Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД.01 «Вокальный ансамбль»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

Специализация «Руководитель народного хора»


Содержание

Пояснительная записка 3


Цели и задачи 4


Требования ГОСТ к содержанию минимума дисциплины 5


Учебно-тематический план 5


Контроль и учет успеваемости 7


Примерный репертуарный список 11


Библиографический список 12

^ Пояснительная записка


Основной целью курса «Вокальный ансамбль» является обучение студентов базовым знаниям и навыкам по искусству хорового пения, а также руководству творческим исполнительским коллективом.


Критерием теоретического владения предметом пения в ансамбле является умение свободно пользоваться специальной терминологией и знаковой лексикой. Практическое владение предметом предполагает работу с партитурами разного уровня сложности , а также умение работать с различными, как печатными, так и рукописными источниками (расшифровки, аранжировки, обработки) с целью получения профессиональной и специальной информации; умение донести до коллектива многоплановость и глубинность содержания народных песен; способность своим практическим примером обучать коллектив той или иной манере пения (включая традиционные областные манеры пения); организовать работу коллектива по подготовке концертной программы различного уровня сложности и тематической целесообразности.


Занятия по курсу «Вокальный ансамбль» имеют практический характер. Освоение студентами теоретического материала (терминологии, знаковой лексики, особенностей взаимодействия с коллективом и пр.) проходит в процессе работы с певческим коллективом, при ознакомлении с нотными материалами по предмету, при работе с разного рода словарями и справочниками. Своеобразие данного предмета в том, что он аккумулирует в себе достижения по всем дисциплинам специального цикла и, кроме того, стимулирует процесс обучения. Тесная взаимосвязь занятий в классе с другими дисциплинами специального цикла, такими как: постановка голоса, хоровой класс, дирижирование, методика работы с хором, хороведение, расшифровка, аранжировка, чтение хоровых партитур, – обязательное условие для решения задачи профессионального воспитания руководителя народного хора.


Большое значение в процессе обучения предмету «Вокальный ансамбль» придаётся техническим средствам обучения (аудио – и видеотехнике и пр.). В сумму навыков, входящих в предметные требования, включено умение пользоваться аудио- и видеоаппаратурой, с помощью которых можно демонстрировать записи традиционного пения, танца, народного быта на учебных занятиях. Это необходимо для углубления понимания народной культуры в целом и народного пения как части национальной культуры. Это необходимо для улучшения качества звучания учебного ансамбля, для усиления образно-смыслового аспекта песенного исполнительства, для насыщения учащихся традиционным колоритом, для повышения эстетической ценности произведений песенного фольклора. Это особенно необходимо для существенного улучшения самого процесса обучения как способа передачи знаний от аутентичных представителей традиционной культуры младшим поколениям.


Рабочая программа включает репертуарный список и список рекомендуемый литературы по предмету "Вокальный ансамбль"


В учебно-методический комплекс включены:

методические разработки по работе с хором:

учебники по терминологии и семантики фольклорных партитур;

сборник партитур по текущему репертуару (таким сборником является файловая папка с партитурами);

набор аудио- и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;

словари всех типов, музыкальные, хоровые и фольклорные справочники (для библиотечной работы).

^ Цель курса – подготовить высококвалифицированного руководителя фольклорного коллектива, владеющего методикой работы с фольклорным коллективом любого возраста, обладающего хорошим музыкально-художественным вкусом и разбирающегося в многообразии жанров народно-певческого исполнительства. Подготовить профессиональных специалистов дать им необходимые навыки по работе с белорусскими народными хоровыми коллективами, дать необходимые знания народно-хорового исполнительства, научить ориентироваться в стилевых особенностях народного хора для применения их в своей практической деятельности.

Задачи данной дисциплины:

- Овладение системой специальных музыкально-теоретических, вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков.

- Развитие навыков слухового самоконтроля как результата систематических занятий (умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения).

- Воспитание художественного вкуса, понимание формы и содержания произведения.

- Расширение музыкального кругозора (знакомство с творчеством профессиональных коллективов).

- Воспитание личности поющего (пробуждение интереса и увлеченности, выражающееся в его эмоционально-интеллектуальной отдаче, развитие творческой инициативы в процессе обучения).

- Воспитание правильного стереотипа поведения в коллективе.


Каждое занятие по ансамблю обязательно включает следующие формы и методы работы на уроке:

  • разогрев голосового аппарата поющих через исполнение специально подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер и не сложного в вокально-техническом отношении;

  • работу над ансамблевым звучанием (формирование навыков ансамблевого пения) с помощью вокально-тренировочного материала (исполнение разного рода мелодико-ритмических фигураций, попевок, гармонических последовательностей и т.п.) под сопровождение фортепиано и a cappella, отработку штрихов и приемов;

  • работу над вокальным произведением (выбор произведения, разучивание мелодического и поэтического материала, работа над партитурой, драматургическое решение песни через определение формы и кульминационных моментов и т.д.);

  • на заключительном этапе работы над произведением необходимо вводить элементы постановки концертного номера, а именно выбор необходимых мизансцен, обозначение стилистики сценического поведения через мимику, жесты и телодвижения, при необходимости использование хореографических средств



^ Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине


Развитие музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти и др.). Приобретение студентами вокально-хоровых навыков. Расширение музыкального кругозора путем практического изучения лучших образцов народного музыкального творчества. Развитие навыков работы с партитурами народных песен (от простой гетерофонии до песен повышенной трудности, функционального многоголосия и полифонических образцов). Художественное воспитание студентов. Привитие организаторских качеств, а также таких профессиональных качеств, как чувство ответственности, коллективизм и товарищество. Воспитание студента как артиста и руководителя творческого коллектива.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 КУРС

5 семестр

Цели и задачи курса: Технические особенности исполнительства. Развитие музыкальности у учащихся. Сценическое воплощение художественного образа. Общее понятие о традиционной культуре. Повторение пройденного материала.

  1. Технические особенности. Специфика фольклорных исполнительских приемов, на основе аудио- и видео- материалов. Мелизмы.

  1. Сценическое воплощение художественного образа.

  1. Развитие музыкальности и музыкального вкуса у студентов. Практические занятия с прослушиванием лучших образцов русской, народной, авторской, фольклорной музыки.

  1. Две разнохарактерные песни.


6 семестр

  1. Понятие о традиционной культуре. Историческое и культурное богатство (за основу берется наследие традиционной культуры в регионе и по всей России). Раскрыть сущность и дать оценку значимости традиционной культуры в общем.

  1. Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, дикционными, ладовыми сложностями, с углубленным психологизмом художественного образа.

  1. Интонирование и технические приемы как средства отражения эмоционального состояния.

  1. Повторение. Управление дыханием. Использование межреберной мускула­туры. Упражнения на развитие дыхания. Певческие упражнения.


Студент третьего курса должен знать:

  1. Уметь использовать три типа дыхания и межреберную мускулатуру.

  1. Работа над собственным художественным образом.

  1. Развитие музыкальности. Воспитание высокого музыкального вкуса.

  1. Общее понятие о традиционной культуре.

  1. Два разнохарактерных произведения, с определенными сложностями.

В конце пятого и шестого семестров, выставляется итоговая зачетность.


^ 4 КУРС

7 семестр


Цели и задачи курса: Обобщение пройденного материала. Принципы прочтения текста. Повторение основных принципов вокальной техники. Основы подбора репертуара. Режиссура песни.

  1. Дыхание. Его типы. Упражнения.

  1. Обобщение как творческий метод создания художественного образа. Режиссура песни. Фантазия и воображение Тренинг на воображение, с использованием практических произведений.

  1. Интонирование. Управление голосовыми связками. Вибрация голосовых связок. Техника пения в речевой позиции. Обобщение всего материала.

  1. семестр




  1. Упражнения на развитие диапазона. Распевки.

  2. Принципы прочтения текста. Использование аудио- и видео- материалов. Музыкальное осмысление произведения.

  3. Умение подобрать репертуар лично студентом, на основании собственного музыкального вкуса и музыкальности.

  1. Самостоятельный выбор двух-четырех разнохарактерных произведений с ритми­ческими, ладовыми, регистровыми сложностями, с обилием украшений, с углубленным психологизмом художественного образа.

В конце восьмого семестра на экзамене, студент показывает работу свою и преподавателя, на практических и теоретических знаниях.


^ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

(Требования промежуточной аттестации)

Курс, семестр

Минимальный объем работы

Примерная часть программы

Формы аттеста-ции

3

курс,

5 семестр

Две разнохарактерные песни небольшого диапазона, с правильным грудобрюшным дыханием, с использованием грудной позиции при пении.

Минимальные требования:

«Ой, весна, ой красна» - плясовая, Тюменская область.

«Ой да ты, калинушка» - лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«Сени мои сени» - плясовая. Свердловская область.

«Из-за лесу, из-за бору» - плясовая, Краснодарский край.

«А я сеяла, сеяла лен» - лирическая, Брянская область

Зачет




Две разнохарактерные песни небольшого диапазона с определенными ладовыми трудностями с использованием грудобрюшного дыхания. Чистое интонирование и правильное певческое звучание

Минимальные требования:

«Жаворонок в темном лесе» лирическая, Белгородская область.

«Колечко мое», лирическая, Ростовская область.

Общие требования:

«Шел я яром» шуточная, Белгородская область.

«Мимо садика дороженька торна», лирическая, Тюменская область




Курс, семестр

Минимальный объем работы

Примерная часть программы

Формы аттеста-ции

3 курс,

6

семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими и регистровыми сложностями. Использование смешанного регистра (микст) при пении, и грудного дыхания, т.е. смешанного.

Минимальные требования:

«Ой, как по речке», хороводная, Ивановская область.

«Ой, вы, горы мои, ой, да Кавказские» лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«И шло два героя», историческая, Ростовская область.

«Сидит дрема», Тюменская область.

«Ой ты сад, ты мой сад», лирическая, Брянская область.

«Во пиру была, во беседушке», плясовая, Московская область.

Зачет

4 курс

7 семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими ладовыми, дикционными, и регистровыми трудностями. Переход с грудного регистра на головной, и возможное использование смешанного регистра. Правильная артикуляция.

Минимальные требования:

«Ты воспой в саду соловейко», хороводная, Ростовская область.

«Вы казачки, казачки», плясовая, Краснодарский край. Общие требования:

«Ой, вишеньки-черешеньки», лирическая, Краснодарский край.






Курс, семестр

Минимальный объем работы

Примерная часть программы

Формы аттеста-ции







«Гулял Ванька по саду», лирическая, Смоленская область.

«У меня младой, муж гнедой», шуточная, Белгородская область.

«Ты подуй, подуй» хороводная

Воронежская область.








Две разнохарактерные песни расширенного диапазона. С юбилеем украшений, с углубленным психологизмом художественного образа.

Минимальные требования:

«Бедная птичка», духовный стих из репертуара Н.Мотвиенко.

«Ты взойди ясно солнышко»

протяжная, Белгородская область.

Общие требования:

«Вишенье» авторская Г.Пономаренко.

«Кто вырос в России» авторская В.Захарченко.

«Из-за гор-горы, едет мазуры» строевая Белгородская область

Зачет




Две разнохарактерные песни широкого диапазона с ритмическими, ладовыми, регистровыми сложностями

Минимальные требования:

«А я в бору, в бору зеленом», плясовая, Смоленская область.

«Всадники-други», строевая

Зачет

Курс, семестр

Минимальный объем работы

Примерная часть программы

Формы аттеста-ции




С обилием украшений. Использование мелизмов при пении. Создание художественного образа при исполнении произведений.

Волгоградская область.

Общие требования:

«Гордена» шуточные Архангельская область

«Во поле было в поле», плясовая, Ростовская область.

«Мой духовный сад», духовный стих.




4 курс,

8 семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими, ладовыми, регистровыми трудностями; с обилием украшений, с углубленным психологизмом художественного образа. Использование технических вокальных знаний, таких как дыхание, правильное интонирование, позиция при пении, правильная подача звука. Прочтение текста. Режиссура песен. Выраже- ние эмоционального состояния при исполнении произведения.

Минимальные требования:

«Блоха», северная скоморошья

«Ой туман яром котится» лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«Ночь темна» лирическая, Белгородская область.

«Горе мое, горе» лирическая Смоленская область.

«По деревне я пройдуся» страдания Смоленская область

«У сырого, у дубочка» свадебная Московская область

«Как у наших у ворот» игровая Московская область

Зачет


^ ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК


  1. «Ай, мы цыгане» - лирическая казаков – некрасовцев.

  1. «Ай, Галина мама по городу ходит», лирическая Ставропольский край.

  1. «Бедная птичка» - духовный стих Краснодарского края.

  1. «Беленая белена» - хороводная, Воронежская область.

  1. «Горе мое горе» - лирическая, Смоленская область.

  1. «Вы казачки, казачки» - плясовая Краснодарский край.

  1. «Гулял Ванька по садочку» - лирическая Смоленской области.

  1. «Заиграю, заиграю» - лирическая казаков-некрасовцев.

  1. «Зеленый дубок» - свадебная Курской области.

  1. «Из-за гор-горы едут мазуры» - лирическая, Белгородская область.

  1. «Из-за леса густой дым выходил» - плясовая, Краснодарский край.

  1. «Как и шел, прошел младец из неволи» - протяжная, Белгородская область.

  1. «Как по морю, морю» - лирическая Смоленской области.

  1. «Мимо моего садику» - хороводная, Московская область.

  1. «На горе-то калина» - хороводная, Рязанская область.

  1. «Не из саду было» - протяжная казаков – некрасовцев.

  1. «Ой, вишеньки-черешеньки» - лирическая казаков – некрасовцев.

  1. «Вишенье» - авторская Краснодарский край.

  1. «Ой во саду садочке» - лирическая Ростовской области.

  1. «Ой масленя, сподманщица» - масленичная Курской области.

  1. «Соловей мой» - лирическая Смоленской области.

  1. «Ты дубрава» - свадебная, Белгородская область.

  1. «Хорош то сокол Иванушка» - свадебная, Рязанская область.

  1. «Эх да ты калинушка» - лирическая, Краснодарский край.

  1. «Эх, молодой» - лирическая, Рязанская область.

  1. «Уж мне смахнуть-то очи ясные» - лирическая Архангельская область.

  1. «Уж ты чернай мой» - лирическая, Белгородская область.

  1. «Уж вы девки, молодки» - плясовая Смоленской области.



^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

  1. Агапкина, Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т. А. Агапкина. – Москва, 2002.

  1. Атаман Платов в песнях и преданиях. – Москва, 2001.

  1. Вестник Российского фольклорного союза. – 2002. – №1.

  1. Вестник Российского фольклорного союза. – 2004. – №1 ; – 2004. – №2.

  1. Герасимов, О. М. Аранжировка : творчество, многообразие, практика.

  1. Духовная культура русских Среднего Поволжья. – Выпуск 5, 6.

  1. Зеленин, Д. Статьи по духовной культуре 1901-1913 г.г. / Д. Зеленин – Москва, 1994.

  1. Зеленин, Д. Статьи по духовной культуре 1934-1954 г.г. / Д. Зеленин – Москва, 2004.

  1. Казачьи песни / составитель Ю. Бирюков. – Москва, 2004.

  1. Народное пение. Программа и методические материалы для отдельного музыкального фольклора ДМШ и ДШИ. – Владимир, 2004.

  1. Некрасова, М. Народное искусство России в современных условиях / М. Некрасова. – 2000.

  1. Православие и народное творчество. Русские духовные стихи, собранные. П. Киреевским. – Москва, 2004.

  1. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Москва, 2004.

  1. Традиционная культура Урала. Этноидеографический словарь. – Выпуск 1. Народный календарь ; – Выпуск 2. Свадьба.

  1. Традиционные зимние увеселения молодежи Среднего Приобья. – 2001.

  1. Фольклор и молодежь. От истоков к современности. – Москва, 2000.

  1. Фраенова, Е. М. Хрестоматия русской народной музыки / Е. М. Фраенова. – 2003.

Дополнительная литература:

  1. Артемкины. Дети. Фольклор. Творчество : методическое пособие. – Владимир, 2004.

  1. «Берегите святыню нашу». Художественный сборник.

  1. Вестник Российского фольклорного союза. – 2002. – № 2-4. ; 2003. – №1-4.

  1. Герасимов, О. М. Народная музыка Мари : традиции и современность.

  1. Гордеев, А. А. История казаков. В 3-х частях

  1. Жарникова, С. В. Архаические корни традиционной культуры Русского Севера / С. В. Жарникова. – Выпуск 5, 6.

  1. Зеленин, Д. Очерки русской мифологии… / Д. Зеленин. – Москва, 1995.

  1. Игра и праздники Московии / составил Борисов и Григорьев. – Выпуск 2.

  1. Лебединский, Л. Народная музыкально-поэтическая миниатюра.

  1. Науменко, Г. От Рождества до Пасхи. Духовные стихи и песни.

  1. По следам Е. Э. Пиневой : сборник научных статей. – Вологда, 2002.

  1. Православные священники – собиратели русского фольклора.

  1. Русские песни из Сборника Римского – Корсакова.

  1. Русский традиционный женский костюм.

  1. Русский фольклор. Библиографический указ. 1991-1995 г.г.

  1. Традиционная культура Гороховецкого края. Том 1.

  1. Традиционная культура Гороховецкого края. Том 2.

  1. Аудиоприложение «Песни Среднего Приобья».

  1. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно-практической конференции и образовательные программы по фольклору. – Москва, 2003.






Скачать 152,3 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер152,3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх