Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки icon

Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки



Смотрите также:
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей)...
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности...
Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки для аспирантов...
Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки для аспирантов и соискателей...
Инструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Философия истории (Вопросы кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»)...
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»...
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011...
Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии...
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (по отраслям)...
Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки...



скачать

ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА


по истории и философии науки

(филологические специальности)

кафедра философской антропологии -

зав. каф. Стрелец Юрий Шлемович (ауд. 2211)

По разделу: «Общие проблемы философии науки»:

  1. Три аспекта бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт и как особая отрасль культуры);

Эволюция подходов к анализу науки.

  1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

  2. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

  3. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  4. Особенности научного познания. Наука и: философия, искусство, обыденное сознание.

  5. Роль и функции науки в жизни общества.

  6. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

  7. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

  8. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

  9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  10. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

  11. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

  12. Научное знание как сложная развивающая система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

  13. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

  14. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

  15. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размеренность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

  16. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

  17. Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

  18. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

  19. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

  20. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

  21. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  22. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

  23. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

  24. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  25. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  26. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этноса науки.

  27. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

  28. Экологическая этика и её философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р.Аттфильд).

  29. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  30. Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых ХVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки ХХ столетия).

  31. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и её социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



^ По разделу «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»:

  1. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

  2. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуника­ций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  3. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.

  4. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретаций и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

  5. И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН.

  6. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

  7. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем.

  8. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

  9. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

  10. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания.

  11. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

  12. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). (Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории).

  13. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методо­логического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

  14. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

  15. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн).

  16. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

  17. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической пауках, психологии, филологии, культурологии.

  18. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, но предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание.

  19. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГH, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.


^ Раздел 3 (третий вопрос каждого билета)

Ваша специальность в системе культуры: Специфика, проблемы, перспективы. Философские аспекты Вашей специальности и конкретной темы предстоящего исследования.
^



Рекомендуемая основная литература:

  1. Августин Аврелий. Творения. СПб.; Киев, 1998. Т. 1—4.

  2. Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. М., 2001—2002.

  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976—1984.

  4. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

  5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

  6. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

  7. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977—1978.

  8. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1—2.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987.

  10. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. М.—Л., 1929. Т. 1.

  11. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

  12. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1989—1991.

  13. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X—XVII вв. М., 1990.

  14. Гулыга А.В. Кант. М., 1977.

  15. Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2004.

  16. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2001. Т. 2. Ч. 1.

  17. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1; М., 1994. Т. 2.

  18. Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1986—1988.

  19. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

  20. Древнекитайская философия. М., 1972—1973. Т. 1—2.

  21. Жилъсон Э. Философия и теология. М., 1995.

  22. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

  23. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. М., 1993—1994.

  24. История философии. Запад — Россия — Восток: В 4 кн. М., 1995—1998.

  25. История этических учений /Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.

  26. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966.

  27. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

  28. Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. М., 1983—1989.

  29. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М, 1988.

  30. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950.

  31. Монтень М. Опыты. М., 1992. Кн. 1—3.

  32. Мотрошилова Н.В. История философии // Новая философская энциклопедия. М., 2001.

  33. Мотрошилова Н.В. Философия Нового и Новейшего времени / Новая философская энциклопедия. М., 2001.

  34. Николай Кузанский. Сочинения. М., 1979—1980. Т. 1—2.

  35. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

  36. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1969—1971.

  37. Плотин. Сочинения. СПб., 1995.

  38. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

  39. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В 3 т. М., 1961.

  40. Сартр Ж.П. Избранные произведения. М., 1992.

  41. Сенека. Философские трактаты. СПб., 2000.

  42. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2004.

  43. Соловьев B.C. Сочинения. М., 1989. Т. 1—2.

  44. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.

  45. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2000.

  46. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

  47. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М. (готовится к выходу в свет).

  48. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001.

  49. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1972.

  50. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792—1801 гг. М, 1995.

  51. Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

  52. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.

  53. Фрагменты ранних стоиков. М., 1999—2002. Т. 1—2.

  54. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

  55. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  56. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

  57. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

  58. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  59. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1-2.

  60. Шеллинг Ф.В. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

  61. Шопенгауэр А. Сочинения: В 2 т. М., 1992.

  62. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993—1998. Т. 1—2.

  63. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1996.

  64. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

  65. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Дополнительная литература:

  1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1970.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. М, 2000.

  3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

  4. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

  5. Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

  6. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

  7. Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996.

  8. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1984.

  9. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

  10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

  11. Грязное А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985.

  12. Губман Б.Л. Кризис современного неотомизма. Критика неотомистской концепции Ж. Маритена. М, 1983.

  13. Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990.

  14. Кант и кантианцы. М., 1978.

  15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

  16. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.

  17. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1995.

  18. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

  19. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.

  20. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.

  21. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.

  22. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990.

  23. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

  24. Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

  25. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

  26. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

  27. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

  28. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. М., 2000.

  29. Русская философия. Словарь. М., 1995.

  30. Свасьян К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона.

  31. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII вв.

  32. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

  33. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.

  34. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М.,1977.

  35. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга. Две концепции культуры. М, 1989.

  36. Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии.М.,1995.

  37. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  38. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.


Иностранный язык


Английский язык

- кафедра АФи МПАЯ, зав. каф. – Темкина Вера Львовна (ауд. 4106т)

Немецкий язык

- кафедра НФиМПНЯ, зав. каф. - Солодилова Ирина Анатольевна (ауд. 4203)

Французский язык

- кафедра РФиМПФЯ зав. каф. - Моисеева Ирина Юрьевна (ауд. 4108)








Скачать 135,67 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер135,67 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх