Художественно-творческое развитие личности школьников в системе гимназического образования icon

Художественно-творческое развитие личности школьников в системе гимназического образования


Смотрите также:
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Программа дисциплины опд. В...
Мероприятия гимназического фестиваля «Возьмёмся за руки, друзья!»...
Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» срок реализации 1 год Составитель...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...
Задачи фестиваля: привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


Подгорнев Вячеслав Михайлович


ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2011


Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

^ Жог Валерий Иванович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Комарова Тамара Семеновна


кандидат педагогических наук, доцент

^ Миняйло Ирина Николаевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»


Защита состоится 20 июня 2011г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.6.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.


Автореферат разослан «___» мая 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Плешаков В.А.


^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. Со сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные как на приоритет знаний, так и на индивидуально творческие формы и методы обучения школьников, современная школа выступает как институт развития творческой личности. Потенциальная возможность творчества является неотъемлемой характеристикой человека, изначально присущей ему данностью, однако, способностью к реализации этой возможности обладают лишь те, кто достиг определенного уровня личностного развития. Художественно-творческое развитие личности является важным фактором, обеспечивающим поступательное развитие самого общества, уровень его благосостояния и развития в целом. В связи с этим, сегодня требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса в системе гимназического образования, где основной приоритет отдается развитию творческой личности каждого школьника, реализации его творческого потенциала.

Одной из важных тенденций развития современной системы образования является пересмотр парадигмы гимназического образования, ориентированной на развитие личностно-творческого потенциала школьников. Именно творчество личности школьника является необходимым условием его наиболее полной самореализации.

Сложившееся в стране образовательное пространство характеризуется появлением альтернативных и разнотипных учебных заведений, авторских программ, учебников, образовательных технологий, новых подходов к обучению и воспитанию, делает востребованной проблему художественно-творческого развития личности школьника в условиях гимназического образования.

Идея необходимости художественно-творческого развития личности в истории педагогической мысли занимает особое место.

Практически все классики отечественной педагогики так или иначе обращались в своих трудах к данной проблеме (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Свое развитие и новое звучание она получила в работах современных психологов и педагогов (В.И.Андреев, М.Я.Басов, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, Э.И.Сокольникова, А.Ю.Тимакова др. ).

Различные аспекты творчества рассматриваются в исследованиях Н.Н.Абросимовой, Л.Г.Арчажниковой, Н.М.Бружукова, З.С.Левчук, Г.П.Скамницкой, Л.С.Подымовой, Н.Ю. Посталюк, Н.Г.Руденко и др. Результаты исследований психологов и педагогов, занимающихся проблемой творческого развития ребенка (Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Н.М.Сокольникова, А.И.Савенков и др.), а также зарубежных ученых (Г.Айзенк, Д.Гилфорд, Е.Торренс и др.) доказывают, что эффективность творческого развития ребенка детерминируется созданием эмоциональной, личностно-ориентированной, творческой среды, позволяющей ребенку проявлять творческую активность, развивать творческие способности и творчески самореализоваться.

Большинство авторов отмечают, что овладеть творчеством можно лишь на индивидуально-личностном уровне, т.е. художественно-творческое развитие должно идти через формирование творческой индивидуальности личности. Этот факт рассматривается нами как необходимость акцентировать внимание на вопросах художественно-творческого развития в таком виде образовательного учреждения, как гимназия, где развитию каждого школьника традиционно уделяется особое внимание.

Исторически гимназия как вид образовательного учреждения возникла в России в начале XVIII века. Гимназическое образование связывалось с ориентацией на подготовку к университетскому образованию (М.В.Ломоносов); с необходимостью дать учащимся всестороннюю общеобразовательную подготовку (В.И.Пирогов), акцентировать внимание на гуманитарной направленности обучения (В.В.Розанов, В.Я.Стоюнин и др.).

Особенности современной гимназии являются предметом педагогического исследования в различных направлениях: становление гимназии как нового вида образовательных учреждений рассматривали А.Г.Каспржак, Л.М.Плахова, Н.В.Тамарская и др.; особенности функционирования комплекса "Детский сад – гимназия" изучались Д.З.Ахметовой, Е.А.Быстровой; в работах А.А.Калкаева, Н.Я.Коростылевой, Н.Д.Лицмана, Ю.А.Пентина затрагивались различные аспекты гимназического образования: личностно-ориентированный подход, гуманизация взаимоотношений, интеграция образовательного процесса, культурологический подход.

Между тем, исследований, рассматривающих изменения в учебно-воспитательном процессе гимназии, направленных на художественно-творческое развитие школьников, а также особенности организации учебно-воспитательного процесса, связанного с развитием творчества личности самого школьника недостаточно. Научные исследования различных аспектов художественно-творческого развития не отражают системного видения этой проблемы.

В связи с этим, возникает проблема необходимости изучения процесса художественно-творческого развития личности в условиях гимназического образования. В философской и психолого-педагогической литературе накоплены знания, которые могут быть положены в основу изучения этого вопроса.

Помимо уже названных исследований, посвященных различным аспектам творчества, можно назвать работы по исследованию таких проблем, как развитие творческой активности детей (Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), формирование детского художественного творчества (А.Д.Алехин, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.В.Челышева, Б.П.Юсов и др.) и др.

Анализ литературы и практического опыта свидетельствует о том, что значительная часть школьников, как правило, не проявляет в процессе обучения творческого начала. Между тем, установлено, что большинство школьников имеют внутреннюю направленность на творческую деятельность. В связи с этим возникает двойное противоречие: с одной стороны, это противоречие между потребностью общества в творческой личности и репродуктивным характером учебно-воспитательного процесса; с другой - противоречие между внутренней потребностью в творчестве самого школьника и его неготовностью к творческой деятельности в условиях современной гимназии.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования «Художественно-творческое развитие личности школьников в системе гимназического образования», проблема которого заключается в обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

^ Объектом исследования является образовательно-воспитательный процесс в учебном заведении.

Предмет исследования – процесс художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой художественно-творческое развитие личности школьников в системе гимназического образования будет обеспечиваться совокупностью следующих педагогических условий: ориентации школьников на развитие творческой самореализации в образовательно-воспитательном процессе гимназии; формирования у школьников восприимчивости к новому, творческой активности и мотивационно-ценностного отношения к творчеству; развития у учащихся творческих способностей личности, рефлексивно-оценочных умений; приобретения учащимися опыта принятия многовариантных решений в различных ситуациях; реализации программы художественно-творческого развития личности школьников в гимназии; изучение и оценка динамики художественно-творческого развития личности школьников.

Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Обосновать методологические основания художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования;

  2. Охарактеризовать психолого-педагогическую сущность художественно-творческого развития личности;

  3. Определить содержание, формы и методы процесса художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования;

  4. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназии;

  5. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность художественно-творческого развития личности школьников в гимназии.

Методологической основой данного исследования являются важнейшие философские положения о личности как субъекте отношений к собственной жизни, как высшей ценности и самоцели общества, о ее деятельностной и творческой сущности, о диалектике общего и особенного, стереотипного и творческого, о творческом характере деятельности; системный, культурологический, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий подходы.

^ Теоретическую основу исследования составили труды, раскрывающие общие и специфические особенности творческой деятельности (К.А.Абульханова, Ф.Г.Гоноболин, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, В.А.Кан-Калик, А.Е.Кондратенко, Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, Я.А.Пономарев, Г.С.Сухобская, Л.М.Фридман, А.И.Щербаков и др.), проблемы развития художественно-творческой активности человека в процессе деятельности (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленсая, Е.С.Громов, А.Н.Леонтьев, Н.М.Сокольникова и др.), положения теории развития творческой направленности личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев и др.). Труды по философии творчества (В.А.Вазюлина, С.С.Гольденрихта, М.В.Демина, А.М.Кошулова и др.), психологии творчества (Д.Б.Богоявленская, А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Лука и др.); возможности развития творческих способностей (С.В.Гиппиус, Р.М.Грановская, Е.И.Кульчицкая, Н.С.Лейтес, Ю.Л.Львова, А.М.Матюшкин, Д.М.Митина, В.Д.Шадриков и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутого предположения нами были использованы следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование, коллективный рейтинг и метод экспертных оценок и самооценок, анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности школьников, методы статистической обработки данных.

^ Базой исследования являлись «Классический пансион МГУ им. М.В.Ломоносова», ГОУ Гимназия № 1544 СЗОУО г. Москвы, ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 1605 СЗОУО г. Москвы, ГОУ Гимназия №1588 г. Москвы. Исследованием было охвачено на разных этапах 180 учащихся и 40 педагогов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

^ Первый этап (2002-2008 гг.) - поисково-теоретический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ педагогической, психологической, философской литературы по исследуемой проблеме. В результате были определены исходные параметры исследования: его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

^ Второй этап (2008-2009 гг.) - опытно-экспериментальный. Данный этап предусматривал экспериментальную проверку разработанных теоретических положений, внедрение полученных результатов в практику.

^ Третий этап (2009-2010 гг.) - заключительно-обобщающий. Связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой материалов диссертации, ее литературным оформлением.

^ Научная новизна исследования заключается в выявлении сущностных характеристик процесса художественно-творческого развития личности школьников в гимназии, выделении его основных структурных компонентов, которые носят многоуровневый характер и решаются на репродуктивном, преобразующем и продуктивном уровнях; в разработке содержания, форм и методов художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования, выявлении совокупности педагогических условий, обеспечивающих успешное художественно-творческое развитие личности школьников в системе гимназического образования; в ориентации учебного процесса в гимназии на развитие у школьников творческой активности, восприимчивости к новому, к вариативному подходу в решении задач, формированию в ходе учебно-воспитательных занятий потребности в творческой самореализации, в развитии рефлексии и т.д.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем научные положения и выводы вносят вклад в теорию и практику педагогической науки, углубляют концептуальные представления о художественно-творческом развитии личности; обоснована необходимость и возможность художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования; разработана структурно-функциональная модель художественно-творческого развития личности школьников в гимназии; выявлены и обоснованы педагогические условия эффективности данного процесса, которые могут выступать в качестве теоретических ориентиров организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках в области художественно-творческого развития.

^ Практическая значимость исследования связана с принципиальной возможностью использования содержащегося в нем теоретического и методического материала и выводов для повышения качества современной системы образования. Материалы исследования могут быть востребованы педагогами, воспитателями, специалистами в области образования при организации процесса художественно-творческого развития, как в образовательных учреждениях, так и в системе дополнительного образования. Разработанная автором программа художественно-творческого развития личности школьников в гимназии может быть использована в образовательных проектах, социальных программах развития детей.

В соответствии с апробированными в эксперименте положениями диссертации внесены коррективы в содержание образовательно-воспитательного процесса в системе гимназического образования.

^ Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечена его методологической основой; реализацией комплексной методики исследования, адекватной проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в художественно-творческом развитии личности; внедрением результатов исследования в практику учебного процесса гимназии.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  • Методологическими основаниями художественно-творческого развития личности являются: системный подход, включающий в себя личностный, процессуальный и продуктивный аспект творчества как интегративного качества личности; культурологический, обусловливающий формирование содержания образовательного процесса в гимназии через приоритетное развитие «человекознания»; личностно-деятельностный, связанный с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны обеспечить переход от абстрактного формирования личности к педагогике развития личности; и индивидуально-творческий, определяющий структуру взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

  • Художественно-творческое развитие личности школьников осуществляется как целенаправленный, системно-организованный процесс формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к творческой деятельности, развития у школьников творческой активности и восприимчивости к новому; потребности в творческом саморазвитии; в системе гимназического образования осуществляется с учетом возрастных, психологических особенностей и возможностей детей при создании эмоциональной, личностно-ориентированной среды в образовательном пространстве гимназии.

  • Исследование сущности и содержания художественно-творческого развития личности позволяет определить его основные структурные компоненты: мотивационный, направленный на формирование мотивационно-ценностного отношения к творческой деятельности; художественно-творческий, обеспечивающий развитие творческого мышления, воображения, способности к созданию художественного образа; креативный, ориентированный на развитие любознательности, оригинальности, фантазии; рефлексивный, предусматривающий анализ творческой деятельности, ее компонентов и саморефлексии; данные компоненты носят многоуровневый характер, и их совокупность соответствует репродуктивному, преобразующему и продуктивному уровням художественно-творческого развития личности школьников в гимназии.

  • Эффективное художественно-творческое развитие личности школьников возможно в системе гимназического образования при реализации следующих педагогических условий, если:

-процесс обучения в гимназии будет ориентирован на развитие у школьников творческой активности и восприимчивости к новому; потребности в творческом саморазвитии;

-процесс художественно-творческого развития будет направлен на формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к творческой деятельности;

-школьники в процессе обучения будут включены в творческую деятельность посредством создания творческой образовательной среды, обеспечивающей раскрытие личности как субъекта образовательного процесса;

-в процессе гимназического образования будет осуществляться самореализация и самоопределение личности на основе программы развития способностей и качеств, рефлексивно-оценочных умений, лежащих в основе творческой деятельности;

-процесс художественно-творческого развития личности школьников будет целенаправленным, постоянно анализируемым и корректируемым.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём публикации статей по теме научного исследования. Основные теоретические положения, выводы и результаты были доложены и получили одобрение на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; на заседаниях кафедры педагогики психологии Московского социально-педагогического института, на научных сессиях по итогам научно-исследовательских работ Московского педагогического государственного университета (2009, 2010 гг.), межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (2009, 2010 гг.); научной конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования», посвященной 200-летию Н.И. Пирогова на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, а также Московского социально-педагогического института (2009, 2010 г.).

Материалы исследования внедрены и прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе в образовательного учреждения «Классический пансион МГУ им. М.В.Ломоносова», ГОУ Гимназии № 1544 СЗОУО г. Москвы, ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 1605 СЗОУО г. Москвы, ГОУ Гимназии №1588 г. Москвы.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, отражены новизна и практическая значимость работы, апробация и внедрение результатов исследования.

^ В первой главе «Теоретические основы исследования художественно-творческого развития школьников гимназии» дана оценка современного состояния изучаемого вопроса, обоснована совокупность положений, составляющих методологическую основу исследования, раскрыто содержание его основных категорий и понятий, выделена приоритетная роль художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования.

^ Во второй главе «Процесс художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназического образования» анализируются содержание и результаты опытно-экспериментального исследования, описана реализация модели художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназии, обоснованы педагогические условия эффективности данного процесса.

^ В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечаются перспективы дальнейшей работы.

^

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



Для решения проблем современной действительности объективно закономерно возрастание самоценности творческой личности. В связи с этим проблемы творчества, творческой деятельности, творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшими направлениями современных научных исследований как отечественных (В.И.Андреев, С.И.Архангельский, Д.Г.Богоявленская, В.Т.Кудрявцева, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, М.М.Поташник и др.), так и зарубежных (Г.С.Альтшуллер, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Торренс и др.) ученых.

В диссертации осмысление категории «художественно-творческое развитие» осуществлялось в процессе анализа научных понятий «творчество» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Т.В.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, М.Г.Ярошевский, С.Л.Рубинштейн и др.), «художественное творчество», «художественно-творческие способности» (Е.И.Игнатьев, А.Г.Ковалев, В.И.Киреенко, В.С.Кузин, Н.П.Сакулина и др.), «творческая деятельность» (Т.В.Габай, Н.А.Менчинская, Б.М.Теплов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская и др.).

Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволяет нам рассматривать творчество как атрибут материи, как атрибут собственной жизни, как психический акт, как систему жизненных смыслов (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Ю.Б.Бореев, В.В.Давыдов, П.П.Крамар, С.В.Кульневич, В.А.Малахов, С.Х.Рапопорт, И.В.Страхов и др.).

В своем исследовании мы руководствовались следующими методологическими подходами: во-первых, системным подходом, включающим в себя личностный, процессуальный и продуктивный аспект творчества как интегративного качества личности; во-вторых, культурологическим, обусловливающим формирование содержания образовательного процесса в гимназии через приоритетное развитие «человекознания»; в-третьих, личностно-деятельностным, связанным с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны обеспечить переход от абстрактного формирования личности к педагогике развития личности; и наконец, индивидуально-творческим, определяющим структуру взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

В научной литературе сложилось два подхода в изучении проблем творчества: первый подход связан со взглядом ученых на творчество как психический процесс качественных изменений, происходящих в предмете и человеке в результате взаимодействия, согласно которому творчество выступает как механизм развития личности (А.Я.Пономарев, Н.Ю.Посталюк, В.Д.Шадриков); второй подход связан со взглядом на творчество как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью (Н.П.Абовский, В.С.Библер, Л.С.Выготский и др.).

В исследовании мы опирались на утверждения В. И. Андреева о том, что творчество должно приводить к развитию человеческой личности как творца и субъекта, способного к творческому саморазвитию. Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью; оно специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; творчество – это вид человеческой деятельности, для которой характерны: социальная и личная значимость и прогрессивность; наличие объективных (социальных, материальных), и субъективных (личностных качеств) предпосылок, а также условий для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата.

Проведенный анализ научных исследований позволил установить, что в психолого-педагогической литературе творчество рассматривается как активная созидательная деятельность в различных сферах общественной жизни, в которой личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в которой она сама развивается. Создание замысла, определение плана деятельности, контроль ее с точки зрения замысла, создание образа в том или ином материале, передающего мысли, чувства и настроения творческой личности - все это содействует поэтапному творческому осуществлению деятельности. Художественно-творческая деятельность характеризуется как целенаправленный, мотивированный процесс, заключающийся в поиске нового решения, преодоления неизвестных аспектов в разработке проблемы и состоит в создании новых, оригинальных художественных образов, причем эта новизна может носить как субъективный, так и объективный характер, определяя значимость созданного, а ее результат может быть оценен с эстетических и художественных позиций.

Обобщая вышеизложенные положения, касающиеся творческого развития личности, можно сделать следующий основополагающий вывод: художественно-творческое развитие личности возможно только в процессе активной, осознанной творческой деятельности. Такое понимание творчества особенно актуально для организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и особенно актуально для гимназического образования, занимающегося художественно-творческим развитием личности школьников.

Современные гимназии России ориентируются в своей работе на воспитание личности, на продолжение прогрессивных традиций дореволюционных гимназий, на дифференциацию подготовки гимназистов по различным профилям. Что касается целей, связанных с ориентацией на развитие, то спектр этих формулировок широк и разнообразен, начиная от интеллектуального развития до развития педагогических способностей. В большинстве случаев цели развития не являются приоритетными по отношению к художественно-творческому развитию. Этот факт и определил основную цель нашего исследования.

Исследования психологических особенностей, составляющих художественно-творческие способности, показали, что их развитие не происходит стихийно. Оно требует учета специфики учения как одного из основных видов деятельности человека. Комбинированный характер деятельности школьников на занятиях в гимназии, объединяющий знания как по предметам основного цикла, так и по предметам художественно-изобразительного искусства, требует комплексного подхода в организации педагогического процесса художественно-творческого развития школьников.

Направленность на овладение основами художественно-творческой деятельности предполагает развитие положительной мотивации к художественно-творческой деятельности. Показателями такой мотивации выступают интерес школьников к освоению изобразительного искусства, желание овладеть новыми видами творческой деятельности, потребность в творческой самореализации через художественное творчество.

Процесс художественно-творческого развития личности зависит от развития ее особых психологических свойств: воображении, творческого мышления, высокой зрительной чувствительности, обеспечивающей полноту восприятия и эмоционального настроя и характеризует меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; определяет потребность, готовность и субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии и др.

Мы уточнили сущностную характеристику художественно-творческого развития личности школьников в гимназии как ее готовность и способность к созданию нового, оригинального художественного образа в творческой деятельности, а его содержание представляет единство и взаимообусловленность мотивационного, личностного, когнитивного, деятельностного компонентов.

Решение проблемы нашего исследования потребовало обратиться к рассмотрению образовательного пространства гимназии как фактора художественно-творческого развития личности школьников.

Выступая как фактор развития художественно творческого развития учащихся, гимназическое образование позволяет школьникам активно включаться в творческую деятельность; содействовать учащимся в овладении научным методом познания, углубленному и творческому освоению ими учебного материала; пропагандировать среди школьников различные формы творчества в соответствии с принципом единства науки и практики; обучать учащихся методикам и средствам художественно-изобразительного искусства; привлекать школьников к активному участию в организации и проведении различных организационно-массовых и творческих мероприятий; воспитывать мотивационно-ценностное отношение к творческой деятельности.

Мы можем утверждать, что процесс художественно-творческого развития личности школьников в гимназии – это многослойное образование, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены, и, отсутствие хотя бы одного из них, обязательно приведет к возникновению диспропорции в самой структуре творческой личности школьника.

Очевидно, что творчество является высшей формой гуманной, созидательной, активной, самостоятельной, мыслительной и практической деятельности личности. Результат творческой деятельности обладает новизной, оригинальностью, субъективной и объективной значимостью, прогрессивностью установленных факторов, свойств, закономерностей. Однако, сам по себе образовательный процесс как общественное явление развивается в противоречиях.

Мы полагаем, что художественно-творческое развитие личности школьников в гимназии можно рассматривать в зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.

Необходимой предпосылкой художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназии является единство творческого мышления и деятельности.

Изучая художественно-творческую деятельность школьников, мы разработали структурно-функциональную модель художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназии, которую составляют следующие компоненты (Рис.1):


Рис.1

Структурно-функциональная модель художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназии





Во-первых, мотивационный компонент. Творческая деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к творчеству является одной из центральных в образовательном процессе, так как только адекватная целям творческой деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности школьника. При этом мотивационный компонент творческой деятельности рассматривается в двух направлениях: во-первых, с точки зрения места творческой мотивации в общей структуре мотивов, во-вторых, с точки зрения отношения школьника к изменениям, т.е. потребности в новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности деятельности.

Во-вторых, художественно-творческий компонент, предполагающий развитие воображения, способности к созданию художественного образа, анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятие решения об использовании нового, формулирование целей и общих подходов к применению плодов творчества, создание идей, реализацию творческих идей; умение подбирать средства художественной выразительности, критически оценивать творческий продукт.

В-третьих, креативный компонент. Креативность рассматривается как особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально-значимую творческую активность.

При этом для разведения понятий «творчество» и «креативность» ученые пользуются двумя характеристиками: процессуально-результативной (для обозначения творчества) и субъектно-обуславливающей (для обозначения креативности). В литературе выделяют 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие: как беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Большое влияние на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы.

И наконец, рефлексивный компонент. Рефлексия - это не только размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания и понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как окружающие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Самооценка как условие владения собственными алгоритмами по оцениванию своей деятельности и ее компонентов: потребностей, мотивов, целей (и их соотношение), способов достижения результатов.

Для решения цели исследования при подготовке его экспериментальной части мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. провести диагностическое исследование уровня художественно-творческого развития личности школьников на начальном этапе экспериментальной работы;

  2. внедрить в образовательный процесс гимназии разработанную структурно-функциональная модель художественно-творческого развития личности школьников с учетом возрастных особенностей школьников;

  3. разработать программу художественно-творческого развития личности школьников в условиях гимназического образования;

  4. разработать и обосновать педагогические условия эффективности процесса художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования.

В соответствии с поставленными задачами разрабатывалась комплексная методика исследования.

Диагностика начального уровня художественно-творческого развития личности школьников включала в себя определение уровней развития следующих компонентов: мотивационного (анкетирование, беседа), креативного (изобразительная (фигурная) форма теста Э.П.Торренса), рефлексивного (рефлексивная карта), и собственно художественно-творческого компонента (оценивание, наблюдение).

Анализ исследуемой литературы показывает, что для определения художественно-творческого развития целесообразно использовать совокупность критериев: объективных и субъективных, результативных и процессуальных, качественных и количественных.

Наше исследование показало, что художественно-творческое развитие учащихся гимназии характеризуется наличием личностной, четко выраженной творческой направленности личности школьника, мотивационно-ценностным отношением к творческой деятельности, активным включением школьников в творческую деятельность, наличием у школьников потребности в творческом самовыражении.

Экспериментальная работа проводилась с 2002 по 2008 гг. на базе «Классический пансион МГУ им. М.В.Ломоносова», ГОУ Гимназия № 1544 СЗОУО г. Москвы, ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 1605 СЗОУО г. Москвы, ГОУ Гимназия №1588 г. Москвы.

На первом этапе нашей опытно-экспериментальной (диагностической) работы мы разработали критериальные характеристики уровней художественно-творческого развития учащихся гимназии.

На наш взгляд, правомерно выделить три уровня, характеризующие содержательную составляющую художественно-творческого развития школьников: низкий - репродуктивный, средний – преобразующий, и высокий - продуктивный. К репродуктивному мы относим воспроизводящий, подражающий характер деятельности; к преобразующему - поиск самостоятельных способов действий при разрешении противоречий. Продуктивный, на наш взгляд, характеризуется усвоением системы межпредметных понятий, умением анализировать факты и явления, анализировать и проектировать способы творческой деятельности и т.д. (Таблица 1).


^ Таблица 1.

Критериальные характеристики уровней

художественно-творческого развития учащихся в гимназии


Уровни


Компоненты


РЕПРОДУКТИВНЫЙ


ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ


ПРОДУКТИВНЫЙ



МОТИВАЦИОННЫЙ

Отсутствие интереса, потребности в поиске и создании нового, пассивное включение в деятельность

Проявление интереса и любознательности ситуативно и непостоянно, творческая активность присутствует на уровне решения творческих задач

Мотивационно-ценностное отношение к творческой деятельности, высокий уровень творческой активности, наличие творческой инициативы



ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ

Слабое владение средствами художественной выразительности, формализованное выполнение творческого задания

Используются средства художественной выразительности периодично, выполняются творческие задания с использованием аналогов

Хорошее владение средствами художественной выразительности и их постоянное использование, самостоятельное решение творческих задач



КРЕАТИВНЫЙ

Выполнение творческого задания схематично без наличия оригинальности, репродуктивный характер деятельности

При использовании образцов и аналогов частично творческие задачи решаются по-новому, оригинально, использование усовершенствования ранее существующего

Решение творческих задач осуществляется оригинально, неповторимо, используется фантазия и самостоятельность в выполнении творческих задач



РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Анализ носит примитивный характер, осуществляется только по требованию педагога, происходит ситуативно

Анализ причин собственных неудач и ошибок при использовании алгоритма рефлексии, частичное наличие саморефлексии

Наличие рефлексивно-оценочных суждений, позволяющих наметить пути нового решения творческих задач, наличие саморефлексии


Результаты диагностического исследования, позволили сформировать следующие выводы:

  1. У большинства школьников обнаружилась направленность на творческую деятельность (96% от общего количества). Вместе с тем, обнаружено, что подобная направленность проявляется ситуативно и носит неустойчивый характер. Кроме того, установка на творчество объясняется зачастую лишь внешней привлекательностью самого понятия «творчество».

  2. Несмотря на то, что школьники в основном ориентируются на готовые образцы выполнения деятельности, иногда они применяют различные нетрадиционные формы и методы в творческой деятельности.

  3. Отмечено отсутствие интереса к творческой деятельности и потребности в собственной творческой деятельности. У трети школьников (33%) наблюдается слабая ориентация на развитие творческой самореализации в процессе творческой деятельности.

  4. Процессуальная сторона творческой деятельности характеризуется невысоким уровнем сформированности. Выявлено у одной трети школьников отсутствие навыков импровизации, умения создавать внутреннее творческое самочувствие, что ведет к постоянной внутренней некомфортности, отсутствию свободы действий. Несмотря на то, что у 67% школьников наблюдается положительное развитие рефлексивной оценки своих действий и самого себя как субъекта творческой деятельности, но в некоторых ситуациях они затрудняются выявить причины собственных ошибок и неудач.

Следовательно, чтобы большинство школьников гимназии могло достичь высокого уровня творчества, необходимо создать такие условия в период обучения в гимназии, чтобы каждый школьник имел возможность художественно-творческого развития.

В изучаемом нами аспекте значительный интерес представляет разработка таких процессуально-ориентированных моделей образовательного процесса в гимназии на начальном, среднем и старшем уровне, которые позволяют развивать творческую личность школьников:

-модели учебного процесса как организации систематической творческой деятельности;

-модели учебного процесса как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности;

-модели учебного процесса как организации коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии.

Программу художественно-творческого развития личности школьников в гимназии, мы разрабатывали с учетом трех структурных элементов: мотивационный, креативный и операционально-оценочный, каждый из которых имеет свою задачно-структурированную логику, обоснованные формы и методы и предполагаемый результат. Такое построение программы позволяет говорить о том, что данный процесс может быть технологизирован. Так, на первом этапе пробуждая интерес к творческой деятельности и развивая потребность к собственному творчеству в работе нами использовались такие формы деятельности, как: анализ проблемных ситуаций, решение творческих задач, дискуссии, проблемные столы, конференции, продуктивные и прогностические деловые игры, коллективные творческие дела, интеллектуальные марафоны и т.д. Использование этих форм позволяет постоянно развивать и удерживать интерес школьников к творческой деятельности, создавать непринужденную обстановку, ощущать заинтересованность, что ведет к созданию положительной мотивации. Второй компонент связан с необходимостью развития креативности как личностного качества, когда формируется потребность постоянного выбора способов решения любых задач, осмысление и предвидение оптимального результата, быстрота и гибкость мышления, воображение, внимание, для чего школьникам предлагаются практические задания на конструирование и комбинирование нескольких идей одновременно, на развитие внутреннего диалога с самим собой, конструирование и обоснование различных вариантов создания художественного образа, на поиск нестандартных решений и т.д.

Третий структурный элемент реализуется в ходе выполнения заданий по определению этапов принятия решения, по определению способов и их последовательности при заданности результата и т.д. Особое внимание уделяется предоставлению школьнику возможностей самореализации, самоорганизации, самовоспитания и саморазвития: для чего задается «пространство» таких возможностей для творческой деятельности и путей их достижения, из которых школьник выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности.

Предложенная нами программа, реализуемая в условиях гимназии, предусматривает открытость всей системы, гибкость в организации, общее творческое отношение и поведение педагогов гимназии, более открытый подход к преподаванию, тщательное наблюдение и оценку творческого поведения каждой личности, планирование и реализацию больших, более длительных междисциплинарных проектов, значимых для каждого учащегося гимназии, участвовавшего в проекте.

Учащиеся гимназии принимали активное участие в работе по созданию творческих проектов (создание сценариев мероприятий и их подготовка); в анализе произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры; в условиях гимназии были организованы творческие мастерские с элементами театральных постановок, учащиеся принимали активное участие в художественной самодеятельности, поэтических вечерах, литературных гостиных; осуществлялось знакомство с памятниками архитектуры, живописи, графики, скульптуры, музыкальными произведениями; были организованы беседы с писателями, режиссерами, актерами, художниками; школьники организовывали просмотр и создание собственных кинофильмов и т.п.

Особое внимание в процессе исследования мы уделяли включению творческих заданий для учащихся в рамках преподавания общеобразовательных предметов: истории, обществознания, географии; введение в учебный план гимназии спецкурсов: краеведческого – «Моя малая Родина» (8-9 классы); личностного развития и самосовершенствования учащихся – «Человековедение» (8 классы) и др. Так, в рамках гимназии реализовался культурно-образовательный проект – ежегодный интеллектуальный марафон «Страны и народы мира» или «По странам и континентам», основной целью которого было обеспечение целостности и системности усвоения знаний через интеграцию основной и дополнительной образовательных программ, а также решение учащимися познавательных и художественно-творческих задач. Для этого были созданы временные творческие коллективы по направлениям деятельности, как правило, из обучающихся одного класса. В гимназии реализовались также социокультурные проекты - «Школьная галерея», «Праздник в школе»; спортивно-художественный проект – «Ледовое шоу»; музыкально-поэтический проект – «Музыкально-литературный салон»; театрально-художественный проект – «Театральная гостиная»; музыкально-художественный проект – «Детский музыкальный хоровой театр» и др. В рамках изучения истории, литературы, изобразительного искусства и музыки творческие проекты «Тайны Древнего Египта»; «Диалог музыки и живописи. А.Щенберг – В.Кандинский»; «Мифы Древней Греции»; «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве»; «Искусство Японии (гравюра и поэзия)». В рамках деятельности кружков по актерскому мастерству, художественной керамике, литературному творчеству, компьютерной графике, цифровой фотографии были организованы проекты

«Мир Сальвадора Дали», «Человек и машина. Компьютерная графика» и другие.

Художественно-творческая деятельность обучающихся гимназии осуществлялась в рамках визуализации информации средствами компьютерной и прикладной графики (презентации, стенгазеты, афиши и т.д.), при создании фонограмм и декораций, разучивании песен и танцев, подготовке костюмов и кулинарных рецептов и т.п. Организованные в гимназии студии: «Искусство вокала» (классический, эстрадный); танцкласс (бальные танцы, современные танцы); музыка (фортепиано, скрипка, гитара); изостудия (программа «Я – художник», программа «Академический рисунок и живопись»; театральная студия; детский музыкальный хоровой театр способствовали приобретению школьниками устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя как творческой личности, а также в предметном, социальном, профессиональном и личностном самоопределении.

Построенная, таким образом, система взаимодействия между предметной подготовкой, факультативными занятиями и проектной интегративной деятельностью, занятиями по дополнительному образованию отвечала целям и задачам учебно-воспитательного процесса гимназии и являлась фундаментом художественно-творческого развития учащихся в контексте гимназического образования, и тем образовательно-воспитательным пространством, в котором гимназисты могут развивать свою творческую и познавательную активность, а также реализовывать себя как творческую личность.

Диагностика эффективности проведенной экспериментальной работы в целом показала, что уровень художественно-творческого развития школьников в гимназии существенного изменился:

  • снизился процент школьников репродуктивного уровня художественно-творческого развития: среди школьников 5-х классов на 8,3%; в 6-х – 5,2%;

  • преобразующему уровню соответствуют 15,6% пятиклассников и 20,8% семиклассников;

  • на продуктивном уровне среди школьников 5-8 классов оказались 34,4%, а среди 9-х классов - 46,9%.

Таким образом, наблюдается явный рост числа школьников, поднявшихся на более высокий уровень художественно-творческого развития: на преобразующем в среднем это оставило 38% школьников, и на продуктивном - 44% школьников.

Применение программы привело, по нашим данным, к повышению уровня творческого мышления, интеллектуального развития, а также личностной зрелости, что свидетельствует об устойчивости этих процессов в художественно-творческом развитии личности школьников в условиях гимназии.

Вместе с тем, есть особенности этого развития на разных этапах образовательного процесса. На первый план выступает развитие то одного, то другого аспекта в соответствии с реализацией оптимального уровня личностной зрелости. Основными компонентами личностной зрелости является: мотивация, потребности, творческая направленность личности и ее творческая самореализация.

Более высокая оценка показателей уровня художественно-творческого развития личности школьников, по нашему мнению, свидетельствует о том, что изменилось и внутреннее самоощущение самих школьников, погружение их в постоянно осуществляемую творческую деятельность способствует реализации их собственной индивидуальности и позволяет им воспользоваться всеми имеющимися возможностями, т.е. раскрыть свой творческий потенциал.

В итоге нашего теоретико-экспериментального исследования были установлены причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме педагогических условий, которые определяют успешность художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования, если:

-процесс обучения в гимназии будет ориентирован на развитие у школьников творческой активности и восприимчивости к новому; потребности в творческом саморазвитии;

-процесс художественно-творческого развития будет направлен на формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к творческой деятельности;

-школьники в процессе обучения будут включены в творческую деятельность посредством создания творческой образовательной среды, обеспечивающей раскрытие личности как субъекта образовательного процесса;

-в процессе гимназического образования будет осуществляться самореализация и самоопределение личности на основе программы развития способностей и качеств, рефлексивно-оценочных умений, лежащих в основе творческой деятельности;

-процесс художественно-творческого развития личности школьников будет целенаправленным, постоянно анализируемым и корректируемым.

Проведенное исследование показало, что выявленные и обоснованные педагогические условия обеспечивают эффективность художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования, что и подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

Мы очертили круг целей, содержания, методов и приемов художественно-творческого развития личности школьников, попытались вскрыть движущие силы этого процесса. Понятно, что этим не ограничивается широкий спектр проблем, связанных с художественно-творческим развитием личности школьников в гимназии. Отсюда ясно, что художественно-творческое развитие личности школьников в системе гимназического образования будет осуществляться наиболее эффективно при ориентации школьников на развитие творческой самореализации в образовательно-воспитательном процессе в гимназии; формировании у школьников восприимчивости к новому, творческой активности и мотивационно-ценностного отношения к творчеству; развитии способностей творческой личности, рефлексивно-оценочных способностей и умений; включении школьников в ситуации, требующие многовариантного решения; изучении и оценке динамики художественно-творческого развития личности школьников. В исследовании определены основные структурные и содержательные компоненты художественно-творческого развития личности школьников в системе гимназического образования, имеющие многоуровневый характер и соответствующие репродуктивному, преобразующему и продуктивному уровням.

Именно поэтому к вопросам, нуждающимся в дальнейшем рассмотрении, можно отнести: исследование динамики, закономерностей художественно-творческого развития школьников в системе общеобразовательных школ, разработку системы диагностики и прогнозирования самого процесса художественно-творческого развития.


Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Подгорнев В.М. Теоретические аспекты творческого развития ребенка / В.М. Подгорнев // Наука и школа, 2010. – № 3. - С. 90-92 (0,2 п.л.).

^ 2. Подгорнев В.М. Современные направления художественно-творческого развития учащихся гимназии / В.М. Подгорнев // Наука и школа, 2010. – № 4. - С. 7-9 (0,2 п.л. ).

3. Подгорнев В.М. Концептуальные основы художественно-творческого развития личности / В.М. Подгорнев // Преподаватель XXI век, 2011. – № 1. – С. 84-87 (0,3 п.л.).

4. Подгорнев В.М. Актуальные вопросы развития и проявления творческого мышления / В.М. Подгорнев // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010.- Вып. 36.- С.112-116 (0,3 п.л.).

5. Подгорнев В.М. Научные подходы к проблеме развития творческого мышления / В.М. Подгорнев // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010.- Вып. 36.- С.206-211 (0,3 п.л.).

6. Подгорнев В.М. Теоретические аспекты художественно-творческого развития / В.М. Подгорнев // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей / Под ред. Е.А.Левановой - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010.- Вып. 37.- С.36-39 (0,3 п.л.).

7. Подгорнев В.М. Художественное творчество как основа личностного развития школьников/ В.М. Подгорнев // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей / Под ред. Е.А.Левановой - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010.- Вып. 37.- С.46-48 (0,3 п.л.).




Скачать 367,91 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер367,91 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх