«Святыня земли Тарусской собор св апостолов Петра и Павла» icon

«Святыня земли Тарусской собор св апостолов Петра и Павла»


Смотрите также:
Задачи: образовательная: дать знания о православной культуре, о святынях Серпуховской земли...
Обзорная экскурсия «Новогодний Петербург. Листая страницы истории…»...
Г. Волгоград, ул. Советская, 22 («море путевок», ип долгова А. В.)...
«История адвокатуры от сотворения мира и до наших дней»...
«Из настоящего – в средневековье…»...
С неофициальным визитом в Татарстане побывал старший инспектор по оп дко мвд россии...
М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, В. Кожина, Н. Н. Раевский...
Выезд из Иваново в 16: 00 с пл. Революции (под экраном)...
Деяния Петра и двенадцати апостолов...
Методические материалы по курсу «церковная археология» Перечень вопросов и заданий для...
1. тематический план 1 лекция...
Церквиволосовскогорайон а...



Загрузка...
скачать




Муниципальное образовательное учреждение
«Тарусская средняя общеобразовательная школа № 2
имени ученого В. З. Власова»
Калужской области



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:


«Святыня земли Тарусской – собор св. апостолов Петра и Павла»


Выполнила: Филиппова Елена,

учащаяся 7 «А» класса, МОУ «Тарусская средняя общеобразовательная школа № 2
имени ученого В. З. Власова»


Руководитель: Кустова И. И.,

учитель истории, МОУ «Тарусская средняя общеобразовательная школа №2 имени ученого В. З. Власова»




г. Таруса

2009 г.





^ Собор святых апостолов Петра и Павла


Цель работы:


Познакомиться с историей собора св. апостолов Петра и Павла города Тарусы.

Объект исследования:

Собор св. апостолов Петра и Павла.

Предмет исследования:

1. История и план собора.

2. Внутреннее устройство собора.

3. Священнослужители и старосты собора.

4. Разрушение и возрождение собора.


Гипотеза:

Надо любить историю и святыни родного края.


Задачи:

1. Собрать и изучить материал ( газеты, воспоминания, использовать Интернет).


Отчёт о проделанной работе:

В ходе работы были проведены:

1. Встречи с о. Леонидом.

2. Изучен материал о. Даниила Яхонтова.

3. С помощью Интернета изучен материал о Ватагиной И.В, Ясныгине И.В.,

Любешкине А.

4. Собран и изучен газетный материал ( тарусские газеты « Октябрь »,

« Крестное Знамение»).

5. О. Леонид предоставил материал о последнем священнике собора

Серафиме Кокотове.

6. В тарусском архиве получили копию из метрической книги собора, где

указаны дата рождения Героя России Ефремова М.Г.

7. Прочитаны материалы Малинина Д.И., Дунаева М.М., о. Леонида,

Михеенкова С.Е.

8. Прошла встреча с Ельцовым В.Г., который рассказал о своем дедушке

старосте собора Ельцове С.В. и подарил фотографии своего дедушки:

а) Ельцов С.В. с сыном.

б) Ельцов С.В. с женой и сыном.

в) Ельцов С.В. с сестрой и детьми.

9. Губина В.Д. предоставила нам свою фотографию Таруса в начале 20 века.

10. Из школьного музея получена фотография Таруса в н. 20 века.

11. Фотографии наших дней предоставили: о. Леонид, Филиппова Е.Б.

12. Использованы стихи.





^ Таруса. Начало 20-го века. Публикуется впервые.


Уютный, мирный городок

Над голубеющей Окою.
От суеты земной далек,
Он дышит благостным покоем.



Он весь ютится по холмам,

Ключи лепечут по низинам,

И ветхи серые дома,

А посреди – собор старинный


А.В. Чельцов

АННОТАЦИЯ

^ «СВЯТЫНЯ ЗЕМЛИ ТАРУССКОЙ – СОБОР СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА»

В своей работе Елена Филиппова показала восстановление тарусского собора святых апостолов Петра и Павла. Большое внимание автор уделяет истории и архитектуре храма. Елена считает, что в настоящее время восстанавливается духовная жизнь, восстанавливается наша Россия. Главным праздником города Тарусы стал день – 12 июля – день святых апостолов Петра и Павла.


Автор верит, что близок тот день, когда собор снова предстанет в прежнем виде и распахнет свои двери для прихожан.

Настанут времена, когда наша городская площадь снова станет Соборной, вернет своё название, и все мы Миром – Собором будем решать все дела.




^ Митрополит Калужский и Боровский Климент вручает Филипповой Елене грамоту за 1-ое место

Первая областная олимпиада школьников по основам православной культуры.

г.Калуга 2007г.





^ Калужская областная научно – практическая краеведческая конференция памяти А. Д. Юдина.

2008г.





^ Вручение диплома 1-ой степени на Калужской областной научно – практической краеведческой конференции памяти А.Д.Юдина.

2008г.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение……………………………………………………………..с. 4

2. История и план собора …………………………………………….с. 5


3. Ясныгин И.Д. – архитектор тарусского собора …………………..с. 8


4. Внутреннее устройство собора …………………………………….с. 9


5. Ризница собора ……………………………………………………...с. 9


6. Клир и старосты собора …………………………………………….с. 10


7. Судьба собора в 20 веке ……………………………………………с. 12


8. Возрождение собора ………………………………………………...с. 15

9. Заключение …………………………………………………………..с. 20


10. Список использованной литературы …………………………….с. 21


11. Приложение ………………………………………………………..с. 22





Введение


Таруса – древний город на Оке. Годом ее основания считается 1246 год. Я очень люблю свой город, потому что он очень красивый. Я родилась в Калуге и живу в Тарусе, мои предки, бабушки и дедушки, также из Тарусской земли.

Мой прапрадедушка, Илья Антонович Никитин, был известный в Тарусе доктор, на тарусской земле родился прадедушка Василий Захарович Власов, известный ученый, профессор в строительной механике. Прадедушка Георгий

погиб в Великую Отечественную войну.

В нашей семье четверо детей. Я с сёстрами часто бываю на службе в храме Воскресения Христова, мы также занимаемся в воскресной школе при нашем храме. В школе я изучаю Основы Православной культуры. Один из моих любимых предметов в школьной программе – это история России. В нашем городе есть много интересных мест, которые хорошо помогают изучать историю. Проходя по нашему городу, я всегда обращала внимание на большое здание на площади, в центре города. К нему, стоящему на высоком берегу Оки, на краю большой площади, лучами сбегают улицы Тарусы. «Это бывший собор апостолов Петра и Павла», - говорили мне взрослые, много православных храмов стояло на тарусских землях, и только один среди них был собором».

Теперь собор восстанавливается, и ему посвящена моя работа.



Фото из семейного альбома Поленовых. Таруса. 1908 год. Половодье.


^ История и план собора


В 1779 году в Тарусе произошёл опустошительный пожар, после которого город перепланировался по новому плану.

Эта планировка, полностью сохранившаяся до нашего времени, - замечательный памятник русского градостроительного искусства. Ее автором верно угадан небольшой масштаб города, который заставил градостроителей предельно упростить классический вариант радиально-кольцевой схемы и оставить всего два луча прямых улиц, перерезающих многоугольники городских кварталов, стягивающихся на торговой площади (соборной). Новая, трапециевидная в плане площадь распланирована прямо на берегу Оки, на месте старого торга. Своим основанием трапеция выходит к крутому береговому откосу.




После пожара в Тарусе осталось только 23 дома.

Сгорел тогда и деревянный Николаевский собор.

Тарусское Духовное Правление обратилось с просьбой в Крутицкую Духовную Консисторию о разрешении вновь построить деревянную соборную церковь на том же месте и в то же наименование, с употреблением годного леса от сгоревшей церкви.


Жители города Тарусы жили очень бедно и не могли построить за свой счёт постоялых дворов, которые в то время приносили значительные доходы, особенно в зимнее время, когда по Оке тянулись постоянные извозчики.

Граждане Тарусы ходатайствовали перед императрицей Екатериной II об отпуске средств для постройки этих дворов.


17 мая 1779 года последовал указ Калужского Наместнического Правления за №4526 Тарусскому Городничему о выводе желающих лиц построить собор в Тарусе. Указ этот был повторен 6 июня 1779 года за №6019 и приведен в исполнение 16 июня 1779 года.

Неизвестно, что было сделано относительно постройки собора с 1779 по 1785 год.

В 1785 году указом от 13 мая за №1218 Тарусскому Городничему было велено построить в Тарусе каменную соборную церковь с колокольней, кроме иконостаса за 5989 рублей, за счёт казны.

Приказывалось начать постройку в 1785 году, а окончить в 1787 году.

Сохранился договор, по которому Калужский кузнец Иван Максимович Алтынников взялся построить в Тарусе собор. Договор заключала с Алтынниковым И. М. Калужская Наместническая Казённая Палата 18 марта 1785 года. В нём говорится, что И. М. Алтынников обязуется произвести постройку из своих материалов и своими мастеровыми людьми. После постройки оштукатурить собор снаружи и внутри.

Однако к назначенному сроку собор не был окончен. По осмотру архитектора 5 июня 1786 года некоторые материалы были найдены недоброкачественными и работы были на время приостановлены.

Начатые по Высочайшему повелению и щедротами императрицы Екатерины II строительные работы собора были окончены в 1789 году.

22 марта 1790 года собор был освящён в честь апостолов Петра и Павла.

Собор построен в стиле барокко, хотя в это время в Москве и Санкт-Петербурге уже царствовал классицизм.

Собор был выстроен сначала продолговатым с трехъярусной каменной колокольней, но приделов не имел. Приделы были построены уже после усердием прихожан и доброхотными дателями.

По окончании устройства в соборе стало три престола:

  • Первоверховных Апостолов Петра и Павла;

  • Святителя и Чудотворца Николая (освящен 25 июня 1823 года);

  • Успения Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1833 года);


С приделами собор имеет вид греческой буквы “тавъ”, форму усечённого креста.

В 1871 году была установлена каменная ограда с железной решеткой.





По штату в соборе служили: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.

Приписанной к собору была церковь Знаменская, в селе Игнатовском. (построена в 1763 г.).

Прихожанами, кроме городских жителей (142 дома), являлись жители деревень Игнатовское (40 домов), Бояково (15 домов), Сутормино (12 домов), Слащево (31 дом). В клировой ведомости за 1915 год говорится, что прихожан Петро-Павловского собора в г. Тарусе было: в 271-м доме православных душ мужского пола насчитывалось 883, а женского-1001.


В приходе имелись школы:

  • Высшая начальная четырёхклассная городская;

  • Две городских приходских;

  • Одна Церковно-приходская школа;


Земля при соборе состояла:

    • Пахотной-44 десятины 932 квадратных сажени;

    • Сенокосной-6 десятин;

Под кладбищами, постройками и пустующей-91 десятина;

Всего 218 десятин.

Апостолы Петр и Павел

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая [1]) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.


^ Ясныгин Иван Денисович (1745-13(25).09.1824), архитектор, автор градостроительного плана застройки г. Калуги. Родился в семье солдата Пермского полка.

В 1760 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1763 году Ясныгин был награжден двумя серебряными медалями. В 1764 году окончил Академию художеств по скульптурному и архитектурному отделениям. В 1770 году Ясныгин был зачислен в экспедицию кремлевских строений, где работал под руководством В.И.Баженова, который высоко ценил Ясныгина.

С 1 января 1875 года Ясныгин был назначен архитектором калужского наместничества, а с упразднением его в 1796 году остался в Калуге губернским архитектором до 1822 года. В Калугу Ясныгин приехал, когда город перестраивался по градостроительному плану П.Р.Никитина. Главная работа Ясныгина - возведение Троицкого собора.

Ясныгин блестяще справился с ответственной задачей создания кафедрального собора. Он решил возвести первый в России купол в 24 аршина (17 м) в диаметре без всяких побочных укреплений. Ясныгин доказал правильность расчетов, и собор был отстроен в 1811 году. По проекту Ясныгина в Калуге была построена церковь св.Жен Мироносиц на месте старой церкви (1798-1804).

Характерно, что у тарусского собора Петра и Павла была задумана сравнительно небольшая по размерам трапезная, зато были построены три отдельных объема для приделов. Зодчий придал зданию, собора величественный облик. Собор пост­роен без всяких «скидок» на про­винциальный город: здание реше­но богатым по объему, колокольня расчленена ордерными пилястрами, восьмигранный купол над четвериком собора украшали арочные ок­на, дававшие массу света в интерь­ер. Даже верхний барабан (по-ста­ринному «трибун») на куполе имел окна для света. Собор был теплый, зимний. Сравнительно не­большие его размеры были опреде­лены небольшим населением Тару­сы в то время.

7
июля 1822 года Ясныгин подал в отставку, прослужив 37 лет губернским архитектором. Он осуществил генеральный план застройки г.Калуги, разработанный П.Р.Никитиным, закончил строительство главных архитектурных ансамблей Калуги: Присутственных мест (1809), Гостиного двора (к 1822), т.д. Умер в Калуге, похоронен на Пятницком кладбище.

Церковь Жен-Мироносиц в Калуге Троицкий собор в Калуге





^ Внутреннее устройство собора.

Святой престол в честь святых апостолов Петра и Павла был дубовый. Святый антиминс на нем белого цвета, священнодействовал преосвященным Калужским Григорием вторым.

По правую сторону – Нерукотворный образ Спасителя, в серебряном окладе и с серебряном венцом.

По левую сторону - в киоте из красного дерева образ Казанской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и с венцом, осыпанным разными драгоценными камнями и мелким жемчугом ( поступил в собор в 1847 г. после смерти Шеньшиной).

Жертвенник – дубовый, над ним икона Успения Пресвятой Богородицы.

В святом алтаре Николаевского придела - престол и жертвенник дубовые. Запрестольный образ Казанской Пресвятой Богородицы. Большой крест для крестного хода.

В святом алтаре Успенского придела престол и жертвенник – дубовые.

Сохранился документ, из которого видно, что в 1788 году 25 октября велено было построить иконостас на средства Екатерины II.


^ Ризница собора

Ризница собора была поистине сокровищницей. Здесь хранились святыни, почитавшиеся прихожанами. Среди них:

  1. крест на иконе святителя и чудотворца Николая с частицами мощей святых великомучеников Пантелеймона, Харлампия, Екатерины и с частью ризы Господней;

кипарисный крест в серебряной оправе, древний, с «мощами ближней пещеры преподобнаго Антония; препод. Сильвестра, Григория иконописца,


  1. Никона игумена Печерскаго, Ефрема епископа Переяславскаго, Тита священника»;

  2. образок «ветхий» с частицами мощей святых: Константина, Ирины, ап. Иакова, Андрея, Фомы, Филиппа, святых Даниила, Филарета, пр. Захарии, кн. Ольги, Тихона чудотворца.

  3. крест напрестольный с финифтяными изображениями (пожертвован 9 января 1858 г. нижними чинами легкой 3-й батареи);

  4. Евангелие 1658 года .


Евангелие 1689 года (по описи оно значилось под № 1), оправленное серебром с позолотой, чеканной работы; на нем изображения финифтью; украшено было стразами;

  1. 17 книг изданных в XVII-XVIII веках.




1904 г

^ Клир и старосты собора

Известно о клире Петропавловского собора следующее:

Священники Николай Страхов, Федор Бриллиантов (1868 г.), Александр Добромыслов (1872-1906 г.)

В разное время настоятелями собора были:

Протоиреи Максим Боговленский, Михаил Февралёв (1866-1870 гг.), ,Иоанн Раевский (1874, протоиерей с 1899г), Фёдор Смирнов (1899, протоиерей с 1905 г). Анатолий Орлов 30-е гг.

Николай Иоаннович Соколов (1905-1908 гг.). Сын диакона. Возведён в сан протоирея 15 мая 1905г. Указом калужской Духовной консистории за № 5436. кавалер ордена св. Анны III степени – за безупречную многолетнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета.

О судьбе его после революции ничего не известно.

Иоанн Иоаннович Бархатов. Сын священника. В 1898 году был рукоположен в Тарусу священником в Петро - Павловского собор, с 1916 г. – в сане протоиерея.

Последний настоятель – архимандрит Серафим(Григорий Кириллович Кокотов) 1930-1933 гг.

Диаконы

Василий Ненарокомов (1850 г.) Григорий Попов (1866-1874 гг.) Иоанн Орлов (1874 г.) Николай Чертков (до 1898 г.) Николай Кольцов (1898 г.) Александр Одигитриевский (1898-1906 гг.) Василий Страхов (1899-1913 гг.)

Иоанн Жуков (1913 г.) Николай Азбукин (с 1917 г.)

Старосты

Ананий Панов, купеческий сын (1869 г.), Осип Ельцов, купец (1872 г.)


С 1886 года при соборе состоял старостой мещанин кузнец Ельцов. Многие авторы статей называют его Александром Ельцовым. Его внук, Ельцов В. Г., врач-терапевт Тарусской больницы, называет его Семеном Васильевичем, и представил из семейного альбома фотографии Ельцова С. В.

Ельцов В. Г. Рассказал, что родной брат Ельцова Семёна Васильевича Ельцов Георгий был священником в Николаевской церкви в д.Безобразово Тарусского уезда с 1908 по 1916 год.

Жена Георгия Ельцова учила детей в школе, в деревне Безобразово.




Староста собора Ельцов С.В. с сыном. Публикуется впервые.





^ Судьба собора в 20 веке.

По вечерам

С моста идет дорога в гору,

А на горе - какая грусть! -

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы

Наш день, как будто у груди,

Был вскормлен образом свободы,

Всегда мелькавшей впереди! Дом пионеров, фото 50-е годы

Какая жизнь отликовала,

Отгоревала, отошла!

И все ж я слышу с перевала,

Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно

Здесь парни ладят стремена,

По вечерам тепло и ясно,

Как в те былые времена...

Николай РУБЦОВ


^ Св. Тихон Калужский Св. Сергий Радонежский

Росписи, которые были закрашены, ныне отмыты при реставрации.

В прошлом веке собор постигла участь многих тысяч храмов на нашей земле. В тридцатые года его закрыли, священнослужителей арестовали и репрессировали. Разрушали собор, по воспоминаниям очевидцев, так. Установили лебедки, обмотали стальными тросами стойки колокольни. Кувалдами обкололи основания. Тросы несколько раз обрывались, лебедки скрипели натужно. Соборная колокольня пошатнулась и с грохотом упала вниз. Тут же, на площади, где теперь стоит памятник В.И. Ленину, разожгли большой костер из книг, икон, церковной утвари. В ризнице собора хранилось много ценнейших реликвий. В огне погибли и старопечатные книги 17 и 18 веков, и древние иконы с мощами святых мучеников, и другие сокровища, материальная ценность которых была велика, а духовная – теперь невосполнима. Как вспоминают очевидцы, со всего уезда в Тарусу свозили церковные книги, иконы и облачения и жгли их в том гигантском костре. Вечером выставили сторожей, чтобы к костру никто не подходил. Утром по закопченным камням мостовой ветер гонял только пепел…

Были потеряны каменная ограда с железной решеткой.

В советское время собор использовался как дом пионеров, на месте главного алтаря была сцена, все пространство было поделено на комнаты.

Воспоминания Ирины Васильевны Ватагиной, дочери известного художника-анималиста Василия Алексеевича Ватагина. Ватагина И.В. была известный иконописец, профессор Свято-Тихоновского Богословского института.

«Когда В.А. Ватагин приехал погостить к писателю А.К. Виноградову, он влюбился в Тарусу. Виноградов просил: «Не говорите никому, а то понаедут, испортят этот рай земной!». Это было действительно чудное место. Дивный вид на Оку, кругом леса, рощи, которые подступали к самому дому. Место, на котором до сих пор стоит наш дом, ему сразу понравилось. Но этот участок принадлежал городскому собору. При Екатерине там была церковь, которая давно сгорела, и восстанавливать ее не собирались. Но церковная земля не продавалась. Нужно было подавать прошение на имя царя. Папа написал такое прошение, без всякой надежды, и неожиданно через год пришло разрешение. Так он приобрел этот участок и построил дом по своему проекту. Там я и родилась. Там был собор на городской площади, я в него ходила девочкой, с семи лет. Потом его закрыли, всех посадили, и священнослужителей, и прихожан. А народ там был все такой... непростой. Это было в 1934 году. Таруса ведь - «101-й километр». Отправляли после лагерей в ссылку, но жить можно не ближе 101-го км от Москвы, и в некоторых крупных городах тоже нельзя. Таруса отвечала всем этим требованиям, потому там и была очень изысканная публика, все они были при церкви. «Ссыльная элита». Там был прекрасный священник, отец Серафим, потом его расстреляли. Многих его духовных чад расстреляли. Может быть, когда-нибудь и их канонизируют. Кто был около церкви, много пострадал, но нас это как-то не коснулось. Так что нашу семью аресты миновали. Но Тарусу сильно потрепали».

Во время исследовательской работы я с мамой и руководителем работы встретились с о. Леонидом, который предоставил нам следующий материал о епископе Серафиме.

Епископ Серафим ( Григорий Кириллович Кокотов)
1891, 10 января — родился в с. Графовка Белгородского уезда Курской губ.
Окончил учительскую семинарию.
Пострижен в мантию.
1921, 21 ноября — рукоположен во иеродиакона.
1922, 19 марта — рукоположен во иеромонаха.
Возведен в сан архимандрита.
1930—1933 — настоятель Петропавловского собора г. Тарусы Московской обл. 1934, 17 декабря — хиротонисан во епископа Гомельского.
В управление епархией (?) не вступал.
1935, 27 мая — епископ Томский.
1936 — арестован.
Осужден. Приговорен к 5 годам заключения в лагере.
В 1930 году, будучи в сане архимандрита, епископ Серафим получил назначение в Петропавловский соборный храм г. Тарусы и длительное время, до определения в храм второго священника, ежедневно один совершал в нем богослужения. В г. Тарусе о. Серафиму нелегко было устроиться на жительство, все боялись принять у себя священника из страха перед преследованиями со стороны безбожной власти. Благочестивая Елизавета Сергеевна Олив, некогда бывшая придворной дамой, убедила свою квартирную хозяйку поселить о. Серафима у себя. Когда соборный храм был закрыт, о. Серафим еще некоторое время (до своей архиерейской хиротонии) жил в г. Тарусе, тайно совершая требы и богослужения в домах прихожан. Е. С. Олив, ставшая преданной духовной дочерью Владыки, последовала за ним в Сибирь, где впоследствии была арестована. У И. В. Ватагиной хранится Св. Евангелие на церковнославянском языке, подаренное ей епископом Серафимом со следующей дарственной надписью: “Читай, Ириночка, ежедневно хотя по пяти строк, предварительно помолившись о том, чтобы Господь вразумил Своею благодатью понять прочитанное, и сие малое будет великим”. Из заключения не вернулся.







^ Возрождение собора

В 1991 году от группы православных верующих была подана заявка к городским и районным властям о передаче собора Калужскому епархиальному управлению. Правда, тогда она не нашла понимания, и в 1995 году была повторена. Было письмо Владыки Климента городскому Голове Шаблинскому по поводу переселения Дома творчества. В 1997 году верующие возобновили свою просьбу. (Районная газета «Октябрь» №93 от 31 июля 1997 года.)

Возрождение собора началось с передачи здания дома пионеров Калужской епархии. Листая подшивку газеты «Октябрь» за 1998 год, в №5 от 15 января, читаем: «Собор передан церкви. Постановление №385 было принято администрацией района 1 декабря 1997 года. Постановлением утвержден список членов комиссии по передаче здания собора святых апостолов Петра и Павла в г. Тарусе Калужскому епархиальному управлению русской православной церкви. 9 января 1998 г. Членами комиссии подписан акт приема-передачи здания собора Петра и Павла Калужскому епархиальному управлению. Комиссия установила также границы земельного участка, прилегающего к собору».

«Нелегко дается восстановление исторической святыни Тарусы, на эти цели требуется немало средств, взять которые просто негде. Однако собор встает из руин. По словам настоятеля храма Воскресения Христова о. Леонида, имевшиеся средства на постройку собора подходят к концу, а пожертвования прихожан не приносят существенной помощи…Хорошо бы, чтобы каждый проходящий сегодня мимо восстанавливаемого собора внес свою. Пусть даже самую небольшую, лепту в его возрождение». Газета «Октябрь» от 7 декабря 2001 года.

В статье «Собор накануне реставрации» (газета «Октябрь» от 27 февраля 2001 г.) протоиерей Леонид рассказал о планах по восстановлению собора. Собор восстанавливается в его первоначальном виде, с сохранением всех архитектурных

деталей. Архитектор собора, Любешкин Александр, из Москвы. Всеми работами руководит настоятель храма Воскресения Христова в Тарусе протоирей Леонид.




Первый крестный ход и молебен 12 июля 2001 г.


Первый молебен и крестный ход прошел 12 июля 2001 г., его возглавил архиепископ Калужский и Боровский Климент. С тех пор служатся молебны, проходят крестные ходы каждый год в праздничный день 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. В 2003 году был полностью восстановлен восьмерик главного купола, его барабан и поставлен крест.

В 2004г. 7 мая и 6 июня были поставлены кресты на купола приделов Николая Чудотворца и Успенский.

В 2004 – 2005 годах основное внимание в восстановлении собора отводится строительству колокольни. К весне 2005 года строители успешно завершили возведение трёхярусной колокольни. А прихожане тем временем собирали деньги на звонницу.

^ ВОСКРЕСШИЕ КОЛОКОЛА

«Как долго – целых 75 лет – ждали люди этого события – колокольного звона Петропавловского собора. И вот – свершилось! Каждый миг этого действа стал праздником.

12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, от храма Воскресения Христова к Соборной площади (так издревле называлась она) направился торжественно, с церковными песнопениями крестный ход: с хоругвями, Крестом, возженными свечами. Не меньшее количество горожан и гостей встретило крестный ход на самой площади.

Отец Леонид после общей молитвы обращается ко всем с поздравлением по случаю престольного праздника и воздвижения колоколов. И освящает новые, очень красивые колокола, которые уже с утра у собора ждут своего вознесения на новую колокольню. Все желающие, а особенно детвора, могли и хорошенько разглядеть, и погладить, и прочитать те заветные, верится, на века запечатленные на главном колоколе (весом 820 кг!), рельефные иконы – по одной на каждую сторону света: Пресвятой Троицы; донской Божией Матери – в память о наших предках – тарусянах, павших на поле Куликовом за Русь святую; святителя Николая, в честь которого освящен правый придел собора; Преподобного Сергия Радонежского – игумена и заступника Русской земли. Навечно отлиты на главном колоколе и эти слова: «Лит сей колокол в лето 2005 от Рождества Христова в граде Романово-Борисоглебске на заводе братьев Шуваловых при высокопреосвященнейшем Клименте, митрополите Калужском и Боровском, для собора святых апостолов Петра и Павла града Тарусы тщанием и радением Сергия и Наталии Ладыгиных, семьи Суродиных и рабов Божиих Галины, Алексия, Петра, Ирины, Анатолия, Елены и в память вечную о рабах Божиих Константине Паустовском и Сергии Мазневе».

Многие волновались: как же управиться рабочий мощного погрузчика и остальные, кому было доверено такое ювелирное дело – поднять колокола сначала через дверь в храм, а потом изнутри – на высоченную колокольню и там закрепить, приладить, устроить каждый из 8 колоколов звонницы на свое «законное» место служения. Молились наши батюшки, и казалось по сосредоточенному молчанию, по напряженно поднятым вверх лицам тысяч людей, что молится вся площадь. И слава Богу, все свершилось так ладно, красиво и быстро, как будто было много раз отрепетировано. И будто, успокаивая нас, собравшихся, вдруг басовито и коротко подал голос, видимо, главный колокол: мол, успокойтесь, люди, мы уже на своем посту и к службе готовы. Площадь качнулась, облегченно вздохнула, многие радостно улыбались, крестились.

А через несколько дней, 16 июля, в День города после краткого слова на площади, в котором о. Леонид поблагодарил всех, кто внес свою лепту на колокола, и затем освятил и Крест, который воздвигали на купол колокольни. И сам наш батюшка поднялся туда, на самую высокую точку собора, и вместе с помощниками водружал и укреплял Крест, и еще раз освятил его там, на высоте. И вот первый удар – мощный, как гром, серьезный, долгогулкий, как эхо, звук явил себя. И невольная, неподвластная волна его отозвалась в самом сердце – и вырвалась наружу освобожденным выдохом, вместе со слезами. А Петр Гвоздев – профессиональный звонарь московского храма святителя Николая на Маросейке, мастер своего дела, который в торжественные праздники принимает участие и в Патриарших службах, - уже задействовал всю звонницу. И неслись над площадью, над Окою, над Тарусою воскресшие колокольные звоны-перезвоны! Многие люди плакали Слава Богу за всё!.» «Крестное знамение» август 2005 г.






Храм Отчизны родной

- Кто за речкой вдали в белой ризе стоит

В белой ризе стоит, и блестит, и горит?

- Это Ангел святой, в серебро он одет,

От лица его льётся чарующий свет.

Держит крест он в руке, сам на небо глядит

И туда от земли и зовёт и манит…

- Нет, не Ангел святой; это там, за рекой,

И блестит и горит храм Отчизны родной.

Это Церковь – скорбящих и немощных мать –

И стоит она там, чтобы всех утешать.

- О, пойдем же туда, поскорее пойдем!

Там молитву Творцу мы с тобой принесем








Восстанавливается Петропавловский собор.

Восстанавливается духовная жизнь.

Идет народ в храм.

Я надеюсь, что это-возрождение моей России.

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может

обойтись». ( Тургенев И.С.)

Главным праздником города Тарусы стал день – 12 июля – день святых

апостолов Петра и Павла.

Я верю, что близок тот день, когда собор снова предстанет в прежнем виде и

распахнет свои двери для прихожан.

Настанут времена, когда наша городская площадь снова станет Соборной,

вернет свое название, И все мы Миром – Собором будем решать все дела.


Список использованной литературы:

  1. Яхонтов Д. История Петропавловского собора – изд. Тарусский

провинциал. Историко-краеведческий выпуск №4. Таруса

1993г

  1. Малинин Д. И. Калуга и очерки

  2. Михеенков С.Е. Купола Тарусы. История и современность. - Калуга:

«Полиграфинформ»,2005г.

  1. Михеенков С.Е. Прогулки по Тарусе: Путеводитель.- Калуга:

«Полиграфинформ»,2006

  1. Е. Морозова-Утенкова. Наш храм.- Таруса : Храм Воскресения Христова ,

2002

  1. М.М. Дунаев, Ф.В. Разумовский. В среднем течении Оки.- М. «Искусство»,

1982.

  1. Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30—40-е г.г. начале 50-х годов. Т. 2.- [Томск], 1992, С. 67.


8. Газеты «Октябрь», «Крестное знамение»


Приложение




Староста собора В. Ельцов с детьми и сестрой.





Староста собора В. Ельцов с семьей.


^ МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА СОБОРА ПЕТРА И ПАВЛА













РЕЦЕНЗИЯ

на научную работу учащийся МОУ «ТСОШ № 2 имени учёного В.З.Власова»

Филипповой Елены

«Святыня земли Тарусской – собор Святых апостолов Петра и Павла».


Замечательная работа, выполнена качественно, на высоком уровне, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научных работ школьниками.

Учащаяся в процессе подготовки работы прошла полный цикл исследования. Использованы документы из Тарусского районного архива (даже снята копия с метрической книги), Тарусского ЗАГСА, из личных архивов, воспоминания (неопубликованные) и др. Богатейший иллюстративный материал (масса неопубликованных фотографий).

Научная работа прекрасно оформлена. В ходе работы получены качественно новые сведения по данной теме.

Научная работа Елены Филипповой – самая лучшая изо всех предоставленных на конференцию работ историко-краеведческой тематики. В том, что эта работа заслуживает всяческих похвал, безусловная заслуга научного руководителя – учителя Кустовой Ирины Ивановны.


Рецензент: Климова Елена Михайловна, директор Тарусского музея семьи Цветаевых.

г. Таруса. 2008г.




Скачать 228,15 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер228,15 Kb.
ТипОтчет, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх