм человеческого, "разумного" существования. Специфические условия развития литературы Просвещения в Германии. Творчество Шиллера, Лессинга и др. немецких просветитетелей.

^ Творчество Гете. Эволюция творчества. Сентиментализм, классицизм, просветительские идеи и художественные открытия романтизма в творчестве Гете. Поэзия, проза, драматургия Гете. «Фауст» как вершина европейскеого Просвещения.

^ Романтизм в литературе. Кризис рационального просветительского сознания и его отражение в художественных стилях (и в литературе) сентиментализма и предромантизма в европейских странах и в России. Метафизически-метафорическое отражение противоречий действительности в литературе романтизма. Революция в области художественных форм и средств литературного творчества. Создание образа воображаемой действительности и героя в целях полемики с существующими нормами жизнеустройства и с отношением к человеку. Двоемирие романтического литературного мышления и его специфика, обусловленная национальными особенностями развития каждой страны и своеобразием творческого метода писателей-романтиков. Проблемы художника и искусства в произведениях романтиков. Особенности языка и стиля литературы эпохи романтизма. Романтизм в Германии. Творчество Гельдерлина, Гофмана.

Реализм. Реализм как ведущее художественное направление во второй половине Х1Х в. в европейских странах, в России и США. Новая, материалистически-эволюционная картина мира и представление о человеке как системе развивающейся и преобразующей мир в литературе реализма, Анализ, исследование, выявление закономерностей развития мира, социума и человека в их единстве и эволюции как основные принципы литературного мышления. Критическое отношение большинства мастеров литературы к системе общественных отношений в своих странах и в мире. Обновление традиционных и развитие новых литературных форм и средств художественного воспроизведения и исследования внутреннего мира человека и окружающей его действительности в реалистической литературе. Расширение жанровой палитры художественного мышления. Особое место романа в литературе реализма.

^ Творчество Г. Гейне. Особый характер творчества Гейне. Синтез романтических и реалистических тенденций. Поэзия Гейне и ее место в России. Лиро-эпические произведения Гейне. Образ Германии, ее народа, истории, проблемы прошлого и будущего в поэме «Германия. Зимняя сказка».

^ Литература рубежа ХIХ и ХХ в.в. Распад цельности в представлении о картине мира и месте человека в ней. Крайние проявления кризисного сознания: "Бог умер" у Ницше, "жизнь - сон и угасание жизненных сил" у Шопенгауэра, утверждение необходимости насильственного преобразования общественных и нравственных отношений у Маркса. Литература Германии С одной стороны, - отражение общественной борьбы и, с другой, - стремления предельно глубоко уйти в неизведанные бездны человеческой души, на совершенно новые, пока не ясные пути искусства. Сложные поиски в творчестве Т.Манна Многообразие художественных течений и направлений как отражение кризисного сознания.

^ Литература первой половины ХХ века. Между двумя войнами. Социальные эксперименты. Фашизм и антифашизм в Германии. Небывалое развитие художественных поисков в самых различных направлениях, создание бесчисленных художественных миров преимущественно на конструктивной основе. Сюрреализм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, техника "потока сознания" как влиятельные явления нереалистической литературы и как крупные или локальные революции в литературном мышлении человечества.

Литература и политика. Трудный выбор мастеров культуры.Творчество левых и правых экспрессионистов в Германии. Выдающиеся художественные открытия Ф.Кафки и Б.Брехта.
^

Литература второй половины ХХ в. Послевоенное сознание и литература об уроках войны.




Литература ФРГ. Уроки второй мировой войны в творчестве В. Борхерта, группы –47 и в произведениях Г.Белля.



^ Литература ГДР, основные проблемы и темы. «Преодоление прошлого»,строительство новой социалистической жизни. Открытия К.Вольф в повестях «Кассандра» и «Медея».

^ Основные тенденции развития современной немецкой литературы. Распад колониальной системы и появление новых культур (литератур) мира. Глобализация и мультикультурализм. Экзистенциализм в литературе. Апологетическая, массовая, элитарная, реалистически-гуманистическая литература. Новые тенденции в содержании и форме художественных произведений. Судьба романа во второй половине ХХ в. Обновление драмы. Новые формы поэзии. Молодежное, феминистское, демократическое движение в различных странах мира и литература. Кризис европейских гуманистических ценностей и литература. Постмодернизм в культуре и литература. Единство и диалог культур во второй половине ХХ в. Творчество П. Зюскинда. Общая картина литературного развития в Германии. Творчество лауреата Нобелевской премии Г. Грасса. Сложный путь Э. Юнгера.




^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художественной:

  1. «Песнь о Нибелунгах»

  2. Легенда о докторе Фаустусе

  3. Роттердамский Э. «Похвала глупости»

  4. Лессинг Г. «Эмилия Галотти»

  5. Шиллер Ф. «Разбойники», «Коварство и любовь»

  6. Гете И.-В. «Фауст»

  7. Гофман Э.Т.А. «Крошка Цахес»

  8. Гейне Г. Стихотворения. « Германия. Зимняя сказка»

  9. Манн Т. Рассказы. Один из романов (по выбору)

10. Манн Т. Дилогия о Генрихе 1У

11. Рильке Р.-М. Стихотворения

12. Кафка Ф. Расссказы

13. Цвейг С. Рассказы

14. Фейхтвангер Л. «Успех», «Испанская баллада», «Гойя» ( один роман по выбору )

15. Брехт Б. «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея» (или «Добрый человек из Сезуана»)

16. Ремарк Э.-Р. «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»

17. Ленц З. «Урок немецкого»

18. Ноль Д. «Приключения Вернера Хольта»

19. Кеппен Г. «Смерть в Риме»

20. Белль Г. «Глазами клоуна», «Биллиар в половине десятого», «Где ты был, Адам?» и др.

21. Хандке П. «Женщина - левша».

22. Вольф К. «Кассандра», «Медея»

23. Зюскинд П. «Парфюмер», «Голубка».

24. Грасс Г. «Жестяной барабан», «Встреча в Тельгте» и др.

25. Юнгер Э. «Избранное»


Учебно-методической:

  1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - Л., 1973.

  2. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В.М. Жирмунский. - Л., 1972.

  3. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945 г.г. / Н.С. Лейтес. - Пермь, 1975.

  4. Павлова Н.С. Типология немецкого романа / Н.С. Павлова. - М., 1982.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
^

Билет № 1


  1. Средневековая немецкая литература.

  2. Принципы эпического театра Б. Брехта в пьесе "Мамаша Кураж и ее дети".

Билет № 2

  1. Проблемы, образы, конфликты в национальном эпосе «Песнь о Нибелунгах».

  2. Образ мамаши Кураж в пьесе Б. Брехта и идейно-художественные цели пьесы.

Билет № 3

  1. «Песнь о Нибелунгах» в дальнейшем развитии немецкой литературы и культуры.

  2. Роль и место зонгов в пьесе Б. Брехта "Мамаша Кураж и ее дети".

Билет № 4

  1. Немецкое Возрождение. Его национальное своеобразие.

  2. Экспрессионизм и рассказы Ф. Кафки

Билет № 5

  1. Народное Возрождение и порожденные им произведения. Основные проблемы и герой народной книги о докторе Фаустусе.

  2. Трагедия личности и общества в рассказах Ф. Кафки

Билет № 6

  1. Роль М. Лютера в развитии немецкой литературы и культуры.

  2. Новеллы Т. Манна о мире и человеке и о современности.

Билет № 7

  1. Немецкое барокко о семилетней войне. Странствия Симплициссимуса в одноименном произведении Гриммельсгаузена.

  2. Образ короля - гуманиста в дилогии Г. Манна о Генрихе IV.

Билет № 8

  1. Ранний немецкий реализм и творчество Бюхнера.

  2. История и творческие задачи Г. Манна в дилогии о Генрихе IV

Билет № 9

  1. Социалистические идеи в немецкой прозе и поэзии второй половины 19 века.

  2. Кризис культуры и личности в рассказе Т. Манна "Смерть в Венеции"

Билет № 10

  1. Раннее немецкое Просвещение и творческий путь Лессинга.

  2. Драма "потерянного поколения " и его духовные ценности в романе Э-М. Ремарка "Три товарища".

Билет № 11

  1. Уроки Т.Манна в новеллах «Смерть в Венеции» и «Марио и волшебник»

2.Проблема исполненного долга в романе З. Ленца "Урок немецкого"

Билет № 12

  1. Психограмма и социальное звучание темы верноподданичества в романе Г.Манна «Учитель Гнус» и «Верноподданный»

  2. Три поколения семьи Фомелей и аббатство св. Антония в романе Г. Белля «Биллиард в половине десятого»

Билет № 13

  1. Предвидение националистических тенденций в новелле Т.Манна «Тонио Крегер»

  2. Проблема духовного и кровного родства в романе Г. Белля "Биллиард в половине десятого"

Билет № 14

  1. Ранний немецкий романтизм, его своеобразие, философско –эстетические открытия и образы.

  2. Фауст и Мефистофель в трагедии И.-В. Гете

Билет № 15

  1. Полемика Б.Брехта с традиционной формой театра.

  2. Трагедия И.-В. Гете "Фауст" о назначении человека и человечества

Билет № 16

  1. Кризис нравственных ориентиров на рубеже веков (ХIХ - XX ) и литература.

  2. Почему погибли Троя и Коринф? (по произведениям К.Вольф «Кассандра» или «Медея» – на выбор)

Билет № 17

  1. Символика, двоемирие и художественные особенности сказки Э.Т.А. Гофмана "Крошка Цахес"

  2. Традиции немецкой литературы в романе П.Зюскинда «Парфюмер»

Билет № 18

  1. Основные нереалистические литературные направления начала ХХ века.

  2. Образ Германии в поэме Г. Гейне "Германия. Зимняя сказка"

Билет № 19

  1. Уроки второй мировой войны в немецкой литературе.

  2. Спор Бога и Мефистофеля о человеке и его итоги в трагедии И.-В. Гете

Билет № 20

  1. Романтические черты сказки Э.Т.А. Гофмана "Крошка Цахес"

  2. Смысл названия поэмы Г. Гейне "Германия. Зимняя сказка"


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Самостоятельная работа студентов факультета иностранных языков заключается прежде всего, в чтении произведений, в понимании их смысла, художественных задач и средств их реализации, а также в изучении критической литературы, учебных пособий по изучаемому предмету.

Для того, чтобы студенты смогли прочесть произведения и необходимую учебную и справочную литературу, список всех этих книг предлагается заранее, как минимум, в начале учебного года (в начале семестра).

В целях наиболее эффективного усвоения материала студентам рекомендуется вести системные записи, они могут получить групповую, курсовую или индивидуальную консультации по мере возникновения проблем и вопросов по самостоятельному чтению.

Количество и качество самостоятельно подготовленного материала обязательно проверяется при сдаче студентом экзамена или зачета, особенно, если речь идет о зачетах и экзаменах, сдаваемых до сессии.

В конце каждого учебного года проводится вне учебных часов коллоквиум по проверке самостоятельной работы студентов по изучению художественных произведений.

Одним из условий успешной подготовки самостоятельной работы студентов является качественный подход к предлагаемому студентам материалу: художественные произведения должны избираться по концептуальному для художественной эпохи (и литературы страны изучаемого языка) признаку, а учебно-критическая литература - по признакам фундаментальности и авторитетности предлагаемых знаний.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Занятие №1. Трагедия Гете «Фауст»

Цель занятия: доказать, что трагедия Гете - универсальное художественное явление, рассказывающее о человеке и человечестве и их трудных поисках смысла жизни и пути к счастью. Студенты должны увидеть в процессе анализа, что это произведение охватывает проблемы общекультурного, философского и нравственного плана, понять смысловое наполнение структурного деления трагедии на две части, где одна рассказывает о личностных поисках человека, другая - о его познании мира и социума с просветительских позиций. Необходимо понять, что понимают автор и его герой под словами «счастье», «истина», «свобода».

^ Занятие №2. Сказка Гофмана « Крошка Цахес»

Цель занятия: увидеть в процессе « внимательного чтения» в сказке Гофмана на всех уровнях этого произведения выдающееся и ярко выраженное явление романтизма. Проанализировать с этих позиций систему образов, композицию, характер конфликтов и особенности их разрешения, произвести анализ цветового наполнения сказки и выявить его смысловое наполнение Понять, как влияет форма сказки на содержание произведения и какую трансформацию получает эта форма в процессе разрешения романтических и субъективно-авторских задач. Занятие №3. Поэма Гейне «Германия. Зимняя сказка».

^ Цель занятия: проанализировать поэму, увидев в ней сложный, противоречиво понимаемый лирическим героем образ Германии. Доказательно отметить, что дорого герою в истории, в современной жизни, в быте, нравах его страны, в ментальности народа, а что ему ненавистно. Выяснить с каких позиций судит герой о своей стране, что он думает о ее прошлом, настоящем и будущем. Как расшифровывается название поэмы?

^ Занятие №4. Рассказы Т.Манна.

Цель занятия: в процессе анализа рассказов Т.Манна, касающихся различных сторон жизни Германии и мира, острейших проблем современности и особенностей современной культурной эпохи, выявить поразительную масштабность его художественного мира, не случайно ориентирующегося на универсализм Гете и заметную даже в его ранних рассказах. При анализе рассказа «Смерть в Венеции» внимательно посмотреть, какими именно художественными средствами он показывает деградацию культуры и личности на рубеже веков, определить особенности его сложного отношения к декадансу. При анализе рассказа «Марио и волшебник» постараться увидеть, в каких глубинах сознания и подсознания народа, толпы, отдельного человека рождается угроза фашизма, понять особенности авторской позиции. При анализе рассказа «Тонио Крегер». Необходимо понять, какие опасные националистические идеи рождаются и укореняются в сознании немцев, какую роль духовного ориентира отводит писатель русской культуре (литературе).

^ Занятие №5. Рассказы Ф. Кафки.

Цель занятия: в процессе «внимательного чтения» и анализа рассказов Кафки студенты должны познакомиться с одним из сложнейших художественных миров ХХ в. и постараться понять его основные особенности. Трагический вариант кафкианского экспрессионизма в рассказе «Превращение» обращен, как должен доказать анализ, к глубинно-архетипическим сторонам человеческой природы в условиях предельной несвободы, исследуемым в метафорическом плане, но воспроизводящим ее реакцию на современную писателю и субъективно им понятую духовную атмосферу. В рассказе «В исправительной колонии» студенты должны увидеть, как сочетание внутренней и внешней несвободы приводит к появлению тоталитарных моделей социально-политического развития. При анализе рассказов Кафки необходимо сквозь сложные метафоры его трагических притч придти к пониманию идейно-эстетических задач писателя, его стремления воззвать людей к пониманию их кровной заинтересованности в свободе и самоуважении личности.

^ Занятие №6. Роман Г. Манна «Юность короля Генриха IV»

Цель занятия: понять роман Г. Манна не как историческое, а как актуально-дидактическое произведение. Для этого необходимо выявить отступления Г.Манна от «исторической правды» и определить смысл этих отступлений в сторону создания образа правителя-гуманиста (философа на коне). В процессе анализа студенты должны выявить особенности мировоззрения и гуманистического поведения короля, осознать историю его жизни с самых ранних лет как путь самовоспитания, обретения внутренней свободы ради высоких целей служения народу. Студентами должен быть понят и антифашистский характер книги писателя и созданный им образ истинного вождя нации.

^ Занятие №7. Пьеса Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

Цель занятия: познакомить студентов с другим вариантом немецкого экспрессионизма, также оказавшего большое влияние на мировую литературу (культуру) - с жизнеутверждающим, социально-активным. Поставив перед студентами задачу найти новые черты театрального и образного мышления в пьесе, выявить особенности «эпического театра» Брехта, его особые возможности и идейно-эстетический смысл таких инноваций. Особое внимание нужно уделить особенностям характеризации героев и способам переориентации внимания зрителей (читателей) с переживания на размышление.

^ Занятие №8. Роман Белля «Биллиард в половине десятого».

Цель занятия: анализ сложно-простой семантики и стилистики романа должен привести студентов к пониманию как актуально-политического смыслового слоя произведения ( угроза фашизма, сопротивление ему, стремление предупредить его регенерацию), так и «вечно»-онтологического, связанного с утверждением Беллем неколебимой системы гуманистических духовных ценностей. Анализ символического ряда романа, основанного на кажущемся противоречивым, но внутренне глубоко последовательном отношении членов семьи к аббатству св. Антония, призван выявить беллевское понимание истинной преемственности поколений и семьи как духовном достоянии ее членов.

^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


А в т о р с к а я речь – в эпическом произведении речь автора, т.е. весь текст произведения, кроме речи персонажей.

А л л е г о р и я (гр.) – раскрытие отвлечённой идеи посредством изображения конкретного явления или предмета. Например, в баснях и сказках хитрость изображается в образе Лисы, жадность в обличии Волка, коварство – в виде Змеи и т. п.

А н т и т е з а (гр.) – противопоставление понятий, положений, образов.

А н т и у т о п и я - произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства. Примеры: роман «Мы» Е.Замятина, «1984» Дж. Оруэлла.

А н т о н и м ы (гр.) – слова с противоположным значением. Примеры антонимов в названиях литературных произведений: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий».

А р х а и з м ы (гр.) – слова и выражения, вышедшие из активного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи; в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характеристики персонажа.

Б а л л а д а (фр.) – небольшое сюжетное стихотворение. Б а с н я - краткий рассказ, чаще в стихах, сатирического характера.

В н у т р е н н и й м о н о л о г – речь действующего лица, обращённая к самому себе и не произнесённая вслух., выявляет наиболее сокровенные переживания героев.

В р е м я в х у д о ж е с т в е н н о м п р о и з в е д е н и и – одна из форм художественного бытия и мышления; изображается словом в процессе раскрытия характеров и ситуаций. Существенно отличается от реального времени, причём характеристики художественного времени (сжатие – развёртывание, статика – динамика, дискретность – непрерывность, объективность – субъективность) определяются методом, направлением, жанром и сюжетом произведения, индивидуальностью автора.

^ Вульгаризмы (лат.) – слова и выражения, свойственные фамильярной или грубой речи. Используются для усиления выражаемой мысли, более эмоциональной характеристики персонажей.

Г е р о й п р о и з в е д е н и я – одно из главных действующих лиц литературного произведения (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.

Г и п е р б о л а (гр.) – намеренное чрезмерное преувеличение.

Г р а д а ц и я (лат.) - такое расположение слов, выражений или образов, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабляющее значение. Примеры: «Пришёл, увидел, победил» (Юлий Цезарь). Расположение образов помещиков в поэме Гоголя: самый «безобидный» – Манилов, далее всё хуже и хуже, вплоть до Плюшкина – «прорехи на человечестве».

Г р о т е с к (фр.) – изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом

Д и а л о г (гр.) – разговор двух или нескольких лиц.

Д р а м а (гр.) – 1) один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы – действие. 2) Драма в узком смысле слова; это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён и так или иначе разрешим.

Д р а м а т и ч е с к о е – эстетическая категория, обобщающая противоречивые процессы в жизни личности и общества.

Ж а н р (фр.) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определённого рода литературы (эпоса, лирики, драмы).

Ж а р г о н (фр.) – язык отдельных социальных групп, который создаётся искусственно с целью обособления и отличается наличием слов, непонятных для непосвящённых. Используется для речевой характеристики персонажей.

З а в я з к а – событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения. Например, в комедии «Ревизор» Гоголя завязкой является сообщение городничего о готовящейся ревизии. В многосюжетном произведении может быть несколько завязок.

З в у к о п и с ь – звуковые повторы, условно воспроизводящие звуки природы, рефлективные восклицания людей, механические звуки и т.п.

И д е я (гр.) – главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

И н т е р ь е р (фр.) – в художественном произведении изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют герои; соотносится с общим смыслом произведения.

И н т о н а ц и я (лат.) – свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.

И р о н и я (гр.) – насмешка; комический эффект достигается тем, что говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

И с т о р и з м л и т е р а т у р ы - её способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далёкое прошлое.

К л а с с и ц и з м (лат.) - литературное направление ХУ111 – начала Х1Х веков, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах.

К о м е д и я – драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

К о м и ч е с к о е - категория эстетики, означающая смешное. В основе комического – выявление и осмеивание жизненных противоречий.

К о м п о з и ц и я – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.

К о н ф л и к т – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

К р и т и ч е с к и й ре а л и з м – художественный метод и литературное направление, сложившиеся в Х1Х веке; главная его особенность – изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Л и р и к а – один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» поэта; речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Л и р и ч е с к и й г е р о й – человек, который говорит о себе «я» в стихотворении; образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в этом произведении отражены. Лирический герой не тождествен образу автора; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Л и р и ч е с к о е о т с т у п л е н и е – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Примеры: лирические отступления в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Л и р о - э п и ч е с к и й ж а н р – жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью.

Л и т е р а т у р н о е н а п р а в л е н и е – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определённый исторический период; это единство возникает на основе общности художественного метода, мировосприятия, эстетических взглядов. К литературным направлениям относятся, например, классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.

Л и т е р а т у р н ы й п р о ц е с с – историческое движение национальной и мировой художественной литератур, развивающихся в сложных связях и взаимодействиях.

Л и т е р а т у р н ы й р о д – обобщённый тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношением мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак – родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).

Л и т е р а т у р н ы й т и п – художественное воплощение характерных устойчивых особенностей личности, обусловленного общественно-исторической ситуацией типа поведения человека. Например: «лишний человек », «маленький человек », «тургеневская девушка» и т.д.

М е т а ф о р а – установление связи по сходству; перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общего признака.

М о н о л о г – речь действующего лица, обращённая к себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.

М о т и в – простейшая единица сюжетного развития; любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и обладать разными смыслами. Например: мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив обогащения, мотив одиночества и т.д.

Н а р о д н о с т ь л и т е р а т у р ы – связь литературы с народом, обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие «народ» (например, «народ» не сводится только к крестьянству или только к угнетённым слоям общества).

Н е о л о г и з м ы – слова и выражения, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия; индивидуальные неологизмы принадлежат конкретному автору и обычно не получают широкого распространения, служат для усиления выразительности художественной речи.

Н о в а т о р с т в о и т р а д и ц и и. Для литературы характерно, во-первых, обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приёмами и средствами и, во-вторых, стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой духовный опыт и творческие принципы.

О б р а з а в т о р а – способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождественен образу повествователя или образу рассказчика, он объединяет всю систему образов произведения – и персонажей и рассказчиков.

О б р а з п о в е с т в о в а т е л я – не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ – носитель повествования в художественном произведении. Образ повествователя проявляет себя только в речи, выражающей отношение последнего к людям и событиям. Образ повествователя нельзя отождествлять с образом автора, т.к. это приводит к отождествлению языка , характеризующего образ повествователя и самого писателя. У одного и того же автора образы повествователя могут быть различны в разных произведениях.

О б р а з р а с с к а з ч и к а – условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда – его нет в случае «нейтрального», «объективного» повествования. Примеры образов рассказчика: Пётр Андреевич Гринёв («Капитанская дочка» А.Пушкина), за- хлёбывающийся жизнью парадоксалист («Записки из подполья» Ф.Достоевского), холоднострастный Печорин (Журнал Печорина) и добродушный Максим Максимыч (роман М.Лермонтова «Герой нашего времени»).

^ О д а – торжественное патетическое стихотворение, прославляющее кого- или что-либо.

О л и ц е т в о р е н и е – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, вид метафоры.

П е й з а ж - изображение картин природы в художественном произведении.Функции пейзажа определяются методом, жанром, стилем и конкретными художественными задачами.

П о в е с т ь – эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнута, чем роман. Примеры: «Вешние воды» И.Тургенева, «Обмен» Ю.Трифонова.

П о в т о р – повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя и тем самым усиливается их выразительная роль. К повторам относятся, например, анафора (повторение начальных частей строк), рефрен, параллелизм (однородное синтаксическое построение строк) и т.д.

П о д т е к с т – скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учётом ситуации. В театре подтекст раскрывается актёром посредством интонации, паузы, мимики, жеста.

П о р т р е т – изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Функции портрета определяются методом, жанром, стилем, конкретными художественными задачами.

П о э м а – лиро-эпический жанр большого объёма, с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя

П р о л о г – вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле.

П р о с т р а н с т в о в х у д о ж е с т в е н н о м п р о и з в е д е н и и - одна

из основных характеристик художественного бытия героев. Существенно отличается от реального пространства. Характеристики художественного пространства (ограниченность, неограниченность, объёмность, локальность, пропорциональность, конкретность) определяются методом, жанром, сюжетом, индивидуальностью автора.

Р а з в я з к а - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно даётся в конце произведения, но может быть и в начале (

Р а с с к а з – малый эпический жанр, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героев. Отличительные особенности – кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц

Р е а л и з м – художественный метод, дающий наиболее полное и правдивое отображение действительности. Ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм, преобладающий интерес к проблемам личности и общества.

Р е м а р к а – пояснение или указание драматурга в тексте пьесы для читателя, постановщика и актёра

Р е п л и к а – в сценическом диалоге ответная фраза партнёра, последние слова персонажа, за которыми следует текст другого действующего лица.

Р е ч е в а я х а р а к т е р и с т и к а – часть характеристики героя или персонажа; она затрагивает его манеру говорить, излюбленные интонации и словечки, обороты речи, словарный запас и складывается из самой речи героя и из описания её особенностей автором.

Р и ф м а – созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (V1), женская (1V) и дактилическая (1VV), по взаимному расположению строк – смежная (аабб), охватная (абба) и перекрёстная (абаб).

Р о м а н – эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Р о м а н т и з м – художественный метод, сложившийся в начале Х1Х века. Для романтизма характерен особый интерес к личности и её отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального. Стремление художника выразить своё отношение к изображённому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придаёт художественному произведению повышенную эмоциональность.

Р о м а н – э п о п е я - разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

С а р к а з м – гневная, язвительная ирония, не допускающая двусмысленного толкования.

С а т и р а – вид комического, уничтожающий смех над общественно вредными порочными явлениями; сатирой называют также соответствующие произведения (басню, стихотворение, рассказ и проч.).

С в о б о д а т в о р ч е с т в а - право каждого художника творить свободно, в согласии со своим мировоззрением, этико-эстетическими идеалами и жизненным опытом. Одна из важнейших ценностей творческой жизни и человеческой культуры.

С е н т и м е н т а л и з м – направление в литературе второй половины ХУ111 века, которое провозглашало культ естественного чувства и природы, с элементами патриархальной идеализации. Например: «Бедная Лиза» Н.Карамзина, «Страдания молодого Вертера» И.Гёте.

С и м в о л – образ, максимально обобщённо и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления

С и м в о л и з м - направление в искусстве 1870-1910 г.г., основным принципом которого является художественное выражение сущности предметов и идей посредством символов. Представители символизма

С и н о н и м ы – слова, близкие или тождественные по своему значению, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской.

С и с т е м а о б р а з о в – множество художественных образов, находящихся в определённых отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения.

С р а в н е н и е - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материализующиеся в целых фрагментах текста

С т и л ь - это единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приёмов, обусловленное единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох или художественных направлений. Особенности литературного стиля ярко проявляются в языке (отбор лексики, методы организации речи и т.д.).

С т и л ь я з ы к а – разновидность языка, используемая в какой-либо типичной социальной ситуации – в быту (разговорно-бытовой стиль), в официально-деловой сфере (деловой стиль), в средствах массовой информации (публицистический стиль), в науке (научный стиль), наконец, в искусстве (художественный стиль). Эти разновидности отличаются друг от друга лексикой и особенностями употребления грамматических конструкций.

^ С т и х - отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи.

С т и х о т в о р н ы й р а з м е р - способ организации звукового состава стихотворного произведения; определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо числом и расположением и слогов и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).

С т р о ф а – соединение нескольких стихов (строк), составляющих единое целое по системе рифмовки.

С ю ж е т - событие или ряд событий, составляющих содержание художественного произведения.

^ Т е м а - объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении.

Т р а г е д и я – драматический жанр, в основе которого лежит особо напряжённый, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Например, «Гамлет» В.Шекспира

Т р а г и ч е с к о е – эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, который развёртывается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием и гибелью.

Т р о п ы – обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, метафора, метонимия, сравнение, эпитет и т.п.

У с л о в н о с т ь в и с к у с с т в е – несовпадение реальности с её изображением в литературе и искусстве.

У т о п и я - произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.

Ф а б у л а – цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним

Ф и г у р ы р е ч и – речевые обороты, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания. К фигурам относятся: антитеза, градация, инверсия, повтор и многое другое.

Ф о л ь к л о р - устное народное творчество.

Х у д о ж е с т в е н н а я д е т а л ь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.

Х у д о ж е с т в е н н а я л и т е р а т у р а – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.

Х у д о ж е с т в е н н ы й м е т о д - совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературное направление. К художественным методам (и направлениям) относятся классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Х у д о ж е с т в е н н ы й о б р а з - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщённая картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Э з о п о в я з ы к (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – тайнопись в литературе; художественная речь, намеренно маскирующая мысль автора.

Э к с п о з и ц и я - изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Располагается экспозиция в начале, реже – в середине или даже в конце произведения.

Э л е г и я - лирический жанр; стихотворение, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья

Э п и л о г – заключительная часть художественного произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображённых в произведении событий. Э п и т е т – образное определение в виде скрытого сравнения, например:

Э п о с – один из трёх родов художественной литературы (наряду с драмой и лирикой); повествование о событиях, внешних по отношению к автору.

Ю м о р – вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие; предполагает мягкую улыбку и незлобивую шутку.

Я з ы к х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы – совокупность и система языковых средств, употребляющихся в художественных произведениях. Своеобразие этого ответвления общенародного языка определяется особыми задачами, стоящими перед художественной литературой, её эстетической функцией, спецификой построения словесных художественных образов. Одним из основных признаков языка художественной литературы является особое внимание к структуре языкового знака, возложение на указанную структуру эстетических функций.









Скачать 363,03 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер363,03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх