Федеральное агентство по образованию гоу впо московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова в помощь поступающему творческий экзамен (сочинение) icon

Федеральное агентство по образованию гоу впо московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова в помощь поступающему творческий экзамен (сочинение)



Смотрите также:
Программа творческого вступительного испытания в помощь поступающему в Московский...
Программа вступительных письменных испытаний в помощь поступающему в Московский государственный...
Программа вступительных испытаний в помощь поступающему в Московский государственный...
«Самарский государственный педагогический университет»...
Программа 11 12 ноября 2009 г...
Программа вступительных письменных испытаний в помощь поступающему в Московский государственный...
Программа вступительных письменных испытаний в помощь поступающему на художественно-графический...
Программы вступительных письменных испытаний в помощь поступающему в Московский государственный...
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»...
Программа Курсов повышения квалификации 30 мая 4 июня 2011 года...
Формирование у старшеклассников социальной установки правового поведения...
Проект федеральное агентство по образованию гоу впо «Алтайский государственный университет»...



скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА




В ПОМОЩЬ ПОСТУПАЮЩЕМУ


ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН (сочинение)


Программа и методические рекомендации

к вступительным испытаниям

в магистратуру по направлению

«ЖУРНАЛИСТИКА»


Москва, 2010


«Творческий экзамен (сочинение)». Программа и методические рекомендации к вступительным испытаниям в магистратуру по направлению «Журналистика»/ Сост. Т.Н. Владимирова, С.Ю.Ермолаева. М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 26 с.


Методические рекомендации адресованы абитуриентам, поступающим в магистратуру по направлению «Журналистика». В этом пособии вы найдете ответы на вопросы о содержании и проведении творческого экзамена. А также методические рекомендации по подготовке к творческому сочинению.


Составители:

Владимирова Т.Н., кандидат филологических наук, доцент

Ермолаева С.Ю., кандидат педагогических наук, доцент


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 520600 «Журналистика» магистерской программы «Политическая журналистика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учетом специфики магистерской программы, предполагающей возможность обучения бакалавров с различной фундаментальной подготовкой: культурологов, филологов, философов, политологов и т.д.

Данное пособие к вступительному экзамену состоит из трех частей. В первой части содержатся основные положения проведения творческого экзамена (сочинения), критерии оценки сочинения. Вторая часть – методические рекомендации по подготовке к написанию творческого сочинения. В третьей части абитуриенты найдут задания для самостоятельной подготовки к экзамену.

В творческом сочинении абитуриенты должны показать ориентированность в социально-политической жизни общества, в деятельности российских средств массовой информации; умение аргументировано рассуждать; склонность к творческой журналистской деятельности, проявлять оригинальность в подаче материала, создавать яркие поэтические образы, анализировать рассматриваемые явления.



  1. ^ ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН (СОЧИНЕНИЕ)



Творческий экзамен – это экзамен для поступающих на магистратуру по направлению «Журналистика» очной формы обучения. Он проводится письменно. Время написания сочинения – 3 часа.

Абитуриентам предлагается на выбор 4 темы свободного творческого характера. Вместе с темой абитуриентам, поступающим в магистратуру, предлагается и жанр (форма) творческого сочинения.

Сочинение – форма проведения творческого экзамена по журналистике, поэтому экзаменующийся должен показать знание материала, умение ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, продиктованной формулировкой темы, наличие определенного круга знаний: историко-литературных, теоретико-литературных и биографических. Не менее важно, обладать специальными знаниями, умениями и навыками: орфографически, пунктуационно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Тема творческого сочинения должна быть раскрыта, содержать авторскую концепцию, иметь логическое завершение.

Экзамен «Творческий экзамен (сочинение)» оценивается по 100-балльной шкале.

Экзаменаторами при выставлении оценки учитывается грамотность работы. За допущенные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки общая оценка за сочинение снижается.

Наличие исправлений, сделанных в сочинении, на оценку не влияет.

Оценка сочинения иногда аргументируется в рецензии экзаменатора, где отличаются сильные и слабые стороны проделанной абитуриентом работы.


^ Критерии оценок экзамена «Творческий экзамен (сочинение)»


1. 90-100 баллов - письменное задание выполнено в соответствии с заданной темой и жанрово-стилистическими особенностями, имеет логическую завершенность; в нем творчески осмыслены и проанализированы факты социальной действительности; ярко выражено личностное отношение к проблеме; литературно грамотно изложено содержание.

2. ^ 70-89 баллов - письменное задание выполнено в неточном соответствии с заданной темой и жанрово-стилистическими особенностями; в нем не ярко проявлены умения анализировать и воспроизводить факты социальной действительности; характеризуется самостоятельностью в их оценке; литературно грамотно, но недостаточно творчески изложено содержание.

3. ^ 60-69 баллов - письменное задание нарушает логику развития заданной темы; в нем не проявлено достаточного умения творчески отбирать, анализировать и воспроизводить факты социальной действительности; неярко выражена самостоятельность суждений в их оценке; недостаточно грамотно изложено содержание.

4. ^ 30-59 баллов - письменное задании не соответствует заданной теме и жанрово-стилистическим особенностям; воспроизведение фактов социальной действительности характеризуется случайным и разрозненным изложением содержания; не выражена самостоятельность суждений в их оценке, проявлены бедность словаря и литературно неграмотно изложено содержание; не прослеживается способность к творчеству.


Наиболее типичными ошибками абитуриента в творческом сочинении являются:

  • непонимание или недопонимание темы сочинения (отклонение от темы, расширение или сужение ее);

  • выработка неверной идеи сочинения;

  • нарушение логики в изложении идеи сочинения или подаче материала;

  • замена анализа (суждений) пересказом художественного текста или критической статьи;

  • отсутствие или недостаточность цитатной аргументации, искажение цитатного материала;

  • нарушение композиционной структуры сочинения, отсутствие соразмерности его отдельных частей (введения, основной части, заключения);

  • отсутствие выводов и обобщений;

  • фактические ошибки (неверные даты, имена персонажей, писателей, критиков, названий);

  • орфографические, стилистические (речевые), пунктуационные ошибки.










  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к сочинениям творческого характера


Советы и рекомендации помогут вам познакомиться с основами журналистского мастерства. Главная задача журналиста – это информировать людей о наиболее важных и интересных событиях, явлениях, ситуациях, помогать ориентироваться в окружающей действительности. Поэтому перед журналистом всегда стоят три вопроса: ЧТО собираетесь писать, сообщать (проблема выбора темы для своей публикации)? КОМУ будет адресован подготовленный вами материал, какой аудитории? ДЛЯ ЧЕГО вы беретесь за эту тему, чего добиваетесь, выступая в прессе, хотите рассказать о новом или пытаетесь вскрыть причины нежелательных ситуаций?

Решение этих профессиональных вопросов, пояснение журналистских приемов и правил не входит в задачу данного пособия. Этому специально учат журналиста в курсах «Основы творческой деятельности журналиста», «Теория и практика журналистики» и др. Мы ограничимся только тем, что дадим рекомендации по подготовке к вступительному экзамену.

Творческая работа журналиста состоит из нескольких важных этапов: выбор темы, накопление материалов к теме, отбор источников информации для подготовки материала, осмысление и выработка концепции. Но умение работать на каждом из этих этапов – это в будущей профессиональной деятельности. А сейчас на экзамене надо уметь показать свои способности и знания по заданной вам теме.

Итак, тема сформулирована. С чего начать? Это всегда проблема для многих журналистов, это болезнь творческой сочинительской деятельности. С опытом приходит понимание, что не надо «зацикливаться» на первом абзаце. Напишите фрагмент на эту тему (или у вас имеется, например, запись интервью, беседы, есть какие-то статистические данные по рассматриваемой проблеме и т.д.), соедините имеющиеся фрагментарные записи, их можно даже пронумеровать, сделать вывод; прочитать еще раз, изменить (если надо) последовательность, не нарушая логику, свести все в единый текст.

На экзамене такой возможности (по времени) работы с темой не будет. Поэтому первое, что следует сделать – внимательно прочитать сформулированную тему. Мысленно расставить акценты в каждом слове темы, ответить для самого себя – о чем заданная тема, что можно сказать по ней.

Запишите свою собственную концепцию на листе устного ответа. Чтобы изложение материала не было затянутым, а отличалось содержательностью, динамичностью, эмоциональностью, логичностью, надо составить план.

План сочинения-миниатюры – это второй этап вашей работы. План может быть письменным, но может быть и устным, но он необходим всегда, даже для небольшой информации. Он поможет привести мысли в стройную систему, отобрать только самое важное, самое интересное. Итак, поставлена цель (ваша авторская идея), обдумана тема, составлен план.

Теперь необходимо определить форму. Это третий этап вашего творчества. Форма в журналистике представлена различными жанрами. Какой из них выбрать? Тот, который позволит лучше раскрыть содержание. Если сообщается какой-либо факт, краткая новость – достаточно заметки или информации. Рассказ о спортивном соревновании или о событии из жизни культуры (открытие выставки, презентация книги, открытие международной отраслевой ярмарки) лучше всего облечь в форму репортажа. Для аналитического рассмотрения проблемы служат такие жанры, как корреспонденция или статья. Естественно, что между жанрами нет жестких границ, но тем не менее каждый жанр имеет свои отличия, свои характерные черты. И журналисту это надо учитывать.

А пока… надо предложенную тему соединить с предложенным жанром. В отличие от бакалавров, экзаменующимся, желающим поступить в магистратуру по журналистике, определяется не только тема сочинения, но и жанр творческой работы.

Считается, что любая тема может быть изложена в любом жанре. Рассмотрим, какие жанры существуют в журналистике.


  1. Зарисовка


Зарисовка – жанр, в котором журналист коротко, живо и образно рассказывает об увиденном, передает свои впечатления, наблюдения. Зарисовка предполагает знание и умение владеть выразительными средствами языка. Задача жанра – создать эскиз, зарисовать, а не создавать широкое полотно (как в очерке, репортаже). Зарисовки – полезное упражнение «для себя», собственного профессионального самосовершенствования.


  1. Интервью


Это жанр, построенный на вопросах и ответах, где роль рассказчика о событии передается герою, собеседнику, и рассказывать он должен сам, своим характерным языком (хорошо для этого передать манеру языка, особенности речи собеседника). Для журналиста важно заранее продумать основные вопросы, не надеяться на интуицию, вдохновение. Перед публикацией интервью автор должен показать текст собеседнику для внесения поправок, уточнения. При подготовке к публикации вовсе не обязательно оставлять все заданные в ходе беседы вопросы.


  1. Информационная заметка


Информационную заметку можно найти практически в любой газете. Это основной жанр в информационных выпусках радио, телевидения. Что главное в жанре информационной заметке? Краткое и четкое сообщение, максимальная насыщенность фактами (что?, где? И когда произошло?, кто главные участники события?). Ценность жанра – в точности, полноте и достоверности. Писать надо экономно, лишние слова здесь неуместны. Все подробности – в других жанрах. Но необходимо помнить, что информация не терпит штамповки, и хотя это «малый» жанр, его надо творить, шлифовать до совершенства.

Основные черты жанра:

  • событийность – (что? где? когда? кто?),

  • новизна факта,

  • общественная значимость,

  • краткость изложения,

  • отсутствие комментария, авторских эмоций.




  1. Репортаж


Главное в репортаже – эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые нужно максимально эмоционально донести до читателя. Важные требования – «эффект присутствия», «эффект достоверности», «эффект сопереживания». Автор в этом жанре – всегда участник или очевидец события. Но репортер должен быть и беспристрастным наблюдателем, он дает квалифицированную оценку происходящего. Вот тут-то и пригодятся детали и подробности, внимательность и наблюдательность. Темы репортажа весьма разнообразны: политические события, спорт, катастрофы, театральная премьера и т.д. В композицию репортажа как обязательные части входят описание места действия, внешности героев, элементы интервью, размышления автора, научные и другие сведения. Зачином репортажа чаще всего является непосредственное обозначение места действия, концовкой – вывод о его значимости.


  1. Рецензия


Это один из жанров научного стиля русского языка – отзыв, критический разбор художественного или научного текста. Композиция рецензии: название рецензируемого текста, библиографические сведения о книге, определение темы и основной проблемы рецензируемого текста (актуальность темы), краткое изложение содержания, критическая оценка (оценка содержания – раскрыта ли тема, есть ли новизна, удачно ли подобраны примеры и доказательства; оценка формы – логичность изложения, язык работы, допущены ли ошибки и неточности. При этом критическая оценка совсем не значит, что дана отрицательная оценка!), определение аудитории, на которую рассчитан текст.


  1. Манифест


Жанр, отвечающий потребности нового века осознать свою новизну и ввести в действие новые интеллектуальные силы – научные, художественные, религиозные,  духовно-общественные движения. Манифест – это программный текст нового движения, которое в этом тексте себя в первую очередь реализует – и одновременно задает  целую серию последующих реализаций. Манифест – это, как правило, первое лицо в обращении к будущему.


  1. Памфлет


Разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность – бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой. Памфлет имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (т.е. устраняет элемент художественного вымысла). Негативная направленность, которая характеризует памфлет,  - его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние,  - роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен.


  1. Инструкция


Жанр официально-делового стиля русского языка. Задача текста – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Высказывания имеют официальный, точный, беспристрастный характер, т.е. без выражения эмоций.

Языковые особенности текста инструкции:

- широкое использование терминологии (курсор, клавиатура, команда и т.д.);

- употребление отглагольных существительных (открытие, управление, ввод и т.д.) вместо однокоренных глаголов;

- употребление специфических оборотов официальной речи (имеется в наличии);

- в предложениях преимущественно прямой порядок слов;

- сказуемые выражаются возвратными глаголами (меню вызывается, команды выбираются), страдательными причастиями в краткой форме (стандартизованы).


  1. Завещание


Жанр, где используются словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания для разработки дидактической или сатирической тематики. Как дидактический жанр завещание вливается в общую форму поучения. Как сатирический жанр завещание наряду с другими пародиями юридических форм особенно продуктивно в эпохи, когда формы сословной юрисдикции (церковного права, феодального суда) явно противоречат нарастающему классовому сознанию других общественных слоев.


  1. Фельетон


Это сатирический публицистический жанр, цель которого – подвергнуть осмеянию какое-либо значимое для общества негативное явление, заставить общество не только смеяться, но и задуматься над проблемой. Автор широко использует разнообразные средства выразительности (гиперболу, гротеск, иронию и т.д.). В основе композиции – рассказ о каком-либо конкретном случае, который позволяет делать выводы.


  1. Эссе


Публицистический жанр свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тем или иным проблемам (философским, историческим, литературным). Как правило, эссе – произведение небольшого объема, посвящено конкретной теме. Автор подчеркивает свою субъективность (индивидуальный взгляд на проблему), при этом не стремится охарактеризовать предмет полностью, доказать свою абсолютную правоту. Он приводит примеры, аналогии, проводит параллели, используя средства словесной образности. Считается, что автор эссе может использовать форму дневника, исповеди, очерка и др., однако субъективность подхода к теме, отсутствие стремления исчерпать тему оставляют за эссе право называться самостоятельным жанром.

  1. Легенда

Жанр устного народного творчества, основанная на четкой установке на правду, при этом содержание ассоциируется с вымыслом. Таковы легенды о вы­дающихся полководцах, всевозможных героях, чудотворцах и пр. Часто легенда «привязывается» не только к определенной личности (лич­ностям), но и к конкретному месту, местности, событию, явлению. Почти всегда главный (реальный или «домышленный») факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не раз­гаданную тайну. В центре ее часто стоит герой (или герои), попав­ший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в резуль­тате сложившихся обстоятельств, но чем-то постоянно напомина­ющий о себе живым людям.

  1. Очерк


Очерк близок к литературе, это наиболее «художественный» жанр. Он отличается тем, что построен на фактическом материале, без вымысла. В очерке особенно ярко виден творческий почерк журналиста. Жанр предполагает использование образных сравнений, метафор, развернутых характеристик героев, их диалогов (которые могут быть придуманы автором), авторских отступлений. Материалом для очерка служит самое яркое, типичное, интересное, а то и просто увлекательное. Очерк позволяет рассказать о событиях, явлениях или о человеке полно и объемно. Очерк – трудоемкий жанр, требует длительного времени для подготовки и сбора материала. Очерки бывают портретные, путевые, научные и т.д.


Вот лишь некоторые жанры журналистики…

Итак, тема осмыслена, жанр определен, концепция намечена, план составлен… за работу! Последний этап – проверка написанного, саморедактирование. Прочитайте еще раз, то что вы написали, исправьте ошибки, допишите сокращения, где надо, расшифруйте аббревиатуры, уберите повторы, замените неудачные слова и фразы. Снова посмотрите на заголовок, обдумайте его. Обратите внимание на знаки препинания, может быть, для выразительности нужны восклицательный или вопросительный знак, многоточие.



  1. ^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



Как подготовится к творческому экзамену? Что нужно сделать, чтобы справиться с заданием? В этом разделе пособия абитуриенты найдут вопросы и задания, выполнив которые, можно самостоятельно подготовиться к творческому сочинению. В разделе приводятся тексты разных жанров, которые следует прочитать, ответить устно или письменно на вопросы к тексту. В процессе подготовки к творческому экзамену полезно сделать собственную подборку статей из газет и журналов, которые вам показались удачными, интересно написанными. Важно при этом отбирать и систематизировать материал по жанрам. Такая работа позволит вам глубже усвоить жанровые особенности текста, запомнить журналистские находки.

Задание 1.

Информационная заметка. Основные черты жанра: событийность, новизна фактов, общественная значимость, краткость изложения, отсутствие комментария, авторских эмоций.

  1. Прочитайте текст. Назовите, как реализованы черты жанра следующей информационной заметки:

^ Январский паводок.

Необычный для этого времени года кратковременный паводок наступил в Московском регионе, сообщили в пресс-службе МГУП «Мосводоканал».

В результате резкого потепления и дождевых осадков 8 января началось интенсивное таяние снега на водосборной территории источников водоснабжения столицы. Уровни воды в притоках водохранилищ повысились на 30-70 см. Втрое по сравнению с первыми теплыми днями января увеличился суммарный приток талой воды в Москворецкие водохранилища и достиг почти 150 кубометров в секунду (Газета «Южные горизонты»).


  1. Подберите 2-3 примера информационной заметки из газет.

  2. Напишите информацию по теме «Необычное происшествие». Подумайте над следующими вопросами: чем вас привлек данный факт? Будет ли он интересен другим? Какую мысль вы хотите передать посредством информации? Придумайте оригинальный заголовок. Отвечает ли ваша информация на основные вопросы: что? где? когда? кто?

  3. Прочитайте текст, докажите, что это информационная заметка. На основе данной информации напишите репортаж (учтите, что в репортаже излагаются события глазами журналиста-очевидца, обязательные части репортажа: описание местности и внешности героев, элементы интервью, размышление автора, научные и другие сведения).

Москва, 15 (собст.корр.) Небывалый ураган обрушился на Москву нынешней ночью. Повалены опоры электрических фонарей, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья, перевернуты машины. К счастью, человеческих жертв нет. Общий ущерб, причиненный стихией, исчисляется в … тыс. рублей. Московское правительство заверяет жителей столицы, что порядок на улицах будет восстановлен в ближайшее время.

  1. Определите, какая из работ больше соответствует жанру информационной заметки. Объясните, почему?

^ А) Планета льда.

На днях в юго-восточном округе города Москвы, на Воронежской улице, открылся необычный клуб – «Планета льда». Юные жители округа соревновались в новомодной ледовой забаве – керлинг, который завоевывает сердца молодежи. У этой игры свои правила, соревнуются две команды. Открытие клуба – прекрасная возможность подготовиться спортсменам к VII зимним юношеским играм г. Москвы, которые состоятся в феврале 2005 г. на центральных спортивных площадках столицы.

^ Б) Новомодная ледовая забава.

Бравурное звучание музыки перед началом старта, сказочное поблескивание голубого льда, волнительные лица юных спортсменов, участников ледового состязания – игры керлинг.

Такова была обстановка открывшегося недавно ледового дворца в южном округе Москвы. В зале собралось много народу: участников, болельщиков, волнующихся и переживающих за своих детей родителей. Керлинг – игра новая, по своим правилам, ее еще называют игрой «джентльменов». Соревнуются команды, царит на ледовой арене дух азарта и спортивной борьбы. Так пожелаем командам интересной игры, а победителю - достойную победу в VII зимних юношеских играх г. Москвы.


  1. Сократите текст, не нарушая смысла. За счет чего возможно сокращение?


Сею, вею, повеваю – с Рождеством Вас поздравляю!

Есть множество оснований называть Рождество и Новый год самыми любимыми праздниками. И не последнее – долгое, радостное их ожидание и такой же отсвет – по свершении…

^ Не ошибемся: сотни детей и взрослых с теплым чувством вспоминают празднование Рождества в Царицыне.

В тот день – 7 января 2005 года – все дороги от метро «Царицыно» и «Орехово» вели в Царицынский парк, на широкую поляну перед Большим дворцом. И даже встреченный на лесной дорожке снеговик для верности указывал в ту сторону рукой-веточкой: слышите веселую музыку, слышите поздравления с Рождеством, с Новогодьем? Так вам – туда!

^ С Рождеством, с Новогодьем уже на подступах к месту народных гуляний поздравляли прибывающих бойкие, так и сяк раскрашенные скоморохи.

На сцену, украшенную еловыми гирляндами, связками золотых шаров, сменяя друг друга, выходили ансамбль Московского союза казаков России «Живая Русь» и фольклорный ансамбль «Кладец», экс-группа «Божья коровка» и шоу-группа «Че те надо?»

^ Рождественский концерт под царицынским небом завершил певец Феликс Царикати. Под его динамичный «Синий лед» танцевала вся поляна!

Впрочем, на ней оставалось достаточно места для потех и забав, предложенных детям и взрослым объединением «Московская игротека» (ходули, скакалки, стрельба по мишеням, кручение волчков и даже «ловля рыбы»). И для толпы снеговиков, махавших на прощание руками-веточками: до встречи через год! До следующего Рождества…(Газета «Южный округ»).


Задание 2.

Зарисовка. Основные черты жанра: присутствие авторских раздумий, образность языка, установка на настроение. Зарисовка – фрагмент действительности в словах. Зарисовки бывают пейзажные, портретные, событийные.

  1. Напишите зарисовку на тему «Портрет современного студента». Постарайтесь дать материал как информацию к размышлению. Покажите в портрете студента то, на что не обращалось внимание раньше.

  2. Напишите зарисовку на тему «Портрет дорогого мне человека». Отразите его характер и ваше к нему отношение.

  3. Напишите зарисовку на тему «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

  4. Подберите из газет примеры различных видов зарисовок.


Задание 3.

Интервью. Основные черты жанра: диалог, выбор собеседника от актуальности и читательского интереса, проблемный или информативный подбор вопросов в зависимости от характера и целей интервью, соблюдение этических норм беседы.

  1. Смоделируйте беседу с известным журналистом. Напишите 7 вопросов, которые вы хотели бы ему задать. Как вы озаглавите интервью? Какие три вопроса наиболее важных вы зададите?

  2. Проведите опрос среди сверстников и напишите интервью с воображаемым собеседником (используя ответы сверстников) на тему «Курение вредит твоему здоровью?»

  3. Составьте 10 вопросов для интервью в рубрику «Молодежь. Досуг. Развлечение».

  4. Прочтите блиц-опрос (А) и интервью (Б). Чем они отличаются?


^ А) Десять дней праздника: хорошо или плохо?

Впервые за долгие годы столь любимые всеми нами зимние праздники шли сплошной чередой, а не прерывались, как обычно, суровыми буднями. Казалось бы, живи да радуйся! Но всем ли по вкусу пришелся незапланированный отпуск? Мы решили выглянуть из дверей нашей редакции и порасспрашивать людей на улицах: понравились ли им эти затянувшиеся зимние каникулы?

Маша, студентка:

  • Я бы вполне обошлась обычным отмечанием Нового года. Зато и сессию сдала бы раньше. А так и праздники не в радость – все трясешься, нервничаешь, думаешь о надвигающихся экзаменах, и готовиться к ним времени нет, ведь весь этот праздничный водоворот так затягивает!

Николай, инженер:

  • Сами знаете, зарплаты у многих сейчас ненамного превышают прожиточный минимум, а у меня семья, дети, поэтому кручусь как белка в колесе. А тут еще и эти праздники – пропала моя подработка, а это серьезный удар по бюджету.

Вика, менеджер по продажам:

  • Знаете, я не могу сейчас оценить ситуацию. Дело в том, что мы с подружкой решили на эту праздничную неделю съездить в Таиланд, отдохнуть как следует. А теперь, когда включаю телевизор и вижу, какой кошмар там творится… Слава богу, денег на поездку не хватило!

Татьяна Николаевна, бухгалтер:

  • Я наконец-то смогла сходить на рождественское богослужение – ведь на работу не надо!

Ксения, домохозяйка:

  • Ну, от работы по дому в праздничные дни отдохнуть не удается, но я очень рада: мы наконец-то несколько дней провели все вместе – муж, дети, я. А то дочки его обычно урывками видят – пришел с работы, ушел на работу. А так мы и в кино сходили, и в парке погуляли, на коньках все вместе покатались.

Михаил, фотограф:

  • Все бы хорошо, но мне лично и после обычных трех выходных сложно было взять себя в руки и вернуться к работе, а уж после десяти дней подряд… К хорошему быстро привыкаешь! (Газета «Южный округ»).


Б) Михаил Светин: «Женщин обожаю с детского сада».

  • Михаил Семенович, вас стали узнавать на улице после фильма Гайдая «Не может быть!»

  • Да. Гайдай сыграл большую роль в моей жизни. Я снялся у него в «Не может быть!» и еще в одной, не очень, может быть, удачной ленте – «Частный детектив, или Операция «Кооперация», где сыграл отца героини. Еще Гайдай снимал «Фитиль», где меня продавала на птичьем рынке жена (Нина Русланова)…

  • На вашу жизнь как-то влияет образ комедийного актера?

  • Скорее наоборот, моя индивидуальность накладывает отпечаток на роли, которые играю. А играть люблю с детства. Болтал без умолку. Выступал, выступал и вот – довыступался. Когда был совсем маленький, по утрам прибегал в комнату родителей, залезал в их кровать и, стоя у них в ногах в смешной длинной белой рубашонке, читал почему-то «Однажды в студеную зимнюю пору».

В школе я не любил никаких предметов, кроме литературы и истории. Математика, физика, химия – это было страшно. Обожал смешить людей, обожал внимание. Если бы вы видели, какой «театр одного актера» я устраивал на уроках! Учителей никто не слушал – только меня! Как-то после одного такого «спектакля» в класс вошел завуч и за руку вывел из класса. Угадайте, что он сделал? Сделал он неслыханное: несмотря на то, что третья четверть еще не закончилась, заполнил весь мой табель, подписал внизу: «Успешно окончил восьмой класс» и дал мне такого пинка!.. Остаток учебного года я провел в родном киевском дворе по улице Постышева, 20…

  • Чем любите заниматься в свободное время?

  • Играю на синтезаторе. Любительском, дома. Иногда часами сижу. На пианино играю. На даче есть аккордеон, разворачиваю меха. Люблю слушать серьезную музыку, классику. Ужасно люблю военную музыку, марши! Я же служил в двух военных духовых оркестрах.

Внучек люблю. Это тоже мое хобби. Они в Америке живут… В детстве и в молодости играл в футбол. В свое время был болельщиком киевского «Динамо». Теперь, как сюда переехал, болею за «Зенит», за нашу сборную. Мне кажется, здесь все болеют за «Зенит». Я обожаю хорошую игру. Сильно болею, я в этом смысле человек нервный. Шахматы что-то перестал любить. Люблю в преферанс перекинуться.

  • В одном из интервью вы признались: «Я ничего не люблю, кроме театра и женщин». Это правда?

  • Да! Я люблю себя в театре. Не по Станиславскому, который говорил, что надо любить театр в себе. Я же люблю себя, когда играю. Я получаю кайф – больше, чем зрители. Они смеются, и мне – большое удовольствие. А женщины! Всю жизнь обожаю их, с детского сада.

  • Каким, по- вашему, должен быть хороший современный фильм?

  • Это как фотография – можно просто щелкнуть, а можно снять так, что изображение передает настроение фотографа, его мысли, эмоции, страхи… Это все внутри. И порой сложно объяснить словами. Надо, чтобы было красиво, потому что красота – это добро. Талант не может быть злым.

^ Я верю, что переходный период безыдейного искусства скоро закончится, и наш кинематограф станет интереснее и глубже. А пока мне хочется смотреть старые фильмы.

  • Как думаете, чего нам не хватало в ушедшем году?

  • Вообще, главное в этой жизни - не терять оптимизма. Чего, кстати, желаю в наступившем году и читателям «Южных горизонтов». «Оптимизм» напишите обязательно с большой буквы («Газета «Южный округ»).


Задание 4.

Очерк. Основные черты жанра: рассказ о человеке, факте, нескольких фактах, элементы художественного описания (проникновение в мир героя, его психологию, историю жизни), проблемность, авторская позиция.

  1. Прочитайте очерк. Ответьте на вопросы: удачно ли дан заголовок? Какой предложили бы вы? Кто герой очерка? Типичное и особенное в его судьбе? Как композиционно построен рассказ? Как проявляется авторская позиция? Какие проблемы подняты в очерке?


Греческая трагедия

(в отрывке)

Она перевернула все представления об опере, но не смогла изменить свою судьбу. Любовь стоила Каллас ее главного сокровища – голоса.

Мария Каллас – величайшая примадонна ХХ столетия, которая изменила историю оперы. Эту женщину с голосом колибри и бешеным темпераментом называли Тигрицей, Циклоном Каллас, Дьявольской Дивой. Каллас обладала завораживающей красотой и творческой одержимостью. Она вдохнула новую жизнь в классическое искусство, став не только певицей, но и драматической актрисой. Даже люди, равнодушные к опере, выходили с ее спектаклей потрясенными. И все-таки она говорила: «Музыка – не самая важная вещь в жизни. Любовь важнее любого артистического триумфа».

В театре она играла Норму, которая взошла на костер вместе со своим возлюбленным и готова была принести в жертву своих детей, и безумную Лючию, которой пришлось выйти замуж за нелюбимого человека. Она была отверженной в «Травиате» и страстной любовницей в «Тоске». Самой известной партией Марии Каллас стала Медея, готовая на все ради любви. Влюбившись в аргонавта Ясона, она пожертвовала всем – отцом, братьями, детьми. Жизнь Каллас тоже оказалась настоящей греческой трагедией, где была и великая любовь, и жертвы, и предательство.

Как и положено героине трагедии, Мария с рождения была отмечена неблагосклонностью рока. Словно боги, наградившие девочку чудесным голосом, решили отобрать у нее надежду на простое человеческое счастье.

В детстве Мария хотела стать дантистом. Но уже в три года начала слушать классические произведения. Брать уроки игры на фортепиано она начала в пять лет, а уроки пения – в восемь. Всю жизнь ее музыкальные достижения шли рука об руку с несчастьями: «Мне всегда приходилось расплачиваться за свои триумфы немедленно, печалью или физической болезнью». В шесть лет Мария попала под машину и двенадцать дней провела в коме. Врачи думали, что она умрет, и когда девочка начала поправляться, о ее чудесном спасении писали все газеты. Вскоре после выздоровления Мария стала совершенно одержима музыкой, как будто во время комы ей удалось повидать другие миры и принести в наш мир часть потусторонних способностей.

В 1953 году Каллас впервые поет Медею в «Ла Скала». Тогда она еще не знала, что эта роль – роль женщины, пожертвовавшей всем ради любви, - навсегда определит ее жизнь.

Свою последнюю оперу, «Норму», Каллас спела в 1965 году в Париже, где она жила. На одном из представлений на «до» третьей октавы голос Каллас сорвался. Оркестр остановился. Каллас подняла руку, прося о тишине, и затем второй раз спела тот же пассаж. «Я слышал, как в зале всхлипывали люди. Я сам не мог сдержать слезы. Какое фантастическое мужество. Фантастическое!» - вспоминал друг Марии дирижер Леонид Бернстайн. Но сама Мария понимала, что этот героизм уже ничего не изменит.

Каллас оставила сцену, но в 1969 году снялась в фильме «Медея» Паоло Пазолини. Мария писала: «В юности я считала, что мой бог - музыка. Музыки не хватило, чтобы просто быть счастливой. И с тобой я себе изменила. Мне не о чем петь. Поэтому я молчу. Терпи, любовь моя. У одиночества тоже бывает предел. Имя ему смерть».

Каллас закончила свои дни в парижской квартире с двумя пуделями – вместо детей. Причина ее смерти неизвестна до сих пор. 16 сентября 1977 года газеты объявили: «Голос столетия замолчал навсегда».

^ Прах Марии развеяли над Эгейским морем, а на кладбище Пер-Лашез в Париже осталась пустая ниша с буквами МС – Maria Callas (Журнал «Биография», текст: Ася Датнова).

  1. Напишите очерк на одну из тем: «Семейная реликвия» или «Когда ж постранствуем, воротимся домой…»

  2. Предложите темы очерков на творческий конкурс по специальности «Журналистика».


Итак, жанр – это всего лишь форма. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах, как один человек может быть - в зависимости от ситуации – одет в разные одежды: от спортивного костюма до смокинга. Как одежда должна быть удобна и уместна, так и жанр («одежка» материала) призван органично выражать данное содержание (тему, проблему, героя).

Традиционно считается, что для событийных, сиюминутных тем лучше всего подходят информационные жанры – собственно информация, корреспонденция (расширенная информация), репортаж, а также комментарий, особенно популярный нынче жанр, позволяющий быстро реагировать на текущие события, особенно политические. Об официальных событиях, а также важных культурных, спортивных мероприятиях принято сообщать в форме отчета. О человеке, герое лучше рассказать с помощью интервью, беседы, очерка. Проблему (неважно – политическую, экономическую, социальную) следует облекать в форму аналитической статьи, а для дискуссии по наиболее сложным и спорным проблемам хорошо подходит «круглый стол». Большой круг проблем, явлений, событий удобнее всего обозреть в жанре, который так и называется «обзор», или «обозрение». Это может быть международное, сельскохозяйственное, спортивное обозрение, а также обзор газет, выставок, репертуара театра или кино. Для более подробного и глубокого рассказа о произведении искусства существует жанр рецензии, к сожалению, почти ушедший сегодня со страниц ежедневной прессы.

В современной журналистике широко используется смешение двух или более жанров в одном материале. Так, в репортаже оказываются куски интервью, и наоборот: интервью прерывается авторскими зарисовками; вполне уместно смотрится вкрапление в очерк цитат из документов, писем, дневников героя. Проблемная статья также может быть «нашпигована» разного рода документами, подтверждающими или опровергающими чьи-то суждения. Вообще присутствие живого документа, прямое его цитирование (в отличие от пересказа своими словами) – одна из примет современной журналистики, это придает большую достоверность и убедительность любому материалу.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Аграновский А. Уроки мастерства. – М., 1991.

  2. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. – СПб., 1997.

  3. Беневоленская Т. Композиция газетного очерка. – М., 1975.

  4. Гуревич С. Репортаж в газете. – М., 1973.

  5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

  6. Пельт В. Информация в газете. – М., 1980.

  7. Тищенко В. Интервью в газете… – М., 1980.

  8. Ученова В.В. Беседы о журналистике. – М., 1990.

  9. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать. – М., 1976.

  10. Миловидова И.В. Все о вступительном сочинении. Для поступающих в вузы. 2 изд., испр. – М., 2003. /Серия «Домашний репетитор».

  11. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания. 10-11 классы. – М., 2006.

  12. Коган И.И., Черняк М.А., Черняк В.Д. Искусство написания сочинений. Пособие для поступающих в вузы. 3 изд., испр. и допол. – СПб., 2004 /Серия «Трудный экзамен».

  13. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. Методическое пособие для выпускников школ, абитуриентов. – М., 2004 /Серия «Абитуриент».

  14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006.




Скачать 266,68 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер266,68 Kb.
ТипСочинение, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх