Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



Загрузка...
скачать


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД.01 «Методика преподавания хоровых дисциплин»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

Специализация «Руководитель народного хора»


Содержание



  1. Пояснительная записка………………………………………………………….3

  2. Задачи курса……………………………………………………………………...3

  3. Учебно-тематический план……………………………………………………...4

  4. Содержание учебной дисциплины……………………………………………...9

  5. Темы семинарских занятий……………………………………………………..17

  6. Темы практических занятий…………………………………………………….17

  7. Требования к самостоятельной работе…………………………………………17

  8. Требования к уровню усвоения программ, формы текущего контроля и промежуточного и итогового контроля………………………………………...17

  9. Контрольные вопросы к экзамену………………………………………………18

  10. Библиографический список……………………………………………………..19

^ Пояснительная записка

Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» относится к циклу специальных дисциплин и предполагает изучение теоретических основ музыкального воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами и методами хоровой работы. Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания.

Целью курса является подготовка студента к будущей профессиональной деятельности, подготовка не только артиста, но и высококвалифицированного руководителя народного хора, владеющего методикой работы с хором любого возраста, обладающего хорошим музыкальным вкусом.

^ Задачи курса

- научить студента работать с народным хором

- познакомить с множественным количеством книжных, музыкальных изданий;

-научить подбирать репертуар для будущей работы с самодеятельными и профессиональными народными, фольклорными коллективами;

- узнать главные источники педагогического репертуара, такие как аудио-, видео- носители;

- познакомить с расшифровкой, аранжировкой произведений.

В задачи предмета входит работа и изучение методики работы:

а) сценическим народным ансамблем, хором;

б) сценическим фольклорным ансамблем;

в) самодеятельным народным ансамблем, хором;

г) самодеятельным, самобытным фольклорным коллективом;

д) самодеятельным детским народным ансамблем;

е) сценическим детским ансамблем;

ж) самодеятельным детским фольклорным коллективом.

В результате изучения курса «Методика преподавания хоровых дисциплин» учащийся должен:

  1. Знать основы вокально-хоровой работы с коллективами любого возраста;

  2. Владеть различными методиками преподавания.

  3. Уметь динамично выстраивать концертную программу

  4. Уметь работать с фольклорным ансамблем, самобытным фольклорным ансамблем, народным хором, самодеятельным хором, детским хоровым коллективом.

  5. Уметь правильно преподать манеру исполнения песен разных областей.

Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» находится в тесной связи с практикой работы с творческим коллективом, поэтому теоретические положения должны сочетаться с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приемов работы с коллективом.


^ Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование

Количество часов




Лекцион

ные занятия

Практи

ческие занятия

Самостоятельная работа

всего




6 семестр













1.

Средства обучения и источники:



1









1

2.

Работа с самодеятельным хоровым коллективом.

1







1

3.

Методика вокального обучения участников самодеятельного коллектива.

2







2

4



Концертно–исполнительская деятельность коллектива.



0.5




-






0,5

5.

Расшифровка народных песен - как один из методов редактирования.

0.5




2

2.5

6.

Прослушивание аудио носителей с целью подбора репертуара для самодеятельного хора.




2

2

4

7.

Обработка народных песен – как один из методов редактирования



2






1



3

8.

Хоровая аранжировка





2



-



1



3

9.

Подбор репертуара


1







1

10.

Просмотр видео носителей





1

2

3

11.

Построение концертной программы.

1







1

12.

Анализ сборников и подбор педагогического репертуара

для сценического народного ансамбля (хора)

1




2

3

13.

Характеристика народных музыкальных инструментов и их роль в исполнительской деятельности.


1







3

14.

Создание хора и организация его работы.


1







1

15.

Комплектование хора.

Цели и задачи коллектива.

1







1






7 семестр.














16.

Выбор художественно – творческого направления

и определение задач хора.




1









1

17.

Репертуар профессиональных народных коллективов. Обработка и аранжировка с целью приобретения определенного педагогического репертуара.

0,5







0,5

18.

Самоуправление в хоре. Организация учебно – воспитательной работы в хоре. Атмосфера художественно – творческих открытий.

0,5









0,5

19.

Организация занятий в хоре.

Создание условий для певческой работы .


1







1

20.

Выбор творческого направления ансамбля, хора.

0,5

-




0,5

21.

Манера пения и правильное голосоведение в хоре. Единая манера звукообразования.

1








1

22.

Вокально – хоровые упражнения для ансамбля, хора.

0,5




2

2,5

23.

Интонационная выразительность, артикуляция и дикция и применение их в вокально – хоровой работе.

1







1

24.

Сценическая подготовка и режиссура народной песни.

.

0,5







0,5

25.

Прослушивание аудио-, видео- материалов





0,5

2

2,5

26.

Взаимосвязь жанров народной музыки

1







1

27.

Мизансцена. Понятие о сценическом действии.


1







1

28.

Репертуар народно – певческого коллектива.


0,5



-





0,5

29.

Обзор репертуарных сборников и методической литературы.



1







1

30.

Особенности работы с детским народным коллективом.



0,5



-






0,5

31.

Подбор репертуара для мужского народного коллектива.



1



-



1




2

32.

Подбор репертуара для женского народного коллектива.



1



-



1




2

33.

Методы редактирования и обработка песенного материала.



1



-






1

34.

Прослушивание аудио материалов

-

0,5

1

1,5

35.

Просмотр видео материалов

-

0,5

1

1,5

36.

Исторические корни, характеристика русского народного пения

1


-

-




1

37.

Семинары по пройденным темам

-

1




1

38

Практические занятия

-

1




1




ВСЕГО

14,5 ч.

6,5ч

18 ч

72 ч



Тематический план и содержание учебной дисциплины во многом тождественны и взаимно дополняют друг друга. Они способствуют более углубленному практическому освоению репертуарного списка, совершенствованию исполнительских навыков будущих руководителей творческих коллективов и артистов хора. Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» изучается студентами колледжа на протяжении двух семестров.

Часовой объем предмета составляет 72 часа

6 семестр-36 часов

7 семестр- 36 часов

Самостоятельная работа студентов- 18 часов.


^ Содержание учебной дисциплины


Тема 1


Работа с видео и аудио материалами. Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.

Основные требования к подбору репертуара:

  1. доступность образного содержания произведений для детей разного возраста;

  2. соответствие репертуара техническим возможностям коллектива;

  3. часть репертуара должна отвечать теме дня, жизни города, страны и т.д.;

  4. включение произведений, поднимающих хор на новую, более высокую художественную ступень;

  5. разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.

Развитие кругозора и нравственное воспитание детей через репертуар.

Экспедиции с целью собирания песенно-информативного материала по фольклору.

Тема 2

Особенности и достоинства певческо-хоровой формы эстетического воспитания.

Объективные предпосылки успешной работы хора. Комплектование хорового коллектива. Проверка музыкальных данных и певческих способностей.


Тема 3

Вокально-хоровая работа:

  1. обучение правильной певческой установке;

  2. обучение правильному певческому звукообразованию;

  3. работа над строем хоровой партии и хора в целом;

  4. работа над различными видами ансамбля;



Тема 4

Особенности и значение концертной деятельности в жизни детского хора.

Основные принципы построения концертных программ.

Проблемы концертной деятельности:

  1. настройка хора перед концертом;

  2. техника пения и эмоциональность;

  3. внешняя выразительность;

  4. расстановка певцов хора;

  5. инструментальное сопровождение;

  6. атмосфера концерта.


Тема 5


Расшифровка народных песен - как один из методов редактирования.

Экспедиции. Прослушивание записей. Перенос с аудио носителей в нотный вид. Аранжировка.

Тема 6

Прослушивание аудио носителей с целью подбора репертуара для самодеятельного хора.

Тема 7-8

Обработка народных песен – как один из методов редактирования:

а) для детского коллектива

б) для мужского коллектива

в) женского коллектива

г) смешанного коллектива

Хоровая аранжировка.

Умение упрощать или усложнять фактуру хора.

Тема 9

Экспедиции с целью собирания песенно-информативного материала по фольклору.

Тема 10

Прсмотр видео записей с концертом Кубанского казачьего хора, Хора им. Пятницкого, Оренбургского народного хора.


Тема 11-12

Проблемы концертной деятельности:

  1. настройка хора перед концертом;

  2. техника пения и эмоциональность;

  3. внешняя выразительность;

  4. расстановка певцов хора;

  5. инструментальное сопровождение;

  6. атмосфера концерта.


Тема 13


Характеристика народных музыкальных инструментов: сопелка, дудочка, гармонь, баян, свирель,трещетки,дудочка.

Их роль в исполнительской деятельности.

Тема 14-16

Создание хора и организация его работы.

а) Подготовительный период.

б) Организация и агитация

Комплектование хора.

Цели и задачи коллектива.

Выбор художественно – творческого направления

и определение задач хора.

Начальный этап работы

Тема 17

Репертуар профессиональных народных коллективов. Обработка и аранжировка с целью приобретения определенного педагогического репертуара. Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.

Основные требования к подбору репертуара:

  1. доступность образного содержания произведений для детей разного возраста;

  2. соответствие репертуара техническим возможностям коллектива;

  3. часть репертуара должна отвечать теме дня, жизни города, страны и т.д.;

  4. включение произведений, поднимающих хор на новую, более высокую художественную ступень;

  5. разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.

Развитие кругозора и нравственное воспитание детей через репертуар.

Тема 18

Организация учебно – воспитательной работы в хоре. Атмосфера художественно – творческих открытий.

Организация народного хора, певческое воспитание.

Организация самодеятельного народного хора – путем привлечения любителей белорусской народной песни. Методы организации зависят от конкурентных условий и целей. Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Формирование певческого состава по составу голосов и необходимых музыкальных инструментов

Тема 19-20

Организация занятий в хоре. Разнообразие форм работы на хоровом уроке (вокально-техническая работа, слушание, анализ, индивидуальная работа и т.д.).

Работа над новым репертуаром.

Общение.

Певческая установка. Создание условий для занятий хором. Ознакомление с санитарными правилами работы хора.

Организация самодеятельного народного хора – путем привлечения любителей белорусской народной песни. Методы организации зависят от конкурентных условий и целей. Отбор исполнителей с учетом наличия у них творческих способностей. Формирование певческого состава по составу голосов и необходимых музыкальных инструментов

Тема 21

Манера пения и правильное голосоведение в хоре. Единая манера звукообразования

Выявление вокально-технических возможностей будущего вокалиста является обязательным условием: диапазон голоса, качество звука, чувство ритма, музыкальная память, дыхание, использование специальных выразительных средств голоса. Индивидуальный подход заключается в отработке у исполнителя рефлекторных действий голосового аппарата, которые способствуют правильному исполнению.


Основные направления методики вокального обучения.

Характеристика певческих голосов в народном хоре. Регистры, диапазоны, тесситуры в народном хоре, певческая постановка, певческое дыхание и опора звука

Тема 22

Обзор методической литературы. Дыхательная гимнастика. Работа над ансамблем.

Роль дыхательной гимнастики в вокальной работе с хором. Дыхательные гимнастики В. Шереметьева, И. А. Стрельниковой, Э. М. Чарели. Их цели и задачи.

Тема 23

Интонационная выразительность, артикуляция и дикция и применение их в вокально – хоровой работе.

Певческая дикция и артикуляция (гласные и согласные звуки при пении).

Главный принцип народного вокального исполнительства – сила звука. Специфика певческой дикции. Гласные и согласные звуки в народной певческой школе, исполнение их мастерами народных песен.


Тема 24

Сценическая подготовка и режиссура народной песни.

Работа над художественно – выразительным исполнением. Музыкально – образное мышлении. Музыкально – выразительные средства.

Определение основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы, отдельных мизансцен. Связь народно-обрядового календаря с современным праздничным действием

Тема 25

Прослушивание аудио, видеоматериалов

а) самобытный фольклорный ансамбль

б) сценический народный ансамбль

Тема 26

Жанры народной музыки. Общее и различия. Их взаимосвязь. Герасимов О.М. Народная музыка Мари: традиции и современность

Самобытная форма музыкального исполнительства. Региональная народная манера исполнения. Народный хоровой коллектив – исполнительское и творческое единство.


Тема 27

Понятие о сценическом действии. Народная хореография.

Определение основной идеи и режиссерских задач. Разработка сюжетной канвы, отдельных мизонсцен. Связь народно-обрядового календаря с современным праздничным действием.


Тема 28

Принципы формирования репертуара. Исполнительская деятельность.

Репертуар как средство художественно-эстетического воспитания участников коллектива, творческий образ коллектива. Принципы подбора репертуара, разновидности тематики, жанров, соответствие исполнительскому направлению коллектива, доступность вокально-технического уровня коллектива.


Тема 29

Обзор репертуарных сборников и методической литературы.

  1. Игра и праздники Московии / составил Борисов и Григорьев. – Выпуск 2.

  2. Казачьи песни / составил Ю. Бирюков. – Москва, 2004

  3. Копылова М. В. В поисках золотой иглы.

  4. Котовы И. Н. и А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла

  5. Лебединский Л. Народная музыкально-поэтическая миниатюра.

  6. Народное пение. Программа и методические материалы для отдельного музыкального фольклора ДМШ и ДШИ. – Владимир, 2004.

7. Традиционная культура Урала. Этноидеографический словарь. – Выпуск 1. Народный календарь. – Выпуск 2 Свадьба. Традиционные зимние увеселения молодежи Среднего Приобья.

8. Аудиоприложение «Песни Среднего Приобья».


Тема 30

Организация работы с детским народным ансамблем, хором.

Вокально-хоровая работа.

Вокальная работа в самодеятельном народно-хоровом коллективе (цели и задачи хормейстера).

Воспитание певческих навыков участников коллектива: певческой постановки, певческого дыхания, близкого разговорного звука, пение в грудном, головном и смешанных регистрах. Основные методы певческого исполнительства – метод обучения и метод копирования народных вокально-технических навыков.

Тема 31-32

Подбор репертуара для мужского народного коллектива.

Фраенова Е. М. Хрестоматия русской народной музыки.

Казачьи песни / составил Ю.Бирюков. – Москва, 2004


Подбор репертуара для женского народного коллектива.

Фраенова Е.М. Хрестоматия русской народной музыки.

Вестник Российского фольклорного союза – 2002, №1

Вестник Российского фольклорного союза – № 2-4, 2002; №1-4, 2003

Вестник Российского фольклорного союза – №1, 2004; №2, 2004

Тема 33

Методы редактирования и обработка песенного материала.

Определение жанрово-стилевой принадлежности, особенностей бытования и функционирования песни. Роль средств выразительности песни в раскрытии ее смысла, основной идеи. Редактирование поэтического песенного текста. Замена архаичных слов. Аранжировка.


Тема 34

Прослушивание аудио материалов собранных во время экспедиций.

Тема 35

Просмотр видео материалов концертов Кубанского казачьего хора и хора им. Пятницкого.

Тема 36-38

Исторические корни, характеристика русского народного пения.

Краткие исторические сведения о развитии хорового искусства.

Становление профессионального хорового исполнительства на основе церковно-певческих традиций. Первые профессиональные и любительские руководители хоровых коллективов. Первые профессиональные хоры в России их руководители, их творческая работа в своей стране и за рубежом.


^ Темы семинарских занятий

  1. Расшифровка народных песен - как один из методов редактирования.

  2. Репертуар профессиональных народных коллективов. Обработка и аранжировка с целью приобретения определенного педагогического репертуара

  3. Мизансцена. Понятие о сценическом действии.



Темы практических занятий

  1. Подбор репертуара для самодеятельного хора.

  2. Экспедиции

  3. Обзор репертуарных сборников

  4. Составление плана урока

  5. Практическая работа с хором (вокальной группой): изучение нового хорового произведение.

  6. Составление концертной программы хора. Обзор репертуарных сборников

  7. Составление репертуара для хоров различного уровня и возраста

  8. Обзор методической литературы.

Требования к самостоятельной работе:

  1. Подбор репертуара для самодеятельного хора.

  2. Подбор репертуара для самодеятельного хора.

  3. Составление плана урока

Требования к уровню усвоения программы, формы текущего и промежуточного и итогового контроля:

С целью определения полноты и прочности знаний студентов и умения применять их на практике предусмотрен периодический контроль, проводимый в виде семинарских и практических занятий, самостоятельных работ и устного опроса после освоения каждой темы.

По некоторым темам учащиеся могут подготовить рефераты, доклады, а также курсовые работы. В конце 6 семестра студенты сдают экзамен, предусматривающий знание всего объема курса в соответствии с тематическим планом


Вопросы к экзамену

  1. Методика работы с самодеятельным хором.



  1. Упражнения на развитие певческого дыхания



  1. Областные певческие стили

  2. Репертуар народно-певческого коллектива

  3. Характеристика народных музыкальных инструментов

  4. История народно-певческого исполнения

  5. Фольклорный ансамбль.

  6. Песни календарно-обрядового цикла

  7. Организация концертного исполнения и фольклорного праздника

  8. Вокальная работа в народно-певческом коллективе

  9. Обзор репертуарных сборников

  10. Вокальная работа в народно-певческом коллективе

  11. Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе

  12. Упражнения на развитие дикции

  13. Построение концертной программы

  14. Сценическая подготовка и режиссура народной песни

  15. Артикуляционная гимнастика

  16. Фольклорный праздник: традиции и новации

  17. Развитие творческих способностей в фольклорном коллективе

  18. Упражнения на развитие чувства ритма

  19. Основополагающие принципы и особенности народной хореографии


Библиографический список

Основной

  1. Агапкина, Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т. А. Агапкина. – Москва, 2002.

  2. Атаман Платов в песнях и преданиях. – Москва, 2001.

  3. Вестник Российского фольклорного союза – 2002. – №1.

  4. Вестник Российского фольклорного союза. – 2002. – № 2-4; 2003. – №1-4.

  5. Вестник Российского фольклорного союза. – 2004. – №1; 2004. – №2.



Дополнительный

  1. Науменко, Г. От Рождества до Пасхи. Духовные стихи и песни.

  2. Некрасова, М. Народное искусство России в современных условиях.

  3. По следам Е. Э. Пиневой : сборник научных статей. – Вологда, 2002.

  4. Православие и народное творчество. Русские духовные стихи, собранные. П. Киреевским. – Москва, 2004.

  5. Православные священники – собиратели русского фольклора.

  6. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Москва, 2004.




Скачать 222,33 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер222,33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх