Специальность: русский язык и литература icon

Специальность: русский язык и литература


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов II III курсов филологического факультета по...
Языку и литературе...
Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф...
Учебно-методический комплекс для студентов II iii...
Программа по русскому языку и литературе для всупительных экзаменов на специальность «язык и...
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский язык и литература с...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Детская литература» для специальностей: 05030101...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «детская литература» для специальностей: 05030101...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «детская литература» для специальностей: 05030101...
Литература Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины > Методические...



Загрузка...
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г.Мурома


Портфолио


Учителя

русского языка и

литературы

Наумовой Светланы

Владимировны.


г.Муром

2009

Общие сведения


Дата рождения: 2.08. 1964г.

Образование: высшее.

Специальность: русский язык и литература.

Квалификация: учителя русского языка и литературы.

Стаж : 22года.

Сведения о повышении

Квалификации: 2003г; 2009г.- дистанционные курсы.

Квалификационная

категория: первая.


С 1998г. – руководитель литературно-краеведческого кружка;

С 2004г.- руководитель кружка «Фольклор» при СЮНе;

С 2003г.- руководитель филологической секции ШНОУ.

С 2005 -2009г.- руководитель школьного МО учителей гуманитарно-эстетического цикла.


Награды:


Почетная грамота Управления образования округа Муром 1995г.

Почетная грамота Управления образования округа Муром 2000г., 2005г.

Благодарность Департамента образования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области 2006г.

Почетная грамота Департамента образования администрации Владимирской области 2008г.


Методическая деятельность.


На протяжении ряда лет организую внеурочную (кружки, секция шноу, летняя экологическая учебная практика, выездные исследовательские экспедиции) учебно-исследовательскую деятельность учащихся, которая дает им возможность приложить на практике полученные знания и умения.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности:


^ Управление образования администрации города Мурома

Муниципальная общеобразовательная школа №3


Методическая разработка


Организация

внеурочной учебно - исследовательской

деятельности учащихся – эффективный путь

повышения качества образования.


Выполнила:

Учитель русского языка

и литературы

С.В. Наумова


Муром 2006 год

Оглавление


1 Особенности исследовательской деятельности как образовательной

технологии

1) Введение

2) Исследовательское обучение и исследовательская

деятельность учащихся

3) Учебное исследование – творческий процесс учителя и ученика

^ 4) Основные формы и направления научно-исследовательской

деятельности

5) Отличие научного исследования от других видов творческих работ

^ 2 Практический материал из опыта работы по организации исследования

1) Школьные НОУ

Проблемно-реферативная творческая работа учащихся школы №3.

2) Городское НОУ

Особенности проведения фольклорных экспедиций при изучении экологических традиций края – 2004 год.

3) Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся в области топонимики г. Мурома – 2003г. год.


Каждый из нас - изначально, по своей природе, исследователь. Однако, ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, - становится обыденным, что поражало в юности – в зрелости потеряло свое разочарование. Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости мира. Ситуация определенности часто лишает нас изначального стремления к совершению открытий…

Для того, что бы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов, способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции ”,- считает А. Обухов, ученый и известный автор научных статей журнала “Исследовательская работа школьников”.


Развитие исследовательской работы школьников – новое направление современного образования. По-видимому, наступил тот момент осознания очевидного: научный потенциал России должен формироваться еще со школьной скамьи. Отрадно видеть, что приобщение детей к такой деятельности стало общей тенденцией во всей России…”

Анатолий Георгиевич Назаров, академик
^

РАЕН, доктор физико-математических наук



Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремление к самореализации и самоопределению.

Сложившийся за многие годы опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся стал базой для разработки новых подходов к организации образовательского процесса, освоения новых технологий, направленных на изменения характера образования как освоения суммы З У Н – к поисковому, мотивирующему учащихся к самоопределению.

Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы действительности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательский метод обучения занимает важное место в формировании творческих способностей учащихся; дает возможность:

  • обеспечить овладение методами научного познания мира;

  • сформировать мотивацию к исследованию;

  • дать полноценные, гибкие знания;

  • развивать творческое мышление.

Исследовательский метод обучения является одним из условий развития познавательной активности. Творчество и познавательная активность взаимосвязаны.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации УВР, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования; постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитию интереса, расширению знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  • творческому подходу к любому виду деятельности;

  • формированию установок на престижность занятий научной деятельностью;

  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  • формированию развивающей образовательной среды ребенка;

  • профессиональное самоопределение;

  • организации свободного времени.


Цель учебного исследования, по мнению Е.Н. Кикоть, не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых ЗУН, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном обществе.

Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, но это не умоляет значимости учебного исследования.

Учебное исследование – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску, в ходе которого осуществляется передача, обмен между ними культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения.

Для того, чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, педагог должен обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного познания, дать возможность учащемуся самореализоваться через решение научных задач.

Для включения в самостоятельное исследование учителю необходимо и самому владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, получения графиков, карт, схем.

В ходе исследования учитель ученик проходят путь, который может быть реализован в нескольких альтернативных моделях:

^ М1 Учитель знает путь поиска, предлагает пройти это путь ученику, предполагая или зная искомый результат.

Такая модель характерна для школы. На выходе мы имеем реферат с элементами исследования.

М2 Учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата. Предлагает ученику самому решить проблему. На выходе, при умении ученика анализировать, синтезировать, обобщать и т.п., мы имеем полноценные исследование.

Используя эту модель, роль учителя подготовить думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.

^ М3 Учитель владеет методикой и различными методами научного исследования, может обучить им ученика, но они оба не знают пути поиска, ни конечного результата.

Работая по данной модели, на выходе имеем настоящее научное исследование с новизной и элементами открытия.

Для всех моделей необходимо наличие 3-х компонентов:

1 – индивидуальность ребенка;

2 – индивидуальность педагога;

3 – интересный объект исследования.


Сотворчество учителя и ученика, педагога – научного руководителя и ученика – исследователя создает благоприятный психологический климат, положительно влияющий на развитие творческой личности, индивидуальности ребенка, результаты его самореализации.

Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый механизмом поисковой активности и исследовательским поведением.

Исследовательское поведение – вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и исследовательским поведением.

Исследовательское поведение – вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или решения проблемной ситуации.

Чтобы использовать исследовательскую деятельность в качестве новой результативной технологии обучения, педагог должен определить, есть ли у него способные учащиеся, имеющие исследовательские способности, понимающие приемы и способы, необходимые при исследовании. Необходимо:

  • уметь видеть проблему;

  • уметь вырабатывать гипотезы;

  • уметь наблюдать;

  • уметь проводить эксперименты;

  • уметь давать определение понятиям.


Предъявляются особые требования и к педагогу:

  • положительное отношение к ребенку;

  • поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

  • предоставление права на свободу выбора;

  • оценка личности ребенка, его деятельности, поступков;

  • учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Обязательным условием является устранение доминирующей роли педагога. Он выполняет роль консультанта.

Исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

1 – урочно-исследовательская деятельность, где формируются исследовательские умения и навыки:

  • проблемные уроки (9-11 класс);

  • семинары (10-11 класс);

  • практические и лабораторные занятия (9-11 класс);

  • урочные проекты (5-11 класс);

2 – внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:

  • реферативная работа (9-11 класс);

  • проектная работа по интересам (5-11 класс);

  • курсовые по английскому (11 класс);

  • учебно-исследовательские (10-11 класс);

  • научные (10-11 класс);

  • интеллектуальные марафоны (5-11 класс);

  • олимпиады (5-11 класс);

  • конференции (10-11 класс).

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся представлена разнообразными формами: НОУ, детские объединения, клубы, СЮН, турниры, выставки, МАН.

Важно знать отличия исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности учащегося. Различают пять основных видов творческих работ (имеется в виду итоговые творческие работы учащегося, завершающие, являющиеся результатом реализации предметных программ, факультативных курсов): работы информационно-реферативные, проблемно-реферативные; экспериментальные; натуралистические и исследовательские.

Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы (может являться познавательской).

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

Натуралистические – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские – творческие работы, выполненные на основе корректной методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Все данные виды работ структурированы на постановку проблемы, результат и выводы.


^

Внеурочная учебно -исследовательская деятельность учащихся


(из опыта работы)

1.Особое место в развитии учебно-исследовательской деятельности школьников занимает научное общество учащихся, которое ставит своей целью развивать у учащихся научное мышление, интерес к исследовательской работе, углубленно изучать тот или иной раздел науки, воспитывать нравственные качества и духовную культуру, приобретать навыки поисково-исследовательской деятельности, понимать глубоко межпредметную связь.

НОУ школы №3. В его состав входят несколько секций, в том числе и филологическая. В течение нескольких лет мы работаем над единой темой экологического характера: “Антропогенное воздействие человека на окружающую среду”.

Эта работа показывает учащимся неразрывную связь предметов, позволяет выделить общую проблему и найти пути ее решения. Только собственные исследования – наиболее эффективный путь познания.

Тема нашего исследования напрямую связаны с общей темой: Человек и природа в творчестве поэтов и писателей муромского края”.

Технология исследования:

1) Работа начинается с выбора темы, обоснования ее актуальности на сегодняшний день; прорабатывались схемы исследования и утверждались этапы работы. Выполнение работы было рассчитано на 2-3 года, так как в научное общество учащиеся приходят в 8-9 классе, к окончанию школы он может представить законченную работу.

2) Следующий момент – обзор литературы на данную тему; подбор материалов. Эта работа в архивах музея, библиотеках, беседы и встречи с писателями, поэтами муромского края, то есть так осуществлялась поисковая работа по сбору первичного материала.

3) Полученный материал систематизировался, провели лингвистический и филологический анализ, то есть обработку текстов, использовали статистические методы исследования.

4) Заключительная этап исследовательской работы: написание введения, описания хода и результатов работы исследования, заключение, выводов и оформление своей работы.

5) Данные исследование заслушивается на школьной научной конференции.


Существуют и другие продуктивные формы учебно-исследовательской работы.


2.^ Научно-исследовательская экспедиция

является наиболее привлекательной и перспективной в ряду других форм выездной деятельности.

Она наполнена глубоким предметным содержанием, является итогом учебного года и предоставляет возможность учащимся приложить на практике полученные знания.

Экспедиция, как выездная форма образовательной деятельности решает задачи:

  • образовательные. В ходе экспедиции учащийся средствами активной предметной практической деятельности в полевых условиях повышают свой образовательный уровень;

  • культурно-познавательные. Учащиеся в ходе исследования знакомятся с историческими и природными особенностями данного края;

  • спортивно-оздоровительные. Проведение пеших, водных и других маршрутов, целебный воздух, природа – все это укрепляет организм, а полевые условия закаляют;

  • в научные экспедиции привлекаются специалисты научных учреждений, создается социально-образовательная среда, культурное пространство. Погружение детей в эту среду, где главное поиск истины, позволяет школьникам овладеть технологией исследовательской деятельности;

таким образом, данная форма организации исследовательской деятельности является эффективным звеном годового образовательного цикла.

Наша “Исследовательская работа по организации фольклорной экспедиции при изучении экологических традиций” выполнялась в рамках этно-экологического проекта, реализуемого НОУ округа Муром на территории Алешунинского заказника, во время летней научной экспедиции, с 25 июня по 12 июля 2004 года.

Данная этно-экологическая экспедиция являлась комплексной. В ней проводилась работа по разным направлениям:

учащиеся занимались по специальным исследовательским программам и методикам, которые являются составными частями единой исследовательской программы экспедиции. Между членами единого коллектива проходило тесное постоянное общение, задачи, и результаты каждого быстро распространялись среди участников, что вызывало чувство гордости перед друзьями, порождало стремление качественно и большем объеме выполнить свою работу.

Учитывая специфику своего предмета, наша группа, это учащиеся и учителя школы №3, занимались этнографическими исследованиями, изучали традиционную культуру, фольклор и выявляли экологические традиции на территории деревни Алешунино, Сосницы, Красный Бор, Боровицы, так как экспедиция проводилась в рамках этно-экологического проекта “Друзья заповедного леса”


Чем это вызвано?


Экологический кризис заставляет человечество искать способы разумного, гармоничного взаимоотношения с природой (неразрушительного природопользования), на протяжении 2-х столетий человечество стало ускоренно разрушать окружающую среду.

Обратится к опыту прошлого, изучению экологической культуры и воскрешению полузабытых традиций, которые являются достойным примером для современных людей, рекомендуют мыслители и ученые прошлого и современности (гипотеза).

Примером такого гармоничного сосуществования человека с природной средой является традиционная культура народов, фольклор.

Цель педагогическая:

формирование экологической культуры современного поколения через изучение традиций края по материалам УНТ.

Цель ученическая:

Изучить экологические традиции края по материалам УНТ жителей деревни Алешунино и близ лежащих деревень.

Задачи педагогические

Задачи ученические


1 Изучить по литературным источникам традиционные способы взаимодействия природы и человека и методы их изучения

2. Изучить опыт деятельности в этом направлении

2.Собрать и паспортизировать материал УНТ

3.Организовать исследование

3.Выделить элементы традиционной экологической культуры

4. На основе полученного опыта и материалов выделить особенности исследования национальных экологических традиций

4.Выделить природные объекты и почитаемые на данной территории


1.Уже на 3ий день экспедиции мы организовали знакомство с жителями деревни Алешунино, налаживали контакты, выявляли информаторов.

2 Следующий этап – сбор информации. В ходе исследований были использованы методы сбора краеведческого материала:

  1. анкетный опрос населения (вопросники разрабатывались заранее);

  2. сбор и паспортизация первичного материала;

  3. описание обрядов, праздников;

  4. личное знакомство с природными объектами экологической культуры, их фотофиксация;

3 Днем проводили в деревнях запись материала, а вечером шла камеральная работа согласно методике. Каждый вел свой полевой дневник исследователя и полевой журнал с описью собранного материала.


Что дает такая исследовательская работа?


Ребята учатся находить общий язык с людьми совершенно другого возраста, социальной принадлежности; многие окрыли для себя многогранный мир традиционной культуры, стали более глубоко понимать современные культурные процессы; укрепление здоровья; хороший физиологический фон определяет успешную учебу в течение года.


4. В ходе настоящего исследования было изучено 10 литературных источников, выявили экологические традиции в национальных культурах народов центральной России; сравнили, сопоставили, проанализировали собранный нами материал на предмет экологичности.

Статистические данные:

опрошено было 16 человек в возрасте от 55-90 лет;

произведено – 98 записей, первичный материал паспортизирован.

Среди элементов УНТ записано 29 быличек, 14 песен, 12 частушек, 5 примет, 4 поверья, 7 загадок, описано 2 обряда и 21 праздник.


5. На следующем этапе в ходе исследования собранного материала выявили этно-экологические традиции края:

  • вера в спасительные и целительные силы природы (Попов луг деревни Алешунино; Каликин родник деревни Михайлово);

  • почитание среди животных лошади и растительных сообществ (Галямин Бор, Платонова сосна деревни Красный Бор);

  • почитание природных объектов;

  • принципы рационального природопользования (правила охоты, рыбной ловли, посещение водоемов);

  • понимание ответсвенности человека за проступки, совершенные против природы (использовали методику Киселевой Н.Ю.).


^ 6. Оформили выводы.


7. Важнейший этап – итоговая конференция. Каждый отчитывался о проделанной работе. На таких конференциях ощущается межпредметная связь; развивается монологическая речь; формируется представление о значимости своего труда.


8 1 полугодие – работа над оформлением доклада; подготовка к городской научно – краеведческой конференции.

^

Планы на будущее


1. Продолжить изучать собранный материал; дополнять новыми текстами;

2. Возрождать традиции края:

  • просветительная работа среди населения;

  • развитие этно-туризма с целью воспитания экологической культуры.



3. Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся в области топонимики г. Мурома,

которая проводилась в 2000году в течение летней экологической практики, исследование проводилось учениками 8 класса – 9 класса школы №3.

Технология:

  1. На вводном занятии учащиеся ознакомились с основными понятиями из области лингвистики; обсудили тему исследования, актуальность проблемы, это заинтересовало ребят.

  2. На втором занятии обсудили план работы, цель и задачи; занимались разработкой вопросника, изучали опыт деятельности в данном направлении.

  3. Следующий этап – действенно-практиктический.

Работа с информантами, поиск и сбор первичного материал: 1группа занималась исследованием современных и исторических названий улиц; 2 группа-исследовала «рыночную» микротопонимику; 3 группа исследовала неофициальную микротопонимику

Работа производилась индивидуально и по группам.

^ Методы исследования:

1) соцпрос населения;

2) опрос работников торговых точек по специально разработанному опроснику;

3) работа с учебниками, книгами, словарями в архиве библиотеке историко-художественного музея г. Мурома, беседы с сотрудниками архитектурного и торгового отделов администрации города Мурома – сбор необходимого материала.


  1. Паспортизация собранного материала; исследование топонимов с точки зрения происхождения названия исторического и современного.

5.Выводы и оформление.


Библиография



1. Научно-методический журнал “Исследовательская работа школьников”,

№2 2002 г., №3 2003 г., №4 2004 г.

2. В.И. Загвязинеский “Учитель как исследователь”, издательство “Знамя”, М.: 1980 г.

3. Ю.К. Бабанский “Проблемы повышения эффективности педагогических исследований”, М.: “Педагогика”, 1982 г.

4. Научно-практический журнал “Завуч” №1 , 2001 г.


Тема по самообразованию


^ Использование проектных технологий в обучении.


На сегодняшний момент выстроилась система работы по организации фольклорных, этноэкологических исследований и собирательской практики учащихся.

В 2008г обобщила опыт педагогической деятельности по данному направлению (2004-2007г проект « Друзья заповедного леса» ).

Результаты пед.опыта ежегодно представлялись на окружных и региональных научно-практических конференциях:


2001г-1место г. Муром.

2002г.- Добрынкинские чтения г.Муром.

2004г.- 2место г.Муром.

2005г.- Грамота Управления образования г.Муром.

2005г.- Диплом за участие в фестивале «Молодежь. Культура. Экология» г. Нижний Новгород.


^ Опыт опубликован:


Сборник научно-практических работ «Друзья заповедного леса», г.Муром, 2005г.

Журнал «Лесной бюллетень»№4, 2005г., г.Москва.

В процессе пед.практики было организовано несколько этно-экологических экспедиций в рамках проекта «Друзья заповедного леса», где проводились исследования экологических традиций края на фольклорном материале.

Итогом работы явилось создание этно-экологической тропы, накоплен богатый фольклорный материал.


^ Управление образования администрации округа Муром

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3

Окружная научно-практическая педагогическая конференция «Память»


Особенности проведения

фольклорных экспедиций при изучении

экологических традиций края


Выполнила:

С.В.Наумова,

Учитель русского языка

и литературы


г. Муром


Тема: Особенности проведения фольклорных экспедиций при изучении экологических традиций края.

Данное исследование в рамках этно - экологического проекта «Друзья заповедного леса», реализуемого научным обществом учащихся округа Муром.

^ Цель проекта:

Развитие на основе социального партнёрства на территории государственного заказника «Муромский» природоохранной деятельности и системы непрерывного экологического образования путём организации этно – экологического туризма.

Одним из средств развития природоохранной деятельности на ООПТ определено изучение и распространение сведений об экологических традициях края.

Наше современное технократическое общество на протяжении последних двух столетий стало ускоренно разрушать окружающую среду, доведя её до кризисного состояния. Столкнувшись с экологическим кризисом, человечество начинает искать способы разумного, рационального, гармоничного взаимоотношения с природой. Учёные заговорили о необходимости становления культуры взаимоотношения с природой на основе неразрушающего природопользования. Обратиться к опыту прошлого, к изучению экологической культуры и воскрешению полузабытых традиций, которые являются достойным примером для современных людей отношения к природе рекомендуют мыслители и учёные прошлого и современности. (Гумилёв Л.Н .,1993; Борейко В.Е.,1998;

Зеленков А.И., Водопьянов П.А..,1987; Морохин Н.В.,1997; Налимов В.П.,1928).

Примером такого гармоничного сосуществования человека с природной средой является традиционная культура народов, фольклор. Традиционную культуру необходимо изучать по нескольким причинам: во–первых, традиционная культура экологична, поскольку более осторожно воспринимает природный и человеческий мир, в ней отсутствует потребительское отношение; во–вторых, для неё характерно особое – символистичное – восприятие всех объектов и явлений мира. Сущность такого восприятия – многозначность: всякий предмет быта, всякий природный объект в жизни человека может иметь несколько смыслов, назначений, что характерно для более для более глубокого, сложно иерархического, многосмыслового ценностного восприятия природных объектов.

Традиционная культура, в – третьих, всегда природно-конкретна, поскольку отражает жизнь и развитие географически- конкретной совокупности людей в совершённо конкретном особенном природном ландшафте. Формы хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны (Галчинова, Доронин, 2003). Они включают в себя традиции неразрушающего природопользования. Грамотное их изучение и популяризация, как отмечают авторы, - важнейший путь преодоления экологического кризиса.


Цель педагогической деятельности:

Формирование экологической культуры современного поколения через изучение экологических традиций края по материалам устного народного творчества.

Задачи:

  1. Изучить по литературным источникам традиционные способы взаимодействия человека с природой и методы их изучения.

  2. Изучить существующий опыт деятельности в данном направлении.

  3. Организовать с учащимися экспедиционное исследование экологических традиций края на основе сбора элементов устного народного творчества.

  4. На основе полученного опыта и материалов выделить особенности исследования национальных экологических традиций.

Традиционная культура остаётся современной. Большинство людей, проживающих вне крупных городов, являются её носителями. Фольклор, традиционные календарные праздники, ремёсла, представления о мире природы, формы природопользования, быта, хозяйствования и т.п. составляют структуру современной культуры.

В современном городе не знают традиционную культуру. В районах знают, но не считают чем-то особенным, не поддерживают, не популяризируют, от чего её не знают и в городе. Отсюда парадокс: традиционная культура неизвестна, исчезает или интерпретируется неверно. Городская техногенная культура, при отсутствии грамотных представлений о традиционной культуре, разрушает реальное многообразие традиционных культур, так о них и не узнав. Поэтому основным средством формирования экологической культуры становится исследовательская экспедиция, имеющая действенно-практическую направленность. Экспедиция позволяет учащимся напрямую общаться с носителями традиционной культуры; погрузиться в культурную среду; повысить уровень экологического образования и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности.

Материалом данного этнографического исследования явились элементы устного народного творчества, составляющие часть современной традиционной культуры населения на территории округа Муром в границах госзаказника «Муромский».

Экспедиционная работа проводилась летом с 26 июня по 10 июля и 20, 26 августа 2004 года. Исследованиями были охвачены жители деревень Алешунино, Красный бор, Сосницы, Михайловка, Боровицы (приложение 1).

Сбор краеведческого материала осуществлялся группой этнографов средней школы №3, являющихся членами Научного общества учащихся округа Муром (НОУ), участвующих в реализации проекта «Друзья заповедного леса» (приложение 2).

В ходе экспедиционных исследований использованы следующие методы сбора историко-краеведческого материала:

1. Анкетный опрос населения (приложение 3);

2. Сбор и паспортизация элементов устного народного творчества (приложение 4);

3. Описание обрядов, праздников;

4. Личное знакомство с объектами экологической культуры и их фотофиксация.

В ходе работы экспедиции велись Полевой журнал с описью собранного экспедицией материала и Фотодневник. Каждый член группы вел собственный дневник исследователя. Обработка и паспортизация первичного материала проводилась в условиях камеральных работ согласно методике.

Особое внимание при сборе первичного материала уделялось особенностям экологического содержания, которое следовало установить. Для чего был разработан Вопросник исследователя экологических традиций (приложение5).

В ходе настоящего исследования изучено 10 литературных источников на предмет выявления экологических традиций в национальной культуре коренных народов центральной России.

Под экологическими традициями следует рассматривать:

  • веру в спасительную и целительную силу природы;

  • почитание животных и растений;

  • охрану уникальных природных объектов;

  • принципы рационального природопользования;

  • понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы (Киселёва Н.Ю., 2000)

Устное народное творчество является важной составляющей традиционной экологической культуры любого региона. Фольклор, традиционное искусство воплотили в себе опыт, выработанный тысячелетиями существования народов. Природопользование всегда было одной из важнейших сфер человеческой жизни. Многовековый опыт взаимоотношения человека и природы не мог отразиться в традиционном искусстве. Традиционное искусство несло важную миссию передачи новым поколениям представление об идеале в отношениях с природой. Это заставляет внимательно изучать произведения фольклора, что бы осмыслить его роль и возможности в передаче экологической культуры. Фольклорный текст многое открывает в обряде, поверии, даёт возможность осмыслить тот или иной запрет, придать ему эстетический смысл.

Жанровая система фольклора разнообразна. Сказки, предания, легенды, пословицы, прибаутки, былички, эпические, прозаические жанры, обращённые в прошлое.

Предания передаёт «давно минувшие, но реальные дела и исторические лица»;

Легенда – поучительное, фантастическое произведение с выраженными религиозными мотивами и сверхъестественными существами в качестве действующих лиц; былички – « произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами, о нереальных событиях, которым и рассказчик, и слушатели придают значение реальных фактов». Произведения, посвящённые духам природы, составляют особую группу фольклорных текстов – быличек. С такими произведениями нередко связана система нравственных запретов. Запреты имеют мистическое или реальное объяснение: оно запрещает действие опасное для здоровья человека, для его хозяйства, для окружающей среды. Если запрет нарушается, то силы наказывают нарушителя. Духи природы оберегают разные сферы окружающего мира: воду, лес, поле. Именно они хозяева, а не человек, даже в доме он не абсолютный хозяин: в доме хозяин – домовой; в овине – овинник; в бане – банник; в лесу – леший, на водоёмах – русалки, кикиморы (Забылин М.,2003) (приложение 6).

Каждый народ (этнос) выработал на протяжении веков самобытные этно-экологические традиции, обусловленные территориальными особенностями и временем проживания. Но отмечается и много общего в представления о мире разными народами.

Так у этнических народов Поволжья – марийцев, мордвы, славян – присутствуют в культуре духи воды, леса, призванные прежде всего оберегать подвластные им стихии, а особо значимые объекты природы становятся священными и запретными для обыденного и массового посещения и использования (Киселёва Н.Ю., 2000) (приложение 7).

В ходе экспедиционных исследований было опрошено 16 человек в возрасте от55 до 90 лет. Произведено 98 записей, первичный материал паспортизирован (приложение 8). Среди элементов устного народного творчества записано 29 быличек, 14 песен, 12 частушек ,5 примет, 4 поверья, 7 загадок, а также описаны 2 обряда и 21 праздник.

На следующем этапе исследований проведён анализ текстов быличек, поверий, и песен на предмет выявления экологических традиций. В качестве экологических традиций края выявлены:

Вера в спасительные и целительные силы природы. На данной территории воде придаётся особое значение. Это край озёрный, речной, так как находится в пойме реки Оки, богатой старицами и небольшими озёрами. Здесь вода воспринимается как сила, приносящая людям добро, но в зависимости от отношения к ней людей, может по- разному проявить себя. У населения сохраняются традиции охраны родников , колодцев – оберегается их чистота .

( О Каликином роднике устный рассказ)
^

В Михайловку ходили на Каликин родник , там озеро и рядом родник . Он чистый . На


Крещение тут молятся , читают ,берут воду . Вода чистая ,все озера чистые .

( Записано в деревне Алешунино от 26.06. 2004г. от Пыченковой Таисии Михайловны 1937г.р.)

На Крещение вся вода святая , насекомые и животные замирают , вода чистая стоит , не портится.(Записано в д.. Боровицы 1.07.2004г. от Зайцева Алексея Ивановича 1937г. р)

Родник расположен на краю деревни, здесь не ездят машины, нет пыли. Так как жители с уважением относятся к воде , то примеров разрушительных действий, наказания со стороны стихии не упоминается, только отмечаются наводнения весной в разлив.

Особое отношение жителей д. Алешунино отмечается к Попову (Некрасовскому ) лугу, что расположен за озером Мичкарь , на котором любил охотиться Н. А. Некрасов .

^ Целебная роса ( быличка)

Собирают лекарственные травы в Иванов день и росу .Одевают белое все , стирильное как бы и марлячкой смахивают в бидон , глаза ею лечат. Вот родственник Иван натер ногу, мозоль , нога-то посинела , в больнице сказали: « Надо ногу отнимать». Пошел к Марусе . Вот промыла ,сделала примочку, за одну ночь все побелело. «Где лечили , кто лечил?»- спрашивают его.

(Записано в д. Алешунино от 26.06. 2004г.от Пыченковой Таисии Михайловны 1937г.р)

Почитание растений и животных. Среди животных почитают лошадь. Это тотем жителей данной территории. Лошадь – кормилица, тягловая сила. 31 августа- престольный праздник – Лошадиный день. День Флора и Лавра – лошадников. Лошадь не заставляли работать, украшали лентами, она свободно паслась на лугу.

^ Лошадий день (устный рассказ)

Кака-то была икона, ее носили во время Крестного хода по деревням .Фролов день- лошадий день, ведь на лошадях работали раньше , лошадей справляли., кормилица была.

(Записано от 28.06.2004г. д.Алешунино от Мишаниной Раисы Степановны .1924г.р.)

Охрана уникальных природных объектов. Следует отметить особое отношение, почитание людьми изучаемой территории родовых деревьев, посаженных предками. Интересен устный рассказ о почитаемой жителями д. Красный бор Платоновской сосне. Сосну почитают здесь за целебные свойства и красоту, не вырубают варварски. Деревня названа по цвету красных стволов сосен, которые окружают её.

^ Пашина сосна ( устный рассказ)

Родители приехали, дяденька Платон был. Сосны вырубали , а он не стал рубить сосну на своей усадьбе, оставил .Ей много лет. Над ней вороны вьются , пугают кур, срезать надо. «Не надо ,- говорю ,- это память дяденьки Платона.» Идешь, сосна дяденьку Платона напоминает. Он хороший человек был, работник золотой .

(Записано в д.Красный бор 30. 06. 2004г.от Пичугиной Анны Ивановны , 1928г.р.)

Родовое дерево(поверье )

Мой отец , когда был мальчиком , дерево посадил .И вот старость пришла. Мой отец начал болеть, а дерево сохнуть.А когда отец умер, царство ему небесное , на дереве появились новые побеги .

(Записано в д. Алешунино 27.06. 2004г.от Драновой Раисы Степановны ,1938г.р.)


Уникальным природным объектом считается Галямин бор. На север от бывшего имения Некрасова находится лес, который переходит в Галямин бор, за ним далее проходит озеро- река Виша. В бору до сих пор растут вековые дубы, которые помнят

Н.А.Некрасова как охотника . Это было и любимым местом молодёжи, здесь

собиралась она по вечерам, играли на гармони, пели песни. Приходили сюда и

влюблённые. По- видимому, благоприятная среда леса привлекала людей. Красота,

чистый воздух, близость озера, богатый растительный мир притягивают к себе,

раскрепощают душу, облагораживают и выстраивают чистые отношения между людьми.

Про Галямин бор сложили песню.

^ За грибами .

За грибами в лес девчонки гурьбой собрались ,

а дошли до чащи леса - все поразошлись .

И грибов не собирают , только мнут траву ,

а по лесу раздается весело ау .

^

А одна из них девчонка и травы не мнет


Об одном она мечтает : « Долго мил не идет» .

Вдруг кусты зашевелились, бедная глядит,

перед ней красивый парень , молодой стоит .


«Ждешь ты, ждешь меня ,родная», - парень ей сказал

и привлек ее в объятья ,крепко целовал .

«Не целуй меня ,мой милый , душу не губи ,

а другую , городскую , лучше полюби .

Городская – развитая , счастлив будешь с ней ,

меня , бедную крестьянку , позабудь скорей !»

«Нет , тебя я не забуду ,милая моя , буду осенью жениться –

возьму за себя»


За грибами в лес девчонки гурьбой собрались ,

а дошли до чащи леса – все поразбрелись .

И грибов не собирают ,только мнут траву ,

а по лесу раздается весело ау .

Галямин бор .

Уходили гулять сюда. Места в деревне не было. Ночью просили не мешать, уходили в Галямин бор. Там были лавочки, места, пели песни, сидепи парочки.

«Записано 28.07.2004г. в деревне Алешунино от Кокурошниковой Раисы Михайловны )


Принципы рационального природопользования. Сохранились на данной территории и

соблюдаются запреты в отношении растительного мира. Нельзя работать и ходить в лес

на Духов день, Троицу, Ильин день: Земля именинница. Она отдыхает и дышит.

Воздвижение – день змей. Не ходят в лес. На Троицу почитают растительный мир.

Ходили в лес за папоротником и раскладывали в сенях по лавкам. Папоротник был

ростом с человека. Украшали окна берёзовыми веточками, заплетали.

Запреты на животный мир:

- нельзя охотиться на уток летом, когда они сидят на гнёздах,

- нельзя раньше было ловить рыбу линь, так как считалась королевской рыбой.

Понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы.

В большинстве собранных быличек, поверьях, устных рассказах чётко прослеживается связь с духами воды, леса, растительности, домашнего быта.

^ Песнь о русалке.

Однажды поздней осенью с охоты я спешил .

В лесу сгущались сумерки и дождик моросил ,

И что-то мне почудилось, окликнуло меня ,

^ И в недоразумении остановился я.

Навстречу ко мне девушка выходит из кустов ,

Оборванна и грязна, в грязи , без башмаков .

На шею ко мне бросилась, повисла на груди.

-Милый мой, желанный мой, постой , не уходи.

И ночку всю-то темною с тобой мы проведем ,

^ Нам будет с тобой весело и хорошо вдвоем.

Погода перменилася , и дождик перестал,

А молодец красавицу в объятьях целовал.

-Скажи , скажи , красавица, откуда ты пришла?

^ Где дом , где твоя родина? Я провожу тебя.

-Вот дом, вот моя родина , замшелый лес шумит ,

я девушка безродная , -красотка говорит .

Метнулась среди озера, повисла над водой, сказала:

«До свидания» и скрылась под волной.

(Записано в д. Алешунино 29.06.2004г.от Мишаниной Раисы Степановны 1926г.р.)

«Песнь о русалке», содержит описание встречи охотника и русалки поздней осенью в лесу. Детально, подробно описывается русалка: «оборвана и грязная, в грязи без башмаков». Встреча для охотника оказалась неожиданной, вызвала недоразумение. Русалка окликнула охотника, бросилась на шею, повисла на груди. Она упрашивала его остаться с ней. Не обидел её, не нагрубил, не испугался, проявил даже сострадание, но не остался с ней, так как они представители разных миров. В этой песне чётко прослеживается мысль о связи реального мира с потусторонним. Данное произведение не содержит запретов, содержит информацию о поведении в подобной ситуации, учит как вести себя.

^ На озере Беловощь ( быличка )

Два брата пошли купаться. Старший брат остался на берегу, а младший пошел в воду. Тут страшная седая женщина потащила его под воду. Младший кричит : «Шурка, Шурка!», а старшему слышится : «Щука, щука.» А дальше я уж не помню , как-то они выбрались.

(Записано от 30.06.2004г. в д. Красный бор от Пичугиной Анны Ивановны 1928г.р.)

Необычно в быличке то, что кикимора обитает в воде, возможно, это была не кикимора, а водяной в облике женском. Человек, по-видимому, нарушил водную стихию. Начал кричать, проявлять беспокойство. Мы не знаем, был ли у него крест, в какое время он купался, что могло бы послужить причиной появления духа водной стихии.

Ряд быличек повествуют о нечистой силе, которая в образе огненного шара приходит к людям во время тоски, печали по умершему. Нечистая сила пугает, страшит. Нельзя сильно тосковать и убиваться. Запрет нарушается- это вызывает появление нечистой силы из потустороннего мира. Быличка предостерегает.

^ Огненный шар ( быличка)

У тетеньки Настасьи летал дяденька Анисим .Чего-то я слышала, но не точно. Он в войну умер, она сильно тосковала по нему. Вот говорили ,что какой-то шар рассыпался над домом. Летал к ней –жалела.

^ Летом шли мимо дома, там умер кто-то. Шар летел, летел, на крышу сел огненный .Сел и рассыпался.

(Записано в д. Красный бор 30.06.2004г. от Машковой Людмилы Николаевны ,1927г.р)

Интересен следующий традиционный мифологический образ, бытующий в сознании

людей изучаемой местности. Это домовой. По мнению жителей, он есть в каждом

доме. Его задабривают: оставляют блюдце с молоком и хлеб. Домовые бывают

добрые и злые. Одни оберегают дом, другие приносят неприятность. Это зависит от

поведения людей. Если человек нарушает нормы поведения в быту или нормы

морали, то его ждёт неприятность.

^ Домовой (быличка)

Домовой жил каждом доме. Старались под печку поесть ставить : блюдце с молоком и задобрить. Были домовые разные .Одни оберегали дом , другие могли сделать неприятность.

(Записанов д. Сосницы 5.07.2004г.от МоисеевойВалентины Васильевны 1925г.р.)


Таким образом, данное понимание ответственности за свой поступок проявляется в большом числе записанных быличек, которые учат человека общаться с окружающим природным миром в присутствии многообразных мифологических образов, призванных оберегать, предупреждать, наказывать. Неосторожность, нарушение норм поведения приводили к беде, о чём и повествуют многие былички. Былички – это рассказы о встрече человека со сверхъестественными существами, о нереальных событиях, которым рассказчик и слушатель придают значение реальных фактов. Поэтому не случайно быличка как жанр долгое время была запретом.

Духи природы оберегают родные сферы окружающего мира: воду, лес, поле. Именно они здесь хозяева. Жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лещим; неосторожность к своим детям в «неурочный « час приводила к потере. Таким образом, для человека традиционной культуры мир воспринимался как многозначный, где есть нечеловеческие миры, живущие по своим законам, для которых человек не имеет значения, но которые человек всегда с осторожностью должен предполагать. Современный человек утратил эти представления, он живёт схематично. Былички, их образная система учат человека умению вести себя, входить в этот многозначный мир, находить выход из ситуаций.

На следующем этапе работы изучение и анализ записанных материалов позволили выявить ряд объектов, наиболее почитаемых и значимых у местного населения, занимающих определённое место в их современной традиционной культуре природопользования. К этим объектам следует отнести Каликин родник в д. Михайловка, Платонову сосну в д. Красный Бор и Галямин бор к северу от д. Алешунино. Данные объекты, а также упоминавшиеся в настоящей работе Попов луг, озера Виша, Беловощь могут являться основными объектами экологического образования.

Каждый выявленный объект- носитель экологических традиций изучался , и создавался его этно-экологический паспорт. В паспорт включались:

  • Дата получения информации об объекте;

  • Перечень людей, от которых получена информация;

  • Традиции использования природного объекта;

  • Традиции ограничения использования объекта;

  • Случаи, понимаемые как предупреждения;

  • Информация о позитивном значении .

На следующем этапе систематизации полученной информации определялась типология чудесных случаев, случаев взаимодействия человека с различными существами, историй и природных топонимов.

Вся полученная информация сводилась нами в форме Карты традиционных экологических представлений района исследований . Это позволяет выявить комплекс значений того или иного природного объекта в традиционной культуре края и его начальное значение для дальнейшего дополнения и углубления карты в ходе экспедиционных исследований .

Из всего сказанного следуют

ВЫВОДЫ:

  1. По библиографическим источникам изучены традиционные способы взаимодействия человека с природой и методы их изучения, дано определение понятию «экологические традиции края», определены их содержательные формы.

  2. Сформирован опыт изучения экологических традиций края и выделены особенности организации исследовательской деятельности со школьниками.

  3. На территории дд. Алешунино, Красный Бор, Боровицы, Сосницы и Михайловка собран и паспортизирован фольклорный материал, отражающий традиционную экологическую культуру населения небольшой территории, единой по своим природным и этническим условиям.

  4. В ходе анализа полученных материалов выявлены элементы традиционной культуры, отражающие экологические традиции края, среди которых присутствуют:

а. Вера в спасительные и целительные силы природы на примере Попова луга (д. Алешунино) и Каликина родника (д. Михайловка);

б. Почитание среди животных лошади (престольный праздник в Лошадий день – день Флора и Лавра – лошадников), а так же растительных сообществ Попова луга, Галямина бора, родовых деревьев (дд. Алешунино, Красный Бор);

в. Охрана уникальных природных объектов: Платонова сосна (д. Красный Бор), Галямин бор (д. Алешунино), Каликин родник (д, Михайловка);

г. Принципы рационального природопользования, проявляющиеся в соблюдении сроков и правил охоты, рыбной ловли, сбора растительных продуктов, посещения леса и водоёмов.

д. Понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы, проявляющиеся в большом числе записанных быличек, которые учат человека правилам общения с окружающим природным миром, и в присутствии разнообразных мифологических образов, призванных оберегать, предупреждать, наказывать.

5. Выявлены объекты этно-экологичесой культуры, требующие особой охраны как памятники природы:

* Платонова сосна (д. Красный Бор)

* Галямин бор (д. Алешунино)

* Каликин родник (д. Михайловка).

6. Составлена первичная Карта традиционных экологических представлений района исследований.


Библиография.



  1. В.Е Борейко. Святилища дикой природы. – Киев. Киевский эколого- культурный центр. 1998

  2. Галчинова О.Н. Доронин Д.Ю. Педагогическое осмысление традиционной культуры. Методическое пособие. – Н Новгород. ОЦРТДи М. 2002

  3. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М. Ди-Карт. 1993

  4. Забылин м Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. – М., ЭКСМО, 2003

  5. Зеленков А.И. Водопьянов П.А. Динамика биосферы социокультурные традиции. – Минск. Университет. Изд.1987

  6. Киселёва Н.Ю. Экологические элементы сознания и религия. – Н. Новгород. Ф. « Просвещение», 1993

  7. Киселёва Н.Ю. Национальные экологические традиции и их изучение. – В ж. «Вестник АсЭкО», №1, 2000

  8. Морохин Н.В. Методика собирания фольклора. М. Высшая школа. 1990

  9. Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной культуре Н. Поволжья.-Киев. Киевский эколого-культурный центр. 1997

  10. Налимов В.Г. Священные рощи удмуртов и мари – В ж.»Охрана природы». №4. 1982.



Работа с учащимися


Результаты учащихся в конкурсах, конференциях:

2002г-1место г. Муром, научно-практическая краеведческая конференция.

2004г- 1место г.Муром, научно-практическая краеведческая конференция.

2005г.- Диплом по этно-экологии г. Нижний Новгород.

2005г.- лауреаты Всероссийского конкурса «Зеленая планета».

2005г.-2место МиВлГу г.Муром конференция среди школьников и студентов.

2006г.-Дипломы 1и 2 степени, региональная конференция по этно-экологии.

2007г.-3место г.Муром, краеведческая конференция.

Публикации:

«Новая провинция»2006г.

«Муромский край» 2007г.

«Переходный возраст» 2007г.


Результативностью является личностное, духовно-нравственное развитие учащихся, формирование методологической культуры.





^ Название проекта"Друзья заповедного леса".

Название организации заявителя МОУ"Средняя школа №3"г.Мурома, Владимирской области, ул. Ленина,18.

^ Цель проекта направлена на практическое улучшение территории госзаказника "Муромский", на развитие системы экологического  образования через организацию этно-экологического туризма.

^ Сроки реализации. Проект рассчитан на несколько лет, включая учебный год и летний выездной лагерь экспедицию.

Раздел 1.

Проект носит комплексный характер. Направления проектирования: экологическое и историко-культурное, этнографический аспект.

Заявитель Наумова С.В., учитель сош№3 г. Мурома. Адрес: г. Муром, ул. Кленовая 12а-87.

Партнеры: члены Фоминского и Алешунинского школьных  лесничеств, НОУ ок. Муром.


^ Участники проекта




Ф.И.О.

Место работы

Должность в проекте

Обязанность по проекту

1.

МурграфЕ.Н.

 сош№3, учитель биологиии экологии;зам директора по воспитательной работе

Руководитель проекта

 специалист по социально-экологическому проектированию

2.

Наумова С.В.

  сош№3,учитель русского языка и литературы

Автор проекта, руководитель этнографического аспекта

специалист филолог,этнограф

3.

Лобкова Т.В.

  сош№8,учитель биологии

Автор проекта

специалист геоботаник, флорист

4.

КузнецоваТ.В.

 сош№1,учитель географии

Автор проекта

специалист географ,гидробиолог

5.

Кудашева Е.М

 радиотехникум, преподаватель биологии,  психолог

Руководитель экспедиционного отряда

специалист биолог, орнитолог

Раздел 2.

^ Актуальность проблемы

В центре внимания экологическая проблема. Современная экологическая ситуация характеризуется не только исчезновением многих видов растений и животных, но и нарушением их эволюции, что ведет к опасным последствиям для генофонда. Поэтому актуальным становится охрана не только редких, но и генетически ценных видов растений и животных.

В условиях экологического кризиса человек начинает искать способы разумного, гармоничного взаимоотношения с природой. Пример такого гармоничного сосуществования человека  и природы являет традидиционная культура, фольклор. Традиционная культура всегда экологична, символистична, природно - конкретна, включает традиции неразрушающего природопользования (Галчинова, Доронин 2003), но она подавляется техногенной  и массовой поп- культурой, в итоге разрушается и исчезает. Все это заставляет внимательно изучать традиционную культуру,фольклор, чтобы осмыслить ее роль в передаче экологической культуры.

^ Цель проекта:

 Развитие природоохранной деятельности на территории госзаказника "Муромский"(ООПТ ) и системы непрерывного экологического образования через организацию этно-экологического туризма.

Этно-экологический туризм выступает как форма организации природосообразного поведения в природе, направленного на практическое улучшение состояния территории, на экологическое воспитание, на улучшение здоровья и эмоционального состояния туристов. Знакомство туристов с местной традиционной культурой способствует ее пропаганде  и сохранению. Этнографические и фольклорные исследования на предмет выявления экологических традиций края являются  основой данного проекта.

Задачи:

1.Вовлечь учащихся в проектную деятельность по изучению традиционной культуры края (д.Алешунино и прилегающие территории) с целью выявления экологических традиций.

2.Провести научно-исследовательский лагерь-экспедицию на базе госзаказника"Муромский" (д.Алешунино).

3.Разработать этно-экологический туристический маршрут на базе школьного лесничества(Алешунино).

4.Продолжить инвентаризацию флоры и фауны госзаказника в весенний и летний период.

5.Организовать экологический мониторинг.

6.Провести итоговую конференцию.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации проекта:

1.Учащиеся познакомятся с основными понятиями науки этнографии,топонимики, овладеют исследовательскими приемами и методами: сбор и паспортизация полевого материала, проведение опроса жителей, описание праздников и обрядов и т.д.

2.Будут проведены этнографические исследования экологических традиций края, выявлен гуманитарный потенциал экологического туризма, разработан этно-экологический машрут на базе Алешунинского школьного лесничества. Проведены первые экскурсии.

3. Организована информационная компания в средствах массовой информации. Выпущены агитационные листовки-анкеты; подготовлены рекламные буклеты об этно-экологическом маршруте; оформлена фотовыставка о результатах проекта.

4. Проведены экологические акции по благоустройству ООПТ; участники приобретут социально-значимый опыт экологической деятельности, который ляжет в основу экокультуры молодого поколения.

5.Местное население,структуры местной власти увидят новые перспективы развития территории, в частности, в направлении экотуризм.

^ Деятельность в рамках проекта.

1этап. "Погружение в проект". Разработка проекта уч-ся. Учитель предлагает проект,формулирует задачи исследования, указывает на актуальность, пробуждает интерес к работе, очерчивает проблемное поле, предлагает один из вариантов рассмотрения.

2 этап. Подготовка участников к осуществлению проекта. Подготовка проводится по программам спецкурсов по направлениям  исследований: флора,фауна, этнография, охрана природы. На этом этапе подготовки проводятся обучающие практикумы по методам и приемам исследования традиционной культуры: сбор и паспортизация полевого материала, проведение опроса местного населения, описание праздников и обрядов; уч-ся знакомятся с основными понятиями науки этнографии, топонимики, ономастики; сдаются зачеты.

Осуществляется подготовка материально-технической базы лагеря -экспедиции, встречи с представителями госзаказника"Муромский", разрабатываются маршруты поездок, проводится обучающий семинар по программе мониторинга для участников проекта.

3 этап. Исследовательский, экспедиционный. Проведение лагеря-экспедиции ( 10- 21 день) Алешунино.

Экологическое образование включает: экскурсии, интерактивные занятия на природе.

Природоохранная деятельность -  информационно-практические акции.

Исследовательская деятельность: выездные или пешие маршруты для работы на природных объектах или в с местным населением, сбор фольклорного материалаи и камеральная обработка, предполагается индивидуальная работа по выбранной теме или групповая( "Свадебные обряды на территории д. Алешунино", "Народные праздники и игры", "Результаты изучения экологическихтрадиций края по материалам фольклорных исследований в д. Алешунино и прилегающих территорий"). Ежедневные отчеты групп по природоведческому, этнографическому, экологическому направлениям, на основе этого идет формирование банка данных для ООПТс целью  дальнейшей этно- экотуристической деятельности, разработки модельных маршрутов для проведения экскурсий.  В завершении экспедиции отчетная конференция.

4 этап. Обобщающий. Анализ, обобщение, оформление результатов исследований. Старшеклассники оформляют исследовательские работы в форме рефератов, презентацийи и представляют на итоговой конференции, а также конференциях городских и региональных.

Вся деятельность по проекту освещается в средствах массовой информации, газете"Переходный возраст". Фотоматериалы экспедиции используются для создания выставки, рассказывающей об экологических  проблемах и результатах проекта.


График мероприятий.

Этапы

цель

мероприятия

сроки проведения

ожидаемый результат

1этап

организация тематического кружка,факультатива, элективного курса; знакомство с темой, задачами предстоящего проекта.

день открытых дверей

сентябрь-октябрь

формирование исследовательского коллектива

2 этап

подготовка к реализации проекта; дать начальное представление о науке этнографии,методах и приемах изучения традиционной культуры.

программа спецкурса;формы:лекции,семинары, учебные экспедиции

в течение года

 овладение исследовательскими приемами

3 этап

проведение лагеря-экспедиции д.Алешунино

Опрос жителейна территории д.Алешунино,Ожигово,Красный Бор, Михайловка, Сосницы ит.д; камеральная обработка полевого материала;культурно-массовые мероприятия: праздники"Иван-Купала","Троица","Бал Берендея", народные игры и развлечения.

июнь-июль

уч-ся получают опыт общения с носителями традиционной культуры, совершенствуется исследовательские и умения.

4 этап

подведение итогов полевых исследований

практическая конференция, участие в городских и региональных конференциях.Публикации.

сентябрь-декабрь

зафиксирован краеведческий материал на современном этапе с целью его сохранения.

  


Показатели проекта.

Проект оценивается по следующим критериям:

1.Исследовательский характер работы.

2.Умение самостоятельно работать с первоисточниками.

3.Грамотно и логично излагать материал.

4.Мастерство презентации.

Устойчивость проекта.

 Участие городской и сельской молодежи в проекте, вовлечение местного населения построит новые отношения и укрепит связи в регионе, что обеспечит его  устойчивое развитие. Местное население, структуры местной власти увидят новые перспективы социально- экологического и экономического развития территории, в частности, в направлении этно-экологического туризма.

^ Распространение результата.

Организация информационной компании в средствах массовой информации. Выпуск информационно- агитационных листовок-анкет, издание рекламных буклетов об этно-экологических маршрутах, оформление выставки о природе госзаказника, проблемах и путях их решения, о результатах проекта.

Участники проекта из других районов станут носителями опыта социально-экологической деятельности и инициаторами ее продолжения у себя в районе.

 Успешный опыт деятельности по проекту может быть использован для распространения в регионе.




Скачать 451,3 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер451,3 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх