Программа дисциплины этнология Цикл гсэ специальность: 02. 07. 00. История icon

Программа дисциплины этнология Цикл гсэ специальность: 02. 07. 00. История


Смотрите также:
Программа дисциплины этнология Цикл дс...
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ специальность 12. 00...
Программа дисциплины «Реализация права» Цикл гсэ специальность 12. 00...
Программа дисциплины история Татарстана Цикл гсэ общие гуманитарные и социально-экономические...
Программа дисциплины «Теория государства и права» Цикл гсэ специальность 12. 00...
Программа дисциплины российское детство: история, теория, источники Цикл...
Программа дисциплины новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век Цикл: опд...
Программа дисциплины новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век Цикл: опд...
Программа дисциплины этнология гсэ. Р. 02 Специальность: Национальная экономика 060700 (080103...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар гсэ «этнология» Специальность: 031800...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар гсэ «этнология» Специальность: 031800...
Рабочая программа дисциплина гсэ. Р...



Загрузка...
скачать
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Этнология

Цикл ГСЭ

Специальность: 02.07.00. – История


АВТОРЫ: доктор исторических наук, профессор Столярова Г.Р.; доктор исторических наук, профессор Титова Т.А., кандидат исторических наук, старший преподаватель Козлов В.Е.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Цель курса – изучение и освоение студентами методологических подходов и теории этнологической науки, основных категорий и понятий, представления об этнической картине мира, ее структуры и механизмов изменения.

^ Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Этнология».

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

- понимать сущность этнических образований, формы и направленность этнических процессов;

- обладать теоретическими знаниями об этнической картине мира и классификациях народов;

- ориентироваться в особенностях этнологии как науки и ее месте в системе научного гуманитарного и естественного знания;

- приобрести навыки методов сбора и анализа этнологических материалов.

^ Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Форма обучения: очная

Количество семестров: 1

Форма контроля: 2 семестр – экзамен



п/п

Виды учебных занятий

Количество часов

1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине




54

2.

Самостоятельная работа







3.

Аудиторных занятий,




54




в том числе, лекций




36




семинарских (или лабораторно-практических




18



Часть 1. Технологический макет курса «Этнология»


1.1.Распределение баллов по видам занятий

Текущая работа (посещение лекций, семинаров, выступления на семинарах)

20

Проверочные (тестовые) контрольные работы

2*15=30

Экзамен

50

Общее количество по курсу «Этнология» на одного студента

100



^ 1.2.О критериях оценок (баллов) за проверочную (контрольно-тестовую) работу


При проведении проверочно-тестовой работы (за семестр не менее двух) студенту предлагается ответить на 30 заданий. За каждый правильный ответ студент получает 0,5 балла. Таким образом, за 30 выполненных заданий –1 5 баллов. Пропуск студентом контрольного опроса по уважительной причине служит поводом для выполнения работы в другое время, которое назначается преподавателем.

Если за семестр студент набирает менее 26 баллов, то он не допускается к сдаче экзамена.


^ 1.3.О критериях экзамена


Экзамен проводится в соответствии с требованиями программы, содержание которой доводится до студентов в начале семестра. К экзамену допускаются студенты, набравшие 26 и более баллов за текущую работу в семестре (посещение лекций, семинаров, выступления на семинарах, контрольно-тестовые опросы (не менее двух в семестр). На экзамене студент может набрать максимум 50 баллов. К этим баллам добавляются баллы, набранные студентом в течение семестра, после чего в ведомости проставляется общее количество баллов, набранных студентом за семестр (рейтинговый показатель), а в зачетке проставляется оценка.

В случае неудовлетворительной оценки во время экзамена студенту предоставляется возможность пересдать экзамен в течение дополнительной сессии (но не более двух раз).


Часть 2. Содержание курса «Этнология».

^ 2.1. Требования государственного образовательного тандарта к обязательному минимуму содержания программы.

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф.08

Этнология

Наука о народах-этносах; этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы классификации народов мира; проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории; этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития.






^ 2.2.Содержание разделов дисциплины



п/п

Название темы и ее краткое содержание

Количество часов

лекции

семинарские

занятия

1.

^ Тема: Этнология как наука. Объект и предмет этнологии, цель и задачи, методы, теоретическое и прикладное значение. Связь этнологии с другими науками.

2

4

2.

^ Тема: Современная наука о сущности этноса и этничности. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы в объяснении этничности. Признаки этноса. Типология этнических процессов.

6

4

3.

^ Тема: Этническая культура. Понятие «культура», этнические функции культуры. Материальная культура. Соционормативная культура. Духовная культура. Архаичная и традиционная культура. Модернизации этнокультуры.

2

2

4.

^ Тема: Принципы и типы классификации народов. Понятие о классификации и типологии в науке. Географические классификации. Основные подходы в антропологической классификации. Языковые классификации. Мировые и региональные религии. Понятие о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях.

8

4

5.

^ Тема: История этнологической науки. Период накопления этнографических знаний и становление этнологии как науки в России и за рубежом. Теоретические концепции ХΙХ – первой половины ХХ вв. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, социологическая школа, этнопсихологическая школа, структурализм, культурный релятивизм). Новейшие концепции в этнологии.

8




6.

^ Тема: Методы сбора и анализа этнографического материала. Этнографические экспедиции: подготовка, методы полевых исследований, первичная обработка материала. Общенаучные и специальные методы анализа.

4




7.

^ Тема: Этнография современности: узловые проблемы изучения народов Мира. Возникновение этнографии современности и выделение ее в отдельную отрасль. Особенности источниковой базы и методики изучения современных процессов. Основные направления в изучении современного состояния народов Мира: этнические контакты и их результаты, межэтническое взаимодействие в современном мире, природа этнических конфликтов и способы их урегулирования.

6

4




Итого часов:

36

18



2.2.Планы семинарских занятий.

^ ТЕМА 1. ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1.Термины «этнология», «этнография»: история происхождения, сходство и различия в употреблении.

2.Цель и задачи этнологической науки.

3.Значение этнологии.

4.Место этнологии в системе наук.

5.Объект и предмет этнологической науки.

Рекомендуемая литература.

Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). – М., 2001

Садохин А.П.Этнология: Учебный словарь. – М., 2000

Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999

Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.


^ ТЕМА 2.ТЕОРИЯ ЭТНОСА.

1.Основные подходы к пониманию сущности этноса:

А)примордиализм;

Б)инструментализм;

В)конструктивизм.

2.Признаки этноса:

А)этническое самосознание;

Б)этнонимы;

В)национальный язык;

Г)этническая культура;

Д)национальный характер;

Е)общность территории и происхождения.

Рекомендуемая литература.

Артановский С.Н.Этноцентризм и «возврат к этничности». Концепции и действительность //Советская этнография. – 1992. - №3.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.Этносоциология. – М., 1998.

Идентичность и толерантность. – М., 2002.

Коротеева В.В.Теории национализма в зарубежных социальных науках. – М., 1999.

Кочетков В.В.Психология межкультурных различий. – М., 2002.

Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999

Стефаненко Т.Г.Этнопсихология. – М., 1999.

Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.

Чешко С.В.Человек и этничность //Этнографическое обозрение. – 1996. - №6

Этнонимы. – М., 1970


^ ТЕМА 3.ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

1.Понятие «культура», этнические функции культуры.

2. Архаичная и традиционная культура.

3.Модернизации этнокультуры.

Рекомендуемая литература.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989

Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). – М., 2001

Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004

Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - №1.


^ ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ МИРА.

1.Географическая классификация.

2.Антропологическая классификация.

3.Этнолингвистическая классификация.

4.Роль религии в истории народов мира.

Рекомендуемая литература.

Аксянова Г.А. 100 народов Российской Федерации. – М.,2001

Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). – М., 2001

Народы и религии мира. Энциклопедия. – М., 1998.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. – М., 1988.

Народы России. Энциклопедия. – М., 1994.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000.

Токарев С.А.Религия в истории народов мира. – М., 1976.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А.Расы, народы, культуры. – М., 1971.


^ ТЕМА 5.ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ, МАЛЫХ НАРОДОВ И ДИАСПОР.

1.Правовое положение и статус различных групп этнических меньшинств в современном обществе.

2.Особенности этнокультурного развития и проблема сохранения национального языка этнических меньшинств в условиях инонационального окружения.

3.Основные принципы взаимодействия этнических меньшинств с этническим большинством.

Рекомендуемая литература.

Конструирование этничности. – СПб., 1998.

Кочетков В.В.Психология межкультурных различий. – М., 2002.

Куропятник А.И.Мультикуль турализм: проблема социальной стабильности полиэтнических обществ. – СПб., 2000

Левин З.И.Менталитет диаспоры. – М., 2001.

Попков В.Д.Феномен этнических диаспор. – М., 2003

Старовойтова Г.В.Этническая группа в современном советском городе. Социологические очерки. – Л., 1987.

Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань, 2007.

Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.

Факторы устойчивости малых национальных групп. – Новосибирск, 2000.

Этнополитология: Учебник-хрестоматия. – М., 2001.


^ ТЕМА 6.ПРИРОДА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

1.Специфика и причины этнической напряженности и конфликтогенности.

2.Факторы этнического риска.

3.Динамика и типологии этнических конфликтов.

4.Формы и способы урегулирования этнических конфликтов.

5.Толерантность как форма мирного взаимодействия в условиях полиэтничного общества.

Рекомендуемая литература.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

Дробижева Л.М.Социальные проблемы межэтнических отношений. – М., 2003

^ Здравомыслов А.Г.Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997

Мукомель В.И.Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия //Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997

^ Нетерпимость в России: старые и новые фобии. – М., 1999.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998

Социальное неравенство этнических групп: представление и реальность. – М., 2002.

Социология конфликта. – М., 1998.

Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.

Тишков В.А.Этнология и политика. – М.:

Этнополитология: Учебник-хрестоматия. – М., 2001.


^ ТЕМА 7. ЭТНОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОСТИ.

1.Возникновение этнографии современности и выделение ее в отдельную отрасль.

2.Особенности источниковой базы и методики изучения современных процессов.

3.Основные направления в изучении современного состояния народов Мира: этнические контакты и их результаты, межэтническое взаимодействие в современном мире.

Рекомендуемая литература.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998.

Бромлей Ю.В.Современные проблемы этнографии. – М.: Наука, 1981.

Бусыгин Е.П.Этнография (этнология). – М., 2001.

Кокшаров Н.В.Диалог культур и этнополитика. – СПб., 2001.

Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004.

Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань, 2007.

Тишков В.А.Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003.


2.4. Информационное обеспечение курса


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев В.П.Историческая антропология: учебное пособие. – М.:Высшая школа, 1979.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998.

Бусыгин Е.П.Этнография (этнология). – М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 1998.

Садохин А.П.Этнология. – М., 2005.

Садохин А.П.Этнология. Учебный словарь. – М., 2000.

Токарев С.А.История русской этнографии (дооктябрьский период). – М.: Наука, 1966.

Токарев С.А.Религия в истории народов мира. – М.: Наука, 1976.

Токарев С.А.Истоки этнографической науки (до середины ХΙХ в.). – М.: Наука, 1978.

Токарев С.А.История зарубежной этнологии. – М.: Наука, 1978.

Этнография и смежные дисциплины. – М., 1998.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. - М., 2001.

Арефьева Г. С., Калинин Э. Ю., Люскин М. Б. Постклассический подход к познанию социального и этнического // Философия и общество. - 2002. - № 1.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989.

Боринская С. А., Хуснутдинова Э. К. Этногеномика: история с географией. // Человек. - 2002. - №1.

Бромлей Ю.В.Этнос и этнография. – М.: Наука, 1973.

Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. – М.: Культурная революция, 2009.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

Гобозов Ф. И. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. – 2001. - № 1.

Губогло М.Н. Сполохи прошлого. Соционормативная культура как «грамматика жизни». – Кишинев, 2008.

Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Наука, 1989.

Дробижева Л.М.Методологические проблемы этносоциологических исследований //Социологический журнал, 2006. - №3-4.

Единство в многообразии: публикации В.А.Тишкова из журнала «Этнопанорама» 1999-2008 г. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2008.

Идентичность и толерантность. - М., 2002.

Жидков В. С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001.

Жовтун Д. Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1.
Здравомыслова О. М. "Русская идея": антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
Земсков В. Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях) // Общественные науки и современность. - 2000. - № 5.

Зорин В.Ю. Этноконфессиональная карта Приволжского федерального округа и вопросы межэтнической коммуникации //Этнопанорама. – 2001. - №3.

Кара-Мурза С.Г. Кризис в России и этничность: упорядочение понятия //Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №2.

Кардинская С.В.Конструирование дискурса этнической идентичности (интерпретативные модели удмуртской этничности). – Ижевск, 2005.


Карлов В. В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 4.
Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении "своих" и "чужих" // Социологические исследования. - 2000. - № 12.
Кондаков И. В. «Double translation»: русская культура в эмигрантском дискурсе (культурно-психологический эффект «разрыва») // Мир психологии. - 2000. - № 3.

Конструирование этничности. - СПб., 1998.
Концепции зарубежной этнологии. - М., 1976.

Лашук Л. П. Понятие узла этнографического процесса в современном освещении // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.
Лашук Л. П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.

Левин З.И. Менталитет диаспоры. - М., 2001.

Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. – М., 2001.

Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2005.

Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002

Народы России: Энциклопедия / Глав. редактор В.А. Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Национализм в мировой истории. - М.: Наука, 2007

Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции / Под ред. В.В. Степанова, В.А. Тишкова. - М.: УОП ИЭА РАН, 2008

Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии. - М., Издательский дом «Стратегия», 2002.

Опыт этнологического мониторинга. - М.: ИЭА РАН, 2005.

Покровский Н. Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социологические исследования. - 2000. - № 6.
Робакидзе Григол. Ощущение бытия на Востоке и на Западе // Дружба народов. - 2001. - № 9.
Рыбаков С. Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 5.
Рыбаков С. Е. Судьбы теории этноса // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 1.
Рябов О. В. "Mother Russia": гендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
Савва М. В. Этнический статус в идеологии и политике // Политологические исследования. - 1999. - № 4.
Савина Е. А., Дягтеренко Л. Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках // Человек. - 2001. - № 5.
Самсонова Т. Н. Российские реформы и колебания национального самосознания // Социально-политический журнал. - 1998. - № 6.
Сашпиев И. М. Самоопределение народов: анализ идейно-политических подходов // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.

Седов Л. А. Место русской культуры среди мировых культур // Политологические исследования. - 1994. - № 4.

Русские: история и этнография /Под ред. И.В. Власовой и В.А. Тишкова. М.: АСТ: Олимп. 2008.

Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

Соколовский С. В. К дискуссии о самоопределении народов // Этнографическое обозрение. - 2001. - № 3.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

Социальная толерантность и межкультурные ориентации. – Ижевск: Изд.Дом «Удмуртский университет», 2003.

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/ Отв. редактор Л.М. Дробижева. - М., 2002.

Социология конфликта. - М., 1998.

Стефаненко Т.Г.Этнопсихология. – М., 1999.

Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004.

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.

Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. - Казань, 2007.

Тишков В.А. Наука и жизнь. Разговоры с этнографами. — СПб.: Алетейя, 2008.

Тишков В.А.Общество в вооруженном конфликте (Этнография чеченской войны). - М., Наука, 2001.

Тишков В.А. Реквием по этносу. - М.: Наука, 2003.

Традиционная пища как выражение национального самосознания. М., 2001.

Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. – М., 2004.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - №1.

Хотинец В.Ю.Этническое самосознание. – СПб.: Алетейя, 2000.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М.: Наука, 1985.

Этнический фундамент населения России // Социологические исследования. - 2001. - № 4.

Этнокультурные взаимодействия в Евразии. В 2-х т. (отв. ред. Совместно с А.П. Деревянко и В.И. Молодиным). - М.: Наука, 2006.

Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергхофского центра / Пер. с англ.яз; ред. В.Тишков, М.Устинова; Бергхофский исследовательский центр конструктивного урегулирования конфликтов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.. - М.: Наука, 2007.

Этнорелигиозный терроризм. – М.: Аспект-Пресс, 2006.


^ 2.5.Примеры тестов по курсу «Этнология».

Термин «этнография» переводится как:

А)народоведение

Б)народоописание

К материальной культуре относятся:

А)народные знания

Б)средства передвижения

В)этикет

^ Термин «тотемизм» ввел:

А)Джеймс Фрейзер

Б)Эдуард Тайлор

В)Льюис Генри Морган

География и этнология разделились на самостоятельные науки:

А)в конце ХVIII в.

Б)в середине ХIХ в.

В)в конце ХIХ в.

^ Сторонниками примордиалистского подхода к объяснению природы этноса являлись:

А)Ю.Бромлей и Л.Гумилев

Б)В.Тишков и Б.Андерсон

В)Л.Дробижева и Д.Мойнихан


^ 2.6.ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

  1. Термины «этнография» и «этнология».

  2. Объект и предмет этнологии

  3. Цель и задачи этнологии

  4. Теоретическое значение этнологии

  5. Практическое значение этнологии

  6. География и этнология

  7. Экология и этнология

  8. Психология и этнология

  9. Физическая антропология и этнология

  10. Археология и этнология

  11. Языкознание и этнология

  12. Фольклористика и этнология

  13. Социология и этнология

  14. Социология и этнология

  15. История и этнология

  16. Политология и этнология

  17. Примордиализм в этнологии: теория этноса Ю.В.Бромлея

  18. Примордиализм в этнологии: теория этногенеза Л.Н.Гумилева

  19. Инструментализм о природе этноса

  20. Конструктивизм в этнологии

  21. Этническая территория как признак этничности

  22. Происхождение и историческая память в системе этничности

  23. Родной язык как признак этноса

  24. Культура в системе этничности

  25. Понятие о национальном характере

  26. Этнонимы и их разновидности

  27. Структура и типы этнического самосознания

  28. Типология этнических процессов

  29. Разделительные этнические процессы

  30. Объединительные этнические процессы

  31. Материальная культура

  32. Понятие о социальной культуре

  33. Промискуитет и причины перехода к групповому браку

  34. Результаты группового брака

  35. Этапы перехода к парному браку

  36. Моногамия и ее отличия от парного брака

  37. Понятие о духовной культуре

  38. Формы ранних религиозных представлений

  39. Народные знания как элемент духовной культуры

  40. Народное искусство как элемент духовной культуры

  41. Географическая классификация народов Мира

  42. Происхождение человеческих рас. Расы 1 и 2-го порядка

  43. Расовые признаки

  44. Монголоидная раса

  45. Европеоидная раса

  46. Смешанные расы

  47. Негроидная раса

  48. Сущность расизма

  49. Морфологическая классификация языков.

  50. Морфологическая классификация языков: языки с аффиксами

  51. Принципы генеалогической классификации языков

  52. Алтайская языковая семья

  53. Индоевропейская языковая семья

  54. Региональные и мировые религии

  55. Понятие о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях

  56. Древний период накопления этнографических знаний

  57. Зарубежная этнография в период раннего средневековья

  58. Зарубежная этнография в период позднего средневековья

  59. Эпоха Великих географических открытий и ее роль в этнографии

  60. Этнография в России (11-17 вв.).

  61. Этнография в России в 18 в.

  62. Этнография в России в первой половине 19 в.

  63. Этнография в России во второй половине 19 в.

  64. Эволюционная школа в этнологии

  65. Сравнительно-историческая школа

  66. Функциональная школа

  67. Социологическая школа

  68. Этнопсихологическая школа

  69. Понятие об этнографических источниках

  70. Подготовительный этап экспедиции

  71. Стационарные и краткосрочные этнографические экспедиции

  72. Камеральная обработка

  73. Этнические контакты и их результаты

  74. Специфика и причины этнических конфликтов

  75. Формы и способы урегулирования этнических конфликтов



^ 2.7.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ЭТНОЛОГИЯ»:

  1. Методы этнологических исследований.

  2. «Этнический парадокс» современности.

  3. Зарождение этнографических знаний в истории и философии.

  4. Современная западная этнология и социальная антропология: основные концепции и проблемы.

  5. Детерминанты этнического поведения.

  6. Этнические грани личности.

  7. Этнические стереотипы.

  8. Невербальные особенности общения этнических групп.

  9. Этнические (национальные) чувства: генезис и формы проявления.

  10. Вербальное межкультурное общение.

  11. «Мужики» и «бабы»: особенности взаимоотношений мужчин и женщин в разных культурах.

  12. Межкультурные различия в сфере семейно-брачных отношений.

  13. Психологические проблемы адаптации человек в инокультурной среде.

  14. Пространство и время в разных культурах.

  15. Этническая толерантность личности.

  16. Культура как феномен.

  17. «Национальный характер»: миф или реальность?

  18. М. Мид: этнография детства и классификация культур.

  19. Роль исторической памяти в этнических конфликтах.

20.Русские и татары о себе и друг друге (можно взять любую другую пару национальностей).


2.8.ГЛОССАРИЙ.

Аборигены (лат. аb origine – от начала) – коренные жители той или иной страны, какой-либо географической местности, проживающие там с давних пор. Первоначально понятие «аборигены» применялось к жителям Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. Противоположным понятию «аборигены» является понятие «переселенцы», обозначающее часть населения той же территории, прибывшую туда в более позднее время.

Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки представителей какой-либо этнической общности о самих себе и о своем этносе. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок, и лишь в очень редких случаях отдельные народы могут иметь автостереотип с преобладанием отрицательных качеств. Обычно же для автостереотипа характерно сбалансированное соотношение положительных и некоторых негативных элементов. (См. Стереотипы этнические, Гетеростереотипы).

Автохтоны (от греч. autos «сам» + chton «земля») – местный, коренной народ, аборигены.

Автономия национально-культурная – особая форма этнического самоуправления в полиэтнических странах, основывающаяся на общности языка и культуры того или иного этноса и призванная обеспечить сохранение самобытности этноса и его культурных ценностей. Национально-культурная автономия носит экстерриториальный характер, так как объединяет людей одной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания. В практической жизни этнических групп национально-культурная автономия означает право образования своих общин (землячеств), создания культурно-языковых центров, организации школ с преподаванием на родном языке. Данная форма автономии широко распространена в странах со сложным этническим составом населения, большими группами иммигрантов (Россия, США, Великобритания, ФРГ и др.).

Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие их традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства и т.д. Она реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин, создания культурно-языковых центров, организации школ с преподаванием на родном языке и с учетом этнических традиций. При этом национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные, научные и культурные учреждения; представлять свои национально-культурные интересы в органах законодательной и исполнительной власти.

Адаптация этническая (от лат. adaptare «приспособлять») – процесс приспособления этнических групп или их отдельных представителей к изменившимся условиям этнокультурной среды путем принятия норм, ценностей и приемов предметной деятельности новой социально-этнической среды, а также сложившихся здесь форм межэтнического взаимодействия.

Аккультурация этническая – полное или частичное восприятие одной этнической группой элементов культуры другого этноса в результате тесных длительных контактов. Обычно ведет к ассимиляции.

Ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление, сходство) – этнический процесс растворения ранее самостоятельного этноса (или его части) среди другого, сопровождающийся утратой своего языка, культуры, этнического самосознания. Практически ассимиляция выражается в освоении одним этносом, оказавшимся в иноэтнической среде, языка, культуры, обычаев, традиций другого этноса. В результате этого процесса ассимилируемый этнос теряет свой язык, культурные особенности, традиции, изменяет самосознание и этническую идентичность, постепенно с ним сливается и причисляет себя к данному этносу. При этнической ассимиляции происходит полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса. В этнологии принято различать естественную и насильственную ассимиляцию. Естественная ассимиляция происходит при контакте этнически разнородных групп населения, детерминирована общим характером культурной, социальной и хозяйственной жизни этносов, носит добровольный характер, исключает принуждение. Насильственная ассимиляция насаждается путем принуждения, дискриминации, подавления языка, культуры этнических меньшинств. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств.

Процессы этнической ассимиляции охватывают чаще всего малочисленные народы, давно живущие в иноэтническом окружении; народы, вынужденные встать на путь миграций; отдельные территориальные группы этносов, уже давно оторванные от основного этнического массива.

Билингвизм (лат. bi – двойной и lingua – язык) – двуязычие, означающее владение или использование человеком одновременно двух языков. Для этнологии имеет значение групповой билингвизм, который рассматривается как переходное состояние на пути к языковой ассимиляции. Чаще всего билингвизм свойственен малочисленным этносам, ассимилирующим культурные ценности больших этносов. Он также характерен для многонациональных стран, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной этнической группы или титульного народа. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где, наряду с местными языками, все большее распространение получают официальные государственные языки. Билингвизм чаще распространен вдоль этнических границ и в странах массового оседания иммигрантов.

Быт – область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. В узком смысле слова употребляется как синоним домашнего быта, однако существует еще и быт общественный. Быт составляет один из основных компонентов образа жизни и отражает его этническую черту.

Геноцид (греч. genos – род, племя и лат. сaedo – убиваю) – тип этнической политики, направленной на полное или частичное уничтожение этнических, расовых или религиозных групп населения. Согласно Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1848) к проявлениям геноцида относятся: убийство каких-либо групп населения по религиозным, политическим, расовым или национальным мотивам; причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп; меры по предотвращению деторождения в этих группах; насильственная передача детей из одной группы в другую. Термин «геноцид» получил широкое распространение после второй мировой войны, хотя мировая история богата примерами истребления населения по национальным, расовым и религиозным причинам. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения этого преступления полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, обладающая самобытностью культуры, образа жизни, традиций и т.д. Это ведет к обеднению человеческого сообщества, подрывает основы международного правопорядка. Поэтому геноцид признан международным преступлением. От геноцида следует отличать этноцид – политику ликвидации этнокультурной самобытности народа без физического уничтожения членов этой группы – тип международных отношений, основывающийся на оценке места и роли государства или блоков государств в международной жизни, исходя из их территориальных и географических особенностей (климат, рельеф, водные коммуникации, выход к морю, протяженность границ, полезные ископаемые и т.д.).

Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Они в равной степени могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов. В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике людей данной национальности, об историческом прошлом этносов, особенностях образа жизни, трудовых навыках и моральных качествах. (См. Стереотипы этнические, Автостереотипы).

Глобализация культуры – процесс интеграции культур разных народов в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей, мирового рынка и средств массовой коммуникации. Термин «глобализация» появился в конце 1980-х годов в связи с проблемой сближения народов и расширением культурных контактов между ними. Глобализация культуры имеет как позитивные, так и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение между народами способствует их сближению. Однако чрезмерно активное заимствование культурных достижений других народов опасно потерей культурной самобытности. При этом культурное растворение может быть полным или частичным. Открытость границ культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой – к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

Государственный язык – язык, пользующийся в том или ином государстве законодательным статусом обязательного в употреблении в официальных сферах жизни. Так, исключительно на государственном языке функционируют государственные и общественные органы и организации, учреждения культуры и просвещения, ведется делопроизводство, официальная переписка и т.д. Иногда языки с аналогичным статусом и общественными функциями именуются языками официальными, однако у них нет строгой обязательности. Таковым в дореволюционной России был русский язык, при котором допускалось использование (в системе образования, печати и т.д.) и других языков. Статус государственного языка обычно придается языку титульного народа. На всей территории России государственным языком является русский язык, а во входящих в нее республиках установлены свои государственные языки.

Государство многонациональное – государство, в пределах которого проживают различные этнические и этнографические группы. К числу наиболее многонациональных государств относятся Индия, Индонезия, Россия, США, Нигерия, Иран, Вьетнам, Китай и др. Многонациональный характер государства предполагает наличие определенных форм организации этой специфики населения: в построении по национально-территориальному принципу (в том числе, федерации); в деятельности государственных органов и учреждений (вопросы языка – официального, государственного, делового и т.п.); в соответствующем представительстве в органах государства титульного народа и других народов (представленных в стране); в отражении национальных особенностей в законодательстве и др.

Демократический подход к указанным вопросам заключается в том, чтобы адекватно были учтены не только интересы титульного народа, но и другим народам было гарантировано справедливое представительство в различных органах власти всех уровней. Это, в особенности, относится к вопросам развития культуры и поддержки языка.

Государство национальное – обычно складывается там, где начало становления нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства обычно совпадают с этническими. Это характерно, главным образом, для стран Западной Европы и Латинской Америки.

Термин «государство национальное» применяется в двух случаях: а)для обозначения государства с почти национально однородным составом населения (Япония, ФРГ, Италия, Польша, Бразилия, Дания, Португалия, Греция, Венгрия, Исландия, Армения, большинство арабских стран); б)для обозначения государства с многонациональным составом населения, но исторически образованного на территории расселения титульного народа (Болгария, Австралия, Швеция, Финляндия, Румыния, Сирия, Ирак и др.).

Депортация (лат. deportatio – изгнание, ссылка) – 1)насильственное выселение или переселение отдельных лиц, групп людей или целых этносов из мест традиционного их проживания в другие области или регионы, что фактически означает лишения их родины; 2)принудительное переселение какого-либо лица за пределы государства, применяемое по отношению к иностранцам, находящимся на территории государства без соответствующего разрешения. Причины индивидуальной или массовой депортации диктуются, как правило, политическими или военными соображениями, которые позднее оцениваются как несправедливые (например, депортации народов Кавказа, Крыма в ходе Великой Отечественной войны). Принудительное изгнание народов на другие территории служит проявлением репрессивной национальной политики тоталитарного антидемократического режима.

Деэтнизация – процесс утраты этносом или отдельными его представителями (этнофорами) этнических признаков.

Диаспора (греч. diaspora – рассеяние) – устойчивая группа людей единого этнического происхождения, проживающая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины, имеющая необходимые формы самоорганизации, позволяющие ей оставаться относительно самостоятельным организмом. Первоначально диаспоры образовывались в результате насильственного выселения или угрозы геноцида. Вначале термин «диаспора» применялся к проживавшим вне Палестины евреям после их изгнания оттуда в начале VΙ в.до н.э. Позднее это понятие стало применяться и к другим этническим и религиозным общностям. В современной литературе диаспорой называют этнические группы, живущие вне страны своего происхождения. В настоящее время основными причинами появления диаспор и их развития служат социальные и экономические мотивы. Главной отличительной чертой диаспоры является консолидация представителей того или иного народа в местах нового для себя проживания с целью поддержания и развития духовной культуры своего народа, культивирования национальных традиций и обычаев, поддержания культурных связей со своей исторической родиной, выполнения культурно-просветительских функций и т.д. Изначально рассеяние этносов сопровождалось объединением их на новых местах, что приводило к формированию новых общностей людей, имеющих зачастую возможность оказывать влияние на жизнь целых регионов.

Дискриминация этническая (лат. discriminatio – различение) - ограничение или лишение части граждан (или целых народов) политических и личных прав и свобод по принципу этнической принадлежности. Этническая дискриминация выражается в ограничении избирательных прав передвижения, выбора места жительства и т.д. граждан не титульной национальности или представителей этнических меньшинств. Вследствие таких ограничений дискриминируемая часть населения вынуждена покинуть страну своего проживания и становится беженцами. Обратной стороной этнической дискриминации является привилегированное положение титульного этноса.

Идентичность (лат. idem – тот же самый) – психологический процесс перенесения человеком на самого себя жизненно важных качеств и особенностей своего социального, культурного и этнического окружения. На практике этот процесс выражается в самоотождествлении индивида с определенной культурной средой, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой роль и т.п. На этом основании принято выделять соответствующие типы идентичности. С помощью чувства идентичности человеком одновременно осознается его личная принадлежность к тем или иным явлениям социокультурной жизни, а также подчеркиваются его особенности, отличающие данного индивида от других людей.

Идентификация этническая (лат. identificare – отождествлять) - психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, нормы образа жизни и культурные ценности. Идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Согласно этому принципу человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным. В подавляющем большинстве случаев человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его родители. При этом становится важным то, в каком этническом окружении живет семья: если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение этнической принадлежности детей не вызывает, как правило, никаких затруднений. В случае, когда ребенок растет в семье, где родители принадлежат к разным этносам, формирование этнического самосознания происходит значительно сложнее. Здесь вопрос об этнической принадлежности решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в семье, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды.

Иммиграция (лат. immigrare – вселяться) – процесс изменения местожительства людей, означающий их въезд для временного или постоянного проживания на территорию другой страны. Причины иммиграции заключаются в экономических кризисах, политических преследованиях, конфликтных межэтнических ситуациях, семейно-бытовых проблемах в государствах, из которых исходят миграционные потоки. Иммиграция может иметь как положительные, так и негативные последствия для страны вселения. Она оказывает значительное влияние на динамику численности населения, приводит к смешению различных этнических групп населения, в резульате чего складываются новые этносы. Скорость ассимиляционных процессов и смены у иммигрантов самосознания зависит от степени усвоения ими языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени политической сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в новой стране проживания, расовых различий, отношения к ним властей принимающей страны и т.д. В большинстве стран мира установлены специальные иммиграционные квоты, в пределах которых регулируется ежегодный приток иностранных граждан.

Индигенные народы (англ. indigenous – местный, туземный, природный) - термин, введенный документами МОТ (Международная организация труда при ООН) для обозначения этнических групп при наличии у них трех характеристик: а)наиболее раннее, по сравнению с другими народами, освоение территории заселения; б)менее развитые, в сравнении с другими группами, формы хозяйства и культуры; в) приоритет норм обычного права над юридическими нормами в регулировании общественных отношений. К индигенным народам причисляют этнические группы общей численностью в 300 млн. человек в 70 странах мира. (См. Малые народы).

Инкультурация (англ. enculturation – культивирование) – процесс приобщения человека к определенной этнической культуре и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. В процессе инкультурации индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Понятие «инкультурация» было введено в научный обиход английским этнологом М.Мид с целью разграничения с более широким понятием «социализация личности». В широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя усвоение культурных ценностей взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к мигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. Понятие «инкультурация» используется, преимущественно, в американской культурной антропологии.

Интеграция межэтническая – процесс образования общего пласта культурных элементов у народов, различающихся по основным этническим признакам (языку, религиозной принадлежности, культурно-бытовому укладу), в условиях длительных исторических контактов.

Историческая память народа – важнейший компонент этноса, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции и преемственность этноса. Историческая память включает также прошлые взаимоотношения народов (войны, отношения господства – подчинения и т.д.), следы насильственных действий по отношению к собственному народу (произвольные изменения этнических границ, искусственные расчленения этнических групп, несправедливое национальное устройство, вынужденные миграции, депортации и т.д.).

Консолидация этническая (лат. concolidatio – уплотнять, укреплять, сращивать) – процесс слияния относительно самостоятельных этнических групп, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность. В этнологии принято различать межэтническую и внутриэтническую консолидацию. Под межэтнической консолидацией понимается слияние двух или нескольких ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос. Под внутриэтнической консолидацией понимается внутреннее сплочение более или менее крупного народа в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него субэтносами. Внутриэтническая консолидация происходит путем нивелирования диалектов и культурно-бытовых различий. В результате обоих типов этнической консолидации этносы утрачивают свою обособленность и осознание особой этнической принадлежности. Как и ассимиляция, этническая консолидация может осуществляться либо свободно и добровольно, либо насильственно и принудительно. В первом случае она протекает естественно и постепенно, принося положительные результаты, во втором случае сопровождается нарушением свободы самоопределения народа, игнорированием национальной самобытности культуры и приносит отрицательные результаты.

Конфессионим (позднелат. confessio – вероисповедание) – самоназвание по принадлежности к религии (мусульманин, иудей, буддист, православный и т.д.).

Конфликт этнический – тип социального, межгруппового конфликта, при котором противоречия между людьми возникают и обостряются по причине их этнических различий. Субъектами этнического конфликта являются группы, различающиеся по этническим признакам (общности языка, особенностям культуры, психологического склада и др.). Причинами этнического конфликта являются неразрешенные в данных условиях социальные, экономические и психологические противоречия, вокруг которых происходит конфликтное взаимодействие сторон. Это могут быть, например, неодинаковый доступ этнических групп к материальным ресурсам, социальная дискриминация, политическое неравенство и т.д. В качестве конкретного объекта конфликта могут выступать территория, полезные ископаемые, социальный статус, властные полномочия и т.д. В зависимости от причин и мотивов в этнологии принято выделять следующие виды этнических конфликтов: экономический, социально-политический, духовный, межличностный, групповой, открытый, латентный (скрытый). По масштабам проявления этнические конфликты могут носить локальный (в пределах одной территории), региональный (участвуют несколько государств одного географического региона), глобальный (между группами или союзами государств) характер.

Источником этнического конфликта, как правило, является столкновение интересов этнических общностей, когда возникает мнимая или действительная угроза и становится необходимой их защита. Особую остроту и размах этническому конфликту придают большой эмоциональный накал со стороны конфликтующих сторон и легкость консолидации всех социальных групп данной общности по этническому признаку.

Ксенофобия (греч. хénos – чужой и phόbos – страх) – психологическое чувство страха и вражды ко всему чужому и незнакомому. В этнологии ксенофобия проявляется в форме неприязни, нетерпимости, враждебного отношения к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов. Ксенофобия обычно связана с усвоенными с детства установками этноцентризма и предубеждения к иноэтническому или инорасовому, с этнорасовыми стереотипами и т.д. Социальной основой ксенофобии, как правило, являются конкуренция, необеспеченность, ненадежность существования, порождающие эгоистический страх за собственную безопасность. Отсюда – инстинктивное стремление к самосохранению. Ксенофобия имеет также естественную психологическую природу: привычку искать причину всех бед не в самом себе, а в происках тех или иных лиц, «чужаков».

Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах жизнедеятельности людей и создаваемых ими материальных, социальных и духовных ценностях.

Культура этническая – совокупность духовных, символических, социальных и материальных ценностей, созданных в процессе формирования и развития этноса. Происхождение этнической культуры обусловлено своеобразием природных условий, к которым данный этнос адаптируется для своей жизнедеятельности. Основными элементами этнической культуры являются язык, традиции, обычаи, благодаря которым происходит интеграция людей, образующих данный этнос, и дифференциация их от других этносов. Эти элементы служат основой этнической идентичности, передачи социокультурной информации, опыта деятельности от одного поколения к другому, сохранения исторической памяти народа, его самосознания. В современных условиях глобализации в структуре этнической культуры развиваются два встречных процесса. С одной стороны, происходит интернационализация элементов материального и духовного воспроизводства этносов, взаимное усвоение элементов культуры, обогащение и обмен культурными ценностями, с другой – идет процесс этнического ренессанса – усиление этнического самосознания, актуализация духовных ценностей этносов, стремление к сохранению этнической специфики.

Малые народы – малочисленные этнические группы, объединяющие коренное население определенных регионов и обладающие ограниченным демографическим потенциалом. К малым народам принято относить этносы, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Сегодня в мире насчитывается более 800 малых народов; в Российской Федерации – около 60 малых народов, в том числе 26 малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Численность каждого из них составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек (нивхи, кеты орочи, алеуты и др.). Небольшая численность обусловливает некоторые особые черты образа жизни малых народов. Одни из них живут довольно рассеянно на огромном пространстве (северные народы), другие, наоборот, живут компактно, занимая небольшую территорию (некоторые народы Кавказа). В целом малые народы отличаются от иных народов своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности на родном языке, слабой развитостью межэтнических контактов, низкой миграционной подвижностью.

Маргинальность этнокультурная (лат. margo – граница, край; англ. marginal – пограничный) – состояние человека или группы, находящихся в условиях межкультурного пограничья, потребляющих и воспроизводящих элементы двух или нескольких культур, обладающих амбивалентным (двойным) или множественным этническим самосознанием. Этническая маргинальность обычно сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции, как правило, она характерна для потомков этнически смешанных браков, а также для представителей этнических меньшинств, включенных в иноэтническую среду. Главная особенность маргинальности в том и состоит, что ни с одной из культур, равно как и с одной социальной общностью, человек идентифицировать себя не может.

Межэтнические отношения – отношения, возникающие между этносами и их подразделениями в процессе культурного взаимодействия. Формами таких отношений могут быть культурные заимствования и культурный обмен, аккультурация и ассимиляция. В одних случаях идет обогащение культур новыми элементами, в других имеет место конкуренция культур, в которой одна культуры вытесняет другую, а носители культуры меняют свои культурные ориентации.

Ментальность (лат. mentalis – умственный, духовный) - совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, выражающихся в особом мироощущении, мировосприятии, складе ума, способе мышления, образе жизни и т.п. В различных науках употребляется для характеристики национальных особенностей народов и их культур. Ментальность проявляется в виде иерархизированной системы идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, являющихся существенной частью этнических традиций.

Меньшинство этническое – группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее иноэтническому населению в соответствующих административно-территориальных границах. Этнические меньшинства возникают двумя путями: 1)в результате территориальной экспансии какого-либо государства по отношению к другим этносам и присоединения их к себе; 2)миграции групп людей с их основной этнической территории в удаленные иноэтнические области. Историческая практика свидетельствует, что вследствие своей относительной малочисленности этническое меньшинство часто подвергается ассимиляции. Поэтому в международном праве предусмотрена система защиты интересов и прав этнического меньшинства по сохранению им своей этнической специфики и языка.

Метисация (позднелат. mixticius – смешанный) – в физической антропологии процесс смешения различных человеческих рас.

Метисы – в общем виде – потомство от любых форм смешанных браков.

Национальность – обозначение принадлежности человека (или группы людей) к определенной этнической группе (этносу, народу).

Национальный (этнический) характер – совокупность специфических психологических черт национальной (этнической) общности, ставших характерными для людей данной национальности. Национальный характер проявляется в способе поведения, в складе ума, образе мыслей, в реакциях, обычаях, традициях, вкусах и т.п. индивидов и групп. Важной чертой национального характера выступает темперамент. Национальный характер находит свое отображение также и в языке, в устойчивых словосочетаниях, пословицах и поговорках, а также семантике большого количества отдельных слов.

Нация (лат. natio – племя, народ) – согласно европейской традиции – граждане одного государства. В русском языке иногда используется как синоним понятия «этнос».

Обряд – совокупность символических, стереотипных коллективных действий, установленных обычаями, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Обряды призваны воздействовать на объективное течение жизни с целью направить ее в благополучное русло. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называют семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными. Многие обряды, возникнув в архаических религиях, перешли затем в современные. Например, очистительные обряды, связанные с погружением в воду и символизирующие очищение, возникнув в первобытном обществе, успешно прижились и в современном.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или группе и является привычным для их членов. Он представляет собой также форму социальной регуляции деятельности, которая является унаследованной и привычной для людей. Обычай воспринимается как общепринятый и привычный стиль действий и поведения, господствующий в определенном обществе или социальной группе, требующий своего строгого соблюдения как от отдельных индивидов, так и от всего общества в целом. В обычае всегда осуществляется неуклонное следование образцам прошлого. В общественной жизни обычаи выполняют функции передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

Парциация этническая (от позднелат. partialis – частичный) – разделительный этнический процесс образования новых этносов, когда ранее существующий этнос делится на несколько частей, каждый из которых начинает развиваться самостоятельно. Исходный этнос при этом прекращает свое существование.

Племя – тип социальной организации эпохи первобытнообщинного строя, для которой характерны кровнородственные связи между входящими в него эндогамными родами, общность территории и некоторых элементов культуры.

Политоним – самоназвание по гражданской (общегражданской или региональной) принадлежности (напр., американец, швейцарец, дагестанец и т.п.).

Разделенные народы – народы (этносы), чья территория расчленена государственными границами. К разделенным народам относятся, например, курды, историческая родина которых – Курдистан – оказалась поделенной, и ее части находятся ныне в пределах государственных границ Ирака, Ирана и Турции. В РФ к таким народам относятся лезгины (живут в южном Дагестане и в северном Азербайджане), а также осетины, чья исконная территория оказалась в пределах РФ (Северная Осетия) и Грузии (Южная Осетия). Стремление разделенных народов воссоединиться объективно понятно, но осуществление его затрагивает интересы разных государств, в результате чего труднореализуемо, чревато конфликтами.

Раса – биологическая категория, обозначающая исторически возникшую на конкретной территории в определенный период развития человечества общность людей, имеющих общее происхождение и совокупность морфологических (физических) признаков, варьирующих в пределах, характерных для данной расы. К основным расовым признакам относятся: степень развитости третичного волосяного покрова, форма волос, цвет кожи, волос и глаз, форма носа и губ, рост и пропорции тела и др., а также некоторые «скрытые» признаки – группа крови, особенности вкуса и др. Ареалы распространения таких антропологических признаков не совпадают, поэтому расовые границы нечеткие и условные. На основании внешних признаков принято выделять большие расы, или расы Ι порядка, а внутри них – малые расы, или расы ΙΙ порядка. Особо выделяются антропологические формы, переходные между большими расами (например, между европеоидами и негроидами – эфиопский тип) и смешанные метисные группы нового времени. Расы – явление, возникшее в результате адаптации групп людей к разным природным условиям проживания.

Расизм – тип идеологии, психологии и политики, основывающийся на представлении о естественном неравенстве людей, принадлежащих к разным расам, о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Согласно расизму, внешние физические различия рас отражаются на их ментальных, моральных, социальных, культурных и прочих качествах. Явления расизма известны с глубокой древности, но свой наукообразный вид расизм приобрел в эпоху Великих географических открытий и колониальных захватов европейцами стран Африки, Азии и Америки, жители которых существенно отличались от них в расовом отношении. Основателем расизма принято считать французского социолога Ж.Гобино, который в своей работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам, проявляющимся в способности к развитию и усвоению культуры другого народа. На основе идей биологического неравенства людей написана книга другого французского социолога Г.Лебона «Психология народов и масс». Согласно его утверждениям, не только отдельные люди, но и целые расы и народы не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе. Неравенство людей, народов и рас является естественным способом их существования, полагает Лебон. Опиравшиеся на этноцентризм и европоцентризм расистские концепции о превосходстве европеоидной расы над негроидной и монголоидной, о неспособности последних к прогрессу и восприятию европейской культуры были ориентированы на оправдание колониальной политики. В ХХ в. развитие расистских концепций выразилось в их соединении с идеями о неравенстве естественных способностей внутри европеоидной расы (высшей признавалась «арийская», «нордическая») и идеями социал-дарвинизма, что было использовано идеологами национал-социализма. В современных условиях объектом расистских концепций становится национальный характер народов, что выражается в доктринах о психической неполноценности тех или иных этносов, о психологической неподготовленности отсталых народов к самостоятельному развитию.

Ритуал (лат. ritualis – обрядовый) – исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающих определенные социальные и культурные взаимоотношения и ценности.

Род – форма социальной организации эпохи первобытного строя, объединяющая кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя.

Сепарация этническая (лат. separatio – отделение, разделение) – разделительный этнический процесс образования новых этносов путем выделения из существующего этноса нового этнического образования. Исходный этнос при этом сохраняется. Этническая сепарация может быть вызвана различными причинами: переселением какой-либо группы исходного этноса, разделением этнической территории государственными границами, религиозным обособлением этнической группы и др.

Символика этническая – совокупность образов и знаков в материальной и духовной культуре какого-либо этноса, выполняющих этноразличительную функцию и обозначающих этническую принадлежность их носителей. В настоящее время этническая символика присутствует, главным образом, в таких областях духовной культуры, как ценностные автостереотипы, национальная литература, государственная геральдика.

Соционим – самоназвание по принадлежности к социальной группе.

Стереотип этнический (греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – совокупность относительно устойчивых представлений какого-либо этноса о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям других этнических общностей, которые сложились в обыденном сознании и передаются из поколения в поколение. Стереотипы этнические разделяются на два типа: автостереотипы и гетеростереотипы. (См. Автостереотипы, Гетеростереотипы).

Субкультура – комплекс культурных элементов (норм, ценностей, символов и др.) какой-либо этнической или социальной группы, существующей относительно автономно от культуры общества в целом.

Субэтнос (этнографическая группа) – компактно расселенная часть этноса, обладающая особенностями языка, культуры и быта и локальным самосознанием. Появление этнографических групп связано с постепенным расширением первоначальной территории расселения этноса, с взаимодействием его разных частей с другими этносами и неизменно появляющимися при этом взаимовлияниями.

Титульный этнос – народ, чьим именем названо государство или территориально-административное образование. Чаще всего титульным является наиболее многочисленный этнос государства (или государственного образования), например, узбеки – в Узбекистане, французы – во Франции, калмыки – в Калмыкии и т.д. Встречаются парные титульные этносы: кабардинцы и балкарцы в Кабардино-Балкарии, карачаевцы и черкесы – в Карачаево-Черкессии. Нередки случаи, когда титульный этнос не составляет большинства государственного образования (хакасы в Республике Хакассия, чукчи в Чукотском автономном округе, евреи в Еврейской автономной области и т.д.).

Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – готовность принимать людей такими, каковы они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия; терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Толерантность является одним из важнейших принципов демократии, лежащим в основе плюрализма, свободы и прав человека.

Топоним – самоназвание по наименованию какого-либо географического объекта.

Традиции этнические (лат. traditio – передача) – элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и обеспечивающие преемственность культуры и стабильность существования этносов.

Трайбализм (лат. tribus – племя; англ. tribal – племенной, родовой):

1)архаичный характер социальной структуры сохранения общественных институтов и организаций, связанных с родоплеменным строем;

2)межплеменная рознь, специфическая форма межэтнических конфликтов, характерная для обществ, находящихся в процессе социально-политической модернизации, но сохраняющих пережитки родоплеменной структуры.

Важным аспектом трайбализма является значительное влияние этнического (племенного) фактора на политическую жизнь, предоставление привилегированного статуса одним этническим общностям и дискриминация других. Трайбализм тормозит социально-экономическое, политическое и культурное развитие многих стран (особенно государств тропической Африки), мешает естественному ходу этнических процессов.

Шовинизм (фр. chfuvinisme – термин, образованный от имени собственного) – крайняя и наиболее агрессивная форма проявления национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти и силовое подавление представителей одних этносов другими. Термин «шовинизм» является производным от имени капрала наполеоновской армии Н.Шовена, восхвалявшего завоевательные войны Наполеона и провозглашавшего идею военного превосходства одного народа над другим. Сам термин «шовинизм» появился в 1931 г. после постановки во Франции комедии братьев Коньяр «Трехцветная кокарда», одним из героев которой был воинственный новобранец Николя Шовен, преданный идее «Великой Франции». Подобные настроения были довольно широко распространены среди ветеранов «великой армии». Позднее термин «шовинизм» начал применяться для обозначения приверженности идее превосходства какой-либо нации, народа, государства. Шовинизм проявляется в стремлении утвердить господство своего государства или своего народа над другими любыми средствами, включая насильственный путь военного разгрома противника и завоевания его территории. Идеология шовинизма имеет широкий спектр практической реализации, начиная от лозунгов, призывающих к ущемлению прав и свобод иноэтничного населения, до призывов к его прямому физическому уничтожению, что сближает шовинизм с фашизмом и расизмом. Шовинизм может принимать также и более утонченные формы, освящая экономическую экспансию, политическое давление, культурное подавление и т.д. В англоязычных странах синонимом шовинизма является термин «джингоизм».

Экзогамия (греч. éхό – вне, снаружи, gámos - брак) – заключение браков вне данной группы.

Экстремизм национальный (лат. extremus – крайний) – практика приверженности решения межнациональных (межэтнических) проблем и противоречий силовыми методами. Идейно национальный экстремизм представляет собой крайнюю форму этноцентризма. Чаще всего становление национального экстремизма начинается «сверху», с силовой национальной политики правящих кругов. Когда им удается привлечь к своим идеям большое количество сторонников, тогда национальный экстремизм получает большую поддержку «снизу» в форме фанатизма и распространяется на все сферы общественной жизни. Разумной альтернативой национальному экстремизму является политика межнационального согласия, достигаемая путем межнационального диалога.

Эндогамия (греч. éndon – внутри) – брачные связи внутри определенной группы.

Этничность – совокупность характерных специфических культурных признаков, отличающих одну этническую группу от другой. Этничность является одним из ключевых понятий этнологии, социологии, социальной (культурной) антропологии, политологии и поэтому имеет различные интерпретации и смыслы. Из последних наиболее распространенными являются три его значения: 1)как форма межгруппового взаимодействия, при котором представители какой-либо группы рассматривают себя («мы») в качестве культурно отличающихся от представителей других групп («они»); 2)как качество группы, то есть комплекс признаков, или атрибутов, объединяющих этническую группу в единую общность; 3)как этническая идентичность, т.е. специфическая форма отождествления, заключающаяся в соотнесении индивидом себя с какой-либо группой, к которой он сам себя причисляет.

Этнические процессы – изменения в ходе исторического развития отдельных этнических элементов, субэтносов и этносов в целом, а также появление новых этнических общностей. В советской, а затем и российской научной традиции этнические процессы подразделялись на эволюционные и трансформационные. Первые выражаются в изменении любого из признаков этноса, прежде всего – языка и культуры. Вторые ведут к смене этнической принадлежности.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими этносами, важный признак этнической общности, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания (этнонима). Этническое самосознание является выражением самоопределения людей; как правило, центральное место в нем занимает представление об общности происхождения и исторических судьбах людей данного этноса, опирающееся на общую генеалогию, совместное участие в исторических событиях, на связь с «родным языком» и «родной землей» и т.п. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей этнической группой, отличной от других, вызывают целую гамму чувств: чувство сопричастности к судьбам своей этнической общности, любви к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре и т.д. На основе подобного комплекса чувств и переживаний возникает соответствующий тип поведения и состояние психики, выражающиеся в готовности бороться за свободу и процветание своего народа.

Этногенез - процесс формирования (происхождение) этносов.

Этнократия (греч. ethnos – народ и kratos – власть) – доминирование или господство в органах политической власти этнической элиты, осуществляющей управление жизнедеятельностью данного региона с позиции приоритета интересов своего этноса. В многонациональном государстве таким этносом может быть титульный. Этнократия выражается также в доминирующем влиянии, главенстве коллективных прав и интересов народа над индивидуальными правами и интересами личности. Однако известно, что приоритет прав человека над всеми другими признается в качестве одного из основных международных принципов. Этнократия проявляется, прежде всего, в превращении государственных образований в этнократические режимы. Непропорциональное доминирование во властных структурах государств (или регионов) титульного народа означает неприкрытое нарушение прав лиц других национальностей. Этнократические режимы создают обстановку межнациональной напряженности в государствах (регионах). Этот институт власти, как правило, игнорирует права этнических меньшинств.

Этноним (греч. ethnos – народ и onyma – имя) – название любого этноса как выражение его самосознания. Возникновение этнонима тесно связано с историей народа, и поэтому изучение этнонима (этим занимается наука этнонимика) помогает раскрыть происхождение народа, его этнические связи. Различают эндоэтнонимы – самоназвания и экзоэтнонимы – названия, данные народу другими народами.

Этнофор – член этнической группы, принимающий ее этноним и разделяющий ее признаки.

Этноцентризм (англ. ethnocentrism) – психологический феномен, при котором система взглядов других народов, их нравы, ценности и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций свой этнической группы.


Содержание


Введение 3


Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение» 4



    1. Распределение баллов по видам занятий 4



    1. Рабочий план занятий с учетом балльно-рейтинговой системы оценки

знаний студентов 5



    1. О критериях оценок (баллов) за реферативное сообщение и проверочную

(контрольно-тестовую) работу 6



    1. О критериях зачета 6



Часть 2. Содержание курса «Историческое краеведение» 7


2.1. Лекционные занятия 7


2.2. Информационное обеспечение курса 23


2.3. Тестовые задания 28


2.4. Тематика вопросов к зачету 37


Часть 3. Самостоятельная работа по курсу «Историческое краеведение» 39


3.1. Тематика реферативных сообщений 39


3.2. Основные научно-методические требования к оформлению

реферативного сообщения 42


Приложение 44






оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер0,52 Mb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх