Рабочая программа для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание icon

Рабочая программа для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Рабочая программа для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»...
Рабочая программа дисциплины гсэ. В. 01. «Социология» Специальность 020600 (031401...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религий» федерального компонента цикла...
Рабочая учебная программа для студентов специальности 031401 «Культурология» культура русского...
Программа к государственному экзамену по специальности 031401 культурология для специализации...
Рабочая программа по дисциплине «история архитектуры региона» Для специальности «Культурология»...
Учебно-методический комплекс специальность : 031401 «Культурология» Рекомендовано кафедрой...
Рабочая учебная программа для студентов специальности 031401 «Культурология» экология...



страницы:   1   2   3
скачать
Российская федерация

Министерство культуры России

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий


ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рабочая программа

для студентов специальности 031401 «Культурология»


Содержание

Пояснительная записка 2

Тематический план курса (ОДО) 3

Тематический план курса (ОЗО) 4

Рабочая программа курса 5

Планы семинарских занятий 23

Вопросы к экзамену 31

Задания для СРС 33

Список основной и дополнительной литературы 34


^ Пояснительная записка


Учебная дисциплина «Культурная антропология» входит в базовый курс обучения по специальности «Культурология».

Учебная дисциплина культурная антропология исследует вопросы расогенеза, этногенеза, социогенеза, культурогенеза, помогает студентам понять процесс развития и формирования культурно – антропологического знания, осмыслять культурные явления и процессы, происходящие в современном мире в целом, и в России в частности.

Антропология (от греч. «антропос» - человек и «логос» - наука) – наука, всесторонне изучающая человека. Появление антропологии как науки о природе человека связано с выпуском в 1596 г. Книги О. Гасмана под названием «Антропология».

В XIX в. в европейских странах возникли антропологические общества, исследующие останки первобытных людей. В результате исследований возникла необходимость реконструкции истории возникновения, развития человечества и культуры, появилась новое направление социальная этническая антропология, изучающая различные этнические группы – носители культурных традиций.

К началу ХХ в. сформировалась культурная антропология, которая стала изучать проблемы культурных особенностей народов. Позже из антропологии выделились направления философской и социально – философской антропологии.

Современная антропологическая наука представляет собой систему наук, изучающих природу человека со стороны его биологии, социума, психологии, общественно – исторических аспектов, духовности.

Культурная антропология – учение о человеке как творце (источнике) и части (результате) культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурных систем, детерминирующих сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаи, обряды, родственные связи, язык, психологию, хозяйственный уклад, нравственность и религию.

Цель курса «Культурная антропология» - изучение человека в комплексе его биологических, психологических, социальных, этнических, культурных связей.

Задачи курса:

- освоение предметного поля культурной антропологии как науки и учебной дисциплины в системе гуманитарного знания;

- освоение основных направлений, подходов и методов исследований в культурной антропологии;

- освоение основных школ и понятий культурной антропологии;

- освоение специфики антропологического понимания культуры;

- знакомство с основами эмпирических исследований в культурной антропологии;

- формирование гуманного отношения к человеку независимо от половозрастных, статусных, этнических, расовых, религиозных и т.д. различий.

По окончании курса «Культурная антропология» студент должен:

  1. Владеть системой антропологических знаний, ориентированных на представление о человеке как единстве биологических, социальных, психологических, культурных связей.

  2. Уметь осуществлять антропологическую интерпретацию изучаемых явлений и процессов на основе анализа антропологических универсалий.

  3. Уметь конструировать гностические институциональные модели поведения человека с учетом его этнокультурной специфики.


Объем курса – 340 часов.

1 курс 2 семестр: лекции 34 / семинары 16 / экзамен

2 курс 3 семестр: лекций 36 / семинары 18 / экзамен

2 курс 4 семестр: лекций 34 / семинары 16 / экзамен

^ Тематический план курса (ОДО)



п/п


Наименование тем курса

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Срс

1

Предмет культурной антропологии

10

2

2

6

2

Ведущие подходы к изучению культурной антропологии

16

4

2

10

3

Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии

50

26

4

20

4

Основные понятия культурной антропологии. Понятие об этносе и этнических процессах

18

6

2

10

5

Антропогенез и этногенез

20

6

4

10

6

Расообразование и история расселения народов

20

6

4

10

7

Язык как этнический фактор

16

4

2

10

8

Этнолингвистическая класссификация

16

4

2

10

9

Понятие об основных хозяйственно – культурных типах

14

4

2

8

10

Родоплеменная структура этносов

16

4

2

10

11

Фратрии и брачные классы

16

4

2

10

12

Тотем и табу

18

4

4

10

13

Первобытная магия и происхождение власти

18

4

4

10

14

Формы обмена и общения

18

4

4

10

15

Этническое самосознание и взаимодействие этнических культур

18

6

2

10

16

Преемственность культурных традиций

16

4

2

10

17

Проблемы передачи культурной информации

16

4

2

10

18

Типы культурно – исторического наследования

16

4

2

10

19

Конкретно – исторические аспекты восприятия, описания и понимания «своей» и «чужой» культур

18

6

2

10




Всего:

340

104

50

186



^ Тематический план курса (ОЗО)



п/п


Наименование тем курса

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Срс

1

Предмет культурной антропологии. Ведущие подходы к изучению культурной антропологии. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

42

2

-

40

2

Основные понятия культурной антропологии. Понятие об этносе и этнических процессах. Антропогенез и этногенез. Расообразование и история расселения народов.

52

2

-

50

3

Язык как этнический фактор. Этнолингвистическая классификация. Понятие об основных хозяйственно – культурных типах.

44

2

2

40

4

Родоплеменная структура этносов. Фратрии и брачные классы. Тотем и табу

54

2

2

50

5

Первобытная магия и происхождение власти. Формы обмена и общения.

44

2

2

40

6

Этническое самосознание и взаимодействие этнических культур.

24

2

2

20

7

Преемственность культурных традиций. Проблемы передачи культурной информации.

28

2

2

24

8

Типы культурно – исторического наследования

24

2

2

20

9

Конкретно – исторические аспекты восприятия, описания и понимания «своей» и «чужой» культур

28

2

2

24




Всего:

340

18

14

308



^ Рабочая программа курса

Тема 1. Предмет культурной антропологии.

Лекция 1.

Генезис антропологического знания. Структура антропологического знания: антропогенез, морфология человека, этническая антропология, социальная антропология, философская, политическая, экономическая, педагогическая, теологическая, психологическая, геологическая, культурная антропология. Культурная антропология – учение о человеке как о творце и части культуры.

Изучение процессов формирования культуры, этнокультурных систем, детерминирующих сущность и поведение человека.

Проблематичность создания универсальной теории человека в антропологии.

^ Тема 2. Ведущие подходы к изучению культурной антропологии.

Лекция 1.

Эволюционный подход и его специфика (Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер). Социологический подход (Э Дюркгейм, М. Мосс, Л. Леви – Брюль). Культурно – биологический подход (К. Линней, Ж. Гобино). Расово – биологический подход (Х. Чемберлен, А. Розенберг, Э. Блайден, Леопольд Сенгору, Э. Сезар).

^ Тема 2. Ведущие подходы к изучению культурной антропологии.

Лекция 2.

Психологический подход (М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер). Психология масс (Г. Лебон, Г. Тард). Личность – культура (Рут Бенедикт). Культурно – педагогический подход (М. Мид).

Психоаналитический подход (З. Фрейд, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм). Аналитический подход (К.Г. Юнг). Гуманистический психоанализ (Э. Фромм). Транзактно – стратегический подход (Э. Берн, К. Штайнер).

Функциональный подход (Б. Малиновский, Алфред Редклиф – Браун). Структурно – функциональный подход (К. Леви – Стросс).

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 1.

Эволюционизм. Э. Тэйлор и значение его трудов: «Исследование по ранней истории человечества», «Первобытная культура», «Антропология». Специфика науки о культуре.

Дж. Фрэзер. Принцип причинности в объяснении развития культур.

Фридрих Ратцель и концепция антропогеографии. Культурная морфология Лео Фробениуса.

Немецкая антропология (Фриц Гребнер и Бернгард Анкерман). Культурные круги и культурные слои. Венская школа (В. Шмидт).

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 2.

Культурно – историческая школа в антропологии. Американская антропология (Франц Боас). Модели культурных ареалов Америки. А. Крёбер. Конфигурации роста культуры.

Социологическая школа в антропологии. Э. Дюркгейм. Коллективные представления. Марсель Мосс и социоцентризм.

Л. Леви – Брюлль и концепция первобытного мышления.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 3.

Общая характеристика биологизаторского подхода в антропологии. Основы расизма. Фукидид, К. Линней, Л. Бюхнер, Д. Нотт и Д. Глиддон. Расистская концепция Ж. Гобино. Антропосоциология Ж. Лапуша и О. Аммона. Политическая антропология Людвига Вольтмана и его классификация антропологических типов. Х. Чемберлен. Тевтонская культура, тевтонская раса. Полноценные и неполноценные культуры и народы.

Нацизм (А. Розенберг, А. Гитлер). Идеал германской культуры. Родственные народы и культуры. Жизненное пространство. Полноценные и неполноценные культуры и народы.

Негритянский расизм Э. Блайдена. Концепция негритюда Леопольд Сенгору. Последователи Сенгору Э. Сезар, Л. Дамас.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 4.

Психологическое направление в антропологии. Концепции психологии народов. М. Лациус, Х. Штейнталь, В. Вундт, Л. Уорд, У. Самнер.

Концепции групповой психологии. Г. Лебон, Г. Тард.

Концепция «культуры – личности» Р. Бенедикт. Типы культуры. «Хризантема и меч».

Маргарет Мид и антропология детства, воспитания и семьи.

Психоаналитическая школа в антропологии. Динамическая теория личности и теория культуры З. Фрейда. Геза Рохейм «Психоанализ и антропология». К. Юнг. Принцип коллективного бессознательного и его роль в исследовании культуры. Западный и восточный типы мышления.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 5.

Функционализм. Функциональная теория культуры Б. Малиновского. Постулат универсальной функциональности: культурное действие должно быть соотнесено с социальной потребностью; функция – удовлетворение потребности.

Алфред Редклиф – Браун: от функционализма к структурализму. Принцип оппозиции. Структура как система отношений между компонентами, обеспечивающая постоянство жизнедеятельности.

Эдвард Эванс – Причард. Оксфордская школа антропологии: нравственно – исторический подход.

Структурно – функциональное направление в антропологии. Общие принципы структурализма. Клод Леви – Стросс. Принцип единства человеческого разума и базовых ментальных структур. Бинарные оппозиции. Бинарные и тернарные структуры в социальной организации. Тотемические классификации. Процесс и структура. Наука и магия. Количество и качество. Дифференциация и интеграция. Принцип равновесия.

Американская антропология Т. Парсонс и Р. Мертон. Объект анализа – типичное социальное явление (роли, типы, процессы, стандарты, реакции, социальные нормы, организации, структуры и т.д). Функциональный императивизм.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 6.

Математизация антропологии. Поиски статистических закономерностей в культурных процессах. Джордж Мердок и изучение корреляций социальных структур. Этнографические выборки мира. Этнографический атлас мира. Джон Уайтинг. Проблема бесконечного многообразия культур и статистические ограничения.

Принципы символической антропологии. Э. Кассирер, К. Леви – Стросс.

Теория символов Л. Уайта. Культурология Л. Уайта и ее принципы. Детерминация человека культурой (экстросоматическая традиция). Поведение народа – функция его культуры.

Дж. Г. Мид. Символический интеракционизм. Социальные взаимодействия и анализ «Я». Стимул – знак – мотив – самосознание. Символические и функциональные стороны социального процесса. Роли, их принятие и исполнение.

Ч.Х. Кули. Принцип зеркального «Я». А. Халлер теория «значимого другого».


^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 7.

Когнитивная антропология. Л. Леви – Брюль и дологическое сверхъестественное мышление. Ж. Пиаже и сравнительно изучение типов мышления.

М. Мид и метод исследования национального характера. Три типа культур (посткофигуративные, кофигуративные, префигуративные).

М. Коул, С. Скрибнер «Мышление и культура». Равноправность западной и незападной стратегии получения объективных знаний. Понятие «техники мышления».

Принцип лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Ли Уорфа. (язык усвоенный в детстве определяет способ структурирования мира).

Теория когнитивных стилей Х.А. Виткина. Два стиля (артикулированный и глобальный). Понятие психологического поля. Социокультурные и природные факторы.

М. Вобер и концепция «сенсотипа». Западный сенсотип и африканский. Три разновидности ментальности (западная, восточная, традиционно – этническая).

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 8.

Культурный релятивизм. Методологические основания культурного релятивизма. Принцип равноправия различных культур. Несопоставимость систем культурных ценностей (принцип неэквивалентности ценностей). Ф.Боас, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Херсковиц.

Культурная антропология М. Херсковица. Отказ от евроцентризма. Этнософия. Критика единой закономерности культурно – исторического процесса. Принцип разнонаправленно развивающихся культур. Культура как способ жизни и среда обитания. Принцип культурного фокуса. Механизм изменения культур. Культурные универсалии. Инкультурация и социализация. Принцип культурного релятивизма и три его аспекта (методологический, философский, практический). Принцип толерантности (терпимости) и уважения к культурам.

Антропология К. Клакхона: культурные модели и конфигурации.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 9.

Постмодернизм в культурной антропологии. Методологические основы постмодернизма и постструктурализма. Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Паннвиц и кризис европейской культуры. Федерико де Онис.

Философско – культурологическое направление Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида. Основные признаки постмодерна.

Таблица В. Розина. Лесли Фидлер и принцип «снятия границ». Чарльз Дженкс и понятие «двойного кодирования».

Умберто Эко принцип полиструктурности и полизначности – «Имя розы».

Б. Акунин «Приключения Э. Фандорина». В. Пелевин «Генерация П».

Постмодернизм – плюрализм (Б. Белый). Классификационная таблица искусств Ихаба Хассана.

Постмодернистская концепция Ж. Бодрийяра (деконструкция, децентрация, детерриторизация).

Постструктуралистская концепция Жака Деррида. Деконструктивизм. Текст. Письмо. Речь. Разрушение логоцентризма.

Ролан Барт и проблема анонимности (смерть автора, объекта и субъекта).

Жиль Делез и Феликс Гваттари. Принцип детерриторизации и ризомы. Психоанализ и шизоанализ. Культура как промежуточное состояние между шизофренией и паранойей. Номадический образ жизни. Центр и периферия.

Принцип ризомы. Принцип конструкции. Текст и квазитекст. Центрированная и децентрированная культура.

Жорж Батай, Жан Лиотар, Юлий Кристев, Фредерик Джеймисон, Поль де Ман, хэролд Блум, Джозеф Миллер.

Постмодернистские тенденции в современной культуре.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 10.

Развитие школ и направлений культурной антропологии во второй половине ХХ в. Культурная экология. Неоэволюционизм. Культурная динамика. Проблемы построения универсальной антропологической теории как выражение характера поиска современной антропологии.

Культурная экология Джулиана Стюарда. Справочник по индейцам Южной Америки. Принцип многолинейной эволюции. Параллельная эволюция. Три пути исследования развития культуры. Культурная экология как объяснительный принцип адаптации культуры к окружающей среде. Понятие культурного типа. Концепция уровней социокультурной интеграции. Пределы изменения и адаптации культуры. Последователи Стюарда – М. Салинс, Д. Беннет, Р. Неттинг.

Гордон Чайлд и концепция неолитической и городской революции.

Виктор Тэрнер и культурная динамика. Ритуал и символика.

Ван Геннеп. Явный, латентный и скрытый смыслы. Лиминальность.

Коммунитас и структура как чередующиеся стадии существования общества. Экзистенциальная, нормативная и идеологическая коммунитас. Гадание. Цветовая классификация.

Эдмунд Лич и культурной динамике как норме. Власть и культурная обусловленность времени.

Энтони Уоллес и Уинстон ЛаБарр – теория кризисных культов.

Марвин Харрис. Культура – технология и условия окружающей среды. Принцип оптимальности культуры - равновесие. Экономическое основание обычая. Взаимодействие факторов культуры.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 11.

Герменевтическая и семиотическая (интерпретативная) антропология.

Джордж Мердок – математизация антропологии. Поиск статистических закономерностей, изучение корреляции социальных структур. Этнографические выборки мира и этнографический атлас мира. Поиск объяснительных принципов причин культурного разнообразия.

Вильгельм Дильтей и принципы понимающей психологии. Последователи Дильтея – Г. Миш, И. Вах, Ротхакер, Больнов. Герменевтика текста. Метод культурного анализа.

Клиффорд Гирц и Виктор Тэрнер. Анализ культуры как этнографическое описание и интерпретация. Метод «вживления» в культуру – Д. Хейэно, Л. Долби.

Гилберт Райл и описание с нажимом. «Эгоистичный ген» Роберта Докинза. Культура как процесс репликации.

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 12.

Психоаналитические исследования культур в конце ХХ в. Исследования психоистории. Э. Эриксон и теория возрастов культуры.

Психоистория Ллойд де Моза (культура как либидо). Психоантропология Г. Стейна (культура как групповая фантазия).

Психоаналитические концепции Дж. Деврё (этнопсихоанализ), У. Ла Барре (человеческое животное). Комплексный подход в исследовании культуры (психоанализ, этнология, социология). Психологические механизмы защиты. От индивидуальной психотерапии к социогенной терапии.

Норма и патология в системе антропологического знания. Этология культуры (биология, психология и социальная специфика человека).

^ Тема 3. Исследовательские направления, школы, концепции культурной антропологии.

Лекция 13.

Развитие антропологии в российской науке. Токарев С.А. Восемь периодов развития отечественной антропологии. Источники «Повесть временных лет», «Жития святых», «Хождение игумена Даниила», «Хождение за три моря Афанасия Никитина». – XV – XVI в.

«Сибирские летописи», «Чертежная книга Сибири» Семена Ремезова. Описание Китая Николая Спафария, «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого. «Общее географическое описание всея Сибири» В.Н. Татищева. Изучение народов Сибири Г.Ф. Миллер, «Описание земли Камчатской» С.П. Крашенинников. – XVII – XVIII в.

И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». – конец XVIII в.

Сочинения русских путешественников И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, В.М. Головин, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, И.Е. Вениаминов (описание алеутов). Изучение народов Средней Азии – Н.Н. Муравьев, А.П. Левшин. Изучение народов Кавказа С. Броневский.

Русское географическое общество 1845 г. Формирование принципов этнографической науки. П.И. Кеппен – этнографическая карта Европейской России (1851). Развитие эволюционизма в русской этнографии.

Журнал «Этнографическое обозрение» 1889 г.

Н.М. Пржевальский (центральная Азия), Н.Н. Миклухо-Маклай (Новая Гвинея, Океания, Юго-Восточная Азия).

Формирование антропологических школ (Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз, В.В. Докучаев, Н.Н. Миклухо-Маклай (географический детерминизм), С.М. Широкогоров, теорий (Г. Шпет – этническая психология)

Советская антропология (С.А. Токарев, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг). Культурно исторические исследования (Л.С. Выготский, Г.Шпет)

Формирование Института этнографии АН СССР в 1942 г.

Борьба с вейсманизмом – морганизмом в советской этнографии. Энциклопедия «Народы мира» 50-60 г.г.

Ю.В. Бромлей и исследования этноса, эндогамии, типологии, иерархии.

Институт этнологии и антропологии РАН – конец 80-х г.г.

^ Тема 4. Основные понятия культурной антропологии. Понятие об этносе и этнических процессах.

Лекция 1.

Этническая культура и ее составляющие: знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях реального и сверхъестественного мира, манеры поведения, этикет, обычаи, традиции, ритуалы.

Этнос, племя, народ, нация, семья. Защитные механизмы этнической культуры: специфические и неспецифические. Этнические константы. Гомогенность и гетерогенность этносов.

Этнос и факторы его формирования: географический, языковой, религиозный, экономический. Национальный характер.

^ Тема 4. Основные понятия культурной антропологии. Понятие об этносе и этнических процессах.

Лекция 2.

Процессы этнического объединения (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция и этногенетическая миксация). Процессы этнического разделения (парциация, сепарация, дифференциация). Традиционализм и модернизация.

Культурные мотивы этнической мобилизации. Процессы аккультурации.

Модель измерений этнической культуры: индивидуализм-коллективизм, степень толерантности, степень избегания неопределенности, маскулинность-феминность, нравственная оценка природы человека, степень дифференциации культуры, эмоциональный контроль, близость контактов, дистанция между человеком и властью, степень господства над природой, ориентация во времени, степень активности человека, культура вины и культура стыда.

^ Тема 4. Основные понятия культурной антропологии. Понятие об этносе и этнических процессах.

Лекция 3.

Этническая межкультурная адаптация и характеристика ее основных этапов: медовый месяц, культурный шок, критическая точка, осознание необходимости изучения чужой культуры, полная и долгосрочная адаптация.

Межкультурная адаптация и характеристика психологических типов: посредники, маргиналы, перебежчики, шовинисты. Межкультурная адаптация и характер культурной среды: восточные (высококонтекстные), западные (низкоконтекстные).

Межкультурные коммуникации и их специфика: вербальная и невербальная. Культурные модели атрибуции достижений.

^ Тема 5. Антропогенез и этногенез.

Лекция 1.

Понятие антропогенеза. Биологические предпосылки антропогенеза. Стадии процесса антропогенеза по геологическим периодам: гипотетический предок человека и обезьяны, ранний австралопитек, африканус, робистус, homo habilis, homo erektus, homo sapiens (неандерталец), homo sapiens (человек разумный). Появление первых родов, разделение труда, огня, магии, табу, наскального искусства.

Гипотезы о центрах появления человека: моноцентризм, полицентризм. Ареалы центров: узкий моноцентризм (Африка), широкий моноцентризм (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная Европа); полицентризм: 4 территории – центра.

Гоминизация – процесс «очеловечивания» обезьяны. Гипотезы влияния факторов на процесс гоминизации: первичные мутации (Матюшин, 1982), климатические изменения (похолодание 3 млн. лет назад), скачкообразные мутации изменения генов, трудовая деятельность (Ф. Энгельс 1876).

Основные этапы гоминизации: прямохождение – создание орудий труда, развитие руки – охота – совместная трудовая деятельность – развитие речи – развитие мозга, сознания – сохранение и передача культурного опыта – развитие общества и культуры – миграция и смешение человеческих групп – эволюция нервной системы и поведения – развитие духовного мира людей.





оставить комментарий
страница1/3
Дата15.10.2011
Размер0,6 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх