«Святыни и древности Псковского уезда: по дореволюционным источникам» icon

«Святыни и древности Псковского уезда: по дореволюционным источникам»



Смотрите также:
Н. Ю. Кузьмин Генезис Саяно-Алтайского шаманизма по археологическим источникам...
Ю. Буряков Кистории раннесредневековго Чача...
Русское общество и охрана памятников культуры с Х по XIX вв...
Уезда, фамилия, имя, отчество так в документе...
По историческим источникам с глубокой древности известно огромное количество упоминаний и...
Учебно-методическое пособие Древний период Самый длительный период в истории человечества...
Урок обобщение «Передняя Азия в древности»...
Программа история Отечества с древности до конца XV в...
1. Назовите хронологические рамки и кратко охарактеризуйте основные периоды истории химии от...
Программа конференции «Развитие сельского туризма в Псковской области как фактор роста...
Н. Лесков Леди Макбет Мценского уезда. Катерина Измайлова молния...
Иосиф Флавий Иудейские древности Сочинение в 20-ти книгах...



скачать
МУ Псковского района «Псковский районный Центр культуры»

Центральная библиотека Псковского района


Материалы

2-й районной научно-практической

краеведческой конференции


«Не оборвется связь времен»


Псковский район

28 ноября 2006 года





Псков

2007


Н. Ф. Левин,

краевед, г. Псков


Презентация сборника

«Святыни и древности Псковского уезда:

по дореволюционным источникам»


Приятно и справедливо, что районная краеведческая конференция открылась презентацией этого нового издания. В отличие от Пскова, как губернского и уездного города, богатого краеведческой литературой, и от некоторых уездов (Островского, Опочецкого, Порховского), Псковский уезд не имел основательных исторических трудов и подробных обзоров памятников своей старины. Теперь он появился в виде этой книги.

Новый сборник является продолжением серии книг «Псковской исторической библиотеки», выпускаемой областной типографией. Одна из задач этой серии – переиздание исторических трудов, ставших за давностью лет раритетами, недоступными широким кругам читателей.

Уже напечатаны заново, репринтным способом, работы протоиерея Н. А. Панова об Островском уезде, выходившие в 1912 и 1913 годах, а также книга краеведа Л. И. Софийского «Город Опочка и его уезд…», изданная в 1912 году к 500-летию этого города. В сборник «Порхов и его уезд» включены краеведческие брошюры и статьи об этих местах, опубликованные за сто дореволюционных лет. В книгу «Осада Пскова глазами иностранцев» вошли переводы польских дневников времён походов Стефана Батория на Россию в 1580 и 1581-82 годах, не переиздававшиеся более ста лет. 25 дореволюционных публикаций вошли и в сборник «Храмы и монастыри губернского Пскова».

В новую книгу «Святыни и древности Псковского уезда…» включены никогда не переиздававшиеся старинные статьи и брошюры о таких известных памятных местах бывшего обширного Псковского уезда, как Выбуты, Изборск, Псково-Печорский, Елеазаровский и Крыпецкой монастыри, а также об отдельных храмах (в Виделибье, Знахлицах, Камно, Малах, Саввиной Пустыни, Тайлове) и о Талабских островах. Многие из авторов этих публикаций давно забыты, хотя в своё время пользовались известностью. Биографические сведения о них приведены во вступительной статье к сборнику, причём о некоторых публикуются впервые.

Из восьми дореволюционных уездов губернии Псковский был самым обширным. В него входила территория не только современного Псковского района, но и всего Печорского района, северной половины Палкинского района, юго-западной части Порховского района… Если не считать монастырских храмов и трёх церквей (Бутырской Успенской, Любятовской Никольской и Серётенской Петропавловской), оказавшихся теперь в городской черте Пскова, то перед революцией в Псковском уезде можно было насчитать 63 приходских, приписных и домовых храма. В это число входят и пять церквей, по которым отдельные клировые ведомости не составлялись: деревянная церковь в Логозовичах, принадлежавшая Псково-Печорскому монастырю; вторая, каменная Георгиевская церковь в погосте Зряковичи; новая, кирпичная Троицкая церковь в Мелётове, освящённая в 1914 году; Варваринская церковь в Печорах для народности сету, приписанная к храму Сорока мучеников, и Ольгинская церковь в Выбутах, рядом с Ильинским храмом, достраивавшаяся после закладки её 11 июля 1914 года.

Клировые ведомости, то есть годовые отчёты, которые настоятель храма представлял в духовную консисторию, хранятся ныне в Государственном архиве Псковской области. Выписки из них составляют заключительную часть сборника. Они содержат обширную информацию не только о храме, его приделах, особо почитаемых иконах, колокольне, надписях на колоколах, но и о приходе, в том числе о церковно-приходских и земских школах, богадельнях, деревенских часовнях, местных праздниках… Ранее этот важный источник краеведческих сведений о церквях всего уезда не публиковался.

Выписки из клировых ведомостей по возможности проиллюстрированы видами церквей. Однако собрать снимки всех храмов не удалось. Полностью утрачены 18 церквей бывшего Псковского уезда, а по четырём церквям пришлось поместить фотографии их развалин.

Руководители центральной библиотеки Псковского района оказали большую помощь в сборе сведений о местонахождении несохранившихся храмов и в поисках иллюстраций. При их содействии из Логозовичей и Большого Загорья были доставлены сохранившиеся картины на фанере с изображением ранее стоявших там деревянных церквей, а также фотоснимки крестов, установленных на месте уничтоженных храмов в погостах Полонск и Прощаник. Рисунок взорванной фашистами Ильинской церкви в Добровитках извлечён из краеведческой работы ученицы местной школы, опубликовавшей записки умершего псаломщика этого храма.

К сборнику приложена карта Псковского уезда. Следует заметить, что отдельная старинная карта уезда не была найдена, и пришлось извлечь её из обще губернской схематической карты, вклеенной в книгу «Псковская губерния. Список населённых мест по сведениям 1872-77 гг.», изданную Центральным Статистическим Комитетом МВД России. По этой карте легче определить, где находятся погосты и храмы, особенно исчезнувшие.

К сожалению, дореволюционный картограф не очень заботился о правильном написании местных географических названий. На карте можно обнаружить немало забавных ляпсусов: Лебятов вместо Любятово, Смоленский погост в Пилкино вместо погоста Смолино в Палкино, Окмодицы вместо Оклюдицы, Алсей вместо Лисье, Лабуты вместо Выбуты или Лыбуты, Комно вместо Камно, Бутырково вместо Бутырки… Не надо удивляться только названию железнодорожной станции Орлы – она тогда называлась именно так, но ещё до революции была переименована в станцию Черская, чтобы не путать с губернским городом Орёл и с уездным городом Орлов Вятской губернии.

Благодаря вниманию к этому изданию со стороны Администрации Псковского района сборник получили все школьные и сельские библиотеки. Можно надеяться, что новая книга поможет местным краеведам в их исследованиях.


^ Н.И. Бабасова,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр развития детей и юношества»


Судьба православных святынь


Этот вопрос волнует сегодня многих россиян, и Псковщина с ее древней и богатой историей не является исключением.

В последние годы мне приходится часто бывать на научно-практических конференциях учащихся. Надо отметить, что исследовательские работы школьников, в том числе и нашего района, с каждым годом становятся глубже и интереснее. Мои ученики также с большой охотой занимаются православным краеведением. Мы совершаем экскурсии и экспедиции, работаем в архивах, расспрашиваем старожилов, читаем материалы наших псковских краеведов о тех или иных памятниках культового зодчества, изучаем документы НПЦ и т.д.

С двумя исследованиями – о старце Николае Залитском и Матвеевском храме в Писковичах – мы уже выступали на районных и областных конференциях. Три работы готовим в этом году (по храмам Большезагорской и Логозовской волостей и по истории храма Мины, Виктора и Викентия в Кусве).

Занимаясь такого рода исследованиями, мы пришли к выводу, что история большинства храмов Псковского района обрывается в 1917 году. В ГАПО я нашла в 39 фонде лишь две послереволюционные клировые ведомости – Георгиевской церкви погоста Камно (1919 года) и по Крыпецам (1920 года).

Все мы хорошо знаем политику советского государства относительно религиозного учения, знаем и то, как она отразилась на судьбе православных святынь. Правительство большевиков отделило церковь от государства, но оно не могло отделить верующих от религии, не решилось сразу запретить богослужение в храмах и отправление религиозных обрядов. Даже в 20-е годы такие праздники как Пасха, Рождество Христово, Благовещение сохранялись в качестве официальных и считались нерабочими днями.

Однако если требовалось помещение «для государственных и общественных потребностей», любые культовые здания можно было закрыть. Так, например, церковь в Кусве, памятник XVII века, приспособили под склад колхозного зерна в начале 30-х годов. По распоряжению председателя колхоза воинствующие безбожники совершили акт вандализма: сбросили колокола, сняли иконы, спилили кресты… В церкви Ильи Пророка в Кривовицах в 30-е годы открыли ветлечебницу, выгнали священника, колокола сдали на переплавку, а из каменной кладбищенской ограды построили скотный двор.

В нашем районе в 30-е годы были случаи, когда храмы не только разоряли, но и в буквальном смысле разбирали их до основания, используя кирпич и плитняк для хозяйственных нужд. Н.Ф. Левин в книге «Святыни и древности Псковского уезда» приводит такие примеры: это храм Ильи Пророка погоста Полонск и Борисо-Глебская церковь погоста Прощаник, находящиеся соответственно на территории Выставской и Карамышевской волостей.

В 1922 году вышло постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Но и в 20-е, и в 30-е годы духовенство и верующие пытались защитить храмы от разграбления. Так, когда на острове Белова (раньше он назывался Верхний) местная власть закрыла храм, церковное имущество верующие разобрали по домам. Восемь колоколов из девяти были сняты (один все же пришлось оставить в качестве звукового маяка для рыбаков), в церкви был устроен склад для рыболовных сетей… Именно тогда было спасено одно из немногих изображений Досифея – основателя Верхнеостровской обители. Сохранила икону жительница острова – Боровкова Анисья Яковлевна, а ее дочь Вера Борисовна Малышева передала ее отцу Сергию, настоятелю храма Петра и Павла.

На острове Залита Свято-Никольский храм тоже был закрыт в 1939 году, немало ценных икон и утвари было вывезено в неизвестном направлении, но одну из главных святынь – икону Смоленской Божьей Матери все же удалось сохранить. В 1947 году в храме возобновилось богослужение, и икона вернулась на свое прежнее место. Сейчас эту икону украшает риза, расшитая жемчугом по небесно-голубому бархату – работа игуменьи Тавифы из Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе.

По отношению к монастырям государство проводило очень жестокую политику – все они подлежали закрытию. Так на территории нашего района Крыпецкий монастырь был упразднен уже в 1918 году. Его собор оставался действующим только до 1923 года. Очень внушительно выглядел к началу XX века Елеазаровский монастырь (около 20 зданий было на его территории), включая соборный храм. В 1929 году его тоже закрыли, и что только в нем не организовывали: то просветительский центр, то детский изоляционный центр, то образцово-показательный совхоз…

В Трехсвятительском соборе устроили Народный дом, дом игумена был отдан под квартиры учителям местной школы… Богатое монастырское имущество, включая иконы, было разграблено. Совсем недавно мне удалось найти у одного из местных старожилов интересный экспонат – огромный медный чайник, по легенде – из трапезной Елеазаровского монастыря.

К счастью, знаменитая чудотворная икона Спаса Елеазаровского из собора была передана в Псковский музей и таким образом сохранилась.

Этот перечень поруганных святынь в нашем районе можно продолжить, но были и другие примеры. На территории района есть храмы, богослужение в которых так и не смогли запретить. Ценности в 20-х годах изъяло ОГПУ, в 30-х годах сняли колокола, но храмы не закрыли. По крайней мере, старожилы погостов Виделебье и Нёготь этот факт подтверждают. Вероятно, многое зависело не только от местных властей, но и от позиции прихожан и священника.

В годы Великой Отечественной войны благодаря деятельности Псковской Православной Миссии в большинстве наших храмов богослужение было возобновлено. В нашей районной библиотеке есть эти данные за 1943 и 1944 годы – указаны погосты, храмы, фамилии священнослужителей. Если мы возьмем Псковский район в его современных границах, то в результате военных действий (особенно в ходе отступления врага) он потерял следующие памятники:

  • Церковь Всех Скорбящих Божьей Матери в д. Дубоновичи

  • Церковь Ильи Пророка в Верхолино

  • Церковь Рождества Христова в д. Красиковщина /правда, теперь этот храм восстановлен/

  • Церковь Ильи Пророка погоста Кривовичи

  • Ильинская церковь погоста Добровидки /взорвана вместе с жителями/

  • Николаевская церковь погоста Пруды

  • Церковь Ильи Пророка погоста Корлы

  • Космо-Дамиановская церковь погоста Русски

  • Церковь Ильи Пророка погоста Торошино

  • Георгиевская церковь погоста Рюхи.

Как видим, 9 памятников мы потеряли безвозвратно. Большинство из них были сознательно заминированы и взорваны. Среди них и уникальный храм погоста Торошино, датируемый XII веком.

На сегодняшний день мы не располагаем точными цифрами относительно действующих и закрытых храмов в первые послевоенные годы. Но понятно, что в условиях, когда практически все деревни в районе были уничтожены, возвратившиеся на пепелища люди в первую очередь были озабочены строительством жилья. А чудом уцелевшие церкви продолжали разрушаться. Так, например, церковь Мины, Виктора и Викентия в Кусве очень сильно пострадала от обстрелов, и вплоть до нынешнего времени не велось никаких работ по ее восстановлению. Церковь Савво-Пустынского погоста тоже оказалась в зоне жестоких боев, что проходили под Стремуткой. Ее стены были пробиты снарядами, и в середине 50-х годов власти решили не восстанавливать памятник, а разобрать его на строительство воинской части в Черехе. Храм Николы в Устье тоже долгое время был закрыт после войны, так как подвергся сильному разрушению после обстрелов. Свои раны он залечивает до сих пор. Реставрационные работы там начал еще Скобельцын, он восстановил звонницу и один из притворов. Сейчас ремонт ведет сам о. Авраамий – настоятель этого храма. Он своими руками сложил печь, настелил полы… Здесь надо сказать, что личность священника и судьба храма – вещи взаимосвязанные. Так было всегда.

Псковскому району в этом плане повезло. Отец Николай Залитский, отец Борис (настоятель Свято-Духовской церкви из Толбы), отец Валентин – протоиерей Георгиевского храма погоста Камно. К сожалению, все они недавно ушли из земной жизни. Но к их могилам со всех концов России приезжают паломники, а это значит, что божьим храмам, где они служили, забвение и разорение не грозят.

Понятно также, что на судьбу наших храмов в последние 40 лет сильно повлияла и демографическая ситуация. Деревни вымирают, а это значит, что средств на текущий ремонт у многих церквей просто нет. Хорошо, если храм волею судьбы оказался в крупном современном селении, как например, наша Матвеевская церковь в Писковичах. Число ее прихожан довольно высоко, а значит, существенны и доходы от церковных треб. К тому же есть у храма и постоянный жертвователь в лице трудового коллектива агрофирмы «Победа», который возглавляет В.А. Гречин. Так, например, несколько лет тому назад кровля церковного здания была полностью заменена, и эти работы профинансировала агрофирма.

В нашем районе есть и другие положительные примеры, когда люди вкладывают свои личные сбережения в ремонт или строительство храмов. Сергей Михайлович Елагин – крупный предприниматель из Санкт-Петербурга, выходец из деревни Красиковщина, пожертвовал 650 тысяч рублей на восстановление храма Рождества Христова. На эти деньги была возведена кровля, отремонтированы стены. К сожалению, работы внутри храма не закончены, нет и отопления, но на церковную службу люди все равно приходят, так как это единственный храм в волости.

В Большезагорской волости живет очень интересная семья Нельзиных (художники в 3-х поколениях).

Главным делом своей жизни глава семьи Бронислав Илларионович Нельзин посчитал возведение храма в деревне Большое Загорье и свой завет выполнил. Художник не только вкладывал свои деньги в строительство нового храма, но и, что особенно важно, строил его своими руками по своему же проекту. Под церковное здание он приспособил бывшую хозяйственную постройку, стены которой сложены из валунов. Теперь эта церковь Святой Троицы – тоже единственный действующий храм на территории волости. В этой же, Большезагорской волости, находится и всем известный погост Мелётово, на котором в 1461 году был построен Успенский храм с его знаменитыми фресками. Во времена возведения этого храма село Мелётово было центром засады – довольно крупной по меркам средневековья административно-территориальной единицы. Здесь проходили главные псковские дороги на Новгород и Москву. Но время внесло свои коррективы. Теперь ближайший населенный пункт – Гора Каменка – находится в 5-ти километрах от погоста…

Пожалуй, ни одному из наших храмов не уделялось столько внимания (и в СМИ, и на разного рода конференциях) сколько было уделено мелетовскому. Всех волновала судьба его фресок. Их значимость действительно очень велика и государство осознавало это: уже в 20-30-е годы советским правительством были выделены средства, начались работы по расчистке росписи, которые были прерваны войной. В 50-60-е годы были проведены масштабные работы по реставрации самого здания. Сейчас ситуация такова: работы по консервации фресок закончены, но реставрация их так и не началась. Немного успокаивает тот факт, что все фрагменты росписи скопировал Адольф Николаевич Овчинников – известный в России художник-реставратор. В одном из интервью он сказал: «Я за свою жизнь 8 храмов скопировал, и половины этих храмов уже нет. Будет жаль, если такая же участь постигнет и Мелетовскую церковь».

Этим летом мы с ребятами побывали в Мелетове. Здесь царят бесхозяйственность и запустение: вот уже полвека ждет своих спасителей и пятиглавая церковь Святой Троицы начала XX века. Средств, отпущенных на ее реставрацию, хватило только на возведение лесов. Так и стоят рядом осиротевшие без прихожан храмы, как немой укор всем нам. Страшная картина открывается и на Мелетовском кладбище: все, без исключения, железные кресты на могилах отпилены и похищены уже в наше перестроечное время. Такая же участь постигла и захоронение у стен храма, где покоится прах археолога и коллекционера барона Н.К. Богушеского (1851-1891) бывшего священника Мелетовского погоста и его матери.

По статистике в начале 80-х годов на территории нашего района числились 25 памятника культового зодчества, включая часовни. Из них 12 находились на республиканской охране, но этот факт ни о чем не говорит. Продолжали разрушаться главные соборы Крыпецкого и Елеазаровского монастырей. За их судьбу «сражались» тогда многие известные люди. Такие, например, как Е.Н. Морозкина – известный на Псковщине архитектор-искусствовед. Благодаря ей в 1986 году государство выделило деньги для консервации ансамбля в Крипецах. Надо сказать, что средства выделялись и в 60-е годы, но кровля, возведенная по проекту Скобельцына, сгорела. Вплоть до начала 90-х годов вся «работа» сводилась к препирательствам между реставраторами, производственной группой и архитекторами, пока памятник не был передан епархии. В 1997 году монастырь вновь стал действующим, и за его судьбу можно не беспокоиться.

Возрождается и другая наша святыня – Спасо-Елеазаровский монастырь (его передача епархии состоялась в мае 2000 года).

С 1917 года и вплоть до начала 90-х годов строительство новых храмов в нашем государстве было крайне редким явлением. В последние годы ситуация изменилась. Только в нашем районе за последние десятилетия появились такие культовые сооружения как храм Пантелеймона Целителя в д. Богданово, Свято-Никольский храм в с. Середка, вышеупомянутый храм Святой Троицы в д. Большое Загорье, храм Иоанна Кронштадского в с. Карамышево. Появился целый ряд новых часовен, в том числе часовня на территории ГОИ ПДП и в д. Будник Ядровской волости. В этой же волости в д. Соловьи идет строительство нового храма в честь Святой мученицы Татианы. Кстати, инициатором и организатором этого строительства стала обычная женщина Васильева Татьяна Михайловна. Это прекрасный пример активной жизни православного человека.

Понятно, что в таком деле, как строительство нового храма или сохранение старого, большую роль играет и позиция властных структур на местах. Главы волостей располагают некоторыми, хоть и мизерными суммами, которые выделяются на благоустройство территории и памятников истории в том числе. Администрации Середкинской и Ядровской волостей, например, вложили и свою скромную лепту в строительство новых церквей на своих землях. Но так бывает не всегда.

Жители Логозовской волости рассказали, как им в начале 90-х годов пришлось буквально спасать землю погоста Устье от новых русских, которые вознамерились возвести там свои особняки. Опять же простая женщина, Минина Антонина Петровна, местный почтальон, подняла общественность, и людям удалось отстоять эти летописные места.

В настоящее время на территории района находится 16 храмов, которые являются теперь памятникам федерального значения, большинство из них – действующие. И наша задача – сохранить это уникальное культурно-историческое наследие для грядущих поколений. Я считаю, что материал, который собран и обработан библиотеками и школами, уже может быть поводом для издания новой книги о судьбе храмов Псковского района.


^ Киселева Е.Г.,

зав. отделом

краеведческой литературы ПОУНБ


Дореволюционная литература о Псковском уезде

в фондах Псковской областной универсальной научной библиотеки


В настоящее время наблюдается интерес к краеведческим издания, опубликованным до 1917 года. Псковскому уезду повезло тем, что сохранились издания, разносторонне освещающие его жизнь. Наибольший интерес представляют издания о повседневной жизни уезда, позволяющие получить «из первых рук» не искаженные позднейшими поправками сведения о составе и занятиях жителей, состоянии экономики, культуры, быта.

В первую очередь – это издания Псковской уездной земской управы:

  • «Доклады уездной земской управы Псковского уезда очередному собранию» (за 1885, 1899 и 1916 годы)

  • «Сметы, росписи и раскладки уездной земской повинности по Псковскому уезду на 1897, 1898, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904,1905 годы»

  • «Об общественном призрении в Псковском уезде» (Псков, 1904).


О промыслах расскажет книга «Промыслы сельского населения Псковского уезда» (Псков, 1888) и А. Хабачева «Пчеловодство в Псковском уезде» (Псков, 1907).

О полезных ископаемых можно узнать из книги К. Д. Глинки «О залежах гипса (алебастра) в Псковском уезде « (Псков, 1901).

О почвах писал А. Конакотин «Почвенный очерк с. Быстро-Никольского Псковской губернии и уезда» (Псков, 1905).

О состоянии земель и лесов сообщает «Свод данных оценочно-статистических исследований. Т. 7. Псковский уезд. Т. 1. Территория, население, землевладение» (Псков, 1912).

О крестьянском быте рассказывает очерк В. Д. Смиречанского «Этнографический очерк из быта крестьян Псковского уезда», опубликованный в «Псковском статистическом сборнике» за 1871 год.

Следует особо выделить книгу известного псковского краеведа И. И.Василева «Опыт статистическо-географического словаря Псковского уезда Псковской губернии» (Псков, 1882).

Среди последних поступлений в фонд ПОУНБ следует отметь работу Н. К. Богушевского «О селе Выбутах (Лыбутах), родине святой Великой княгини Ольги Российской, Логазовской волости Псковского уезда» (Псков, 1879).

Все названные книги помогут больше узнать о Псковском уезде Псковской губернии.


^ Ронина Т.В.,

и.о. зав. ЦРБ Псковского района


Краеведческие издания ЦРБ Псковского района


По числу исторических, памятных, можно сказать, культовых мест, Псковский район легко может посоревноваться с самим Псковом.

Однако если вы захотите найти книгу, посвященную истории Псковского района в разные временные периоды, его достопримечательностям и знаменитым людям, чья жизнь связана с историей района, вас ждет разочарование…

В библиотеках есть изданные в основном в 60-е – 70-е годы книги, посвященные Невелю и Новоржеву, Красногородску и Стругам Красным, практически всем районам области, есть даже книга об Усвятах, самом маленьком и по территории и по населению районе Псковской области…

Поэтому мы так рады первой ласточке – книге Натана Феликсовича «Святыни и древности Псковского уезда» и надеемся увидеть книгу, над которой работает Н.И. Бабасова.

Библиотека первой принимает на себя запросы людей, желающих познакомиться с историей Псковского района. И хотя до сих пор нет книги об истории Псковского района,

мы стараемся удовлетворить все краеведческие запросы наших читателей. Приобретаем любые издания, в которых есть сведения о Псковском районе, при невозможности их приобретения – ксерокопируем, а если и это невозможно – просто переписываем нужные нам источники.

Скрупулезно просматривая все издания, имеющиеся в библиотеке, по крупицам выискивая упоминания о событиях, людях, населенных пунктах мы систематизировали все имеющиеся у нас публикации по темам и по волостям.

Следующим этапом было создание электронных баз данных – библиографических и полнотекстовых – «Псковский район. История и судьбы», «Летопись деревень», «Волости Псковского района», «История района. Персоналии», «Псковский район в годы Великой Отечественной войны», «Самодеятельные поэты и писатели» и других.

На первой конференции в 2004 году мы рассказывали о том, что наша библиотека занимается разработкой и изданием библиографических списков и указателей, материалов по краеведению. Издано 10 выпусков библиографических и методических материалов из цикла «Псковский район.

История и судьбы»: «Историко-краеведческая деятельность библиотек», «Энциклопедия российских деревень», «Праздники, обычаи и обряды Псковского края», «Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь. Спасо-Елеазаровский Великопустынский монастырь», «Святые имена земли Псковской: святые и подвижники, чьи имена связаны с историей Псковского района» и др.

Сегодня я расскажу об изданиях, выпущенных центральной библиотекой Псковского района и при ее активном участии в 2005 – 2006 годах.

Эта небольшая книжка «Псковский район в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Памятники, обелиски и другие исторические места» есть в каждой сельской библиотеке Псковского района. История ее появления такова.

В 2005 году, в ходе подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, Администрация Псковского района приняла решение об издании сборника, содержащего сведения о памятных местах района, связанных с войной.

Это издание должно было соединить в себе сведения обо всех местах захоронений, о памятниках-символах, других памятных знаках в честь участников Великой Отечественной войны. Их можно встретить в любом уголке Псковского района, ибо нет деревни, которая не потеряла на той Великой войне своих односельчан, или не была свидетелем людской трагедии и воинского подвига.

Работу начали с поиска информации. Естественно, в библиотеке были материалы, в которых рассказывалось о памятниках, расположенных на территории района – это несколько томов «Книги Памяти», «Кадастр достопримечательных, природных и историко-культурных объектов Псковской области», электронные БД нашей библиотеки, газетные материалы, фотографии отдельных памятников и др. Основой книги стали паспорта на

захоронения Великой Отечественной войны, хранящиеся в районном военкомате. Мы попытались объединить и сверить данные всех имеющихся источников. Нас ждала

неожиданность – были памятники, рассказывая о которых, разные источники давали различные сведения о количестве захороненных воинов, надписях на памятниках, и даже месте их нахождения. И здесь нам помогли наши сельские библиотекари, работники администраций волостей, местные краеведы, обращались мы и в архив новейшей истории Псковской области.

Просмотрев материалы, подготовленные библиотекой, Глава района Владимир Васильевич Шураев внес свое предложение, на мой взгляд, совершенно дельное –

дополнить издание вводными статьями к каждому разделу и картами боевых действий.

Сборник состоит из четырех разделов. В первом из них – «В памяти людской навечно» – перечислены памятники мирным жителям, жертвам войны, в предисловии к разделу рассказывается о зверствах фашистов во время оккупации. Во втором разделе – «Партизаны – родня солдатская» – сведения о деятельности подпольных центров и список захоронений

партизан. Третья часть – самая большая по объему – включает в себя перечень воинских захоронений и рассказ об освобождении района. Памятники и захоронения приведены в алфавитном порядке волостей, а внутри волостей – по названиям деревень. Небольшой четвертый раздел

рассказывает о героях войны, чьи имена носят улицы наших поселений. Издание дополнено предисловием и списком литературы.

Книга была издана в 2005 году редакцией газеты «Псковская провинция» тиражом 1500 экземпляров. В ней помещены фотографии наших земляков, карты боевых действий, на вкладке – цветные фотографии памятников.

Эта книга – памятник всем погибшим: воинам, партизанам и подпольщикам, мирным жителям, уничтоженным оккупантами.

Дополнением к этой книге стал библиографический указатель «Поддерживают небо обелиски» – он знакомит читателей с публикациями местной печати о военных захоронениях, мемориалах и памятниках, связанных с событиями Великой Отечественной войны и расположенных на территории Псковского района.

По инициативе Главы района Владимира Васильевича Шураева были изданы 2 проспекта о районе: первый – о памятниках истории, находящихся на территории района, был подготовлен газетой «Псковская провинция», второй – экономика и социальная сфера района – районной библиотекой. Сейчас готовится выпуск, посвященный культуре и

искусству Псковского района. Серия подобных проспектов будет продолжена.

Одна из тем наших изданий – творчество Александра Николаевича Яхонтова. Вряд ли в этом зале найдется человек, которому незнакомо это им. Талантливый поэт, переводчик, он хорошо знал и любил псковскую землю, не один десяток лет посвятил земской деятельности в Пскове. Родился в Петербурге в 1820 году. А вот детство Александра Николаевича прошло в родовом имении Камно Логозовской волости Псковского уезда. Здесь же, у стен древней Георгиевской церкви в 1890 году он был похоронен.

Первые стихотворения Яхонтова относятся к периоду его учебы в императорском Царскосельском лицее. Здесь еще незримо ощущалось присутствие Пушкина. Напомню вам, что Александру Николаевичу ребенком посчастливилось увидеть великого поэта. Пушкин был знаком с Николаем Александровичем Яхонтовым, отцом будущего поэта, часто встречался с ним в Пскове, а 28 июня 1826 года по случаю 6-ти летия Саши приезжал в Камно. Может быть, эта встреча, не только житейская, но и поэтическая (Саша прочитал поэту его, пушкинское, стихотворение) определила для Яхонтова выбор его пути.

Начиная с 1844 года произведения А. Н. Яхонтова печатали журналы «Отечественные записки», «Русская старина», «Вестник Европы» и др. Итогом многолетних публикаций

стал сборник со скромным названием «Стихотворения», изданный в 1884 году в Санкт-Петербурге.

Сейчас в нашем городе эта книга – библиографическая редкость. Ознакомиться с ней можно лишь в Древлехранилище Псковского музея-заповедника, где

хранятся и подлинные рукописи поэта: это 3 рукописные тетради стихотворений, записанные им в Пскове в 1856 – 1857 годах. В 1964 году их преподнесла в дар создателю Древлехранилища Леониду Алексеевичу Творогову внучка поэта Анна Николаевна Высоцкая.

В конце 1960-х годов по этим рукописям Л.А. Творогов подготовил и напечатал в газетах Псковской области 89 публикаций (126 стихотворений с комментариями).

Собирая материалы о Яхонтове, мы опирались на эти

газетные публикации, отдельные стихотворения из книги 1884 года, стихотворения из книги «Поэты-демократы», изданной в 1968 году.

В процессе поиска стихотворений Яхонтова мы поняли, что полного собрания стихотворений поэта не существует и нам, естественно, захотелось заполнить этот пробел. Начали мы с краеведческого отдела областной библиотеки, переписывая из газет 60-х годов неизвестные нам стихотворения. Затем, в поисках единственной изданной в 1884 году книги

Александра Николаевича, пришли в Древлехранилище нашего музея-заповедника.

Не сразу мы решили и как расположить стихотворения – может быть хронологически – по годам написания, может быть отдельно дать переводы… Однако, когда в музее нам выдали 3 рукописные тетради, написанные рукой самого поэта, все сомнения и вопросы ушли и мы решили полностью повторить тетради Древлехранилища, расположив стихотворения именно так, как это сделал Александр Николаевич.

Трудно передать тот трепет, с которым мы открывали эти тетради, написанные рукой самого поэта – его изумительный, четкий почерк, его манера определенной волнистой линией заканчивать каждое стихотворение, засохший цветок жасмина среди страниц…

Конечно, были и трудности: у многих стихотворений были варианты разных редакций, в самих тетрадях иногда строки были зачеркнуты, сверху шел новый текст, при всей четкости почерка были моменты, когда мы не сразу понимали написанное слово и даже сверка с книгой и газетными публикациями не всегда помогала – тем более, что правописание XIX века существенно отличается от современного…

Предлагаемые нами читателю издания впервые полностью повторяют авторские тетради из Древлехранилища. Они включают в себя стихотворения и переводы и наиболее полно отражают творчество Яхонтова. Использована современная орфография, однако, в некоторых случаях, когда этого требует рифма и стиль, сохранено правописание XIX века. Всего в трех тетрадях 158 стихотворений. Это эксклюзивные издания, существующие в единственном экземпляре.

Естественно, нам хочется увидеть их изданными под красивой обложкой, в одной книге и, думаю, рано или поздно это случится.

Сегодня много говорили о православных святынях Псковского уезда. Однако наш район богат не только своими архитектурными и историческими памятниками.

С историей Псковского уезда связаны блистательные имена князя Александра Невского и княгини Ольги, дворян Яхонтовых и Назимовых.

В Псковском уезде находились поместья знаменитого рода Яхонтовых – Туховик и Камно. В Туховике провел последние годы жизни Николай Петрович Яхонтов (1764-1840) – знаменитый композитор «доглинковской» эпохи. Камно, как мы уже знаем, – родовое имение поэта-демократа Александра Николаевича Яхонтова (1820-1890).

Декабрист М.А. Назимов после ссылки поселился в родовом имении Быстрецово Псковского уезда, где прожил более 20

лет: с 1846 по 1868 год. Свое имение он сделал одним из лучших в уезде и создал в нем первую в уезде школу для детей крепостных крестьян.

В своем имении Преображенское (сейчас это д. Назимово Москвинской волости) летом 1826 года двоюродный брат декабриста М.А. Назимова, Гаврила Петрович, принимал

А.С. Пушкина.

Много славных имен, известных не только псковичам, но и всей России, связаны с историей нашего района. Сведения эти разрозненны; мы собираем газетные публикации, стараемся купить книги, или откопировать статьи из книг, журналов, где есть хоть какие-то сведения об этих людях.

Особый разговор об иллюстративном материале.

Изображения родовых гербов, портреты (позже – фотографии) людей, изображения домов, где они жили, домовых церквей, аллей когда-то пышных и ухоженных парков (тем более, что в нашем районе не сохранились даже развалины бывших родовых имений) – все это интересно любому краеведу.

По мере накопления материала у нас возникло желание объединить все эти сведения и создать серию изданий «Псковский уезд – история в лицах».

Первый выпуск этой серии: «Славные имена забытой эпохи». Это биобиблиографический указатель, который включает в себя вводные статьи – краткие биографические очерки об известных людях в истории дореволюционного Псковского уезда, списки литературы (в них входят те материалы, которые имеются в нашей библиотеке) и соответствующий иллюстративный материал.

В указатель включены книги, статьи из сборников, периодических изданий, вышедших как в дореволюционное время, так и в наши дни. Особую ценность данному изданию придают включенные в указатель списки неопубликованных

материалов (копии архивных документов и фотографии, отпечатанные с дореволюционных негативов).

Материалы располагаются в алфавите имен, всего их тринадцать. Первая статья посвящена барону Николаю Казимировичу Богушевскому – археологу, коллекционеру и библиофилу. Николай Казимирович с увлечением занимался археологией. Но главной страстью его было собирание автографов. К 1884 году коллекция Богушевского насчитывала 12 000 автографов. В ней были автографы Петра I, Людовика XVI, Фридриха Великого, Екатерины II, Моцарта, Бетховена, Паганини, Глинки, Гете, Шиллера, Гюго, Пушкина, Гоголя, Кипренского, Шишкина и многих других государственных деятелей, известных писателей, художников и композиторов.

Коллекция хранилась в имении Заполье (недалеко от Выбут). В 1884 году в имении произошел пожар, и большая часть коллекции сгорела. Николай Казимирович, тяжело переболев, покинул Покровское и поселился в имении Заполье Псковского уезда. Богушевский приводит в порядок уцелевшие экспонаты коллекции – к 1888 году она

насчитывает 3 000 номеров, предполагая подарить ее Императорской публичной библиотеке. Но затем круто меняет свою жизнь. По невыясненным пока обстоятельствам становится священником в погосте Мелетово, что близ Заполья. Тяжело заболев, Н.К. Богушевский скончался 10 июня 1891 года в возрасте 40 лет. А через 2 дня умерла его

мать. Их похоронили у южной стороны церкви Успения погоста Мелетово. В книге помещена фотография памятника на этой могиле, ее нам любезно предоставил настоятель храма А. Невского о. Олег Тэор.

Общий надгробный камень на могиле Н.К. Богушевского и его матери поврежден: нижние строчки надписи оказались в земле, крест вырван, как и на многих захоронениях

старинного Мелетовского погоста.

Включены в книгу статьи:

  • об участнике Отечественной войны 1812 года генерале Николае Васильевиче Вохине – он родился в селе Булаево, что располагалось на территории нынешней Логозовской волости;

  • о Владимире Петровиче Пальчикове, имение которого находилось в Щиглицах, тоже

Логозовской волости, и было в XIX веке культурным центром псковской округи. В.П.

Пальчиков известен тем, что неоднократно встречался с А. С. Пушкиным и даже

попал в бессмертные творения поэта, правда, под фамилией «Мизинчиков»;

  • об известном псковском меценате Николае Федоровиче Фан-дер-Флите, который

более 30 лет владел имением Быстрецово, купив его у декабриста М.А. Назимова;

  • о декабристе, блестящем кавалергарде Александре Горожанском, умершем в Соловецком монастыре в возрасте 45 лет, 19 из которых он провел в заточении – семье Горожанских принадлежал великолепный дом, можно сказать дворец, на берегу Великой в Корытове – это тоже был Псковский уезд;

  • губернском предводителе дворянства Николае Павловиче Лавриновском, владельце Стремутки и многих деревень в округе;

  • земском враче Павле Федоровиче Горошкове;

  • камергере Императорского двора Модесте Модестовиче Карамышеве, владельце села Зубово, именно ему обязано Карамышево своим названием;

  • и других знаменитых в истории уезда личностях.


Каждую статью сопровождают списки литературы и иллюстративного материала. Некоторые статьи содержат дополнительный материал о роде, членах семьи и список имеющихся иллюстраций. Издание дополнено «Географическим указателем» и «Указателем авторов».

Не могу не представить вам издания материалов районных этапов конкурсов детского творчества, организованных областной детской библиотекой имени В.А. Каверина.

Эти конкурсы, действующие в рамках проекта «Сумка почтальона», призваны развивать литературное и художественное творчество детей в возрасте до 15 лет.

Библиотеки нашего района участвовали в конкурсах «Я – писатель и поэт, художник и краевед», «Эхо прошедшей войны» и «Страна моей мечты». В конкурсах ПОБДЮ им. В.А. Каверина принимают участие и другие районы Псковской области, я же хочу обратить ваше внимание на то, что нашу инициативу – издать отдельными книжками работы участников конкурсов – пока не повторил никто.

Думаю, вы согласитесь со мной, что нашим ребятам приятно видеть свои произведения изданными. К тому же, мы всегда дарим эти книжки и авторам, и библиотекарям, которые побуждали ребят к творчеству. Подробнее об участии наших ребят в этих конкурсах расскажет сегодня заведующая Соловьевской библиотекой Инна Николаевна Евдокимова.


^ Тихомирова Е.Е.,

зав. Краснопрудской библиотекой «ПРЦК»


Строительство часовни Святого Ильи Пророка

в д. Добровитки Краснопрудской волости


Многие из вас наверняка знают о трагических событиях, произошедших 5 декабря 1943 года в деревне Добровитки Краснопрудской волости: фашистские каратели заперли в местной церкви святого Ильи Пророка 27 мирных жителей и взорвали ее. Местные жители до сих пор с ужасом вспоминают страшную трагедию и чтут память погибших односельчан.

В уникальной книге «Святыни и древности Псковского уезда», о которой нам сегодня рассказал ее составитель Н.Ф. Левин, есть рассказ и о нашей церкви. Согласно клировым ведомостям (1900 и 1914 гг.) неизвестно когда и кем была построена церковь. По некоторым имеющимся данным, ее строительство можно отнести ко второй половине XVIII века (в ГАПО хранятся копии метрических книг нашей церкви от 1780 года, а в клировых ведомостях есть опись церковного имущества с 1861 года).

Церковь была двухкупольная с 5-ю колоколами, располагалась на 4-х метровой возвышенности. Приписанных к ней церквей и часовен не было. У церкви Ильи Пророка был солидный приход, состоящий из 32 деревень, в которых проживали 2 496 прихожан. Притч состоял из священника и псаломщика (их жалование, с 1898 года, составляло – 300 рублей в год у священника и 100 у псаломщика). Земель в пользу церкви не было, а в пользу притча 37 десятин (пашня, сенокос, усадьба). При храме существовала церковно-приходская школа.

Сохранились сведения о священнике Ильинской церкви Владимире Васильеве-Тухолитском. Родом он был из д. Тухолик Холмской волости Псковской Епархии, вырос в семье священника. Закончил Псковскую духовную семинарию; в нашу церковь был перемещен в 1898 году, его же имя упоминается в клировых ведомостях за 1910 год. Отец Владимир был вдовцом, растил шестерых детей. За усердную службу, отличное поведение был награжден Преосвященнейшим Сергием, епископом Псковским и Порховским набедренником и скуфьею.

В послереволюционные годы священником Ильинской церкви был отец Степан. Его имя лишь упоминается в связи с крещением детей псаломщика Василия Ивановича Смирнова. Потомки В.И. Смирнова бережно хранят его архив. Благодаря его личным записям мы ознакомились с биографией Василия Ивановича и некоторыми моментами из истории нашей церкви. Родился он в 1885 году, закончил Добровитскую земскую школу, с 1914 года по начало 1918 воевал на фронтах первой мировой войны, был ранен. С 1921 по 1942 год – псаломщик Ильинской церкви. Жил он на хуторе вблизи д. Добровитки, пока немцы не сожгли его дом и не взорвали церковь.

В 1942 году местная молодежь сняла с церкви крест и колокола и стала устраивать в церкви танцы, не обращая внимания на осуждение стариков и запреты искренне верующих родителей.

Бывший псаломщик Ильинской церкви В.И. Смирнов сумел сохранить несколько церковных вещей из храма, им же составлен список спасенных предметов. В этом списке присутствует запись о том, что всего спасено 24 предмета, а 2 колокола на 30 пудов и на 5 пудов, добыты от военных около Лобенска, их Смирнов выпросил за 3 литра самогона. Все это было передано в ближайшую Покровскую церковь погоста Знахлицы.

В Ильинской церкви были иконы, о которых Смирнов сделал особые записи. Это икона Божьей Матери Явленной («Чирская»). Она была выполнена по специальному заказу и привезена из Пскова 4 октября 1902 года, и ежегодно 4 октября в ее честь шла служба и литургия. Икона уцелела и была передана в церковь погоста Знахлицы.

Икона Семиона Столпника была обновлена в Пересветовской церкви в 1913 году. Утрачена была во время первого взрыва церкви в ноябре 1943 года.

Осенью 1943 года немецким командованием был отдан приказ о массовом сожжении русских сел. Фашисты сжигали заживо и расстреливали мирных жителей целыми семьями часто лишь из-за подозрений в связи с партизанами.

Так случилось и в деревне Добровитки. Партизанами был взорван мост, который использовался немцами для перемещения войск. В отместку 25 ноября фашисты заложили взрывчатку и взорвали церковь. Во время этого первого взрыва пострадала лишь колокольня. Но это было только начало расправы. В тот страшный день, 5 декабря 1943 года, приехала колонна из трех немецких машин и остановилась у взорванного моста. Жители ближайших деревень Добровитки и Олисово стали разбегаться и прятаться на чердаках, в подвалах, в хлевах…

Тех, кто не успел спрятаться, расстреливали, тела их обкладывали соломой и поджигали. Одного из местных жителей заставили на дровнях возить взрывчатку из немецких машин к церкви, а в неё из всех домов сгоняли людей. Затем прогремел взрыв…


Полякова Таисия Алексеевна

(сейчас ей 74 года) отчетливо помнит тот день. Она, тогда 11-летняя девочка, спряталась в темной кладовке. Через щель в стене она видела все происходящее, эти события ей не забыть до сих пор. Особенно страшным выглядело место трагедии на следующий день: деревья вокруг храма были увешаны обрывками одежды и останками человеческих тел, под деревьями лежали оторванные головы… Потом из-под обломков родственники извлекали тела погибших и хоронили на кладбище. Но найдены были не все.

Старожилы рассказали мне историю о семье Снетковых. Хозяина семьи в тот роковой день в деревне не было, а его жену и двух маленьких детей вместе с остальными жителями загнали в храм. Тщетно пытался он найти их тела. Поиски ни к чему не привели. Спустя некоторое время Снеткову стал сниться один и тот же сон. Его жена и дети приходили к нему во сне и просили убрать каменную плиту с их ног, плакали и жаловались на тяжесть, умоляли помочь им. Он день за днем приходил в разрушенную взрывом церковь, снова и снова переворачивал камни и уходил ни с чем. А сон все повторялся, пока однажды жена не указала место в храме, где надо было разобрать завал. И действительно, под камнями была найдена его жена с двумя детьми, тесно прижатыми руками к груди, их тела остались целыми под грудой каменных плит. И тогда, наконец, он смог предать земле тела своих близких.

В 1968 году сход граждан и исполком Краснопрудского сельского Совета решили поставить памятник на месте гибели безвинных мирных жителей. Памятник поставили на средства самообложения. Местные строители отлили его из цемента и установили. На плите, укрепленной на памятнике, указаны имена погибших. В дни поминовения местные жители приходят к нему с цветами.

В последнее время в средствах массовой информации все чаще рассказывается о возведении храмов и часовен. У нас первым об этом заговорил местный летописец Владимир Максимович Тихомиров.

К сожалению, летом этого года он умер, но успел увидеть стены часовни и знал, что его идея воплощается в жизнь. Инициативную группу составила вместе со мной педагог Москвинской школы Матвеева Ирина Николаевна, правнучка того самого псаломщика Василия Смирнова, о котором я вам рассказывала.

Свою работу мы начали с обхода по домам. Рассказывали и вспоминали, что раньше в нашей округе было 3 действующих храма, за 60 послевоенных лет ни один из взорванных фашистами храмов не был восстановлен. Население на селе катастрофически уменьшается, молодое поколение стремится в город. И кто, если не мы, коренные жители, не безразличные к своему краю, те, у кого еще есть силы, знания и желание, возьмется за такое дело?

Выслушивали мнения людей, поясняли и убеждали, определялись с местом строительства. Большинство восприняло эту идею с радостью, благодарностью. Люди выражали желание помочь, многие старались сразу внести пожертвования, только за период опроса населения было собрано 2 тысячи рублей. В дальнейшем для сбора денег на строительство мы ставили урны на гражданском кладбище во время православных праздников.

Разные мнения были лишь по поводу места возведения часовни. Были предложения построить часовню в д. Кирово, самом крупном населенном пункте волости, или в дер. Добровитки, удаленной от деревни Кирово на 3 километра, на месте взорванной Ильинской церкви. Однако, тех, кто помнил сам или знал о трагедии в Добровитках по рассказам родственников, было больше.

Весной 2005 года мы обратились в Псковское Епархиальное управление с просьбой помочь нам определиться с местом по церковным канонам. С просьбой о помощи глава нашей волости Зуев А.Г. обратился к Главе Администрации Псковского района Шураеву В.В. и узнал, что при строительстве часовни в д. Кирово возможны проблемы с оформлением документов на землю. Приехавший к нам благочинный по нашему району, протоиерей Георгий Быков /о. Георгий/, осмотрел предложенные под возведение часовни места, дал свои рекомендации и обещание помогать по мере возможности.

В мае мы подали в епархию прошение на благословение строительства часовни в деревне Добровитки. В середине июня 2005 года мы получили благословение Высокопреосвященнейшего Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия.

Пока мы занимались организационными вопросами, наши основные помощники, мужья и братья, заготавливали лес. В нашей местности хвойного леса нет, поэтому им приходилось, пока не сошел снег, ездить на дальние лесосеки.

Провели исследование по архитектуре и строительстве псковских часовен XIX – XX веков, сделали чертежи. Часовню решили строить на месте колокольни взорванной Ильинской церкви /на месте самого храма находятся могилы/, т.е. на гражданском кладбище, рядом с братским захоронением 27-ми местных жителей погибших в тот страшный декабрьский день 1943 года. Название часовни было решено оставить прежнее, по имени святого, в честь которого в округе празднуется престольный праздник, и имя которого носила наша церковь – Святого Илии Пророка.

Материал сруба – сосна, сруб – квадратный «четверик» размером 3,5 х 3,5, т.к. место под строительство небольшое; техника сруба «в лапу».

Кровля четырехскатная, соответствующая срубу стен. Верх кровли предполагалось венчать главкой с крестом. Окно из стеклобетона на восточной стороне в виде креста.

Чертеж был передан в Псковское Епархиальное управление, одновременно мы обратились в Администрацию Псковского района с просьбой об оказании помощи.

Местные жители понемногу приносили деньги, Краснопрудская волость выделила 830 рублей, и в июне был залит фундамент будущей часовни. На сходе граждан было вынесено решение о выделении средств из фонда самообложения на строительство часовни.

За лето 2005 года лес ошкурили, и местный умелец Иванов В.И. изготовил сруб. Зимой возили в школьную мастерскую бревна сруба (52 бревна) и школьники с педагогами-мужчинами оскабливали их стеклышками. В мае 2006 года весь сруб покрыли защитным средством «Биотекс».

28 мая 2006 года часовня была возведена, и 11 июня, в родительскую субботу, состоялось её освящение. Сейчас мы приглашаем священника храма Архангела Михаила в Пскове о. Георгия (Быкова) для совершения церковных треб: проводить молебен, освящение воды, причастие и др.

Всего на строительство часовни мы собрали с населения 24 тысячи рублей, в июле 2006 года район выделил 10 тысяч рублей. Сейчас еще не полностью оформлено внутреннее убранство, сделан временный иконостас, но деньги еще израсходованы не все, и весной 2007 года мы доведем наши планы и мечты до конца. Сейчас часовню открывает по просьбе нуждающихся старожилов д. Добровитки Асташов В.Т.

Благодарим всех помощников и доброхотов. Молимся за их здоровье. Вот их имена: Матвеев А.И., Тихомиров А.А., Антонов Г.Н., Никитин С.Е., Осипов С.В., Алексеев В.Н., Ермилин С.Ю., Фильчагин В.Н., Иванов В.И., Гусаков А.Ю., Волков И.В., Кириллов И.П., Дараданов К.Н., Яковлев В.Г., Чалов В.И, Вихров И.М., Алексеев А.А..

Я слышала от пожилых людей, что церкви раньше строили так, чтобы прихожане, стоя у своего храма, видели купола ближайшего. Может быть, поэтому многие храмы, и наш Ильинский тоже, были возведены на возвышении. Сейчас купол нашей часовенки виден издалека, излучает на солнце свой благодатный свет, дает всем душевное умиротворение. От нашей часовни хорошо виден купол Знахлицкой церкви и кажется, что они перекликаются между собой.

Многие из нас испытывают боль, зная, что есть такие святые места на Псковской земле, которые находятся в заброшенном состоянии. Сегодня необходимо ценить наше духовное наследие, спасать и возрождать святые и памятные места. Это нужно нам, нашим детям и внукам.


^ Гаврилова Н.В.,

зав. Выставской библиотекой «ПРЦК»


За страницами «Псковской энциклопедии»:

наш земляк Глеб Травин


В октябре псковское телевидение показало ряд сюжетов, посвященных Глебу Травину. Но мало кто из жителей Псковского района знает, что это наш земляк. Это был удивительный человек: он совершил велопереход длившийся 3 года вдоль границ Советского Союза, включая Заполярье, т.е. по замкнутому кругу, протяженностью 85 тысяч километров. В одиночку, без запаса продовольствия, без рации, по неизвестному пути… Такое трудно себе даже представить.

Я узнала об этом человеке 3 года назад, когда в нашу библиотеку поступил солидный том «Псковской энциклопедии». Я внимательно ее просматривала вместе с зав. нашим клубом А.П. Николаевой. На 765 странице мы увидели фотографию красивого мужчины рядом с велосипедом и прочли, что это Глеб Леонтиевич Травин, родившийся в деревне Касьево Псковского уезда.

Анна Петровна вспомнила, что д. Касьево, ныне исчезнувшая, находилась недалеко от д. Зеньково, а когда дети Анны Петровны ходили в школу, пионерская дружина носила имя Глеба Травина. Мы поняли, что это наш земляк и начали сбор материалов о нем.

Сначала обратились к директору Выставской основной школы Филипповой И.В. с просьбой о поиске в школе каких-нибудь материалов о Травине. Ирина Владимировна отдала нам книгу «Человек открывает землю», в оглавлении которой была статья о путешественнике «Без скидки на время». Однако нас ждало разочарование: статья о Травине была вырвана. Тогда я обратилась в нашу районную библиотеку и заказала книгу по МБА. Вскоре долгожданная книга пришла.

И мы узнали, что Глеб Травин родился в многодетной семье лесника. С детства Глеб полюбил природу. Первые свои уроки по выживанию в экстремальных условиях он получил от отца. Отец учил его находить пищу в лесу, готовить ночлег, при необходимости есть сырое мясо.

В 1913 году семья Травиных из Касьево переезжает в Псков. Учеба давалась Глебу легко. Именно в это время Травин много читал о путешествиях Пржевальского, о первооткрывателях Антарктиды и других путешественниках, позже он организовал клуб юных охотников-следопытов.

В 1923 году Псков посетил голландский велосипедист Адольф де Грута, объехавший почти всю Европу. Его рассказы произвели большое впечатление на Глеба, и он решил превзойти достижения голландца: совершить путешествие более длительное и в более сложных условиях.

На подготовку ушло более 5-ти лет. За это время он наездил тысячи километров по Псковщине, ездил в любую погоду, по любым дорогам. Во время службы в армии у него была возможность изучать географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело, слесарное дело – все это могло пригодиться будущему путешественнику. В 1927 году, отслужив в армии, Травин отправляется на Камчатку, участвует в строительстве первой камчатской электростанции. Здесь и начались регулярные тренировки на японском велосипеде по нартовым дорогам, по льду Авачинской бухты, восхождения на сопки-вулканы.

Из Америки он получил ярко-красный велосипед с белыми эмалевыми стрелами, оборудовал его двумя герметически закрывающимися сумками, которые могли служить понтонами. К багажнику крепилась сумка с пайком «НЗ» – 7 фунтов прессованных галет и 1 килограмм шоколада, там же фотоаппарат и зимняя одежда.

По решению камчатского спортивного клуба «Динамо» 10 октября 1928 года Травин отправился в агитационный велопробег: пароходом отплыл из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, а далее – на велосипеде.

Глеб Леонтьевич установил для себя строгий режим: независимо от состояния дорог двигаться при любой погоде ежедневно по 8 часов. Питался 2 раза в сутки – утром и вечером, пил только во время еды, ночевал там, где застала ночь, там же добывал еду на ужин и завтрак.

Травин проехал Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, центральную и северо-западную часть России – 45 тысяч километров вдоль сухопутных границ немногим более чем за год.

Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана – от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке – 40 тысяч километров – он преодолел на «Железном олене», так называли чукчи велосипед, и на охотничьих лыжах. Глеб Травин побывал в Мурманске и Архангельске, на острове Вайгач и полуострове Диксон, в селеньях Хатанга и Уэлен и др. Всюду его встречали как героя.

Полным опасностей было это путешествие. Продвигаясь вдоль южных границ, Травину пришлось встретиться с кобрами, шакалами, с 2-х метровым вараном и тучами саранчи, а на Дальнем Востоке – с амурскими тиграми. Самым опасным был арктический участок трассы, его Травин прошел большей частью морем и всего 8% пути преодолел на пароходе. Он проваливался в полыньи, попадал в снежные завалы. На льду Печорской губы был случай, когда он ночью вмерз в лед из-за внезапно образовавшейся трещины. С трудом освободившись из ледяного плена, Травин добрался до ненецкого жилья. Ему пришлось самому себе сделать ампутацию пальцев, спасая от гангрены обмороженные ноги. А через несколько дней – вновь в путь.

В июне 1931 года Глеб Леонтиевич прибыл в поселок Уэлен. Все население вышло встречать путника с невиданной двухколесной машиной. Чукчи подарили ему на память расшитые бисером нарукавники с надписью «Турист. Вокруг света на велосипеде. Глеб Леонтьевич Травин» и вырезали для него пластину из моржовой кости. Эти вещи хранятся в Псковском музее-заповеднике.

В Мурманске Травина остановил врач Андрусенко. Старожил Севера, он не верил рассказам о путешествиях Травина, считал их сверхъестественными и невозможными для человека. Врач попросил разрешения исследовать Глеба Леонтиевича, и после обследования сказал: «У тебя, брат, здоровья хватит на два века!»

В паспорте-регистраторе путешественника около 500 печатей и регистрационных отметок. «Были ли минуты, когда я жалел, что отправился в это рискованное путешествие? Нет, не было. Была боль в ногах, был страх, что не дойду до цели. Но все это забывалось перед красотой вмерзших в лед айсбергов. Эта красота наполняла меня и радостью и силой», – вспоминал Глеб Леонтиевич.

Более 30 лет прожил Травин на Камчатке. Вернувшись из путешествия, тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов. В годы Великой Отечественной войны командовал полком береговой охраны, обучал снайперов; после войны работал заместителем директора мореходного училища.

В 1962 году Глеб Леонтиевич переехал в Псков, где прошла его юность, и где родилась эта безумная мечта о путешествии. Приехал он и в Вешки, навестить родственников и там познакомился с Трифоновой Анной Гавриловной. Та была моложе его на 25 лет, но это не помешало им создать семью. По рассказам Анны Гавриловны Глеб Леонтиевич был общительным, легко сходился с людьми, ко всему относился с юмором, именно эта черта характера помогала ему преодолевать любые трудности. Сначала они не собирались расписываться, но в те времена уехать из колхоза без уважительной причины было нельзя, и они зарегистрировали свой брак. Анна Гавриловна считает, что Глеб Леонтиевич спас ей жизнь. Для того чтобы устроиться в городе на работу, надо было пройти медкомиссию, и врачи нашли у нее серьезную болезнь, пришлось срочно делать операцию. А останься она в колхозе – то о болезни своей узнала бы слишком поздно.

У Анны Гавриловны своя очень нелегкая судьба. В годы войны она партизанила в наших краях. Во время очередной разведки в д. Луковицы Анна провалилась в яму по пояс в снег. Немцы в это время стали пускать ракеты, чтобы лучше видеть наблюдаемую территорию. Заметив девушку, стали смеяться над ней. В руках у Анны Гавриловны была граната, и она решила живой не сдаваться. Но, к ее счастью, подоспели партизаны и помогли выбраться. Однако после этой страшной ночи юная Аня поседела. До сих пор она не выносит немецкой речи. Когда к Глебу Леонтиевичу приезжала немецкая делегация (кстати, в 1968 году в Берлине был открыт туристический клуб, названный именем Травина) Анна Гавриловна с ними не общалась, или же немцам приходилось говорить на русском языке. Первый муж Анны Гавриловны, Тимофеев Николай Матвеевич, погиб в Эстонии. Он уехал туда на заработки, возвращался домой с деньгами, зерном, купил поросят, но был убит грабителями, как подозревают бывшие с ним односельчане, это были цыгане.

От первого брака у Анны Гавриловны была дочь, у Глеба Леонтиевича – два сына: Юрий и Валентин. Дочь Анны Гавриловны Лидия вышла замуж за старшего сына Глеба Леонтиевича – Юрия. Их дочь Светлана (1980 г.р.) – общая и родная внучка обоих Травиных. У Светланы уже есть сын, правнук Глеба и Анны Травиных.

Анна Гавриловна до сих пор жива, живет в Пскове, летом приезжает в Вешки. Это очень приятная в общении, бодрая женщина, глядя на нее не скажешь, что ей уже 80 лет.

Изучая и собирая материалы об истории волости и знаменитых людях, чья судьба связана с нашими местами, мы стараемся, чтобы об этом знали наши земляки и, прежде всего, подрастающее поколение, работаем в тесной связи со школой.

28 апреля, в день рождения Глеба Травина, было показано театрализованное представление, сценарий которого по нашим материалам был составлен учителем русского языка Никифоровой Л.А. На мероприятие был приглашен почетный гость, Никандров О.М. – моряк-подводник, прослуживший на Северном флоте 18 лет. Он рассказал о тяжелейших условиях плавания в водах Северного Ледовитого океана и очень удивлялся тому, что человек в одиночку мог пройти такой путь, ведь большую часть пути по северным границам Травину приходилось нести велосипед на себе. Восхищался наш гость мужеством и силой воли путешественника.

Недавно, 7 ноября, во время школьных каникул, мы возили наших ребят в Псковский музей-заповедник, на выставку, посвященную Глебу Травину. Осматривая экспозицию, дети рассматривали вещи, принадлежавшие Травину. Особый восторг вызвал велосипед, руль которого сделан немецким мастером из винтовки. А мы с Анной Петровной чувствовали себя немного неловко: наши дети дополняли экскурсовода и очень активно задавали вопросы. Экскурсовод была удивлена: у нее впервые была такая осведомленная группа.

Во время экскурсии мы узнали, что знаменитый путешественник Павел Конюхов живет на Камчатке и пытается повторить путь Травина. Он уже прошел южную часть пути, но за три приема. Нам дали адрес Конюхова, которому мы собираемся написать и поддерживать связь, если он нам ответит. Конечно, мы невольно сравнивали путешествия Травина и Конюхова, разительным отличием, например, была причина, по которой оба путешественника избегали заходить в населенные пункты: Конюхов – опасаясь людей, а Травин – чтобы не было соблазна остаться.

У нас с Анной Петровной есть мечта: поставить памятный знак на месте бывшей деревни Касьево, ее местонахождение мы с ребятами определили во время своих летних путешествий по родному краю. Пусть этой деревни уже нет на карте, но она существовала, в 1925 году в ней было 12 дворов, 71 житель, а 28 апреля 1902 года в ней родился замечательный человек Травин Глеб Леонтиевич.


^ Евдокимова И.Н.,

зав. Соловьевской библиотекой «ПРЦК»


Детское литературное творчество.

Участие библиотекарей Псковского района

в конкурсах Псковской областной библиотеки

для детей и юношества им. В.А. Каверина


Многие из присутствующих здесь, особенно библиотекари, знают о конкурсах, которые организует Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина.

Эти конкурсы действуют в рамках проекта «Сумка почтальона» и способствуют развитию литературного и художественного творчества детей и юношества. Учредителями проекта на условиях совместного финансирования являются Государственное управление образования Псковской области и Государственный комитет по культуре. Членами жюри и партнерами библиотеки в этом проекте стали: Объединение псковских писателей, региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», детская художественная школа г. Пскова.

Начало работы по проекту «Сумка почтальона» относится к 2002 году, когда проводился первый конкурс среди юных читателей области «История Пскова глазами детей», посвященный юбилейным мероприятиям в честь 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Тогда в нем приняли участие более 100 детей из 8-ми районов области и г. Пскова. Лучшие детские работы размещены на сайте ПОБДЮ. По итогам конкурса была организована выставка «История Пскова глазами детей».

Библиотеки нашего района начали участвовать в проекте со второго конкурса «Я – писатель и поэт, художник и краевед», который стартовал в октябре 2003 и закончился в мае 2004 года. Идея заключалась в том, чтобы через активное включение детей в процесс чтения и творческую литературную и художественную деятельность способствовать формированию отношения к книге как к уникальному явлению культуры.

На первую номинацию «Легенды и сказки земли Псковской» принимались самостоятельно написанные литературные произведения в жанре сказки. За основу сюжета предполагалось брать местные народные или придуманные версии о происхождении названий объектов малой родины: деревень, рек, лесов и т. д.

В номинации «Зримое слово» рассматривались зарисовки самостоятельно созданных элементов будущей книги «Легенды и сказки земли Псковской».

В конкурсе приняли участие свыше 120 детей области из 15 районов и двух городов области. Наиболее активная работа была проделана библиотекарями Псковского, Бежаницкого и Локнянского районов. Кстати, когда я увидела эти работы, мне захотелось познакомить с ними и наших соловьевских ребят. Сотрудники областной детской библиотеки любезно пошли мне навстречу. Работы участников конкурса мне дали на определенное время, и в нашей библиотеке была организована выставка творческих работ, затем прошел праздник «Особый месяц май».

Конечно, ребятам помогали заинтересованные взрослые – библиотекари, родители, учителя. Проводились занятия по ознакомлению с культурой и технологией создания книги, библиотечные уроки, выставки-подсказки. В семьях, библиотеках, школах вспоминали местные легенды, были. Или придумывали их. Ребята сочинили новые легенды и сказки, связанные с теми местами, где они живут. Есть такие – зачитаешься!

Сочиняя свою сказку, ершовские ребята для достоверности ввели «исторический» персонаж. Оказывается, названия деревень Ершовской волости Псковского района первым зафиксировал на бумаге царский переписчик Карл Иоган Шлицер, обладавший хорошими манерами, немецкой точностью и жутким акцентом. А еще он не понимал русских шуток. Но недостатки не помешали ему записать названия деревень Ершово и Разговорово, речку Боровку и Козловский ручей, а затем обозначить их на карте. Ребята из Остенской школы (д. Ершово) с большим юмором написали «Сказ о названиях или Как немецкий посол имена давал». Сказка эта была поставлена членами «Театра книги», есть такой в Ершовской библиотеке. Этот спектакль ершовские ребята показали на семинаре для всех библиотекарей района. Мы получили огромное удовольствие, посмотрев это представление, всем очень понравились талантливые и непосредственные юные артисты.

Очень важно, что участники сумели осмыслить и творчески представить многообразие истории Псковской области, яркость преданий старины. А еще важнее, что проявился интерес, с которым и должно относиться к истории не только своей малой, но и большой Родины.

Лучшие работы отмечены значками: «Лауреат», «Победитель номинации», «Поощрительный приз». Все участники и самые активные организаторы награждены грамотами. Лауреаты и победители получили замечательные подарки: фотоаппараты, радиоприемники, настольные органайзеры, микрокалькуляторы.

По итогам второго конкурса часть работ была отправлена в журналы «Муравейник» и «Костер» для публикации.

Следующий конкурс, который прошел в рамках проекта «Сумка почтальона», назывался «Эхо прошедшей войны» и был посвящен 60-летию Победы. Могут ли написать о войне совсем еще юные? Оказалось, могут. Стоит только захотеть пристально вглядеться в далекое для них прошлое, расспросить дедушек и бабушек, которые еще, к счастью, живы и помнят то лихолетье, записать их рассказы.

Насколько серьезно отнеслись дети к предложенной теме, можно судить по следующему небольшому отрывку из работы: «Передо мной встал вопрос, а что же я знаю о своих предках? К моему вопросу о том, как они раньше жили, бабушка и дедушка отнеслись очень серьезно. И теперь вечерами мы часто говорили «за жизнь». Оказывается, это очень интересно! Куда интереснее, чем смотреть бесконечные боевики. Счастлив мой дед и богат! Только богатство это – особенное. Это не виллы и машины, не счета в банке. Это долгая, с достоинством и честью прожитая жизнь. Это большая семья, это семейная память…»

Победителей торжественно чествовали на празднике в областной библиотеке для детей и юношества. Приехали дети, удостоенные дипломов и специальных призов жюри, библиотекари, родители, учителя, выступившие в роли руководителей или консультантов детских творческих работ. На память об этой встрече все участники сфотографировались у памятника «Два капитана». Затем мы отправились на теплоходе «Александр Невский» на экскурсию по Великой. Позже Станислав Золотцев, член Союза писателей России, назовет эту встречу победителей конкурса самым светлым событием последнего времени.

Последний конкурс, конкурс 2006 года, назывался «Страна моей мечты». Больше сотни детских работ поступило на конкурс, и были они разными: наивными, смешными, неумелыми, забавными… в общем, детскими. Не было только фальшивых произведений.

Кто в детстве не мечтал о своей собственной удивительной и тайной стране, где всё – пре-всё хорошо, интересно и замечательно? Участники конкурса представили на суд жюри «Конфетную» страну и «Любимый остров Талисман», страну «Вообразилию» и «Смехландию»… Вот как представляет «Страну своей мечты» 12-летний О. Одинцов из д. Гверздонь:

«Какую бы хотел я видеть страну моей мечты?

Пока еще я маленький, мои мечты просты.


Еще я мало видел, нигде я не бывал,

Гверздонь – мою деревню – своей страною звал.


Но скоро подрасту я, вы дайте только срок,

Передо мной откроется достаточно дорог.


Тогда вот и решу я: кем быть, и как мне жить,

Куда пойти учиться, с кем крепко мне дружить.


Сейчас хочу лишь мира, лишь солнца надо мной.

Поют пусть громко птицы над самой головой!


Пусть будет меньше горестей, насилия и бед,

Побольше пусть рождается детей на белый свет!


Пусть люди будут добрыми, веселыми, богатыми.

Пусть мама не печалится: «Дожить как до зарплаты?»


Пусть папа не кручинится: «Семью как прокормить?

Работы нет в деревне, за все надо платить».


Слова: оружие, война пусть позабудут люди!

Пусть будет счастлива страна! Когда же это будет?»


Можно сказать, уже традиционно, по завершении этого конкурса работы ребят-участников были представлены на передвижной выставке в Соловьевской библиотеке. Совместно с ПОБДЮ мы провели литературный праздник «Страна мечты соловьевских ребят». После презентации творческих работ юных жителей д. Соловьи и знакомства с работами победителей конкурса состоялась встреча с членом жюри конкурса, поэтом Виктором Фокиным.

По моему мнению, самое важное, что роднит все эти работы: они выполнены добрыми и искренними людьми. Многие ребята принимают участие в конкурсах постоянно, для них это стало традицией. И это радует.

По итогам каждого конкурса наша районная библиотека выпускает книжки, в которых собраны работы победителей районного этапа конкурса и дарит всем авторам и библиотекам, которые способствовали появлению и проявлению юных талантов.

Следующий конкурс, который объявила Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина, называется «Любимая книга детства», и я приглашаю всех моих коллег активно в нем участвовать.





Скачать 443,38 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер443,38 Kb.
ТипПрезентация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх